ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, НАУКА, ПРАКТИКА
Н.С. Сытина, Н.Е. Хабибова ФЕНОМЕН «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»: КЛЮЧЕВЫЕ СМЫСЛЫ, ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ
Ключевые слова: ФГОС, внеурочная деятельность, основная образовательная программа, научно-методическое обеспечение.
Аннотация: В статье рассмотрены ключевые смыслы понятия «внеурочная деятельность» и выделены основные проблемы организации и реализации внеурочной деятельности. Приводятся результаты социологического исследования, проведенного в Башкирском государственном педагогическом университете в рамках курсов повышения квалификации «Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ОО: проектирование и реализация». Обосновывается актуальность такого направления исследования как научно-методическое обеспечение развития внеурочной деятельности, в том числе применительно к специфике региона. Применяются следующие методы исследования: общенаучные (анализ, сравнение), частнонаучные (анализ социологических данных по проблеме исследования).
Смысловые характеристики и содержание понятия «внеурочная деятельность» изменялись под влиянием идеологии воспитания и обучения. Рассмотрим, каким образом трактуется понятие «внеурочная деятельность» на современном этапе государственной политики в области образования, а также образовательной организации, педагога, учащегося.
1.На уровне государственной политики в области образования внеурочная деятельность представляет собой механизм реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС). Отметим, что в концепции ФГОС (второго поколения) организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное) - это часть образовательного процесса, позволяющая реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [7; 29].
То есть внеурочная деятельность - это вид именно образовательной деятельности, который направлен на планируемые результаты освоения основной образовательной программы (далее ООП) - личностные, метапредметные и предметные, так же как и учебная деятельность. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет усилить, а точнее развить воспитательную составляющую ФГОС.
Однако, заострив внимание на таких важных аспектах внеурочной деятельности, как удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей обучающихся и организацию деятельности, направленную на развитие конкретного ученика, Е. Ривкина выделяет, что она направлена на достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы [9].
В этой связи можно привести и мнение Г. Савиной, предлагающей рассматривать характер внеурочной деятельности как компенсационный. Автор поясняет свою точку зрения такой характеристикой, как способствование решению, тех образовательных задач, которые не удается решить во время урока [10].
Следует выделить и целевые характеристики внеурочной деятельности, выделяемые Л. Бронниковой и А. Курило, а именно: способствование развитию индивидуальных характеристик каждого учащегося, повышение уровня мотивации и успеваемости посредством включения внепрограммного материала, сохранение и
в®9®5®5 профессиональное осрпзовпние: проалемы, нпинп, прпнтинп
укрепление здоровья учащихся, содействие социализации и профориентации школьников, но при этом подчеркивание формирования метапредметных универсальных способов учебной деятельности [3; 22].
В данном контексте мы разделяем точку зрения Л. Буйловой, которая выступая экспертом вебинара «Устройство внеурочной деятельности в образовательной организации в условиях реализации ФГОС общего образования» (апрель 2017 года) отметила, что проблем, которые связаны с организацией внеурочной деятельности, скорее всего, сегодня больше, чем решений к ним. И далее: «Зачастую это не просто какие-то незначительные недочеты и вопросы, а системные и сложные проблемы. Часто они не соответствуют той идеологии, которую закладывает ФГОС во внеурочную деятельность»[5].
Заостряя внимания на таких проблемных точках в организации внеурочной деятельности, как замена большей части занятий внеурочной деятельности занятиями на уровне дополнительного образования детей, а также организацию внеурочной деятельности в традиционных урочных формах, И. Муштавинская и И. Князева одной из ведущих проблем выделяют отсутствие целостной системы внеурочной деятельности, а также непонимание ее целей и возможностей [8; 3].
2. На уровне образовательной организации внеурочная деятельность - это механизм расширения и совершенствования образовательных услуг, а также средство развития социальных и интеллектуальных интересов учащихся.
Важным моментом в осмыслении феномена внеурочной деятельности является его понимание как важнейшего ресурса, позволяющего образовательным организациям достичь нового качества образования и соответственно обеспечения конкурентоспособности российского образования.
Представляется необходимым рассмотреть подробнее условия качественной организации внеурочной деятельности на уровне образовательной организации, выделенные Е. Барышниковым.
Во-первых, понимание внеурочной деятельности как элемента целостного учебно-воспитательного процесса в образовательной организации (внеурочная деятельность из стихийного набора внеурочных мероприятий становится целенаправленным элементом учебно-воспитательного процесса). Определяющим, на наш взгляд, является наличие конкретной цели деятельности образовательной организации.
Во-вторых, это определение смысла, цели и основных функций внеурочной деятельности в образовательной организации (системообразующая функция, компенсаторная функция, функция дополнительного образования, досугово-организационная функция, социально-воспитательная функция, функция выбора и самореализации). Компенсаторная функция внеурочной деятельности - лишь часть основных функций.
В-третьих, структурирование и программирование внеурочной деятельности в образовательной организации. Под структурированием и программированием внеурочной деятельности Е. Барышников понимает системы общешкольных мероприятий, внешкольной работы, индивидуальной работы с учащимися и так далее. Под структурированием содержания внеурочной деятельности мы понимаем регулярные и нерегулярные занятия, работу над индивидуальным проектом, комплекс общешкольных мероприятий (согласно плану внеурочной деятельности).
В-четвертых, технологическое обеспечение внеурочной деятельности (необходимость разработки инновационных воспитательных технологий, а также их успешное освоение в ходе внеурочной деятельности).
В-пятых, изучение интересов и потребностей обучающихся (понимание невозможности качественного осуществления внеурочной деятельности без их изучения). Регулярные занятия проводятся, по определению, с учетом запросов обучающихся и их
П€ППготический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП м 6(В5), В019 мпдб-ое
родителей, поэтому важным является и понимание качественного изучения (определения) запросов.
В-шестых, обеспечение результативности внеурочной деятельности (на уровне ребенка - это изменение ценностно-смысловой позиции учащегося и др., на уровне образовательной организации - это целенаправленная деятельность по созданию (развитию) воспитательной системы и др.);
В-седьмых, это уникальность созданной системы внеурочной деятельности (мы имеем в виду не только разработку рабочих программ курсов внеурочной деятельности), но и инновационность деятельности педагогов при ее осуществлении)[1; 16-19].
Здесь требует осмысления и такая проблема в организации внеурочной деятельности (выделена Т. Кальницкой, Э. Деминой) как затруднения в определении роли педагогических работников и доли их участия в осуществлении внеурочной деятельности [6, 5].
3. На уровне педагога внеурочная деятельность - это способ его самореализации.
И здесь необходимо выделить следующие педагогические условия (Л. Байбородова):
- готовность педагогов к управлению процессом включения детей во внеурочную деятельность;
- осуществление педагогической помощи в рефлексии;
-осуществление педагогической помощи в самоопределении в позиции «Я» -«Деятельность» [2, 7].
4. На уровне учащегося внеурочная деятельность - это средство для:
- самоактуализации и самореализации, а точнее самоосуществлении;
- развития творческого мышления;
- формирования (развития) социальной мобильности, а также вид активности, способствующий успешному освоению оОп и так далее.
Существенное значение для понимания феномена внеурочной деятельности имеет и определение А. Енина, указывающего, что в ходе внеурочной деятельности, обучающийся должен «научиться действовать, чувствовать, принимать решения и так далее» [4, 7]. Как видим, понятие действия является основополагающим для внеурочной деятельности, а на уровне личности - «оформляющим началом».
Из изложенного следует, что сложность внеурочной деятельности как многомерного явления предопределяет и трудности, с которыми сталкиваются специалисты, как на теоретическом, так и на практическом уровнях.
Рассмотрим результаты исследований (проводились под руководством профессора Н. Сытиной) в рамках курсов повышения квалификации «Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ОО: проектирование и реализация», реализуемых кафедрой педагогики и психологии БГПУ им. М. Акмуллы (28.01.2019 - 28.02. 2019 гг.).
В исследовании приняли участие заместители директоров по учебно-воспитательной работе (10 %), заместители директоров по воспитательной работе (86 %), педагоги, осуществляющие внеурочную деятельность (3 %), методисты (1 %). Исследование, направленное на изучение проблем организации и реализации внеурочной деятельности выполнялось в два этапа:
1) опрос (N=100) о целях, подготовленности слушателей курсов повышения квалификации (входная анкета). Оценивались четыре аспекта: инициатива прохождения обучения на курсах; цели обучения на курсах; подготовленность к освоению содержания учебной программы курсов; проблемы, вызывающие потребность в индивидуальной консультации.
e^sSass профессиональное осрпзоппние: проалемы, нпинп, прпнтинп
2) Опрос (N=66), направленный на выявление педагогических затруднений в контексте повседневных практик внеурочной деятельности.
Авторы ставили перед собой следующие исследовательские вопросы:
1. Какие педагогические затруднения (трудности) Вы испытываете?
2. Как Вы оцениваете свою степень готовности по реализации внеурочной деятельности?
Повышение квалификации руководителей и педагогов большинством исследователей рассматривается в контексте организации методической работы как элемент научно-методического ресурса. В силу этого одним из первых в анкете был вопрос об инициативе прохождения обучения на курсах. Ответы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос об инициативе прохождения обучения на курсах_
Варианты ответов Всего среди респондентов
По своей инициативе 25 %
По предложению руководителя по месту работы 61%
По плану повышения квалификации по месту работы 10 %
Другое (укажите)/Рекомендации РОО 4 %
В таблице 2 представлено обобщенное мнение респондентов о целях обучения. Таблица 2 Распределение ответов на вопрос «Цель Вашего обучения на курсах?»
Варианты ответов Всего среди респондентов
Необходимость получения знаний в связи с выполнением своих функционально-должностных обязанностей 34,5 %
Необходимость прохождения обучения в связи с ожидаемой аттестацией (для получения документа) 1%
Желание получить рекомендации и указания по рассматриваемым на курсах проблемам 22,5%
Необходимость прохождения обучения для решения данной проблемы, так как недостаточно знаний для практической работы 13,5%
Желание работать по-новому, но знаний и умений не хватает 13,5%
Желание ознакомиться с положительным опытом по проблеме 15%
Другое (укажите) / 0
В таблице 3 представлена оценка подготовленности к освоению содержания учебной программы курсов.
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос «Оцените свою подготовленность к освоению содержания учебной
Варианты ответов Всего среди респондентов
Имею минимальный базовый уровень 30 %
Имею пассивный опыт 13%
Готов (а) делиться опытом 13 %
Нуждаюсь в пополнении знаний по проблеме и в практических рекомендациях 44 %
Другое (укажите)
Для выявления проблем в организации и реализации внеурочной деятельности задавался следующий вопрос: «Укажите проблемы, по которым Вы нуждаетесь в индивидуальной консультации» (форма открытых вопросов).
В таблице 4 представлено распределение ответов на этот вопрос.
П€ППготический ЖУРНПЛ СПШКОРТОСТПНП м 6(В5), В019 мпдб-ое
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос «Укажите проблемы, по которым нуждаетесь в индивидуальной консультации»
Варианты ответов Всего среди респондентов
Современные образовательные технологии во внеурочной деятельности 5 %
Документы, сопровождающие внеурочную деятельность 10 %
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности (требования, примеры) 30 %
Критерии оценки программ курсов внеурочной деятельности 10 %
Вопросы организации внеурочной деятельности 25 %
План внеурочной деятельности 15 %
Программа внеурочной деятельности на уровне ОО 5 %
Полученные данные опроса, направленного на выявление педагогических затруднений в контексте повседневных практик внеурочной деятельности показали: 35 % опрошенных сталкиваются с проблемами в организации и реализации внеурочной деятельности; 54,5 % - более да, чем нет; 5 % - более нет, чем да; 5,5 % - не испытывают затруднений.
Ответы респондентов позволили точнее подтвердить и расширить наиболее значимые педагогические затруднения.
Таблица 5
Педагогические затруднения в организации и реализации внеурочной деятельности
Варианты ответов Всего среди респондентов
Затруднения в разработке рабочих программ курсов внеурочной деятельности 32 %
Затруднения при определении и выборе форм, методов, приемов при организации внеурочной деятельности 8 %
Затруднения в овладении методологией организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся во внеурочной деятельности 10 %
Затруднения в организации и проведении исследовательской деятельности 24 %
Затруднения в подготовке анализа внеурочной деятельности 6 %
Отсутствие методического обеспечения по внеурочной деятельности 20 %
Другое (укажите, что именно) 0
Более 60% респондентов осваивают новые формы и методы работы с учащимися во внеурочной деятельности, 25 % - отчасти, 15 % - не осваивают. Исследование также показало, что 71,6% респондентов в достаточной степени ознакомлены с нормативно-правовой документацией.
Данные таблицы 6 показывают направления внеурочной деятельности (развития личности), которым отдается предпочтение.
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос: «Каким направлениям внеурочной деятельности отдается особое _предпочтение в Вашей школе?»_
Общекультурное 20 %
Общеинтеллектуальное 22 %
Социальное 15 %
Духовно-нравственное 18 %
Спортивно-оздоровительное 25%
Необходимо, к сожалению, также констатировать, что 24 % опрошенных недостаточно информированы о стандартах второго поколения. 80 % респондентов нуждаются в повышении своего профессионального уровня во внеурочной деятельности, а
в®9®5®5 профессиональное осрпзоппние: проалемы, нпинп, прпнтинп
20 % оценили свою готовность по реализации внеурочной деятельности как среднюю, 80 %
- как низкую.
Опираясь на вышеизложенное, следует выделить, что педагогически целесообразным является разработка и реализация системы комплексного научно-методического сопровождения (содержание, формы, методы, средства и технологии) внеурочной деятельности общеобразовательных организаций, которая исходит из необходимости:
- профессионального развития руководителей и педагогов, вовлеченных во внеурочную деятельность;
- обеспечения сопряженности подготовки специалистов в системе вузовского и послевузовского педагогического образования;
- развития системы внеурочной деятельности в соответствии с целями региональной системы образования.
В этой связи особую значимость представляет образовательный проект «Взлетай»
- комплексная программа, направленная на развитие функциональных способностей обучающегося по образовательным программам среднего общего образования, представляющая собой содержательный и организационно-управленческий ресурс внеурочной деятельности.
Также, в связи с этим, возникают следующие вопросы: кто являются потенциальными субъектами научно-методического сопровождения внеурочной деятельности образовательных организаций на региональном уровне, кем и как они определяются?
Профессиональная деятельность педагогов кафедры педагогики и психологии БГПУ им М. Акмуллы в вопросах организации сопровождения внеурочной деятельности образовательных организаций на региональном уровне представляет собой ресурсный механизм поддержки, направленный на повышение квалификации руководителей и педагогов, развитие педагогического творчества учителя, повышение качества образовательных услуг и так далее [11]. Крайне необходимо подготовить учебные пособия и методические разработки, способствующие разрешению противоречия на уровне экспертов, методистов и практиков, занимающихся организацией внеурочной деятельностью, а также помогающие разобраться в ее идеях, показателях и измерителях (разработка диагностического инструментария на всех уровнях образования).
Рассмотренные в статье ключевые смыслы и проблемные акценты в организации и реализации внеурочной деятельности не являются исчерпывающими и требуют дальнейшего изучения.
1. Барышников, Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. -Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 416 с.
2. Байбородова, Л.В. Организация внеурочной воспитательной работы в сельской школе в Условиях реализации Федерального общеобразовательного стандарта второго поколения: учебно-методическое пособие. -Ярославль : Департамент образования Ярославской области, 2011. - с. 149.
3. Бронникова, Л.М., Курило, А.В. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО: целевые установки и организационные условия // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. Барнаул, 2017. - Вып. 2 (31). - С. 21-24.
4. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы / Сост. А.В. Енин. - Москва : ВАКО, 2015. -
288 с.
5. Внеурочная деятельность по ФГОС в образовательных организациях [Электронный ресурс] // Академия профессионального развития. - URL: // http:https://academy-prof.ш/ЫogЛ/neurochnaya-deyatelnost-po-fgos-organizaciya (дата обращения 10.09.2019).
6. Кальницкая, Т.С., Демина, Э.М. Совершенствование содержания и технологий организации внеурочной деятельности, в том числе для детей с ОВЗ, в рамках реализации основной образовательной программы: Методические рекомендации / Мин-во образования и молодежной политики Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития Сыктывкар, КРИРО, 2016. - 152 с.
nenn готический журнал ппшкортостпнп м 6(as), soi9 sssssss
7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. Академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - Москва : Просвещение, 2008. - с. 29
8. Муштавинская, И.В., Князева, И.В. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций и методических объединений учителей «Технологии внеурочной деятельности школы в условиях реализации ФГОС общего образования» [Электронный ресурс]. - Санкт-Петербург. - 2017. - 71 с. // СПб АППО. - URL: // https://docviewer.yandex.ru/view/0/ (дата обращения 10.09.2019).
9. Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО: целевые установки и организационные формы // Администратор образования. - 2012. - № 20. - С. 75 - 84.
10. Савина, Г.А. Моделирование внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС ООО. - URL: //https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=(дата обращения 21.09.2019).
11. Хабибова, Н.Е., Сытина, Н.С. Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС общего образования: учеб. пособие. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2019. - 124 с.