www.volsu.ru
УДК 81'42 ББК 81.006.3
ФЕНОМЕН УСПЕХА В ПРИЗМЕ ЛИНГВОКУЛЬТУР: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД
Илья Михайлович Смирнов
Аспирант кафедры русского языка и документалистики, Волгоградский государственный университет [email protected]
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В статье представлено лингвокультурологическое исследование феномена успеха в гендерном аспекте. Разделяются понятия «гендер» и «пол», показывается взаимосвязь гендера и языка через языковую концепцию реальности. Установлено сходство гендерных ролей при сопоставлении образа успешного человека в текстах российских СМИ и образа успешного человека в США, заложенного в понятии «self-made man».
Ключевые слова: гендерная лингвистика, дискурс, лингвокультурология, образ, успех.
В современном научном обществе понятие «успех» и образ успешного человека представляют особый исследовательский интерес, что связано с возрастающим и всесторонним стремлением людей к достижению успеха. Изучение происхождения и развития феномена успеха в русской языковой картине мира не нашло еще должного освещения в науке, хотя ряд авторов характеризует формирование концепции успеха в России (работы таких ученых, как А. Гельман, И.М. Клямкин, А.С. Панарин, Г.Л. Тульчин-ский, А. Швейцер и др.). В настоящее время сформировались различные подходы к изучению образа успешного человека - культурологический, педагогический, социологический, философский, экономический и др. [1, ю с. 1]. Для нашего исследования особый ин-о терес представляет изучение обозначенного объекта в двух аспектах: гендерном и линг-кч вистическом.
§ С середины 90-х гг. ХХ в. на фоне «тре-^ тьей волны» феминизма в США в отечествен-^ ной науке востребованными становятся ген© дерные исследования. Подъем феминистско-
го критицизма способствовал признанию ген-дера «решающим фактором в производстве, распространении и потреблении литературного дискурса» [12, с. 9].
Следует отметить, что понятия «гендер» и «пол» не являются синонимами и имеют существенные семантические отличия. Под гендером понимается «социальное, культурное и психологическое значение, накладываемое на биологическую половую идентичность», а под полом - биологическая идентичность как мужчины или женщины [13, с. 2].
Используя понятие «гендер» как критерий для типологизации дискурса, британский исследователь Сара Миллз предполагает, что структура дискурса может быть определена через систематичность идей, мнений, концептов, способов мышления и поведения, существующих в определенном контексте, а также через воздействие подобных способов мышления и поведения. По мнению ученого, можно выделить «совокупность дискурсов женственности и мужественности», поскольку мужчины и женщины, осознавая свою ген-дерную принадлежность, строят свое поведе-
ние на основании определенных параметров [11, с. 17].
Особый интерес представляет подход с позиций языка, подразумевающий гендериза-цию самих слов [4, с. 18]. Передача идей происходит посредством связи отдельных слов с тем или иным полом, имплицитно или эксплицитно выражая, что в культуре обозначено как мужское или женское. Анализ слов, используемых для описания мужчин и женщин, помогает обнаружить доминантные взгляды относительно того, чему свойственна мужественность и женственность. Женщины довольно часто описываются словами, ассоциируемыми с заботой, слабостью и манипулятивной сексуальностью (например, tease - дразнить, кокетничать), а мужчины - словами, связанными с конкуренцией в высоко ценимых сферах и со злоупотреблением властью (например, brute - брутальный, грубый, животный) [9, с. 24]. Например, до 1979 г. ураганы именовали лишь женскими именами, поскольку тропические циклоны, как и женщины, представлялись как непредсказуемые, переменчивые и разрушительные.
Применение гендерного подхода в исследовании подразумевает учет в равной степени как женщин, так и мужчин. Развитие тендерной теории началось в начале 80-х гг. XX в. в рамках западной феминисткой мысли в таких областях, как антропология, история, психология и философия, что означало собой переход от исследований, направленных на женскую проблематику 70-х гг. XX в. (гинокрити-ка, женская история, женская психология), к изучению гендерных отношений, включающих как женщин, так и мужчин.
Более того, гендер - это не только вопрос различия, предполагающий разделение и равенство полов, но и вопрос власти, затрагивающий историю гендерных отношений, в частности гендерную асимметрию и доминирование мужчин в обществе. Во всех культурах соблюдаются гендерные отличия, и как только какая-либо черта поведения ассоциируется с определенным полом, представители другого пола стараются элиминировать ее. Именно этот факт лег в основу концепции генде-ризма - культурно и социально обусловленных и воспроизводимых обществом различий в поведении полов. Неравноправный статус по-
лов, в той или иной степени присутствующий в любой постпатриархальной культуре, позволяет опираться на концепцию власти и в лингвистическом исследовании [2, с. 20].
Британский исследователь Норман Фэр-кло в своем труде «Язык и власть» признает необходимым более глубокое осознание связи языка и власти, в частности, как язык может способствовать доминированию одних людей над другими [7, с. 4].
В рамках лингвистических исследований предполагается, что «каждая культура имеет уникальное отображение в языке», являющимся ее основным ресурсом [3, с. 168]. Когда язык систематически игнорирует женщин или воспринимает их как беспомощных, это естественным образом влияет на образ мышления людей [14, с. 170].
Таким образом, лингвистический анализ позволяет установить, каким образом представлено гендерное неравенство в языке; например, это проявляется особенно ярко, когда речь идет об успехе. Стоит отметить, что женщины и мужчины сами конструируют чувство собственного «я» в языке, следовательно, анализ текстов, отражающих гендерные различия, позволяет нам отследить варианты, доступные субъектам при построении своих социальных ролей и позиций [10, с. 2].
Данное утверждение преобладает во всех направлениях постмодернистской мысли, которые признают языковую концепцию реальности, гласящую, что воспринимаемая нами реальность - лингвистически и социально сконструированный феномен. В итоге языковые формы становятся единственным инструментом познания мира, следовательно, человеческие представления о мире не способны отразить реальность, существующую вне пределов языка, и они могут соотноситься лишь с другими языковыми выражениями.
Иными словами, сознание индивида ставится в зависимость от стереотипов своего языка: в сознании каждого хранится та или иная совокупность текстов, определяющих отношение человека к действительности и опосредуемых дискурсивной практикой. Из этого следует, что язык приобретает важнейшее значение, а лингвистика - статус одной из центральных наук, поскольку сознание индивида уподобляется тексту.
Феминистский аспект не обошел стороной и постмодернизм, существенную роль в идеологии которого занимают гендерные вопросы, в частности доминирование мужчин в обществе. Как отмечал французский философ Жак Деррида, взгляды на мир и система ценностей непосредственно связаны с позицией «европейских белых мужчин». Сознание современного человека, вне зависимости от его половой принадлежности, заполнено идеями мужской идеологии с приоритетом мужской логики и рациональности, а также объектного отношения к женщине. Известные книги «Второй пол» Симоны де Бовуар и «Воля к знанию» Мишеля Фуко лишь способствовали распространению этой идеи.
Гендерные исследования достаточно востребованы в лингвистике при изучении различных феноменов. Нам представляется, что ценный материал для дальнейшего развития данного направления может дать изучение феномена успеха, репрезентированного в той или иной лингвокультуре.
В США, считающихся родиной культа «успеха» со времен появления пуританизма в Северной Америке, изначально сложился маскулинный образ успешного человека, что можно наглядно продемонстрировать при описании успешности через понятие «деньги» как одного из основополагающих условий достижения успеха.
Социологические, экономические и культурологические исследования показывают, что денежная социализация и символические функции денег в западной культуре находятся под сильным воздействием гендера. Как результат тех значений и интенций, что были вложены в данное понятие доминирующим мужским обществом - банкирами, биржевыми маклерами, членами Совета управляющих Федеральной резервной системы, чиновниками Международного валютного фонда и т. д., - понятие денег все еще передает идею гендера и надолго сохраняет существующую гендерную иерархию; более того, распространение глобального капитализма служит средством экспорта западных гендерных ролей на восточные страны [5, с. 1].
В 1832 г. Генри Клей, американский политический и государственный деятель, впервые употребил понятие «self-made man»
(букв.: «человек, сделавший себя сам»), которое мгновенно начали использовать в рекламных текстах и биографиях. Как отмечает Майкл Киммел, понятие «breadwinner» (кормилец; тот, кто добывает хлеб) вошло в оборот между 1810 и 1820 гг. и означало мужскую роль добытчика в семье, а затем стало безошибочной определяющей мужского успеха в американской культуре [8, с. 27]. Ценность человека, который сделал себя сам («self-made man») была определена на рынке, где царила жажда наживы и конкуренция, и была выражена следующим образом: «Деньги - это привычная мера всех вещей» [8, с. 20]. Провозглашенный Алексисом де Токвилем индивидуализм поставил окончательную точку в понимании мужского успеха как личного богатства и всеобщего признания. В итоге понятие «self-made man», носящее маскулинный характер, стало ключевой составляющей достижения успеха в американской культуре.
Вместе с тем, по замечанию Стефани Кунц, культ «self-made man» требовал культа «true woman» (верной женщины) [6, с. 53]. Финансовая зависимость женщин от их мужей, приобретавших контроль над имуществом жен после женитьбы, фактически провозглашала их статус как собственности мужчин. Господствующая гендерная система XIX в. разделила мужчин и женщин пространственно, социально и морально, определив «мужские сферы» (бизнес, финансы, закон и политика) и «женские сферы» (мораль, культура, альтруизм и привязанность) [5, с. 34].
Итак, первоначально образ успешного человека как «self-made mam^brn закреплен исключительно за мужчинами европейского происхождения. Деньги и доминирование были определяющими характеристиками успешных мужчин. Женщинам путь к достижению успеха был фактически закрыт: они были хранительницами домашнего очага и ассоциировались с моралью, культурой, альтруизмом и привязанностью, то есть с исключительно духовными понятиями.
Как уже было отмечено, заложенные в понятие денег гендерные роли распространяются с Запада через глобализацию капитализма. Происходит ли этот процесс в России?
Чтобы ответить на данный вопрос, был проведен интерпретативный анализ 30 статей российской электронной версии журнала «Cosmopolitan» и 30 статей российской электронной версии журнала «GQ». Отбор статей проводился по представленности в тексте лексемы «успешный» без учета морфологии. Выбор данных изданий обусловлен их наибольшей популярностью среди женской и мужской половины населения России (согласно рейтингу Рамблер.ТОПЮО, основанному на индексе популярности).
По результатам проведенного анализа, успешная женщина прилагает усилия для достижения внутренней гармонии, уверена в себе, умеет налаживать контакты с другими людьми и позитивно воспринимает окружающий мир. В начале своей карьеры она соглашается на любую работу. Успешная женщина преодолевает свои страхи, любит свою работу и усердно трудится, не сдается в случае провала и развивает себя. Она мечтает и черпает вдохновение из окружающего мира, ставит четкие цели на будущее, понимая, что деньги - это не главное. (Например: «Какую бы новую возможность ты ни получила, соглашайся»; «Деньги - не главное»; «Берись за все!»; «Улыбайся, это ключ к успеху»; «в гармонии с собой»; «внимательнее относись к своему внутреннему состоянию»; «не позволяй негативным мыслям властвовать»).
Успешный мужчина - это заслуживающий уважения и популярный человек, получающий множество наград за свою деятельность и известный не только в России, но и за рубежом. Он настроен на победу и превосходство, дружит с известными личностями, самосовершенствуется, создает более удачные проекты по сравнению с аналогичными проектами конкурентов и удачно вкладывает заработанные деньги. При этом успешный мужчина пренебрегает своей известностью и упоминанием в СМИ, игнорируя негативное мнение окружающих, если таковое присутствует. (Например: «стал самым популярным»; «регулярно получают награды»; «Успех приходит к тем, кто умеет игнорировать негативные мнения»; «продолжает экспансию»; «готовятся покорять Штаты»).
Таким образом, при сопоставлении образа успешного мужчины в текстах российс-
ких СМИ с описанным выше образом успешного человека в США с учетом формулы «self-made man» можно заметить определенное сходство: признание и стремление к победе, решающая роль денег. Рассматривая образ успешной женщины в проанализированных текстах российских СМИ и образ американской женщины XIX в., мы также можем проследить определенное сходство, а именно духовную ориентацию женщин. Конечно, возможности современных женщин для самореализации намного выше, но направленность российских женщин на душевную гармонию перекликается с американской моделью. Можно предположить, что российская культура импортировала гендерные роли, распространяемые Западом, на уровне языка.
Гендерный подход представляется перспективным в процессе лингвистического анализа текстов в рамках дискурса успешности, выделяемого в последнее время рядом исследователей (И.Н. Бельцова, В.Н. Мерзлякова и др.). Проведение лингвокультурологическо-го гендерного исследования в рамках данного дискурса позволит обозначить культурно-специфические и общие черты образов успешной женщины и успешного мужчины как на кросскультурном, так и интракультурном на уровнях.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Атюнина, В. С. Образ успешного человека в семантическом пространстве личности / В. С. Атюнина. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2009. - 169 с.
2. Кирилина, А. В. Философская база и методология гендерных исследований в применении к российской лингвистике / А. В. Кириллина // Гендерный фактор в языке и коммуникации. -Вып. 446. - М., 1999. - С. 14-21.
3. Смирнов, И. М. Концепты в дискурсивной парадигме: интракультурная и кросскультурная корреляция / И. М. Смирнов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9, Исследования молодых ученых. - 2015. - Вып. 13.-С. 166-170.
4. Baron, D. Grammar and Gender / D. Baron. -New Haven : Yale University Press, 1986. - 260 p.
5. Boesenberg, E. Money and Gender in the American Novel, 1850-2000 / E. Boesenberg. -Heidelberg : Winter, 2010. - 485 p.
6. Coontz, S. The Way We Never Were: American Families and the Nostalgia Trap / S. Coontz. - N. Y. : Basic Books, 1992. - 432 p.
7. Fairclough, N. Language and Power / N. Fairclough. - N. Y. : Longman Inc., 1989. - 320 p.
8. Kimmel, M. S. Manhood in America: A Cultural History / M. S. Kimmel. - USA : Free Press, 1996. -544 c.
9. Kramer, L. The sociology of gender / L. Kramer. -USA : St Martin's Press, Inc., 1991. - 514 p.
10. Mills, S. Discourse / S. Mills. - UK : Taylor & Francis e-Library, 2001. - 178 p.
11. Mills, S. Feminist Stylistics / S. Mills. - L. ; N. Y. : Routledge, 1995. - 230 p.
12. Ruthven, K. K. Feminist Literary Studies: An Introduction / K. K. Ruthven. - Cambridge : Cambridge U. Press, 1984. - 164 p.
13. Showalter, E. Speaking of gender / E. Showalter. - USA : Routledge, Chapman and Hall, Inc., 1989. - 335 p.
14. Silveira, J. Generic Masculine Words and Thinking / J. Silveira // Voices and Words of Women and Men, edited by C. Kramarae. - N. Y. : Oxford University Press, 1980. - P. 165-178.
SUCCESS PHENOMENON IN THE LIGHT OF LINGUISTIC CULTURES:
GENDER APPROACH
Ilya Mikhailovich Smirnov
Postgraduate Student, Department of Russian Language and Documentation Studies,
Volgograd State University
Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Abstract. The article deals with the cultural and linguistic research of success phenomenon in the gender aspect. The author makes a distinction between gender and sex, shows the connection of gender and language via the language conception of reality. The article compares the image of a successful person in Russian mass media texts with the image of an American successful person in the self-made man concept and demonstrates the correspondence of gender roles.
Key words: gender linguistics, discourse, cultural linguistics, image, success.