Научная статья на тему 'Феномен спорта в социокультурном пространстве детства'

Феномен спорта в социокультурном пространстве детства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
556
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСТВА / ОЛИМПИЗМ / ЗДОРОВЬЕ / КИНЕЗОФИЛИЯ / АГОНИСТИКА / КАЛОКАГАТИЯ / SPORT / PHYSICAL CULTURE / SOCIOCULTURAL SPACE OF CHILDHOOD / OLYMPISM / HEALTH / KINESOPHELY / AGONISTICS / KALOKOGATHIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Усаков Валерий Иосифович

Современное социокультурное пространство детства насыщено огромным информационным разнообразием, что далеко не всегда носит позитивный характер. Цель статьи – показать феномен спорта как весьма важного фактора укрепления здоровья ребенка, формирования у него социальных качеств, конкурентоспособности в достижении жизненного успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF SPORT IN SOCIOCULTURAL SPACE OF CHILDHOOD

Modern sociocultural space of childhood is rich in information variety and it is not always positive. The aim of this article is to show the phenomenon of sport as a very important factor of strengthening child health, training their social qualities, competitive abilities for achieving life success.

Текст научной работы на тему «Феномен спорта в социокультурном пространстве детства»

ФЕНОМЕН СПОРТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСТВА

Спорт, физическая культура, социокультурное пространство детства, олимпизм, здоровье,

кинезофилия, агонистика, калокагатия.

Современное социокультурное пространство детства насыщено огромным информационным разнообразием, что далеко не всегда носит позитивный характер. Цель статьи - показать феномен спорта как весьма важного фактора укрепления здоровья ребенка, формирования у него социальных качеств, конкурентоспособности в достижении жизненного успеха.

V.I. Usakov

Phenomenon of sport in sociocultural space of childhood

Sport, physical culture, sociocultural space of childhood, olympism, health, kinesop-

hely, agonistics, kalokogathia.

Modern sociocultural space of childhood is rich in information variety and it is not always positive. The aim of this article is to show the phenomenon of sport as a very important factor of strengthening child health, training their social qualities, competitive abilities for achieving life success.

Важнейшей проблемой современного социокультурного пространства детства является широчайший спектр соблазнов. Их позитивная, равно как и негативная, роль в формировании личности ребенка очевидна. В числе многочисленных соблазнов особая роль принадлежит спорту как безальтернативному феномену, раздвигающему всё новые и новые горизонты в развитии человека.

Целью данной статьи является анализ феноменологических функций спорта в контексте здоровьесохраняющей парадигмы. В соответствии с целью исследования был использован комплекс социально-педагогических методов: обобщение литературных и научных источников, анализ текущих тенденций, педагогический эксперимент.

Одним из ведущих принципов материалистического учения о человеке является принцип формирования его личности под влиянием социального опыта, включающего все достижения духовной и материальной культуры. Вместе с тем по биологическим особенностям человек представляет собой природное существо, что легко обнаруживается передающимися по наследству свойствами.

В ходе эволюции под влиянием труда, который стал главным фактором рождения и развития сознания человека, его социальная надбиологическая сфера оказалась способной без генетической эволюции обеспечить реакции человека на изменения в окружающей среде. В этом контексте спорт, основу которого составляет двигательная деятельность человека, одновременно воздействует как на его социальную, так и на биологическую сущность. Это специфическое свойство предопределяет огромные возможности современного спорта в совершенствовании социальной природы человека.

В социокультурном пространстве детства спорт занимает особое место. Базовой основой для понимания места и роли этого феномена служат реально удовлетворенные интересы и потребности детей в их целенаправленной и педагогически корректно структурированной и организованной двигательной деятельности. Суть этой базовой основы заключается в том, что спорт, являясь частью общей культуры человека, совокупностью духовных и материальных ценностей, которые сам человек и создает, принадлежит не столько вообще всем, сколько персонально каждому носителю и создателю этих ценностей. В контексте этого положения реально удовлетворенный интерес конкретного ребенка к двигательной активности физкуль-турно-спортивного или оздоровительного направления и определяет место и роль феноменов спорта и физической культуры в структуре интересов и потребностей его личности. Откуда же возникает интерес и как зарождается социальная потребность у ребенка в том или ином виде двигательной деятельности? Общеизвестно, что потребность в движении генетически обусловлена. Эту роль играет кинезофи-лия, которая в той или иной степени присуща каждому ребенку и на ранних этапах его онтогенеза играет определяющую роль не только в его физическом, но и умственном развитии. Наряду с высокой восприимчивостью детского организма к воздействиям окружающей среды и воспитания до определенного возрастного периода она позволяет не только линейно наращивать протоплазматическую массу тела ребенка, но и совершенствовать его мозговые структуры, нервные волокна, внутренние органы и синхронизировать все системы организма. Такова в общих чертах биологическая основа развития ребенка до тех пор, пока не угаснет генетический код кинезофилии, действие которого сопровождает его лишь до 8—10 лет [Анохин, 1975; Аршавский, 1982]. Далее - работа социума. Заменить утраченную биологическую потребность в движении призваны социальные функции физической культуры и спорта, в рамках которых и формируется мотивированная потребность в движении.

В истории развития человеческого общества спорт известен еще со времен шумерского царства. Однако своего пика и расцвета достигал лишь дважды: в VIII—V веках до нашей эры в эпоху древнегреческого эллинизма и в конце ушедшего XX столетия нашего времени.

Древние греки, открыв калокагатию, впервые подошли к пониманию приоритета духовной и физической гармонии как главной жизненной ценности, создав удивительную форму её проявления — Олимпийские игры. Современный спорт, пронизав все сферы общечеловеческой культуры агонистикой, дал небывалый толчок прогрессу науки, образования, производства. В свою очередь, и результаты в спорте — рекорды человека в проявлении им физических и эмоционально-волевых качеств — являются концентрированным выражением результатов науки, производства и образования.

На наш взгляд, эти и другие базовые положения актуализируют и предопределяют неисчерпаемые потенциальные возможности спортивной деятельности в становлении личности ребенка.

В социокультурном пространстве детства следует выделить три наиболее важные для этого периода социальные функции физической культуры и спорта: оздоровительную, образовательную и воспитательную. Потребность быть здоровым формируется у ребенка всем комплексом средств физической культуры: естественными силами природы, гигиеническими факторами окружающей среды и, конечно же, физическими упражнениями, отраженными в структуре режима дня, определяющего время и объемы применяемых средств.

Образовательная функция физической культуры позволяет накапливать двигательный опыт, на основе которого ребенок лучше, быстрее и полноценнее познает не только окружающий его мир, но и самого себя через формируемые двигательные возможности дальше прыгнуть, быстрее пробежать, больший вес поднять, перепрыгнуть, перелезть, переплыть и т. д. Каждое новое двигательное умение, которым овладевает ребенок, раздвигает для него новые горизонты развития и познания. В этом заложен огромный стимул развития.

Воспитательная функция физической культуры и спорта направлена на преодоление трудностей, во многом связанных, как правило, с большими физическими нагрузками, переживанием неудач и даже побед. Воля и трудолюбие, упорство в достижении желаемого результата, смелость и риск — вот те качества личности, которые лежат в основе мотивированной потребности ребенка реализовать себя через движение.

Кризис социально-экономического развития, разразившийся в России в конце 1990-х годов, привел к утрате ранее сформированных в обществе ценностей. Затянувшийся переход общества от одной модели развития к другой, может быть, даже более перспективной, сопровождается потерей многих жизненных ориентиров. В такой ситуации самыми незащищенными остаются дети, поскольку в отсутствии единой воспитательной парадигмы как общество в целом, так и отдельные его структурные элементы — семья, ДОУ, школа, вуз — не в состоянии эффективно воспитывать подрастающее поколение.

Тем не менее в обществе зреет понимание формирования единого воспитательного подхода, основанного на приоритетах общечеловеческих ценностей: мира, добра, здоровья, справедливости, терпимости. В центре такого подхода лежит идея воспитания у детей спортивной ментальности, концептуальные основы которой заложены в олимпизме.

Олимпийская идея для России, предложенная B.C. Родиченко [Родиченко, 1988], может стать той объединяющей силой, которая способна в нашем многонациональном государстве сплотить вокруг спорта молодежь, принести в каждый российский дом радость и гордость за Россию как великую спортивную державу, сделать красоту, здоровье, спортивное благородство, олимпийские идеалы достоянием всей российской молодежи.

Вместе с тем современное социокультурное пространство детства характеризуется резким снижением двигательной активности детей [Бальсевич, 2000; Ендропов, 1996].

Эта ситуация обусловлена не только угасанием кинезофилии, но и возросшими требованиями учебных программ, интенсивными педагогическими методиками и технологиями обучения, всеобщей компьютеризацией и информатизацией, обрекающими ребенка на малоподвижный образ жизни. В результате чего — ухудшение здоровья, снижение работоспособности, преждевременное старение. Утраченная потребность в активной двигательной деятельности приходит в противоречие с самой природой человека, требующей для своего гармоничного развития постоянной мышечной нагрузки. Отсюда и возникает осознанная необходимость общества создавать условия для полноценного физического развития всех, а формируемая с детства социальная потребность каждого ребенка быть здоровым становится базой для разработки программ, стандартов и технологий здоровьесохраняющего социокультурного пространства детства [Потапова и др., 2008; Щедрина, 1989].

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения всегда была актуальной. Никто и никогда не отрицал генеральной миссии его укрепления — повышения двигательной активности детей и молодежи. Однако попытки практиков ре-

шить эту проблему на старом методологическом фундаменте развития только физических качеств и формирования движений остаются половинчатыми и, как показывает действительность, желаемого результата не дают. Это свидетельствует о том, что в обществе еще не сформировалось понимание современных представлений о новой здоровьесохраняющей парадигме. Ключевым звеном такой парадигмы может и должна стать методология здоровьесохраняющего образования как комплекс целевых установок и системных механизмов, формирующий мотивированную социальную потребность в здоровье у каждого ребенка на всех возрастных этапах его развития.

В основе этой методологии лежат фундаментальные биологические и социальные законы: уже упомянутой кинезофилии, адаптации, активного отдыха, утомления и восстановления, длительности периода детства, аккомодации и ассимиляции окружающего пространства, социального наследования, калокагатии и др. К сожалению, современная система образования, переживающая очередную модернизацию, этими законами пока пренебрегает.

Как ни парадоксально, но новые подходы к оздоровлению молодежи базируются на древнейших постулатах калокагатии и агонистики. Через высокий дух к здоровому телу посредством состязания и далее к достижению жизненного успеха. Какое место в социокультурном пространстве детства должны занять эти составляющие, в свое время определившие культурный переворот в древнегреческой цивилизации? Очевидно, центральное, поскольку результирующим фактором, обеспечивающим успех человека в жизни, является конкурентоспособность, базирующаяся на крепком здоровье и спортивном менталитете.

Под спортивным менталитетом, на наш взгляд, следует понимать систему взглядов на жизнь как постоянный поиск своего места в ней, который сопряжен с борьбой за выживание и конкурентоспособностью. В этом чисто жизненном аспекте нашей ментальности спорт играет первостепенную роль как идеальная модель, имеющая собственную методологию формирования, основанную на принципах калокагатии и агонистики.

В аспекте воспитания спортивной ментальности важное место занимает семья. К сожалению, современные исследователи древнегреческого эллинизма пока еще мало уделяют внимания изучению традиций семейной преемственности олимпийцев. «Не только доброй традицией, но и весьма желательным элементом хорошего тона, — пишет Ю.В. Шанин, — считалась в аристократической семье агонисти-ческая преемственность от отцов к сыновьям» [Шанин, 2001, с. 132]. Опыт преемственности поколений в спорте хорошо описан Павсанием. Наиболее яркую страницу в олимпийскую летопись вписал знаменитый род Диагоридов. Диагор, его сын Дорией, брат Акусилай и его сыновья Дамант и Сосий и, наконец, внуки Эвкл и легендарный Пейседор неоднократно побеждали в Олимпии. Трогательна легенда о матери Пейседора, Ференике, проникшей на стадион, чтобы своими глазами увидеть победу сына [Там же, с. 133].

Первые попытки формирования спортивной ментальности у детей дошкольного возраста были предприняты в разработанной нами программе олимпийского воспитания и образования дошкольников [Усаков, 1995]. Представляющая собой комплекс системных педагогических идей, концепций, методик и технологий, она дает всем участникам образовательно-воспитательного процесса возможность творческого проявления своих способностей в различных областях жизни.

Экспериментальное внедрение программы было организовано в ДОУ № 312 г. Красноярска. В основу работы была положена олимпийская культура, содержа-

ние которой, с одной стороны, напрямую связано, с физическим, психическим и нравственным здоровьем, с другой — представляет собой целый пласт общечеловеческой культуры. Гипотетически идеи олимпизма могут направленно укреплять здоровье, воспитывать и образовывать ребенка, поскольку общечеловеческие ценности, проповедуемые этой идеей, доступны для понимания дошкольниками, содержат в себе большой эмоциональный заряд, могут быть актуализированы ребенком в его повседневной жизни и различных видах деятельности.

Наиболее ярко потенциальные возможности олимпизма в формировании спортивной ментальности прослежены А.Г. Егоровым [Егоров, 2001, с. 18—23]. Современное олимпийское сознание, пишет он, характеризуется синхронией трех его исторических форм — теологической, метафизической и позитивной. Если первым двум свойственен романтизм, то третья форма олимпийского сознания, присущая современному социуму, — прагматизм — представляет собой отображение тех реалий, которые сложились в обществе за последние 30 лет XX столетия. Это наиболее наглядно проявляется в молодежных субкультурах. Внешний облик, одежда, обувь, стиль, по меткому определению М.Я. Сарафа [Сараф, 1994], выступают главным фактором атрибуции, культурного самосознания и идентификации.

Проникновение олимпизма в молодежную среду идет через многочисленные как формализованные, так и неформализованные структуры: КВН, военно-спор-тивные клубы, лагеря труда и отдыха, общества филателистов, объединения «фанов», проекты «СпАрт» и «Фэйр Плэй» и др. Весьма высока их социализирующая роль, когда спорт занимает стержневую позицию.

В этом аспекте социализации спорт делает человека более конкурентоспособным. Это тем более важно в современном мире с его невероятными скоростями информационных потоков, во многом определяющих лицо современного общества.

Социализацию личности посредством спорта нельзя рассматривать вне возрастного аспекта. В этом плане спорт представляет собой уникальную модель, предлагая на каждом возрастном этапе жизни человека такие формы социализации, которые наиболее полно отражают готовность индивида ассимилировать и аккомодировать окружающий мир. Для детей - это игра, для подростков и юношей - состязание, для взрослых — общение.

Достаточно ярко социализирующая роль спорта проявляется в политике, экономике и искусстве. Сократ, Платон, Аристотель, Ифит, Ликург, Гомер, Леонардо да Винчи, Вольтер, Пьер де Кубертен — вот далеко не полный перечень известных личностей достаточно серьезно рассматривавших спорт в этом аспекте. Наиболее эффективна эта роль спорта в образовании. Он позволяет раздвигать горизонты познания самого себя, показывая поистине безграничные возможности совершенствования, в том числе и через олимпизм.

Бесценна образовательная роль спорта в системе здравоохранения. По меткому выражению Пьера де Кубертена: «Спорт рекомендует страждущим, немощным, хворым лучшее из лекарств — Себя. Примером своих сильных, здоровых, статных, мускулистых, закаленных, не поддающихся болезням приверженцев врачует отчаявшихся, исцеляет от недугов, утверждая: "В здоровом теле — здоровый дух"» [Усаков, 1995, с. 59-62].

В рамках спорта и олимпийской культуры зародилась идея «Фэйр Плэй» (честная игра) как кодекс нравственно этических принципов и правил поведения. Изначально эта идея преследовала цель создать существенный противовес негативным явлениям спорта: насилию, агрессивности, нечестности. Однако последующее уточнение концепции «Фэйр Плэй» предопределило не столько следование писа-

ным правилам и нормам поведения, сколько формирование убеждений честной игры, демонстрацию уважения к соперникам.

Рассмотренные выше некоторые феноменологические функции спорта позволяют сделать вывод о том, что в процессе многолетней целенаправленной спортивной практики формируется такой менталитет личности, который в итоге становится индивидуальным сводом законов и правил поведения, основан на мотивированной потребности к самосовершенствованию. С позиции социальной реальности это говорит о высокой культурологической значимости, неисчерпаемых потенциальных возможностях феномена спорта в социокультурном пространстве детства.

Библиографический список

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.

2. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982.

3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека // Теория и практика физической культуры. 2000.

4. Егоров А.Г. Философское значение современного олимпизма // Теория и практика физической культуры. 2001. № 7.

5. Ендропов О.В. Валеологические аспекты двигательной активности человека. Новосибирск, 1996.

6. Потапова Т.В., Ненашева A.B., Быков Е.В., Кабанов С.А. Информационное пространство здравотворчества в индивидуально-дифференцированном физкультурном образовании учащихся. 1-11 кл. Тюмень: ТГУ, 2008.

7. Родиченко B.C. Олимпийская идея для России. М.: Советский спорт, 1988.

8. Сараф М.Я. Спорт в системе культуры. Галицыно: Типография Военного института ПВ РФ, 1994.

9. Усаков В.И. К олимпийским вершинам — с детства. Красноярск. Книжное издательство, 1995.

Ю.Шанин Ю.В. Олимпия. История античного атлетизма. СПб.: Алтейя, 2001. 11. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.