Научная статья на тему 'Феномен страсти (на материале эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»)'

Феномен страсти (на материале эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1423
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГНЕВ / ГОРДОСТЬ / ЛЮБОДЕЯНИЕ / СРЕБРОЛЮБИЕ / СТРАСТЬ / ТЩЕСЛАВИЕ / WRATH / PRIDE / FORNICATION / COVETOUSNESS / PASSION / VAINGLORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Котенёва Анна Валентиновна

Понятие страсти имеет разные смыслы и значения. Страсть означает и страдание, и сильно переживаемые естественные душевные и телесные человеческие желания, и устойчивое стремление человека к какому-либо поступкугреху. Все эти оттенки страсти являются важными в понимании природы человека, его поступков и деяний. Страсти выражают глубинные мотивационные характеристики личности, непосредственно характеризующие её духовное состояние. Однако этот духовно-нравственный аспект проблемы еще недостаточно изучен в современной психологии. Эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» относятся к культурному наследию мировой литературы. В этих произведениях содержатся истоки психологических знаний о личности, ее внутреннем мире, мотивациях поведения. Они отражают архетипические образы и универсальные закономерности человеческого бытия, которые во многом объясняют и поведение современных людей. В статье на основе текстологического изучения поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» проанализированы особенности духовно-душевных и плотских страстей. Предметом исследования выступили такие страсти как гордость, тщеславие, гнев, любодеяние и сребролюбие. Интерпретация духовно-нравственных проявлений страстей героев осуществлялась с помощью герменевтического, феноменологического и сравнительного методов в контексте современной психологии и христианской традиции. Текстологический анализ эпических поэм Гомера позволил описать феноменологию основных духовно-душевных и плотских страстей, а также изучить их последствия для человека, его здоровья, поведения и бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Passion phenomenon (on the material of Homer’s epic poems “Iliad” and “Odyssey”)

The notion of passion has different meanings and values. Passion means suffering as well as strong natural mental and physical human desires, and sustainable human desire to some sin act. All of them are important in understanding human nature, the actions and deeds of people. Passions express deep motivational personality characteristics which directly characterize its spiritual condition. However, this spiritual-moral aspect of problem is still understudied in modern psychology. The epic poems by Homer, “Iliad” and “Odyssey”, are the cultural heritage of world literature. These works contain the origins of psychological knowledge about personality, its inner world, the motivation of behaviour. They reflect the archetypal images and universal patterns of human existence, which explain the behaviour of modern people as well. The spiritual, soulful and carnal passions are analyzed on the basis of textual study of Homer’s poems “Iliad” and “Odyssey” in this article. Such passions as pride, vainglory, wrath, fornication, and covetousness were subject of investigation. Interpretation of the psychological manifestations of the passions of heroes was carried out using the hermeneutical, phenomenological and comparative methods in the context of modern psychology and Christian tradition. Textual analysis of the epic poems by Homer helps to describe the phenomenology of fundamental spiritual, soulful and carnal passions, as well as to study their implications for human health, behaviour, and life.

Текст научной работы на тему «Феномен страсти (на материале эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»)»

УДК 159.942

Котенева Анна Валентиновна

доктор психологических наук, доцент Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва

akoteneva@yandex.ru

ФЕНОМЕН СТРАСТИ (на материале эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»)

Понятие страсти имеет разные смыслы и значения. Страсть означает и страдание, и сильно переживаемые естественные душевные и телесные человеческие желания, и устойчивое стремление человека к какому-либо поступку-греху. Все эти оттенки страсти являются важными в понимании природы человека, его поступков и деяний. Страсти выражают глубинные мотивационные характеристики личности, непосредственно характеризующие её духовное состояние. Однако этот духовно-нравственный аспект проблемы еще недостаточно изучен в современной психологии. Эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» относятся к культурному наследию мировой литературы. В этих произведениях содержатся истоки психологических знаний о личности, ее внутреннем мире, мотивациях поведения. Они отражают архетипические образы и универсальные закономерности человеческого бытия, которые во многом объясняют и поведение современных людей.

В статье на основе текстологического изучения поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» проанализированы особенности духовно-душевных и плотских страстей. Предметом исследования выступили такие страсти как гордость, тщеславие, гнев, любодеяние и сребролюбие. Интерпретация духовно-нравственных проявлений страстей героев осуществлялась с помощью герменевтического, феноменологического и сравнительного методов в контексте современной психологии и христианской традиции. Текстологический анализ эпических поэм Гомера позволил описать феноменологию основных духовно-душевных и плотских страстей, а также изучить их последствия для человека, его здоровья, поведения и бытия.

Ключевые слова: гнев, гордость, любодеяние, сребролюбие, страсть, тщеславие.

Сегодня человек живет в чрезвычайно сложном мире, в котором сосуществуют рядом абсолютно разные представления о жизни, ценностях и смыслах бытия. С одной стороны, отчетливо наблюдается такая тенденция как стремление к высшим идеалам, духовному возрождению и святости. С другой стороны, все более явно проявляются лживость, раздражительность, гневливость, уныние, а также насилие, жестокость, агрессивность. В обыденном сознании такого человека, как правило, отсутствуют четкие критерии нравственности и безнравственности, добра и зла, что приводит к вседозволенности в поведении, к ориентации исключительно на собственные желания, потребности и страсти [11; 12]. Более того, страсть воспринимается человеком исключительно как естественное человеческое желание, как устойчивое стремление к какому-либо предмету или поступку, а не как греховный навык [3; 7; 10; 11]. Однако страсть выражает глубинные мотивацион-ные характеристики человека и характеризует его духовное состояние и поведение [2; 6; 8; 9]. Духовно-нравственный аспект страсти еще недостаточно изучен в современной психологии. Именно поэтому он и стал предметом настоящего исследования.

В данной работе исследование феномена страсти проводится на материале эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», которые составляют сокровище мировой литературы [2]. В этих поэмах содержатся истоки психологических знаний о важных сторонах жизнедеятельности человека. Современные исследования творчества Гомера показывают, что он одним из первых описал психологию героя, архетипические модели поведения человека в экстремальных ситуациях, прообразы механиз-

мов психологической защиты, пути и способы преодоления печали и страдания, самосознание человека, особенности его воли, мотивации поведения и психологии телесности [4; 5; 6; 8; 13; 14].

Герои поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» -Ахиллес, Агамемнон, Менелай, Одиссей, Гектор -сложные и яркие натуры. Их страсти-влечения во многом обуславливают большинство их поступков и действий.

Герои редко оценивают свои страсти адекватно, в лучшем случае, они могут их признать. Но они никогда не воспринимают их как отрицательную привычку. Для них страсть - происки зловредной богини - Аты (греч.АШ - вред, бедствие), или Обиды. Ата ослепляет разум и сердце человека, запутывает его в преступление и подвергает бедствиям, проистекающим от его безрассудных поступков. Ата рыщет с неимоверной быстротою по земле и направляет людей ко всему дурному [2]. Герои обычно считают, что именно Ата портила им жизнь, лишала свободы воли, выбора и действий. А потому у героев нет никакого самоосуждения, желания контролировать, искоренять страсти, заменяя их добродетелями. Гомеровские герои зависят как от духовно-душевных, так и от плотских страстей.

Духовно-душевные страсти

Гордость. Гордость - это самая опасная страсть, которая уничтожает все добродетели человека. Эту страсть ставят во главе всех пороков, так как она оказывает глубокое и всепроникающее воздействие на все стороны духовной и душевной жизни человека [3]. Библейская история рассказывает, что падение архангела Денницы произошло

© Котенева А.В., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

57

из-за его гордости. Эта страсть проявляется в виде честолюбия, властолюбия, славолюбия, ощущении превосходства над другими людьми, самообольщении. Гордыня - ведущая страсть гомеровских героев. Она занимает главное место в сознании персонажей. В текстах поэм однокоренные слова «горд» упоминаются 192 раза, а «слава» - 518 раз. Гордость пронизывает всю натуру героев, все их существо, окрашивая собою все другие эмоции, переживания и состояния. Даже гнев и надежда у них гордые! Слава утешает сердце, питает гордость, укрепляет мужество и силу, стремление к ней становится мощным мотивом поведения героев. Для них она является воплощением идеала, ради которого они и готовы на подвиги. Гордость может быть насколько чудовищной, что заполнит собой все внутреннее пространство личности. Более того, любое поражение, неудача, удар по честолюбию и гордости вызывают внутреннее смятение, ощущение дискомфорта и сильные эмоции. Гомер:

«С боя уходит храбрейший, и мне знаменитую славу Зевс посылает; направьте, трояне, коней звуконогих Прямо на гордых данаев, стяжайте высокую славу!» Так восклицая, возжег он и силу и мужество в каждом

[2, Элиада: XI 280-291]. Тщеславие. Тщеславие - это влечение к положительному мнению окружающих людей, желание славы и похвалы. Тщеславие имеет много вариантов. Можно тщеславиться своей храбростью, умом, физическими данными, как это часто свойственно героям Гомера.

Гомер:

Стыд, аргивяне! отродье презренное, дивные видом! Где похвальбы, как храбрейшими сами себя величали, Те, что на Лемне, тщеславные, громко вы произносили?

[2, Илиада: XIX 91, 129]. Или сын Приама Полидор тщеславился быстротой ног:

Старцев любимейший сын; быстротою всех побеждал он, И, с неразумия детского, ног быстротою тщеславясь, Рыскал он между передних, пока погубил свою душу [2, Илиада: VIII 228-235]. Поэтому в тех случаях, когда человек не получает от окружающих соответствующего внимания и оценки, естественно возникает состояние удрученности, обиды, гнева.

Гнев. Эта страсть является одной из самых распространенных среди героев. Гомер:

О, да погибнет вражда от богов и от смертных, и с нею Гнев ненавистный, который и мудрых в неистовство вводит: Он в зарождении сладостней тихо струящегось меда, Скоро в груди человека, как пламенный дым, возрастает!

[2, Элиада: ХУШ 109-110]. В своем первоначальном значении гнев является энергией, ревностью, рвением, приводящим душевные силы человека к напряжению в его стремлении к Богу. Гнев с христианской точки зрения дозволителен, когда он помогает чело-

веку бороться со своими пороками и страстями. Сам Иисус Христос выгоняет торговцев из храма: Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, столы опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли [Ин 2: 13-16].

Во всех остальных случаях гнев рассматривается как греховная душевная страсть, приносящая зло другому человеку. Гнев связан, как правило, с жестокостью, оскорблением, насилием по отношению к другому человеку и поэтому он вызывает самые сильные негативные и социальные, и религиозные оценки. Персонажи Гомера испытывают гнев, сильное возбуждение духа по разным причинам, в частности, в борьбе за славу, власть, богатство и женщин.

Гнев против ближнего порицается в Священном Писании. Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злодеяние со всякою злобою да будут удалены от вас [Еф 4: 31], говорит ап. Павел. В состоянии гнева человек не способен различать добро и зло, окружающий мир воспринимается искаженно и враждебно. Эта страсть обладает самым разрушительным воздействием на личность человека.

Плотские страсти

Любодеяние относится к плотским страстям. Как и потребность в еде, сексуальное влечение дается человеку для жизни, в частности для продолжения рода. Потребность в сексуальном удовлетворении является одной из самых сильных. Но эта естественная потребность приобретает у героев Эллады гипертрофированное выражение, превращаясь в любодеяние.

Хорошо известно, что не само по себе греховно сексуальное влечение. Сексуальное влечение становится греховным, когда человек преступает духовные заповеди. Речь может идти как о конкретных поступках, так и о душевном состоянии человека. Если в Ветхом Завете было сказано: Не прелюбодействуй [Исх 20, 14], то в Новом Завете Господь заповедует: А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем [Мф 5: 28].

Обычно различают блуд и прелюбодеяние. Блуд означает удовлетворение похоти между мужчиной и женщиной, свободных от брака, а прелюбодеяние является оскорблением брачного союза. У гомеровских героев не было ветхозаветных и новозаветных заповедей. Сексуальная мощь всегда рассматривалась как проявление силы у языческих народов. Герои античных мифов, как правило, имеют многочисленные сексуальные связи и отношения, которые возвышают их в собственных глазах.

58

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

Сребролюбие определяет влечение к обогащению, любостяжанию, к накоплению. В отличие от чревоугодия и любодеяния эта страсть несвойственна нашей естественной природе, хотя и относится к плотским проявлениям человека. Любо-стяжатель и сребролюбец являются ненасытными в своих стремлениях к обогащению. Эта страсть может проявляться в стремлении обладать всеми богатствами, стремлении к роскоши и комфорту, старинным и редким вещам.

Гомер описывает богатства героев «Илиады» и «Одиссеи», создавая образы редких и красивых вещей, которыми люди наслаждаются. У греков было особенно развито эстетическое чувство. Но и богатство само по себе рождало чувство удовлетворенности собой, уверенность в себе, ощущение счастья. Герои любят хвалиться своим богатством, так как оно является для них материальным символом славы. В самом богатстве нет греха, если оно нажито справедливо. Греки считали, что военный трофей - справедливая добыча. Одиссей с упованием рассказывает о своем богатстве [2, Одиссея: XIV 230-234]. Герои любят делать богатые подарки друг другу в знак уважения. Так, Менелай одаривает сына Одиссея Телемаха [2, Одиссея: IV 615-619].

Можно быть очень богатым человеком и в то же самое время не быть сребролюбцем. Но в поэмах «Илиада» и «Одиссея» описаны и другие случаи, когда персонажи проявляют именно страсть к богатству. Сребролюбие и зависть к чужой собственности делают человека безумным и становятся причиной его многих бед и несчастий. На это указывают библейские строки: Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое [Иак 3: 14-16]. Боевые товарищи Одиссея позавидовали дарам, которые ему преподнес бог Эол. Во время его сна они развязали «мех с заключенными в нем буреносными ветрами» в надежде найти скрытые сокровища и, тем самым, обрекли всех на длительные страдания и странствия. Гомер:

Спутники тою порой завели разговор; полагали Все, что с собою имел серебра я и золота много, Мне на прощание данных царем благородным Эолом. Глядя друг на друга, так рассуждали они меж собою: «Боги! Как всюду его одного уважают и любят Люди, какую бы землю и чье бы жилище ни вздумал Он посетить. Уж и в Трое он много сокровищ от разных Собрал добыч; мы одно претерпели, один совершили Путь с ним - а в дом свой должны возвратиться с пустыми руками»

[2, Одиссея: X 34-49]. Вслед за губительными страстями и пагубными желаниями (зависть, сребролюбие) неминуемо следует расплата в виде вполне ощутимых реальных физических страданий. Отплыв из-под

Трои Одиссей со своими товарищами достиг земли мифического народа киконов. Греки захватили и разрушили местный город Исмар, истребили его жителей, взяли в плен женщин. Однако киконы, оставшиеся в живых, напали на греков. С каждого корабля Одиссей потерял по шести отважных гребцов. Это была цена жадности и безумия его спутников [2, Одиссея: IX 39-61].

Итак, текстологический анализ эпических поэм Гомера позволил описать феноменологию конкретных духовно-душевных и плотских страстей, а также раскрыть их духовно-нравственные проявления. Страсть представляет собой сложное состояние, сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Ведущей характеристикой страсти выступают эгоцентрические тенденции - направленность исключительно на себя, на свой интерес, свое желание. Страсти отражают духовно-нравственное состояние человека. Поступки человека, обусловленные греховными страстями, имеют серьезные последствия для его личности, здоровья и часто носят судьбоносный характер.

Библиографический список

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1988. - 1008 с.

2. Гомер. Илиада и Одиссея / перевод И. Гнеди-ча. - М.: Художественная литература, 1967. - 767 с.

3. Иерофей (Влахос). Митрополит. Православная психотерапия. - Свято-Троицкая Сергиева Лав-ра, 2004. - 368 с.

4. Котенева А.В. Феномен психологической защиты в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 2. - С. 31-34.

5. Котенева А.В. Феномен телесности в поэме Гомера «Одиссея» и в христианской традиции // Альманах современной науки и образования. -2014. - № 8 (86). - С. 94-96.

6. Котенева А.В. Печаль и горе: пути и способы их преодоления (на материале эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка. - 2013. - Т. 19. - № 4. - С. 152-155.

7. Котенева А.В. Защитные механизмы личности и эмоциональная сфера // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2008. - № 9 (65). - С. 270-276.

8. Лосев А.Ф. Гомер. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 416 с.

9. Новиков Д.В. Религиозно-аскетическое понятие «страсть»: психологический и клинический

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

59

аспекты // Московский психотерапевтический журнал. - 2005. - № 3. - С. 146-160.

10. Флоренская Т.В. Святоотеческое учение о страстях и психотерапия // Московский психотерапевтический журнал. - 2003. - №2 3. - С. 104-114.

11. Челышев П.В. Преподобный Симеон новый богослов о духовном преображении человека. Акафист. - М.: Изд-во «Храм св. великомученика Димитрия Солунского», 2004. - 256 с.

12. Челышев П.В. Обыденное сознание как фактор жизни. - М.: Изд-во «Московский гос. горный

ун-т», 2006. - 18 с.

13. Челышев П.В. Человек античной мифологии: природа героя и личный выбор судьбы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20. - № 4. - С. 213216.

14. Челышев П.В. Столкновение красоты и добра в античном мифе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. - 2014. - № 9-2 (47). - С. 186-188.

УДК 159.9

Разина Татьяна Валерьевна

кандидат психологических наук, доцент Ярославский филиал Московского психолого-социального университета

razinat@mail.ru

ТИПОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В работе представлены теоретические критерии для построения типологии мотивации научной деятельности (МНД) в рамках метасистемного подхода. Структурный план дает три измерения («светило», «директор», «маятник»). Функциональный и генетический план - два измерения (локальная целевая временная перспектива и глобальная метацелевая временная перспектива). Метасистемный план дает три измерения (личностный, предметно-де-ятельностный и социально-исторический). Таким образом, пересечение данных измерений образует восемнадцать теоретически возможных мотивационных типов.

Ключевые слова: мотивация научной деятельности, тип, типология, метасистемный подход.

Первые попытки классифицировать, выделить некие устойчивые типы личности ученого мы встречаем, как это ни парадоксально, не в трудах психологов, а в работах ученых совершенно иных направлений. Например В. Освальд [8] подразделял учёных на «классиков» и «романтиков». А. Пуанкаре классифицировал ученых на «аналитиков» (логиков) и «геометров» (интуитивистов) [3]. Понятно, что такие классификации хоть и базировались на огромном личном опыте ученого, но при этом носили умозрительный характер. Л.Д. Ландау также составил классификацию известных ученых-физиков по пятибалльной логарифмической шкале [1]. Как мы видим, классификации А. Пуанкаре и В. Освальда существенно отличаются от классификации Л.Д. Ландау. Если первые - качественные, то вторая - количественная, однако, все они основаны на индивидуальных наблюдениях авторов. Столь глубокое и неугасаю-щее внимание к данной теме со стороны видных ученых заставляет задуматься о том, что некие типы научных работников безусловно существуют, однако умозрительный путь для их выявления, не является оптимальным и позволяет выделить неограниченное количество самых разнообразных типов по самым разнообразным основаниям.

В последствии, и психолог Г. Селье [4] выделяет крайне «узнаваемые» типы ученых, свойственные не только для зарубежных лабораторий, но и для отечественных научно-исследовательских институтов, хотя данная типология также носит эмпирический и во многом умозрительный характер. Сам

автор весьма иронически относился к этим описаниям, отмечая их «утрированный» характер [4, с. 35]. В.А. Ядов [5], выделяет три мотивационных типа ученых. Первый тип - подлинные энтузиасты, учёные классического типа, для которых сам процесс познания представляет самоценность и способ самореализации. Второй тип - профессиональные и компетентные работники, которые трезво смотрят на жизнь, науку, ее функции. Третий тип - честолюбивые, инициативные и достаточно прагматичные ученые, которые обеспокоены достижением высокого положения в официальной структуре и зачастую готовы добиваться его любыми методами. Как мы видим, данная типология также имеет эмпирический характер и при этом довольно абстрактна, что затрудняет ее прикладное применение.

Л.Г. Зубова в результате обобщения и систематизации полученных анкетных данных, использования факторного анализа, описывает семь типов мотивов научных работников: «1-й тип - главенствуют интерес к работе и желание творческой самореализации, при отсутствии интереса к заработку («самореализация»); 2-й тип - ориентация на интересную работу в сочетании с интересом к хорошему заработку («работа и заработок»); 3-й тип - приоритет других интересов и запросов при понимании важности работы («другие интересы»); 4-й тип - интерес к хорошему заработку сочетается осознанием полезности собственного труда для общества («заработок и полезность»); 5-й тип - ориентация на хороший заработок в соче-

60

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

© Разина Т.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.