Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ РОССИИ'

ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ СЛЕД / КИБЕРТЕНЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльтемеров Аксар Альбертович, Федорова Светлана Николаевна

Цифровизация образования ставит перед высшей школой задачу формирования цифровых компетенций обучающихся, включающих взаимодействие посредством цифровых технологий, управление информацией и данными, способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий, интеграцию и переработку цифрового контента и др. Цель работы - выявить уровень сформированности цифровых компетенций курсантов вуза МЧС России. Результаты исследования иллюстрируют недостаточный уровень сформированности цифровых компетенций студентов, в частности информационных цифровых компетенций (знание сущности цифрового следа и кибертени) и цифровой компетенции коммуникации и сотрудничества (соблюдение мер предосторожности при работе в интернет-пространстве). У 80 % опрошенных выявлен низкий уровень развития цифровых компетенций: они вообще ничего не слышали о понятиях «цифровой след» и «кибертень» и особых мер предосторожности при работе в сети Интернет не предпринимают. А 15 % опрошенных характеризуется средним уровнем развития цифровых компетенций: знакомы с этими понятиями, но затруднились в обозначении их сущностно-содержательных характеристик и отражении мер предосторожности при работе в сети Интернет. Пять процентов опрошенных обладают высоким уровнем развития цифровых компетенций: знают и раскрывают смысл понятий «цифровой след» и «кибертень», соблюдают меры предосторожности при работе в сети Интернет. По результатам исследования авторы приходят к выводу о необходимости информационно-методического сопровождения большинства студентов в этом направлении, подразумевающего интеграцию цифрового материала в содержание изучаемых дисциплин, включение факультативных занятий, введение цифровых модулей и дополнительные образовательные программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL COMPETENCIES OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA (OF THE EMERCOM OF RUSSIA)

The digitalization in education poses a challenge for higher education to form students’ digital competencies, including interaction through digital technologies, information and data management, the ability to solve various problems in the use of information and communication technologies, integration and digital content processing. The purpose of this study is to identify the level of formation of digital competencies of cadets of the Academy of the EMERCOM of Russia. The research was carried out at the State Fire Academy of the EMERCOM of Russia with 168 first-year students. Main research methods: survey, conversation and interview. The results of the study illustrate a lack of students’ digital competence, in particular, information digital competencies (knowledge of the essence of digital footprint and cyber shadow) and digital competence of communication and cooperation (compliance with precautions when working on the Internet). Digital competence of 80 % of respondents was low: they have not heard anything about the concepts of “digital footprint” and “cyber shadow” and don’t take special precautions when working on the Internet. 15 % of the respondents had an average level of development of digital competencies: they are familiar with these concepts, but found it difficult to identify their essential content characteristics and precautions when working on the Internet. 5 % of the respondents have a high level of development of digital competencies: they know and understand the meaning of the concepts of “digital footprint” and “cyber shadow”, and observe precautions when working on the Internet. According to the results of the study, the authors came to the conclusion that there is a need for information and methodological support of students in this direction, which implies the integration of digital material into the content of disciplines, the inclusion of elective classes, the introduction of digital modules and additional educational programs.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ РОССИИ»

УДК 378.14

йО! 10.23951/2307-6127-2021-3-64-71

ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ РОССИИ

А. А. Эльтемеров1, С. Н. Федорова2

1 Академия ГПС МЧС России, Москва

2 Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Цифровизация образования ставит перед высшей школой задачу формирования цифровых компетенций обучающихся, включающих взаимодействие посредством цифровых технологий, управление информацией и данными, способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий, интеграцию и переработку цифрового контента и др. Цель работы - выявить уровень сформированности цифровых компетенций курсантов вуза МЧС России.

Результаты исследования иллюстрируют недостаточный уровень сформированности цифровых компетенций студентов, в частности информационных цифровых компетенций (знание сущности цифрового следа и кибертени) и цифровой компетенции коммуникации и сотрудничества (соблюдение мер предосторожности при работе в интернет-пространстве). У 80 % опрошенных выявлен низкий уровень развития цифровых компетенций: они вообще ничего не слышали о понятиях «цифровой след» и «кибертень» и особых мер предосторожности при работе в сети Интернет не предпринимают. А 15 % опрошенных характеризуется средним уровнем развития цифровых компетенций: знакомы с этими понятиями, но затруднились в обозначении их сущностно-содер-жательных характеристик и отражении мер предосторожности при работе в сети Интернет. Пять процентов опрошенных обладают высоким уровнем развития цифровых компетенций: знают и раскрывают смысл понятий «цифровой след» и «кибертень», соблюдают меры предосторожности при работе в сети Интернет.

По результатам исследования авторы приходят к выводу о необходимости информационно-методического сопровождения большинства студентов в этом направлении, подразумевающего интеграцию цифрового материала в содержание изучаемых дисциплин, включение факультативных занятий, введение цифровых модулей и дополнительные образовательные программы.

Ключевые слова: цифровой след, кибертень, цифровизация образования, интернет-пространство, обучающиеся, вуз.

В век информационных технологий человечество столкнулось с проблемой сохранения персональных данных. Сегодня этот вопрос поднимается все чаще и стоит довольно остро перед обществом. Нередко взламываются базы данных, где хранится персональная информация о каждом человеке. Необходимость профилактических мер по защите «персональных данных» от несанкционированного доступа злоумышленников [1-2] - актуальная проблема сегодняшнего дня.

На настоящий момент принят ряд нормативных документов (ФЗ «О персональных данных»), в соответствии с которыми интернет-ресурсы, разглашающие персональную информацию, могут быть заблокированы. Но и каждый из нас должен задумываться о сохранении своих персональных данных и, осваивая киберпространство, помнить о том, что оставляет след по маршруту своего «путешествия». «Цифровой след» и «кибертень» - это те понятия, которые должны быть хорошо известны каждому пользователю.

Обозначим сущность каждого из них: цифровой след - это последствие осознанных, добровольных действий пользователя в сети, это персональные отметки (регистрация на сайтах, участие в опросах, личный фотовидеоконтент, оставленная на страницах оценка или критика, публикации и т. д.). Кибертень - фантомная информация, оставленная во всемирной паутине пользователем пассивно или неосознанно (без его согласия), и она более краткосрочна (информация о покупках, данные камер фото-, видеонаблюдений, посещение сайтов Интернета, пользование приложениями гаджетов, включая навигационные данные и т. д.). Кибертень остается в точках загрузки системы в рамках определенного времени, объемы которой обусловлены лишь возможностью системы.

И «тень», и «след» - это результат взаимодействия общества с цифровой вселенной. Человек, открывая интернет-ресурсы, непреднамеренно и не задумываясь о своем кибер-следе, начинает свою активность в процессе пользования своим телефоном. Например, загружая свои фотографии в Google, где на просторах Интернета создается личное хранилище информации конкретного человека. Не менее важна и вторая составляющая кибертени -это информация наблюдательного характера. К ней можно отнести след посещения тех или иных интернет-сайтов, запись действий человека в торговых центрах, магазинах, аптеках, поликлиниках и т. д. В крупных мегаполисах во время пандемии коронавирусной инфекции активно начали использоваться системы отслеживания местонахождения людей, находящихся на карантине. По телефону, используя существующие программы и разработки, можно легко отследить весь маршрут человека, его действия, увлечения, потребности в той или иной информации без его согласия.

Социальные сети непрерывно записывают действия пользователей, это позволяет изучать интересы, отслеживать социальные группы, поведение и местоположение пользователей за отрезок времени. Также активно используется это маркетологами для реализации того или иного товара или услуги.

Во многих организациях создаются внутренние корпоративные диски для хранения документов, где сотрудники могут оперативно найти нужный файл. Отделы кадров, финансово-экономические отделы работают с огромным количеством личной информации сотрудников, что составляет большую ответственность для организации. Любая работа с архивными и личными документами, персональными данными человека должна быть защищена и ни в коем случае не должна быть разглашена и передана третьим лицам без уведомления того, кому они принадлежат [3].

Цифровой след может сыграть решающую роль в принятии решений в уголовно-процессуальном процессе. Путем удаленного доступа к устройству, изучая киберслед и кибер-тень, правоохранительные органы могут получить всю информацию для ведения следствия [4, 5]. Многие современные люди имеют свои аккаунты, страницы в социальных сетях, где выкладывают много информации о себе, начиная с места и даты рождения и в плоть до того, где они и как пообедали или поужинали. Человек, выкладывая максимум информации о себе с целью привлечения большой аудитории, оказывает помощь при сборе информации о самом себе. Те программные средства, направленные на сбор и анализ персональных данных, которые уже существуют и по которым ведутся разработки, уникальны как отпечатки пальцев [6].

Уже в ближайшем будущем цифровой след будет играть не последнюю роль при принятии на работу или поступлении в высшие учебные заведения специального профиля. Особенно важно это для курсантов ведомственных вузов и тех, кто хочет связать свою жизнь с внешней или внутренней службой. Используя систему отслеживания цифрового следа,

можно выявить психологические наклонности, психотип и множество важных факторов, которые учитываются при приеме на работу в вышеуказанные ведомства.

Педагогическому составу уже со школьной скамьи следует объяснять современным детям сущность цифрового следа, его значение и последствия неосторожного пользования социальных сетей и интернет-ресурсов. И более глубокое раскрытие темы цифрового следа должно быть озвучено старшеклассникам и первокурсникам учебных заведений. Именно в этом возрасте они начинают посещать запретные сайты, ведут просмотр незащищенных интернет-страниц и фейковых контентов.

Известная русская пословица «Береги платье снову, а честь смолоду» в условиях циф-ровизации звучит очень актуально, если под платьем подразумевается личная киберисто-рия. Эта тема должна быть рассмотрена в образовательных программах обучения студентов всех направлений подготовки. Развитие технологий искусственного интеллекта, разработка новейших программ приведут к тому, что в ближайшем будущем цифровой след войдет в нашу жизнь и станет обыденным явлением. И незнание человеком основ использования цифрового следа [7] в различных отраслях и сферах жизни может привести к трудностям при достижении тех или иных результатов.

Для выявления уровня сформированности цифровых компетенций современных студентов было проведено исследование на базе Академии ГПС МЧС России, в котором приняло участие 168 первокурсников. Основные методы исследования: опрос, беседа, интервьюирование. Примеры вопросов:

1. Слышали ли Вы о таком понятии, как «цифровой след» или «киберслед» (кибер-тень)?

2. В чем суть цифрового следа и можете ли Вы дать ему определение (кибертень)?

3. Принимаете ли Вы меры предосторожности, оставляя цифровой след (кибертень)?

4. Какие меры предосторожности Вам известны?

5. Как Вы думаете, содержат ли на сегодняшний день Ваши цифровые следы и кибер-тень отрицательно характеризующую Вас информацию?

Результаты исследования (рисунок) иллюстрируют недостаточный уровень сформиро-ванности цифровых компетенций студентов, в частности информационных цифровых компетенций (знание сущности цифрового следа и кибертени) и цифровой компетенции коммуникации и сотрудничества (соблюдение мер предосторожности при работе в интернет-пространстве). Характеризуется низким уровнем развития цифровых компетенций 80 % опрошенных: они вообще ничего не слышали о понятиях «цифровой след» и «кибертень» и особых мер предосторожности при работе в сети Интернет не предпринимают. А 15 % опрошенных характеризуются средним уровнем развития цифровых компетенций: они знакомы с этими понятиями, но затруднились в обозначении их сущностно-содержатель-ных характеристик и отражении мер предосторожности при работе в сети Интернет. Обладают высоким уровнем развития цифровых компетенций 5 % опрошенных: знают и раскрывают смысл понятий «цифровой след» и «кибертень», соблюдают меры предосторожности при работе в сети Интернет.

Полученные результаты не могут быть типичными для всех вузов. Варианты будут зависеть от личных интересов обучающихся, круга их общения, направления подготовки, региона и т. д. Однако чрезвычайно высокий процент тех, кто не знает и не понимает сути цифрового следа и цифровой тени, не задумывается о мерах предосторожности при работе в сети Интернет, даже в условиях технического вуза, говорит о необходимости информационно-методического сопровождения студентов в данном направлении.

и Низкий уровень ■ Средний уровень ■ Высокий уровень

Уровни сформированности цифровых компетенций. Результаты исследования

Обучающиеся должны понимать, что Интернет имеет как положительные, так и отрицательные стороны и необдуманные действия в киберпространстве могут оказать негативное влияние не только на события их настоящего, но и отразиться на их будущем. Чтобы простое человеческое любопытство не навредило, каждому обучающемуся необходимо четко представлять, что такое киберслед и кибертень и как они трансформируются в цифровой среде и социальной жизни человека [8-10]. Актуальной в этом направлении является и информация об искусственном интеллекте (ИИ) как неотъемлемой части цифровизации жизни человечества. Возможности искусственного интеллекта как интеллектуальной компьютерной системы, обладающей способностями человеческого разума (идентификация речи, обучаемость, логичность, способность рассуждать, оперативное решение текущих задач) [11], также должны быть хорошо знакомы обучающимся. Искусственный интеллект, погруженный в базу информационной среды, с определенными образовательными задачами и установками, в виде, например, игрового модуля существенно сократит вероятность грубых ошибок, что очень важно не только для студентов, чья профессия связана с риском для жизни, но и для тех профессий, которые непосредственно, с малых лет, воспитывают внутренний мир человека - педагогов. Значимость последних следует особо подчеркнуть и в цифровом пространстве.

Во многих учебных и научных центрах много внимания уделяется этому направлению работы с обучающимися. К примеру, в Академии ГПС МЧС России планируется создание учебно-научной лаборатории информационных систем безопасности в ЧС на базе учебно-лабораторного комплекса, в составе которого планируется работа в научно-исследовательских направлениях в области микроконтроллеров, робототехники и искусственного интеллекта.

Внедрение ИИ в систему образования может существенно повысить эффективность не только процесса передачи знаний и оценки качества выполненных заданий, но и прослеживания «маршрута» цифровой тени и киберследов при решении сложных педагогических задач.

Необходима интеграция соответствующего материала в виде отдельных тем в содержание конкретных дисциплин (например, тема «Цифровой след и кибертень»), включение в учебный план новой дисциплины (например, «Цифровые технологии в профессиональной

деятельности»), введение цифрового модуля в план направления подготовки или организация дополнительной профессиональной образовательной программы, включающей целый комплекс дисциплин цифровой направленности и т. д.

Система профессионального образования должна учитывать запросы современного цифрового общества и создавать условия для использования цифровых технологий в образовательном процессе [12]. Любой цифровой след должен способствовать улучшению результата успеваемости обучающегося [13].

Еще один момент, который необходимо затронуть, - цифровая компетентность самих преподавателей. Исследования показывают, что восприятие студентами материала, представленного в цифровой образовательной среде, во многом зависит именно от преподавателя: его личных качеств и навыков использования цифровых технологий [14]. Цифровая компетентность педагогов определит успешность выстраивания траектории обучения [15] на основе цифровых ресурсов.

Цифровизация требует глубокого изучения, а такие ее явления, как цифровой след и цифровая тень, - уникальные продукты всемирной кибернетизации, правильное использование которых во взаимодействии с искусственным интеллектом может содействовать усовершенствованию системы профессионального образования.

Перспективой дальнейшего исследования является разработка и обоснование рекомендаций по сбору цифрового следа, оформлению цифрового профиля, в котором фиксируется динамика развития цифровых компетенций обучающихся.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» // Гарант.Ру: информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/72738946/#review (дата обращения: 17.02.2021).

2. Понятие персональных данных и их отличие от другой информации ограниченного доступа. URL: https:// it-security.admin-smolensk.ru/zinfo/info_or (дата обращения 17.02.2021).

3. Попсулин C. Человечество накрыла цифровая тень. Сетевые технологии. URL: https://www.cnews.ru/news/ top/chelovechestvo_nakryla_tsifrovaya_ten (дата обращения: 17.02.2021).

4. Проблема «Шока будущего». URL: http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/151/142/ (дата обращения: 17.02.2021).

5. Вехов В. Б. Работа с электронными доказательствами в условиях изменившегося уголовно-процессуального законодательства // Российский следователь. 2013. № 10. С. 22-23.

6. Зазулин А. И. Правовые и методологические основы использования цифровой информации в доказывании по уголовному делу: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург. 2018. 32 с.

7. Малышенко А. М. Лекции по искусственному интеллекту и нейросетевому управлению. URL: https:// nashaucheba.ru/v22091/?cc=6 (дата обращения: 17.11.2020)

8. Поряева Е. П., Евстафьева В. А. Искусственный интеллект в медицине // Вестник науки и образования. 2019. № 6 (60). Ч. 2. С. 15-18.

9. Гусев А. Обзор российских систем поддержки принятия врачебных решений. URL: http://www.kmis.ru/ blog/obzor-rossiiskikh-sistem-podderzhki-priniatiia-vrachebnykh-reshenii (дата обращения: 17.02.2021).

10. Оганов А. А. Признаки, воздействующие на борьбу с киберпреступностью в отношении несовершеннолетних в интернет-пространстве // Вестник Московского ун-та МВД России. 2019. № 3. С. 137-140. D0I:10.24411/2073-0454-2019-10152

11. Шамсутдинова Т. М. Когнитивная модель траектории электронного обучения на основе цифрового следа // Открытое образование. 2020. № 2, т. 24. С. 47-54. D0I:10.21686/1818-4243-2020-2-47-54

12. Eltemerov A. A., Fedorova S. N. The use of digital technologies in the professional training of cadets // I International conference ASEDU-I 2020: Advances in science, engineering and digital education // Journal of Physics: Conference Series. 1691 (2020) 012214 IOP Publishing. URL: https://iopscience.iop.org/artic

le/10.1088/1742-6596/1691/1/012214/pdf (дата обращения: 15.02.2021). DOI: 10.1088/17426596/1691/1/012214

13. Положение о статусе Центров проектов и практик. URL: https://2035.university/upload (дата обращения: 15.02.2021).

14. Фролова Е. В., Рогач О. В., Рябова Т. М. Преимущества и риски перехода на дистанционное обучение в условиях пандемии // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 78-88. DOI: 10.32744/ pse.2020.6.7

15. Жигалова О. П. Формирование образовательной среды в условиях цифровой трансформации общества // Ученые записки Забайкальского гос. ун-та. 2019. Т. 14. № 2. С. 69-74. D0I:10.21209/2658-7114-2019-14-2-69-74

Эльтемеров Аксар Альбертович, старший преподаватель, Академия ГПС МЧС России (ул. Б. Галучшкина, 4, Москва, Россия, 129366). E-mail: aksarus@mail.ru

Федорова Светлана Николаевна, профессор, доктор педагогических наук, Марийский государственный университет (пл. Ленина, 1, Йошкар-Ола, Россия, 424000). E-mail: svetfed65@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 05.03.2021

DO110.23951/2307-6127-2021-3-64-71

DIGITAL COMPETENCIES OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA (OF THE EMERCOM OF RUSSIA)

A. A. Eltemerov1, S. N. Fedorova2

1 Academy EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation

2 Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

The digitalization in education poses a challenge for higher education to form students' digital competencies, including interaction through digital technologies, information and data management, the ability to solve various problems in the use of information and communication technologies, integration and digital content processing. The purpose of this study is to identify the level of formation of digital competencies of cadets of the Academy of the EMERCOM of Russia.

The research was carried out at the State Fire Academy of the EMERCOM of Russia with 168 first-year students. Main research methods: survey, conversation and interview.

The results of the study illustrate a lack of students' digital competence, in particular, information digital competencies (knowledge of the essence of digital footprint and cyber shadow) and digital competence of communication and cooperation (compliance with precautions when working on the Internet). Digital competence of 80 % of respondents was low: they have not heard anything about the concepts of "digital footprint" and "cyber shadow" and don't take special precautions when working on the Internet. 15 % of the respondents had an average level of development of digital competencies: they are familiar with these concepts, but found it difficult to identify their essential content characteristics and precautions when working on the Internet. 5 % of the respondents have a high level of development of digital competencies: they know and understand the meaning of the concepts of "digital footprint" and "cyber shadow", and observe precautions when working on the Internet.

According to the results of the study, the authors came to the conclusion that there is a need for information and methodological support of students in this direction, which implies the integration of digital material into the content of disciplines, the inclusion of elective classes, the introduction of digital modules and additional educational programs.

Keywords: digital footprint, cyber shadow, digitalization of education, Internet, students, high school.

References

1. Ukaz Prezidenta RF ot 10 oktyabrya 2019 g. no. 490 "O razvitii iskusstvennogo intellekta v Rossiyskoy Federatsii" [Decree of the President of the Russian Federation dated by October 10th 2019, no. 490 "O razvitii iskusstvennogo intellekta v Rossiyskoy Federatsii" [On the development of Artificial Intelligence in the Russian Federation]. Garant.Ru: informatsionno-pravovoyportal [Garant.Ru: Information and legal portal] (in Russian). URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72738946/#review (accessed 17 February 2021).

2. Ponyatiye personal'nykh dannykh i ikh otlichiye ot drugoy informatsii ogranichennogo dostupa [The concept of personal data and its difference from other restricted access information] (in Russian). URL: https://it-security. admin-smolensk.ru/zinfo/info_or (accessed 17 February 2021).

3. Popsulin C. Chelovechestvo nakryla tsifrovaya ten' [Humanity has been covered by a digital shadow]. Setevye tekhnologii (Network technologies) (in Russian). URL: https://www.cnews.ru/news/top/chelovechestvo_nakryla_ tsifrovaya_ten (accessed 17 February 2021).

4. Problema "Shoka budushchego" [The problem of the "Shock of the future"] (in Russian). URL: http://www. transhumanism-russia.ru/content/view/151/142/_(accessed 17 February 2021).

5. Vekhov V. B. Rabota s elektronnymi dokazatel'stvami v usloviyakh izmenivshegosya ugolovno-protsessual'nogo zakonodatel'stva [Working with electronic evidence in the context of the changed criminal procedure legislation]. Rossiyskiy sledovatel' - Jurist, 2013, no 10, pp. 22-23 (in Russian).

6. Zazulin A. I. Pravovye i metodologicheskiye osnovy ispol'zovaniya tsifrovoy informatsii v dokazyvanii po ugolovnomu delu. Avtoref. dis. kand. yurid. nauk [Legal and methodological foundations of the use of digital information in proving a criminal case. Abstract of thesis cand. of jurid. sci.]. Yekaterinburg, 2018. 32 p. (in Russian).

7. Malyshenko A. M. Lektsii po iskusstvennomu intellektu i neyrosetevomu upravleniyu [Lectures on artificial intelligence and neural network management] (in Russian). URL: https://nashaucheba.ru/v22091/?cc=6 (accessed 17 November 2020).

8. Poryayeva E. P., Evstaf'iyeva V. A. Iskusstvennyy intellect v meditsine [Artificial intelligence in medicine]. Vestnik nauki i obrazovaniya - Bulletin of science and education, 2019, no. 6 (60), vol. 2, pp.15-18 (in Russian).

9. Gusev A. Obzor rossiyskikh sistem podderzhki prinyatiya vrachebnykh resheniy [Review of Russian medical decision support systems] (in Russian). URL: http://www.kmis.ru/blog/obzor-rossiiskikh-sistem-podderzhki-priniatiia-vrachebnykh-reshenii (accessed 17 February 2021).

10. Oganov А. А. Priznaki, vozdeyistvuyuchshiye na bor'bu s kiberprestupnost'yu v otnoshenii nesovershennoletnikh v internet-prostranstve [Signs affecting the fight against cybercrime against minors in the internet space]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii - Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2019, no. 3, pp. 137-140 (in Russian). DOI:10.24411/2073-0454-2019-10152

11. Shamsutdinova T. M. Kognitivnaya model' trayektorii elektronnogo obucheniya na osnove tsifrovogo sleda [Cognitive model of electronic learning trajectories based on digital footprint]. Otkrytoye obrazovaniye - Open Education, 2020, no. 2, vol. 24, pp. 47-54 (in Russian). DOI:10.21686/1818-4243-2020-2-47-54

12. Eltemerov A. A., Fedorova S. N. The use of digital technologies in the professional training of cadets. I International conference ASEDU-I 2020: Advances in science, engineering and digital education. Journal of Physics: Conference Series, 2020, 1691, pp. 1-5. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/1691/1/012214/pdf (accessed 15 February 2021). DOI:10.1088/1742-6596/1691/1/012214

13. Polozheniye o statuse Tsentrovproektov i praktik [Regulation on the status of Project Centers and Practice]. (in Russian). URL: https://2035.university/upload (accessed 15 February 2021).

14. Frolova E. V., Rogach O. V, Ryabova T. M. Preimuchshestva i riski perekhoda na distantsionnoye obucheniye v usloviyakh pandemii [Benefits and risks of switching to distance learning in a pandemic]. Perspektivy nauki i

obrazovaniya - Perspectives of science and education, 2020, no. 6 (48), pp. 78-88 (in Russian). DOI: 10.32744/ pse.2020.6.7/

15. Zhigalova O. P. Formirovaniye obrazovatel'noy sredy v usloviyakh tsifrovoy transformatsii obchshestva [Formation of the educational environment in the conditions of digital transformation of society]. Uchenye zapiski Zabaykal'skogogosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of the trans-baikal state university]. 2019. vol. 14. no2. pp. 69-74. D0I:10.21209/2658-7114-2019-14-2-69-74

El'temerov A. A., Senior Lecturer, State Fire Service Academy EMERCOM of Russia (ul. Galuchshkina, 4, Moscow, Russian Federation). E-mail: aksarus@mail.ru

Fedorova S. N., Doctor of Pedagogy, Professor, Mari State University (pl. Lenina, 1, Yoshkar-Ola, Russian Federation, 424000). E-mail: svetfed65@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.