Научная статья на тему 'Социальные параметры поведения в байкерской субкультуре'

Социальные параметры поведения в байкерской субкультуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2212
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / БАЙКЕРЫ / ЦЕННОСТИ / НОРМЫ / ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ / МОТОКЛУБ / SUBCULTURE / BIKERS / VALUES / NORMS / RULES OF BEHAVIOR / MOTOR CLUBS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гаук Анастасия Викторовна

В статье рассмотрено развитие байкерской субкультуры, нормы, ценности и правила поведения байкеров, приведены данные о роде деятельности представителей данной субкультуры, об их отношении к членству в байкерских клубах, об увеличении мотоклубов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARAMETERS OF BEHAVIOR IN THE BIKERS' SUBCULTURE

The article considers the development of bikers' culture, norms, values and rules of their conduct. There are data on the types of activity of the subculture representatives, their attitude to membership in the bikers' clubs, and widespread of the motoclubs

Текст научной работы на тему «Социальные параметры поведения в байкерской субкультуре»

Синергетический Нематериальный инструментарий Человек Коэволюционный Материальный инструментарий

Самосознание

Наука Философия Этика (религия) Инстинкт Язык (инструмент) Разум Природа Технодогии (язык) Общество

Данная парадигма в итоге обрастает многослойными комплексными динамичными соединениями, которые можно объяснять с помощью теории самоорганизации.

Вот некоторые положения:

• Парадигма невозможна без рассмотрения категорий времени и прогресса. Прогресс должен быть смоделирован в рамках самоорганизующейся системы так, чтобы с помощью человеческих, природных, технологических сил провоцировать благоприятные условия развития парадигмы.

• Факторы организационной динамики рассматриваются как сопряженные, парные и многомерные. Здесь факторам отводится роль равнозначных (по отношению к друг другу), они трактуются не только как сопряженные и согласованные, но и взаимно обусловливающие процесс развития системы.

• В коэволюционном воззрении восхождение к более сильной организационной системе не является однонаправленным, линейным и монотонным, оно проходит через торможение, ускорение, подъемы, спады текущих процессов. Тенденции дифференциации замещаются интеграцией, включением в состав элементов и выключением, усилением связей между элементами - их ослаблением, эволюцией и инволюцией.

• Чем сложнее и многофункциональнее данная парадигма, тем она более неустойчива, с сильной нелинейностью, подвержена естественным колебанием развития. Можно многократно сократить время, усилия, ресурсы на генерацию и реализацию желаемого решения из спектра потенциально возможных с помощью резонансного влияния на основные параметры их самоорганизации и коэволюции.

• В коэволюционной картине парадигмы все компоненты рассматриваются как единая динамическая система равноправных партнеров, развитие которых трактуется в их совокупности. Данная парадигма должна стремиться к достижению устойчивого объединения простых структур в более сложные и ускорять темп их совместного развития.

Данная парадигма должна представлять собой

высокоорганизованную, адаптивную, самоорганизующуюся систему, при которой все составные части являются равноправными партнерами коммуникации.

Через историю всей человеческой цивилизации проходят две взаимоисключающие стратегии отношений человека и природы: установка на покорение природы и установка на смирение перед ней. Катастрофическое нарастание экологического неблагополучия на Земле в наши дни способствовало осознанию ограниченностей и тупиковости обеих этих стратегий. Лишь учет их органического взаимодействия, взаимосвязи, взаимозависимости,

лишь при четком понимании закономерностей их сопряженности коэволюция может стать залогом успешной разработки новой стратегии отношений человека, общества и природы.

Литература

1. Будущее России в зеркале синергетики / под ред. Г.Г. Малинецкого. - М.: КомКнига, 2006. - 272 с. (Синергетика: от прошлого к будущему.)

2. Теория катастроф / В.И. Арнольд. - М.: Едиториал УРСС, 2009. - 136 с.

3. Новый ум короля: о компьютерах, мышлении и законах физики / пер. с англ.; под общ. ред. В.О. Малышенко; предисл. Г.Г. Малинецкого. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - Изд. 3-е. - 400 с.

4. Преображение человека в философии русского космизма / Н.В. Башкова. - М.: КомКнига, 2007. - 224 с.

5. Философия техносферы / Н.В. Попкова. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 344 с.

6. Феномен человека на фоне универсальной эволюции / С. Д. Хайтун. - М.: Либроком, 2009. - Изд. 2-е. - 536 с.

7. Гармония саморазвития в природе и обществе: подобие и аналогии / О.Б. Балакшин. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 344 с.

Бурзалова Арюна Андреевна, аспирант Бурятского гос-университета по специальности 09.00.11 Социальная философия.

Burzalova Aryuna Andreevna, post-graduate student of Buryat State University on the specialty 09.00.11 Social philosophy.

Tel.: +7(3012) 21-83-60, +7(9021) 68-32-15, e-mail: baryuna@mail.ru

УДК 316.723

А. В. Гаук

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОВЕДЕНИЯ В БАЙКЕРСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ

В статье рассмотрено развитие байкерской субкультуры, нормы, ценности и правила поведения байкеров, приведены данные о роде деятельности представителей данной субкультуры, об их отношении к членству в байкерских клубах, об увеличении мотоклубов.

Ключевые слова: субкультура, байкеры, ценности, нормы, правила поведения, мотоклуб.

A. V. GauA

SOCIAL PARAMETERS OF BEHAVIOR IN THE BIKERS’ SUBCULTURE

The article considers the development of bikers’ culture, norms, values and rules of their conduct. There are data on the types of activity of the subculture representatives, their attitude to membership in the bikers’ clubs, and widespread of the motoclubs.

Key words: subculture, bikers, values, norms, rules of behavior, motor clubs.

В настоящее время понятие «субкультура», освободившись от негативного оттенка значения, заняло в отечественной науке полноправное место. Согласно современной точке зрения, субкультура -это «особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами».

В рамках субкультуры нормы, ценности, представления, а также стереотипы базовой культуры общества интерпретируются, то есть так или иначе изменяются каким-либо конкретным, но необязательно замкнутым сообществом. В результате субкультурные нормы, ценности, представления и стереотипы отличаются от аналогичных, принятых в рамках традиционной культуры, поскольку первые оказываются скорректированными для конкретных сообществ в рамках определенной социокультурной системы. В свою очередь, представители той или иной субкультуры разделяют нормы, ценности, а также представления, принятые в рамках их субкультуры [1].

Субкультурная специфика выражается не только в осуществленных фактах и артефактах, не сводится к объективированию смысла, но в значительной степени поддерживается вариациями психологических значений, разделяемых носителями субкультуры.

Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Это следующие черты:

1) специфический стиль жизни и поведения;

2) свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия (о чем уже говорилось), что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму;

3 )наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи.

Универсальные признаки субкультур имеют предельно широкие характеристики, следовательно, инвариант субкультуры - это не идеальный вариант в ряду других, но он выражает в серии вариантов и впоследствии делает понятными новые [1].

Все вышеописанное можно проследить на примере байкерской субкультуры.

Наше исследование проводилось в 2007-2009 гг. на территории России и стран СНГ, в нем были использованы методы включенного наблюдения, контент-анализа, анкетирования, интервьюирования.

По результатам анкетирования 2009 г., прово-

денного на байк-шоу в г. Арамиль и организованным байкерским клубом г. Екатеринбург «Черные ножи», выяснилось, что средний возраст байкеров

- 30-35 лет и старше. В основном это люди, работающие на предприятиях (50%) или имеющие свой бизнес (36%), т.е. люди, имеющие постоянный средний или выше среднего доход. Следовательно, можно сказать, что это субкультура среднего возраста.

Байкеры (от англ. bicycle - сокр. bike) - мотоциклисты, но все ли мотоциклисты байкеры? Необходимо разделить эти два понятия. Мотоциклист -водитель мотоцикла, человек, передвигающийся на мотоцикле от одной точки до другой. Байкер - человек, для которого мотоцикл является неотъемлемой частью его жизни, он живет мотоциклом и это его образ жизни, он думает в соответствии с гласными и негласными законами байкерства, окружает себя его атрибутами, как правило, состоящий в каком-либо клубе либо в добровольном движении. «Байкеры - по определению свободные настолько, что они - ничьи люди, тихо насмехающиеся над всем» (Lizard SBMC, Nord Chept.)

Байкерское сообщество является закрытым, как и любая субкультура, и имеет свои своеобразные нормы, ценности, мировосприятие, которые зачастую отходят от общепринятых норм, ценностей и правил поведения или от общей культуры.

К нормам и правилам поведения в байкерской субкультуре можно отнести деление на различные социальные группы и коллективы, границы между которыми подвижны, но чутко воспринимаются участниками этих социальных групп. Практически в каждой субкультуре существует свое разделение на группы. В них можно проследить неофициальное и официальное разделение на группы. В основном неофициальное деление происходит по интересам, предпочтениям в группе. Например, в бай-керской субкультуре неофициальным делением можно считать, когда члены одного мотоклуба чаще общаются друг с другом по виду мотоцикла, условно разделяя на спортивные мотоциклы и чопперы, и в меньшей степени общаются со всеми остальными членами клуба. Официальное деление наиболее четко можно проследить на примере видов мотоклубов и принципах их устройства в том, что вид прописывается в названии группы или коллектива, побуждает членов группы следовать установленным ею законам, подтверждая прописанный статус, всячески символизируя тип группы. Практически все клубы официально зарегистрированы в соответствии с законами страны, в которой они

находятся. В России они обычно зарегистрированы как некоммерческое партнерство или общественная организация, имеют свой устав с прописанным целями и задачами, внутренней структурой клуба, правилами поведения, правами, обязанностями членов клуба.

В России в основном существуют MG (MotoGang - самая строгая форма мотоклуба), MC (Motorcycles Club - демократичнее предыдущей формы), MCC (MotorCycles Club - самая демократичная организация) клубы, остальные формы организации клубов практически отсутствуют.

Подавляющее большинство ныне существующих мотоклубов в России, несмотря на их заявления, ведет свою реальную историю с конца 1990-х гг. К тому времени численность людей, принадлежащих так или иначе к мотоциклетной субкультуре, увеличилась: в банке данных журнала «Мото» в 2001 г. было зарегистрировано 104 мотообъединения из 38 регионов России; в 2004 г. 108 мотообъединений; в 2005 г. зарегистрировано 192 мотообъединения в 58 округах; в 2006 г. - 247 клубов по России; 2007 г. - 268 мотообъединений в 66 округах; в 2008 г. - 303 мотообъединения.

Из вышесказанного видно, что резкое увеличение количества мотоклубов в России началось с 2004 г. и происходит за счет популяризации в СМИ. Это можно объяснить тем, что каждый мотоклуб имеет свой сайт в Интернете, каждое мероприятие, проводимое каким-либо клубом, освещается в СМИ.

Элементы байкерской субкультуры вошли в повседневную жизнь, все чаще в образе людей можно увидеть элементы одежды или украшения, принадлежащих данной субкультуре. Это не могли и не могут упустить производители разных товаров, в первую очередь, продукция которых рассчитана на соответствующую аудиторию. Здесь опять можно проследить большую роль СМИ в распространении байкерской субкультуры в массы, т.к. производителям потребовалась хорошо продуманная PR компания. Средства массовой информации хорошо им в этом помогли, стала выпускаться реклама, где в большом количестве стали присутствовать элементы или представители байкерской субкультуры. Выходят в печать специализированные журналы и колонки, сайты и странички в Интернете, освещающие только байкерскую субкультуру. Каждый мотоклуб считает необходимым иметь свой сайт в Интернете. Благодаря этому в общение людей стали входить языковые формы, характерные для данной субкультуры. Появляется все большее количество художественных фильмов и сериалов, где представителей этой субкультуры показывают не только злодеями. Им приписывают и добродетельные качества, они становятся многогранными, а зачастую положительными героями с яркими запоминающимися образами, характерами, со своим взглядом на мир. В обществе стала зарождаться мысль о том, что хотя субкультуры и различны по

своему стилю одежды, поведению, отношению к жизни и убеждениям, но, как в любом обществе, в каждой субкультуре есть положительные и отрицательные люди.

Байкерская субкультура, как любая организация, действует по определенным правилам. Одним из правил являются социальные статусы, которые четко можно рассмотреть на примере байкерской субкультуры.

У претендента на место в клубе начинается все с личного знакомства с членом клуба. Если человек по истечении времени обретает доверие, то он представляется другим членам клуба. Если претендент на место в клубе производит положительное впечатление на членов клуба, то ему присваивается статус «support». Если «support» положительно зарекомендовал себя в клубе, то на общем собрании поднимается вопрос о его принятии в клуб и ему присваивается ранг «hang around», у отечественных байкеров он иногда сокращенно называется «хин-гер». В некоторых клубах данный ранг пропускают, и человек из «support» переходит в ранг «prospect». Третья ступень - «member». Четвертая, наивысшая ступень - «офицеры»: президент, вицепрезидент, казначей, «sergeant of arms», выполняющий функции начальника безопасности и разрешающий споры между членами клуба, и дорожный капитан, который выполняет обязанности по проведению «выездов», организации маршрутов, мест для отдыха, определению необходимых затрат.

Правила внутренних отношений в клубе строятся по принципу жесткой иерархии. «Хэнгэраунд» подчиняется проспектам и «мемберам», «проспект»

- «мемберам» и все три категории - требованиям устава, офицерам и президенту. Система поощрений и наказаний также выработана под эту структуру.

Основные поощрения - это быстрое продвижение по иерархической лестнице. Наказания - исправительные работы, денежный штраф, временное лишение прав и привилегий и изгнание из клуба. Последнее наказание считается самым серьезным и на байкерском сленге называется «расшить». Имеется в виду, что изгоняемый лишается права носить нашивки с символикой клуба.

Власть в мотоклубах осуществляется в соответствии с иерархической структурой. Главная фигура

- президент, который возглавляет клуб и ведет собрания. В некоторых клубах он имеет право дополнительного голоса, в клубах MG президент имеет решающий голос. Следующее звено образуют «офицеры», оно может называться по-разному, например, «Исполнительный совет». Несмотря на название, он обладает не только исполнительной, но и законодательной и судебной властью: может вносить изменения в устав и налагать дисциплинарные взыскания на членов клуба и «суппортов».

Перечисленные статусные позиции и их иерархическое положение - общепринятые каноны, но в каждом из клубов они терпят некоторые изменения.

Мы привели данные об особенностях статусных

позиций в байкерской субкультуре. Автором был проведен социологический опрос в июле 2008 г. на байк-шоу, которое проходило в клубе «Черные ножи» г. Екатеринбурга. В частности, получены следующие результаты: для 50% респондентов членство в байкерском клубе имеет значение, для 35% членство в байкерском клубе не имеет значения (все они не являются членами клубов), 15% затруднились ответить. В 2009 г. ответы на этот вопрос были другие: для 31% членство в байкерском клубе имеет значение, такой ответ дали люди, принадлежащие какому-либо байкерскому клубу; 60% ответили, что членство в клубе не имеет для них значения, так ответили люди, не принадлежащие ни к какому клубу; 9% затруднились с ответом. Данную ситуацию можно объяснить тем, что значительно возросла популярность байкерства, появилось много свободных байкеров, которые еще не успели войти в какой-либо клуб или их просто туда не принимают, т.к. байкерский клуб - это закрытое объединение и попасть в него достаточно трудно.

Среди российских байкеров, состоящих в клубах, многие относятся несерьезно к нормам устава, плохо знают их содержание, имеют размытые представления об их правах и обязанностях.

У представителей байкерской субкультуры также существуют свои ценности. Из наблюдения, опросов и интервью можно сделать вывод, что главными ценностями для байкера является мотоцикл, свобода передвижения, преодоление территориальных и жизненных границ и препятствий, удобство одежды, ее малое количество и универсальность, ответственность за жизнь пассажира, сохранение традиций.

Нормой в байкерской субкультуре является:

• положение женщины: официально она не допускается к решению вопросов клуба, не имеет права быть членом клуба, а может присутствовать только как сопровождающее лицо

• жесты: они необходимы на дороге для различия свой-чужой, для просьбы о помощи, приветствия, оскорбления, предупреждения об опасности, препятствии на дороге;

• лексикон: лексикон байкеров выполняет не только номинативную функцию, обозначая явления

УДК 165.9

и предметы, отсутствующие в литературном языке обывателей, но также в незначительном объеме служит для сокрытия истинных целей говорящего;

• одежда и ее аксессуары: форма одежды, чаще всего из кожи, для практичности; наличие нашивок для определения принадлежности к клубу, статуса; украшений с эмблемой клуба, различные знаки в память о пребывании на каком-либо мероприятии, о близких людях, талисманы.

Все это - для того, чтобы расцветить жизнь, сделать ее интереснее, отказаться от «устарелого» (новое звучание - новая жизнь), заявить об особом восприятии жизни и, следовательно, о том, что мир байкеров - особый мир.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что байкерская субкультура в нашей стране развивается так же, как и во всем мире. Данная субкультура является достаточно развитой организацией, распространившейся по всему миру, с едиными ценностями, нормами и правилами поведения, но в силу политических, географических и природных условий они имеют территориальные особенности. Это отражено в продолжительности байкерского сезона, в соответствующей природным условиям одежде, но придерживающейся общего байкерско-го стиля. Нет общего стандарта в уставе клуба. Общество стало интересоваться байкерской субкультурой, увеличивается количество байкеров и клубов. Благодаря ценностям, нормам, правилам поведения сохраняется единство в байкерской субкультуре на протяжении 60 лет.

Литература

Левикова С.И. Молодежная субкультура: учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 11с.

Гаук Анастасия Викторовна, аспирантка, кафедра социологии и социальных технологий управления ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет им. Б.Н. Ельцина».

Gauk Anastasia Viktorovna, post-graduate student, department of sociology and social technologies of management, Ural State Technical University n.a. the first president Boris Eltsin

Tel: +79126963368. E-mail: gauk@bk.ru

А.В. Давыдов

АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ И Э.В. ИЛЬЕНКОВА ПО ВОПРОСУ СУЩНОСТИ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Статья посвящена рассмотрению учения Гегеля, а именно анализу его истории философии, которая является классической для философской науки. Предпринятый анализ, с одной стороны, привел к пониманию того, что для Гегеля история философии - это история восхождения мысли к самой себе и тем самым нахождение самой себя. Гегель каждую философскую систему рассматривает как самосознание исторически конкретной эпохи; соответственно существует естественная связь между философией и историческими условиями, государством, культурой, искусством и т.д. А с другой стороны, к осознанию факта того, что диалектико-материалистическая интерпретация истории гегелевской философии Э.В. Ильенковым есть непосредственное понимание исторического процесса, который воспринимается и реализуется субъектом познания через культуру, науку, производство и так далее.

Ключевые слова: история философии, советская философия, наука, всеобщность, диалектика, интерпретация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.