Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН "ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ": КЛЮЧЕВЫЕ СМЫСЛЫ, ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ'

ФЕНОМЕН "ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ": КЛЮЧЕВЫЕ СМЫСЛЫ, ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3551
673
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сытина Надежда Степановна, Хабибова Наталья Евгеньевна

В статье рассмотрены ключевые смыслы понятия «внеурочная деятельность» и выделены основные проблемы организации и реализации внеурочной деятельности. Приводятся результаты социологического исследования, проведенного в Башкирском государственном педагогическом университете в рамках курсов повышения квалификации «Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ОО: проектирование и реализация». Обосновывается актуальность такого направления исследования как научно-методическое обеспечение развития внеурочной деятельности, в том числе применительно к специфике региона. Применяются следующие методы исследования: общенаучные (анализ, сравнение), частнонаучные (анализ социологических данных по проблеме исследования).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сытина Надежда Степановна, Хабибова Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF "EXTRACURRICULAR ACTIVITIES": KEY MEANINGS, PROBLEMS OF ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION

The article considers the key meanings of the concept of “extracurricular activities” and highlights the main problems of organizing and implementing extracurricular activities. The results of a sociological study conducted at the Bashkir State Pedagogical University in the framework of continuing education courses "Extracurricular activities in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Public Organization: Design and Implementation" are presented. The relevance of such a direction of research as scientific and methodological support for the development of extracurricular activities, including in relation to the specifics of the region, is substantiated. The following research methods are used: general scientific (analysis, comparison), private scientific (analysis of sociological data on the research problem).

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН "ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ": КЛЮЧЕВЫЕ СМЫСЛЫ, ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, НАУКА, ПРАКТИКА

Н.С. Сытина, Н.Е. Хабибова ФЕНОМЕН «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»: КЛЮЧЕВЫЕ СМЫСЛЫ, ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: ФГОС, внеурочная деятельность, основная образовательная программа, научно-методическое обеспечение.

Аннотация: В статье рассмотрены ключевые смыслы понятия «внеурочная деятельность» и выделены основные проблемы организации и реализации внеурочной деятельности. Приводятся результаты социологического исследования, проведенного в Башкирском государственном педагогическом университете в рамках курсов повышения квалификации «Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ОО: проектирование и реализация». Обосновывается актуальность такого направления исследования как научно-методическое обеспечение развития внеурочной деятельности, в том числе применительно к специфике региона. Применяются следующие методы исследования: общенаучные (анализ, сравнение), частнонаучные (анализ социологических данных по проблеме исследования).

Смысловые характеристики и содержание понятия «внеурочная деятельность» изменялись под влиянием идеологии воспитания и обучения. Рассмотрим, каким образом трактуется понятие «внеурочная деятельность» на современном этапе государственной политики в области образования, а также образовательной организации, педагога, учащегося.

1.На уровне государственной политики в области образования внеурочная деятельность представляет собой механизм реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС). Отметим, что в концепции ФГОС (второго поколения) организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное) - это часть образовательного процесса, позволяющая реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [7; 29].

То есть внеурочная деятельность - это вид именно образовательной деятельности, который направлен на планируемые результаты освоения основной образовательной программы (далее ООП) - личностные, метапредметные и предметные, так же как и учебная деятельность. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет усилить, а точнее развить воспитательную составляющую ФГОС.

Однако, заострив внимание на таких важных аспектах внеурочной деятельности, как удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей обучающихся и организацию деятельности, направленную на развитие конкретного ученика, Е. Ривкина выделяет, что она направлена на достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы [9].

В этой связи можно привести и мнение Г. Савиной, предлагающей рассматривать характер внеурочной деятельности как компенсационный. Автор поясняет свою точку зрения такой характеристикой, как способствование решению, тех образовательных задач, которые не удается решить во время урока [10].

Следует выделить и целевые характеристики внеурочной деятельности, выделяемые Л. Бронниковой и А. Курило, а именно: способствование развитию индивидуальных характеристик каждого учащегося, повышение уровня мотивации и успеваемости посредством включения внепрограммного материала, сохранение и

в®9®5®5 профессиональное осрпзовпние: проалемы, нпинп, прпнтинп

укрепление здоровья учащихся, содействие социализации и профориентации школьников, но при этом подчеркивание формирования метапредметных универсальных способов учебной деятельности [3; 22].

В данном контексте мы разделяем точку зрения Л. Буйловой, которая выступая экспертом вебинара «Устройство внеурочной деятельности в образовательной организации в условиях реализации ФГОС общего образования» (апрель 2017 года) отметила, что проблем, которые связаны с организацией внеурочной деятельности, скорее всего, сегодня больше, чем решений к ним. И далее: «Зачастую это не просто какие-то незначительные недочеты и вопросы, а системные и сложные проблемы. Часто они не соответствуют той идеологии, которую закладывает ФГОС во внеурочную деятельность»[5].

Заостряя внимания на таких проблемных точках в организации внеурочной деятельности, как замена большей части занятий внеурочной деятельности занятиями на уровне дополнительного образования детей, а также организацию внеурочной деятельности в традиционных урочных формах, И. Муштавинская и И. Князева одной из ведущих проблем выделяют отсутствие целостной системы внеурочной деятельности, а также непонимание ее целей и возможностей [8; 3].

2. На уровне образовательной организации внеурочная деятельность - это механизм расширения и совершенствования образовательных услуг, а также средство развития социальных и интеллектуальных интересов учащихся.

Важным моментом в осмыслении феномена внеурочной деятельности является его понимание как важнейшего ресурса, позволяющего образовательным организациям достичь нового качества образования и соответственно обеспечения конкурентоспособности российского образования.

Представляется необходимым рассмотреть подробнее условия качественной организации внеурочной деятельности на уровне образовательной организации, выделенные Е. Барышниковым.

Во-первых, понимание внеурочной деятельности как элемента целостного учебно-воспитательного процесса в образовательной организации (внеурочная деятельность из стихийного набора внеурочных мероприятий становится целенаправленным элементом учебно-воспитательного процесса). Определяющим, на наш взгляд, является наличие конкретной цели деятельности образовательной организации.

Во-вторых, это определение смысла, цели и основных функций внеурочной деятельности в образовательной организации (системообразующая функция, компенсаторная функция, функция дополнительного образования, досугово-организационная функция, социально-воспитательная функция, функция выбора и самореализации). Компенсаторная функция внеурочной деятельности - лишь часть основных функций.

В-третьих, структурирование и программирование внеурочной деятельности в образовательной организации. Под структурированием и программированием внеурочной деятельности Е. Барышников понимает системы общешкольных мероприятий, внешкольной работы, индивидуальной работы с учащимися и так далее. Под структурированием содержания внеурочной деятельности мы понимаем регулярные и нерегулярные занятия, работу над индивидуальным проектом, комплекс общешкольных мероприятий (согласно плану внеурочной деятельности).

В-четвертых, технологическое обеспечение внеурочной деятельности (необходимость разработки инновационных воспитательных технологий, а также их успешное освоение в ходе внеурочной деятельности).

В-пятых, изучение интересов и потребностей обучающихся (понимание невозможности качественного осуществления внеурочной деятельности без их изучения). Регулярные занятия проводятся, по определению, с учетом запросов обучающихся и их

П€ППготический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП м 6(В5), В019 мпдб-ое

родителей, поэтому важным является и понимание качественного изучения (определения) запросов.

В-шестых, обеспечение результативности внеурочной деятельности (на уровне ребенка - это изменение ценностно-смысловой позиции учащегося и др., на уровне образовательной организации - это целенаправленная деятельность по созданию (развитию) воспитательной системы и др.);

В-седьмых, это уникальность созданной системы внеурочной деятельности (мы имеем в виду не только разработку рабочих программ курсов внеурочной деятельности), но и инновационность деятельности педагогов при ее осуществлении)[1; 16-19].

Здесь требует осмысления и такая проблема в организации внеурочной деятельности (выделена Т. Кальницкой, Э. Деминой) как затруднения в определении роли педагогических работников и доли их участия в осуществлении внеурочной деятельности [6, 5].

3. На уровне педагога внеурочная деятельность - это способ его самореализации.

И здесь необходимо выделить следующие педагогические условия (Л. Байбородова):

- готовность педагогов к управлению процессом включения детей во внеурочную деятельность;

- осуществление педагогической помощи в рефлексии;

-осуществление педагогической помощи в самоопределении в позиции «Я» -«Деятельность» [2, 7].

4. На уровне учащегося внеурочная деятельность - это средство для:

- самоактуализации и самореализации, а точнее самоосуществлении;

- развития творческого мышления;

- формирования (развития) социальной мобильности, а также вид активности, способствующий успешному освоению оОп и так далее.

Существенное значение для понимания феномена внеурочной деятельности имеет и определение А. Енина, указывающего, что в ходе внеурочной деятельности, обучающийся должен «научиться действовать, чувствовать, принимать решения и так далее» [4, 7]. Как видим, понятие действия является основополагающим для внеурочной деятельности, а на уровне личности - «оформляющим началом».

Из изложенного следует, что сложность внеурочной деятельности как многомерного явления предопределяет и трудности, с которыми сталкиваются специалисты, как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Рассмотрим результаты исследований (проводились под руководством профессора Н. Сытиной) в рамках курсов повышения квалификации «Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ОО: проектирование и реализация», реализуемых кафедрой педагогики и психологии БГПУ им. М. Акмуллы (28.01.2019 - 28.02. 2019 гг.).

В исследовании приняли участие заместители директоров по учебно-воспитательной работе (10 %), заместители директоров по воспитательной работе (86 %), педагоги, осуществляющие внеурочную деятельность (3 %), методисты (1 %). Исследование, направленное на изучение проблем организации и реализации внеурочной деятельности выполнялось в два этапа:

1) опрос (N=100) о целях, подготовленности слушателей курсов повышения квалификации (входная анкета). Оценивались четыре аспекта: инициатива прохождения обучения на курсах; цели обучения на курсах; подготовленность к освоению содержания учебной программы курсов; проблемы, вызывающие потребность в индивидуальной консультации.

e^sSass профессиональное осрпзоппние: проалемы, нпинп, прпнтинп

2) Опрос (N=66), направленный на выявление педагогических затруднений в контексте повседневных практик внеурочной деятельности.

Авторы ставили перед собой следующие исследовательские вопросы:

1. Какие педагогические затруднения (трудности) Вы испытываете?

2. Как Вы оцениваете свою степень готовности по реализации внеурочной деятельности?

Повышение квалификации руководителей и педагогов большинством исследователей рассматривается в контексте организации методической работы как элемент научно-методического ресурса. В силу этого одним из первых в анкете был вопрос об инициативе прохождения обучения на курсах. Ответы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос об инициативе прохождения обучения на курсах_

Варианты ответов Всего среди респондентов

По своей инициативе 25 %

По предложению руководителя по месту работы 61%

По плану повышения квалификации по месту работы 10 %

Другое (укажите)/Рекомендации РОО 4 %

В таблице 2 представлено обобщенное мнение респондентов о целях обучения. Таблица 2 Распределение ответов на вопрос «Цель Вашего обучения на курсах?»

Варианты ответов Всего среди респондентов

Необходимость получения знаний в связи с выполнением своих функционально-должностных обязанностей 34,5 %

Необходимость прохождения обучения в связи с ожидаемой аттестацией (для получения документа) 1%

Желание получить рекомендации и указания по рассматриваемым на курсах проблемам 22,5%

Необходимость прохождения обучения для решения данной проблемы, так как недостаточно знаний для практической работы 13,5%

Желание работать по-новому, но знаний и умений не хватает 13,5%

Желание ознакомиться с положительным опытом по проблеме 15%

Другое (укажите) / 0

В таблице 3 представлена оценка подготовленности к освоению содержания учебной программы курсов.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Оцените свою подготовленность к освоению содержания учебной

Варианты ответов Всего среди респондентов

Имею минимальный базовый уровень 30 %

Имею пассивный опыт 13%

Готов (а) делиться опытом 13 %

Нуждаюсь в пополнении знаний по проблеме и в практических рекомендациях 44 %

Другое (укажите)

Для выявления проблем в организации и реализации внеурочной деятельности задавался следующий вопрос: «Укажите проблемы, по которым Вы нуждаетесь в индивидуальной консультации» (форма открытых вопросов).

В таблице 4 представлено распределение ответов на этот вопрос.

П€ППготический ЖУРНПЛ СПШКОРТОСТПНП м 6(В5), В019 мпдб-ое

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос «Укажите проблемы, по которым нуждаетесь в индивидуальной консультации»

Варианты ответов Всего среди респондентов

Современные образовательные технологии во внеурочной деятельности 5 %

Документы, сопровождающие внеурочную деятельность 10 %

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности (требования, примеры) 30 %

Критерии оценки программ курсов внеурочной деятельности 10 %

Вопросы организации внеурочной деятельности 25 %

План внеурочной деятельности 15 %

Программа внеурочной деятельности на уровне ОО 5 %

Полученные данные опроса, направленного на выявление педагогических затруднений в контексте повседневных практик внеурочной деятельности показали: 35 % опрошенных сталкиваются с проблемами в организации и реализации внеурочной деятельности; 54,5 % - более да, чем нет; 5 % - более нет, чем да; 5,5 % - не испытывают затруднений.

Ответы респондентов позволили точнее подтвердить и расширить наиболее значимые педагогические затруднения.

Таблица 5

Педагогические затруднения в организации и реализации внеурочной деятельности

Варианты ответов Всего среди респондентов

Затруднения в разработке рабочих программ курсов внеурочной деятельности 32 %

Затруднения при определении и выборе форм, методов, приемов при организации внеурочной деятельности 8 %

Затруднения в овладении методологией организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся во внеурочной деятельности 10 %

Затруднения в организации и проведении исследовательской деятельности 24 %

Затруднения в подготовке анализа внеурочной деятельности 6 %

Отсутствие методического обеспечения по внеурочной деятельности 20 %

Другое (укажите, что именно) 0

Более 60% респондентов осваивают новые формы и методы работы с учащимися во внеурочной деятельности, 25 % - отчасти, 15 % - не осваивают. Исследование также показало, что 71,6% респондентов в достаточной степени ознакомлены с нормативно-правовой документацией.

Данные таблицы 6 показывают направления внеурочной деятельности (развития личности), которым отдается предпочтение.

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос: «Каким направлениям внеурочной деятельности отдается особое _предпочтение в Вашей школе?»_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общекультурное 20 %

Общеинтеллектуальное 22 %

Социальное 15 %

Духовно-нравственное 18 %

Спортивно-оздоровительное 25%

Необходимо, к сожалению, также констатировать, что 24 % опрошенных недостаточно информированы о стандартах второго поколения. 80 % респондентов нуждаются в повышении своего профессионального уровня во внеурочной деятельности, а

в®9®5®5 профессиональное осрпзоппние: проалемы, нпинп, прпнтинп

20 % оценили свою готовность по реализации внеурочной деятельности как среднюю, 80 %

- как низкую.

Опираясь на вышеизложенное, следует выделить, что педагогически целесообразным является разработка и реализация системы комплексного научно-методического сопровождения (содержание, формы, методы, средства и технологии) внеурочной деятельности общеобразовательных организаций, которая исходит из необходимости:

- профессионального развития руководителей и педагогов, вовлеченных во внеурочную деятельность;

- обеспечения сопряженности подготовки специалистов в системе вузовского и послевузовского педагогического образования;

- развития системы внеурочной деятельности в соответствии с целями региональной системы образования.

В этой связи особую значимость представляет образовательный проект «Взлетай»

- комплексная программа, направленная на развитие функциональных способностей обучающегося по образовательным программам среднего общего образования, представляющая собой содержательный и организационно-управленческий ресурс внеурочной деятельности.

Также, в связи с этим, возникают следующие вопросы: кто являются потенциальными субъектами научно-методического сопровождения внеурочной деятельности образовательных организаций на региональном уровне, кем и как они определяются?

Профессиональная деятельность педагогов кафедры педагогики и психологии БГПУ им М. Акмуллы в вопросах организации сопровождения внеурочной деятельности образовательных организаций на региональном уровне представляет собой ресурсный механизм поддержки, направленный на повышение квалификации руководителей и педагогов, развитие педагогического творчества учителя, повышение качества образовательных услуг и так далее [11]. Крайне необходимо подготовить учебные пособия и методические разработки, способствующие разрешению противоречия на уровне экспертов, методистов и практиков, занимающихся организацией внеурочной деятельностью, а также помогающие разобраться в ее идеях, показателях и измерителях (разработка диагностического инструментария на всех уровнях образования).

Рассмотренные в статье ключевые смыслы и проблемные акценты в организации и реализации внеурочной деятельности не являются исчерпывающими и требуют дальнейшего изучения.

1. Барышников, Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. -Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 416 с.

2. Байбородова, Л.В. Организация внеурочной воспитательной работы в сельской школе в Условиях реализации Федерального общеобразовательного стандарта второго поколения: учебно-методическое пособие. -Ярославль : Департамент образования Ярославской области, 2011. - с. 149.

3. Бронникова, Л.М., Курило, А.В. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО: целевые установки и организационные условия // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. Барнаул, 2017. - Вып. 2 (31). - С. 21-24.

4. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы / Сост. А.В. Енин. - Москва : ВАКО, 2015. -

288 с.

5. Внеурочная деятельность по ФГОС в образовательных организациях [Электронный ресурс] // Академия профессионального развития. - URL: // http:https://academy-prof.ш/ЫogЛ/neurochnaya-deyatelnost-po-fgos-organizaciya (дата обращения 10.09.2019).

6. Кальницкая, Т.С., Демина, Э.М. Совершенствование содержания и технологий организации внеурочной деятельности, в том числе для детей с ОВЗ, в рамках реализации основной образовательной программы: Методические рекомендации / Мин-во образования и молодежной политики Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития Сыктывкар, КРИРО, 2016. - 152 с.

nenn готический журнал ппшкортостпнп м 6(as), soi9 sssssss

7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. Академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - Москва : Просвещение, 2008. - с. 29

8. Муштавинская, И.В., Князева, И.В. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций и методических объединений учителей «Технологии внеурочной деятельности школы в условиях реализации ФГОС общего образования» [Электронный ресурс]. - Санкт-Петербург. - 2017. - 71 с. // СПб АППО. - URL: // https://docviewer.yandex.ru/view/0/ (дата обращения 10.09.2019).

9. Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО: целевые установки и организационные формы // Администратор образования. - 2012. - № 20. - С. 75 - 84.

10. Савина, Г.А. Моделирование внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС ООО. - URL: //https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=(дата обращения 21.09.2019).

11. Хабибова, Н.Е., Сытина, Н.С. Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС общего образования: учеб. пособие. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2019. - 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.