О.В. Гайдаш
ФЕНОМЕН ЦИФРОВОГО СЛЕДА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
В статье рассматривается явление цифрового следа: раскрывается суть понятия, подробно описываются основные источники цифрового следа, варианты использования в различных областях и опасность, которую может в себе заключать данный феномен в современном информационном пространстве.
Ключевые слова: цифровая информация, цифровой след, цифровая тень, цифровое общество, большие данные.
Проникновение информационных технологий в нашу жизнь так или иначе находит отражение во многих вещах. В электронных системах с каждым годом фиксируется все больше и больше данных об активностях человека в виртуальном пространстве. Развитие методов сбора, очистки и структурирования гетерогенных данных предоставляет возможность быстрого поиска информации о человеке в разных источниках и ее объединение для комплексного анализа.
Отсюда рождается понятие цифрового следа. Под этим термином принято понимать уникальный набор действий в Интернете или на цифровых устройствах. Также встречаются определения цифрового отпечатка или цифровой тени, которые также употребляются для обозначения цифрового следа.
Уже сейчас цифровые следы активно используются в различных отраслях деятельности и областях науки: в социологии, политологии, юриспруденции, психологии и даже в системе подбора персонала. Наиболее часто и успешно встречается изучение и использование цифровых следов в маркетинговых исследованиях и в криминологических экспертизах. На сегодняшний день много исследовательских работ проводится в криминалистике. Например, А.В. Ростовцев, кандидат юридических наук и профессор кафедры криминалистики, в своем исследовании «Особенности судебно-экспертного исследования «цифровых следов» утверждает, что выявление, фиксация и экспертное исследование цифровых следов будут способствовать раскрытию и расследованию самых различных, в том числе и компьютерных преступлений [1]. А Дерюгин Р.А., кандидат юридических наук, в своей работе «О криминалистическом исследовании электронных носителей информации и цифровых следов» рассказывает о конкретных примерах применения цифровых следов на практике расследования преступлений [2].
Изучение цифрового следа человека позволяет осуществлять моделирование его многочисленных характеристик и особенностей и использовать эти данные с целью прогнозирования и формирования желаемого качества жизни. Таким образом, анализ цифровых данных открывает большие перспективы перед исследователями и дает большие возможности для решения ряда задач и вопросов.
Огромные массивы данных позволяют выявить и установить разного рода закономерности, которые могут представлять собой определенную ценность. С их помощью маркетологи выявляют спрос на те или иные категории продуктов, обнаруживают новые потребности пользователей, что в свою очередь обогащает рынок новыми идеями и ценностями; социологи и психологи изучают поведение людей в новом, цифровом обществе и также выявляют, что ему необходимо. Все эти данные дают огромное поле для исследований во многих отраслях. Из огромных объемов информации, которая автоматически собирается о нас, формируется наша цифровая тень, образ, каким видят нас различные системы: образ пациента, покупателя, гражданина.
К основным источникам, по которым можно отследить цифровой след пользователя и составить некий цифровой портрет, относят следующие данные:
© Гайдаш О.В., 2020.
Научный руководитель: Масленкова Наталья Александровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры социологии и культурологии, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (г. Самара), Россия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2020. № 6 (105)
1) Фотографии. Загрузка и передача фотоснимков на сайтах, в социальных сетях, либо даже в личной переписке на почте - это самый простой и распространенный способ передачи информации, который хранит в себе достаточно большой объем сведений. Каждый файл хранит в себе метаданные, которые позволяют узнать, кто производитель камеры, на которую была сделана фотография, ее модель, выдержка, диафрагма, ISO, использование вспышки, разрешение кадра, фокусное расстояние, размер матрицы, дата и время съемки, ее географические координаты и адрес места съемки, прочая пользовательская информация.
2) Социальные сети. Наиболее активно использующийся ресурс, где пользователи добровольно размещают информацию о себе в публичный доступ (заполняют информацию в профиле о своих интересах, местах работы и учебы, выкладывают фотографии, пишут текстовые посты, добавляют других пользователей в друзья, отмечают понравившиеся публикации). На основе этого специальными алгоритмами производится анализ изображений, текстов публикаций, связей с другими людьми, сведениями из профиля и даже анализ лайков и просмотров. Именно исходя из этих данных, таргетированная реклама выводится тем или иным пользователям в социальных сетях.
3) Поисковые запросы и переходы на сайты. Уже практически на каждом сайте при входе выводится сообщение о сборе куков (cookies-файлов) - небольших файлов, которые сохраняются различными сайтами на компьютере пользователя и содержат определенную информацию с посещенных сайтов. Таким образом, любые запросы, вводимые пользователем в поисковую систему его браузера, а также все посещенные сайты также формируют цифровой след пользователя. Эти данные зачастую используются алгоритмами контекстной рекламы в браузерах.
4) Данные из мобильных приложений. Здесь открывается большое поле для формирования цифровых следов, причем информация может быть самая различная, в зависимости от типов используемых приложений. Сюда, как правило, относятся банковские приложения, приложения магазинов, сервисов и систем лояльности, приложения для здоровья (фитнес-приложения и пр.) и другие приложения с доступом к персональным данным. В отдельную категорию можно отнести приложения с геолокацией. Они собирают информацию обо всех местонахождениях пользователя в различные промежутки времени, учитывая даже продолжительность нахождения в том или ином месте.
Как отмечает канд. пед. наук, Флеров О.В., сегодня цифровой след фактически выступает «отпечатком жизни и личности человека»: основываясь на его данных, можно составить портрет пользователя -представить примерный уровень его мышления и мировоззрения, выявить его интересы и основные потребности, раскрыть его социальный статус и даже уровень интеллектуального развития и психического состояния [3]. Отсюда также рождается еще одно важное понятие для цифровой культуры - понятие цифровой личности. И О.В. Флеров также поднимал вопрос о том, насколько эта цифровая личность соотносится с «реальной».
На основе того подхода, который описывал О.В. Флеров, мы можем рассматривать присутствие и поведение человека в Интернете как социальное взаимодействие, одной из целью которого является получение информации. Также интерес исследователей вызывает выявление содержательных отличий между этими социальными взаимодействиями и влияющих на них факторов. Мнения на этот счет выражаются в последних трудах РИНЦ, в частности в работах Н.С. Крамаренко, А.В. Непомнящего, А.А. Шестаковой и др. [4, 5, 6].
Несмотря на ту пользу, которую извлекает ряд исследователей и корпораций из цифровых следов, оставляемых пользователями в Интернете, при использовании тех или иных гаджетов в личных целях (поиск необходимой информации на различные интересующие тематики, прогулки по интернет-магазинам, проведение времени в социальных сетях, посещение ряда сайтов и пр.), важно помнить и о том, что эти данные могут выйти из-под контроля и попасть без нашего ведома куда угодно.
За последнее время было отмечено большое количество утечек данных пользователей различных систем. Данные, о которых идет речь, только на первый взгляд кажутся незначительной по важности информацией, но на самом деле их утечка может привести к не самым приятным последствиям. Эти данные - наши, так называемые, цифровые следы - охотно продаются и покупаются для самых различных целей. Помимо того, что по ним изучают наши потребительские интересы и устанавливают политические взгляды, эти данные содержат и персональную информацию, в том числе доступы к личным аккаунтам и
даже банковским картам. На текущий момент правительства ряда стран стараются регламентировать эту сферу и ограничить использование персональных данных пользователей. Они создают законы о защите персональных данных, которые должны определить кто, как и зачем собирает наши данные, также большинство законодательных актов предусматривает хранение данных на территории проживания их владельцев.
Американский маркетолог Тони Фиш писал о возможных опасностях цифровых следов еще в 2007 году [7]. Анализ электронного следа, по мнению Фиша, позволит выяснить, что, как и почему покупают интернет-пользователи. И не всегда эта информация может использоваться строго по исследовательскому назначению. В 2017 году венгерская исследовательница Каталин Фехер писала в своей статье о личных онлайн-стратегиях. В ней она упоминала о том, что пользователи, находясь в Интернете, оставляют очень много цифровых следов. Пользователь может о них и не помнить, но цифровые устройства сохраняют в памяти очень многие из его действий, и последствия при этом могут быть непредсказуемыми. Фехер также подчеркивала, что «универсальные шаблоны персональных онлайн-стратегий подчинены в основном осознанным решениям, в результате чего пользователи сохраняют 70% контроль над своими цифровыми следами. Однако оставшиеся 30% действий в интернете пользователи совершают неосознанно, и это приводит к непредвиденным последствиям от кражи личных данных до похищения» [8]. В связи с этим необходимо как можно более осторожно относиться к цифровым устройствам и цифровым следам, которые мы оставляем, по крайней мере, если пользуемся ими не на своих личных гаджетах.
Список литературы:
1. Ростовцев А. В. Особенности судебно-экспертного исследования «Цифровых следов» // Академическая мысль. 2019. №3 (8).
2. Дерюгин Р.А., Файсханов И.Ф. О криминалистическом исследовании электронных носителей информации и цифровых следов // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2019. №4.
3. Флёров О.В. Цифровой след человека в интернете: основные гуманитарные подходы // Образовательные ресурсы и технологии. 2018. №4 (25).
4. Крамаренко Н.С. Социокультурная среда цифровой эпохи: от психологических рисков к возможностям развития личности // Вестник Московского государственного областного университета. - 2016. -№ 4. - С. 15.
5. Непомняшцй А.В. Роль цифровых моделей жизненного контекста в процессе социализации личности // Культура. Наука. Интеграция. - 2017. - № 1 (37). - С. 9-15.
6. Шестакова А.А. Цифровая личность: границы и барьеры коммуникативных практик в сетевом взаимодействии // Материалы VIII международной социологической Грушинской конференции «Социолог 2.0: трансформация профессии». - М., 2018. - С. 422-425.
7. Tony F. My Digital Footprint: A Two-sided Digital Business Model Where Your Privacy Will be Someone Else's Business! // Futuretext, 2009. URL: http://foUr.com/Uploads/Documents/p17nkkfekg1m1a1jj81und19u2al45.pdf (дата обращения 21.05.2020).
8. Feher K. Digital identity and the online self: Footprint strategies - An exploratory and comparative research study // Journal of Information Science, 2019.
ГАЙДАШ ОКСАНА ВИТАЛЬЕВНА - магистрант, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Россия.