Научная статья на тему 'Участие русских мотоциклистов в миссионерской деятельности Русской православной церкви'

Участие русских мотоциклистов в миссионерской деятельности Русской православной церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
259
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / МИССИЯ / МОТОЦИКЛИСТ / ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOXY / SPIRITUALITY / MISSION / MOTORCYCLIST

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Комарова Анна Владимировна

В статье рассматривается мотоциклетное движение в России на современном этапе его развития. Показывается его роль в возрождении российских традиций, духовности и патриотизма в жизни российского общества, участие в миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of russian motorcyclists in missionary activity of russian orthodox church

The article considers the motorcycle movement in Russia at present time of development. Shows its role |g in restoration of Russian tradition, spirituality and patriotism in life of Russian society, participation in missionary activity of Russian Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «Участие русских мотоциклистов в миссионерской деятельности Русской православной церкви»

УЧАСТИЕ РУССКИХ МОТОЦИКЛИСТОВ В МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Комарова А.В.

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет...

Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва»

Послание Иакова. 2, 14, 26

В начале XXI века, в эпоху глобализации и информатизации общества, человек учится жить в едином мировом пространстве. Человечество уже может объединять свои усилия для борьбы со стихиями и разными другими внешними обстоятельствами. Но только «внутренние обстоятельства» смогут по-настоящему объединить как отдельного человека с самим собой и своим народом, так и человечество в целом. Главное внутреннее обстоятельство, без которого человечество не может существовать, - это духовность, о которой столько спорят и говорят.

Что же такое духовность, почему так высока её роль? Обратимся к этимологии слова «духовность», происходящему от другого слова - «дух» (греч. pneuma; лат. spiritus - «воздух» или «дыхание») -высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей1.

Духовность есть проявление духа в человеческих помыслах, желаниях, чувствах и устремлениях, она как высшее проявление духа выражается в способности личности к духовным озарениям, помогающим человеку не только обрести себя, но и проникнуться высоким смыслом своего подлинно человеческого предназначения. Духовность как способ самоопределения человека являет вся полноту своего смысла в его отношении к другим людям. Духовность - решающая сила в судьбе исторических эпох и народов, она животворна и созида-тельна2.

Духовность человека и общества стала одной из главных идей в работах наших соотечественников Н. Бердяева, И. Ильина, С. Франка и других. Их работы не утратили актуальности и сегодня. Наравне с духовностью, большое значение в своих трудах они уделяли православию.

Именно православие для российского общества является одной из наиболее ярких и выразительных форм духовности. Духовность в православии ассоциируется, прежде всего, с любовью как высшей ценностью, выражающей самый сокровенный смысл человеческой жизни. Любовь, культивируемая православием, всеобъемлюща, бескорыстна и жертвенна. Она обращена не только на друзей, но и на врагов. Православие ориентирует человека не на суетность мира, а на неиссякаемую веру в то, что имеет во все времена и для всех народов вечное, непреходящее значение: Истину, Добро, Красоту, Совесть, сокровенные порывы души, устремленной к божественной благодати и святой правде3.

Возрожденное православие призвано исцелить духовные болезни общества. Православие поможет «научиться верно различать духовный ранг жизненных содержаний и приучиться сосредоточивать свое внутреннее внимание на божественной сущности вещей, явлений и событий. Ибо жизненные содержания не равны, не равноценны, не равнозначи-тельны. Среди них есть ничтожные, и есть священные; есть такие, которые возводят душу и сообщают ей особую глубину и крепость, и есть такие, которые незаметно разлагают и обессиливают ее, делают ее мелкою, страстною и слепою. Есть такие, которыми стоит жить, и есть такие, которыми не стоит жить. Надо научиться распознавать их, выбирать суще-

1 Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В. Г. Кузнецова. М., 2010. XVI. С. 150.

2 Толпыкин В. Е. Культурология: учебник для вузов / В. Е. Толпыкин, Т. В. Толпыкина. М., 2010. С. 194-197.

3 Там же. С. 211,214.

Комарова А.В.

ственно-священные и жить ими. Тогда и сам человек станет "существенным", он поймет смысл и цель жизни и войдет в живую связь со священной сущно-

1

стью зримого мира» .

Поиск этой божественной сущности можно сравнить с духовным землетрясением, из которого рождается религиозная жажда людей. Люди пытаются возродить храм в душе своей. Еще Н. Бердяев

писал, что «русский народ - религиозный по своему „ 2 типу и своей душевной структуре» .

Чем же опасна эта жажда на современном этапе?

Во-первых, свобода слова породила большое количество различных «проповедников Слова Бо-жия», новые религиозные течения и движения.

Во-вторых, миссионерское служение Русской православной церкви находится на этапе возрождения, и происходит это в условия разрушения базовых традиционных ценностей жизни, духовного кризиса.

Сегодня перед Церковью стоит задача возродить миссионерское служение, сохранив в нём традиции. Исповедание христианских ценностей закрепляет единство и самотождество личности, надолго определяя собой главные характеристики личности и

3

стержень, мораль, нравственность .

Само понятие «миссия» широко трактуется современными исследователями.

По-гречески «миссия» (от лат. ш188Ю - посылка, поручение) звучит как священноапостольство. Церковь Христова именуется апостольской, и миссия является одной из основных форм ее служения, когда живой, благодатный организм Церкви сопри-

4

касается с непросвещенным миром .

Миссия Церкви состоит в том, чтобы в каждом члене своем возрастить веру в то, что не временность и смертность, а бессмертие и вечность - нормальные состояния человеческой личности, что человек - это странник, путешествующий через смертность и временность в бессмертие и вечность. И далее автор продолжает: «Миссия нашей Церкви: бого-человеческие подвиги соделать правилом народной жизни; душу народную соткать из христианских добродетелей. В этом - спасение души от мира, от всех

его душегубных, людоедских, безбожных движений и организаций. Поэтому самая главная обязанность нашей Церкви: создавать христоносных подвижников»5.

Следует отметить, что миссия призвана носить мирный, ненасильственный характер. Она имеет успех, потому что наши миссионеры учат людей, по слову апостола Павла, «отвращаться от зла и прилепляться к добру» (Рим. 12, 9), примером своей личной жизни свидетельствуя о принадлежности к православию.

Говоря о возрождении миссионерской деятельности Русской православной церкви, следует помнить, что миссионерами могут быть, а в некоторых случаях и должны быть, не только священнослужители, но и миряне, либо совместно миряне и священнослужители. Миряне вносят личный вклад в дело миссионерского свидетельства в соответствии с образованием, способностями и профессиональными навыками, о чем сказано в «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви»6.

Современное миссионерство требует новых методов. В данной статье представлено новое социальное явление в миссионерской деятельности Русской православной церкви - русские мотоциклисты.

В СССР мотоциклетное движение (рокеры) появилось в начале 80-х годов XX века в числе других неформальных движений молодежи. Их возникновение связано с «падением железного занавеса» и проникновения «западного» в Советский Союз, когда комсомольские организации вместо понимания, поддержки советской молодёжи и нахождения общего языка с ними, устанавливали все новые и новые запреты. Неформалы стали противовесом комсомолу. Объединение молодежи в неформальные группы по интересам - это своего рода борьба за новое, за перемены в жизни и поиск самих себя и своего пути.

Своеобразной формой борьбы и ухода от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности стала рок-музыка (металл-жанр), запрещённая как музыка антисовет-

V

1 Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М. С. 155.

2 Бердяев Я. А. Русская идея. М., 2010. С. 282.

1 Воронова Е. А. Благотворительная деятельность РПЦ в России: Дис.канд. соц. наук. СПб. 2004. С. 25.

I Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства РПЦ. М.. 2007. С. 6.

5 Щетин Попович, прп. Внутренняя миссия нашей Церкви (Осуществление Православия) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.rcshma.nov.ru/texis/preD iusun vnutr missia.hun (дата обращения: 24.04.2011).

II Концепции миссионерской деятельности РПЦ // Официальный сайт Московского Патриарха. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://D2.Datriarchia.ru/78l/526/1234/Konzepzia.doc (дата обращения: 24.04.2011).

Участие русских мотоциклистов в миссионерской деятельности Ру

ской направленности. Частью той «антисоциальной» субкультуры, слушающей запрещённый рок, были нынешние основатели российского мотоклуба «Ночные Волки». Рокеры на мотоциклах не только слушали металл и гоняли по ночному городу, но и брали на себя функции охраны порядка на концертах рок-групп и их защиты от агрессивно настроенных группировок.

В конце 80-х мотоциклисты отделяются от ро-керской субкультуры и название «рокер» выходит из обихода. Рок-музыка продолжает их сопровождать, но теперь предпочтение отдается мотоциклу, который становится частью бытия и символом свободы. Мотоциклисты объединяются в мотоклуб и выделяются в отдельную субкультуру. В этой субкультуре мотоцикл - не просто средство передвижения, это отличительный знак образа жизни. Философией этого образа жизни становится братство, любовь к свободе и дороге.

Здесь следует отметить, что первые байкерские движения и мотоклубы с общностью интересов, убеждений и чувством братства (внутри одного клуба), в которых мотоцикл становится символом протеста, зародились в США в 1940-1960-е годы. Этот период США характеризуется контркультурной направленностью и появлением большого количества протестных движений (битники, хиппи и другие), которые не желали подчиняться общепринятым законам общества. Одним из таких протест-ных движений с философией бунтаря, бегущего от общества, становится байкерское движение. Тогда же формируются правила, традиции байкерской и клубной жизни. Репутация «преступного мотоциклетного братства» закрепляется за байкерами в 1947 году, когда в Холлистере (Калифорния, США) произошли беспорядки с участием большого количества байкеров, получившие название «Холли-стерский бунт». В своем выступления глава Американской Мотоциклетной Ассоциации (АМА) сказал, что все мотоциклисты - законопослушные люди, и только один процент из них являются «отверженными» и нарушает закон (outlaws). Именно с этого момента происходит деление мотоциклистов на «1%» - outlaw (мотобанды) и «99%» -законопослушные. После разделения outlaw-клубы открыто заявили о своей жизни вне закона.

В СССР, как было сказано ранее, мотоциклетная субкультура родилась в конце 80-х тоже из протеста

1 Сайт мотоклуба НОЧНЫЕ ВОЛКИ [Электронный ресурс]. 24.04.2011).

2 Там же.

кой Православной Церкви

и борьбы с общественными стереотипами, только дальнейший путь у нее свой, отличный от Запада. Первый мотоклуб - «Ночные Волки» появился на территории СССР в 1989 году. Символом клуба стал волк - животное, которое почитали и одновременно боялись славяне, а не черти и черепа, принятые у американских байкеров. Это первый российский мотоклуб, «завоевавший мировое признание как самый крупный, мощный и независимый клуб с российским лицом и традициями. В своей жизни Клуб опирается на православные корни и чтит историю своей страны»1. Сегодня это не просто первый мотоклуб на территории России - это клуб, который имеет свое лицо, свои традиции и свой путь (в отличие от отделений американских клубов) и представляет русскую мотокультуру в мире.

Сейчас этому мотоклубу 20 с небольшим лет. Существование его на просторах России говорит о том, что члены его смогли найти себя не как «вечных неформалов», а как создателей мотоциклетной культуры, основанной на российских традициях и духовном наследии своей страны. «Это Мотоклуб Русского духа, мотоклуб патриотов! Мотоклуб, способный объединить русское, славянское общество посредством бескорыстного мотоциклетного братства»2.

За свои 20 лет клуб прошёл нелегкий путь. С конца 90-х гт. XX века клуб начинает создание своих отделений не только в России, но и в странах СНГ и Европе. На сегодня он присутствует более чем в 37-ми городах России, а также в Белоруссии, Украине, Латвии, Македонии, Сербии, Болгарии, Румынии.

За время своего существования мотоклуб «Ночные Волки» стал для многих олицетворением силы, которая оберегает русские традиции и продолжает их несмотря ни на что. Молодые люди, которые в настоящее время покупают мотоцикл и приходят в клуб, хотят стать уже не байкерами из американских фильмов, а русскими мотоциклистами с верой в Бога, уважающими историю своей страны и традиции предков.

Ночные Волки на этапе своего становления, конечно, взяли от западных мотоклубов внутреннею иерархию, символику (флаг, эмблема (цвета), ежегодное проведение байк-шоу, но в основу были заложены традиции своей страны.

К этим традициям можно отнести:

ежегодное проведение международных байк-шоу

жим доступа: URL: http: //www.nightwolves.ru/ (дата обращения:

Первое международное байк-шоу прошло летом 1995 года в Москве. Байкеры многих стран мира посетили праздник, в котором участвовало более 5000 человек1. С того момента байк-шоу стали проходить ежегодно. Каждый год программа байк-шоу меняется.

Раньше байк-шоу было слетом мотоциклистов и рок-музыкантов, центром байк-шоу был мотоцикл. Сейчас к традиционной программе байк-шоу добавлен своего рода спектакль, где всадник на железном коне рассказывает нам историю нашей страны и показывает те ценности человеческой жизни, которые не утратят своего значения во все времена. Обязательный элемент программы байк-шоу - отражение знаменательной даты истории страны, к которой приурочено байк-шоу либо города, где проходит байк-шоу.

«Программы Байк-Шоу неповторимы по своему масштабу и пронизаны духом русского патриотизма и единством славянских народов»2. Поэтому байк-шоу стали посещать не только мотоциклисты разных стран, но и люди, которым интересна и небезразлична судьба своей страны.

Яркими примерами такого единения стали:

- байк-шоу 2003 года в г. Санкт-Петербурге (Россия), проведённое в рамках официального празднования 300-летия г. Санкт-Петербурга и впервые за пределами Московской области. Байк-шоу посетило 30.000 человек»3;

- байк-шоу 2005 года в г. Калиниграде (Россия) было посвящено 750-летию основания г. Калининграда, и его посетили не менее 200 тысяч человек4;

- байк-шоу 2009, 2010, 2011 годов в г. Севастополе (Украина).

В 2010 году байк-шоу посвятили 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое содержание таких мероприятий помогает не утратить связь с прошлым своей страны, чтить и хранить подвиги предков, и подтверждать тем

Комарова А.В.

самым слова «никто не забыт и ничто не забыто» Так, по словам Президента Республики Татарстан Р. Минниханова: «Слова «Никто не забыт, ничто не забыто!» являются для нас незыблемым нравственным законом, мерилом всего нашего общественного бытия»5. Байк-шоу 2010 года посетило свыше 70 000 человек6.

- участие в мероприятиях, посвященным знаменательным датам истории

«Это Победа! Твоя и моя!»

В мае 2010 года была проведена молодёжная патриотическая акция, посвященная 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Мероприятие проходило в байк-центре мотоклуба «Ночные Волки». Участников было свыше 500 человек7.

Общенародная акция «Свеча памяти: 22 июня»

Акция проводится с 2009 года в рамках международной акции памяти, которая в ночь с 21 на 22 июня проходит в городах России, Украины и Белоруссии. В эти дни вспоминают погибших в Великой Отечественной войне, начавшейся в 4 часа утра 22 июня 1941 года.

В Москве первую «свечу памяти» зажигают в Богоявленском соборе, здесь же служат панихиду по погибшим в Великой Отечественной войне. В 2010 году в 22:00 байкеры мотоклуба «НОЧНЫЕ ВОЛКИ» доставили свечу памяти на Поклонную гору8. На Поклонной горе проходит главная акция «Свеча памяти 22 июня». «Негасимая свеча» встает на вахту памяти в Зале памяти и скорби Центрального музея Великой Отечественной войны. Всю ночь и весь День памяти и скорби 22 июня на Поклонную гору приходят москвичи и зажигают тысячи свечей памяти.

В 2011 году акция прошла в третий раз и объединила 1477 городов и населенных пунктов из 76 регионов России9.

- организация и участие в проведении благотворительных акций

' Сайт мотоклуба НОЧНЫЕ ВОЛКИ [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.nightwolves.ru/ (дата обращения: 24.04.2011)

2 Там же.

3 Там же.

4 т^

1ам же.

5 Официальный сайт Президента Республики Татарстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://president.tatarstan. ru/pub/view/9562 (дата обращения: 11.11.2011)

6 Сайт БАЙК-ШОУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://bikeshow.ru/ (дата обращения: 13.05.2011).

7 Сайт Московский городской совет ветеранов [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.mgsv.org/article/145.htm] (дата обращения: 12.11.2011).

8 Сайт Православие и мир [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.pravmir.ni/svecha-pamyati/ (дата обращения: 24.04.2011).

9 Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/1543879.html (дата обращения: 12.11.2011).

Участие русских мотоциклистов в миссионерской деятельности Русской Православной Церкви

Акция «Дыши!»

12 июня 2010 года был проведен рок-концерт в байк-центре в поддержку детей больных раком (помощь в сборе 1 335 000 рублей на 15 инфузоматов Braun большого объема).

Новогодние ёлки

Последние несколько лет в байк-центре проходят Новогодние ёлки для детей. Большинство представлений проходят как благотворительные.

Благотворительный концерт «ОПАСНОЙ ДОРОГЕ - НЕТ»

28 октября 2011 был проведен первый благотворительный концерт «ОПАСНОЙ ДОРОГЕ - НЕТ» в поддержку мотоциклистов пострадавших в мотоавариях.

Все денежные средства (240 000 рублей) собранные на этом концерте были сразу переданы родственникам пострадавших, которые были пригла-

1

шены на мероприятие .

- организация и проведение крестных ходов на мотоциклах, мотопробегов по местам воинской Славы и захоронениям русских воинов и других гражданско-патриотических акциях

Два мотопробега были совершены в честь Святого благоверного великого князя Александра Невского. Первый по маршруту Городец (место кончины князя, Нижегородская область) - Владимир (место великого княжения) - Переславль-Залес-ский (место рождения). Икона «Святой благоверный князь Александр Невский - имя России» была написана в Александро-Невской лавре и, по завершении мотопробега, передана в дар Ярославской епархии. Второй по маршруту Санкт-Петербург -Москва - Севастополь. Икона Святого благоверного великого князя Александра Невского была написана в Киево-Печерской лавре, затем её освятили на мощах Александра Невского в Свято-Троицкой лавре Санкт-Петербурга. Далее через Москву икону доставили в Крым, в Свято-Владимирский кафедральный собор Херсонеса, где икону поместили в пределе, освященном во имя написанного на ней святого .

Крестный мотопробег по маршруту Москва -Минск доставил в Свято-Никольский храм села Станьково (Дзержинский район) икону святой блаженной Валентины Минской, написанной в Опти-ной пустыни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При участии Ночных Волков была передана в Стокгольм (Швеция) в Сергиевский приход Русской Православной церкви икона Святой блаженной Матроны Московской.

В октябре 2011 был совершен один из самых продолжительных крестных ходов «Путь Андрея», посвященный Святому Андрею Первозванному, по маршруту Россия - Беларусь - Украина - Румыния - Сербия - Черногория. В дар Острожскому монастырю в Черногории мотоциклисты России и Балкан привезли лики Святого Преподобного Серафима Саровского и Святого благоверного великого князя Александра Невского. По ходу следования к мотопробегу присоединялись отделения Ночных Волков, находящиеся на Балканах и друзья.

Количество участников мотопробегов всегда разное, если, например, из байк-центра в Москве выезжает от 5 до 10 мотоциклистов, то мере движения к ним присоединяется еще такое же количество мотоциклистов либо больше на территории каждой страны или города в зависимости от маршрута крестного хода.

Мотопробег Россия (Москва) - Беларусь - Литва - Россия (Калининград) - Польша

Мотопробег проходил по местам массовых захоронений русских воинов. В ходе мотопробега у воинских мемориалов устраивались митинги, с целью привлечь внимание общественности к проблеме заброшенности воинских захоронений и содержании их в надлежащем порядке.

- посещение детских колоний совместно со священнослужителями

Посещение детских колоний - это часть программы реабилитации несовершеннолетних нарушителей. В рамках посещения проводится общий молебен, а затем беседа о принципах дружбы и взаимопомощи, отказ от спиртного, наркотиков и табака.

- участие в строительстве и восстановлении православных храмов

Московское отделение мотоклуба участвует в строительстве Храма в честь Св. кн. А. Невского в г. Москве; латышское отделение собирает средства на реконструкцию и восстановление Православной церкви Святителя Николая в г. Вентспилс.

- освящение мотоциклов в день Открытия сезона.

Все вышесказанное наглядно показывает соб-

1 Сайт «Опасной дороге - нет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.riangerroad.net/ (дата обращения: 12.11.2011).

2 Официальный сайт Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.crimea.orthodoxy.su/Chromca/2011-10-16-Sevastopo1-Tcona-AN.html (дата обращения: 14.11.2011).

ственный путь российского мотобратства «Ночные Волки» в мотоциклетном мире. Его члены Ночные волки - это православные христиане, чувствующие свою ответственность не только за развитие российской мотоциклетной культуры, но и причастность к общему делу миссии Русской православной церкви.

Этот опыт «следования за Христом» следует учитывать сейчас, когда так важно возродить миссионерский опыт Церкви среди населения страны, особенно молодежи.

Миссионерское служение мирян, в данном случае мотоклуба «Ночные Волки», сможет и долж-

Комарова А.В.

но разрушить ошибочный стереотип восприятия мотоциклистов как неверующих дикарей и возродить миссионерское служение Церкви путем привлечения мотоклуба к выполнению определенных миссионерских поручений. Русские мотоциклисты, имея непосредственный опыт духовного созидания, пришли в храм и готовы к дальнейшему пути по развитию, возрождению и укреплению российских православных традиций как внутри своего братства, так и в современном обществе.

©Комарова А. В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.