Научная статья на тему 'Феномен советской школы и мастерство педагога: аксиологические аспекты изучения личных фондов уральских учителей'

Феномен советской школы и мастерство педагога: аксиологические аспекты изучения личных фондов уральских учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РЕГИОНА / ЛИЧНЫЕ АРХИВНЫЕ ФОНДЫ УРАЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / СОВЕТСКАЯ ШКОЛА / ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / PEDAGOGICAL HISTORY OF THE REGION / PRIVATE ARCHIVAL FUNDS OF URALS TEACHERS / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS / TEACHING EXCELLENCE / SOVIET SCHOOL / VALUES OF TEACHING AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Протасова Елена Владимировна

В статье на материале личных архивных фондов уральских учителей рассматривается педагогическое мастерство как явление, непреходящее по своему значению и выражающее сущность процессов в конкретный исторический период. Анализируются основные направления реализации мастерства учителей и формы его совершенствования в советский период истории. С учётом аксиологического подхода выделены идеи-ценности, обладающие потенциалом для современной образовательной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF SOVIET SCHOOL AND TEACHING EXCELLENCE: AXIOLOGICAL ASPECTS OF STUDYING PRIVATE FUNDS OF URALS TEACHERS

Based on the material of private archival funds of Urals teachers, the article considers teaching excellence as a notion expressing the essence of processes in a particular period and being of continued importance. The main ways of practicing teaching excellence and forms of mastering it are analysed. Following the axiological approach, some valuable concepts having the potential for modern educational practice have been distinguished.

Текст научной работы на тему «Феномен советской школы и мастерство педагога: аксиологические аспекты изучения личных фондов уральских учителей»

9. Разбегаева, Л.П. Ценностно-смысловая коммуникация и опыт ценностного самоопределения личности. Опыт как важнейшая составляющая социализации субъектов образовательного процесса: Материалы международной науч.-практич. Конференции / Л.П. Разбегаева. - Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2010. - В 2-х. частях.: Ч. I. С. 11-17.

10. Щуркова, Н.Е. Педагогика высокого полета / под ред. проф. Н. Е. Щурковой. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2015. - 128 с.

Педагогика

УДК: 371.2 (091)

кандидат педагогических наук, доцент Протасова Елена Владимировна

Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (г. Соликамск)

ФЕНОМЕН СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА: АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНЫХ ФОНДОВ УРАЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ1

Аннотация. В статье на материале личных архивных фондов уральских учителей рассматривается педагогическое мастерство как явление, непреходящее по своему значению и выражающее сущность процессов в конкретный исторический период. Анализируются основные направления реализации мастерства учителей и формы его совершенствования в советский период истории. С учётом аксиологического подхода выделены идеи-ценности, обладающие потенциалом для современной образовательной практики.

Ключевые слова: педагогическая история региона, личные архивные фонды уральских учителей, историко-педагогический анализ, педагогическое мастерство, советская школа, ценности педагогики и образования.

Annotation. Based on the material of private archival funds of Urals teachers, the article considers teaching excellence as a notion expressing the essence of processes in a particular period and being of continued importance. The main ways of practicing teaching excellence and forms of mastering it are analysed. Following the axiological approach, some valuable concepts having the potential for modern educational practice have been distinguished.

Keywords: pedagogical history of the region, private archival funds of Urals teachers, historical and pedagogical analysis, teaching excellence, Soviet school, values of teaching and education.

Введение. Пермский край - регион с богатой педагогической историей, главную составляющую которой представляет мастерство учителей. Тема педагогического мастерства является одной из основополагающих в педагогике, связана с совершенным владением учителем своим делом, обеспечением высокой эффективности образовательного процесса.

Одним из направлений изучения опыта прошлого является историко-педагогический анализ мастерства учителей советской школы и форм его совершенствования. В данной статье основными источниками для анализа выступают материалы личных архивных фондов уральских педагогов -документы делопроизводства, источники личного происхождения, публикации в средствах массовой информации, методические материалы, связанные с деятельностью учителей и образовательных учреждений. Значимость обращения к биографическим материалам определяется персонализацией региональной педагогической истории и актуализацией общепринятого положения о воспитании личности ученика личностью учителя. При отборе источников особое внимание отводилось жизненному и профессиональному опыту педагогов, школьной повседневности, формам самообразования учителей.

Изложение основного материала статьи. Архитектоникой исследования определены аксиологические приоритеты, составляющие одну из стратегий в сфере образования. Как отмечают В.А. Сластенин и Г.И. Чижакова, ценностные качества и признаки имманентны социальной природе образования, составляют его аксиологическую функцию, оказывают влияние на формирование личности [11]. В педагогической аксиологии особое место отведено идеям-ценностям, характеристикой которых является их гуманистическая направленность и значимость для современной образовательной практики. В этой связи многие традиционные и новаторские идеи советской школы, потенциал которых далеко не исчерпан, сохраняют своё значение в современных условиях. В предшествующих исследованиях механизм перевода конкретно-исторического контекста времени в сферу диалога культур был использован нами при реконструкции системы образования на Урале до 1917 года [10].

Школа советского периода являлась главным институтом социализации и ориентировалась на реальные потребности общества в воспитании «нового человека». Система образования базировалась на утверждении в массовом сознании официальной идеологии, что самым непосредственным образом сказывалось на формировании мировоззренческой позиции учительства. Анализ биографического материала из личных фондов учителей показал, что после смены режима в 1917 году в школу пришли выпускники дореволюционных учебных заведений. Новое поколение учителей прошло через Гражданскую и Великую Отечественную войну. Его отличали идейная убеждённость и высокий уровень организаторского мастерства, реализуемого на руководящей работе, в инициативных проектах по освоению нового, самовыражении педагогов в общественной деятельности.

Именно такими предстают многие уральские учителя 1930-1960-х годов, чьи биографии отражают «дух времени». Один из них - Иван Григорьевич Аверин (1899 г.р.) родился в деревне Гаревка Верхотурского уезда Пермской губернии в крестьянской семье. В 1919 году служил в отдельном уфимском батальоне, по делам службы побывал в Петрограде. В 1920-е годы воевал на польском фронте, участвовал в ликвидации

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-01300663 «История педагогики и детства XX века в личных фондах уральских учителей».

банд Махно, боролся с басмачами в Средней Азии. Во время службы был корреспондентом газеты «Красная Звезда» среднеазиатского военного округа. Военную службу завершил в крепости Кушка как политрук 4-го Туркестанского стрелкового полка.

В 1930-е годы он был заведующим верхотурского агитмассового отдела и ответственным секретарём районного исполнительного комитета. В это же время заочно окончил географическое отделение Пермского педагогического института. В 1940-е - начале 1960-х годов И.Г. Аверин работал учителем географии, инспектором и заведующим Александровского районного отдела народного образования, завучем и преподавателем школы рабочей молодёжи. Как лектор общества «Знание» выступал перед учащимися и рабочими промышленных предприятий с докладами на научно-естественные темы и проводил занятия по основам научного атеизма в школьных кружках. Большое внимание он уделял краеведению, его статьи по данной тематике публиковались в сборниках Пермского книжного издательства, журнале «Уральский следопыт», городской газете «Боевой путь». Награждён Орденом «Красной Звезды» [1].

Изученные материалы свидетельствуют, что в годы Великой Отечественной войны в педагогических техникумах и институтах Пермской (Молотовской) области делалось всё возможное для обеспечения школ квалифицированными кадрами. От учителей требовалось выполнение решений, касающихся дела образования и участия в приближении Победы. Это распространялось и на их постоянное профессиональное совершенствование. Проводились курсы подготовки учителей, семинары для педагогов старших классов, методические совещания с участием лучших преподавателей области, занятия по русскому языку и методике его преподавания с учителями национальных школ. Эти и другие направления работы с педагогическими кадрами представлены нами в публикации по уральским школам в годы войны [9].

В военное время многие учителя получили профессиональное образование и опыт мастерства вместе с жизненным опытом. Вот как об обучении в Кудымкарском педагогическом училище вспоминает Васса Захаровна Крохалева (Кривощекова) (1926 г.р.), принятая после окончания семилетней школы без экзаменов на школьное отделение в коми-пермяцкую группу в августе 1941 года:

«Помню, первого сентября была линейка, - пишет В.З. Крохалева, - и нас отправили в колхоз. Наша группа попала в д. Артамоново (теперь это пригород), а тогда она была в лесу, и мы шли туда несколько часов. Бригадиром там был старичок по прозвищу «Дзоран юр». Мы копали картошку, в конце сентября выпал снег. Из-под снега уже убирали овёс - косили и складывали в копны. Потом на гумне молотили горох. Хлеба нам давали один каравай на четверых. Его явно не хватало. Постоянно хотелось есть. Наш однокурсник Ваня Минин набрал в фуражку гороху. Бригадир это заметил и отобрал фуражку с горохом, так и не отдал. Вернулись в город, когда уже был глубокий снег. <...>

Жили в деревянном двухэтажном общежитии, без электричества, с печным отоплением. В комнатах по 13-15 человек. На комнату давали одну керосиновую лампу. Поэтому стихотворения наизусть нередко заучивали у окна при лунном свете. Дрова для училища заготавливали тоже сами студенты и сплавляли по Иньве.

<...> Стипендия была невелика, не помню, сколько рублей. Хотя я получала повышенную, всё равно не хватало. За учёбу брали 300 рублей в год. Наш папа был на фронте - меня освобождали от уплаты. А вот у Васи Климова (будущий наш писатель В.В. Климов) отец был старенький, на войну его не брали, так Вася вынужден был бросить учёбу, так как платить было нечем. Многие тогда отсеялись.

Хлеба давали нам по карточкам по 400 гр. на день. Из дома мама помочь мне ничем не могла - сами жили впроголодь. В столовой кормили по талонам баландой (вода без соли, заправленная горстью черной муки), червивым грибным супом без картошки. А весной, если дежуришь по столовой, собирали мешками крапиву, чаще в городском саду, но сторож нас выгонял. Естественно, от такого питания у меня началось малокровие.

На третьем курсе мы изучали военно-санитарное дело, а весной проходили практику на раненых в госпитале. Их в городе было три. Мы ходили на практику в здание окрисполкома. Помню, мне достались трое, которым я должна была сделать перевязку. Один был немолодой уже дяденька родом из Тамбовской области. Он был ранен в пятку. У меня руки дрожат от страха, он поправляет бинт, помогает мне, а сам рассказывает про свою семью, что дома у него остались жена и четверо детей. Попросил меня написать домой письмо. Второй мой раненый - молоденький солдатик, ранен в руку. Но я его не смогла найти -сбежал из госпиталя на Иньву через окно со второго этажа. Третий был угрюмый, очень нервный солдат с незаживающей раной вдоль по всей ноге. Полгода уже мотается по госпиталям. Кое-как я забинтовала ему ногу...

А война продолжалась, и ежедневно, ежечасно гибли люди. С нашего курса всех парней 17-летних взяли на войну...» [4].

По мнению Вассы Захаровны, успешному обучению во многом способствовали талантливые преподаватели, за встречи с которыми она благодарна судьбе. Например, Галина Андреевна Калина -замечательный языковед и литератор, образцовый классный руководитель, которая приехала на Урал в 1943 году из блокадного Ленинграда. В 1955 году В.З. Крохалева окончила коми-пермяцкое отделение Кудымкарского учительского института, где единственным преподавателем всех дисциплин по коми-пермяцкому языку и языкознанию была известный лингвист

Антонина Семёновна Кривощёкова-Гантман [3, л. 2-3].

В воспоминаниях В.З. Крохалева отмечает, что работу учителя русского и родного языка в течение всей жизни она сочетала с общественной работой секретаря комсомольской организации, председателя местного комитета профсоюза школы, председателя женского совета, секретаря товарищеского суда при сельском совете. Была пропагандистом и секретарём учительской партийной организации, лектором общества «Знание», общественным инспектором охраны памятников истории и культуры. Сотрудничала с редакцией газеты «Парма». Работая в школе, многие годы вела краеведческий кружок, в котором был собран обширный материал по истории школы, села, колхоза. В августе 1964 года на республиканском слёте учителей В.З. Крохалева представляла доклад об использовании краеведческого материала на уроках родного языка. В 1980-е годы в составе инициативной группы она участвовала в организации музея истории колхоза имени Ф.Э. Дзержинского. Вела деловую переписку с учёными, сотрудниками окружного музея, известными краеведами Коми-Пермяцкого округа [3, л. 4-5].

Мастерство педагогов проявлялось в руководстве школами, где приходилось решать множество организационных и хозяйственно-бытовых вопросов. Об этом, в частности, пишет Иван Петрович Рудик

(1920 г.р.), проработавший в системе народного образования с 1938 по 1980 год. На Урал он попал вместе с раскулаченными и высланными из Кировоградской области родителями. После окончания курсов в Соликамском педагогическом училище он был назначен учителем в Усть-Долгинскую семилетнюю школу. В старших классах вёл уроки рисования, черчения, немецкого языка. После основной работы обучал неграмотных взрослых. Был агитатором, редактором поселковой газеты, активным участником художественной самодеятельности.

В годы войны он заведовал сельскими начальными школами. Летом работал бригадиром в колхозе. Принимал участие в распространении государственных займов, в сборе средств на танковую колонну, на строительство самолёта. После окончания педагогического училища И.П. Рудик получил образование на географическом отделении Пермского педагогического института. В своих записях он отмечает, что много сил и времени требовалось для создания материальной базы школы и обеспечения нормальных условий труда. Осуществлялись капитальный ремонт сельских зданий, их переоборудование под школы и интернаты, заготовка дров, обеспечение учителей квартирами, строительство новых школьных зданий, открытие мастерских, кабинета по изучению сельскохозяйственных машин, тира по военному делу. Школа помогала совхозу в уборке урожая, подкормке зерновых и трав, посадке ягодных кустарников и других работах [7].

В 1960-1970-е годы в школах массово строились учебные мастерские и спортивные залы, устраивались учебно-опытные участки, открывались географические площадки. В практику вошла кабинетная система, с необходимым оборудованием и технической аппаратурой, что активизировало поиск путей эффективного проведения уроков с применением наглядности. В учебных заведениях работали предметные кружки и клубы, проводились тематические смотры знаний, создавались школьные музеи. Многие образовательные учреждения становились центрами совершенствования мастерства для педагогов города и области, основные направления которого выстраивались директорами и завучами по учебной и воспитательной работе, руководителями методических объединений. В практику вошли открытые уроки, обучающие семинары, работа педагогов в методических объединениях и предметных секциях. Событиями сельской и городской жизни становились учительские концерты, смотры художественной самодеятельности, выступления педагогических агитбригад.

Государственные проекты по переходу ко всеобщему среднему образованию, введение производственного обучения, участие школьников в общественно-полезном труде, организация коммунарского движения, усиление идейно-политического воспитания требовали совершенства процессуальной стороны обучения и воспитания. Существенную поддержку педагогам оказывал Пермский областной институт усовершенствования учителей, удостоверения которого о прохождении курсов повышения квалификации хранятся во многих фондах личного происхождения.

Вот какой предстаёт школа 1960-х годов в характеристике Раисы Ивановны Нарынской (1931 г.р.), директора Александровской средней школы имени А.П. Гайдара. В учебном заведении создана хорошая материальная база с мастерскими и предметными кабинетами, которые пополняются оборудованием, изготовленным учащимися. Педагоги используют на уроках кинопроекторы, магнитофоны, эпидиаскопы, проигрыватель. С учащимися проводятся экскурсии на природу и на промышленные предприятия. Большое внимание уделяется применению наглядных средств обучения и разным видам творческих работ. Школьники выступают на городских смотрах, где занимают призовые места по художественному чтению и инструментальной музыке. Пионерами создан музей А.П. Гайдара, где собран материал о его деятельности и проводятся беседы.

В клубе интернациональной дружбы ведётся переписка со школьниками четырёх стран и оформлены тематические альбомы о Чехословакии и Венгрии. Производственное обучение проходит на машинном заводе, где оборудован школьный участок и готовят токарей и слесарей. Осуществляется шефская поддержка школы заводом. Итоги учебно-воспитательной работы подводятся на общешкольном празднике «За честь школы». Работает «университет» по эстетическому воспитанию, проводятся городские и областные семинары учителей, старших пионерских вожатых, заместителей директоров. В характеристике подчёркивается стопроцентная успеваемость школьников за 1962-1964 годы. Сама директор вела уроки русского языка и литературы, руководила семинаром учителей, проводила лекции по новым учебным планам и программам, нравственному и эстетическому воспитанию, международному рабочему движению [6].

Популяризации педагогического мастерства способствовали городские и районные средства массовой информации, где в рубриках «Трибуна передового опыта», «Школа и жизнь», «Обучая - воспитывать» и других печатались заметки, статьи, репортажи по вопросам обучения и воспитания. В рамках изучения истории детства мы анализировали заметки школьников, опубликованные в периодических изданиях в период 1960-1970-х годов [8]. В фондах личного происхождения также представлены письменные свидетельства детей о событиях школьной жизни. Воплощение основных направлений общественной системы воспитания происходило в различных формах, что нашло отражение в публикациях школьников об их социальной активности, реализованных на практике поисковых и творческих идеях, связанных с деятельностью конкретного педагога.

Вырезки из газет, сохранившиеся в личных фондах, отражают профессиональную и общественную деятельность учителей, раскрывают методические аспекты работы, представляют читателю яркие события в развитии образовательной практики. Так, к 25-летию Александровской детской музыкальной школы Игорь Львович Мюллер по просьбе редакции газеты в трёх декабрьских выпусках 1991 года опубликовал воспоминания о занятиях с одарёнными детьми в «самодельной» музыкальной школе, об организаторской работе по открытию государственной музыкальной школы, о личных встречах и переписке с композитором Дмитрием Борисовичем Кабалевским в 1966-1986 годах, поддержавшего уральских учителей в их педагогическом почине [5].

Формированию положительного образа учителя и патриотическому воспитанию школьников способствовали публикации педагогами краеведческих материалов, историко-документальных свидетельств и воспоминаний о знаковых событиях в истории страны, участниками которых были уральские учителя. Вот как Валентина Васильевна Иващенко (1924 г.р.), директор Красновишерской восьмилетней школы № 2, участник Великой Отечественной войны, вспоминает об участии в боевых действиях в составе зенитно-артиллерийской дивизии на Первом Украинском фронте:

«Если на фронте было тяжело мужчинам, то женщинам - вдвойне. Я сейчас думаю: как мы всё это выдержали - многокилометровые переходы, рытьё землянок, ведь в расчёте были только девушки. От стрельбы раскалялись стволы орудий, не выдерживал металл, а мы выстояли...

В начале 1945 года в одном из боёв меня контузило, попала в госпиталь, а оттуда - в зенитно-артиллерийскую дивизию, которая находилась в составе московской зоны противовоздушной обороны. Там и встретила день Победы.

Нам объявили, что лучшие расчёты будут участвовать в салюте Победы. И 25 июня 45-го года после парада Победы мы давали салют. Мой прожектор был установлен возле Киевского вокзала. Тысячи прожекторов врезались в небо над Москвой. Затем, плавно описывая круги, замерли под углом в 45 градусов. И вновь закружились. Залпы орудий, фейерверк, ликующие толпы народа. Всё это навсегда останется в моей памяти.

Три с половиной года была я на фронте, но мне всегда кажется, что полжизни...» [2].

Выводы. В заключение отметим, что высокая эффективность воспитательной системы советской школы во многом определялась личным примером учителей. Их педагогическое мастерство и его реализация на практике были обусловлены призванием к учительскому труду, организаторским талантом, ответственностью за избранную профессию. Многих педагогов отличало подвижничество как активная гражданская и профессиональная позиция. Нормой образовательной практики являлось постоянное повышение качества подготовки выпускников, что стимулировало педагогов к совершенствованию мастерства организации обучения. Гибкие связи внутри учительского сообщества способствовали выработке понятия «престиж учителя», что вызывало «равнение на лучших» в создании развивающей и культурной среды школы, в представлении педагогических и методических достижений, в освоении новых программ и технологий, отвечающих не только общественным потребностям, но и ожиданиям детей. Инициирование педагогами самостоятельной работы по совершенствованию мастерства предопределяло исследовательскую и поисковую деятельность, постоянный обмен педагогическим опытом, поиск форм самовыражения и представления результатов педагогического труда.

Литература:

1. Личный фонд Аверина Ивана Григорьевича. Историческая справка-предисловие // Архивный отдел администрации Александровского муниципального района Пермского края (АОАР). Ф. 106. Оп.1. Д. 02-10. Л. 1-2.

2. Личный фонд Иващенко Валентины Васильевны. Вырезка из районной газеты с заметкой о В.В. Иващенко. 9.05.1988 // Архивный отдел администрации Красновишерского муниципального района Пермского края. Ф.150. Оп.1. Д. 16. Л.1.

3. Личный фонд Крохалевой Вассы Захаровны. Автобиография. 14.10.2001 // Архивный отдел администрации Юсьвинского муниципального района Пермского края (АЮР). Ф. 126. Оп.1. Д. 5. Л. 1-6.

4. Личный фонд Крохалевой Вассы Захаровны. Воспоминания В.З. Крохалевой (Кривощековой) о своей юности в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // АЮР. Ф. 126. Оп.1. Д. 6. Л. 4-6.

5. Личный фонд «Мюллер Игорь Львович, учитель, краевед». К 25-летию Александровской детской музыкальной школы. Вырезки из газеты «Боевой путь» // АОАР. Ф. 129. Оп. 1. Д. 62. Л.1-3.

6. Личный фонд Нарынской Раисы Ивановны. Наградной лист Р.И. Нарынской к значку «Отличник народного просвещения» // АОАР. Ф. 110. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-3.

7. Личный фонд Рудика Ивана Петровича. Биографические воспоминания И.П. Рудика. 2.04.1970 // Архивный отдел администрации Соликамского муниципального района Пермского края. Ф. 92. Оп.1.

8. Протасова Е.В. Заметки школьников в периодических изданиях Пермской области (на материалах 1960-х-1970-х гг.) / Е.В. Протасова // Научный диалог. - 2013. - № 8 (20): Педагогика. - С. 152-166.

9. Протасова Е.В. Уральские школы в годы Великой Отечественной войны (по материалам архивов и музеев Пермского края) / Е.В. Протасова // Научный диалог. - 2018. - № 1. - С. 244-264.

10. Система образования на Урале и уровень образованности населения региона до 1917 года: монография / Н.В. Логунова, Л.Л. Мазитова, Е.В. Протасова; науч. ред. Е.В. Протасова. - Соликамск: СГПИ, 2013. - 223 с.

11. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.