Научная статья на тему 'Печаль и горе: пути и способы их преодоления (на материале эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»)'

Печаль и горе: пути и способы их преодоления (на материале эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1265
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / ПЕЧАЛЬ / ГОРЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / СОВЛАДАНИЕ / СТРАДАНИЕ / LIFE''S STRATEGIES / SORROW / GRIEF / SELF-ACTUALIZATION / COPING / SUFFERING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Котенёва Анна Валентиновна

В статье анализируется природа печали и горя, основные приемы, способы и жизненные стратегии их преодоления. В основе исследования лежат тексты эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Реконструкция психологических образов героев, их внутренних переживаний и поведения осуществлялась с помощью герменевтического, феноменологического и сравнительного методов в контексте современной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sorrow and grief: ways and means of overcoming them (on the material of the epic poems of Homer''s «Iliad» and «Odyssey»)

The nature of grief and sorrow, basic techniques, methods and life's strategies to overcome them are analyzed in this article. The investigation is based on the texts of Homer's epic poems «Iliad» and «Odyssey». Reconstruction of mental images of heroes, their inner feelings and behavior were carried out in the context of modern psychology by means of hermeneutical, phenomenological and comparative methods.

Текст научной работы на тему «Печаль и горе: пути и способы их преодоления (на материале эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»)»

но различны. Наша гипотеза частично подтвердилась. При совладании со стрессовой ситуацией на рабочем месте и руководителям высшего звена, и руководителям среднего звена свойственно использовать проблемно-ориентированный копинг. К стратегиям отвлечения, избегания руководители обращаются вне рабочей обстановки с целью снижения стресса. В профессиональной деятельности руководители среднего звена чаще, чем руководители высшего звена используют такую копинг-стратегию как «поиск социальной поддержки». Половая специфика выявлена в склонности женщин-руководителей (на уровне тенденции) к более эмоциональному переживанию стрессовых ситуаций и более частому обращению к эмоционально-фокусированным ко-пинг-стратегиям («положительная переоценка»).

Библиографический список

1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

2. Картрайт С., Купер К.Л. Стресс на рабочем месте. - Харьков: Гуманитарный центр, 2004. - 236 с.

3. Ковалёва О.А. Стресс руководителя и совла-дание с ним // Актуальные проблемы психологии личности: Сб. науч. ст. / науч. ред. К.В. Карпинс-

кий. - Гродно: ГрГУ, 2012. - С. 285-295.

4. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающе-го поведения: три копинг-шкалы. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. - 70 с.

5. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. - 294 с.

6. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2003. - 224 с.

7. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / под ред. А.Л. Журавлева, Е. А. Сер-гиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 512 с.

8. Cartwright S., Cooper C.L. Coping in Occupational Settings / Handbook of Coping: Theory. Research. Applications / Ed. by M. Zeidner, N. Endler. - N.Y.: Wiley & Sons, 1996. - P. 202-220.

9. Occupational Stress / Ed. C. L. Cooper. - Oxford University Press, 1998.

10. Maslach C., Schaufeli W., Leiter M. Job burnout // Annu Rev. Psychol. - 2001. - 52. - Р. 397-422.

11. Plana A.B., Fabregat A.F. and Gassio J. Burnout syndrome and coping strategies: a structural relations model // Psychology in Spain. - 2003. -Vol. 7. - № 1. - Р. 46-55.

УДК 159.942

Котенева Анна Валентиновна

доктор психологических наук, доцент Московский городской психолого-педагогический университет

akoteneva@yandex.ru

ПЕЧАЛЬ И ГОРЕ: ПУТИ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ (на материале эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»)

В статье анализируется природа печали и горя, основные приемы, способы и жизненные стратегии их преодоления. В основе исследования лежат тексты эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Реконструкция психологических образов героев, их внутренних переживаний и поведения осуществлялась с помощью герменевтического, феноменологического и сравнительного методов в контексте современной психологии.

Ключевые слова: жизненные стратегии, печаль, горе, самоактуализация, совладание, страдание.

Ж [вой интерес к поэмам Гомера не иссякает в течение тысячелетий. Священные для древних греков тексты волнуют и современных людей. В них описаны жизненные ситуации и поставлены проблемы, актуальные и сегодня - войны, насилие, наркотики, однополая любовь, сребролюбие, удовольствия. В этом смысле, прошлое может выступить и как образец для подражания, и как некоторое предостережение для людей, живущих в другие времена. Исследование творчества Гомера полезно и для современной психологии. Эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» - дополнительный источник вне-научной информации, позволяющий расширить границы психологического знания. В контексте данной работы нас будут интересовать переживания героев и способы, к которым они прибегают, чтобы совладать с печалью, унынием и горем.

Природа печали. Тема человеческого несчастья, печали и страданий занимает особое место в поэмах. Природа печали может быть разной. Есть печаль о Боге, а есть печаль в связи с невзгодами и утратами. Первая разновидность печали является следствием раздумий человека о себе, своих прегрешениях, несовершенствах, недостоинстве. Она заставляет его работать над собой, задумываться о смысле происходящих событий, чаще обращаться к Богу. Ап. Павел пишет: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению... [1, 2 Кор 7:10].

Вторая разновидность печали появляется в драматических обстоятельствах жизни. Способность страдать и сострадать является нормальной здоровой реакцией человека на различные жизненные события (потерю близких, например), а их отсутствие скорее можно рассматривать как дефект нравственного чувства. Еще В. Франкл говорил о том,

152

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Котенева А.В., 2013

что цель страдания уберечь человека от апатии и духовного окоченения [4, с. 43]. Более того, эти способности являются залогом развития души человека и способом познания истины.

В поэмах «Илиада» и «Одиссея» встречаются описания и той, и другой печали. Во-первых, в ряде ситуаций у гомеровских героев, как, впрочем, и у современных людей, появляется чувство, что боги забыли о них, оставили, бросили на произвол судьбы. В эти моменты уныния они воздыхают о богах, и пытаются найти причины своих бедствий. Иногда даже их взор оборачивается на собственные страсти и недостатки, а не только на внешнее стечение обстоятельств. Одиссей четко осознает, что благодаря своей гордости и желанию прославиться он открывает циклопу Полифему свое настоящее имя, которое сначала тщательно скрывал, называя себя «Никто». Этим шагом он навлекает на себя гнев отца циклопа Посейдона и получает проблемы, от которых страдает [2, Одиссея: IX 500505].

Во-вторых, в поэмах Гомер детально изображает целый ряд экстремальных ситуаций, которые воспринимаются как сплошная человеческая катастрофа. Описанные события не могут не вызывать глубоких переживаний у героев по поводу гибели близких людей - боль, скорбь, печаль и горе. С одной стороны, в трагические минуты своей жизни они проявляют мужество и стойкость. Многострадальный Одиссей терпеливо проходит через невзгоды. С другой стороны, герои не скрывают своего страдания и, несмотря на свою богатырскую силу и крепость, очень часто плачут. Смерть Патрокла исступленно оплакивают мирмидонцы и Ахиллес [2, Илиада: XVIII 316-322, XXIV 710-722]. Приам, Гекуба, Андромаха, Елена, все обитатели Трои яростно оплакивают Гектора [2, Илиада: XXIV 710-722].Одиссей, мужественно претерпевший все невзгоды войны и многолетних скитаний, тоже часто искренне плачет. Он плачет, вспоминая о Троянской войне, гостя у феаков, в Аиде, при встрече с матерью, в плену у Калипсо на берегу моря при мысли о своей родине. Во время пения славного певца Демодока он скорбит, едва сдерживая слезы [2, Одиссея: VIII 92-95]. Агамемнон скорбит из-за людских потерь во время сражения. Проливает горькие слезы царь Менелай, вспоминая о коварном убийстве своего брата Агамемнона [2, Одиссея: IV 538-544]. Мужественные, крепкие, не боящиеся смерти герои поэм обнаруживают другую сторону своей натуры - у них бывает тоска, уныние, печаль, которые даже в какой-то момент лишают их смысла существования, желания жить. В таком состоянии находился Ахиллес, когда узнал о гибели своего другого Патрокла. Похожую печаль испытывал Одиссей в своих многолетних странствиях. Неслучайно, Гомер называет его страдальцем.

Приемы и способы совладания с горем и печалью. Чаще всего герои преодолевают свое горе, активно переживая его. Они не избегают душевной боли. Скорее погружаются в неё, страдают, мучаются, а также выражают ее во внешнем поведении -плаче, стенаниях, воплях, жестах. Такие действия позволяют им пережить горе. Помогают в этом и специальные люди - зачинатели плача. В отдельных случаях гомеровские герои сознательно прибегают к известным уже нам защитным приемам. Например, Ахиллес утоляет печаль «исступлением гнева», а именно, начинает оскорблять тело Гектора [2, Илиада: XXIV 50-54].

С печалью можно справиться сознательным ее подавлением: «Скроем в сердца и заставим безмолвствовать горести наши» [2, Илиада: XXIV 523], а также терпением - «Будь терпелив и печалью себя не круши беспрерывной» [2, Илиада: XXIV 549] или отвлечением от ситуации горя и печали. Можно утешить сердце, переключившись на действия, вызывающие противоположные печали положительные чувства (покой, приятная пища и наслаждения любовью). Мать Ахиллеса Фетида, утешая своего сына, говорит ему [2, Илиада: XXIV 128130]. Наряду с конкретными ситуативными приемами совладания со своими переживаниями есть и другие способы - жизненные стратегии, которые могут даже кардинально изменить жизнь человека, избавить его от печалей и страданий, а в некоторых случаях стать ее единственным смыслом.

Страна счастья

В своих поэмах Гомер приводит примеры счастья, о котором мечтают все люди, - полное благополучие, достаток в доме, семейная идиллия, приятные запахи, ощущения, отсутствие всякого страдания и печалей.

Остров Эолия. На острове счастливо жил бог ветров Эол (греч. АюХо<;) вместе со своей женой и детьми, шестью сыновьями и шестью дочерьми [2, Одиссея: X 1-12]. Он был любимец богов. Зевс даровал ему власть над ветрами. Именно он захотел помочь Одиссею, заключив противные ветры в кожаном мешке. Жизнь на острове безмятежна. Лишь по тому любопытству и жадности, с которыми Эол слушал рассказы Одиссея, можно почувствовать у него скрытую легкую грусть [2, Одиссея: X 14-16].

Остров Схерия. Народ феаков. После кораблекрушения и гибели всех своих спутников Одиссей оказывается в стране мифического народа феаков на острове Схерии, лежавшего к северу от Итаки. Эта страна, которая поражает воображение - фактически она олицетворяет идеал земного рая. Все ее граждане счастливы и безмятежны, весело живут под властью царя - пиры, игры и пения частое явление в их жизни. А если и приходят скорби и печали, то они знают, как с ними совладать. Мудрые

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4

153

правители нашли верный путь забвения страданий. Они создают другую реальность, в которой есть место только веселью, телесным удовольствиям и нет - места печали и плачу. Царь Алкиной рассказывает Одиссею о своей стране [2, Одиссея: IX 5-11].

Но не только в этой стране, а почти повсеместно в поэмах Гомера встречаются такие советы скорбящим и плачущим: «утешаться питьем и едою», «Ели прекрасное мясо и сладким вином утешались», «Бросьте печаль и беспечно едой и питьем утешайтесь». Нам ничего неизвестно о причинах печали феаков. Нет оснований утверждать, что телесные удовольствия овладевают всеми их мыслями и помыслами, становятся для них самоцелью и единственным мерилом счастливой жизни. У феаков есть и другие, возвышенные цели, достижение которых приносит ощущение удовлетворенности - раскрытие своих способностей. Но факт остается фактом - веселье, ублажение плоти вином и пищей помогают отвлечься от печали. Но в этом способе есть потенциальный риск.

Сегодня хорошо известно, что наслаждение пищей и вином может стать сильным влечением, подчинить человека, породить лень и малодушие. Посредством чрезмерного употребления пищи, лекарств, напитков человек может уходить от решения проблем, заглушать боль и тревогу. Они вытесняются на некоторое время яркими образами, легкостью в поведении, позитивными ощущениями. Точно также поступает человек, испытывающий разного рода зависимости - наркотические, алкогольные, компьютерные, игровые. Очень часто он уходит в виртуальные миры, чтобы обрести обманчивое счастье и наслаждение. Но и они не могут утешить человека в полной мере в силу своей виртуальности. Духовно-душевные проблемы не решаются. Более того, человек не знает, что делать с самим собой, со своими недостатками и проблемами, у него нет средств, чтобы справиться со своими страстями. Постоянное наслаждение жизнью всегда оборачивается противоположным чувством. Оборотная сторона чрезмерного наслаждения -депрессия.

С амоактуализация

Народ феаков - творческий народ. Можно предположить, что жизненный путь, связанный с развитием творческих потенций человека, помогает ему обрести счастье и преодолеть печаль и горе, которые присутствуют в жизни каждого из нас. Гомер задолго до гуманистических психологов описал самоактуализации личности. Самоактуализация - стремление человека к наибольшему проявлению творческих возможностей его личности. От рождения у каждого из нас есть свои врожденные задатки, дарования и таланты, за развитие которых мы несем личную ответственность перед Бо-

гом. Вспомните известную евангельскую притчу о талантах [1, Мф 25: 14-30]. Итог жизни печален для тех, кто не утруждал себя в их приумножении. Герои произведений Гомера обладают несомненными дарованиями. Если в «Илиаде» в основном раскрываются их военные таланты, то в «Одиссее» Гомер большее внимание уделяет другим способностям. Так, феаки весьма искусны в пении, танцах, музыке и рукоделье. Мужчины демонстрируют ловкость в беге, в прыжках, в утомительной борьбе, а также в бросании дисков, плясках, в плаванье по морю. Царь феаков Алкиной красочно описывает таланты своего народа [2, Одиссея: VIII 246-253]. Однако для феаков совершенствование своих способностей становится самоцелью. Для них их Я идентифицируется с их талантами, которые лежат в основе их гордости, надменности и славолюбия. Слава, порожденная силой ног и крепкими мышцами, утешает сердце и прогоняет печаль. Молодой сын царя Алкиноя Лаодам прямо об этом говорит Одиссею [2, Одиссея: VIII 147-152].

Безусловно, что благодаря личностному росту, направленному на развитие способностей, герои находят позитивные средства для того, чтобы справиться с горем и печалью. Творчество, раскрытие своих талантов имеют для героев свою абсолютную ценность. В предельном варианте оно становится творчеством ради творчества, развитием способностей ради способностей. Но развитие этих специальных способностей - художественных, музыкальных, физических не всегда сочетается с развитием нравственных качеств. Люди «радушного здесь гостелюбия вовсе не знают», некоторые готовы оскорблять и унижать Одиссея.

Хорошо известно, что талант, одаренность или гениальность, которые произрастают на ниве безнравственности, приводят к гибели как самого человека, так и того общества, которое поощряет такое развитие. Неслучайно, в последние десятилетия в современной науке и культуре все больше говорят о необходимости учитывать нравственные последствия любых открытий. Самоактуализация должна быть подчинена более глубокой цели, связанной с конечным смыслом существования и бытия человека в этом мире, и включена в более широкий духовнонравственный контекст развития личности.

Мир иллюзий

Гомер описывает еще один путь ухода от страданий и печали, который открыт для человека -искусственный мир ярких ощущений, куда попадают с помощью наркотических препаратов, психоделической музыки и магических рецептов. Сегодня эти способы иллюзорной псевдозащиты широко распространены среди миллионов людей во всем мире. Одиссей со своими товарищами сталкивается с такими ситуациями несколько раз в течение всего периода странствий - в стране лотофа-

154

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

гов, сирен и чародейки Цирцеи.

Лотофаги (от греч. lotophagoi - пожиратели лотоса (http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE% F2%EE%F4%E0%E3%E8 - cite note-1 )). Однажды корабли Одиссея прибило к берегу Ливии, на котором проживал легендарный народ, употреблявший в пищу плоды лотоса. Страна лотофагов в переносном смысле означает место, где забываются все печали. «Мирные» лотофаги накормили разведчиков Одиссея сладко-медвяным лотосом, от действия которого они позабыли родину, утратили всякое желание возвращаться домой. Путешественники испытали настолько сильное наркотическое опьянение от лотоса, что оно затмило все прежние радости и печали. Одиссею пришлось силой вернуть товарищей на корабли, привязать их к корабельным скамьям, несмотря на слезы и плач при расставании с дурманом. Об этом рассказывает Одиссей царю народа феаков Алкиною [2, Одиссея: IX 91-102].

Остров сирен-чародеек. Сирены мифические обитали на скалистом острове поблизости от Скил-лы и Харибды. Они манили моряков возможностью узнать будущее [2, Одиссея: XI 185-191]. Сирены притягивали моряков также своим чарующим пением, а затем безжалостно съедали [2, Одиссея: XII 39-146]. Сирена - архетип соблазнительной красавицы, чарующей своим внешним видом, голосом и волшебным, сладким пением. Одиссей, по совету Цирцеи, залепил воском уши своих моряков, а себя велел привязать к мачте. Богиня разрешила ему послушать пение сирен. Их сила настолько велика, что никто не мог устоять перед ними.

Остров Эй. Во время своих странствий Одиссей вместе с товарищами был занесен на остров Эй, где жила чародейка Цирцея. Она колдовством превращала людей в различных животных, объективируя их истинную звериную сущность [2, Одиссея: X 212-215]. Спутников Одиссея она превратила в свиней [2, Одиссея: X 233-245]. Одиссей смог противостоять ее чарам только благодаря чудесной траве, которую ему дал Гермес. Под маской гостеприимства, льстивых речей, ласки, миролюбия часто скрываются ложь, зло и обман. Внешняя гармония в виде приятных голосов, чарующей музыки, наполняющей окрестность, оборачиваются трагедией для путешественников. Целый год моряки жили в неге, веселье и удовольствиях, с трудом вспомнили о необходимости возвращения на родину [2, Одиссея: X 467-471].

Итак, Гомер показывает разные способы преодоления печали, горя и тоски. Во-первых, это от-

носится к творчеству и самоактуализации, которые позволяют человеку развиваться в разных направлениях и изживать свою боль, что, несомненно, является позитивным решением проблемы, если не подпитывает греховные страсти. Другие способы иллюстрируют «страусиную» позицию человека, уходящего в иллюзорный мир фантазий.

Одни люди притупляют душевную боль, употребляя алкоголь, наркотики, а другие прибегают к магии. Для них это - своеобразные «таблетки счастья», избавляющие от страдания. Но есть и цена такого счастья. «Если с помощью таблетки я избавлен врачом от любого вида душевного страдания, - как совершенно правильно пишет врач А. Данилин, - у меня просто не может быть повода для того, чтобы что-то менять в своей жизни. Мне не нужно ничего понимать. Меня не покидает чувство собственной правоты. Какое бы решение я не принял, я ощущаю его как правильное. Я не способен взглянуть на свои поступки со стороны. Я не чувствую ударов судьбы, и мне не нужно их анализировать» [3, с. 102]. Гомер указывает на серьезные негативные последствия для тех, кто их применяет - полная утрата памяти у такого человека, включая самые главные земные ценности его бытия, любовь к родине и близким людям.

Конечно, еда, наркотики, секс, одуряющая музыка и магия - гораздо более быстрый и легкий путь «избавления» от страданий, чем работа человека над самим собой. Поэтому сегодня многие люди идут тем же путем, что и персонажи гомеровских поэм. Разница состоит лишь в том, что способов бегства от реальности сегодня стало намного больше, чем было в те далекие мифологические времена. Но это всегда - тупиковый путь, уводящий человека в мир иллюзий и лишающий его возможности найти истинные причины своих страданий, углубить свои знания о себе, обрести настоящий смысл жизни и стать человеком.

Библиографический список

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1988. - 1008 с.

2. Гомер. Илиада и Одиссея / пер. И. Гнедича. -М.: Художественная литература, 1967. - 767 с.

3. Данилин А. LSD: Галлюциногены, психоделики и феномен зависимости. - М.: Центрполиг-раф, 2002. - 520 с.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 367 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.