Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН «СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ» В ДИСКУРСЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО УСПЕШНОГО ПОДРОСТКА'

ФЕНОМЕН «СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ» В ДИСКУРСЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО УСПЕШНОГО ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
240
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ / КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ / УСПЕШНАЯ ЛИЧНОСТЬ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / ТРУДОЛЮБИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Павлова Лариса Юрьевна

Актуальность исследования определена современной ситуацией в системе образования, которая требует пересмотра работы по формированию социально успешного подростка, способного стать конкурентоспособной личностью, осуществляющей социально полезную деятельность. Цель исследования - уточнить содержание феномена «социальный успех» в контексте формирования социально успешного подростка. Задачи исследования: выявить особенности феномена «социальный успех» в педагогической литературе, основы междисципльнарности данного понятия; определить показатели и особенности феномена «социальный успех» в восприятии современных подростков; обосновать необходимость применения новых методов и форм работы по формированию социально успешного подростка. Эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 27» города Ярославля. В анкетировании приняли участие 203 обучающихся 7-8-х классов. Для проведения исследования использовались диагностика личностной тревожности А. М. Прихожан и анкетирование обучающихся (анкета «Символы социального (общественного) успеха»). В результате исследования были определены содержательные основы феномена «социальный успех»; выявлены особенности восприятия содержания феномена «социальный успех» и показателей социального успеха у современных подростков; сделан вывод о необходимости дальнейшего междисциплинарного исследования феномена «социальный успех» и разработки новых методов, форм, приемов работы с обучающимися для достижения ими социального успеха. Изложенные в статье результаты могут быть использованы в научно-исследовательской работе в качестве исходного материала при проведении дальнейших теоретических и практических исследований, а также в профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных организаций, занимающихся вопросами личностного развития подростка и организацией воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF “SOCIAL SUCCESS” IN THE DISCOURSE OF THE PROBLEM OF SOCIALLY SUCCESSFUL TEENAGER FORMATION

The relevance of the study is determined by the current situation in the education system, which requires a revision of the work on the formation of a socially successful teenager capable of becoming a competitive personality engaged in socially useful activities. The purpose of the study is to clarify the content of the phenomenon of "social success" in the context of the formation of a socially successful teenager. Research objectives are to identify the features of the phenomenon of "social success" in pedagogical literature, the basics of interdisciplinarity of this concept; to determine the indicators and features of the phenomenon of "social success" in the perception of modern adolescents; to justify the need for the use of new methods and forms of work on the formation of a socially successful teenager. The empirical study was conducted on the basis of the municipal educational institution “Secondary School No. 27” of the city of Yaroslavl. 203 students from 7-8 grades took part in the survey. To conduct the study, the diagnostics of personal anxiety of A. M. Prikhozhan and the questionnaire of students (questionnaire “Symbols of social (public) success”) were used. As a result of the study, the substantial foundations of the phenomenon of “social success” were determined; the peculiarities of the perception of the content of the phenomenon of “social success” and indicators of social success in modern adolescents were revealed; the conclusion was made about the need for further interdisciplinary research of the phenomenon of “social success” and the development of new methods, forms, methods of working with students to achieve social success. The results presented in the article can be used in research work as a source material for further theoretical and practical research, as well as in the professional activities of teachers of educational organizations dealing with the personal development of adolescents and the organization of educational activities.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН «СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ» В ДИСКУРСЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО УСПЕШНОГО ПОДРОСТКА»

Научная статья УДК 37.032

DOI: 10.20323/2658-428X-2022-4-17-113-125 EDN: VFHTGR

Феномен «социальный успех» в дискурсе проблемы формирования социально успешного подростка

Лариса Юрьевна Павлова

Аспирант ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», Ярославль [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8293-1068

Аннотация. Актуальность исследования определена современной ситуацией в системе образования, которая требует пересмотра работы по формированию социально успешного подростка, способного стать конкурентоспособной личностью, осуществляющей социально полезную деятельность. Цель исследования -уточнить содержание феномена «социальный успех» в контексте формирования социально успешного подростка. Задачи исследования: выявить особенности феномена «социальный успех» в педагогической литературе, основы междисципль-нарности данного понятия; определить показатели и особенности феномена «социальный успех» в восприятии современных подростков; обосновать необходимость применения новых методов и форм работы по формированию социально успешного подростка. Эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 27» города Ярославля. В анкетировании приняли участие 203 обучающихся 7-8-х классов. Для проведения исследования использовались диагностика личностной тревожности А. М. Прихожан и анкетирование обучающихся (анкета «Символы социального (общественного) успеха»). В результате исследования были определены содержательные основы феномена «социальный успех»; выявлены особенности восприятия содержания феномена «социальный успех» и показателей социального успеха у современных подростков; сделан вывод о необходимости дальнейшего междисциплинарного исследования феномена «социальный успех» и разработки новых методов, форм, приемов работы с обучающимися для достижения ими социального успеха. Изложенные в статье результаты могут быть использованы в научно-исследовательской работе в качестве исходного материала при проведении дальнейших теоретических и практических исследований, а также в профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных организаций, занимающихся вопросами личностного развития подростка и организацией воспитательной деятельности.

Ключевые слова: социальный успех; конкурентноспособность; успешная личность; самоактуализация; целеустремленность; саморазвитие; трудолюбие

© Павлова Л. Ю., 2022

Феномен «социальный успех» в дискурсе проблемы формирования социально успешного подростка

113

Для цитирования: Павлова Л. Ю. Феномен «социальный успех» в дискурсе проблемы формирования социально успешного подростка // Социально-политические исследования. 2022. № 4 (17). С. 113-125. http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-4-17-113-125. https://elibrary.ru/vfhtgr.

Original article

The phenomenon of "social success" in the discourse of the problem of socially successful teenager formation

Larisa Yu. Pavlova

Post-graduate student, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky, Yaroslavl

[email protected], https://orcid.org/0000-0001-8293-1068

Abstract. The relevance of the study is determined by the current situation in the education system, which requires a revision of the work on the formation of a socially successful teenager capable of becoming a competitive personality engaged in socially useful activities. The purpose of the study is to clarify the content of the phenomenon of "social success" in the context of the formation of a socially successful teenager. Research objectives are to identify the features of the phenomenon of "social success" in pedagogical literature, the basics of interdisciplinarity of this concept; to determine the indicators and features of the phenomenon of "social success" in the perception of modern adolescents; to justify the need for the use of new methods and forms of work on the formation of a socially successful teenager. The empirical study was conducted on the basis of the municipal educational institution "Secondary School No. 27" of the city of Yaroslavl. 203 students from 7-8 grades took part in the survey. To conduct the study, the diagnostics of personal anxiety of A. M. Prikhozhan and the questionnaire of students (questionnaire "Symbols of social (public) success") were used. As a result of the study, the substantial foundations of the phenomenon of "social success" were determined; the peculiarities of the perception of the content of the phenomenon of "social success" and indicators of social success in modern adolescents were revealed; the conclusion was made about the need for further interdisciplinary research of the phenomenon of "social success" and the development of new methods, forms, methods of working with students to achieve social success. The results presented in the article can be used in research work as a source material for further theoretical and practical research, as well as in the professional activities of teachers of educational organizations dealing with the personal development of adolescents and the organization of educational activities.

Keywords: social success; competitiveness; successful personality; self-actualization; purposefulness; self-development; diligence

For citation: Pavlova L. Yu. The phenomenon of "social success" in the discourse of the problem of socially successful teenager formation. Social and political researches. 2022;4(17):113-125. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-4-17-113-125. https://elibrary.ru/vfhtgr.

114

Л. Ю. Павлова

Введение

Современное постиндустриальное общество характеризуется возрастанием темпов развития, высоким уровнем информатизации, ростом роли знаний, уровня образования человека, развитием институтов гражданского общества.

Социокультурные преобразования всех сфер общественной жизни определяют значимость понятия «социальный успех» как одного из критериев продуктивности осуществляемой личностью деятельности. Поступательное развитие государства во многом опирается на эффективную деятельность граждан как в личностном, так и общественном контекстах. В соответствии с теорией мотивации Д. Мак-клелланда «мотив достижения» является ключевым фактором экономического роста [Макклелланд, 2007]. Для тех государств, где распространенным явлением становится стремление к успеху, характерно более быстрое социально-экономическое развитие, а также высокий уровень общественного благополучия [Штомпка, 1996]. Академик М. К. Горшков в своих трудах успехи модернизации общества связывал с оздоровлением социальной среды, духовным развитием каждого человека в отдельности и общества в целом, с приоритетом человеческой личности в системе факторов и целей экономического развития [Горшков, 2014].

Если рассматривать показатели, которые косвенно дают представ-

ление об успешности граждан, то можно использовать такой показатель, как индекс счастья, который рассчитывается по 156 странам. В 2022 году на 1-м месте по индексу счастья находится Финляндия (7,821 балла), на 2-м месте - Дания (7,636 балла), на 3 месте - Исландия (7,557 балла). Российская Федерация располагается на 80 месте (5,459 балла) [Всероссийский центр изучения ... ].

Исследования показывают, что «счастливый сотрудник работает на 12 % продуктивнее» [Oswald, 2015, с. 785]. Если человек успешен и счастлив, то он напрямую способствует развитию общества и государства.

Современная ситуация выдвигает новые требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения, ставит перед системой образования задачу формирования личностных качеств подростка, обладающего высоким уровнем субъ-ектности, реализующего свое «Я» через разнообразную социально полезную деятельность, социально успешного, способного творчески мыслить и адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, эффективно взаимодействовать с другими людьми [Козырев, 2017].

Еще 27 апреля 2010 года министр образования и науки Российской Федерации, им тогда был А. А. Фурсенко, в своем выступлении на Первом съезде учителей и образования государств - членов Содружества Независимых Госу-

Феномен «социальный успех» в дискурсе проблемы формирования социально успешного подростка

115

дарств определил приоритетную задачу образования: «Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится» [Цит. по Павлова, 2022, ^ 141]. И в настоящее время данная задача остается приоритетной для нашего государства.

В Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» одной из приоритетных задач реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования выделяется - обеспечить «условия создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающих их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности» [Официальный интернет-портал, дата обращения 25.05.2022]. В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 года № 996 - р «Об утверждении развития Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» декларируется, что одним из приоритетов государственной политики в области воспитания является «создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности», а также «формирование внутренней позиции личности по отношению к

окружающей социальной действительности» [Электронный фонд правовых ... ].

Анализ стратегических документов позволяет сделать вывод, что приоритетной задачей образования становится помощь подростку в его личностном развитии, формирование социально успешной личности, стремящейся к позитивному самовыражению и участию в различных формах социально значимой деятельности. Категория «успех» в данном контексте может рассматриваться не только как ценность, но и как определенный ориентир в системе современного образования. Однако в образовательной практике не всегда создаются условия для выполнения данной задачи. Об этом свидетельствуют исследования Л. Г. Пак, М. С. Староверовой, В. П. Сазонова.

Обзор литературы

Идея конкурентоспособности выпускника, которая заложена во многих документах, регулирующих образовательную деятельность, основывается на категории «успех».

Проведя исторический экскурс понятий «успех», «успешность», «социальная успешность», можно сделать вывод о том, что они отражают одобрение обществом характеристик, свойств и достижений личности согласно нормам и правилам, принятым в данном социуме.

Обратимся к анализу понятия «успех». Словари С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова, С. А. Кузнецова предлагают следующее толкование

116

Л. Ю. Павлова

термина «успех»: успех - это «удача в достижении чего-нибудь», «общественное признание», «хорошие результаты в работе, учебе», «достижение поставленной цели в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо» [Ожегов, 1999].

В. Г. Орешкин в своей статье «Категория «успех» в контексте современного образования» приводит лингво-культурологическое сопоставление понятия «успех» в русской и западной культуре. Так, в английском языке слово success (успех) (от лат. Succedere - «искать, домогаться, следовать») имеет три группы значений. Первая связана с удачей, благоприятным исходом. Вторая - с благосостоянием, материальным благополучием. Третья - с признанием, которое может относиться и к произведению, и к человеку, пользующемуся успехом. В синонимическом ряду обнаруживаются слова, внутренне связанные с экономическим благополучием (prospering, making a fortune, benefiting).

Феномен «социальный успех» является междисциплинарным понятием и его трактовка базируется на национальной основе. Как отмечает В. Г. Орешкин в западной («трансатлантической») культуре успех ассоциируется прежде всего с богатством и карьерой, напрямую связывается с усилиями личности. В русской - с победой в бою, с достижениями в познаниях, завоеванием симпатий, с

везением и данными от Бога способностями [Орешкин, 2016].

В большинстве педагогических исследований понятие «успех» связано с результативностью освоения учебного материала. Так Я. Комен-ский, И. Песталоцци считали, что успешность в процессе обучения напрямую связана с эффективностью образовательного процесса. О. Бирина, Г. Сазонова в своих работах выделяют категорию «успешности» как критерий, определяющий качество образования. Ю. К. Бабанский рассматривал успешность как критерий эффективности обучения. Такие авторы как Н. Шалимова, И. Пщеницова уделяют внимание понятию «успех» как степени усвоения учебной информации и среднему показателю уровня обученности.

Ю. Братчиков, С. Шаталов рассматривали проблему обеспечения позитивного эмоционального отношения к учению как фактора, который способствует формированию успешности обучающихся.

В работах Н. Батуриной, М. Сафроновой, А. Лопатиной значительное внимание уделено психологическому аспекту успешности обучающихся. Исследователи

Е. Коротаева, А. Белкина, В. Питю-кова указывали, что средствами формирования успешности учащихся являются и специальные технологии создания ситуации успеха [Анисимова, 2008].

Таким образом, большинство работ исследователей определяют ка-

Феномен «социальный успех» в дискурсе проблемы формирования социально успешного подростка

117

тегорию «успех» с точки зрения результативности освоения учебного материала и в контексте показателей уровня обученности. Критерием достижения успеха в подобном подходе являются учебные достижения.

Однако учебные достижения не дают полного представления о личностном успехе обучающегося. Известным является факт, что Александр Сергеевич Пушкин занимал 28-е место из 30-ти в рейтинге успеваемости Царскосельского лицея. Неспособными учащимися также считались Н. Лобачевский, О. Бальзак, К. Циолковский,

И. Бродский, Л. Бетховен, В. Маяковский, Т. Эдисон.

Таким образом, феномен «социальный успех» и категорию успешности необходимо рассматривать в широком контексте, опираясь не только на учебные достижения и освоение необходимого материала, но и на личностные достижения в различных сферах общественной деятельности.

С учетом многомерности понятия «успешный человек» П. Сорокин рассматривал развитие человека с точки зрения триады «личность, общество и культура» потоки, 1962].

Л. С. Выготский рассматривал успех как деятельность, которая приводит к поставленной цели наиболее коротким путем и приносит человеку максимальное удовлетворение, а также предполагает гармонию личных и общественных интересов [Выготский, 1991].

А. Маслоу в своих трудах определял необходимость достижения успеха как потребность, проявляющуюся в процессе самоактуализации и самореализации личности [Маслоу, 2019]. Представитель данного направления В. Франкл писал: «Самоактуализация - это не конечное предназначение человека. . Если превратить самоактуализацию в самоцель, она вступит в противоречие с самотрансцендентностью человеческого существования. <...> Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя. Если он намеревается актуализировать себя вместо осуществления смысла, смысл самоактуализации тут же теряется» [Франкл, 2019, с. 234].

Э. Фромм особое внимание уделял высшим экзистенциальным потребностям, раскрывая в своих работах содержание и сущность личностного успеха [Фромм, 2011].

Психосемантическому анализу понятия «успешный человек» посвящена работа В. С. Атюниной, где особое внимание уделено междисциплинарным подходам к исследованию понятия «успех».

Аксиологический взгляд на успех позволяет понять его как одну из практических ценностей. Выражением подобного отношения к «успеху» является одна из заповедей В. Ф. Малиновского, одного из первых директоров Царскосельского лицея: «Лицемерию надо объявить войну и ценить выше малое внутреннее добро

118

Л. Ю. Павлова

против великого наружного» [Цит. по Орешкин, 2016].

С практической точки зрения современного общества идеи успешного человека рассматриваются во многих трудах, посвященных саморазвитию и самообразованию. В. Г. Орешкин в своей работе выделяет проблему необходимости постоянного саморазвития и самосовершенствования человека в современном мире для достижения социального успеха личности [Орешкин, 2018]. Н. И Белова в своих работах определяет необходимость использования методов работы, которые повышают личностную мотивацию в школьном возрасте [Белова, 2019].

Н. В. Михайлова предлагает следующее определение феномена «социальная успешность» - «это определенный уровень социальных достижений, признаваемый успешным в данной стране и ее культурой. Обычно это определенный уровень материального достатка, гармонии с самим собой, профессионального и социального статуса, социального влияния» [Михайлова, 2012, с. 12].

Именно таким представляется современный социальный успех личности - успех в различных сферах общественной жизни, сопровождающийся саморазвитием и самоактуализацией личности.

Методы исследования

Целью проведенного нами эмпирического исследования было уточнение содержания феномена «социальный успех» в контексте формирования успешной личности под-

ростка. В исследовании приняли участие 203 обучающихся 7-8-х классов общеобразовательных организаций г. Ярославля (соотношение лиц женского и мужского пола примерно одинаковое). Для исследования были применены диагностика личностной тревожности

А. М. Прихожан и анкетирование обучающихся (анкета «Символы социального (общественного) успеха»).

Результаты исследовании

В результате выявления самооценочной тревожности у 20 % девочек и 31 % мальчиков был выявлен явно повышенный уровень тревожности. Данный вид тревожности связан с ситуациями самоактуализации личности, проявлением личностного потенциала и достижения целей своей деятельности. Уровень межличностной тревожности у 32 % девочек и 18 % мальчиков также является явно повышенным. Межличностная тревожность связана с необходимостью коммуникации, активного взаимодействия в процессе деятельности как со знакомыми людьми, так и с незнакомыми. В целом, наличие явно повышенного уровня самооценочной и межличностной тревожности свидетельствует о значимости для обучающихся ситуаций достижения социального успеха, их тревожности в отношении недостижения желаемого результата деятельности.

Результаты обработки анкеты «Символы социального (общественного) успеха» представлены в таблице 1.

119

Феномен «социальный успех» в дискурсе проблемы формирования социально успешного подростка

Таблица 1.

Анализ результатов анкеты

№ вопроса Вопрос Варианты ответа Полученные данные в процентах

1 Что Вы подразумеваете под термином «социальный успех» (выберите 1-3 варианта) достижение поставленных целей 47

карьера, достижения в профессиональной деятельности 24

материальный достаток 13

благополучие в семье 12

счастливое состояние, приятные самоощущения 8

любимая работа 4

уважение, признание окружающих 3

2 Назовите показатели жизненного успеха (выберите 1-3 варианта) карьерный рост 55

профессионализм 54

благополучие в семье 50

материальное благосостояние 36

личная удовлетворенность 34

престижная работа 28

уважение окружающих 26

высокий социальный статус 22

3 Какими качествами должен обладать успешный человек (выберите 1-5 вариантов) целеустремленность 83

уверенность в себе 68

трудолюбие 59

ответственность 53

развитое мышление 48

вера в успех 39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

способность адаптироваться (гибкость) 37

честность 33

хорошее здоровье 29

креативность 29

настойчивость 22

коммуникабельность 9

любознательность, стремление к непрерывному образованию 6

4 Назовите сферу деятельности, где можно добиться успеха в современном обществе развлечения и массовая культура (кино, эстрада, интернет) 49

спорт 21

политика 10

медицина 8

образование 7

наука 5

5 Назовите успешных, по вашему мнению, В. В. Путин 32

Илон Маск 32

120

Л. Ю. Павлова

№ вопроса Вопрос Варианты ответа Полученные данные в процентах

людей из истории, А. С. Пушкин 10

политики, литерату- Владислав Бумага 7

ры, средств массовой Моя мама 6

информации, деяте- Михаил Литвин 4

лей культуры и ис- Иван Золо 2

кусства, ваших близ- Филипп Киркоров 2

ких людей, знакомых Азамат Мусагалиев 2

Музыкальная группа БТБ 2

Алина Загитова 1

В результате обработки и обобщения полученных данных большая часть опрошенных подростков определяющим в феномене «социальный успех» считает достижение поставленных целей (47 %), карьеру и достижения в профессиональной деятельности (24 %) и материальный достаток (13 %). Полученные данные согласуются с личностными приоритетами подрастающего поколения и пониманием феномена «социального успеха» как процесса самоактуализирующейся деятельности личности, направленной на достижение определенных целей. По мнению подростков, успешный человек должен обладать следующими качествами: целеустремленностью (83 %), уверенностью в себе (68 %), трудолюбием (68 %). Интересным представляется результат выбора подростками примера успешного человека, несмотря на то, что основной сферой, в которой можно добиться успеха, подростки выбирали сферу развлечений и массовой культуры (49 %), большее количество опрошенных назвали в качестве личности, добившейся наибольшего успеха, президента Российской Федерации В. В. Путина и американского изоб-

ретателя, инженера, предпринимателя Илона Маска.

Значимым результатом является понимание подростками ключевого качества успешного человека - целеустремленности, но одновременно у них явно повышенный уровень самооценочной тревожности, которая может препятствовать достижению успеха и поставленных целей социальной деятельности.

Заключение

Проведенное исследование показало, что в современном обществе феномен «социальный успех» оценивается подростками в контексте достижения личностно значимых целей, формирования таких качеств личности как целеустремленность, уверенность в себе, трудолюбие. Однако часть ситуаций самоактуализации личности вызывает у подростков явно повышенный уровень тревожности.

Социализация подростка в условиях современного постиндустриального общества - это многогранное понятие, это процесс включения человека в различные сферы общественной деятельности, который позволят не только эффективно

Феномен «социальный успех» в дискурсе проблемы формирования социально успешного подростка

121

взаимодействовать обществе, но и достигать социального успеха.

В. М. Нестеренко обозначает особую значимость непрерывного реагирования субъекта на изменение состояния среды и объекта созидательной деятельности [Несте-ренко, 2020]. Т. Н. Гущина в своей работе также отмечает значительную роль педагога в формировании социально успешной личности «социально-педагогическое сопровождение становления, формирования, развития социальной успешности молодого человека необходимо на всех уровнях образования, будь то основное общее образование, среднее профессиональное образование или высшее образование» [Гущина, 2020, с. 120].

При использовании в своей практике средств стимулирования

обучающихся к достижению социального успеха, а также средств формирования необходимых для достижения успеха качеств педагог сможет создать прочную основу для успешной социализации подростка в дальнейшем, а также возможность всестороннего развития потенциала личности.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости всестороннего междисциплинарного изучения феномена «социальный успех», а также факторов, способствующих формированию успешной личности в подростковом возрасте, ведь именно в данный период формируются значимые социальные качества человека, происходит становление личности, осознающей цели своей деятельности, готовой нести ответственность за результаты.

Библиографический список

1. Анисимова Н. В. Исследование факторов, влияющих на успешность обучения школьников / Н. В. Анисимова, Е. В. Миронова // Известия ПГПУ им.

B. Г. Белинского. 2008. № 14. С. 109-110.

2. Белова Н. И. Технология педагогических мастерских: вхождение в ценности : метод. пособие / Н. И. Белова, О. В. Орлова. Москва : РУДН, 2019. 319 с.

3. Горшков М. К. Об аксиоматической трактовке влияния неэкономических факторов на экономический рост // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 3 (33). С. 46-48.

4. Гущина Т. Н. Исследование представлений современной молодежи о социальной успешности // Социально-политические исследования. 2020. № 3 (8).

C. 110-122.

5. Всероссийский центр изучения общественного мнения : сайт. Москва. иКЬ: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/indeks-schastja. (Дата обращения: 17.05.2022).

6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. Москва : Педагогика, 1991. 480 с.

7. Козырев Н. А. Социализация личности как модель и продукт современного образования / Н. А. Козырев, О. А. Козырева // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4. С. 133-149.

8. Макклелланд Д. Мотивация человека. Санкт-Петербург : Питер, 2007. 672 с.

122

Л. Ю. Павлова

9. Маслоу А. Мотивация и личность/ пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. 3-е изд. Санкт-Петербург : Питер, 2019. 400 с.

10. Михайлова Н. В. Школа социальной успешности // Вестник кафедры географии ВСГАО. 2012. № 1- 4 (6). С. 11-14.

11. Нестеренко В. М. Онтология знания в подготовке специалиста -созидателя / В. М. Нестеренко, Н. М. Мельник // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11, № 4. С. 29 -42.

12. Новак М. А. Формирование социальной успешности подростка // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 3 (221). С. 58-64.

13. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Москва : Азбуковник. 1999. 944 с.

14. Орешкин В. Г. Категория «успех» в контексте современного образования // Непрерывное образование: XXI век: сайт. 2016. Вып. 2 (14). URL: https://lll21 .petrsu.ru/journal/article.php?id=3130. (Дата обращения: 01.06.2022).

15. Орешкин В. Г. Self - менеджмент: Мотивация самообразования, саморазвития и личностного роста : учеб. пособие. Санкт-Петербург : Университет при МПА ЕврАзЭс, 2018. 245 с.

16. Официальный интернет портал правовой информации : сайт. Москва. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?index=0&rangeSiz e=1. (Дата обращения: 25.05.2022).

17. Павлова Л. Ю. Социально-педагогическое сопровождение социализации личности в поисковом отряде // Потенциалы и ограничения социализации личности в современном социокультурном пространстве : материалы научно-практической конференции [22 апреля 2022 г.] / под науч. ред. Т. Н. Гущиной. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2022. С. 141-150.

18. Франкл В. Человек в поисках смысла : сборник / пер. с англ. и нем. общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева ; вст. ст. Д. А. Леонтьева. Москва : Прогресс, 1990. 368 с.

19. Фромм Э. Здоровое общество / пер. с англ. Т. В. Банкетовой, С. В. Карпушиной. Москва : Астрель, 2011. 446 с.

20. Шабунова А. А. В Успешность современного человека: теоретико-методологические факторы исследования / А. А. Шабунова, В. Г. Доброхлеб, Е. И. Медведева, С. В. Крошилин, Л. Сухоцка, В. Р. Шухатович, Г. В. Леонидова, Е. Молчанова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, №6. С. 28-50.

21. Штомпка П. Социология социальных изменений / пер. с англ. ; под ред. В. А. Ядова. Москва : Аспект Пресс, 1996. 416 с.

22. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : сайт. Москва. URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810?marker=6540IN. (Дата обращения: 18.05.2022).

23. Oswald A.J., Proto E., Sgroi D. Happiness and productivity // Journal of Labor Economics. 2015. Vol. 33. No. 4. P. 789-822.

24. Sorokin P.A. Society, Culture, and Personality: Their Structure and Dynamics. New York : Cooper Square Publishers. 1962. 742 с.

Феномен «социальный успех» в дискурсе проблемы формирования социально успешного подростка

123

Reference list

1. Anisimova N. V. Issledovanie faktorov, vlijajushhih na uspeshnost' obuchenija shkol'nikov = Study of factors influencing the success of school education / N. V. Anisimova, E. V. Mironova // Izvestija PGPU im. V. G. Belinskogo. 2008. № 14. S. 109-110.

2. Belova N. I. Tehnologija pedagogicheskih masterskih: vhozhdenie v cennosti = Technology of pedagogical workshops: entry into values: metod. posobie / N. I. Belova, O. V. Orlova. Moskva : RUDN, 2019. 319 s.

3. Gorshkov M. K. Ob aksiomaticheskoj traktovke vlijanija nejekonomicheskih faktorov na jekonomicheskij rost = On the axiomatic interpretation of the influence of non-economic factors on economic growth // Jekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2014. № 3 (33). S. 46-48.

4. Gushhina T. N. Issledovanie predstavlenij sovremennoj molodezhi o social'noj uspeshnosti = A study of the ideas of modern youth about social success // Social'no-politicheskie issledovanija. 2020. № 3 (8). S. 110-122.

5. Vserossijskij centr izuchenija obshhestvennogo mnenija : sajt. Moskva = All-Russian Center for the Study of public opinion: website. Moscow. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/indeks-schastja. (Data obrashhenija: 17.05.2022).

6. Vygotskij L. S. Pedagogicheskaja psihologija = Pedagogical psychology / pod red. V. V. Davydova. Moskva : Pedagogika, 1991. 480 s.

7. Kozyrev N. A. Socializacija lichnosti kak model' i produkt sovremennogo obrazovanija = Socialization of personality as a model and product of modern education / N. A. Kozyrev, O. A. Kozyreva // Gumanitarnye nauchnye issledovanija. 2017. № 4. S. 133-149.

8. Makklelland D. Motivacija cheloveka. = Human motivationju Sankt-Peterburg : Piter, 2007. 672 s.

9. Maslou A. Motivacija i lichnost' = Motivation and personalityju 3-e izd. / per. s angl. T. Gutman, N. Muhina. Sankt-Peterburg : Piter, 2019. 400 s.

10. Mihajlova N. V. Shkola social'noj uspeshnosti = School of social success // Vestnik kafedry geografii VSGAO. 2012. № 1- 4 (6). S. 11-14.

11. Nesterenko V. M. Ontologija znanija v podgotovke specialista - sozidatelja = Ontology of knowledge in the preparation of a specialist - creator / V. M. Nesterenko, N. M. Mel'nik // Obshhestvo. Kommunikacija. Obrazovanie. 2020. T. 11, № 4. S. 29 -42.

12. Novak M. A. Formirovanie social'noj uspeshnosti podrostka = Shaping adolescent social success // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 3 (221). S. 58-64.

13. Ozhegov S. I. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij = Explanatory dictionary of the Russian language: 80,000 words and phraseological expressions / S. I. Ozhegov, N. Ju. Shvedova. Moskva : Azbukovnik. 1999. 944 s.

14. Oreshkin V. G. Kategorija «uspeh» v kontekste sovremennogo obrazovanija = "Success" category in the context of modern education // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek: sajt. 2016. Vyp. 2 (14). URL: https://lll21 .petrsu.ru/journal/article.php?id=3130. (Data obrashhenija: 01.06.2022).

15. Oreshkin V. G. Self - menedzhment: Motivacija samoobrazovanija, samorazvitija i lichnostnogo rosta = Self - management: Motivation of self-education,

124

fi. W. naernea

self-development and personal growth: ucheb. posobie. Sankt-Peterburg : Universitet pri MPA EvrAzJes, 2018. 245 s.

16. Oficial'nyj internet portal pravovoj informacii : sajt. Moskva = Official Internet portal of legal information: website. Moscow. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?index=0&rangeSiz e=1. (Data obrashhenija: 25.05.2022).

17. Pavlova L. Ju. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie socializacii lichnosti v poiskovom otrjade = Socio-pedagogical support of the socialization of the individual in the search party // Potencialy i ogranichenija socializacii lichnosti v sovremennom sociokul'turnom prostranstve : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii [22 aprelja 2022 g.] / pod nauch. red. T. N. Gushhinoj. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2022. S. 141-150.

18. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla = Man in search of meaning : sbornik / per. s angl. i nem. obshh. red. L. Ja. Gozmana i D. A. Leont'eva ; vst. st.

D. A. Leont'eva. Moskva : Progress, 1990. 368 s.

19. Fromm Je. Zdorovoe obshhestvo A healthy society / per. s angl. T. V. Banketovoj, S. V. Karpushinoj. Moskva : Astrel', 2011. 446 s.

20. Shabunova A. A. V Uspeshnost' sovremennogo cheloveka: teoretiko-metodologicheskie faktory issledovanija = The success of modern man: theoretical and methodological factors research society / A. A. Shabunova, V. G. Dobrohleb,

E. I. Medvedeva, S. V. Kroshilin, L. Suhocka, V. R. Shuhatovich, G. V. Leonidova, E. Molchanova // Jekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2019. T. 12, №6. S. 28-50.

21. Shtompka P. Sociologija social'nyh izmenenij = Sociology of social change / per. s angl. ; pod red. V. A. Jadova. Moskva : Aspekt Press, 1996. 416 s.

22. Jelektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov : sajt. Moskva = Electronic fund of legal and regulatory technical documents: website. Moscow. URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810?marker=6540IN. (Data obrashhenija: 18.05.2022).

23. Oswald A. J., Proto E., Sgroi D. Happiness and productivity // Journal of Labor Economics. 2015. Vol. 33. No. 4. P. 789-822.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Sorokin P. A. Society, Culture, and Personality: Their Structure and Dynamics. New York : Cooper Square Publishers. 1962. 742 s.

Статья поступила в редакцию 19.09.2022; одобрена после рецензирования 25.10.2022; принята к публикации 24.11.2022.

The article was submitted on 19.09.2022; approved after reviewing 25.10.2022; accepted for publication on 24.11.2022

Феномен «социальный успех» в дискурсе проблемы формирования социально успешного подростка

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.