Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ВОЙНЫ С ХИМЕРАМИ (гибридные войны)'

ФЕНОМЕН ВОЙНЫ С ХИМЕРАМИ (гибридные войны) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
83
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гибридные войны / промысел мышлением / смысловые химеры / диалектические основы математики / фаустова культура / жизнетворение / hybrid wars / thinking craft / semantic chimeras / dialectical foundations of mathematics / Faustian culture / life creation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ВОЙНЫ С ХИМЕРАМИ (гибридные войны)»

ГИБРИДНЫЕ ВОЙНЫ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО

Арменский А.Е.

к.т.н., доцент, заместитель руководителя ИАЦ «Наука» РАН

Кочубей С.Э.

академик Международной общественной академии экологической безопасности и природопользования

ФЕНОМЕН ВОЙНЫ С ХИМЕРАМИ (гибридные войны)

Ключевые слова: гибридные войны, промысел мышлением, смысловые химеры, диалектические основы математики, фаустова культура, жизнетворение.

Keywords: hybrid wars, thinking craft, semantic chimeras, dialectical foundations of mathematics, Faustian culture, life creation.

Где нет числа и меры там хаос и химеры.

(Пифагор)

Многим наверняка доводилось слышать фразу известного британского политика и литератора Уинстона Черчилля (1874-1965) о том, что генералы всегда готовятся к прошлой войне. Время от времени происходит изменение облика войны, представимой как временное событие. Но само понятие «временного» предполагает наличие вечного, поскольку «время мыслимо только тогда, когда мы, пусть незаметно для себя, оперируем категорией вечности»1. А это значит, что помимо временного измерения войны следует принимать в расчёт и её вечное, вневременное измерение. Разумеется, что это вневременное, вечное измерение войны соотносится со смысловым полем, поскольку время есть антитеза смысла. В смысловом поле идёт непрестанная война со смысловыми химерами, т.е. ложными идеями, способными порождать у людей ложные представления. Всю тяжесть пребывания в этом состоянии заблуждения, т.е. духовного ослепления2, передал универсальный гений немецкой литературы Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832). Он писал: «Ложное представление опровергнуть нельзя, так как оно основано на убеждении, что ложь есть истина». Словом, мысленные грёзы людей вполне могут оказаться угрозами для них же самих. Возникающая же при этом путаница клубка «нити мыслей», известная как «вавилонское смешение» (умов), погружает людские умы в состояние войны (с мысленными химерами). В этой связи уместно напомнить давний философский афоризм герцога де Ларошфуко (1613-1680): «Если нет мира внутри нас, бесполезно искать его вовне». В свете сказанного нас уже не должна удивлять фраза в преамбуле устава ЮНЕСКО о том, что «все войны начинаются в умах людей». При этом ещё раз подчеркнём, что войны в мысленном, смысловом поле идут непрестанно. На основании изложенного несложно понять то, что именно пребывание в этом состоянии «вавилонского смешения» умов следует признать «гибридной войной» (от лат. hibrida - смешение).

Таким образом, становится очевидной необходимость комплексного, целостного осмысления общего феномена войны, разворачивающейся как в обыденном физическом плане, так и в метафизическом, умозрительном плане. И если все традиционные средства и приёмы ведения войны в физическом плане нацелены на разрушение вещественных возможностей противника, то война в метафизическом плане сопряжена с подрывом невещественных, умственных возможностей противника и навязыванием ему логики саморазрушения. Суть же этой незримой войны в людских умах составляет промысел мышлением. Промысел может быть не только охотничьим. Стоит ли после этого удивляться тому, что в современном польском слово mysliwiec («мысливец») означает «охотника»3. Кстати, ещё Аристотель в своём трактате о государстве уподобляет науку о войне или об охоте - науке о приобретении рабов, т. е. «пленённых на войне»4. Разумеется, война в метафизическом плане нацелена на «вавилонское пленение» умов, служащее, по словам Черчилля, возведению «империи сознания». Особенности такого пленения умов проясняет французский философ и теоретик культуры Мишель Фуко (1926-1984) в своей работе «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы» (1975). Он пишет: «Глупый деспот приковывает рабов железными цепями; истинный политик связывает их еще крепче цепью их собственных мыслей; первое ее звено он закрепляет в надежной точке - в разуме. Связь эта тем крепче, что мы не знаем, чем она держится, и считаем ее делом собственных рук. Отчаяние и время разъедают скрепы из железа и стали, но бессильны против привычного соединения мыслей. На мягких волокнах мозга возводится прочный фундамент

1 Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: Академический Проект, 2008. - С. 271.

2 Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / Сост. А.А. Тахо-Годи; общ. ред. А.А. Тахо-Годи, И.И. Махонь-кова. - М.: Мысль, 1993. - С. 856.

3 Тимофеев В.П. Другое Слово о полку Игореве. - М.: Вече, 2007. - С. 25.

4 Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. - М.: Прогресс-Универс, 1995. - С. 233-234.

мощнейших империй». В данном контексте стоит обратить самое пристальное внимание на мысль немецкого философа Мартина Хайдеггера (1889-1976) о том, что «разум, прославляемый веками, является самым упорным противником мышления». Вот почему в т.н. «гибридной войне», разворачивающейся в метафизическом плане, основные усилия сосредоточены в религиозной и образовательной сфере (например, проект Просвещение с его культом Разума).

В свете сказанного выше невольно возникает вопрос, касающийся существа комплексного осмысления общего феномена войны. В этой связи напомним, что «осмысленное бытие... есть исчисленное бытие»1, поскольку «само число и есть первый принцип логического»2 (от др.-греч. Хоужц - «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению»). Вот почему вполне закономерным представляется давнее замечание философа, математика и церковного деятеля ХУ века Николая Кузанского (1401-1464) о том, что «ум без числа ничего не достигнет». Из сказанного проистекает необходимость обращения к разделу математики (от др.-греч. ^.авщ^а - знание, наука), связанному с изучением комплексных величин вида a + bi, где a и b - вещественные (действительные) числа, а i - мнимая единица, для

•2 -,

которой выполняется равенство i = —1.

Давно замечено, что это определение мнимой величины мало что даёт для его понимания по существу. Не мудрено, что это пресловутое i вводят, по словам выдающегося русского философа и филолога А.Ф. Лосева (1893-1988), «нехотя, как бы стыдясь столь неприличной вещи, и если вводят, то сейчас же стремятся избавиться от этого i и перейти к «вещественным» числам и операциям»3. В этих условиях нам надлежит не прикрывать этот «досадный символ i»4, а постараться внести в него некоторую ясность. В этом деле нам помогает знакомство с единственным в своём роде трудом А.Ф. Лосева «Диалектические основы математики». В этом труде указывается на то, что отрицательная единица (-1) есть некое представление единицы, вернее, некий её смысловой образ, смысловая структура единицы, идея единицы. Отрицательность есть вообще некая мыслимость по сравнению с положительными числами, которые всегда даны как реальность. Ну а наличие квадратного корня ставит вопрос о поиске первоначального основания отрицательности, самого истока отрицания. Мыслить же отрицание единицы - значит мыслить её границы со всем прочим, что не есть она сама. Следовательно, «корень отрицания единицы есть корень, из которого вырастают границы единицы, отделяющие её от всего прочего»5. Таким образом, мнимая единица «есть не что иное, как полагание твёрдо очерченной границы, или перспективно сформулированного образа, для отвлечённо взятой единицы, осуществление и утверждение оконтуренности единицы»6. Можно сказать и так, что «мнимая величина и есть форма и вид, образ ограничение числа, форма формы числа, число как смысловая перспектива»7.

Далее обратим внимание на мысль о том, что «мнимая величина, являясь в вещественном смысле нулём (потому-то мнимая ось и проходит через нулевую точку вещественной оси), в более общем смысле отнюдь не является просто нулём. Там, где нет ничего вещественного, оказывается, кое-что может существовать. Может существовать фигура (от лат. figura - внешние очертания, контур какого-либо предмета) вещи, ибо сама-то фигура вещи отнюдь не есть вещь и не есть даже нечто вещественное»8. Словом, фигура вещи (а тем более числа) - невещественна, в вещественном плане она - нуль.

Для облегчения представления мнимостей обратимся к аналогии с зеркалом. Ведь то, что мы видим в зеркале, есть сама вещь в смысле её образа. Эта образность и есть «мнимая» вещь, ибо под «мнимостью» понимается чисто смысловая образность вещи, в которой нет ничего вещественного. При этом не будем забывать о том, что мнимая ось, проходящая в нулевой точке вещественной оси (х), совпадает со второй вещественной осью (у). Таким образом, мнимая величина дана в вещественном плане как бы перспективно, а её контуры не подвержены никакому вещественному воздействию.

ь\ L___ ______ _ _ „ а + Ы

jS^ i J/Г 1 1 J*^ 1 1 jf^ \ 1 ^ -i *

о а

Рисунок 1.

Векторная форма представления комплексной величины

1 Лосев А.Ф. Диалектические основы математики. - М.: Academia, 2013. - С. 104.

2 Там же, с. 103.

3 Там же, с. 566-567.

4 Там же, с. 567.

5 Там же, с. 568.

6 Там же, с. 569.

7 Там же, с 571.

8 Там же, с. 576.

Приведённая выше аналогия позволяет нам лучше понять то, что называется комплексной величиной. Заметим, что само слово комплексный (от лат. complexus - связь, сочетание) указывает на то, что определённое вещественное a в соединении с мнимым b образует единое целое. Словом, комплексная величина есть результат равноправного синтеза (или символического единства) вещественного и невещественного начал, которые соотносительны и немыслимы друг без друга. В результате такого соединения вещественная величина получает совершенно новый вид и новое смысловое содержание. Попросту говоря, комплексную величину характеризует определённым образом направленная величина, т.е. вектор (от лат. vector - несущий).

В результирующем векторе - комплексной величине вида a + bi - обретается символическое единство идеальной предметной сущности, соотносимой с идеальностью «вертикали», и её чисто смыслового идеального тела, соотносимого с вещественностью «горизонтали». Этот результирующий вектор будет уже не чистой мнимостью и не чистой вещественностью, а перспективно осмысленной вещественностью - комплексной, органической величиной, предстающей чисто смысловой структурой, которая перспективно отображена в мысленном «зеркале» ума. Таким образом, комплексную величину можно уподобить организму, в котором важна не только осуществившаяся в нём (числовая) идея, но и то идеально-смысловое (числовое) тело, на котором осуществилась эта идея. И этот организм неизменно символичен. Собственно говоря, «символ, воплощённый в жизнь, есть организм»1. Итак, мы видим, что «идея организма отлична от самого организма, но в то же время совершенно неотделима от него»2. Теперь несложно понять логику т. н. «непрямого» или метафизического, сверхопытного воздействия на организм государственности, вспомнив о том, что все войны начинаются в умах людей. И начинаются они посредством сужения горизонтов мысли, ведущего к подмене комплексного или целостного осмысления односторонним. Прояснить же вопрос о происхождении идеи такой подмены позволяет числовая символика.

Так, вещественные величины можно рассматривать как частный случай комплексных, у которых мнимая часть, соотносимая с идеальностью «вертикали», отделена от вещественности «горизонтали» и приравнена нулю, т.е. не идёт в расчёт. Но если небесная идеальность «вертикали» не идёт в расчёт, то это означает отказ от вечных ценностей ради идущих в расчёт земных вещей, соотносимых с вещественностью «горизонтали». Заметим, что уже в «ДонКихоте» (1604) зафиксировано зарождение вполне приземлённой, лишённой возвышенного характера буржуазной эпохи, проникнутой стремлением к материальной выгоде. Средневековый спор папы и императора о земном наместнике небесной власти разрешился в пользу золота, хлынувшего в Старый Свет из Нового Света. Собственно говоря, достаточно убедительное свидетельство его земного могущества в отдельных странах Старого Света уже в середине XIV столетия содержится в одном из писем итальянского поэта Франческо Петрарки (1304-1374). Оно гласит: «...золото - оно почти всемогуще, и всё под небом подчиняется его власти: золоту служит и благочестие, стыдливость, и вера - коротко говоря, всякая добродетель и всякая слава признают золото господином над собой»3. В этом смысле примечательна картина Квентина Массейса «Меняла и его жена» (1514), выполненная в живописной технике прямой (итальянской или научной) перспективы, порождённой духом эгоизма, направлявшим и новоевропейскую науку. Отметим, что такая живописная техника позволяет создать обманчиво-правдоподобное изображение пространства на плоскости, пленяющее людей узами внешнего правдоподобия.

Вот почему Хайдеггер в своём докладе «Обоснование новоевропейской картины мира метафизикой» (1938) мог утверждать, что «основной процесс Нового времени есть покорение мира как картины». Так вот, художник сумел создать художественный образ эпохи отказа от вечных, нетленных ценностей, не поддающихся взвешиванию и подсчётам, в пользу сиюминутных, просчитываемых земных богатств, что сопряжёно с рационализацией (от лат. ratio - счёт, расчёт; разумность) мышления. Характерно то, что само слово ratio, означающее собственно «расчёт», в средневековой семантике прямо скрещивало «разумность» с «калькуляцией» (от итал. calcolare - вычислить, подсчитать). Уже о

1 Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: Академический Проект, 2008. - С. 263.

2 Там же, с. 72.

3 Зомбарт В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь / Перевод с нем. - М.: Айрис-пресс, 2004. - С. 307.

флорентийских купцах начала Х1У века говорилось, что они «денно и нощно думают и считают»1. Вот и на картине меняла занят подсчётами взвешиваемых золотых монет, лежащих перед ним на столе, а его жена, механически перелистывающая Библию, не отрывает своего заворожённого взора от монет. И за всем за этим кроется сведение «качества» к «количеству», которое «находит свое наивысшее воплощение и уникальное совершенство в деньгах» (по Георгу Зиммелю).

Всё сказанное выше по поводу числовой символики вещественной величины позволяет проследить суть подмены идеи организма идеей механизма, связанной с отделением идеальности обнуляемой (т.е. лишаемой какой-либо значимости) «вертикали» от вещественности «горизонтали». Дело в том, что идея механизма отлична от самого механизма и вполне отделима от него. В этом намеренном отрыве идеи от материи и их изолированном рассмотрении проявляется застарелая нигилистическая тенденция осмысления действительности, характерная для новоевропейской культуры прямой перспективы. Эта же порочная тенденция легко угадывается в разведении веры и знания, что в свою очередь привело к сознательному стремлению ограничить применение разума миром «земных вещей». На этой же почве происходило отделение нравственности от образованности, что не могло не привести к отделению политической науки от нравственной. Здесь же притаились истоки зарождения проекта Нового времени с его прямолинейной моделью (безграничного потока) времени, упраздняющей различие между вечностью и бренным существованием, сопрягаемым с такой же безграничной жаждой наживы, т.е. преданностью Мамоне с его девизом lucrum ad infinitum (т.е. «нажива ради безграничной наживы»).

Эту заведомо ущербную и варварски одностороннюю культуру, вбирающую в себя лишь те знания, что приносят материальную пользу, Освальд Шпенглер в своём труде «Закат Европы» (1918) назвал фаустовой. По легенде, Фауст (от лат. faustus - удачливый) известен как учёный, который заключил сделку с дьяволом ради знаний (точнее, «знания-власти», ибо новоевропейский разум ищет не понимания, а власти), земного богатства и мирских наслаждений. Косвенным подтверждением этой сделки может служить то, что буржуа, следуя карнавальному принципу «шиворот-навыворот», возвели пять из семи смертных грехов в христианской традиции - гордыню, зависть, скупость, алчность и похоть - в ранг общественных добродетелей. Не удивительно, что фаустовой культуре прямой перспективы изначально присущ отчётливый инфернальный (от лат. infernalis - адский, дьявольский) оттенок. Словом, в самом её геноме заложено стремление к саморазрушению и самоуничтожению. Характерное для неё «стремление заменить организм механизмом есть стремление к вырождению, к пустоте: это стремление вполне нигилистическое»2. В данном контексте нас не должно удивлять ставшее привычным со времён «Левиафана» (1651) Томаса Гоббса (15881679) представление государственности как механизма, который, как водится, управляем извне. Разумеется, что внешнее управление механизмом (в т.ч. государственности) предполагает покорность и послушность «управляемого». Это достигается проведением вполне определённой кадровой политики властей на основе порочного принципа «отрицательной селекции» (по Питириму Сорокину), т.е. подборе людей, не обременённых высокими нравственными принципами и легко принимающих любую систему ценностей.

Итак, выясняется, что именно в символике чисел мы имеем дело с сущностным человеческим началом, с числовыми первоистоками таинственной сферы внутреннего, духовного выбора смыслообразующих жизненных установок нравственного толка. Необходимо напомнить о том, что изначально математика (от др.-греч. ^.авща - знание, наука) равнялась «знанию» как таковому и представляла собой исключительно науку посвящения, овеянную атмосферой мистерий (от др.-греч. juvovrfpiov - тайна, таинство). В свете сказанного выше уже не удивляет то, что именно эта тайная сторона математики в фаустовой культуре была уподоблена бесполезной «мистической шелухе», которую не стоит принимать в расчёт. Оно и понятно, поскольку очищение полезного «рационального зерна» от бесполезной «шелухи» качества заметно содействовало утверждению новоевропейского рационализма, полагающего занятие числовой символикой пустым и бесполезным делом. Но мы уже видим, что воззрения такого рода весьма далеки от действительности. И в самом деле, всякая разновидность человеческой деятельности (в т.ч. военной) не только культурно обусловлена, но и нравственно окрашена. Причём, именно нравственные установки - возвышенные или низменные -предопределяют направленность человеческой деятельности, обретающей либо созидательный, либо разрушительный характер. Ещё раз повторим, что в самом геноме фаустовой культуры прямой перспективы заложено стремление к саморазрушению и самоуничтожению. А направленности этой культуры, проникнутой стремлением к обретению земного благополучия, соответствует вполне приземлённый вектор, лишённый возвышающей его идеальной, небесной «вертикали» и потому стелящийся по земной «горизонтали». Программу этой, по выражению русского философа и религиозного мыслителя С.Л. Франка (1877-1950), «нигилистической религии земного благополучия» хорошо сформулировал Генрих Гейне в поэме «Германия. Зимняя сказка» (1844): Мы здесь, на земле, устроим жизнь На зависть небу и раю. А неба нам не нужно, -Пусть ангелы и воробьи Владеют небом дружно!

В этой связи напомним, что в СССР процветала уже упомянутая «религия земного благополучия», породившая наивное убеждение в том, что зримый рост материально-технических возможностей страны сам собой приведёт к разрешению всех остальных проблем. Убедительным примером зримого роста его реальных возможностей в послевоенный период может служить оценка динамики роста потребления электроэнергии промышленностью в СССР.

1 Свасьян К. А. Становление европейской науки. - М.: Evidentis, 2002. - С. 256-257.

2 Лосев А.Ф. Из разговоров на Беломорстрое // Лосев А.Ф. Жизнь. - СПб., 1993. - С. 322-324.

Оценка динамики роста потребления электроэнергии промышленностью в СССР (1945-1990)

Годы 1945 1990

Потребление электроэнергии промышленностью в СССР, ТВт-ч 31,46 968,2

Кратность роста потребления электроэнергии промышленностью в СССР: • текущая данность • идеальная заданность 30,778 31,920

Общий уровень: • содействия росту потребления промышленностью в СССР • противодействия росту потребления электроэнергии промышленностью в СССР 0,963 0,037

Среднегодовые темпы роста потребления электроэнергии промышленностью в СССР 7,91%

Период удвоения роста потребления электроэнергии промышленностью в СССР, лет 9,1

Отметим, что на протяжении сорока послевоенных лет среднегодовые темпы роста промышленного потребления электроэнергии в СССР составили 8,73%, а в последующий пятилетний период эти темпы заметно снизились до 1,63%. В итоге, этот показатель за 45-летний период оказался равным 7,91% (при норме = 8%). Таким образом, динамику роста промышленного электропотребления в СССР за рассматриваемый период в целом можно признать вполне успешной. Отметим и то, что по объему потребления электроэнергии промышленностью СССР в 1990 году уступал только США, где промышленное потребление электроэнергии составило 1117 ТВт-ч.

Не менее значимым показателем реальной мощи СССР стало создание крупнейшего в мире арсенала ядерного оружия. Для наглядности ниже приведён график, характеризующий динамику изменения количества ядерных боезарядов в арсеналах США и СССР/России1.

45000

ооооооооооооооооооооооооо

гЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧГ^Г^Г^Г^Г^Г^

-США -СССР/Россия

Рисунок 2.

Динамика изменения количества ядерных боезарядов в арсеналах США и СССР/России (1945-2021)

Но даже столь явные свидетельства материально-технической мощи государственного механизма СССР не уберегли его от краха. Разумеется, такой исход следует признать актом посрамления не только гордыни ядерной сверхдержавы, но и общепринятого материалистического толкования истории. Для прояснения обстоятельств нежизнеспособности внешне могучей страны следует обратить внимание на ход текущего сплетения «нитей жизни» в «ткань жизни» страны в вечном свете идеала. Так, смысл всякого текста (от лат. textus - ткань, сплетение) проясняется из контекста, служащего своеобразной системой отсчёта. Только такой подход позволяет прояснить не только линию поведения государственности, но и уровень её военно-политического искусства сплетения «ткани жизни» страны. Для этого следует учитывать не только привычные показатели рождаемости и смертности населения, но и долго скрываемые показатели пресечения рождаемости (т.е. детоубийства)2 в СССР. Всё это позволило нам оценить идеально возможную и текущую кратность самовозрастания численности населения СССР на протяжении 45-летнего периода мирного времени (19461991), а также уровни его приверженности логике самосозидания и саморазрушения в ту эпоху.

1 Cm.: Kristensen H.M., Noms R.S. Global nuclear weapons inventories, 1945-2013. 2015. - P. 75-81. - https://doi.org/ 10.1177/0096340213501363

2 Avdeev A., Blum A., Troitskaya I. The History of Abortion Statistics in Russia and the USSR from 1900 to 1991 // Population: an English Selection. 1995. - Vol. 7. - P. 39-66.

Оценка динамики самовозрастания численности населения СССР (1946-1991)

Годы 1946 1991

Численность населения СССР на начало года: • текущая данность, тыс. чел. • идеально возможная, тыс. чел. 170 548 290 077 831 080

Кратность самовозрастания численности населения СССР: • текущая данность • идеальная возможность 1,701 4,873

Общий уровень: • содействия жизнетворению в СССР • противодействия жизнетворению в СССР 0,181 0,819

Из этой оценки следует, что за 45 послевоенных лет здесь было воплощено в жизнь лишь 18% демографических возможностей страны, а 82% - пресечено. Столь явное преобладание логики саморазрушения указывает на то, что весь рассматриваемый период СССР в метафизическом плане пребывал в состоянии войны с самим собой. А людские потери, составившие за этот период не менее 540 млн человек, лишь подтверждают вполне отчётливый инфернальный оттенок современного материально-технического прогресса, который изначально понимался чисто количественно. Разумеется, что низкий уровень воплощения демографических возможностей СССР в ту эпоху указывает на столь же низкий уровень военно-политического искусства его публичных властей в деле сплетения «нитей жизни» в «ткань жизни» страны. Можно сказать, что в метафизическом плане здесь более почитался «ненасытный вояка»1 Арес, олицетворяющий всякий хаос, сковывающий мысль, нежели его противоположность - «всегда могучая и мудрая» Афина - «несокрушимая» дева-воительница, «мудрая и великая военная мощь», символ активной мысли и всякого искусства (в т.ч. ткацкого), а также охранительница государственности и семьи2. Да-да, «мифом сознательно или бессознательно руководится всякая мысль»3. Вот почему обращение к мифу, обеспечивающему целостность мировосприятия человеческим сознанием, оправдано необходимостью именно целостного осмысления общего феномена войны. Что же касается линии поведения государственности, то её анализ позволяет понять не только внутренние мотивы его поведения и преследуемые цели, но и отношение публичных властей к людям.

1

Рисунок 2.

Оценка линии поведения и уровня военно-политического искусства сплетения «нитей жизни»

в «ткань жизни» СССР (1946-1990)

Итак, перед нами целостный образ эпохи, которую, по мысли А.Ф. Лосева, «можно рассматривать как живой, единый организм, как живое тело истории». Только в вечном свете идеала ясно видна упадочность линии поведения

1 Лосев А.Ф. Античная мифология с античными комментариями к ней // Энциклопедия олимпийских богов. Собр. первоисточников, статьи и коммент. / Предисл. А.А. Тахо-Годи; худож.-оформитель И.В. Осипов. - Харьков: Фолио; М.: Эксмо, 2005. -С. 633.

2 Лосев А.Ф. Указ. соч., с. 583-587.

3 Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / Сост. А.А. Тахо-Годи; общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Махонь-кова. - М.: Мысль, 1993. - С. 674.

СССР, подтверждающая его пленённость ложными представлениями, т.е. беспомощность в метафизическом, умозрительном плане перед мысленными химерами. Оно и понятно, ибо умозрение (наряду с воображением) было отвергнуто всей материалистической мыслью Нового времени. Кроме того, по уровню отклонения этой линии от единицы мы можем судить об уровне обескровленности историко-культурного организма СССР. Эта обескровленность есть проекция вовне его внутренней слабости и духовной слепоты. Очевидно и то, что уже с середины 50-х годов прошлого столетия СССР был просто одержим логикой саморазрушения и пребывал в состоянии маразма (от др.-греч. juapaajuôç -«истощение», «угасание» жизненных сил), когда уровень военно-политического искусства сплетения «ткани жизни» страны опустился ниже отметки = 0,5. Иначе говоря, с той поры она уподобилась дохлой рыбе, безвольно плывущей «брюхом-мамоном» кверху по течению «исторического» времени григорианского календаря. Вот так страна и оказалась в ловушке безвременья, называемого французами periode de marasme. Разумеется, что помимо обладания немалыми реальными возможностями надо владеть и высоким уровнем искусства использования этих возможностей. Но такой уровень искусства принципиально недостижим для духовных калек, не обременённых высокими нравственными принципами и предпочитающих следовать порочной системе ценностей, характерной для фаустовой культуры прямой перспективы. Как отмечалось ранее, внешнее управление таким государственным «механизмом» предполагает покорность и послушность «управляемого», что достигается следованием принципу «отрицательной селекции» в кадровой политике «управляемого», влекущей за собой упадок его общественных институтов. Суть протекавших в ту пору в СССР процессов прекрасно передал русский поэт-символист А.А. Блок (1880-1921), писавший в поэме «Возмездие» (1911):

Под знаком равенства и братства Здесь зрели темные дела...

Таким образом, неспешное вызревание в СССР «тёмных дел» наряду с процветанием «теневых» практик, неумолимо истощавших его жизненные силы, привели его к гибели совсем не от внешних угроз. Оказалось, что государство, которое в физическом плане оценивалось как военная сверхдержава, было при этом совершенно беззащитно в метафизическом плане и оказалось в силу своей духовно-нравственной несостоятельности одной из порабощённых провинций незримой «империи сознания».

Проведённые оценки показали, что для саморазрушения государственности, по обыкновению трактуемой как «механизм», достаточно привить ей ложную систему ценностей, обеспечивающую действенный контроль за её поведением. При этом особо отметим то, что крушение внешне могучего СССР, взошедшего на почве фаустовой культуры прямой перспективы, возвестило миру о несостоятельности этой изначально ущербной культуры. Подтверждением тому может служить и приводимая ниже оценка хода самовозрастания численности населения внешне благополучных стран Евросоюза на протяжении 60 лет.

Таблица 3

Оценка динамики самовозрастания численности населения стран ЕС-28 (1960-2020)

Годы 1960 2020

Численность населения стран ЕС-28 на начало года, тыс. чел. 406 800 514 300

Кратность самовозрастания численности населения стран ЕС-28: • текущая данность • идеальная заданность 1,264 4,665

Общий уровень: • содействия жизнетворению в странах ЕС-28 • противодействия жизнетворению в странах ЕС-28 0,072 0,928

Эта оценка основана на том простом обстоятельстве, что в норме за 27 лет, т.е. при жизни одного поколения, происходит удвоение численности населения. За это же время в норме возможен 8-кратный рост реальных возможностей страны, сопровождаемый 4-кратным ростом реальных жизненных возможностей её населения. Вместо этого мы видим, что за 60 мирных лет в странах ЕС-28 было воплощено в жизнь лишь около 7% их демографических возможностей, а около 93% - пресечено. Так подтвердилась мысль известного филолога и историка культуры Сергея Аве-ринцева (1937-2004) о том, что «в начале всяческой «карнавализации» - кровь». Кстати, в новоевропейской культуре живая человеческая личность трактуется на основе латинского слова persona, означающего «личину» или «маску» (в т.ч. театральную) - непременный атрибут карнавала (т.е. «праздника Безумия») и культа Смерти. Иными словами, безжизненная маска подменяет живое лицо. Разумеется, явное преобладание логики саморазрушения предопределяет принципиальную нежизнеспособность этого сообщества стран, давно и прочно пребывающего в состоянии маразма. Вот почему появление книги Тило Саррацина под названием «Германия: самоликвидация» (2010) следует признать вполне закономерным. В ней сформулирован неутешительный вывод о том, что Европа погибнет совсем не от внешних угроз. Словом, Европу погубит её собственное внутреннее, духовное неблагополучие.

Теперь обратимся к современной России, вышедшей из лона СССР и пребывающей в этом перевёрнутом, карнавальном мире, пародирующем традиционный. Понятно, что она давно уже поражена всеми пороками, присущими фаустовой культуре прямой перспективы. Подтверждением тому служит приводимая ниже оценка хода самовозрастания численности населения России в послевоенный период (1946-1992) времени, когда она называлась РСФСР.

Оценка динамики самовозрастания численности населения РСФСР (1946-1992)

Годы 1946 1992

Численность населения РСФСР на начало года: • текущая данность, тыс. чел. • идеально возможная, тыс. чел. 97 547 148 14,7 533 777,2

Кратность самовозрастания численности населения РСФСР: • текущая данность • идеальная возможность 1,522 5,472

Общий уровень: • содействия жизнетворению в РСФСР • противодействия жизнетворению в РСФСР 0,117 0,883

Из приведённых оценок следует, что и РСФСР, пребывавшая в метафизическом плане в состоянии войны с самой собой, недосчиталась за 46 послевоенных лет не менее 385 млн жизней. А это значит, что Россия давно уже переживает тяжёлые времена безвременья, т.е. пребывает в состоянии маразма. Да и в последующие 30 лет никакого самовозрастания численности её населения не наблюдается, а Росстат уверенно оперирует термином «естественная убыль населения». Сказанного вполне достаточно для признания того, что всё это время Россия в метафизическом плане пребывала в состоянии войны с самой собой, следуя логике саморазрушения. Такое умопомрачение оборачивается тем, что и её людские потери за весь 76-летний период оказываются умопомрачительными (ок. 950 млн человек). Выходит, что Россия в её современном обличье, определяемом укоренённостью в фаустовой культуре прямой перспективы, принципиально нежизнеспособна. Эта укоренённость отчётливо просматривается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, настойчиво повторяющей в разные годы одно и то же:

• «...Россия ... будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику...» (от 12 мая 2009 года);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «...Россия проводит ... рациональную и прагматичную внешнюю политику...» (от 31 декабря 2015 года);

• «Российская Федерация проводит ... предсказуемую и прагматичную внешнюю политику...» (от 2 июля 2021 года).

В этой связи отметим, что прагматичный подход основан на следовании во всём узкопрактическим интересам, т.е. на отрицании метафизики, что лишний раз подтверждает полную беспомощность современной России в метафизическом, мысленном плане. Таков закономерный результат действия порочного принципа «отрицательной селекции» в российской кадровой политике.

Итак, фундаментом жизнеспособности государственности служит живое единство его материально-технической и духовно-нравственной мощи. Их слаженность служит залогом верной, нравственно состоятельной политики, а их разлад предопределяет проведение неверной, нравственно несостоятельной политики.

Выходит, что полноценная деятельность в сфере стратегического предвидения, призванного служить выработке наилучшей линии поведения государственности, предполагает совсем не «текущий ремонт» общепринятых воззрений, привычно полагаемых «безусловно правильными», а их коренной пересмотр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.