Гаук А. В. Феномен социального символизма в байкерской субкультуре
УДК 316.723
А. В. Гаук
ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО СИМВОЛИЗМА В БАЙКЕРСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ
Социальное пространство приобретает знаковую разметку. Стремление к обретению «своего» социального пространства побуждает людей к участию в субкультурах. Байкеры - это носители своеобразного социального капитала, который преимущественно сводится к возможности социальной адаптации к повседневной социальной жизни через конструирование собственной территории социальных смыслов.
Social space obtains a symbolic marking. Aspiration for finding its "own" social space makes people join subcultures. Bikers are bearers of peculiar social capital that mainly resolves itself into possibility of social integration into daily social life through creating their own territory of social meanings
Ключевые слова: символизм, субкультура, типы знаков, социальное пространство, байкеры.
Keywords: symbolism, subculture, sign types, social space, bikers.
Общество представляет собой более или менее завершенную систему социального неравенства. Ресурсы распределяются в социальном пространстве очень неравномерно. Это касается уровня потребления продуктов питания, одежды, жилья, услуг, распределения политической, административной и духовной власти, условий труда и т. д. Разные позиции характеризуются разным объемом и набором ресурсов. Индивиды, занимающие разные позиции, могут располагать разными ресурсами: по-разному питаться, одеваться, передвигаться и т. д. Ряд социальных групп возникает, не будучи экономически или профессионально обусловленным. Они не связаны с «нормальной» культурной традицией, но выражают установку переоценки существующих различий и задают собственные символические образцы. То же можно наблюдать и в байкерской субкультуре, в ней создаются присущие только этой субкультуре символические образцы.
Среда, в которой оказывается большинство людей, задает более или менее жесткие рамки потребления. Она действует как закон земного притяжения, ограничивая выбор вариантов поведения. Индивид, находящийся в социальной позиции, наделенной ограниченными ресурсами, при всем своем желании не может вести себя как эталонный потребитель, исключая имитацию в мелочах. Особенно отчетливо это проявляется в группах, воспроизводящих собственные модели и символические образцы поведения.
В современном обществе образ потребления -это модель символического поведения, навязывае-
© Гаук А. В., 2009
мая, диктуемая средой. Потребление маркирует сферу необходимости, несвободы. Образ потребления представляет собой комплекс образцов, сформированный экономическими, социальными, политическими, культурными ограничителями. Прежде всего, это навязываемые средой границы потребительского выбора.
По типу потребления индивида можно определить, к какой части социального пространства, к какой группе он принадлежит. Пища, одежда, жилище, внешние проявления образованности (язык, знания и т. д.) выступают элементами текста, который читается окружающими, позволяя определить местоположение индивида в социальном пространстве. Образ потребления является знаком, по которому идентифицируется социальное положение агента.
Знак - это поддающийся прочтению непроизвольный след, оставляемый средой. Только тот элемент реальности, который замечается (субъективируется) и наделяется смыслом, может быть назван знаком. Знак не существует вне процесса чтения. Без читающего субъекта вещь остается просто физическим предметом, в котором нет смысла. Знак - это проявление взаимодействия.
В процессе социализации люди изучают язык природных и социальных знаков. Этот язык - достояние общества: он вырабатывается веками его истории, является результатом социальной практики многих поколений. Практическая деятельность, наука, СМИ, искусство осваивают реальность, пытаясь увидеть в бесчисленных вариациях ее видимости проявления более глубоких сущностей, соотнося их как обозначающее и обозначаемое.
Исследование байкерской субкультуры в полной мере демонстрирует все эти особенности социально-знаковой демаркации как действующие. Наше исследование проводилось в 2007-2009 гг. на территории России и стран СНГ, в нем были использованы методы включенного наблюдения, контент-анализа, анкетирования, интервьюирования.
Были выявлены несколько типов знаков и символов в том числе и в байкерской субкультуре:
1) языковые (лингвистические) - использование в речи жаргонизмов и сленговых выражений;
2) визуальные:
- изобразительные - «цвета», нашивки, наклейки, значки, аэрография, татуировки, ювелирные украшения;
- жестовые - в основном используются во время езды на мотоцикле (выражение приветствия, предупреждение об опасности на дороге);
3) звуковые (аудиальные) - использование звуков мотоцикла для предупреждения человека или выражения своего мнения.
Индивид изучает этот язык (групп - агентов социализации) с ранних лет в семье, в кругу друзей, в школе, через телевидение, книги и т. д. Об-
щество через свои институты учит его, как надо правильно читать природные и социальные знаки, но это не исключает разночтений одного и того же комплекса знаков. В байкерской субкультуре индивид начинает изучение знаков сразу же, как только попадает в круг общения представителей данной субкультуры. Ему приходится принимать уже сложившиеся традиции, форму поведения в данной группе. Человек в данную субкультуру входит поэтапно, проходя путь от новичка до полноправного члена группы, а иногда и лидера. При этом он все больше окружает себя знаками и символами, погружается в них, по прошествии определенного времени может производить их сам. Это хорошо прослеживается на примере того, как происходит принятие в клуб нового человека. В течение нескольких лет, в зависимости от того, как быстро ему присваиваются звания, постепенно пришивается одна нашивка за другой, пока байкер не станет полноправным членом клуба, только тогда он имеет право носить на своей жилетке «цвета» клуба, т. е. полную символику байкерского клуба. Но и здесь его окружение символами и знаками не заканчивается, с получением: какого-либо статуса, будучи уже принятым в клуб, байкер пришивает на свою жилетку нашивку с названием данного статуса.
Это обусловлено тем, что, во-первых, язык знаков усваивается с разной степенью глубины. Во-вторых, любой язык включает социолекты - диалекты социальных общностей. Язык знаков также состоит из социолектов. В результате одному и тому же природному или социальному явлению в разных группах, слоях общества могут приписывать разный смысл. Отсюда разночтения одного и того же знака образованными и необразованными, молодыми и престарелыми, специалистами в данной области и дилетантами. В субкультуре байкеров язык знаков включает в себя различные элементы романтических, технических, криминальных и других знаков. Это локальные вариации, привязанные не к ландшафту, не к ремеслу, но к стилю жизни.
Разные культуры порождают разные языки. В результате этого один и тот же знак по-разному читается в разных обществах, культурах. Наблюдаемый природный или социальный феномен один и тот же, но в разных культурах в него вкладывается разный смысл.
В лексиконе байкеров присутствуют как жаргонизмы, так и сленговые выражения, которые тесно переплетаются между собой, и как всякий жаргон и сленг, их язык находится в процессе развития и подвержен интервенциям из лексикона «технарей», представителей криминального мира, различных тусовочных «систем» и иностранных языков, в первую очередь - английского.
Лексикон байкеров во многом подобен знакам, нашивкам, татуировкам. Язык байкеров скрывает тайну, он остается средством эмоциональной
связи со сферой таинственного, формирует чувство приобщенности к ней. Приобщившись к таинственному, байкер наполняет свою жизнь смыслом.
Байкерский лексикон являет собой:
а) средство самовыражения индивидуума, который считает себя незамеченным (большая ошибка считать, что если тебя заметят, то это замечательно. Часто «замеченный» попадает на учет правоохранительных органов или преступных группировок. Балансировать между этими полюсами -сложная и опасная игра, она не каждому под силу и должна быть оправдана вескими причинами. Иначе - финал с неутешительным результатом для байкера);
б) символику групповой принадлежности;
в) символику кажущейся независимости;
г) символический вызов обществу.
Словарь байкеров увеличился за счет новых видов мототехники и расширения круга общения байкеров, многие из которых сумели дожить до почтенного возраста. Словарь углубился из-за усложнения внутригрупповых отношений и необходимости отличительной фразеологии.
Байкеры - группа, тяготеющая к закрытости, стремящаяся ревностно оберегать свое смысловое пространство. Поэтому байкерский лексикон в большей степени служит инструментом в опознавательной системе «свой - чужой», безошибочно определяющем положение говорящего в байкерс-кой иерархии, а также для игры, в которой участвуют представители различных по уровню образования слоев, объединившихся по единственному признаку - обладание мотоциклом.
Лексикон байкеров выполняет не только номинативную функцию, обозначая явления и предметы, отсутствующие в «цивильном» языке обывателей, но также, в незначительном объеме, служит для сокрытия истинных целей говорящего.
Лексикон байкера отличается специфическим тезаурусом и созданием новых слов. Очень условно в «байкероне» можно выделить:
а) заимствования из других жаргонов:
- уголовников («замести», «развести», «повязать»);
- технического («оппозит», «вэшка»);
- хип-системы («зависнуть», «косяк», «расшибить»);
- англицизмы, когда носитель не ощущает иноязычное происхождение заимствования («трайк», «тюнинг», «чоппер»);
б) переосмысление широкоупотребительных слов («японец», «пылесос», «лопух», «рога»);
в) переоформление - сокращение, переход слов из одной стилистической категории в другую («кава», «яма»);
г) фамильярное отношение к предметам и событиям («козлить», «пулять», «нарезать», «шле-мак»).
Гаук А. В. Феномен социального символизма 6 байкерской субкультуре
Таким образом, подчеркивается отличное знание техники, удалая лихость, игра со смертью и жажда риска. Ироничность байкера - это ироничность того, кто рискует жизнью на дороге. Близко к браваде. Заигрывание со смертью. Рисковые игры.
В байкерском лексиконе устойчиво представлены сферы повседневных интересов, а именно: мототехника («вила», «агрегат»); амуниция («косуха», «лопатник»); выпивка («бухло»); практика езды («рассекать», «сорваться»); персоналии стаи и публики вокруг(«скамейкер», «кекс», «дед», «мочалка», «самодельщик»).
Байкеры придумывают новые слова, меняют их, но обозначают они старые понятия. Все это - для того чтобы расцветить жизнь, сделать ее интереснее, отказаться от «устарелого» (новое звучание -новая жизнь), заявить об особом восприятии жизни и, следовательно, о том, что мир байкеров -особый мир. Уникальность байкерского лексикона - обозначение одним словом и человека и механизма для большего эффекта, не определяя одушевленность/неодушевленность. Среди таких «бай-кентавров» глаголы «завестись», «сломаться», «чиниться»; существительное «колясочник»; прилагательное «заделанный» и пр. [1]
Успеху байкеров отчасти помог и резко отличающийся от всех внешний облик. Они намеренно одевались в рабочую, грубую и неприхотливую одежду, как бы подчеркивая свою индивидуальность, мужскую силу и гордость. Одежда, казалось, символизировала их беспокойную, полную различных эксцессов жизнь на дороге.
Каждый мотоклуб имеет свою символику -«цвета». Обычно это три цветные нашивки агрессивного содержания, которые пришиваются на спину кожаного жилета. Отсюда в сленге выражение «надеть жилетку», означающее вступление в мотоклуб. Как правило, верхняя нашивка несет название мотоклуба, нижняя нашивка - название города расположения, центральная - «мишень» -изображение эмблемы клуба. Они являются не только маркером, отличающим «своих», но и знаками различия. «Хэнгэраунд» в переводе на русский язык - ходящий около. Это байкер, общающийся с клубом, членом которого желает стать впоследствии. "Support" - это байкер из числа хэн-гэраундов либо свободный байкер - протеже одного из членов клуба, как правило, имеет право носить только нижнюю нашивку. "Prospekt" - это претендент на звание члена клуба, может быть из числа суппортов, либо за него поручились как минимум три члена клуба, либо протеже одного из офицеров, носит нижнюю и верхнюю нашивки. «Мембер» носит полные цвета. Хотя у «Ангелов ада» "hang around" носит лишь маленькую «ненастоящую» нашивку на левом борту жилета, "prospect" получает нижнюю нашивку на спину, а "member" также носит все три. Офицеры носят
специальную нашивку с обозначением звания на левом борту жилета. Иногда там же носится нашивка с именем или кличкой владельца. Некоторые байкеры, для которых эта культура стала не просто частью жизни, а всей жизнью, могут сделать себе татуировку в виде цветов клуба, с разрешения совета клуба - тем самым они навсегда связывают свою жизнь с жизнью клуба. Конвенции о форме, размере нашивок и прочих деталях между клубами не существует. То есть жилет у байкеров играет ту же роль, что парадный мундир у военных.
Соответственно и отношения в клубе строятся по принципу жесткой иерархии. «Хэнгэраунд» подчиняется проспектам и «мемберам», «проспект» -«мемберам» и все три категории - требованиям устава, офицерам и президенту. Система поощрений и наказаний также выработана под эту структуру.
Основные поощрения - это быстрое продвижение по иерархической лестнице и освобождение от членских взносов. Наказания - исправительные работы, денежный штраф (практикуется крайне редко), временное лишение прав и привилегий и изгнание из клуба. Последнее наказание считается самым серьезным и на байкерском сленге называется «расшить». Имеется в виду, что изгоняемый лишается права носить нашивки с символикой клуба. Более того, сам кожаный жилет, который каждый приобретает самостоятельно, с того момента как на него пришиты «цвета», считается собственностью клуба. Процедура изгнания выглядит примерно так: в помещении клуба проходит общее собрание, если обвиняемый имеет низкий ранг. Если рассматривают проступки «мем-бера» и тем более «офицера», то может быть назначено собрание только «мемберов», хотя это происходит не всегда. Все допущенные могут выразить свое мнение, в конце полемики высказываются «офицеры», но только «мемберы» имеют право голоса. Если принято решение об изгнании члена клуба, то он немедленно снимает жилет с «цветами», оставляет его и покидает здание клуба.
Также нужно отметить направление однопро-центников в байкерской субкультуре. Нашивка «1%»: принято считать, что она обозначает «внутренний орден», который объединяет настоящих байкеров против остального мира, что следует понимать буквально. Такой знак нельзя было носить просто так - ему надо было соответствовать. Не все мотоклубы относятся к «1%», а только те, что совершенно осознанно становятся против гражданских норм, государственных правовых понятий, бюрократической опеки («Анеглы ада», «Банди-тос»). Многие клубы не признают значения нашивки «1%», говоря, что такую нашивку может надеть любой бандит, независимо от того, есть у него мотоцикл или нет, он все равно остается бан-
дитом. В средние века такие люди, как байкеры, тоже были бы «людьми вне закона», вольными стрелками и бунтарями, и такими они видят себя до сих пор. Из-за этого они автоматически становятся не только аутсайдерами общества, но и врагами государства и преступниками [2].
Практически у каждого клуба имеется флаг, где изображена его символика, та же самая, что изображается на «цветах». Если байкер не принадлежит ни к какому клубу или хочет выразить свою индивидуальность, то часто используется флаг Конфедерации или флаг с изображением «веселого Роджера» (череп и кости). Стоит отметить, что не все представители байкерского движения имеют представление об историческом значении символа или не придают ему значения.
Еще одна из часто используемых символик -это изображение черепа. Этот символ байкеры трактуют по-разному. Одни говорят, что он обычно символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Другие отвечают, что изображение черепа используется в качестве защиты или оберега от смерти. Существует поверие, что когда приходит смерть, она оставляет на умершем свой знак -череп, а если на человеке уже есть этот символ, она думает, что здесь уже была, и не трогает человека. Но последняя трактовка этого символа воспринимается большинством байкеров как суеверие.
Изображение V-образного двигателя символизирует сердце мотоцикла. Этот символ получил широкое распространение благодаря Америке, так как все модели Harley Davidson выпускались именно с таким типом двигателя.
Также распространены нашивки, значки, наклейки с эмблемами байк-шоу или байк-фестивалей, наклейки на лобовом стекле мотоцикла и кофрах с обозначениями посещенных государств. Пришивая подобную нашивку, прикрепляя значок или приклеивая наклейку, байкер визуально демонстрирует свои поездки на мероприятия и их дальность.
У некоторых байкеров можно наблюдать ювелирные украшения с эмблемой их клуба или изображением других символов. В основном это кольца, браслеты, цепочки, реже встречаются серьги.
К визуальным знакам и символам можно отнести и жесты, которые часто используются во время езды на мотоцикле. Например, поднятая левая рука - приветствие встречных мотоциклов, предупреждение об препятствии на дороге, знак стоп.
К звуковым символам можно отнести в первую очередь звук двигателя HD, а также звук двигателей других мотоциклов. К звуковым знакам относятся короткий рев двигателя мотоцикла - он выражает возмущение или предупреждение; длинный рев мотоцикла и звук клаксона - выражают, в
зависимости от ситуации, восторг или, наоборот, озлобленность байкера. Все звуковые сигналы служат для привлечения внимания окружающих.
Именно стремление к обретению «своего» социального пространства порождает тягу современных взрослых людей к участию в различных субкультурах. Возникает ресурс компенсации социально-ролевого напряжения, неизбежно возникающего в современной повседневности. Байкеры -это носители своеобразного социального капитала, основное преимущество обладания которым сводится к возможности социальной адаптации к повседневной социальной жизни через конструирование собственной территории социальных смыслов и их активное отстаивание и передачу другим социальным субъектам, вовлекаемым в эту игру значений.
Социальное пространство, отражаясь в сознании населяющих его людей, приобретает вторую реальность - знаковую разметку. Она существует как духовная, надындивидуальная реальность, формирующая поведение попавших в нее индивидов. Непосредственными причинами их действий в большинстве случаев являются не сами объективные феномены физического или социального пространства, а приписываемые им смыслы, то есть знаки. Исключением являются лишь непосредственные физические столкновения индивидов с этими феноменами.
Байкеры являют собой образец субкультуры, в которой ценностный акцент делался именно на объекты, считавшиеся низкими и незаконными. Их ценности формировались спонтанно, на бессознательном уровне, поэтому-то они и остались особой, деклассированной, люмпенской, субкультурой, куда доступ посторонним был, как правило, закрыт. Новичкам необходимо пройти через ряд достаточно суровых испытаний, и только тогда им будет выдана жилетка с эмблемой того или иного байкер-ского клуба. Байкерская субкультура, пожалуй, явилась единственной эксклюзивной, отвергавшей все, что связано с этническими и иными меньшинствами, а также с женским началом в культуре.
Все вышеназванное подтверждает специфичность феномена социального символизма в байкерской субкультуре: одежда, внешние проявления образованности (язык, знания мототехники и т. д.) выступают элементами текста, который читается окружающими только данной субкультуры, позволяя определить местоположение индивида в социальном пространстве байкерской субкультуры.
Примечания
1. Романов Н. Байкеры. М.: АСТ: Пропаганда, 2003. С. 153-155.
2. Хантер С. Томпсон. Ангелы ада. М.: АСТ, 2008. С. 10.