Научная статья на тему 'Феномен творческой индивидуальности в воззрениях античных мыслителей на вокальное искусство'

Феномен творческой индивидуальности в воззрениях античных мыслителей на вокальное искусство Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
163
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен творческой индивидуальности в воззрениях античных мыслителей на вокальное искусство»

2. Живов, В. Л. О выразительности дирижёрского жеста [Текст] / В.Л. Живов // Работа в хоре. Методика, опыт. - М., 1977.

3. Живов, В. Л. О некоторых закономерностях дирижёрской выразительности.

4. Исполнительская подготовка учителя музыки [Текст]: [программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030700 - Музыкальное образование]. - М.: Флинта: Наука, 1999.

5. Птица, К. Б. О музыке и музыкантах [Текст]: сборник статей /К.Б. птица. - М., 1994.

6. Работа над музыкальным произведением в классе хорового дирижирования музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов [Текст]. - М., 1986.

7. Шалимова, З. Н. Работа над музыкальным произведением в классе хорового дирижирования [Текст]: [методические рекомендации для преподавателей класса хорового дирижирования музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов] / З.Н. Шалимова. - М., 1986.

И.А. Бычков

ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ВОЗЗРЕНИЯХ АНТИЧНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ НА ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Вокалист, в современном понимании этого феномена, - это человек, обладающий знаниями, умениями и навыками в сфере музыкально-исполнительского творчества и вокально-педагогической деятельности. Вокалистом может быть любитель данного вида искусства, посвящающий ему досуг, или профессионал-исполнитель, как правило, обладающий своим творческим «лицом» и творческой индивидуальностью. Становление и развитие вокальной культуры, образования, как и формирование творческой индивидуальности вокалистов, имеет свою долгую историю.

Как показывает, например, история философской мысли, художественная индивидуальность как самостоятельная теоретическая проблема возникла не сразу. На определенном этапе развития теоретических представлений об искусстве философию интересовали личности художников и их творческое дарование. Развитие этих теоретических представлений шло параллельно с развитием художественной практики, с формированием художественной индивидуальности как явления художественной культуры. Известно, что еще К. Марксом было показано, что человеческая индивидуальность, а вследствие этого, и индивидуальная человеческая деятельность существовали уже в эпоху первобытнообщинного строя [1, с. 145].

Поэтому можно утверждать, что и в сфере художественной практики уже в эту эпоху имела место индивидуальная художественная деятельность, говоря точнее, в историческом периоде первобытнообщинного строя в общем коллективном характере творческого процесса можно обнаружить индивидуальный аспект художественной деятельности. Но в связи с отсутствием развитой человеческой индивидуальности (сознания и самосознания человека как определяющего условия), а также того обстоятельства, что в этот период еще не сформировалась структура художественной индивидуальности субъекта творческой деятельности, в культуре первобытнообщинной эпохи феномен художественной индивидуальности еще не мог возникнуть [2, с. 361].

В истории античной культуры сохранились первые сведения о вокальном творчестве и творческой индивидуальности. Например, в книге «Гомер» А.Ф. Лосев отмечает, что распространение и, может быть, само создание его поэм происходило при помощи а э д о в - певцов. Поэмы «Илиада» и «Одиссея» распространялись профессиональными певцами-декламаторами, так называемыми р а п с о д а м и («сшивателями песен»). Потом их стали называть г о м ери да м и. Сначала будто бы это были певцы из рода Гомера, в дальнейшем стали так называться и прочие певцы. Сохранилось имя одного гомерида -К и н е ф Х и о с с к и й. В VIII - VII веках до н.э. гомериды распространяются по всей Греции - Хиос, Делос, Крит, Беотия, Афины. Учреждаются целые состязания рапсодов в разных местах: Саламине, Спарте, Сикионе, Эпидавре и особенно в Афинах на праздниках панафиней. Художественные картины («Илиада» и «Одиссея) этого периода представлены «. ..как результат индивидуального творчества и как результат творчества многих авторов, творивших в духе общей эпической эпохи» [3, с. 41, 61].

В дальнейшем античность дает обширный материал, показывающий последователь-

Музыкальное образование

ное развитие индивидуального характера художественной деятельности, постепенно перерастающей в деятельность художественной и творческой индивидуальности.

Начиная с эпохи Античности, параллельно развитию художественной индивидуальности как явлению практики искусства начинается теоретическое осмысление вопросов, связанных с проблематикой художественной индивидуальности. При этом важно иметь в виду, что осмысление исследуемого феномена связано с именем великого философа и одного из виднейших педагогов этой эпохи - Платона, который был не только великим теоретиком, но и эмпириком. Еще в юношеском возрасте, получая образование, он брал уроки у лучших учителей своего времени: «Грамоту ему преподавал известный Дионисий, музыку - Дракон, ученик Дамона (обучавший самого Перикла) и Метелл из Агри-гента, гимнастику - борец Аристон из Аргоса... Юноша занимался живописью,... сочинял трагедии, изящные эпиграммы, .и пел, хотя не отличался сильным голосом» [4, с. 14]. Несколько позднее, будучи уже взрослым, Платон, вернувшись в Афины после долгих лет странствования, купил на северо-западной окраине города сад с домом, где основал философскую школу и поселился сам. Вся близлежащая местность находилась под покровительством древнего героя Академа. Афиняне называли сады, рощи и старинный гимнасий этого живописного уголка Академией. Там-то и возникла около 385 года до н.э. знаменитая специальная философская школа Платона, просуществовавшая до 529 года н.э. Занятия проходили по строгому распорядку. По утрам всех обитателей и учеников Академии поднимал мощный, особого звука «будильник», соединенный длинной трубкой с музыкальным инструментом (водяным органом типа флейты). Затем начинались занятия. Они были двух типов: более общие для широкого круга слушателей, и специальные, для посвященных в тайны философии, политики и искусства [4, с. 46, 48].

Платон, а вслед за ним стоики (по версии Цицерона), высоко ценили утилитарные искусства, т.е. науки и ремесла в современном понимании, поскольку они приносили пользу человеку, служили добродетели, и с осторожностью относились к неутилитарным (собственно искусствам, говоря современным языком), полагая, что они могут даже навредить человеку, ибо они, в понимании Платона, отвлекают людей от общественно полезной деятельности на благо государства [5, с. 246]. В связи с этим высшую ступень среди искусств для философа-мудреца занимали труд правителя, т.е. искусство управления государством [6, с. 41]. Понимание Платоном искусства управления государством в качестве высшего уровня искусства свидетельствует о том, что творческая индивидуальность в эпоху Античности уже «выходила» за рамки «узкого» понимания этого феномена и мыслилась великим философом шире - в социально-управленческом, социально-политическом смысле. Одновременно с этим Платон специфику, например, оригинального, индивидуального в искусстве (архитектуре, скульптуре, живописи, музыке и т.п.) связывает с творчеством гения [7, с. 81-82, 132-133].

Традиции философских воззрений Платона, в том числе и в области художественного творчества, развил известный философ, ученик Платона Аристотель. Проблему творческой индивидуальности Аристотель представлял так же, как и его учитель, - не только в социальном, антропологическом смысле, но и в области естествознания.

Знакомство с творчеством Аристотеля позволяет отметить, что основной принцип его философии можно назвать общехудожественным. Более того: «.все существующее, по мнению философа, есть не что иное, как произведение искусства. Вся природа тоже является для Аристотеля произведением искусства, и весь мир с его небом и небесным сводом есть тоже произведение искусства» [4, с. 173].

Общеизвестно, что в первые годы пребывания в платоновской Академии Аристотель являлся не просто учеником Платона, а сам стал читать в ней, например, целый большой курс искусства риторики, которой он занимался в процессе всей своей творческой деятельности. По мнению Плутарха, прямо говорившего о том, что царь Македонии Филипп, весьма интересовавшийся философией, науками и искусствами, например музыкой, долгое время не решался поручить воспитание своего сына Александра обычным учителям. Тут-то Филипп и пригласил Аристотеля. Придавая большое значение обучению своего сына, он отвел для этих занятий даже особое место (рощу) около городка Миезы. По мнению ряда исследователей роли Аристотеля в образовании и воспитании Александра Македонского, как отмечает А.Ф. Лосев, вполне можно точно и с полной убежденностью сказать, что воспитание, полученное Александром благодаря Аристотелю, было основательным. Оно проникло в самые глубины личности будущего великого завоевателя. Во всяком случае, Аристотель написал для Александра книгу о том, как

надо царствовать и как необходимо для царя быть добрым [4, с. 199, 227-229]. «Сегодня я не царствовал, - говорил иной раз Александр, - ведь я никому не делал добра» [8].

Среди множества сочинений Аристотеля важное место отводится учению об искусстве - его книгам «Поэтика» и «Риторика», в которых он определенное место отводит и проблеме творчества, и художественной индивидуальност и в частности, хотя вопросам искусства и творчества, Аристотель уделял внимание во многих своих трудах, например, «Метафизике» и др.

У Аристотеля вопрос о художественной индивидуальности творца, так же, как и у Платона, рассматривался в связи с проблемой гения в искусстве [цит. по: 9, с. 352-354]. Однако по сравнению со своим гениальным предшественником в трактовке индивидуального художественного творчества Аристотель выдвигает ряд самостоятельных идей. Основные их них две: 1) усиление акцента на значение личностного фактора в художественной деятельности гения: «Через искусство возникают те вещи, форма которых находится в душе художника» [10, с. 121]; 2) впервые индивидуальный аспект художественной деятельности усматривается в объекте творчества, т.е. в самом произведении искусства. Феномен художественной индивидуальности стал трактоваться Аристотелем не только как свойство души художника, но и как специфическое качество художественного творения [11, с. 111-163].

Аристотель, имея в виду, что виды искусства возникли из подражания действию, событиям или фактам бытия при помощи речи, и причисляя сценическую речь к виду искусства, называл ее «украшенной речью» и отмечал, что называет «украшенной речью» такую речь, «.которая заключает в себе ритм, гармонию и пение» [12, с. 56-57]. При этом пению, особенно в драматических произведениях, Аристотель отводил значительную роль.

Таким образом, даже небольшой историко-философский экскурс в эпоху Античности дает нам интересный материал о становлении вокального творчества, первых образовательных возможностях в области музыки и пения, а также воззрений античных мыслителей на этот вид художественной культуры и проблему творческой индивидуальности в личностном, социальном, антропологическом и естественно-научном смысле.

Примечания

1. Маркс, К. , Энгельс Ф. Соч. [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Т. 3.

2. Маркс, К. Капитал [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. - Т. 23.

3. Лосев, А. Ф. Гомер [Текст] / А.Ф. Лосев. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2006.

4. Лосев, А. Ф. Платон-Аристотель [Текст] / А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. - 3-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2005.

5. См.: Бычков, В. В. Эстетика [Текст]: учебник / В.В. Бычков. - М.: Гардарики, 2002.

6. Лекции по истории эстетики [Текст] / под ред. проф. М.С. Когана. - Л., 1973. - Книга 1.

7. Способности [Текст] // БСЭ. - 3-е изд. - Т. 24, кн. 1.

8. Плутарх. Александр [Текст] / Плутарх. - 7 фрг. 646.

9. Гаспаров, М. П. Древнегреческая хоровая музыка [Текст] / М.П. Гаспаров // Пиндар. Вакх-лид. Оды. Фрагменты. - М., 1980.

10. Аристотель. Метафизика [Текст] / Аристотель. - М.; Л., 1934.

11. Аристотель. Поэтика [Текст] / Аристотель // Аристотель и античная литература. - М., 1978.

12. Аристотель. Об искусстве поэзии [Текст] / Аристотель. - М.: Художественная литература, 1957.

А.Ю. Патошина

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА СТУДЕНТОВ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ ВУЗОВ

В 2006 году профессиональное народно-певческое образование, не имеющее аналогов в мировой практике, отметило свой 40-летний юбилей. За этот период народно-певческая педагогика накопила значительный практический опыт, позволивший определить цели, задачи и принципы обучения народно-певческому искусству и приступить к разработке методических вопросов общемузыкального и специального обучения специалис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.