Научная статья на тему 'Олимпийское воспитание как средство формирования социально значимых качеств у детей'

Олимпийское воспитание как средство формирования социально значимых качеств у детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19583
1060
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОЛИМПИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ / ГУМАНИЗМ / ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ СПОРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ / СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / СПОРТИВНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / АВТОРСКИЕ ТРЕНЕРСКИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ ШКОЛЫ / OLYMPIC UPBRINGING / OLYMPIC VALUES / HUMANISM / AMATEUR SPORTS / PROFESSIONAL SPORTS / INDIVIDUAL SPORT CULTURE / SPORT REHABILITATION MULTIFUNCTIONAL COMPLEXES / AUTHOR'S TRAINING SCHOOLS FOR CHILDREN AND YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Татьяна Леонидовна

Аргументируется тезис о необходимости создания системы олимпийского воспитания в общеобразовательных заведениях в форме специальных курсов, а для будущих спортсменов учреждения сети спортивно-реабилитационных полифункциональных комплексов в крупных городах России, где дети могли бы как формировать общие навыки поведения в спорте, так и постигать особенности выбранного ими вида, в частности характерные травмы и пути сбережения собственного здоровья. Предложенные автором меры способствуют организации системной работы с детьми в области олимпийского образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Olympic upbringing of the youth is a very important government task nowadays. The article proves the necessity to establish Sport Rehabilitation complexes in Russian cities where children could have special courses in Olympic values and rules of behavior in the types of sport they choose, its specific traumas and how to protect health if they go in for this sport. These centers could serve as rehabilitation and training playgrounds for young sportsmen. The measures proposed by the author are useful for system work in the sphere of Olympic education and upbringing.

Текст научной работы на тему «Олимпийское воспитание как средство формирования социально значимых качеств у детей»

Т.Л. ЧЕРНЫШЕВА (Новосибирск)

олимпийское воспитание как средство формирования социально значимых качеств у детей

Аргументируется тезис о необходимости создания системы олимпийского воспитания в общеобразовательных заведениях в форме специальных курсов, а для будущих спортсменов - учреждения сети спортивно-реабилитационных полифункциональных комплексов в крупных городах России, где дети могли бы как формировать общие навыки поведения в спорте, так и постигать особенности выбранного ими вида, в частности характерные травмы и пути сбережения собственного здоровья. Предложенные автором меры способствуют организации системной работы с детьми в области олимпийского образования и воспитания.

Ключевые слова: олимпийское воспитание, олимпийские ценности, гуманизм, любительский спорт, профессиональный спорт, спортивная культура личности, спортивно-реабилитационные полифункциональные центры, авторские тренерские детско-юношеские школы.

В современном мире олимпийское движение является одним из важнейших факторов сближения народов, преодоления межнациональных конфликтов. Огромной ценностью обладает, прежде всего, гуманистическая сущность олимпизма, заключающаяся в равенстве возможностей для всех людей, стремлении к совершенствованию не только тела, но и души, честности и уважении к своим конкурентам. Приобщение к идеалам олимпизма способствует формированию у детей таких социально значимых качеств, как целеустремлённость, смелость, выносливость, ответственность, справедливость. На это приобщение и направлено олимпийское воспитание. О необходимости олимпийского образования и воспитания в нашей стране активно стали говорить после Олимпиады в Москве в 1980 г. С тех пор было написано множество научных трудов, посвящённых этому вопросу. К ним относятся труды И.В. Бариновой (1994), Н.В. Печерского (1997), А.Г. Егорова (1997), В.С. Родиченко (1998), В.И. Столярова (1998),

Л.И. Лубышевой (1999), Г.Ф. Петлеваного (2000), А.А. Исаева (2002), Р.А. Пирожнико-ва (2005), В.И. Усакова (2012) и др. Во многих из них идёт речь о необходимости создания новой воспитательной системы, основанной на принципах олимпизма, о том, что такая система должна быть разработана и внедрена в образовательных учреждениях нашей страны. В.И. усаков, указывая на неисчерпаемые потенциальные возможности спортивной деятельности в становлении личности ребёнка, делает вывод о том, что в нашем обществе «ещё не сформировалось понимание современных представлений о новой здоровье-сохраняющей парадигме. ключевым звеном такой парадигмы может и должна стать методология здоровьесохраняющего образования как комплекс целевых установок и системных механизмов, формирующий мотивированную социальную потребность в здоровье у каждого ребёнка на всех этапах его развития» [16, с. 198]. Исследователь отмечает исключительную важность для развития мозговых структур ребёнка, синхронизации всех систем его организма генетического кода кинезофилии -биологической потребности в движении, которая сохраняется у ребёнка только до 8-10 лет, и совершенно верно заключает, что поэтому в подростковом возрасте «его место призваны занять социальные функции физической культуры и спорта, в рамках которых и формируется мотивированная потребность в движении» [Там же, с. 196]. По мнению учёного, спортивное образование необходимо для развития особого спортивного менталитета, предполагающего соревновательность, конкурентность, которые помогают достичь успеха в жизни. К сожалению, программы, предложенные многими авторами, так и не были внедрены в практику общеобразовательных учреждений; и даже после Олимпиады в Сочи нельзя не констатировать, что как 30 лет назад [1; 2], так и сегодня школьники не знают принципов и ценностей олимпизма, среди их приоритетов совершенствование души и тела находится далеко не на первом месте. Более того, каждый год происходит снижение уровня здоровья детей.

Сегодня, когда решение о создании новой молодёжной организации «Российское движение школьников» принято на самом высоком уровне, олимпийское образование может получить новый шанс для развития, став одним из важных аспектов её деятельности. Цель данной статьи состоит в определении актуаль-

О Чернышева Т.Л., 2016

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

ных аспектов и факторов олимпийского воспитания на данном этапе, важности неразграничения воспитательных технологий, направленных на детей, которые занимаются спортом для поддержания здоровья и формирования силы воли, и тех, которые призваны подготовить будущих олимпийских чемпионов. Они могут отличаться только по месту и количеству затрачиваемого на них времени, но не по содержанию. Представляется важным отметить, что воспитательные технологии, направленные на приобщение к ценностям олимпиз-ма, на наш взгляд, должны лечь в основу методики работы с детьми в рамках Российского движения школьников. Олимпийская идея для России, о которой говорил В.С. Родичен-ко [12], может послужить той силой, которая способна объединить молодёжь. Следовательно, необходимо из всего реестра предложенных методик спортивно-оздоровительной работы с детьми выделить те, которые могли бы быть тиражированы, определить чёткий алгоритм действий, направленный на вовлечение практически всех школьников нашей страны в процесс олимпийского воспитания. А для будущих спортсменов-профессионалов должны быть созданы условия для гармоничного развития в крупных региональных центрах нашей страны, которые в своей совокупности послужат кузницей олимпийских кадров.

В соответствии с целью исследования был использован комплекс социально-педагогических методов: обобщение научных источников, анализ текущих тенденций, метод опроса школьников.

По В.И. Столярову, олимпийское воспитание - это сложная педагогическая деятельность, которая предполагает развитие у воспи-туемых (при их активном участии) интересов, потребностей, ценностных ориентаций, реального поведения, культуры личности, образа жизни, опирающихся на ценности олимпизма [14, с. 9]. На наш взгляд, главное, чему способствует олимпийское воспитание, - это развитие у детей стремления к общественно полезной деятельности, развитие жизнелюбия. Вот почему олимпийское воспитание не должно быть прерогативой только тех детей, которые планируют связать свою жизнь со спортом высоких достижений, оно должно быть включено в государственную программу духовно-нравственного развития детей во всех школах страны. Ценность идеи олимпизма как раз и заключается в том, чтобы привить желание к самосовершенствованию любому человеку,

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

для которого спорт не является главным делом жизни. Ведь спорт в переводе со старофранцузского - это «игра», «развлечение», «хобби» [24]. Поэтому особой значимостью обладают спортивные достижения тех людей, для которых спорт не является профессией. В идеале Олимпиада - это праздник для непрофессионалов, а то, что на текущий момент мы являемся свидетелями обратного, как раз и создаёт массу проблем, с которыми сталкиваются участники олимпийского движения.

Любительский спорт и спорт профессиональный, или спорт для всех и спорт высших достижений, - это две совершенно разные категории. Первую разновидность иногда называют общедоступным, ординарным, массовым спортом, а вторую - большим, рекордным, элитным [14, с. 351]. В системе понятий теории олимпийского воспитания профессиональный спорт отличается от форм двигательной активности, направленных на сохранение и укрепление здоровья, физическое совершенствование, отдых, досуг и т. д., но не предусматривающих участие в соревнованиях и подготовку к ним. Таким образом, спорт высоких достижений - это неизбежные перегрузки и травмы, а следовательно, тяжелое испытание и психологического, и физического плана. Даже при благоприятном исходе тяжелая травма у многих детей и подростков отбивает желание заниматься физической культурой и спортом. Кроме того, 8-10% тяжелых травм заканчиваются потерей общей и спортивной трудоспособности, т. е. приводят к инвалидности.

Число телесных повреждений, полученных спортсменами на крупных соревнованиях, растет с каждым годом. В спортивном травматизме отмечаются преимущественно поражение суставов - 38%, много ушибов - 31%, переломы - 9%, вывихи - 4%. Бокс, баскетбол, хоккей и футбол становятся все более силовыми и контактными [8, с. 37]. Кроме того, есть ещё одна проблема - приём атлетами допинга. Известный факт, что сила мышц у атлета, принимающего допинг, может превосходить возможности его опорно-двигательного аппарата, что существенно повышает риск получить травму.

Различные виды спорта провоцируют проблемы определённых органов:

легкая атлетика - стопа и коленный сустав;

футбол - колени, лодыжки, растяжение мышц паха;

волейбол - плечи, пальцы, колени; баскетбол - лодыжки и колени; плавание - плечи, колени, голова, грибковые заболевания;

самбо - нос, уши, руки, кисти рук; гребля - спина (грыжа), плечи; тяжелая атлетика - плечи, локти, колени, стопы, спина;

стрельба - позвоночник (сколиоз), плечо, локти;

лыжный спорт - обморожение, сотрясение головного мозга, переломы, колени, спина, ребра, ожог сетчатки глаз, переохлаждение; хоккей - голова, шея, плечо, колени; гимнастика - спина (сколиоз, гиперлордоз, стертые диски), растяжение мышц, болезни костей и суставов (колени, стопы), задержка полового развития, сотрясение мозга, плечи, копчик;

мотоспорт - переломы ключицы, переломы запястий, растяжение связок плечевого сустава, разрывы связок колена, переломы лодыжки;

теннис - локти, колени, лодыжки, плечи; фехтование - остеохондрозы позвоночника, колени, патология грудного и шейного отделов позвоночника, локти, плечи;

борьба - голова, шея, плечи, уши, поясница, колени, стопы;

бокс - челюсть, голова, шея, плечи, колени, спина, локти.

Все эти травмы и болезни возникают зачастую из-за отсутствия культуры тренировки, стремления добиться сверхрезультатов без учёта возможностей собственного организма, а также из-за неспортивного поведения соперников. Более того, дети не знают, какие виды спорта провоцируют те или иные заболевания, и начинают брать на себя те нагрузки, которые им противопоказаны.

В корпус информации, которую включает в себя олимпийское воспитание, на наш взгляд, обязательно должны войти инструкции, как выбрать для себя оптимальный вид спорта с учётом своих физических и психических возможностей, поскольку каждый вид спорта востребует свои природные данные; как защитить себя от травм, характерных для того или иного вида спорта; как скомпенсировать чрезмерные нагрузки на определённые органы и тем самым сберечь своё здоровье. Составление атласа видов спорта, рекомендуемых разным детским психотипам, - важная комплексная задача, которая должна быть поставлена перед ко-

мандой спортивных тренеров, медиков, психологов.

В большинстве научных публикаций, анализирующих проблемы спортивного воспитания, предполагается, что спортивная культура личности всегда имеет исключительно гуманистическую направленность, однако, к сожалению, это не так. У спортсменов-профессионалов зачастую существуют вполне прагматические цели: заработать деньги, приобрести иные материальные блага, развить только физическую силу, волю в ущерб духовному становлению.

Поэтому важнейшим аспектом олимпийского воспитания мы считаем именно определение той грани, за которой спорт становится для ребёнка средством продемонстрировать своё превосходство над другими, средством сублимации своей агрессии. К сожалению, к агрессивному поведению зачастую приводит жестокое обращение со своими подопечными самого тренера, который, добиваясь результата методом кнута, на собственном примере доказывает могущество насилия. Это очень щепетильная и болезненная проблема в области, как правило, профессионального спорта, которую невозможно обойти при решении вопросов, связанных с олимпийским воспитанием. Педагогам необходимо донести до детей идею о том, что спорт не может быть нацелен на разрушение гуманистических идеалов, к чему обычно приводят желание победы в спортивном соревновании любой ценой (за счёт введения в заблуждение, нарушения правил, причинения вреда своему здоровью и здоровью конкурентов), стремление использовать спорт для удовлетворения прагматических, националистических или политических интересов, проявление нетерпимости и жестокости в официально признанном легитимным спортивном противостоянии. дети должны понимать, что в определённых случаях спорт становится разрушительной силой. Особенно вышесказанное актуально в свете возрождения идеалов взаимовыручки и коллективизма, которые существовали в пионерских организациях прежних лет. В формировании социально значимых качеств у школьников должен быть задействован широкий спектр мероприятий с использованием анимационных технологий - подвижных игр, требующих достижения результата совместными усилиями, эстафет, физической зарядки в различных стилях под руководством детей, спортивных спектаклей, дефиле и парадов.

Олимпийское воспитание, по нашему мнению, должно включать также основы ортобио-тики [20], содержащей технологии рационального образа жизни, сбережения здоровья, выработки оптимального распорядка труда и отдыха, определения жизненных приоритетов, тайм-менеджмента. Ортобиотика формирует полезные навыки, которые помогут детям добиться успеха во взрослой жизни.

В связи с вышесказанным считаем необходимым, во-первых, осуществление меры, на которую не раз обращали внимание, но не доводили до уровня реализации, - введение курса олимпийского воспитания в систему дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ; во-вторых, создание сети центров комплексного развития будущих спортсменов, где они будут обследованы на предмет соответствия состояния здоровья и наличия природных способностей к определённым видам спорта, пройдут курсы олимпийского воспитания, включающие множество специальных знаний, будут получать реабилитационные оздоровительные процедуры в случае получения травм, тренироваться под присмотром тренеров и других специалистов. То есть речь идёт о центрах, где будут оказываться все услуги, которые необходимы для поддержания физической и психической формы спортсмена.

Какие именно специалисты должны оказывать свои услуги в данных центрах для поддержания формы спортсмена? Их много, и они должны работать в команде. Высоких результатов и достижений в спорте не может быть без устойчивой моральной базы, душевного спокойствия и уверенности в завтрашнем дне, которые дают будущим олимпийским чемпионам стремление к победе. Поэтому очень важно поддерживать его психологическое состояние в норме, для чего иногда бывает недостаточно присутствия родных и близких, а нужна квалифицированная профессиональная помощь психолога. Безусловно, неоспоримым авторитетом для молодого спортсмена или команды является тренер, поэтому ему часто приходится играть роль психолога для своих подопечных. но если рядом с тренером находится человек с психологическим образованием, то вместе они могут предотвращать серьезные конфликты между членами команды, а также помогать им сразу с двух сторон - с профессиональной и моральной. Психолог поможет построить командные отношения, повысить эффективность работы команды и заме-

тить назревающие ссоры на том этапе, на котором тренер о них даже не подозревает, предотвратить профессиональное выгорание спортсменов и отделить личные проблемы от рабочих. Спортивный врач - это не только травматолог. Сегодня спортивный врач - это организатор, он является координатором, распорядителем, который знает все о спортсмене. Врач в команде - это тот, кто курирует больного во время диагностики, лечения, рекомендует допустимые нагрузки во время тренировки.

Массажист - это специалист, владеющий методикой массажа, разработанной специально для спортсменов с целью подготовки их к тренировкам и соревнованиям, повышения выносливости, увеличения работоспособности, снятия усталости и восстановления тонуса после повышенных физических нагрузок.

Используя принципы медитации и визуализации с помощью специалиста, спортсмен добивается своих целей быстрее и с меньшими усилиями благодаря пластичности нейронов. Были проведены многочисленные исследования с использованием сложных ЭЭГ и мышечного оборудования в целях изучения связи мозга с мышечной тканью. Их результаты показали, что во время медитации мозг посылает импульсы к мышцам и органам, как если бы это было на самом деле во время спортивного мероприятия. Для спортсменов, использующих медитацию, чтобы достичь своих целей, мыслеобразы должны быть направлены на победу. нужно визуализировать успехи, сознание должно рисовать картины высоких спортивных результатов.

Интенсивные физические нагрузки требуют от спортсмена много сил и энергии. Для того чтобы их ресурс не исчерпывался, чтобы занятия спортом приносили только пользу, необходимо придерживаться правил здорового питания. Какие продукты имеют наибольшую энергетическую ценность, богаты витаминами и необходимыми для организма спортсмена микроэлементами? Какого режима питания необходимо придерживаться для повышения спортивных способностей и выносливости организма? Какие продукты можно сочетать между собой и как правильно это делать, чтобы получить максимум пользы? Какой системы питания необходимо придерживаться в период реабилитации после травмы? на все эти вопросы отвечает спортивный врач-диетолог. Он разрабатывает специальные

оздоровительные программы питания и занятий спортом для людей в реабилитационный период после травмы. В это время необходим серьезный подход к подбору продуктов питания для скорого и полного восстановления организма. Специализация диетолога также заключается и в практических рекомендациях относительно здорового сбалансированного питания для людей, которые только приступают к занятиям спортом и не знают способностей своего организма.

Реабилитация спортсменов в данном спортивно-реабилитационном центре предполагает неоперативное вмешательство. Оно включает в себя наложение повязок, иммобилизацию поврежденной конечности (при необходимости), курс медикаментозной терапии (сюда входит применение всех фармакологических средств: от мазей до внутривенных вливаний). Затем наступает период, в ходе которого проводят различные физиотерапевтические мероприятия, назначаются специальная диета и режим, массаж, ЛФК, а затем и облегченные тренировки, психотерапевтические занятия. Дело в том, что полученные травмы наносят спортсменам, помимо физического, еще и значительный психологический урон, ведь из-за болезни атлеты вынуждены прерывать тренировки и подготовку к соревнованиям, а то и чувствуют, что подвели команду, особенно если травма получена уже во время соревнования. Поэтому одними из главных задач восстановительной терапии являются: во-первых, максимально быстрое возвращение спортсмена в нужную форму; во-вторых, восстановление его психоэмоционального состояния.

Следует подчеркнуть, что лишь немногие специализированные клиники занимаются реабилитацией спортсменов после травм, и обычно очередь туда расписана на несколько месяцев вперед. Поэтому все чаще атлеты и их семьи выбирают частные восстановительные центры, зачастую за границей, но и те не многофункциональны.

В вышеописанном центре необходима лаборатория по выявлению так называемого гена спорта, т. е. предрасположенности ребенка к тому или иному виду спорта (у ребенка берётся соскоб с внутренней стороны щеки, материал отправляется в лабораторию, которая выдаёт протокол анализа и рекомендации). заводится генетический паспорт ребёнка, и юный спортсмен действует строго по рекомендациям. Причём было бы очень полезно разра-

ботать философию каждого отдельного вида спорта, чтобы ребёнок, выбравший для себя, например, баскетбол, знал всё об этой игре: историю её появления, великих игроков, суть этой игры в отличие от других, с чем её можно сравнить из феноменов окружающей действительности. Проблемы с какими органами могут возникнуть при занятиях именно баскетболом, какими методами именно в баскетболе можно добиться высоких результатов -всю эту информацию необходимо вложить в специализированные курсы для детей. И всем ребятам, какой бы вид спорта они ни выбрали, необходимо прививать ценности олим-пизма, воспитывать гуманистически ориентированную спортивную культуру личности на всём протяжении их пребывания в данном полифункциональном центре. Следует прививать скромность, понимание того, что в спорте главное - это преодоление себя, а не соперника, непримиримость к проявлениям насилия и жестокости. Сегодня, когда всё большее число стран сталкивается с побоищами между болельщиками во время различных матчей, спортсмены не должны оставаться в стороне, они должны быть пропагандистами высоких стандартов спортивной культуры, особого достоинства как победившего, так и проигравшего. Добиться этого возможно с помощью всевозможных креативных методик в работе с будущими спортсменами. Ведь эффективной может быть только та программа, которая как по содержанию, так и по форме способна вызвать интерес детей и молодёжи.

Очевидно, что подобных центров, где созданы все необходимые для тренировок и реабилитации условия, присутствуют вышеупомянутые специалисты и целенаправленно занимаются воспитанием молодых дарований с позиций ценностей олимпизма опытные педагоги, не существует. Создать сеть таких инновационных социально-культурных центров, на наш взгляд, - перспективная задача государства, стремящегося добиться по-настоящему значимых результатов в спорте, про которые нельзя сказать, что они достигнуты «любой ценой», потому что «любая цена» подразумевает, как правило, сломанные здоровье и психику многих талантливых молодых людей, а значит, сломанные судьбы. И только комплексность усилий, направленных на поддержание формы будущих спортсменов, планомерность и поступательность работы с ними могут привести к высоким достижениям в спор-

те. Необходима преемственность. Маленькие дети, только пришедшие в спорт, должны находиться в постоянном контакте с известными спортсменами, и это можно организовать, расположив авторские тренерские детско-юношеские школы именно при таких центрах.

Главный вывод проведённого исследования заключается в следующем: олимпийское воспитание необходимо как будущим спортсменам-профессионалам, так и школьникам, которых важно перевести из равнодушных к спорту в статус «любителей», т. е. вовлечь в способствующий самосовершенствованию и увлекательный процесс, выработать у них сберегающие здоровье привычки. База информации олимпийского воспитания, его содержание для одной и другой аудиторий не должны иметь существенных различий, кроме тех, что для одних оно может быть организовано на базе специальных центров и в окружении спортивных менеджеров, а для других - на базе общеобразовательных школ силами преподавательского состава и привлечённых специалистов.

список литературы

1. Баринова И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодёжи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: РГАФК, 1994.

2. Егоров А.Г., Петлеваный Г.Ф., Шапоренко-ва О.В. Система олимпийского образования школы-комплекса № 39 физкультурно-эстетического направления // Олимпийское образование в школе: учеб. пособие. Смоленск, 1997. С. 139-172.

3. Ефременков К.Н. Межпредметные связи в структуре школьного олимпийского образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: РГАФК, 1998.

4. Исаев А.А. Спортивная политика России. М.: Сов. спорт, 2002.

5. Ковалевский В.А. Личность больного ребенка: проблемы реабилитации // Образование детей, больных сколиозом: теория и практика. Красноярск, 2004. С. 45-52.

6. Ковалевский В.А., Груздева О.В. Соматически больной ребенок: специфика социально-личностного развития (результаты комплексного исследования) // Вестник Краснояр. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. 2010. № 3. С. 115-122.

7. Лубышева Л.И. Олимпийская культура как фактор гуманизации современного спорта // Олимпийское движение и социальные процессы: материалы IX Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 10-ле-

тию Олимпийского комитета России и V Всерос. совещания «Практика олимпийского образования». М., 1999. С. 128-132.

8. Миронова З.С., Хейфец Л.З. Профилактика и лечение спортивных травм М.: Медицина, 1965.

9. Петлеваный Г.Ф. Гуманистические аспекты олимпийского образования школьников: учеб. пособие для студ. акад. и ин-тов физ. культуры. Смоленск, 2000.

10. Пирожников Р.А. Региональный аспект олимпийского образования // Теория и практика физической культуры. 2005. № 7. С. 24.

11. Печерский Н.В., Сучилин А.А. Олимпийское образование: учеб. пособие для студ. ИФК. Волгоград: Перемена, 1997.

12. Родиченко В.С. Олимпийская идея для России. М.: Сов. спорт, 1998.

13. Сергеев В.н. Гуманистическая направленность реализации олимпийского образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2000.

14. Столяров В.И. Актуальные теоретические и практические проблемы реализации в спорте с помощью спорта общечеловеческих гуманистических ценностей (социальный и философский анализ) // Философия: история и современность. М., 1998. С. 64-72.

15. Столяров В.И. Олимпийское воспитание: теория и практика. М.: Изд-во «Национальное образование», 2014.

16. Усаков В.И. Феномен спорта в социокультурном пространстве детства // Вестник крас-нояр. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. 2012. № 4.

17. усаков В.И. Сохранение и развитие здоровья детей дошкольного возраста в альтернативных дошкольных учреждениях: вариативная часть основной общеобразовательной программы. красноярск: кГПу, 2012.

18. усаков В.И. Формирование основ физической культуры в семье // Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы: сб. ст. по материалам IV Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 28 нояб. 2012 г. / отв. ред. И.Г. Каблу-кова; ред. кол. КГПУ им. В.П. Афанасьева. Красноярск, 2013.

19. усаков В.И. здоровье как фундаментальная ценность человека // Ребёнок в современном мире: материалы XX Междунар. конф. СПб., 2013. С. 269-173.

20. Шепель В.М. Ортобиотика. Слагаемые оптимизма. М.: Авиценна, 1996.

21. Шумакова А.В. Арт-педагогика: гуманизация образования в области физической культуры: монография. Ставрополь: Илекса, 2010.

22. Adams C. Alternative models for educating youth through sport: An historical examination of the Olympic youth camp, 1912-2004 // New aspects of

sport history. The Olympic lectures./eds. K. Lennarts, S. Wassong, T. Zawadzki. Academia Verlag. 2007.

23. Coubertin P. de The Olympic idea: Discourses and essayes. Lausanne: Carl - Diem - Inst, Editions Internationals, Olympia, 1966.

24. Спорт. URL: https://ru.wikipedia.

* * *

1. Barinova I.V. Sostojanie i puti sovershen-stvovanija olimpijskogo obrazovanija i vospitanija uchashhejsja molodjozhi: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M.: RGAFK, 1994.

2. Egorov A.G., Petlevanyj G.F., Shaporenkova O.V. Sistema olimpijskogo obrazovanija shkoly-kompleksa № 39 fizkul'turno-jesteticheskogo nap-ravlenija // Olimpijskoe obrazovanie v shkole: ucheb. posobie. Smolensk, 1997. S. 139-172.

3. Efremenkov K.N. Mezhpredmetnye svjazi v strukture shkol'nogo olimpijskogo obrazovanija: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M.: RGAFK, 1998.

4. Isaev A.A. Sportivnaja politika Rossii. M.: Sov. sport, 2002.

5. Kovalevskij V.A. Lichnost' bol'nogo rebenka: problemy reabilitacii // Obrazovanie detej, bol'nyh skoliozom: teorija i praktika. Krasnojarsk, 2004. S. 45-52.

6. Kovalevskij V.A., Gruzdeva O.V. Somatiche-ski bol'noj rebenok: specifika social'no-lichnostnogo razvitija (rezul'taty kompleksnogo issledovanija) // Vestnik Krasnojar. gos. ped. un-ta im. V.P. Astafeva. 2010. № 3. S. 115-122.

7. Lubysheva L.I. Olimpijskaja kul'tura kak faktor gumanizacii sovremennogo sporta // Olimpijskoe dvizhenie i social'nye processy: materialy IH Vseros. nauch.-prakt. konf., posvjashh. 10-letiju Olimpijskogo komiteta Rossii i V Vseros. soveshhanija «Praktika olimpijskogo obrazovanija». M., 1999. S. 128-132.

8. Mironova Z.S., Hejfec L.Z. Profilaktika i lechenie sportivnyh travm M.: Medicina, 1965.

9. Petlevanyj G.F. Gumanisticheskie aspekty olimpijskogo obrazovanija shkol'nikov: ucheb. posobie dlja stud. akad. i in-tov fiz. kul'tury. Smolensk, 2000.

10. Pirozhnikov R.A. Regional'nyj aspekt olimpijskogo obrazovanija // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 2005. № 7. S. 24.

11. Pecherskij N.V., Suchilin A.A. Olimpijskoe obrazovanie: ucheb. posobie dlja stud. IFK. Volgograd: Peremena, 1997.

12. Rodichenko V.S. Olimpijskaja ideja dlja Rossii. M.: Sov. sport, 1998.

13. Sergeev V.N. Gumanisticheskaja napravlen-nost' realizacii olimpijskogo obrazovanija: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2000.

14. Stoljarov V.I. Aktual'nye teoreticheskie i prakticheskie problemy realizacii v sporte s pomoshh'ju

sporta obshhechelovecheskih gumanisticheskih cen-nostej (social'nyj i filosofskij analiz) // Filosofija: istorija i sovremennost'. M., 1998. S. 64-72.

15. Stoljarov V.I. Olimpijskoe vospitanie: teorija i praktika. M.: Izd-vo «Nacional'noe obrazovanie», 2014.

16. Usakov V.I. Fenomen sporta v sociokul'-turnom prostranstve detstva // Vestnik Krasnojar. gos. ped. un-ta im. V.P. Astafeva. 2012. № 4.

17. Usakov V.I. Sohranenie i razvitie zdorov'ja detej doshkol'nogo vozrasta v al'ternativnyh doshkol'-nyh uchrezhdenijah: variativnaja chast' osnovnoj obshheobrazovatel'noj programmy. Krasnojarsk: KGPU, 2012.

18. Usakov V.I. Formirovanie osnov fizicheskoj kul'tury v sem'e // Doshkol'noe obrazovanie v sov-remennoj Rossii: problemy i perspektivy: sb. st. po materialam IV Vseros. nauch.-prakt. konf. Krasnojarsk, 28 nojab. 2012 g. / otv. red. I.G. Kablukova; red. kol. KGPU im. V.P. Afanas'eva. Krasnojarsk, 2013.

19. Usakov V.I. Zdorov'e kak fundamental'naja cennost' cheloveka // Rebjonok v sovremennom mire: materialy HH Mezhdunar. konf. SPb., 2013. S. 269173.

20. Shepel' V.M. Ortobiotika. Slagaemye opti-mizma. M.: Avicenna, 1996.

21. Shumakova A.V. Art-pedagogika: gumani-zacija obrazovanija v oblasti fizicheskoj kul'tury: monografija. Stavropol': Ileksa, 2010.

Olympic upbringing as the way to develop socially significant qualities of children

The Olympic upbringing of the youth is a very important government task nowadays. The article proves the necessity to establish Sport Rehabilitation complexes in Russian cities where children could have special courses in Olympic values and rules of behavior in the types of sport they choose, its specific traumas and how to protect health if they go in for this sport. These centers could serve as rehabilitation and training playgrounds for young sportsmen. The measures proposed by the author are useful for system work in the sphere of Olympic education and upbringing.

Key words: Olympic upbringing, Olympic values, humanism, amateur sports, professional sports, individual sport culture, Sport Rehabilitation multifunctional complexes, author's Training Schools for children and young people.

(Статья поступила в редакцию 10.05.2016)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.