Научная статья на тему 'Феномен суперпотребления: психологические корреляты (корреляционный и факторный анализ)'

Феномен суперпотребления: психологические корреляты (корреляционный и факторный анализ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
571
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКЛОННОСТЬ К СУПЕРПОТРЕБЛЕНИЮ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / НЕЙРОТИЗМ / ШКАЛА ЛЖИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ноакк Н.В., Знаменская А.Н.

В статье дано описание результатов пилотажного обследования студентов российских вузов по выявлению психологических коррелятов феномена суперпотребления с помощью специально созданного опросника. Проведен качественный анализ полученных ответов. Представлены результаты корреляционного и факторного анализа. Выявлена связь исследуемого феномена с такими характеристиками, как нейротизм, подверженность стрессу, сила процессов торможения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ноакк Н.В., Знаменская А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен суперпотребления: психологические корреляты (корреляционный и факторный анализ)»

41 (230) - 2013

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 1.159.99

ФЕНОМЕН СУПЕРПОТРЕБЛЕНИЯ:

психологические корреляты

(корреляционный и факторный анализ)

Н. В. НОАКК,

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экспериментальной экономики E-mail: n. noack@mail. ru

Центральный экономико-математический институт ран

а. Н. ЗНАМЕНСКАЯ,

бизнес-тренер

E-mail: znam17@mail. ru

ООО «Тимсофт» (г. Казань)

В статье дано описание результатов пилотажного обследования студентов российских вузов по выявлению психологических коррелятов феномена суперпотребления с помощью специально созданного опросника. Проведен качественный анализ полученных ответов. Представлены результаты корреляционного и факторного анализа. Выявлена связь исследуемого феномена с такими характеристиками, как нейротизм, подверженность стрессу, сила процессов торможения.

Ключевые слова: склонность к суперпотреблению, корреляционный анализ, факторный анализ, гендерные различия, нейротизм, шкала лжи, психологическая адаптация.

Введение. Исследование направлено на изучение места в структуре личности феномена суперпотребления, его детерминант и связей с другими психологическими характеристиками. Назначение и исходные модели исследования были описаны в работе В. А. Истратова, Н. В. Ноакк, О. И. Патоши [3]. Несмотря на наличие большого количества работ по близкой тематике, поставленные его авто* Материал подготовлен по результатам исследования, поддержанного Российским государственным научным фондом (проект № 13-06-00018).

рами задачи продолжают оставаться актуальными. Предлагаемая статья отражает этап, связанный с обработкой данных пилотажного обследования.

Поскольку феномен суперпотребления практически не изучен на российской выборке, для подготовки эксперимента использовался метод постепенного накопления данных. К примеру, были взяты данные из теоретического анализа психологической литературы, посвященной исследованию близких явлений — жадности, скупости, алчности, отношения к деньгам. Имелись в виду любые данные, проливающие свет на природу этих явлений и на условия, от которых зависит их появление. В статье приведены некоторые результаты экспериментальных исследований.

Ю. В. Щербатых [5] исследовал проявления указанных качеств на примере студентов экономического и гуманитарного профиля Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического института (ВФ МГЭИ). Он установил, что корреляция между шкалами «скупость» и «алчность» практически отсутствует, что позволило ему высказать предположение, что речь идет о двух самостоятельных психологических конструктах. Уровень корреляции между шкалами «скупость»

и «жадность» составил 0,58 (р < 0,001), а между шкалами «алчность» и «жадность» — 0,77 (р < 0,001). Уровень скупости коррелировал со шкалой Q4 теста Кеттела 0,33 (р < 0,01). Таким образом, люди с высоким уровнем фрустрации и нереализованных потребностей более склонны накапливать материальные ресурсы и с трудом расстаются с деньгами.

Исследования также показали, что люди с высоким уровнем нейротизма, по Айзенку, отличаются повышенной скупостью 0,40 (р < 0,01) и жадностью 0,30 (р < 0,05). Статистический анализ результатов тестирования выявил очень высокую корреляцию между показателем нейротизма, по Айзенку, и уровнем тревожности по тесту Спилбергера-Ханина 0,60 (р < 0,001). То есть люди с повышенным уровнем личностной тревожности, как правило, обладают высоким нейротизмом и испытывают трудности в обращении с деньгами.

Уровень жадности у женщин был выше, чем у мужчин (р < 0,05) [2].

В литературе также встречались высказывания [1], что выраженные экстраверты относятся к деньгам более открыто, комфортно и легко, чем выраженные интраверты, что в целом соответствует выводам Ю. В. Щербатых [5]. Но, в отличие от результатов, представленных в работе О. С. Дейнеки [1], относительно того, что личности с пониженной самооценкой становятся или скупцами, или «транжирами» — уровень экстраверсии, по Айзенку, отрицательно коррелировал с показателем скупости, хотя достоверность этой связи и не достигала пороговых значений — 0,26 (р = 0,06). Исследования [5] не установили также прямой достоверной связи между уровнем самооценки и показателями жадности. Отрицательная корреляция между уровнем положительной самооценки и скупостью была, но она также не достигала пороговых уровней достоверности 0,24 (р = 0,07).

Были выявлены и гендерные различия. У мужчин выявляется тенденция придавать деньгам повышенную ценность. Они оказались более компетентными в обращении с деньгами и более склонными к риску в целях их приобретения. Женщины же выражают более сильную фрустрацию по поводу отсутствия денег и больше завидуют тем, кто их имеет. Женщины в большей степени, чем мужчины, используют траты и покупки как фактор самоуспокоения, своеобразной психотерапии. Отношение к деньгам также связано с особенностями

их характера и направленности личности (уровнем самооценки и экстраверсии).

Склонность к суперпотреблению. Диагностика. В данном исследовании на основе анализа теоретических источников и результатов эмпирических исследований был выстроен первоначальный вариант психологической конструкции «склонность к суперпотреблению». В нее вошли, среди прочих, следующие признаки: тенденция не контролировать себя в ситуациях потребления; тенденция занимать время, внимание окружающих людей; тенденция занимать пространство вокруг себя, не сообразуясь с общепринятыми нормами; склонность действовать спонтанно при принятии решения о покупке. При этом авторы исходили из «рабочего» понимания склонности к суперпотреблению как тяги к потреблению сверх рационального количества. Потребление здесь понимается в широком смысле как использование товаров, благ, времени, пространства, а также, возможно, своих личных ресурсов [3].

Созданный с учетом указанной конструкции опросник включал 99 вопросов/утверждений. Структура опросника описана в работе В. А. Истратова, Н. В. Ноакк, О. И. Патоши [3]. Выборку составили 137 студентов, преимущественно 1-го и 2-го курсов. Были выдвинуты гипотезы о том, что склонность к суперпотреблению связана с нерациональностью в процессе выбора и принятия решения, спонтанностью и импульсивностью, тревожностью и низкой самооценкой и рядом других психологических проявлений. В соответствии с этим предположением было решено провести пилотажный опрос респондентов с использованием первого варианта опросника. В работе [3] приведены краткие описания использованных методов математической обработки полученных данных. Также в этой статье представлен анализ полученных результатов корреляционного и факторного анализа.

Задачей первого этапа обработки методом корреляционного анализа было выяснить, есть ли связь между признаками склонности к суперпотреблению и другими характеристиками личности.

Для этого результаты опроса были обработаны следующим образом:

1) качественные ответы были преобразованы в балльную систему;

2) произведен расчет параметров статистик среднего арифметического значения и стандартного отклонения, отдельно для каждой из двух выборок — мужской и женской;

3) вычислено значение /-критерия Стьюдента для оценки существования гендерных различий. Между мужчинами и женщинами наблюдаются весьма заметные различия по целому ряду признаков — таким образом, вопросы дифференцируют испытуемых по их полу;

4) рассчитаны коэффициенты корреляции между всеми показателями. Поскольку авторов интересовали взаимосвязи признаков склонности к суперпотреблению и личностными особенностями, необходимо было выделить значимые коэффициенты корреляции (Я > 0,3). Наличие таких связей указывает на то, что другие психологические качества связаны со склонностью к потреблению.

Одной из первых была заявлена гипотеза, что феномен склонности к суперпотреблению должен значимо различать выборку по гендерному показателю. Как уже было сказано, различия есть и они представлены по нескольким параметрам.

Сравнение выборки по гендерному показателю (курсивом обозначены утверждения/вопросы опросника).

• Я люблю, чтобы мне помогали, даже если повод незначительный.

Женщины показывают существенно более высокие значения, чем мужчины (чаще выражают желание, чтобы им помогали), даже если это касается каких-либо не очень важных ситуаций.

• Мне нужно много места, чтобы хранить мои пожитки.

У женщин более высокие значения по данному показателю.

• Я могу представить себя на месте людей, которые на распродажах скупают все подряд. Женщины быстрее, легче могут себя представить в подобных ситуациях.

• Не понимаю людей, которые делают большие запасы продуктов или вещей «на будущее». Женщины чаще, чем мужчины, склонны ответить «да» на этот вопрос, тем самым выразив согласие с утверждением. Таким образом, мужчины, как это ни странно, более «запасливы».

• Если мне скучно, я попробую отвлечь занятого человека вместо того, чтобы сидеть и скучать.

Мужчины менее, чем женщины, склонны в ситуациях скуки и ожидания прибегать к тому, чтобы отвлекать других людей.

• При покупке мне сложно понять, что мне на самом деле нужно.

Женщины чаще мужчин соглашаются с этим утверждением, тем самым демонстрируя, возможно, спонтанность покупки, отсутствие заранее разработанного плана, нечеткость критериев.

Таким образом, подтвердилась первоначальная гипотеза о существовании гендерных различий по склонности к суперпотреблению.

Проанализируем отдельно мужскую и женскую выборки. Последовательность описания в каждой выборке следующая: сначала дан анализ связей только тех утверждений по суперпотреблению, которые связаны с пунктами «лжи-искренности». Затем проанализированы корреляционные связи всех пунктов опросника, которые представляют блок «склонности к суперпотреблению» с другими пунктами, соответствующими определенным названным выше характеристикам по принципу убывания количества корреляционных связей. Таким образом, в анализе мы будем двигаться от вопросов, имеющих наибольшее количество связей, к вопросам/ утверждениям, набравшим наименьшее число.

МУЖЧИНЫ. Большая часть связей вопросов по склонности к суперпотреблению с пунктами шкалы лжи (отрицательной направленности). По содержанию это относится к следующим проявлениям респондентов: признание своей некомпетентности в некоторых ситуациях социального взаимодействия; склонность настаивать на своем при социальных контактах; претензия на похвалу даже в отсутствие реальной причины для таковой; наличие желания сказать что-либо обидное или неприятное собеседнику; склонность использовать ошибки других людей в своих целях; признание ситуативной жадности. По полученным результатам трудно сказать что-либо определенное относительно выраженности проявлений лжи-искренности. Можно предположить, что респонденты склонны к демонстративному проявлению своих недостатков.

Трудность исследования предложенных переменных указана в работе В. А. Истратова, Н. В. Но-акк, О. И. Патоши [3] и определяется тем, что некоторые качества относятся к названной условно группе социально проблемных качеств — таких, отношение к которым в данный момент пересматривается и самим человеком, и его социальным окружением. Качества, еще недавно считавшиеся социально не одобряемыми или социально нейтральными, становятся притягательными, приобретают характер социально желательных. Речь может, в частности, идти и о склонности к суперпотреблению. Изме-

нение степени социальной желательности требует разработки и введения в экспериментальную процедуру специальных методик, направленных на выяснение отношения респондентов к диагностируемым качествам, а также места потребления в жизнедеятельности и ценностно-смысловой сфере личности.

Анализ связей вопросов блока «склонность к суперпотреблению» с другими психологическими параметрами. Вопрос № 15 (10 связей) связан с № 41 (—0,41), что предполагает, что склонность к суперпотреблению, а именно тот ее параметр, который связан с тенденциями личности к самоконтролю в ситуациях потребления, тем выше, чем ниже значения по шкале «терпеливость». В частности, чем больше человек проявляет умение контролировать себя и свои желания в ситуации потребления, тем он менее в состоянии вести себя спокойно, когда его ждут другие значимые люди, а также когда нужно принять важное решение. На первый взгляд, возникает явное противоречие.

Анализ ответов по другим утверждениям и связей этих ответов с высказыванием по поводу самоконтроля выявляет также проявления нейро-тизма — респонденты долго переживают после случившейся неприятности или предчувствуя подобные ситуации в будущем (№ 44, 48), склонны к обидчивости (№ 49, — 0,48, достаточно высокий коэффициент корреляции). Они подвержены стрессу — им трудно приспособиться к новым условиям жизни и работы (№ 58), жалуются также и на усталость (№ 60).

С другой стороны, тенденция к самоконтролю в ситуациях потребления положительно коррелирует с уверенностью в себе (№ 55, 0,33), что находится в явном противоречии с указанными выше ответами.

Следует указать также на положительную корреляционную связь тенденции к самоконтролю в ситуациях потребления, с одной стороны, и подверженности увлечениям, с другой (№ 72). Такие люди часто меняют свои пристрастия, хобби. Это подтверждается и отрицательной корреляционной связью ответов на вопрос № 15 с № 69: « У меня нет постоянных увлечений» (—0,39).

Для объяснения противоречий, выявленных в описанных результатах, авторы обратились к анализу связи нейротизма, самоконтроля и подверженности увлечениям, данных К. Хорни в ее классической работе «Невротическая личность нашего времени» [4]. Ученый утверждает, что невротик будет стре-

миться управлять другими, а также держать под контролем себя. Он хочет, чтобы не происходило ничего, что не одобрялось бы им или чему он не был бы инициатором. Упор на самоконтроль проявляет себя в отвращении к любой возможности дать себя увлечь каким-либо чувством [4]. Таким образом, для К. Хорни связь трех указанных выше характеристик является вполне объяснимой и закономерной. Можно предположить, что указанное утверждение (№ 15) диагностирует не наличие умения самоконтроля, а, скорее, понимание его недостатка, желание обладать этим умением и, в любом случае, концентрацию на нем.

Утверждение № 30 (9 связей): «При покупке мне сложно понять, что мне на самом деле нужно». Речь идет о таком признаке склонности к суперпотреблению, как отсутствие четких критериев принятия решения при потреблении вещей или продуктов. Снова обращает на себя внимание указанное выше противоречие между двумя утверждениями — с одной стороны, положительная корреляционная связь с № 49 (0, 48): «Легко ли Вас обидеть?». С другой стороны — почти столь же высокая отрицательная связь с утверждением № 40 (—0,47): «Легко ли Вы выходите из равновесия?». Анализ других корреляционных связей данного утверждения показывает сходную картину: респонденты, к примеру, не могут спокойно закончить ту или иную работу, если их кто-то ждет, или, напротив, спокойно ждать окончания работы другого человека, но в то же самое время утверждают, что они уверены в себе и приступы плохого настроения бывают у них редко. То же самое касается и утверждений, относящихся к оценке своего самочувствия. Достаточно высока корреляционная связь анализируемого утверждения с № 57 (0,49): «Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо». Одновременно видно корреляцию с № 60 (0,39): «Большую часть времени я чувствую себя усталым».

Следующее утверждение, набравшее 8 корреляционных связей, характеризует склонность к суперпотреблению со стороны наличия или отсутствия рационального при принятии решений, а именно утверждение № 28: «Моими решениями руководит больше разум, чем чувство». Самая выраженная корреляционная зависимость установлена с № 49 (0,51): «Легко ли Вас обидеть?». Можно предположить, что чем более сильно выражена у респондента склонность к суперпотреблению в данном аспекте — стремлении рационально принимать решения,

подчинить свои решения разуму, — тем легче его обидеть. Возможно, как раз обидчивость, повышенная чувствительность вызывает у человека желание обратиться к рациональному, доверять ему в ситуациях, требующих решения. Столь же высокая связь, но с обратным знаком (—0,51) характеризует отношение анализируемого утверждения и № 40: «Легко ли Вы выходите из равновесия?». Здесь — явное противоречие с предыдущим: человек признается, что его трудно вывести из равновесия, хотя легко обидеть. Заметим, что обе связи одинаково высоки, но, на первый взгляд, противоположны по содержанию. В объяснении этого явления нам снова помогает К. Хорни. Она пишет о конфликте невротической личности, которая, с одной стороны, чувствует слабость своего «Я», отсюда возникают и признания в неуверенности, низкой самооценке, с другой стороны — занимается возвышением своего «Я», но не ради любви к себе, а ради защиты себя от чувства собственной неполноценности и унижения, ради восстановления разрушенного самоуважения [4]. Возможно, что «вывести из равновесия» и «легко обидеть» связано для респондентов с разными ситуациями и ответами на них. Одна из возможных гипотез: утверждение «вывести из равновесия» более связано с представлением о потере самоконтроля, что может повлечь за собой разного рода неприятные для человека поступки (в частности агрессивные), тогда как утверждение «легко обидеть» может указывать лишь на общую чувствительность человека и не более того. Для защиты своего «Я», возможно, отрицательный ответ на первое утверждение более важен, чем положительный — на второй.

Утверждение № 11 (7 связей): <Мне нравится, когда на вечеринки приходит много людей, даже если я не успеваю со всеми познакомиться». Утверждение касается сферы общения, в частности такой характеристики склонности к суперпотреблению, как желаемый объем общения и его поверхностность-глубина. В ходе качественного анализа корреляционных связей этого утверждения с другими пунктами опросника выявлены следующие характеристики респондентов: они чувствительны к любого рода замечаниям (0,39), нетерпеливы (0,32), легко «заражаются» интересами других людей (0,38), склонны попробовать что-то новое (0,3).

У остальных утверждений шкалы «склонность к суперпотреблению» не так много связей. Заслуживают внимания, на взгляд авторов, следующие.

Утверждение № 2 (4 связи): «Считаете ли Вы предосудительным брать бесплатные рекламные CD-диски, если Вы уверены, что не станете их слушать?».

Респонденты, позитивно ответившие на вопрос, не склонны проявлять осторожность (—0,39), стремятся попробовать что-то новое (0,31), легко увлекаются интересами других людей (две последние характеристики уже встречались в анализе).

Утверждение № 10 (4 связи): «Мне нужно много места, чтобы хранить мои пожитки». Людей, согласившихся с данным утверждением, часто беспокоит чувство вины (0,47), они склонны думать, что сделали или сказали что-то не так (0,46), их легко обидеть (0,29). Как видно, три последние характеристики повторяют предыдущее описание. Что касается утверждения № 10, то оно было задумано авторами как выражение склонности человека к потреблению окружающего его пространства в большей степени, чем это ему реально необходимо. Связи данного утверждения с другими пунктами опросника говорят о возможных детерминантах этого явления.

Утверждение № 17 (4 связи, одна из которых — со шкалой лжи): «Не понимаю людей, которые делают большие запасы продуктов или вещей «на будущее». Люди, ответившие положительно на это утверждение, склонны к волнениям по поводу предстоящих событий (0,39), но, с другой стороны, проявляют признаки терпеливости в своей работе (0,33), не поддаются на провокационные действия со стороны других людей (0,35).

Утверждение № 19 (4 связи, одна из которых — со шкалой лжи): «В наше время, когда вокруг так много заманчивого, главное — уметь вовремя остановиться». Три связи этого утверждения с другими шкалами опросника демонстрируют противоречивую картину. Наблюдается отрицательная корреляция со склонностью критически относиться к информации (—0,33), обидчивостью (—0,37), стрессоустойчивостью.

ЖЕНЩИНЫ. Общее замечание — в корреляционной матрице гораздо меньше связей вопросов/ утверждений по склонности к суперпотреблению с другими шкалами опросника. Кроме того, нет вопросов, имеющих большое количество связей (8—10), как это можно было наблюдать в мужской выборке. Самое высокое число (5) встречается только дважды. Остальные утверждения блока «склонность к суперпотреблению» имеют по 1—3

корреляционных связи. В целом корреляционная матрица женщин не отличается такой цельностью и единством, как в мужской выборке.

Проанализируем утверждения, имеющие 5 связей.

Утверждение № 29: «Если я покупаю абонемент (без ограничения посещений), то стараюсь посещать заведение как можно чаще». Все связи носят отрицательный характер и относятся к блоку «нейротизм». Испытуемые, ответившие положительно на приведенное утверждение, склонны проявлять признаки нейротизма в различных жизненных ситуациях — они часто ссорятся с членами семьи, не уверены в себе, их не устраивает собственная внешность, большую часть времени они чувствуют какой-либо дискомфорт.

Утверждение № 15: «Яумею вовремя сказать себе «стоп», даже если мне предлагают купить что-то очень привлекательное». Утверждение имеет четыре отрицательные связи (одна — со шкалой лжи) и одну — положительную. Респонденты, согласившиеся с утверждением (по предварительной гипотезе, не склонные к суперпотреблению), демонстрируют в своих ответах разнонаправленные характеристики поведения: они признают за собой тенденцию, с одной стороны, к сохранению равновесия в различных ситуациях, с другой — к потере спокойствия в ситуациях межличностного взаимодействия и неопределенности. И первое, и второе относится к шкале «терпеливости». Как было указано в работе [3], терпеливость отражает готовность агента ждать наступления каких-либо желательных событий в будущем. Экономическая сущность этой характеристики — коэффициент дисконтирования. В качестве психофизиологического аналога взята «сила процессов торможения» из методики диагностики темперамента Я. Стреляу [5, с. 104—110].

Факторный анализ. Как уже было сказано, в работе [3] осуществлен также факторный анализ полученных в ходе пилотажного исследования данных. Выявлено 4 фактора, которые не являются независимыми (что является подтверждением результатов корреляционного анализа): они не только связаны между собой, но и причинно-следственно связаны с другими неучтенными факторами, которые могут детерминировать вариацию как одной шкалы, так и нескольких взаимосвязанных. Метод выделения — анализ методом главных компонент. Метод вращения — Варимакс с нормализацией

Кайзера. Матрица факторных нагрузок представлена в таблице.

В первом слева столбце таблицы под номерами 1, 2 и далее обозначены утверждения/вопросы шкал (по порядку): склонность к суперпотреблению (30 вопросов/утверждений), терпеливость (12 вопросов/утверждений), нейротизм (9 вопросов/утверждений), подверженность стрессу (13 вопросов/утверждений), подверженность

Матрица факторных нагрузок

Показатель Компонента

1 2 3 4

Super 1 0,161 —0,062 —0,363 0,154

Super 2 0,042 0,102 —0,154 —0,012

Super 3 0,025 0,514 —0,103 —0,020

Super 4 0,168 0,335 —0,318 0,198

Super 5 0,208 0,033 —0,224 0,332

Super 6 0,080 0,034 0,062 0,042

Super 7 —0,111 0,232 —0,353 0,093

Super 8 0,013 0,222 —0,363 0,164

Super 9 0,206 0,292 —0,238 0,239

Super 10 0,485 0,157 —0,172 0,189

Super 11 0,104 0,328 —0,021 0,415

Super 12 0,053 0,327 —0,116 0,217

Super 13 0,056 0,071 0,014 0,025

Super 14 0,045 0,266 0,118 0,076

Super 15 0,328 0,142 —0,138 —0,262

Super 16 0,128 0,520 0,090 0,033

Super 17 0,148 —0,076 0,053 —0,076

Super 18 —0,113 0,492 —0,152 —0,190

Super 19 —0,257 —0,180 —0,264 —0,037

Super 20 0,064 0,264 —0,146 —0,020

Super 21 0,097 —0,005 —0,195 0,077

Super 22 0,032 0,039 —0,421 —0,022

Super 23 0,168 —0,111 —0,252 0,356

Super 24 0,030 —0,284 —0,250 0,084

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Super 25 0,265 0,484 —0,158 —0,006

Super 26 —0,017 0,027 —0,112 0,286

Super 27 0,042 0,294 —0,195 —0,029

Super 28 0,476 0,145 —0,041 —0,050

Super_29 —0,114 0,334 —0,168 0,150

Super 30 0,388 0,071 —0,305 0,031

Terpil 1 —0,096 —0,020 0,088 0,434

Terpil 2 —0,176 0,297 0,129 0,323

Terpil 3 —0,105 0,054 0,226 0,484

Terpil 4 — 0, 259 —0,098 0,193 0,210

Terpil 5 — 0, 142 —0,083 —0,058 0,457

Terpil 6 — 0, 147 —0,168 0,230 0,450

Terpil 7 — 0, 429 —0,287 0,154 0,221

Terpil 8 0, 037 0,051 0,351 0,024

Terpil 9 — 0, 439 —0,257 0,313 0,015

Terpil 10 — 0, 626 —0,146 0,143 0,262

Terpil 11 — 0, 455 —0,207 —0,049 0,352

Terpil 12 — 0, 145 —0,009 0,360 0,288

Neurotism 1 - 0, 117 0,228 0,009 0,268

Neurotism 2 0,485 0,010 0,019 0,175

Окончание таблицы

Показатель Компонента

1 2 3 4

Neurotism 3 0,525 —0,077 —0,116 0,241

Neurotism 4 0,550 0,064 0,063 0,179

Neurotism 5 0,598 —0,128 —0,173 0,064

Neurotism 6 0,582 0,121 —0,037 0,186

Neurotism 7 0,699 0,004 —0,029 —0,074

Neurotism 8 0,572 0,147 —0,036 —0,071

Neurotism 9 0,555 0,182 —0,285 —0,078

Stress 1 0,356 0,124 0,099 0,255

Stress 2 0,368 —0,068 —0,097 —0,238

Stress 3 0,325 —0,428 —0,169 —0,105

Stress 4 0,495 —0,401 —0,320 —0,301

Stress 5 0,513 —0,009 —0,024 0,225

Stress 6 0,519 —0,393 0,057 —0,190

Stress 7 0,473 —0,172 —0,015 —0,205

Stress 8 0,205 —0,030 —0,465 0,054

Stress 9 0,526 —0,096 —0,071 —0,140

Stress 10 0,341 0,295 0,031 —0,054

Stress 11 0,576 0,039 —0,078 —0,175

Stress 12 0,363 0,381 —0,015 —0,298

Stress 13 0,568 —0,197 —0,054 —0,184

Uvlek 1 —0,107 0,405 0,069 0,307

Uvlek 2 —0,149 0,036 0,033 0,145

Uvlek 3 0,077 0,055 0,063 —0,133

Uvlek 4 —0,222 0,138 0,217 0,335

Uvlek 5 —0,270 0,004 0,259 0,020

Uvlek 6 —0,030 0,262 0,043 0,336

Uvlek 7 —0,067 0,022 0,073 —0,374

Uvlek 8 0,225 0,271 —0,217 0,163

Uvlek 9 0,097 0,306 0,060 0,414

Uvlek 10 0,215 —0,276 —0,410 0,020

Uvlek 11 0,032 0,182 0,147 0,270

Uvlek 12 0,156 0,439 0,322 0,340

Uvlek 13 0,161 —0,383 —0,252 0,099

Lies 1 —0,140 —0,121 0,418 0,129

Lies 2 0,009 —0,283 0,435 0,194

Lies 3 —0,300 —0,319 0,268 0,271

Lies 4 0,065 —0,167 0,554 0,142

Lies 5 —0,056 —0,455 0,029 —0,071

Lies 6 0,131 —0,240 0,155 0,113

Lies 7 —0,015 —0,221 0,268 0,168

Lies 8 —0,161 —0,373 0,250 0,062

Lies 9 —0,049 —0,367 0,277 0,238

Lies 10 —0,131 —0,077 0,413 —0,044

Lies 11 0,083 —0,213 0,306 0,290

Lies 12 0,022 —0,547 —0,006 —0,005

Lies 13 —0,123 —0,460 0,204 0,258

Lies 14 —0,047 0,034 0,130 0,043

Lies 15 —0,088 —0,082 0,562 —0,038

Lies 16 0,059 —0,085 0,302 0,095

Lies 17 0,037 0,038 0,400 0,245

Lies 18 0,067 0,085 0,206 0,274

Lies 19 0,142 —0,002 0,385 0,116

Lies 20 0,134 —0,143 0,091 0,501

Lies 21 —0,184 0,029 0,491 0,031

Lies 22 —0,208 0,007 0,199 0,331

увлечениям (12 вопросов/утверждений), шкала лжи (22 вопроса/утверждения). В четырех следующих столбцах представлены факторные нагрузки указанных вопросов/утверждений относительно четырех выделенных факторов (компонент). Факторная нагрузка — степень, с которой вопрос относится к фактору, определяется им. Чем больше коэффициент факторной нагрузки, тем больше вопрос определяется фактором.

Первый фактор в большей степени представляет собой фактор «Нейротизм». Можно назвать этот фактор «Чувствительность» (потому что некоторые вопросы из шкалы стресса в большей степени связаны именно с общей чувствительностью).

Отдельные утверждения шкалы «Склонность к суперпотреблению» в значительной степени связаны с импульсивностью (или внутренним контролем как ее противоположностью).

Во втором факторе шкала «Склонность к суперпотреблению» не является первичной, многие ее вопросы связаны с импульсивностью. Кроме того, другие вопросы затрагивают такие свойства, как экстраверсия и истеричность, что в совокупности близко к представлению о таком типе личности, как нарциссический, который характеризуется поверхностью контактов, импульсивностью, иррациональностью и стремлением привлечь к себе внимание.

Третий фактор можно интерпретировать как «Шкалу лжи». Вопросы, которые попали в этот фактор из других шкал, также на уровне интерпретации соотносятся со шкалой лжи, предполагая социально желательные ответы.

Вопросы, входящие в фактор 4, обладают достаточно низкими факторными нагрузками, поскольку коррелируют с другими факторами. Можно предположить, что этот фактор не является самостоятельным, выделяется как вспомогательный. Этот фактор является наиболее трудным для интерпретации. Скорее всего он связан в большей степени с изначальной шкалой «Сила процессов торможения», которая, в свою очередь, имеет отношение к адаптации и накоплению ресурсов (как материальных, так и в плане личных контактов).

Исследователи (при всем многообразии мнений относительно адаптации) сходятся в том, что психологическая адаптация — это сложное и неоднозначное понятие. За этим понятием может стоять кратковременный процесс адаптации в контексте поведенческой реакции или поступка, более длительный процесс, характеризуемый как состояние адаптации,

и, наконец, динамическая интегральная характеристика личности, в которой представлена способность к приспособлению к изменяющимся условиям [6].

Роль адаптации и аналогичных психологических механизмов в проявлении феномена суперпотребления нуждается в отдельном рассмотрении и станет, очевидно, темой одной из следующих публикаций.

Заключение. Таким образом, сопоставляя полученные данные с выдвинутыми ранее гипотезами, следует признать, что проведенный анализ отчасти подтвердил предположения о связи склонности к суперпотреблению с некоторыми исследуемыми характеристиками. Например, выявлена связь исследуемого феномена с такими характеристиками, как нейротизм, подверженность стрессу, сила процессов торможения.

Нет однозначного ответа на вопрос о знаке данной связи. С одной стороны, склонные к суперпотреблению (по опроснику) респонденты демонстрируют признаки, характеризующие низкий уровень самооценки, и в этом смысле отчасти подтверждают заявленную гипотезу. С другой стороны, параллельно отмечаются связи ряда утверждений с высказываниями, характеризующими уверенность в себе, спокойствие, стрессоустойчивость. Выявленные в ходе анализа факторы не являются независимыми (что является подтверждением результатов корреляционного анализа). Опосредованно они связаны с другими неучтенными факторами. Таким образом,

необходима работа по операционализации понятия «склонность к суперпотреблению», более четкому «прорисовыванию» конструкции данного феномена и, соответственно, формулированию вопросов/утверждений, фиксирующих его характеристики.

Список литературы

1. Дейнека О. С. Экономическая психология. СПб: Изд-во СПбГУ, 1999.

2. Дейнека О. С., Исаева Е. Р. Проявления адаптационного ресурса при социальной и психосоматической дезадаптации // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 12 / под ред. Л. А. Коростылевой. СПб: Изд-во СПбГУ, 2008. С. 146—175.

3. Истратов В. А., Ноакк Н. В., Патоша О. И. Феномен суперпотребления: структура, детерминанты, психологические корреляты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. 22 (211). С. 55—61.

4. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / пер. с англ. В. В. Старовойтова. М. Айрис-пресс, 2004.

5. Щербатых Ю. В. Психология жадности. Социально-экономические, правовые и общегуманитарные аспекты модернизации российской экономики. Воронеж: ВФ МГЭИ, 2011. С. 215—218.

6. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика взрослых. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2009.

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» ИнфорМИруеТ

о продолжении подписки на I полугодие 2014 г.

Все издаваемые журналы и отдельные статьи, публикуемые в наших изданиях, доступны и в электронном виде на сайте интернет-магазина www.dilib.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По всем вопросам подписки либо приобретения предыдущих выпусков журналов

обращаться в отдел реализации.

Напоминаем также, что нашим подписчикам предоставляется возможность размещения рекламы в наших изданиях с 50%-нои скидкой.

(495) 721-85-75 podpiska@fin-izdat.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.