Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ТРАНСПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ТРАНСПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ТРАНСПРОФЕССИОНАЛ / ТРАНСПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / FUTURE SKILLS / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Табачук Наталья Петровна

Подчеркивается влияние цифровой трансформации на «парк профессий» и подготовку студентов вуза как транспрофессионалов с высоким уровнем развития информационной компетенции. Информационную компетенцию студентов вуза необходимо рассматривать как транспрофессиональную компетенцию и как социокультурный феномен одновременно. Информационная компетенция как социокультурный феномен включает в себя культуру работы с профессиональным контекстом как трансформацией информации в тексты собственного сознания; культуру представления образовательных результатов в виде цифрового продукта; культуру управления своей деятельностью в целях информационной безопасности; культуру работы с информацией в аспекте релевантности; культуру мобильного решения профессиональных задач с помощью цифровых технологий; культуру работы с цифровым контентом, представляемым в цифровой образовательной среде, что характеризует информационную компетенцию как транспрофессиональную. Потенциал «парка профессий» расширяет границы понимания информационной компетенции студентов вуза как транспрофессиональной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Табачук Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS AS TRANSPROFESSIONAL

The article emphasizes the impact of digital transformation on the “park of professions” and the training of university students as transprofessionals with a high level of development of information competence. The increased interest in career guidance projects allows us to determine the potential of the “park of professions” for the development of transprofessional information competence of university students. Transprofessional competencies, one of which is information competence, are the skills of the future (future skills). Hard skills - (English “hard” skills) competencies manifested in the narrow professional sphere, and soft skills - (English “soft” skills) as transprofessional competencies acquired and developed throughout life, characterized by moving beyond one profession. The information competence of university students should be considered as a transprofessional competence and as a sociocultural phenomenon at the same time. Information competence as a socio-cultural phenomenon includes a culture of working with a professional context as a transformation of information into texts of one’s own consciousness; culture of presentation of educational results in the form of a digital product; a culture of information security management; a culture of working with information in relation to relevance; culture of mobile solution of professional tasks with the help of digital technologies; a culture of working with digital content presented in a digital educational environment, which characterizes information competence as well as transprofessional. The potential of the “park of professions” expands the boundaries of understanding the information competence of university students as transprofessional.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ТРАНСПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ»

УДК 378

DOI 10.23951/2307-6127-2021-2-100-107

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ТРАНСПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

Н. П. Табачук

Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск

Подчеркивается влияние цифровой трансформации на «парк профессий» и подготовку студентов вуза как транспрофессионалов с высоким уровнем развития информационной компетенции. Информационную компетенцию студентов вуза необходимо рассматривать как транспрофессиональную компетенцию и как социокультурный феномен одновременно. Информационная компетенция как социокультурный феномен включает в себя культуру работы с профессиональным контекстом как трансформацией информации в тексты собственного сознания; культуру представления образовательных результатов в виде цифрового продукта; культуру управления своей деятельностью в целях информационной безопасности; культуру работы с информацией в аспекте релевантности; культуру мобильного решения профессиональных задач с помощью цифровых технологий; культуру работы с цифровым контентом, представляемым в цифровой образовательной среде, что характеризует информационную компетенцию как транспрофессиональную. Потенциал «парка профессий» расширяет границы понимания информационной компетенции студентов вуза как транспрофессиональной.

Ключевые слова: транспрофессионализм, транспрофессионал, транспрофессиональные компетенции, future skills, информационная компетенция студентов вуза.

Цифровая трансформация как глобальный процесс затрагивает «парк профессий», они изменяются, появляются новые, что оказывает влияние на профессиональную подготовку студентов вуза. В системе высшего образования можно проследить смену подходов к подготовке выпускников вуза: от специалиста по содержанию - к компетентному профессионалу - к транспрофессионалу с высоким уровнем развития информационной компетенции.

В период цифровой трансформации интересны современные реализуемые профориен-тационные проекты, знакомящие с «парком профессий» школьников и студентов и ориентированные на развитие транспрофессионалов. К таким проектам для школьников, расширяющих «парк профессий», можно отнести «Билет в будущее» [1], для студенчества -Worldskills Russia [2] и др.

Эти проекты определяют потенциал «парка профессий», раскрывающийся через овладение информацией о новых профессиях; через приобретение транспрофессиональных навыков, которые будут полезны всю жизнь; через обучение выбору профессии.

Как отмечает К. А. Фиофанова, появляется новая образовательная индустрия развития человеческого потенциала - edutainment [3]. Одним из направлений развития транспрофессионализма личности является участие в появляющихся социокультурных центрах (edutainment-центры), мотивирующих развитие навыков будущего (future skills), связанных с ориентиром во многих профессиональных сферах.

К. А. Фиофанова подчеркивает актуальность существующих форм edutainment (городки профессий, интерактивные музеи, парки науки), распространение и поддержка которых ведут к самоопределению личности в пространстве возможностей, проектной деятельности [3].

Для студенчества проект Worldskills Russia [2] с миссией развития профессиональных компетенций, повышения престижа высококвалифицированных кадров, демонстрацией важности компетенций для личного успеха является перспективным для совершенствования транспрофессионализма как новой формы профессионализма, направленной, как отмечает Э. Ф. Зеер и Э. Э. Сыманюк, на освоение и выполнение деятельности различных видов и групп профессий [4, 5].

Масштабным проектом, включающим идеи транспрофессионализма как новой интегральной характеристики деятельности в цифровом карьерно ориентированном обществе, является «Атлас новых профессий» [6]. В Атласе описаны новые виды профессиональной деятельности, требующие в большинстве развития транспрофессиональных компетенций личности для быстрой адаптации к изменяющимся условиям профессиональной сферы.

В связи с этим потенциал «парка профессий» и новых профориентационных проектов мы связываем с процессом развития транспрофессиональных компетенций студентов вуза, одной из которых является информационная компетенция. Информационную компетенцию студентов вуза необходимо рассматривать как транспрофессиональную компетенцию и как социокультурный феномен одновременно.

Транспрофессионализм, транспрофессионал, транспрофессиональные компетенции -неустоявшиеся и противоречивые научные категории, которые исследуются современными учеными (Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, Д. П. Заводчиков, М. В. Зиннатова, Т. Д. Буковей, В. С. Третьякова, Д. А. Бердникова, Г. И. Борисов, И. И. Хасанова, С. С. Котова, И. Н. Лазарева, О. Н. Михеева, Б. Н. Гузанов, А. А. Баранова, Т. Л. Ловцевич, Э. М. Габитова и др.). Данные категории актуализируются в период цифровой трансформации и появления утверждения «образование в течение жизни».

Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, Д. А. Бердникова, Г. И. Борисов, Д. П. Заводчиков, М. В. Зин-натова, Т. Д. Буковей и В. С. Третьякова отмечают, что транспрофессионализм, с одной стороны, - это форма организации профессиональной деятельности, направленной на развитие навыков будущего (future skills), выстраивание между профессиями отношений партнерства и сотрудничества; с другой - качественная характеристика, отражающая готовность и способность осваивать и выполнять деятельность по функционально близким профессиям [5, 7].

Данные ученые подчеркивают, что транспрофессионализм есть выход за рамки одной профессии, обогащение ее знаниями, технологиями, относящимися к другим видам профессиональной деятельности, развитие новых ключевых компетенций, позволяющих находить комплексные и уникальные решения на основе трансдисциплинарного синтеза знаний и межпрофессиональных коммуникаций [5, 7].

Б. Н. Гузанов, А. А. Баранова и Т. Л. Ловцевич представляют транспрофессионализм как интегральную характеристику деятельности, возникшую в качестве альтернативы профессионализму. Последний представляет только лишь высокий уровень выполнения работ, узко принадлежащих к какой-либо области. Отличием транспрофессионалов является личностное содержание, ориентированное на целеустремленность, преодоление, достижение, склонность к риску при высокой ориентации на общество без привязанности к одной узкоопределенной сфере под перманентным влиянием деятельностного, карьерного и мотива-ционного факторов [8].

Для того чтобы студентам стать успешными в своей профессиональной деятельности в цифровую эпоху, необходимо быть транспрофессионалами, выстраивающими профессионально-образовательную траекторию в течение всей жизни для овладения транспрофесси-

ональными компетенциями [9]. Мы полностью согласны с этим утверждением И. И. Хаса-новой и С. С. Котовой.

Э. М. Габитова подчеркивает, что транспрофессиональные компетенции помогают студенту быстро включаться в межпрофессиональное взаимодействие с освоением необходимых трудовых функций групп родственных профессий [10]. Выделяя компоненты транспрофессиональных компетенций, Э. М. Габитова уделяет внимание информационной составляющей. Мы видим в этом попытку выделить из транспрофессиональных компетенций информационную компетенцию как межпрофессиональную.

И. Н. Лазарева в описании транспрофессиональных компетенций указывает, что это компетенции, актуальные в XXI в., имеющие пересечение с образом успешного транспрофессионала, обладающего знаниями, умениями и личностными качествами, необходимыми для выполнения профессиональных задач в любой сфере деятельности [11]. В определении данных характеристик для транспрофессионала И. Н. Лазарева выделяет информационно-аналитическую деятельность; деятельность, связанную с постижением смыслов; адаптацию к цифровой образовательной среде, что характеризует информационную компетенцию как транспрофессиональную.

О. Н. Михеева отмечает, что транспрофессиональные компетенции включают мета-предметные результаты как развитие учебной и профессиональной самостоятельности, самоорганизацию, самоактуализацию, рефлексивно-оценочную активность, soft skills [12].

Транспрофессиональные компетенции, одной из которых является информационная компетенция, есть навыки будущего (future skills). Выделяются hard skills компетенции, проявляемые в узкопрофессиональной сфере, и soft skills как транспрофессиональные компетенции, приобретаемые и развиваемые в течение всей жизни, характеризующиеся выходом за рамки одной профессии.

Информационная компетенция студентов вуза как soft skills [13] вбирает все характеристики транспрофессиональных компетенций и раскрывается по-своему через понимание социокультурной составляющей [14], описанной в схеме на рис. 1.

Тихоокеанский государственный университет в лице членов кафедры математики и информационных технологий и студентов направления подготовки «Педагогическое образование» сотрудничает с автономной некоммерческой организацией «Дальневосточный институт содействия общественному развитию» (АНО ДВИСОР) [15].

На волонтерской основе осуществляется работа студентов с людьми пенсионного возраста, пожелавших повысить свой уровень развития информационной компетенции, в частности цифровые навыки, актуальные в цифровую эпоху. Данное направление способствует развитию у студентов транспрофессиональной компетенции - информационной компетенции, актуализирующей адаптационные и коммуникационные способности в работе с людьми пенсионного возраста, взаимообмен опытом и мудростью существования в виртуальной реальности.

В Тихоокеанском государственном университете кафедрой математики и информационных технологий под руководством Н. П. Табачук проводятся заседания научного студенческого кружка «Информационная компетенция студентов вуза: способы развития и индикаторы достижения компетенции» (2020/21 учебный год), где обсуждаются научные достижения и выстраиваются индивидуальные образовательные маршруты в освоении научно-исследовательской составляющей транспрофессиональной деятельности (конкурсы, семинары, конференции).

Преподаватели кафедры математики и информационных технологий и студенты-магистранты направления подготовки «Педагогическое образование» сотрудничают с Хабаров-

Информационная компетенция студентов вуза

транспрофессиональная компетенция ^ • компетенция, актуальная bxxi веке; • приобретаемая и развиваемая в течение всей жизни; •характеризуется выходом зэ рамки одной профессии; • включает soft skills - (англ. «мя-кие* навыки) ; •отражает мета предметные образовательные результаты; • актуализирует адаптационные способности; •связана с повышением мотивации к саморазвитию и самосовершенствова нию; •связана с проявлением рефлексивно-оценочной активности; • включает трэнсдисциплинарные знания; • конвер-енция межпрофессиональных видов деятельности J

социокультурный феномен ^ • культура работы с профессиональным контекстом как трансформацией информации в тексты собственно-о сознания; • культура представления образовательных результатов в виде цифрово-о продукта; • культура управления своей деятельностью в целях информационной безопасности; • культура работы с информацией в аспекте релевантности; • культура мобильного решения профессиональных задач с помощью цифровых техноло-ий; • культура рзботы с цифровым контентом, представляемым в цифровой образовательной среде [10, 11]

Рис. 1. Информационная компетенция студентов вуза как транспрофессиональная компетенция

и социокультурный феномен

ской краевой заочной физико-математической школой (ХКЗФМШ) Центра технического творчества КГАОУ ДО РМЦ [16], осуществляя дополнительное образование школьников по физике, математике, информатике в интеграции. Проект имеет давнюю историю, существует с начала 1990-х гг., но сегодня приобретает особую актуальность, связанную с трансдисциплинарностью, межпоколенческим взаимообменом, поддержанием одаренных детей в сфере физики, математики и информатики.

Обозначенные проекты регионального уровня связаны с «парком профессий» и поддерживают развитие информационной компетенции студентов вуза в направлении транспрофессионализма (рис. 2).

Для студентов направления подготовки «Педагогическое образование» как транспрофессионалов важен охват широкой аудитории для обучения: от одаренных школьников до людей пенсионного возраста. Умение обобщить полученный опыт предоставляется через площадку научных достижений и научный студенческий кружок. Проекты международно-

Рис. 2. Проекты, поддерживающие развитие информационной компетенции студентов вуза в направлении

транспрофессионализма

го, федерального и регионального уровней, расширяющие границы «парка профессий», оказывают влияние на профессиональную подготовку студентов вуза как транспрофессионалов с высоким уровнем развития информационной компетенции.

Перспективными в данном направлении являются исследования, связанные с определением критериев транспрофессионализма в реализации проектов и индикаторов развития информационной компетенции как транспрофессиональной, с расширением совместно со студентами сферы сотрудничества между разными поколениями для предотвращения цифрового и межпоколенческого разрыва. Исследования в данном направлении требуют продолжения.

Список литературы

1. «Билет в будущее». URL: https://bilet.worldskills.ru/ (дата обращения: 05.02.2021).

2. Worldskills Russia. URL: https://worldskills.ru/ (дата обращения: 05.02.2021).

3. Фиофанова К. А. Edutainment - новая образовательная индустрия развития человеческого потенциала // Ценности и смыслы. 2020. № 3 (67). C. 154-163.

4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 8. С. 9-28.

5. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э., Бердникова Д. В., Борисов Г. И. Методологические основы транспрофессионализма субъектов техномической деятельности // Педагогическое образование в России. 2018. № 11. С. 3847.

6. Атлас новых профессий. URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 05.02.2021).

7. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности / В. С. Третьякова и др.; под ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 142 с. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/27462/1/978-5-8050-0668-6_2019.pdf (дата обращения: 05.02.2021).

8. Гузанов Б. Н., Баранова А. А., Ловцевич Т. Л. Особенности цифровизации транспрофессиональной подготовки в техническом вузе // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2020. С. 42-48.

9. Хасанова И. И., Котова С. С. Формирование транспрофессиональных компетенций педагогов профессиональной школы в условиях непрерывного образования // Непрерывное образование: теория и практика реализации: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2019. С. 168-171.

10. Габитова Э. М. Педагогические условия формирования транспрофессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена: автореф. ... канд. пед. наук. Уфа, 2015. 24 с.

11. Лазарева И. Н. Транспрофессиональные компетенции в иноязычном образовании: от идеи к технологии // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12. С. 517-520.

12. Михеева О. Н. Проблемное обучение как основа формирования транспрофессиональных компетенций современного специалиста II Прогнозирование профессионального будущего молодежи в условиях цифровой экономики: материалы Всерос. науч.-практ. конф. I под науч. ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2020. С. 108-113.

13. Tabachuk N. P., Polichka A. Е., Kazinets V. A., Ledovskikh I. A., Karpova I. V. Information Competency of Students as a Universal Meta-Subject Ecological Competency for Interacting in the Virtual Educational Environment of Universities (Информационная компетенция студентов как универсальная метапредметная экокомпетенция взаимодействия в виртуальной образовательной среде вуза) II AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research. 2020. Vol. 10, Is. 1. Special Issue XI. S. 55-58. URL: http:IIwww.magnanimitas.czI ADALTAA00111IpapersIA_13.pdf (дата обращения: 05.02.2021).

14. Табачук Н. П. Информационная компетенция личности студента как социокультурный феномен цифрового общества. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019. 180 с. URL: http:IIlib.pnu.edu.ruIdownloadsI TextExt/uchposobITabachuk_NP11.pdf?id=992190 (дата обращения: 05.02.2021).

15. Автономная некоммерческая организация «Дальневосточный институт содействия общественному развитию». URL: http:IIanodvisor-khv.ruI (дата обращения: 05.02.2021).

16. Хабаровская краевая заочная физико-математическая школа Центра технического творчества КГАОУ ДО РМЦ. URL: http:IIkhpms.khspu.ru/?page_id=4 (дата обращения: 05.02.2021).

Табачук Наталья Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет (ул. Тихоокеанская, 13б, Хабаровск, Россия, бВ0035). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 08.02.2021

DOI 10.23951/2307-6127-2021-2-100-107

INFORMATION COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS AS TRANSPROFESSIONAL

N. P. Tabachuk

Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

The article emphasizes the impact of digital transformation on the "park of professions" and the training of university students as transprofessionals with a high level of development of information competence. The increased interest in career guidance projects allows us to determine the potential of the "park of professions" for the development of transprofessional information competence of university students. Transprofessional competencies, one of which is information competence, are the skills of the future (future skills). Hard skills -(English "hard" skills) competencies manifested in the narrow professional sphere, and soft skills - (English "soft" skills) as transprofessional competencies acquired and developed throughout life, characterized by moving beyond one profession. The information competence of university students should be considered as a transprofessional competence and as a socio-cultural phenomenon at the same time. Information competence as a socio-cultural phenomenon includes a culture of working with a professional context as a transformation of information into texts of one's own consciousness; culture of presentation of educational results in the form of a digital product; a culture of information security management; a culture of working with information in relation to relevance; culture of mobile solution of professional tasks with the help of digital technologies; a culture of working with digital content presented in a digital educational environment, which characterizes information competence as well as transprofessional. The potential of the "park of professions" expands the boundaries of understanding the information competence of university students as transprofessional.

Keywords: transprofessionalism, transprofessional, transprofessional competence, future skills, information competence of students.

References

1. "Biletv budushcheye" [A ticket to the future] (in Russian). URL: https://bilet.worldskills.ru/ (accessed 5 February 2021).

2. Worldskills Russia. URL: https://worldskills.ru/ (accessed 5 February 2021).

3. Fiofanova K. A. Edutainment - novaya obrazovatel'naya industriya razvitiya chelovecheskogo potentsiala [Edutainment is a new education industry for human development]. Tsennosti i smysly, 2020, no. 3 (67), pp. 154-163 (in Russian).

4. Zeyer E. F., Symanyuk E. E. Metodologicheskiye oriyentiry razvitiya transprofessionalizma pedagogov professional'nogo obrazovaniya [Methodological guidelines for the development of transprofessionalism of teachers of vocational education]. Obrazovaniye i nauka - Education and Science, 2017, vol. 19, no. 8, pp. 9-28 (in Russian).

5. Zeyer E. F., Symanyuk E. E, Berdnikova D. V., Borisov G. I. Metodologicheskiye osnovy transprofessionalizma sub''ektov tekhnomicheskoy deyatel'nosti [Methodological foundations of transprofessionalism of subjects of technomical activity]. Pedagogicheskoye obrazovaniye vRossii - Pedagogical Education in Russia, 2018, vol. 11, pp. 38-47 (in Russian).

6. Atlas novykh professiy [Atlas of new professions] (in Russian). URL: http://atlas100.ru/ (accessed 5 February 2021).

7. Tret'yakova V. S. et al. Transprofessionalizm sub ''ektovsotsial'no-professional'noy deyatel'nosti [Transprofessionalism of subjects of social and professional activity]. Edited by E. F. Zeer, V. S. Tretyakova. Ekaterinburg, Russian State Vocational Pedagogical University Publ., 2019. 142 p. (in Russian). URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstre am/123456789/27462/1/978-5-8050-0668-6_2019.pdf (accessed 5 February 2021).

8. Guzanov B. N., Baranova A. A., Lovtsevich T. L. Osobennosti tsifrovizatsii transprofessional'noy podgotovki v tekhnicheskom vuze [Features of digitalization of transprofessional training in a technical university]. Nauka. Informatizatsiya. Tekhnologii. Obrazovaniye: materialyXIIIMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The science. Informatization. Technologies. Education: materials of the XIII International Scientific and Practical Conference]. Ekaterinburg, Russian State Vocational Pedagogical University Publ., 2020. Pp. 42-48 (in Russian).

9. Khasanova I. I., Kotova S. S. Formirovaniye transprofessional'nykh kompetentsiy pedagogov professional'noy shkoly v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya [Formation of transprofessional competences of teachers of a professional school in the context of lifelong education]. Nepreryvnoye obrazovaniye: teoriya ipraktika realizatsii: materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Continuing education: theory and practice of implementation: materials of the II International scientific and practical conference]. Ekaterinburg, Russian State Vocational Pedagogical University Publ., 2019. Pp. 168-171 (in Russian).

10. Gabitova E. M. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya transprofessional'nykh kompetentsiy budushchikh spetsialistov srednego zvena. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the formation of transprofessional competencies of future mid-level specialists. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Ufa, 2015. 24 p. (in Russian).

11. Lazareva I. N. Transprofessional'nye kompetentsii v inoyazychnom obrazovanii: ot idei k tekhnologii [Transprofessional competences in foreign language education: from idea to technology]. Sovremennye naukoyemkiye tekhnologii - Modern High Technologies, 2015, vol. 12, pp. 517-520 (in Russian).

12. Mikheyeva O. N. Problemnoye obucheniye kak osnova formirovaniya transprofessional'nykh kompetentsiy sovremennogo spetsialista [Problem-based learning as the basis for the formation of transprofessional competencies of a modern specialist]. Prognozirovaniye professional'nogo budushchego molodezhi v usloviyakh tsifrovoy yekonomiki: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Forecasting the professional future of youth in the digital economy: materials of the Russian national scientific and practical conference]. Scientific ed. by E. F. Zeer, V. S. Tretyakova. Ekaterinburg, Russian State Vocational Pedagogical University Publ., 2020. Pp. 108-113 (in Russian).

13. Tabachuk N. P., Polichka A. Е., Kazinets V. A., Ledovskikh I. A., Karpova I. V. Information Competency of Students as a Universal Meta-Subject Ecological Competency for Interacting in the Virtual Educational Environment of Universities. AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research, 2020, vol. 10, is. 1, Special Issue XI, pp. 55-58. URL: http://www.magnanimitas.cz/ADALTA/100111/papers/A_13.pdf (accessed 5 February 2021).

14. Tabachuk N. P. Informatsionnaya kompetentsiya lichnosti studenta kak sotsiokul turnyy fenomen tsifrovogo obshhestva [Information competence of a student's personality as a socio-cultural phenomenon of a digital society]. Khabarovsk, Pacific National University Publ., 2019. 180 p. (in Russian). URL: http://lib.pnu.edu.ru/downloads/ TextExt/uchposob/Tabachuk_NP11.pdf?id=992190 (accessed 5 February 2021).

15.Avtonomnaya nekommercheskaya organizatsiya "Dal'nevostochnyy institut sodeystviya obshchestvennomu razvitiyu" [Autonomous non-profit organization "Far Eastern Institute for Public Development Assistance"]. URL: http://anodvisor-khv.ru/ (accessed 5 February 2021).

16. Khabarovskaya krayevaya zaochnaya fiziko-matematicheskaya shkola Tsentra tekhnicheskogo tvorchestva KGAOU DO RMC [Khabarovsk Regional Correspondence Physics and Mathematics School of the Center for Technical Creativity KGAOU DO RMC] (in Russian). URL: http://khpms.khspu.ru/?page_id=4 (accessed 5 February 2021).

Tabachuk N. P., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pacific National University (ul. Tikhookeanskaya, 136, Khabarovsk, Russian Federation, 680035). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.