Научная статья на тему 'Создание стереотипного образа мужчины в глянцевых журналах (на материале русского и английского языков)'

Создание стереотипного образа мужчины в глянцевых журналах (на материале русского и английского языков) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2728
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ ЛИНГВИСТИКА / КОНЦЕПТ / СТЕРЕОТИП / СТЕРЕОТИПНЫЙ ОБРАЗ / МУЖЕСТВЕННОСТЬ / ЖЕНСТВЕННОСТЬ / ГЛЯНЦЕВЫЙ ЖУРНАЛ / ГЕГЕМОННАЯ И ЕСТЕСТВЕННАЯ МАСКУЛИННОСТЬ / GENDER / GENDER LINGUISTICS / CONCEPT / STEREOTYPE / STEREOTYPICAL IMAGE / MASCULINITY / FEMININITY / GLOSSY MAGAZINE / HEGEMONIC AND NATURAL MASCULINITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зиновьева Елена Сергеевна

В статье рассматривается категория «гендер» как предмет изучения гендерной лингвистики, приводятся характеристики понятий «гендерная картина мира», «гендерный концепт», «гендерный стереотип», «мужественность/женственность», прослеживается связь концепта и стереотипа, подчеркивается образно-оценочная природа стереотипа. Автор выявляет роль печатных СМИ в создании гендерной картины мира культурных сообществ на современном этапе и активное участие глянцевых журналов в этом процессе; определяет особенности дискурса гендерно-ориентированных изданий как средства формирования стереотипных представлений о мужчине и женщине в сознании читателя; анализирует, как содержание современного концепта маскулинности отражается в стереотипном мужском образе, создаваемом на страницах гендерно-ориентированных изданий в рамках устойчивых тематических блоков, общих для мужских зарубежных и российских глянцевых журналов; проводит сравнительный анализ образов мужчины на Западе и в России с позиций соотношения гегемонной и естественной маскулинности. Результатом проведенного исследования является вывод о том, что образ мужчины, репрезентуемый англои русскоязычным дискурсом глянцевых журналов, является стереотипным, соответствует современным метагендерным нормам и одновременно имеет отличительные черты, отражающие стереотипные представления о современной маскулинности различных национальных гендерных картин и языковые особенности разных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Зиновьева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of a stereotypical male image in glossy magazines (in the Russian and English languages)

The article deals with the category of «gender» as a subject of study of gender linguistics, gives the characteristics of the concepts of «gender picture of the world», «gender concept», «gender stereotype», «masculinity vs. femininity», traces a correlation between a concept and a stereotype, emphasises imageestimated nature of stereotype. The author reveals the role of print media in the creation of a gender picture of the world of cultural communities at the present stage and an active participation of glossy magazines in this process; she defines the characteristics of the discourse of gender-oriented publications as a means of forming stereotypes about males and females in the mind of the reader; she also analyses the way the content of modern concept of masculinity is reflected in a stereotypical male image created in gender-oriented publications in the framework of the scheme, consisting of stable clusters common to multilingual versions of glossy magazines; finally, she conducts a comparative analysis of a male image in the West and in Russia in terms of the ratio of hegemonic and natural masculinity. As a result of the research, the author concludes that the male image presented in the English and Russian versions of glossy magazines is stereotypical, correlates with modern meta-gender norms and, at the same time, possesses some distinctive features, which reflect stereotypical views on modern masculinity in different national gender pictures and linguistic peculiarities of different cultures.

Текст научной работы на тему «Создание стереотипного образа мужчины в глянцевых журналах (на материале русского и английского языков)»

УДК 81'42

Зиновьева Елена Сергеевна

ассистент кафедры английского языка факультета иностранных языков Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль

zinyel@yandex.ru

СОЗДАНИЕ СТЕРЕОТИПНОГО ОБРАЗА МУЖЧИНЫ В ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛАХ (на материале русского и английского языков)

В статье рассматривается категория «гендер» как предмет изучения гендерной лингвистики, приводятся характеристики понятий «гендерная картина мира», «гендерный концепт», «гендерный стереотип», «мужественность/женственность», прослеживается связь концепта и стереотипа, подчеркивается образно-оценочная природа стереотипа. Автор выявляет роль печатных СМИ в создании гендерной картины мира культурных сообществ на современном этапе и активное участие глянцевых журналов в этом процессе; определяет особенности дискурса ген-дерно-ориентированных изданий как средства формирования стереотипных представлений о мужчине и женщине в сознании читателя; анализирует, как содержание современного концепта маскулинности отражается в стереотипном мужском образе, создаваемом на страницах гендерно-ориентированных изданий в рамках устойчивых тематических блоков, общих для мужских зарубежных и российских глянцевых журналов; проводит сравнительный анализ образов мужчины на Западе и в России с позиций соотношения гегемонной и естественной маскулинности. Результатом проведенного исследования является вывод о том, что образ мужчины, репрезентуемый англо- и русскоязычным дискурсом глянцевых журналов, является стереотипным, соответствует современным метагендер-ным нормам и одновременно имеет отличительные черты, отражающие стереотипные представления о современной маскулинности различных национальных гендерных картин и языковые особенности разных культур.

Ключевые слова: гендер, гендерная лингвистика, концепт, стереотип, стереотипный образ, мужественность, женственность, глянцевый журнал, гегемонная и естественная маскулинность.

В 70-х гг. XX века под влиянием второй волны феминизма в Западной Европе и США сформировалась самостоятельная научная дисциплина - гендерология, которая обратилась к изучению различий в поведении мужчин и женщин, объясняя их не столько биологическими особенностями, сколько спецификой воспитания, образования и другими социальными факторами.

Центральным понятием нового направления стала категория «гендера», введеная в научный оборот в 1963 г. психоаналитиком Р. Столлером, предложившим обозначить грамматическим термином «gender» социокультурный пол, чтобы отделить его от термина «sexus» - пола биологического.

Одной из первых идею рассмотрения гендера, а затем и «гендерных концептов» выдвинула английская ученая-историк Д. Скотт. Она отнесла к «гендерным концептам» образно-символическую систему, описывающую женщину и мужчину в культуре; комплекс норм, которые предопределяют образно-символическую систему и находят выражение в научных, правовых, религиозных и политических доктринах и течениях; социальные отношения и институты, ими формируемые; самоидентификацию личности [6, с. 2].

Многие ученые рассматривают концепт как «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека, и то, посредством чего человек... сам входит в культуру, а в некоторых случаях влияет на нее» [9, с. 43]. На базе концепта формируется стереотип, отражающий национальный характер, оценку событий и объектов, принятых в обществе. С позиций когнитивной науки стереотипизация концепта происходит в процессе обобщения и стандартиза-

ции некоторых концептуальных признаков в сознании представителей определенного сообщества. Все принципиально выделяемые в структуре концепта компоненты в стереотипе взаимодействуют в иной пропорции. Их можно условно обозначить как знание (когнитивно-информационный компонент) и отношение (эмоционально-чувственный и оценочный компонент) [12, с. 5]. Стереотипы в разных культурах не одинаковы, они зафиксированы в семантике языка, манифестируют систему ценностей и стандарты поведения в обществе и благодаря коммуникативной природе формируют коллективное и индивидуальное сознание.

Образное мышление человека способно от сравнительных характеристик мужчин и женщин перейти к обобщению их ментальных сущностей в метафорических концептах мужественности и женственности, лежащих в основе гендерной картины мира, которая «представляет собой интеграционное духовное образование, включающее в себя философские, научные, религиозные, атеистические и иные составные» [1].

«Мужественность» и «женственность» воспринимаются как концепты благодаря тому, что сознание человека как носителя определенного пола формируется под влиянием стереотипных представлений о мужских и женских качествах, определяющих отношение общества к мужчинам и женщинам в соответствии с половой идентификацией.

В процессе стереотипизации происходит обобщение, схематизация доминирующих в данной социальной группе образов и оценок, связанных с понятиями «маскулинности» и «феминности», которые И.И. Булычев считает «основными способами существования, или атрибутами гендерной картины мира» [2]. Таким образом, «гендерные

198

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 5, 2016

© Зиновьева Е.С., 2016

стереотипы - это схематизированные, обобщенные образы маскулинности и феминности» [14, с. 292].

Стандартизация определенных типичных признаков приводит к формированию стереотипных образов мужчины и женщины, социально разделяемых и имеющих эмоционально-оценочный характер [8, с. 4]. Исследователи признают образы маскулинности и феминности стереотипными, если они разделяются по крайней мере 3/4 индивидов в пределах социальной общности [13, с. 71-74].

Гендер как социокультурный феномен обладает совокупностью признаков речемыслительной практики и поведения представителей мужского и женского пола, поэтому его содержание может быть раскрыто через языковые репрезентации, что является предметом изучения гендерной лингвистики. Используя гендерный подход в лингвистическом описании, можно получить новые данные о языке и его функционировании: какие языковые средства языка используются для конструирования гендерной идентичности, как соотносятся метаген-дреный (общечеловеческий) и гендерный уровни в рамках одного языка, как различается содержание концептов «феминность» и «маскулинность» в разных языках и культурах.

В формировании тендера как социолингвистической категории активно участвуют средства массовой информации и, в частности, гендерно ориентированные издания об образе жизни. По мнению Т.Г. Добросклонской, «механизм функционирования СМИ предполагает не только и даже не столько отражение окружающей действительности, сколько, и это гораздо более важно, ее интерпретацию, комментарий, оценку, способствующую созданию определенного социально-идеологического фона» [4, с. 164].

Глянцевые журналы (далее ГЖ) транслируют социальные гендерные стереотипы как «стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ, представление о социальном объекте» [11, с. 538]. В качестве объекта образной схематизации и стандартизации в дискурсе ГЖ выступают современные мужчина и женщина, поэтому медиалингвистические исследования позволяют систематизировать современные гендерные стереотипы, выявить особенности их формирования и влияния на сознание читательской аудитории с помощью различных лингвистических приемов. «При этом язык СМИ представляется инструментом манипулирования языковым сознанием реципиентов медиатекста, с помощью средств языка формируются оценки происходящих событий, транслируются социальные представления, стереотипы поведения» [7, с. 18].

Исследуя медиатексты ГЖ, можно определить, как гендерные стереотипы формируют представления о мужественности и женственности в конкретном обществе и влияют на соотноше-

ние традиционной (патриархальной) и либеральной (феминистской, эгалитарной) составляющих общепринятой тендерной идеологии. Создаваемые на страницах стереотипные образы мужчины и женщины имплицитно транслируют в сознание читателей социальные гендерные модели, соответствующие современному пониманию маскулинности и феминности.

В статье мы рассматриваем дискурс западных (американская (USA), британская (UK), австралийская (AU) и южноафриканская (ZA) версии) и российских ГЖ (GQ, Men's Health) текущего десятилетия в качестве материала для выявления стереотипного мужского образа, обладающего концептуальными качествами современной маскулинности. По мнению С.А. Ильиных, «в концепте маскулинности можно выделить два крайних варианта: гегемонную и естественную маскулинности» [5, с. 94]. Гегемонная маскулинность предполагает абсолютное мужское доминирование, власть и силу, которые закрепленны в языке множеством гендерных стереотипов. Естественная маскулинность отменяет ограничения, наложенные на мужчину гегемонной маскулинностью, он получает право на эмоциональность, неуверенность, обеспокоенность будущим, на участие в жизни близких.

В основу данного исследования положена разработанная О.А. Глущенко модель стереотипного гендерного образа, она обладает универсальными аспектами организации: 1) характер и поведение; 2) социальная и социально-семейная роль; 3) внешность; 4) интеллект [3, с. 36]. По мнению автора, «модель описания гендерных стереотипов может быть адаптирована к любому языковому материалу и различным дискурсивным практикам» [3, с. 9].

Для анализа используются основные характеристики мужского образа, наиболее полно представленные в устойчивых тематических зонах дискурса ГЖ: 1) внешность, стиль, одежда; 2) характер, эмоции, поведение; 3) социальная и социально-семейная роль: а) карьера; б) отношение к деньгам, к современным атрибутам жизни; в) образ жизни (здоровье, спорт, вредные привычки, хобби); г) отношения внутри гендерной группы; д) отношение к противоположному полу, к браку.

Утверждение О.А. Глущенко, что «гендерные стереотипные образы в ГЖ характеризуются симметричной организацией структуры и содержания, но семантические области стереотипов заполнены неодинаково (особенно в стереотипном образе мужчины)» [3, с. 99], отражает дискурсивные особенности англо- и русскоязычных версий мужских ГЖ. Их изучение позволить выявить общие черты и различия образа современного мужчины в разных культурах.

В целом глянцевые издания пропагандируют образ социально активного представителя «сильного пола», обладающего чувством собственного

достоинства, достаточным интеллектом и стремлением к самосовершенствованию в любых своих проявлениях.

Герой западных ГЖ представлен как ухоженный, спортивный мужчина с развитым чувством стиля и чертами метросексуальности, он тщательно подбирает средства для ухода за лицом и телом, для него важна каждая мелочь, каждый аксессуар. В российских версиях чрезмерное внимание мужчины к собственной внешности не одобряется: У вас короткие, аккуратно подстриженные волосы - вы следите за собой, но не выглядите ме-тросексуалом (GQ, декабрь 2015). Мужская красота - качество необязательное: Поверьте, наличие незначительных изъянов во внешности избавляет вас от множества проблем в личной жизни. Внешняя привлекательность - это не только «бонусы», но и большое испытание. И для мужчин, пожалуй, даже большее испытание, чем для женщин (MH, ноябрь 2015). А вот брутальность является признаком мужественности: Хочешь выглядеть брутально? 3-дневная щетина придаст твоему образу необходимую нотку небрежности, грубости и по-фигистичности (МН, май 2015).

Признаки гегемонной маскулинности проявляются и в поведении отечественного мужчины. Весьма характерная для него эмоция - это гнев в положительной и отрицательной трактовке: С течением времени мой гнев обернулся сильным конкурентным духом. Я страстно желал совершить прорыв в своей карьере (MH, ноябрь 2015); Большинство мужчин живут, поджариваясь на медленном огне гнева (GQ, февраль 2013). Герой предпочитает скрывать свои эмоции от окружающих: Мужчина скорее выберет удар в лицо от незнакомца, чем эмоциональное обсуждение чувств с подругой, которое закончится рыданиями на плечах друг друга (MH, ноябрь 2015). Он не позволяет себе быть слабым на людях: Мысль про то, что мужчины не плачут, следует понимать, как то, что мужчины не ноют и не жалуются. А плакать - плачьте себе на здоровье (в одиночестве, в темноте и в подушку) (МН, сентябрь 2015). Напротив, западный мужчина позволяет себе любые эмоции и даже слезы: It's taken us a few thousand years, but congratulations, men, we've finally broken through the Kleenex ceiling: We can cry——in public!— and it's okay (GQ USA, June 2015) - Мы шли к этому несколько тысяч лет, но мои поздравления, мужики, наконец-то мы можем пользоваться носовыми платками и публично плакать - теперь это нормально (здесь и далее все примеры из англоязычных журналов переведены на русский язык автором статьи). Для него важно не задевать чувства окружающих: I like to keep my jokes about people safely way behind their backs. If I'm gonna make a joke at someone's expense, I'll do it so that they can never hear it (GQ USA, June 2015) - Я стараюсь не

подшучивать над другими в их присутствии. Если мне хочется пошутить над кем-то, я сделаю это так, чтобы он об этом никогда не узнал.

В различных версиях мужских ГЖ герой сверяет свои поступки с кодексом «настоящего мужчины», но при внимательном прочтении легко заметить различия в содержании этих правил. Поступки настоящего мужчины в российских журналах часто напоминают поведение «мачо». Например, он обязан быть уверенным в себе: Пореже используй в своей речи обороты из серии «в журнале написали», «по радио передали», «Вассерман сказал» и не злоупотребляй репостами чужих статей и мудрых мыслей на своих страничках в соцсе-тях. Ты сам себе авторитет и истина в последней инстанции (МН, май 2015). Его уверенность может приобретать вызывающий оттенок: Стремись быть самоуверенным с ноткой дерзости. Относись к смелости как к мышце, которую необходимо тренировать (МН, ноябрь 2015). Кроме того, мужчина должен уметь стойко переносить физические страдания: Ты - мужик, ты должен терпеть боль (MH, июнь 2015). Храбрость считается проявлением благородства, а страх - недостойным поведением: Если мужчина живет храбро, без страха перед неудачей, он может достичь таких высот, которые и не снились пугливым капризулям, которых всё выбивает из колеи (МН, ноябрь 2015). Западный мужчина стремится быть джентльменом: Every now and then someone re-writes the rules on how to be a man. I've heard it said that a gentleman doesn 't offer unsolicited advice - but you asked for this, right? Good. Here goes. Always be on time. Keep promises. Make a decision, stick with it, be satisfied. Even when in a rush, remember your Ps and Qs (GQ AU, February 2016) - То и дело кто-то переписывает правила того, как быть мужчиной. Одно из них гласит, что настоящий джентльмен не дает непрошеных советов, но ты ведь сам хочешь их получить, так? Хорошо, вот они. Никогда не опаздывай. Держи слово. Приняв решение, придерживайся его и будь доволен. Даже когда торопишься, помни о правилах хорошего тона.

С точки зрения социальной роли современный мир предъявляет к мужчине множество требований. Чтобы им соответствовать, западный мужчина постоянно работает над собой, не жалея ни времени, ни усилий, активно используя свой интеллектуальный потенциал: Being a modern man can be overwhelming. But you can always get what you want if you're smart about it (MH AU, March 2016) - Быть мужчиной в наше время становится все сложнее. Но ты всегда можешь добиться желаемого, если будешь действовать разумно; Success requires a combination of determination, smarts and curiosity. Winners must be mindful of their circumstances but above all be opportunistic (MH UK, September 2014) - Чтобы добиться успеха, нужно

быть целеустремленным, умным и любопытным одновременно. В выигрыше остается тот, кто внимателен к обстоятельствам и, что еще важнее, умеет к ним приспосабливаться.

Приоритетом для него является карьера: Play to your strengths. It's knowing how to apply yourself best at any given moment, but also about applying risks in order to raise your standards when it counts (MH UK, September 2014) - Опирайся на свои сильные стороны. Необходимо уметь использовать их в любой момент, а также быть способным на риск, чтобы управлять ситуацией, когда этого потребуют обстоятельства. Кроме того, большое внимание уделяется так называемой корпоративной этике, умению соответствовать требованиям начальства, быть командным игроком: There's no harm in putting some of your energy toward the part of your job that you enjoy the most, but don't lose sight of your top priority: making management happy. Your boss's goals should be your goals, even if that means spending a couple of hours each day doing work you don'tparticularly love (MH USA, November 2015) -Безусловно, нет ничего зазорного в том, чтобы вкладывать усилия в наиболее приятные для тебя рабочие обязанности, однако не стоит упускать из виду самое главное: как ты можешь угодить начальству. Цели твоего босса - это и твои цели, даже если это подразумевает несколько часов в день, проведенные за выполнением не самой интересной работы.

Герой российских мужских журналов также способен добиваться карьерного роста, обходя конкурентов и используя всевозможные разрешенные и запрещенные приемы: На верхушке корпоративной горы конкуренция становится такой ожесточенной, что волей-неволей приходится идти на уловки. Только помни, что если ты ввязываешься в серьезную драку, то можешь и схлопотать (МН, май 2015). Но в амбициозные устремления он привносит элемент игры, стремится получать удовольствие от работы, оставаться живым, непосредственным и испытывать разнообразную гамму скрытых чувств и эмоций: Ты счастлив, когда любимая работа спорится. И даже мысли нет о том, счастлив ты или нет. Успешно закончил на работе какое-то большое долгое дело, пришел домой, рухнул на диван: фух! Когда видишь, что людей прет от того, что и как ты делаешь. Будь ты музыкант, или стритрейсер, или печку кладешь (MH, июль 2015).

Современный зарубежный мужчина последовательно демонстрирует рациональное отношение к планированию своей жизни, к финансам: We all dream of retiring early - whether to get out of a job you hate, or spend time doing something you really want to do. Whether you choose to invest your money in a pension, RA or unit trusts, the most important thing is to start early (MH ZA, January 2016) - Мы все меч-

таем рано уйти на пенсию - либо потому, что ненавидим работу, либо чтобы заняться тем, что нам действительно интересно. Ты можешь вложить деньги в собственную пенсию, покупку ценных бумаг или паевый фонд, в любом случае сделать это нужно заранее. Российский мужчина понимает, что деньги не являются гарантией счастья: «Не в деньгах счастье»: действительно, чем больше у человека зарплата, тем меньше удовлетворения приносят вещи, которые можно купить на эти мегарубли (MH, сентябрь 2015). Но они могут мотивировать на новые свершения: Деньги заставляют тебя лучше работать - причем не только те, которые ты получаешь, но и те, что у тебя уже есть. Главное - не зацикливаться на них, не то станешь социопатом (MH, январь 2013).

Современный западный мужчина осознает, что его деловую и жизненную активность поддерживает забота о собственном здоровье. Он систематически выделяет время на занятия спортом: I just always want to be at a level where if someone asks me to do something, I can do it (MH AU March 2016) - Я просто хочу поддерживать оптимальную физическую форму, чтобы в нужный момент быть готовым к действию. В его понимании здоровый образ жизни требует достаточного количества сна: I aim for seven hours' sleep a night, which is optimal for someone post-40 like me. Burning the candle at both ends leads to adrenal fatigue and reduced testosterone levels (MH AU, March 2016) -Я стараюсь спать по семь часов каждую ночь, что очень важно для тех, кому за сорок. Хронический недосып вызывает болезни надпочечников и снижает уровень тостестерона; отказа от алкоголя: Cutting back on drinking helped me increase my T levels. It also helped me sleep better, allowing my body to replenish my T supplies (MH AU, March 2016) - Отказ от спиртного помог мне увеличить уровень тостестерона, улучшил мой сон, позволяя телу более эффективно восстанавливать запасы этого гормона. Отечественный мужчина также понимает важность здорового образа жизни: В здоровом теле - здоровый дух, как тебе уже должно быть известно. Оказывается, в нем еще и ясный ум (MH, август 2015). Для него актуальна проблема вредных привычек: Когда мужчина перестает уделять внимание своей физической форме, начинает переедать, топить стресс в алкоголе и сигаретах - и все это, естественно, обязательно сказывается на сердце (MH, июнь 2015).

Кроме занятий спортом, общепринятым мужским увлечением в ГЖ является автомобиль. Герой русскоязычных версий воспринимает свою машину как способ снять стресс и отвлечься от повседневной рутины: Вставить ключ в замок зажигания, взрыкнуть мотором и отправиться куда глаза глядят - вот какой терапии против стресса тебе не хватает. Такие поездки облада-

ют и восстанавливающим эффектом - они улучшают настроение (MH, октябрь 2015). Западный мужчина к собственному автомобилю относится более прагматично: Yes, a car transports you, but it also moves you. So try to treat it right. When the tyres are in good shape, the wheels are torqued, and the oil and filters have been changed, you feel a stronger sense of control. And people who feel in control also report greater happiness as a sense of mastery in one area of your life can extend to other areas (MH USA, November 2015) - Да, машина перемещает тебя, но она и управляет тобой, так что обращайся с ней бережно. Когда шины в порядке, колеса крутятся, а масло и фильтры заменены, ты чувствуешь, что все под контролем. А люди, которые контролируют обстоятельства, ощущают себя счастливее, поскольку уверенность в одной сфере жизни может распространяться и на все другие области.

Для современных мужчин характерны стремление пользоваться в полной мере достижениями цивилизации: Настоящий мужчина-европеец эту цивилизацию принимает, ценит ее комфорт и доступными способами старается получить от нее максимум материальных благ (GQ, май 2013), а также излишняя зависимость от «благ» технического прогресса: Поколение, помешанное на гаджетах, живет по принципу «техники много не бывает». Современная жизнь немыслима без технических новинок, поэтому болезненная зависимость от них - бич многих (МН, апрель 2015).

В меньшем объеме в мужских ГЖ представлены тексты, посвященные мужской дружбе и отношениям с противоположным полом. Определенно герой журнала ценит настоящую дружбу и находит время на общение со старыми приятелями, несмотря на занятость: "Mateship" is a concept that suggests men offering resolute supportfor one another during tough times (MH AU, September 2015) -Дружба - это понятие, которое подразумевает безусловную поддержку друг друга в трудные времена. Он понимает, что друзей не бывает много и новых завести непросто: Ты счастлив, когда во время очередной встречи с приятелями вдруг понимаешь, что у тебя есть настоящие друзья (MH, июль 2015); Друзей приобретать сложно и с годами все труднее (MH, январь 2014).

Общаясь с женщинами, западный мужчина готов работать над отношениями, но порой ему мешает излишняя прагматичность: Make her feel like the chosen one. Depending on her style, that could mean surprising her with an occasional small gift or just blocking off 30 minutes to listen—actually listen—while she rants about her jackass boss (MH USA, November 2015) - Позволь ей почувствовать себя единственной. В зависимости от ее характера это может означать небольшие подарки время от времени или 30 минут непрерывного выслуши-

вания ее нытья по поводу босса-болвана; или боязнь нарушить чужое личное пространство: Follow through. Women always tell me how foolish they feel when guys flake. It's shocking how often it happens. So when you commit to a date, show you mean it (MH USA, November 2015) - Не сдавайся. Женщины постоянно говорят мне, как глупо они себя чувствуют, когда парень идет на попятную. А происходит это на удивление часто. Так что, когда решаешься на свидание, стой до конца. Главным при этом остается равенство с женщиной во всем - финансах, эмоциях, затраченном на отношения времени: Think about your relationship equity - financial, emotional and time (MH AU, March 2016) - Позаботься о том, чтобы вы оба поровну вкладывались в отношения - в плане денег, эмоций и времени.

По мнению авторов российских ГЖ, современный мужчина привлекателен в глазах женщины, если он физически развит, уверен в себе, самодостаточен и материально обеспечен: Женщины просто тают в присутствии мужчин, практикующих доминантное поведение (MH, ноябрь 2015); Ты вежлив. Заботлив. Тактичен. И скучен! Чтобы ее зацепило, учись быть настоящим мачо. Мужчины, игнорирующие правила, более привлекательны для женщин. Будь прямолинеен и избегай долгосрочных обещаний (MH, ноябрь 2015). Популярность среди женщин повышает мужскую самооценку: Чем больше вокруг тебя девушек, тем более заинтересованно начинают на тебя поглядывать все остальные особи женского пола (МН, май 2015). При этом он должен быть надежным, внимательным, способным к диалогу: Короче, дерзость и физическая мощь - вовсе не то, что следует называть силой мужика. Ну или так: наша сила не только в кулаках. Гораздо важнее, скажем, быть добрым, щедрым, выдержанным. Прощать и всегда находить выход (МН, апрель 2015); Подлинная мужественность - умение взять на себя ответственность, успокоить и поддержать в момент нервного перенапряжения (MH, октябрь 2015).

На основании многочисленных примеров, частично приведенных в данной статье, можно сделать вывод, что образ мужчины, репрезентуемый в дискурсе англо- и русскоязычных мужских ГЖ, является стереотипным, так как соответствует принятому в обществе пониманию современной маскулинности. Но если в западных изданиях, успешно продвигающих эгалитарную идеологию, представлен образ «естественного мужчины» [5, с. 94], то в отечественных версиях ГЖ в мужском образе наблюдаются внутренние противоречия, связанные с попыткой совместить соответствующий национальной традиции «набор идеализированных черт "настоящего мужчины": хозяина, воина, защитника, руководителя» с нормами естественной маскулинности [10]. Следующий этап исследования требует сравнения лексико-грамма-

тических и синтаксических средств английского и русского языков, конструирующих стереотипный образ мужчины в западных и отечественных ГЖ.

Библиографический список

1. Булычев И.И. Гендерная картина мира: к постановке проблемы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ivanovo.ac.ru/win1251/jornal3/ fram1_bul.htm (дата обращения: 25.06.2016).

2. Булычев И.И. Образы маскулинности и фе-минности в формате гендерной картины мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// kommersant.org.ua/article_60.html (дата обращения: 03.07.2016).

3. Глущенко О.А., Прудникова Е.С. Стереотипные образы женщины и мужчины в зеркале русской языковой культуры: монография. - Петропавловск-Камчатский: Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, 2013. - 208 с.

4. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиоречь: учеб. пособие. - М.: Флинт: Наука, 2008. - 203 с.

5. Ильиных С.А. Феномен «нового мужчины» или снова о гендере // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - N° 14. - С. 93-97.

6. Калугина Е.Н. Гендерные исследования в языкознании // Научный потенциал студенчества в XXI веке: сб. науч. трудов IV Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Т. 2. Общественные науки. - Ставрополь: Сев-КавГТУ, 2010. - С. 183-185.

7. Каюмова Э.Р. Сопоставительный анализ языковых особенностей женских и мужских глянцевых журналов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Уфа, 2012. - 22 с.

8. Рябова Т.Б. Гендерные стереотипы и гендер-ная стереотипизация: методологические подходы // Женщина в российском обществе. - Иваново: Ивановский государственный университет, 2001. -№ 3-4. - С. 3-12.

9. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. - М.: Академический проект, 2001. -990 с.

10. Чернова Ж.В. Глянцевые журналы: издания для «настоящих» мужчин и современных женщин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-13-47-51/43-2010-08-30- 12-19-02/1116-—lr---- (дата обращения: 14.08.2016).

11. Шихирев П.Н. Социальные стереотипы // Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г.В. Осипова. - М.: Норма-Инфра-М, 1998. -С. 538.

12. ЩекотихинаИ.Н. Стереотип: аспекты и перспективы исследования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2008. - № 5 (19). - С. 69-80.

13. Ashmore R.D., Del Boca F.K. The Social Psychology of Female-male Relations: A Critical Analysis of Central Concepts. - N. Y.: Academic Press, 1986. - 120 p.

14. Renzetti C.M. Women, Men and Society. Fourth. - Boston, MA: Allyn and Bacon, 1999. - 450 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.