Научная статья на тему 'К проблеме развития музыкального слуха студентов народно-певческих отделений вузов'

К проблеме развития музыкального слуха студентов народно-певческих отделений вузов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
110
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Патошина А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме развития музыкального слуха студентов народно-певческих отделений вузов»

надо царствовать и как необходимо для царя быть добрым [4, с. 199, 227-229]. «Сегодня я не царствовал, - говорил иной раз Александр, - ведь я никому не делал добра» [8].

Среди множества сочинений Аристотеля важное место отводится учению об искусстве - его книгам «Поэтика» и «Риторика», в которых он определенное место отводит и проблеме творчества, и художественной индивидуальност и в частности, хотя вопросам искусства и творчества, Аристотель уделял внимание во многих своих трудах, например, «Метафизике» и др.

У Аристотеля вопрос о художественной индивидуальности творца, так же, как и у Платона, рассматривался в связи с проблемой гения в искусстве [цит. по: 9, с. 352-354]. Однако по сравнению со своим гениальным предшественником в трактовке индивидуального художественного творчества Аристотель выдвигает ряд самостоятельных идей. Основные их них две: 1) усиление акцента на значение личностного фактора в художественной деятельности гения: «Через искусство возникают те вещи, форма которых находится в душе художника» [10, с. 121]; 2) впервые индивидуальный аспект художественной деятельности усматривается в объекте творчества, т.е. в самом произведении искусства. Феномен художественной индивидуальности стал трактоваться Аристотелем не только как свойство души художника, но и как специфическое качество художественного творения [11, с. 111-163].

Аристотель, имея в виду, что виды искусства возникли из подражания действию, событиям или фактам бытия при помощи речи, и причисляя сценическую речь к виду искусства, называл ее «украшенной речью» и отмечал, что называет «украшенной речью» такую речь, «...которая заключает в себе ритм, гармонию и иение» [12, с. 56-57]. При этом пению, особенно в драматических произведениях, Аристотель отводил значительную роль.

Таким образом, даже небольшой историко-философский экскурс в эпоху Античности дает нам интересный материал о становлении вокального творчества, первых образовательных возможностях в области музыки и пения, а также воззрений античных мыслителей на этот вид художественной культуры и проблему творческой индивидуальности в личностном, социальном, антропологическом и естественно-научном смысле.

Примечания

1. Маркс, К. , Энгельс Ф. Соч. [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Т. 3.

2. Маркс, К. Капитал [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. - Т. 23.

3. Лосев, А. Ф. Гомер [Текст] / А.Ф. Лосев. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2006.

4. Лосев, А. Ф. Платон-Аристотель [Текст] / А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. - 3-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2005.

5. См.: Бычков, В. В. Эстетика [Текст]: учебник / В.В. Бычков. - М.: Гардарики, 2002.

6. Лекции по истории эстетики [Текст] / под ред. проф. М.С. Когана. - Л., 1973. - Книга 1.

7. Способности [Текст] // БСЭ. - 3-е изд. - Т. 24, кн. 1.

8. Плутарх. Александр [Текст] / Плутарх. - 7 фрг. 646.

9. Гаспаров, М. П. Древнегреческая хоровая музыка [Текст] / М.П. Гаспаров // Пиндар. Вакх-лид. Оды. Фрагменты. - М., 1980.

10. Аристотель. Метафизика [Текст] / Аристотель. - М.; Л., 1934.

11. Аристотель. Поэтика [Текст] / Аристотель // Аристотель и античная литература. - М., 1978.

12. Аристотель. Об искусстве поэзии [Текст] / Аристотель. - М.: Художественная литература, 1957.

А.Ю. Патошина

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА СТУДЕНТОВ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ ВУЗОВ

В 2006 году профессиональное народно-певческое образование, не имеющее аналогов в мировой практике, отметило свой 40-летний юбилей. За этот период народно-певческая педагогика накопила значительный практический опыт, позволивший определить цели, задачи и принципы обучения народно-певческому искусству и приступить к разработке методических вопросов общемузыкального и специального обучения специалис-

Музыкальное образование

тов народно-певческого профиля. Примерами первых фундаментальных работ в этом направлении являются труды основателей гнесинской школы народного пения профессоров Н.К. Мешко и Л.В. Шаминой [1]. В настоящее время народно-певческая педагогика, одна из самых молодых, продолжает активно развиваться и искать пути решения многочисленных профессиональных проблем.

Одной из них является совершенствование методик всестороннего развития музыкального слуха студентов, который является базой их будущей профессиональной хормейстерской и вокальной работы. Ведущим теоретическим предметом, направленным на решение этой задачи, является сольфеджио. Современный курс сольфеджио ориентирован на формирование глубокой музыкальной культуры специалистов народно-певческого искусства [2]. В программах этой дисциплины успешно реализуется историко-сти-левой подход к развитию музыкального слуха, впервые разработанный в докторской диссертации А.Л. Островского [3]. Стилевой принцип построения курса сольфеджио прослеживается во всех формах работы: формировании навыков слухового анализа, освоении техники записи музыкального диктанта, чтении с листа, интонационных упражнениях, работе над ритмическими и мелодико-ритмическими упражнениями. Принципиально важным является использование на занятиях в качестве учебного материала музыки разных стран, эпох и стилей, начиная от полифонии свободного письма до музыки современных композиторов.

Особое внимание в курсе сольфеджио для студентов народно-певческих отделений уделяется работе над освоением специфики ритмического, ладового и фактурного строения народных песен. С этой целью на занятиях используются как опубликованные сборники народных песен, так и материалы, собранные студентами в фольклорных экспедициях.

В то же время курс сольфеджио рассчитан на развитие звуковысотной и ритмической сторон музыкального слуха учащихся. Для освоения специфики традиционного музыкально-поэтического фольклора - основного музыкального материала, который призваны изучать и исполнять специалисты народно-певческого искусства, этого оказывается недостаточно. В отличие от классических музыкальных специальностей, основанных на озвучивании созданных и зафиксированных композиторами нотных текстов, профессиональные исполнители народных песен воспроизводят и интерпретируют произведения устной музыкальной культуры, которые изначально существовали только в памяти ее носителей и предавались из поколения в поколение без какой-либо письменной фиксации. К настоящему времени усилиями профессиональных музыкантов многие народные песни были «переведены» в сферу письменной культуры с помощью нотаций и записи поэтических текстов. Однако даже самые подробные расшифровки не способны передать традиционное звучание фольклора людям, которые никогда не слышали его в исполнении аутентичных певцов. Один из ведущих исследователей народной музыки И.И. Земцовский утверждает: «Целостное восприятие народной песни предполагает учет не только ее мелодики и назначения, но также и манеры исполнения - ... "пыльцы" живого интонирования» [4]. Изучение, «вживание» в культуру народного пения должно быть основано не только на развитии слуховых навыков различения высоты звуков, ритмического и ладового строения песен, но и на умении слышать все остальные параметры ее звучания - тембровую специфику, особенности звуковедения, динамику звучания, агоги-ческие изменения, многочисленные специфические вокально-исполнительские приемы, то есть требует развития интонационной стороны музыкального слуха студентов [5].

Отчасти совершенствование интонационного слуха учащихся происходит в ходе освоения курсов «Народное музыкальное творчество» и «Народные певческие стили». В то же время эти дисциплины призваны не только развивать их слуховые навыки на материале живого звучания фольклора, но и давать многочисленные теоретические знания о всей традиционной культуре, науке о русском музыкальном фольклоре и локальных певческих традициях [6]. Данные учебные предметы имеют свои цели и задачи и не предполагают ведение многолетней планомерной работы над развитием музыкального слуха учащихся.

Важнейшей задачей народно-певческой педагогики на современном этапе является создание специальной методики развития музыкального слуха на материале звучания традиционного музыкально-поэтического фольклора, которая учитывала бы как специфику строения, так и многообразие исполнительских аспектов звучания народных песен. Благодаря этому станет возможным не только целенаправленное и систематическое освоение музыкального языка традиционных песен всех жанров и региональных стилей,

но и накопление у учащихся знаний и слуховых представлений, необходимых для грамотной и корректной работы над сценическим воплощением фольклорных произведений.

Примечания

1. См.: Мешко, Н. К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения [Текст]: [учебное пособие для педагогов и студентов средних и высших учебных заведений, руководителей и артистов народных хоров и ансамблей] / Н.К. Мешко. - М.: НОУ Луч, 2000. - Ч. 2.; Шамина, Л. В. Школа русского народного пения [Текст] / Л.В. Шамина. - М.: Московский государственный фольклорный центр «Русская песня», 1997.

2. Типовой календарный план занятий по сольфеджио на факультете дирижеров народного хора [Текст] / сост. З.И. Глядешкина. - М., 1981.

3. Островский, А. Л. Восприятие музыки и задачи воспитания слуха [Текст]: дис.... докт. искусствоведения / А.Л. Островский. - Л., 1946.

4. Земцовский, И. И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды [Текст] / И.И. Земцов-ский. - М.; Л.: Сов. композитор, 1978.

5. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности [Текст] / Д.К. Кирнарская. - М.: Таланты - XXI век, 2004.

6. Шамина, Л. В. Некоторые вопросы народно-певческого образования [Текст] / Л.В. Ша-мина // Музыкальное образование в контексте культуры: народно-певческое образование на пороге XXI века: материалы Всероссийской научно-практической конференции 23 ноября 1998 года. - М., 1999. - С. 5-11.

А.Н. Ларин

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усвоив культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками множеством поколений и закрепленного в произведениях народного искусства.

Народное искусство, рассматриваемое как часть материальной культуры, имеет большое значение в нравственном и эстетическом воспитании ребенка. Обращение к народной педагогике - это, прежде всего, обращение к фольклору. Фольклористы неоднократно отмечали, что в развитии фольклора совершается сложный процесс, в результате которого многие произведения взрослых становятся достоянием детей, приспосабливаются в соответствии с их интересами и перерабатываются ими. Процесс народного творчества не замирает, и дети всегда были своеобразной движущей силой в его развитии.

Особенность народного искусства заключается в том, что оно представляет собой образно-эмоциональное отражение мира. Ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще. В народном музыкальном творчестве синтезирован опыт народной педагогической мысли, именно поэтому оно становится для педагога одним из средств воспитания. Именно музыкальное искусство, тесно соприкасаясь с эмоциональной природой ребенка, влияет ина развитие его чувств, на сознание и формирование личности в целом.

Народную песню характеризует то, что в ней с помощью простых выразительных средств музыкально-поэтического языка раскрываются глубокие и содержательные идеи, нравственно-эстетическое отношение человека к действительности. Именно русская народная песня с напевностью и выразительностью ее мелодии, своеобразием музыкально-выразительных средств, ясностью мысли, глубоким внутренним содержанием, яркими художественными образами, четкой композицией является богатейшим материалом для творческо-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста на основе народной музыкальной культуры.

Нельзя воспитать цельного духовно богатого человека, не приобщив его к сокровищнице народной культуры. Все богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи, черты характера, формирует мировоззрение. Идейно-образное содержание музыкального фольклора, его глубокий смысл

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.