Научная статья на тему 'Анализ психологических детерминант феномена «Суперпотребление» и специфики его проявления у студенческой молодежи (на примере Иркутской области и Республики Бурятия)'

Анализ психологических детерминант феномена «Суперпотребление» и специфики его проявления у студенческой молодежи (на примере Иркутской области и Республики Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
509
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Ключевые слова
СУПЕРПОТРЕБЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СУПЕРПОТРЕБЛЕНИЯ / СКЛОННОСТЬ К СУПЕРПОТРЕБЛЕНИЮ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / SUPER CONSUMPTION / PSYCHOLOGICAL DETERMINANT OF THE SUPER CONSUMPTION / INCLINATION TO SUPER CONSUMPTION / SENSE LIVING ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Подлиняев Олег Леонидович

Данная статья посвящена анализу феномена «суперпотребление» и его психологических детерминант с точки зрения классического психоанализа, аналитической, индивидуальной и экзистенциальной психологии. Представлены результаты социологического обследования студенческой молодежи, проведенного с целью выявления у них тенденций к суперпотреблению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article regards the analysis of the phenomenon of the «super consumption» from the position of the classical psychoanalysis, analytical, individual and existential psychology. The results of the sociological investigation of students are represented in the paper. The results were made to reveal the tendency to super consumption.

Текст научной работы на тему «Анализ психологических детерминант феномена «Суперпотребление» и специфики его проявления у студенческой молодежи (на примере Иркутской области и Республики Бурятия)»

УДК 159.9 ББК 88.6

«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири

№2 (14). Июнь 2014 (http://md.islu.ru/)

О.Л. Подл 丽яев

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ФЕНОМЕНА «СУПЕРПОТРЕБЛЕНИЕ» И СПЕЦИФИКИ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)1

Данная статья посвящена анализу феномена «суперпотребление» и его психологических детерминант с точки зрения классического психоанализа, аналитической, индивидуальной и экзистенциальной психологии. Представлены результаты социологического обследования студенческой молодежи,проведенного с целью выявления у них тенденций к суперпотреблению.

Ключевые слова: суперпотребление; психологические детерминанты суперпотребления; склонность к суперпотреблению; смысложизненные ориентации

O.L. Podlinyae^v

THE ANALYSIS OF THE PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF THE PHENOMENON «SUPERCONSUMPTION» AND THE PECULIARITY OF ITS OCCURRENCE AMONG STUDENTS (WITH THE REFERENCE TO IRKUTSK REGION AND BURYAT REPUBLIC)

The article regards the analysis of the phenomenon of the «super consumption» from the position of the classical psychoanalysis, analytical, individual and existential psychology. The results of the sociological investigation of students are represented in the paper. The results were made to reveal the tendency to super consumption.

Key words: super consumption; psychological determinant of the super consumption; inclination to super consumption; sense living orientations

В современном социуме все в большей степени начинает проявляться такой феномен, как «суперпотребление»,обусловленный иррациональным,нередко

1 Материал подготовлен при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №13-06-00018а).

© Подлиняев О.Л.,2014

находящимся за пределами здравого смысла сверхстремлением человека к потреблению как материальных, так и нематериальных продуктов.

Объектами материального потребления могут выступать различные товары, бытовые и электронные приборы, гаджеты, ювелирные изделия, недвижимость, транспортные средства и т.д.

К нематериальным объектам потребления можно отнести различного вида информацию, продукцию культуры (в том числе массовой), искусства, киберпространства, медиаконтента и т.д. Стремление к суперпотреблению может формировать зависимые формы поведения и иные аддиктивные проявления.

В настоящей статье с точки зрения различных научных теорий рассматриваются психологические механизмы суперпотребления материальных продуктов.

Представители почти всех слоев российского общества (в том числе не отличающихся высоким уровнем жизни) нацелены на суперпотребление, превышающее реальную необходимость, а нередко и финансовые возможности самих субъектов потребления. Этим, по-видимому, объясняется большое количество кредитов, получаемых населением в банках, культивация ценностей, характерных для роскошной («гламурной») жизни, стремление граждан к обогащению любыми средствами.

Такие явления были бы объяснимы для экономически развитых стран, у населения которых рост потребления соответствует росту доходов. Но в современной России отсутствуют объективные экономические условия для объяснения стремительного нарастания потребительских запросов населения. По официальным прогнозам рост экономики России на ближайшие пять лет планируется в пределах 3-4%, реально он может составить лишь 1-2%. При этом рост экономики страны даже в пределах 5% является критическим и характерен для так называемых стран третьего мира.

Таким образом, возникает парадоксальная ситуация: репрезентативная часть населения страны, находящейся на грани экономического кризиса, проявляет

тенденции к суперпотреблению, нередко превышающие подобные тенденции в экономически благополучных странах.

Для понимания причин возникновения такой ситуации необходимо, по всей видимости, проанализировать психологические детерминанты феномена «суперпотребления». В то же время, существующие в современной психологии научные школы по-разному объясняют названный феномен, исходя из различного понимания личности и ее динамики. Рассмотрим в этом контексте наиболее влиятельные в мировой психологической науке концепции.

С точки зрения классического психоанализа детерминантами суперпотребления являются бессознательно действующие психологические защиты. По мнению создателя психоанализа З. Фрейда, человеческая личность находится в перманентном и неразрешимом конфликте, природа которого следующая: бессознательные инстинкты и побуждения вступают в жесткое противостояние с социально-нравственными нормами, интериоризированными человеком в процессе его социализации. Фрустрация интенций бессознательного (в терминологии З. Фрейда - Id) моральными тормозами внутреннего социального цензора (Super Ego) способна привести сознание человека (Ego) в крайне негативное состояние психического дискомфорта. Дискомфорт может достигать значительной степени и угрожать целостности личности; в частности, ведет к невротизации.

Личность с сильной Ego-структурой способна справиться с возникшим напряжением путем реалистической оценки требований Id и выбора приемлемого, с точки зрения Super Ego, репертуара поведения, освобождающего инстинктивную энергию. Однако для подавляющего большинства людей рациональный (психоаналитический) способ разрешения противоречия между Id и Super Ego недоступен, и они пытаются выйти из внутреннего конфликта посредством включения различных психологических защит, которые позволяют человеку достичь реализации (часто мнимой) фрустрированных напрямую бессознательных стремлений, а психоаналитику - объяснить личностные и поведенческие особенности конкретной личности.

К примеру, многие проявления эффекта суперпотребления, с точки зрения психоанализа, могут являться следствием такой психологической защиты, как регрессия на ранние стадии психосексуального развития человека, прежде всего, на те, где за счет неправильного воспитания со стороны родителей произошла патологическая фиксация. Регрессия - защитный механизм, возвращающий личность или на более ранний уровень развития, или к более примитивным формам поведения. При включении такой защиты человек может начать переедать, экстравагантно одеваться, импульсивно себя вести, в том числе делать дорогостоящие и зачастую совершенно бессмысленные покупки.

Регрессия способна активизировать иррациональное стремление человека постоянно доказывать свою успешность (мужественность, состоятельность, социальную значимость и т. п.). В таких случаях человек (чаще всего мужчина) может стремиться к покупке более дорогого (большого, престижного) автомобиля, чем тот, которым обладает его коллега, друг или сосед. Наряду с автомобилями, символами социальной успешности мужчины могут быть дорогие часы, коллекционное оружие и иные внешние атрибуты, свидетельствующие о превосходстве над соперниками. У женщин будет наблюдаться своя специфика иррационального суперпотребления, обусловленная теми же психологическими механизмами, что и у мужчин: покупка шубы («лучше, чем у подруги»), ювелирных украшений и т. п.

С точки зрения психоанализа, специфика суперпотребления взрослого человека почти полностью обусловлена опытом раннего детства, точнее, патогенной фиксацией ребенка на той или иной стадии его психосексуального развития. Природа суперпотребления иррациональна и детерминирована бессознательной энергетикой, сути которой сам человек не понимает. Психоанализ относится к психодинамическому подходу к исследованию человеческого поведения, исходя из которого неосознаваемые психологические конфликты (включающие те или иные защитные механизмы) тотально детерминируют как поведенческую активность человека, так и его судьбу в целом.

Таким образом, феномен суперпотребления рассматривается с позиций фрейдизма как проявление бессознательно действующих психологических защит, с которыми сам человек справиться не способен; в связи с этим, субъекты суперпотребления - это потенциальные клиенты психоаналитической терапии.

К психодинамическому подходу относится и аналитическая психология К.Г. Юнга. Доминирующее место в личностной структуре, как и в психоаналитической модели, занимает бессознательное, однако по Юнгу, оно разделяется на индивидуальное и коллективное (содержащее архетипы). Архетипы - это наполняющие внутренний мир человека психические «сверхобразы», которые определяют как индивидуальные особенности человека, так и модели его поведения.

Среди множества архетипов, описанных Юнгом, значительное внимание уделяется такому архетипу, как персона. Персона - это социальная оболочка личности. Это маска, которую надевает человек, «выходя» в социум. Сущность этого архетипа наиболее точно отражается исходной этимологией - персона (от лат. persona) - маска, которую надевали актеры античных театров для обозначения играемой роли.

Персона - это то, каким индивидуум старается представить себя внешнему миру, каким бы он хотел выглядеть в глазах других людей. Персона включает социальные роли, индивидуальный стиль поведения, общения, одежды (в том числе - стиль потребления). «Персона... - система приспособления индивида, к чему-либо или способ действия, который он избирает, имея дело с чем-либо во внешнем мире» [Юнг, 1996, с. 129]. По мнению К. Юнга, персона служит «цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность» [Цит. по: Хьелл, 1997, с. 202].

В тех случаях, когда у человека недостаточно развиты внутренние личностнообразующие характеристики (культура, образование, творческие интенции) данный архетип может приобретать слишком большое значение и персона начинает доминировать в структуре личности. Доминирующая персона способна подавить индивидуальность человека, уничтожить неповторимые особенности

его внутреннего мира. Люди с доминирующей персоной часто отождествляются с ней, сливаются с созданной ею социальной ролью. «В некоторых случаях чрезмерная власть данного архетипа способна привести к «личностной инфляции», т.е. к выходу личности за пределы своих границ за счет идентификации с собственной персоной или, в патологических случаях, - с исторической или религиозной фигурой (Наполеон, Христос и т. д.); в свою очередь, инфляция создает преувеличенное чувство собственной важности (мания величия)» [Цит. по Подлиняев, 2008, с. 46].

В большинстве случаев доминирование персоны в структуре личности - это конечный результат безуспешных попыток человека защититься от собственной неуверенности, слабости, необразованности, статусной незначимости.

В контексте теории К. Юнга суперпотребление можно рассматривать как один из возможных способов формирования собственной персоны - показная демонстрация дохода, положения в обществе и рода занятий. Покупка дорогих и престижных вещей (в ряде случаев их подделок или дешевых копий), стремление окружить себя предметами роскоши (или их «эрзац аналогами»), приобретение (часто бессмысленное) различных атрибутов «роскошной жизни» - все это зачастую является попыткой субъекта суперпотребления спрятать за маской успешного и состоявшегося человека свою личностную, финансовую или социальную несостоятельность и ущербность внутреннего мира.

Однако, в отличие от Фрейда, Юнг полагал, что содержание бессознательного доступно для осознания; в том числе, весь комплекс архетипов может быть доступен саморефлексии, позволяющей гармонизировать архетипические составляющие и в итоге выйти на путь саногенного (ориентированного на здоровье) личностного развития, получившего в теории Юнга название индиви-дуация.

В частности, в процессе индивидуации человек (при наличии воли, целенаправленности и достаточного интеллекта) способен не только осознать причины собственного аддиктивного поведения (в том числе и суперпотребления, как

формы аддикции), но и самостоятельно справиться с этой проблемой как с препятствием на пути к личностному росту.

Еще одним фундаментальным основанием психодинамического подхода является индивидуальная психология А. Адлера. Исходным механизмом развития личности в концепции Адлера является тенденция к самоутверждению. Эта тенденция присутствует у человека с первых лет его жизни. Однако ребенок, в силу своей физической и психической неразвитости, испытывает чувство неполноценности, способное обусловливать специфические для каждого индивидуума цели (достижение которых в дальнейшем может способствовать самоутверждению).

А. Адлер обозначает совокупность ощущений незрелости, ущербности, недостатков термином «комплекс неполноценности», который становится одним из центральных понятий в его индивидуальной психологии. Комплекс неполноценности присущ всем детям как следствие их зависимости от мира взрослых, осознания собственной слабости и несамостоятельности. Названные феномены -самоутверждение и комплекс неполноценности - являются основными побудителями человеческой активности; причем индивидуум, как правило, не осознает их, и они действуют из пространства бессознательного, вводя в действие механизм, который Адлер назвал компенсацией. Механизм компенсации и определяет жизненный путь человека или, используя термин Адлера, «стиль жизни».

Из всех видов компенсации, которые Адлер выделяет в своей теории, в контексте исследования психологических детерминант суперпотребления наибольший интерес представляют мнимая компенсация и сверхкомпенсация.

Мнимая компенсация является результатом невротически преувеличенного комплекса неполноценности и в большинстве случаев ведет к отклонению в личностном развитии; человек (ребенок) может стать неуравновешенным, неуверенным в себе, конформным, с гипертрофированным уровнем самооценочной тревожности. При мнимой компенсации человек может самоутверждаться за счет иллюзорных, выдуманных достижений, или достижений, не имеющих

социально значимой ценности. Именно в этом случае попытка самоутвердиться запускает механизмы суперпотребления.

Сверхкомпенсация возникает как результат доминирования более сильного мотива, чем мотив самоутверждения, мотива стремления к превосходству. При этом сверхкомпенсация может обусловить как позитивный жизненный стиль, так и негативный.

Известны случаи, когда сильные, волевые личности сверхкомпенсировали свои дефекты и недостатки, достигая в жизни гораздо больших успехов, чем большинство изначально здоровых «бездефектных» людей. Примерами, по мнению Адлера, здесь могут служить личности Демосфена (ставшего великим оратором за счет сверхкомпенсации заикания), А. Эйнштейна (ставшего великим учеными, сверхкомпенсируя свой детский комплекс - «глупого и неспособного к обучению ребенка), Ф. Рузвельта (преодолевшего обстоятельства, вызванные физическим недугом и ставшего президентом США). «Почти у всех выдающихся людей мы находим какое-либо несовершенство; создается впечатление, что они встретили значительные препятствия в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности» [Адлер, 1986, с. 135].

Болезни, слабости, какие-либо дефекты, которыми страдают дети, способны из-за обостренного чувства неполноценности активизировать мощные силы сверхкомпенсации, позволяющие им в будущем развить свои личностные способности в необычайной степени.

Однако не всегда механизмы сверхкомпенсации могут активизироваться при социально ценном «стиле жизни». В ряде случаев стремление к самоутверждению может развиться в невротическую потребность доминирования и превосходства. «Когда чувство неполноценности преобладает или когда социальный интерес недостаточно развит, индивидуумы начинают стремиться к личному превосходству, поскольку им не хватает уверенности в своей способности функционировать эффективно и конструктивно работать вместе с другими. Накопление успеха, престижа и личного материального богатства становится более важным, чем социально значимые достижения. Такие индивидуумы не при-

носят обществу ничего реально ценного, они фиксируются на себе» [Цит. по: Подлиняев, 2008, с. 54-55].

Иными словами, если человек проживший детство в бедности (в неблагополучной семье или в детском доме, где он не имел собственных игрушек, велосипеда, личных вещей и т.п.) и став в дальнейшем состоятельным взрослым, приобретает, к примеру, яхту, то здесь может иметь место обычный мотив самоутверждения. Но человек приобретающий «самую большую в мире яхту» проявляет мотив стремления к превосходству, активизированный бессознательным механизмом сверхкомпенсации.

Следует заметить, что А. Адлер (так же, как и К. Юнг) полагал, что человек не детерминирован фатально своим бессознательным, он свободен в выборе механизмов компенсации, «стиля жизни», жизненной цели и несет ответственность за свой выбор. Человек способен управлять судьбой, и именно он является ее творцом. «Каждый индивидуум представляет собой единство личности и индивидуального формирования этой личности. Индивидуум - и картина, и художник. Он - художник своей собственной личности» [Там же. С. 13]. Таким образом, А. Адлер, не выходя за пространство глубинного подхода, вплотную приблизился к экзистенциальной концепции. В целом, научные школы Карла Юнга и Альфреда Адлера оказали значительное влияние на становление экзистенциального направления в психологии.

Экзистенциальная психология исходит из положения, что у каждого человека существуют фундаментальные проблемы, связанные с его личностной сущностью - экзистенциальные проблемы. Причем выделяются четыре основных группы проблем, изучаемых данным направлением: 1) проблемы жизни и смерти; 2) проблемы поиска человеком смысла жизни; проблемы смысла и бессмысленности существования, деятельности; 3) проблемы свободы и ответственности, выбора и детерминизма; 4) проблемы общения и одиночества.

Экзистенциалисты считают, что почти все жизненные сложности человека являются следствием нерешенных или же неправильно решаемых сущностных, экзистенциальных проблем.

При этом представители данного подхода [Фромм, 1989; Франкл, 1990; Бюджентал, 2001], исходят из того, что основным побудительным механизмом личностного развития и человеческой деятельности является стремление человека к нахождению и реализации смысла собственной жизни. Отсутствие смысла жизни, невозможность его нахождения, бесцельность и пустота существования, приводят человека в состояние экзистенциального вакуума (экзистенциальной фрустрации, экзистенциального кризиса), который является причиной психических нарушений, девиантных и делинквентных проявлений и т.п.

Человек на протяжении своей жизни может неоднократно оказываться в ситуации «экзистенциального кризиса», но выбирает разные стратегии выхода из него. Продуктивные стратегии связаны с поиском и нахождением саногенных жизненных смыслов, связанных с личностным ростом, творческим самовыражением, жизнетворчеством. В свою очередь, непродуктивные стратегии порождают патогенные смысловые ориентации. В таких случаях безуспешные попытки заполнить экзистенциальный вакуум приводят к различным видам деструктивных проявлений (алкоголизм, наркомания, игромания и т.д.).

К патогенным способам заполнения смыслового вакуума, с точки зрения экзистенциализма, относится и суперпотребление. В попытке выйти из поля экзистенциальных проблем, стремясь преодолеть чувство одиночества, внутренней пустоты «индивидуум прекращает быть самим собой» [Фромм, 1989, с. 208] и избирает «деперсонализирующие модусы существования» [Там же].

Крайним выражением феномена суперпотребления, приобретающим статус психического заболевания, является ониомания - патологическое и непреодолимое стремление к потреблению, приобретению, покупкам без анализа смысла, необходимости и последствий. В таких случаях аддикт суперпотребления начинает проявлять все признаки маниакального поведения; в частности, при невозможности реализовать свои болезненные потребности у человека возникают абстинентные проявления: депрессия или агрессия, апатия или иные виды психологических расстройств.

Автор настоящей статьи разделяет мнение тех ученых, которые считают, что психологические причины и природу суперпотребления в современном обществе наиболее точно характеризует экзистенциальный подход. Это объясняется не тем, что экзистенциализм является более «правильным» научным направлением в сравнении с другими психологическими теориями, а тем, что, по словам В. Франкла, у каждого времени свои неврозы и каждому времени нужна своя психотерапия: «Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодня пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты - поэтому я говорю об эк-зистенциальномвакууме»[Франкл,1990,с.24].

Для анализа взаимозависимости таких феноменов, как «суперпотребление», «смысложизненные ориентации», «самоактуализация» «ориентация на ценности», нами были проведены исследования, в которых приняли участие студенты старших курсов, обучающиеся в учреждениях высшего профессионального образования городов Иркутска, Ангарска, Братска и Улан-Удэ. Общий объем выборки составил 256 человек, средний возраст респондентов - 20,5 лет.

Социологические методы исследования, направленные на выявление склонности к суперпотреблению, позволили выделить из общего числа его участников три группы респондентов с различной степенью выраженности стремления к потреблению: группу «ВУ» с высоким уровнем стремления к потреблению, группу «УУ» - с умеренным уровнем и группу «НУ» - с низким и нулевым уровнями.

Подобное дифференцирование участников исследования было проведено на основе интервьюирования и специально разработанного опросника, фрагмент которого приведен ниже.

Утверждение Никогда Иногда Часто

Я хожу в магазины без четкого желания найти что-либо конкретное 0 1 2

У меня возникает желание купить что-либо без реальной потребности 0 1 2

Без регулярного посещения магазинов у меня возникает апатия 0 1 2

Я захожу в торговые заведения, даже если у меня нет денег 0 1 2

Отсутствие возможности что-либо купить вызывает у меня признаки депрессии или плохое настроение 0 1 2

Я смотрю рекламные ролики по телевидению, слежу за рекламой в иных средствах массовой информации 0 1 2

У меня возникает непреодолимое желание что-либо покупать независимо от необходимости и средств 0 1 2

Процесс совершения покупок повышает мое настроение 0 1 2

Я стараюсь покупать самые новые модели гаджетов (смартфонов, айфонов) 0 1 2

Я беру кредиты для покупки товаров, без которых можно было бы обойтись 0 1 2

Респонденты, набравшие в ходе исследования наибольшее количество баллов, были отнесены к группе с высоким уровнем стремления к потреблению («ВУ»); таких оказалось 23,04% от общего количества опрошенных. Респонденты, набравшие минимальное или нулевое количество баллов оказались в меньшинстве - 9,37%〇; они вошли в группу «НУ» - с низким и нулевым уровнями. Большинство респондентов составили группу «УУ» - с умеренным уровнем стремления к потреблению - 67,59%.

По предварительному согласованию с респондентами опросы, направленные на выявление уровня стремления к потреблению, не носили анонимного характера, в связи с чем мы имели возможность провести дополнительное диагностическое исследование участников, представляющих все три группы: «ВУ», «УУ» и «НУ».

Исследования проводились с помощью таких диагностических методик, как тест «СЖО» (Смысложизненные ориентации) Дж. Крамбо и Л. Махолика (адаптация теста на русском языке осуществлена Д.А. Леонтьевым) и тест POI (Personal Orientation Inventory), разработанный Э. Шостромом на основе концепции самоактуализации А. Маслоу и валидизированного для специфических особенностей российского менталитета А.В. Лазукиным под названием «САМОАЛ»(самоактуализацияличности)[Маслоу,1997,с.301].

Тест «СЖО» выявил у респондентов, входящих в группу «ВУ», низкие баллы почти по всем субшкалам. В частности, по субшкале «Цели в жизни» средний балл не превышал 23,50 при норме 32,90 у мужчин и 29,38 - у женщин (заметим, что в данной группе, из 59 человек оказалось лишь четверо мужчин), что свидетельствует о стремлении жить сегодняшним днем, не задумываясь о будущем.

При этом у респондентов, входящих в группы «УУ» и «НУ», показатели как по отдельным субшкалам, так и по общему уровню осмысленности жизни в целом соответствовали норме.

Очевидно, что здесь обнаруживается обратная зависимость между стремлением человека к суперпотреблению и наполненностью его жизни смысловыми ориентациями: чем в меньшей степени жизнь наполнена смыслом, тем в большей степени проявляется склонность к иррациональному потреблению как к попытке заполнить смысловой вакуум. Это полностью соответствует вышеприведенным положениям экзистенциального подхода.

Анализ результатов диагностики, проведенной с помощью теста «САМОАЛ», также выявил обратную зависимость между уровнем самоактуализации и стремлением к суперпотреблению. К примеру, общий уровень самоактуализации у респондентов группы «ВУ» оказался значительно ниже средних показателей2.

Особо низкие показатели в группе «ВУ» были выявлены по шкале «аутоэмпатия» (характеризующей самопонимание и сензитивность личности по отно-

2 Средние показатели уровня самоактуализации находятся в диапазоне от 41 до 60%

шению к собственному внутреннему миру, к своим желаниям, чувствам, потребностям, а также умение противостоять тем внешним социальным стандартам, которые неблагоприятно влияют на сохранение индивидуальности и уникальности человека); по шкале «ценности» (определяющей насколько респондент принимает ценности самоактуализации, к числу которых относятся ответственная свобода, творчество, уникальность, аутентичность, целостность, осмысленность, бытийная мотивация); по шкале «креативность» (описывающей уровень стремления человека к творчеству).

В группах «УУ» и «НУ» показатели уровня самоактуализации соответствовали среднему, а в ряде случаев были выше среднего.

Результаты обследования, проведенного с помощью теста «САМОАЛ» представлены на диаграмме (рисунок).

Проценты

80

60

40

20

0

ВУ

УУ

НУ

〇| - Общий уровень самоактуализации. т -Аутоэмпатия.

^ - Ценности.

西-Креативность.

Распределение уровня самоактуализации в группах с различной степенью выраженности стремления к потреблению

Проведенное исследование зависимости стремления к суперпотреблению от степени выраженности экзистенциальных и ценностно-смысловых проблем, не претендует на глубину и масштабность, тем более на статус «объективного доказательства» правоты экзистенциального подхода при объяснении психологических детерминант рассматриваемого феномена. Кроме того, нельзя считать небольшую выборку, составленную из студенческой молодежи, репрезентативным срезом всего современного российского общества. Тем не менее, данное исследование в определенной степени подтверждает те экзистенциальные положения, которые касаются природы феномена «суперпотребление». Это дает основание предположить, что помощь человеку в освобождении от такой зависимости наиболее эффективно может быть оказана экзистенциальными методами.

Таким образом, среди приоритетных задач современной психологопедагогической науки в контексте профилактики и коррекции зависимых форм поведения следует выделить такие, как помощь человеку в поиске и нахождении истинных жизненных смыслов, экзистенциальных ценностей, фасилитация (профессиональная поддержка) процесса его личностного роста и самоактуализации.

Библиографический список:

1. Адлер, А. Индивидуальная психология [Текст] /А. Адлер // История зарубежной психологии: Тексты. - М., 1986. - С. 130-140.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] /А. Адлер. - М., 1995. - С. 12-67.

3. Бюджентал, Дж. Искусство психотерапевта [Текст] /Дж. Бюджентал. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.

4. Маслоу, А. Психология бытия [Текст] / А. Маслоу; пер. с англ. - М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 1997. -304 с.

5. Подлиннее, О.Л. Очерки о теориях личности в психологии и их педагогических проекциях [Текст]: учебное пособие / О.Л. Подлиняев. -3-е изд., испр. и доп. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2008. - 160 с.

6. Франкл,В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл; пер. с англ, и нем.; общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

7. Фромм,Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм; пер. с англ.; общ. ред. и послесл. П.С. Гуревича. - М.: Прогресс, 1989. - 253 с.

8. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.

9. Фрейд,З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе [Текст] / З. Фрейд // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. - М.: Республика, 1994. - 384 с.

10. Фрейд,З. Психология бессознательного [Текст] / З.Фрейд; сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.

11. Юнг,К.Г. Психологические типы [Текст] / К.Г. Юнг. - М.: Алфавит, 1992. - 105 с.

12. Юнг,К.Г. Структура психики и процесс индивидуации [Текст] / К.Г. Юнг. - М.: Наука, 1996. - С. 128-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.