УДК 159.942
Котенева Анна Валентиновна
доктор психологических наук, доцент Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва
akoteneva@yandex.ru
ФЕНОМЕН СТРАСТИ (на материале эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»)
Понятие страсти имеет разные смыслы и значения. Страсть означает и страдание, и сильно переживаемые естественные душевные и телесные человеческие желания, и устойчивое стремление человека к какому-либо поступку-греху. Все эти оттенки страсти являются важными в понимании природы человека, его поступков и деяний. Страсти выражают глубинные мотивационные характеристики личности, непосредственно характеризующие её духовное состояние. Однако этот духовно-нравственный аспект проблемы еще недостаточно изучен в современной психологии. Эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» относятся к культурному наследию мировой литературы. В этих произведениях содержатся истоки психологических знаний о личности, ее внутреннем мире, мотивациях поведения. Они отражают архетипические образы и универсальные закономерности человеческого бытия, которые во многом объясняют и поведение современных людей.
В статье на основе текстологического изучения поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» проанализированы особенности духовно-душевных и плотских страстей. Предметом исследования выступили такие страсти как гордость, тщеславие, гнев, любодеяние и сребролюбие. Интерпретация духовно-нравственных проявлений страстей героев осуществлялась с помощью герменевтического, феноменологического и сравнительного методов в контексте современной психологии и христианской традиции. Текстологический анализ эпических поэм Гомера позволил описать феноменологию основных духовно-душевных и плотских страстей, а также изучить их последствия для человека, его здоровья, поведения и бытия.
Ключевые слова: гнев, гордость, любодеяние, сребролюбие, страсть, тщеславие.
Сегодня человек живет в чрезвычайно сложном мире, в котором сосуществуют рядом абсолютно разные представления о жизни, ценностях и смыслах бытия. С одной стороны, отчетливо наблюдается такая тенденция как стремление к высшим идеалам, духовному возрождению и святости. С другой стороны, все более явно проявляются лживость, раздражительность, гневливость, уныние, а также насилие, жестокость, агрессивность. В обыденном сознании такого человека, как правило, отсутствуют четкие критерии нравственности и безнравственности, добра и зла, что приводит к вседозволенности в поведении, к ориентации исключительно на собственные желания, потребности и страсти [11; 12]. Более того, страсть воспринимается человеком исключительно как естественное человеческое желание, как устойчивое стремление к какому-либо предмету или поступку, а не как греховный навык [3; 7; 10; 11]. Однако страсть выражает глубинные мотивацион-ные характеристики человека и характеризует его духовное состояние и поведение [2; 6; 8; 9]. Духовно-нравственный аспект страсти еще недостаточно изучен в современной психологии. Именно поэтому он и стал предметом настоящего исследования.
В данной работе исследование феномена страсти проводится на материале эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», которые составляют сокровище мировой литературы [2]. В этих поэмах содержатся истоки психологических знаний о важных сторонах жизнедеятельности человека. Современные исследования творчества Гомера показывают, что он одним из первых описал психологию героя, архетипические модели поведения человека в экстремальных ситуациях, прообразы механиз-
мов психологической защиты, пути и способы преодоления печали и страдания, самосознание человека, особенности его воли, мотивации поведения и психологии телесности [4; 5; 6; 8; 13; 14].
Герои поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» -Ахиллес, Агамемнон, Менелай, Одиссей, Гектор -сложные и яркие натуры. Их страсти-влечения во многом обуславливают большинство их поступков и действий.
Герои редко оценивают свои страсти адекватно, в лучшем случае, они могут их признать. Но они никогда не воспринимают их как отрицательную привычку. Для них страсть - происки зловредной богини - Аты (греч.АШ - вред, бедствие), или Обиды. Ата ослепляет разум и сердце человека, запутывает его в преступление и подвергает бедствиям, проистекающим от его безрассудных поступков. Ата рыщет с неимоверной быстротою по земле и направляет людей ко всему дурному [2]. Герои обычно считают, что именно Ата портила им жизнь, лишала свободы воли, выбора и действий. А потому у героев нет никакого самоосуждения, желания контролировать, искоренять страсти, заменяя их добродетелями. Гомеровские герои зависят как от духовно-душевных, так и от плотских страстей.
Духовно-душевные страсти
Гордость. Гордость - это самая опасная страсть, которая уничтожает все добродетели человека. Эту страсть ставят во главе всех пороков, так как она оказывает глубокое и всепроникающее воздействие на все стороны духовной и душевной жизни человека [3]. Библейская история рассказывает, что падение архангела Денницы произошло
© Котенева А.В., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
57
из-за его гордости. Эта страсть проявляется в виде честолюбия, властолюбия, славолюбия, ощущении превосходства над другими людьми, самообольщении. Гордыня - ведущая страсть гомеровских героев. Она занимает главное место в сознании персонажей. В текстах поэм однокоренные слова «горд» упоминаются 192 раза, а «слава» - 518 раз. Гордость пронизывает всю натуру героев, все их существо, окрашивая собою все другие эмоции, переживания и состояния. Даже гнев и надежда у них гордые! Слава утешает сердце, питает гордость, укрепляет мужество и силу, стремление к ней становится мощным мотивом поведения героев. Для них она является воплощением идеала, ради которого они и готовы на подвиги. Гордость может быть насколько чудовищной, что заполнит собой все внутреннее пространство личности. Более того, любое поражение, неудача, удар по честолюбию и гордости вызывают внутреннее смятение, ощущение дискомфорта и сильные эмоции. Гомер:
«С боя уходит храбрейший, и мне знаменитую славу Зевс посылает; направьте, трояне, коней звуконогих Прямо на гордых данаев, стяжайте высокую славу!» Так восклицая, возжег он и силу и мужество в каждом
[2, Элиада: XI 280-291]. Тщеславие. Тщеславие - это влечение к положительному мнению окружающих людей, желание славы и похвалы. Тщеславие имеет много вариантов. Можно тщеславиться своей храбростью, умом, физическими данными, как это часто свойственно героям Гомера.
Гомер:
Стыд, аргивяне! отродье презренное, дивные видом! Где похвальбы, как храбрейшими сами себя величали, Те, что на Лемне, тщеславные, громко вы произносили?
[2, Илиада: XIX 91, 129]. Или сын Приама Полидор тщеславился быстротой ног:
Старцев любимейший сын; быстротою всех побеждал он, И, с неразумия детского, ног быстротою тщеславясь, Рыскал он между передних, пока погубил свою душу [2, Илиада: VIII 228-235]. Поэтому в тех случаях, когда человек не получает от окружающих соответствующего внимания и оценки, естественно возникает состояние удрученности, обиды, гнева.
Гнев. Эта страсть является одной из самых распространенных среди героев. Гомер:
О, да погибнет вражда от богов и от смертных, и с нею Гнев ненавистный, который и мудрых в неистовство вводит: Он в зарождении сладостней тихо струящегось меда, Скоро в груди человека, как пламенный дым, возрастает!
[2, Элиада: ХУШ 109-110]. В своем первоначальном значении гнев является энергией, ревностью, рвением, приводящим душевные силы человека к напряжению в его стремлении к Богу. Гнев с христианской точки зрения дозволителен, когда он помогает чело-
веку бороться со своими пороками и страстями. Сам Иисус Христос выгоняет торговцев из храма: Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, столы опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли [Ин 2: 13-16].
Во всех остальных случаях гнев рассматривается как греховная душевная страсть, приносящая зло другому человеку. Гнев связан, как правило, с жестокостью, оскорблением, насилием по отношению к другому человеку и поэтому он вызывает самые сильные негативные и социальные, и религиозные оценки. Персонажи Гомера испытывают гнев, сильное возбуждение духа по разным причинам, в частности, в борьбе за славу, власть, богатство и женщин.
Гнев против ближнего порицается в Священном Писании. Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злодеяние со всякою злобою да будут удалены от вас [Еф 4: 31], говорит ап. Павел. В состоянии гнева человек не способен различать добро и зло, окружающий мир воспринимается искаженно и враждебно. Эта страсть обладает самым разрушительным воздействием на личность человека.
Плотские страсти
Любодеяние относится к плотским страстям. Как и потребность в еде, сексуальное влечение дается человеку для жизни, в частности для продолжения рода. Потребность в сексуальном удовлетворении является одной из самых сильных. Но эта естественная потребность приобретает у героев Эллады гипертрофированное выражение, превращаясь в любодеяние.
Хорошо известно, что не само по себе греховно сексуальное влечение. Сексуальное влечение становится греховным, когда человек преступает духовные заповеди. Речь может идти как о конкретных поступках, так и о душевном состоянии человека. Если в Ветхом Завете было сказано: Не прелюбодействуй [Исх 20, 14], то в Новом Завете Господь заповедует: А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем [Мф 5: 28].
Обычно различают блуд и прелюбодеяние. Блуд означает удовлетворение похоти между мужчиной и женщиной, свободных от брака, а прелюбодеяние является оскорблением брачного союза. У гомеровских героев не было ветхозаветных и новозаветных заповедей. Сексуальная мощь всегда рассматривалась как проявление силы у языческих народов. Герои античных мифов, как правило, имеют многочисленные сексуальные связи и отношения, которые возвышают их в собственных глазах.
58
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
Сребролюбие определяет влечение к обогащению, любостяжанию, к накоплению. В отличие от чревоугодия и любодеяния эта страсть несвойственна нашей естественной природе, хотя и относится к плотским проявлениям человека. Любо-стяжатель и сребролюбец являются ненасытными в своих стремлениях к обогащению. Эта страсть может проявляться в стремлении обладать всеми богатствами, стремлении к роскоши и комфорту, старинным и редким вещам.
Гомер описывает богатства героев «Илиады» и «Одиссеи», создавая образы редких и красивых вещей, которыми люди наслаждаются. У греков было особенно развито эстетическое чувство. Но и богатство само по себе рождало чувство удовлетворенности собой, уверенность в себе, ощущение счастья. Герои любят хвалиться своим богатством, так как оно является для них материальным символом славы. В самом богатстве нет греха, если оно нажито справедливо. Греки считали, что военный трофей - справедливая добыча. Одиссей с упованием рассказывает о своем богатстве [2, Одиссея: XIV 230-234]. Герои любят делать богатые подарки друг другу в знак уважения. Так, Менелай одаривает сына Одиссея Телемаха [2, Одиссея: IV 615-619].
Можно быть очень богатым человеком и в то же самое время не быть сребролюбцем. Но в поэмах «Илиада» и «Одиссея» описаны и другие случаи, когда персонажи проявляют именно страсть к богатству. Сребролюбие и зависть к чужой собственности делают человека безумным и становятся причиной его многих бед и несчастий. На это указывают библейские строки: Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое [Иак 3: 14-16]. Боевые товарищи Одиссея позавидовали дарам, которые ему преподнес бог Эол. Во время его сна они развязали «мех с заключенными в нем буреносными ветрами» в надежде найти скрытые сокровища и, тем самым, обрекли всех на длительные страдания и странствия. Гомер:
Спутники тою порой завели разговор; полагали Все, что с собою имел серебра я и золота много, Мне на прощание данных царем благородным Эолом. Глядя друг на друга, так рассуждали они меж собою: «Боги! Как всюду его одного уважают и любят Люди, какую бы землю и чье бы жилище ни вздумал Он посетить. Уж и в Трое он много сокровищ от разных Собрал добыч; мы одно претерпели, один совершили Путь с ним - а в дом свой должны возвратиться с пустыми руками»
[2, Одиссея: X 34-49]. Вслед за губительными страстями и пагубными желаниями (зависть, сребролюбие) неминуемо следует расплата в виде вполне ощутимых реальных физических страданий. Отплыв из-под
Трои Одиссей со своими товарищами достиг земли мифического народа киконов. Греки захватили и разрушили местный город Исмар, истребили его жителей, взяли в плен женщин. Однако киконы, оставшиеся в живых, напали на греков. С каждого корабля Одиссей потерял по шести отважных гребцов. Это была цена жадности и безумия его спутников [2, Одиссея: IX 39-61].
Итак, текстологический анализ эпических поэм Гомера позволил описать феноменологию конкретных духовно-душевных и плотских страстей, а также раскрыть их духовно-нравственные проявления. Страсть представляет собой сложное состояние, сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Ведущей характеристикой страсти выступают эгоцентрические тенденции - направленность исключительно на себя, на свой интерес, свое желание. Страсти отражают духовно-нравственное состояние человека. Поступки человека, обусловленные греховными страстями, имеют серьезные последствия для его личности, здоровья и часто носят судьбоносный характер.
Библиографический список
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1988. - 1008 с.
2. Гомер. Илиада и Одиссея / перевод И. Гнеди-ча. - М.: Художественная литература, 1967. - 767 с.
3. Иерофей (Влахос). Митрополит. Православная психотерапия. - Свято-Троицкая Сергиева Лав-ра, 2004. - 368 с.
4. Котенева А.В. Феномен психологической защиты в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 2. - С. 31-34.
5. Котенева А.В. Феномен телесности в поэме Гомера «Одиссея» и в христианской традиции // Альманах современной науки и образования. -2014. - № 8 (86). - С. 94-96.
6. Котенева А.В. Печаль и горе: пути и способы их преодоления (на материале эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка. - 2013. - Т. 19. - № 4. - С. 152-155.
7. Котенева А.В. Защитные механизмы личности и эмоциональная сфера // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2008. - № 9 (65). - С. 270-276.
8. Лосев А.Ф. Гомер. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 416 с.
9. Новиков Д.В. Религиозно-аскетическое понятие «страсть»: психологический и клинический
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
59
аспекты // Московский психотерапевтический журнал. - 2005. - № 3. - С. 146-160.
10. Флоренская Т.В. Святоотеческое учение о страстях и психотерапия // Московский психотерапевтический журнал. - 2003. - №2 3. - С. 104-114.
11. Челышев П.В. Преподобный Симеон новый богослов о духовном преображении человека. Акафист. - М.: Изд-во «Храм св. великомученика Димитрия Солунского», 2004. - 256 с.
12. Челышев П.В. Обыденное сознание как фактор жизни. - М.: Изд-во «Московский гос. горный
ун-т», 2006. - 18 с.
13. Челышев П.В. Человек античной мифологии: природа героя и личный выбор судьбы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20. - № 4. - С. 213216.
14. Челышев П.В. Столкновение красоты и добра в античном мифе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. - 2014. - № 9-2 (47). - С. 186-188.
УДК 159.9
Разина Татьяна Валерьевна
кандидат психологических наук, доцент Ярославский филиал Московского психолого-социального университета
razinat@mail.ru
ТИПОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В работе представлены теоретические критерии для построения типологии мотивации научной деятельности (МНД) в рамках метасистемного подхода. Структурный план дает три измерения («светило», «директор», «маятник»). Функциональный и генетический план - два измерения (локальная целевая временная перспектива и глобальная метацелевая временная перспектива). Метасистемный план дает три измерения (личностный, предметно-де-ятельностный и социально-исторический). Таким образом, пересечение данных измерений образует восемнадцать теоретически возможных мотивационных типов.
Ключевые слова: мотивация научной деятельности, тип, типология, метасистемный подход.
Первые попытки классифицировать, выделить некие устойчивые типы личности ученого мы встречаем, как это ни парадоксально, не в трудах психологов, а в работах ученых совершенно иных направлений. Например В. Освальд [8] подразделял учёных на «классиков» и «романтиков». А. Пуанкаре классифицировал ученых на «аналитиков» (логиков) и «геометров» (интуитивистов) [3]. Понятно, что такие классификации хоть и базировались на огромном личном опыте ученого, но при этом носили умозрительный характер. Л.Д. Ландау также составил классификацию известных ученых-физиков по пятибалльной логарифмической шкале [1]. Как мы видим, классификации А. Пуанкаре и В. Освальда существенно отличаются от классификации Л.Д. Ландау. Если первые - качественные, то вторая - количественная, однако, все они основаны на индивидуальных наблюдениях авторов. Столь глубокое и неугасаю-щее внимание к данной теме со стороны видных ученых заставляет задуматься о том, что некие типы научных работников безусловно существуют, однако умозрительный путь для их выявления, не является оптимальным и позволяет выделить неограниченное количество самых разнообразных типов по самым разнообразным основаниям.
В последствии, и психолог Г. Селье [4] выделяет крайне «узнаваемые» типы ученых, свойственные не только для зарубежных лабораторий, но и для отечественных научно-исследовательских институтов, хотя данная типология также носит эмпирический и во многом умозрительный характер. Сам
автор весьма иронически относился к этим описаниям, отмечая их «утрированный» характер [4, с. 35]. В.А. Ядов [5], выделяет три мотивационных типа ученых. Первый тип - подлинные энтузиасты, учёные классического типа, для которых сам процесс познания представляет самоценность и способ самореализации. Второй тип - профессиональные и компетентные работники, которые трезво смотрят на жизнь, науку, ее функции. Третий тип - честолюбивые, инициативные и достаточно прагматичные ученые, которые обеспокоены достижением высокого положения в официальной структуре и зачастую готовы добиваться его любыми методами. Как мы видим, данная типология также имеет эмпирический характер и при этом довольно абстрактна, что затрудняет ее прикладное применение.
Л.Г. Зубова в результате обобщения и систематизации полученных анкетных данных, использования факторного анализа, описывает семь типов мотивов научных работников: «1-й тип - главенствуют интерес к работе и желание творческой самореализации, при отсутствии интереса к заработку («самореализация»); 2-й тип - ориентация на интересную работу в сочетании с интересом к хорошему заработку («работа и заработок»); 3-й тип - приоритет других интересов и запросов при понимании важности работы («другие интересы»); 4-й тип - интерес к хорошему заработку сочетается осознанием полезности собственного труда для общества («заработок и полезность»); 5-й тип - ориентация на хороший заработок в соче-
60
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
© Разина Т.В., 2015