Научная статья на тему 'Феномен социального манипулирования (социально-философский анализ)'

Феномен социального манипулирования (социально-философский анализ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1414
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРИРОДА СОЦИАЛЬНЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ / SOCIAL MANIPULATION / SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS / INFORMATIONAL NATURE OF SOCIAL MANIPULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цымбал Е. А.

Статья посвящена философскому анализу методологических концептов феномена социального манипулирования. Автор типологизирует социально-психологический, политологический и исторический подходы к изучению природы социального манипулирования, использует социально-философский анализ к исследованию информационной природы социальных манипуляций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен социального манипулирования (социально-философский анализ)»

Цымбал Е.А.

Аспирант, кафедра «Философии и истории Отечества» Ростовский государственный университет путей сообщения

ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Аннотация

Статья посвящена философскому анализу методологических концептов феномена социального манипулирования. Автор типологизирует социально-психологический, политологический и исторический подходы к изучению природы социального манипулирования, использует социально-философский анализ к исследованию информационной природы социальных манипуляций.

Ключевые слова: социальное манипулирование, социально-философский анализ, информационная природа социальных манипуляций.

Keywords: social manipulation, social and philosophical analysis, informational nature of social manipulation.

Социальное манипулирование - это способ информационного воздействия на массовое и общественное сознание при помощи различных средств (социальных, социально-психологических, идеологических, СМИ и т.д.) применяемый конкурирующими властными структурами в различных сферах общественной жизни для формирования общественного мнения и обеспечения заданных поведенческих реакций у широких масс.

К рассмотрению феномена социального манипулирования обращалось большое число авторов во все времена, точнее было бы сказать, что мало кто из исследователей, изучающих аспекты социального управления, власти, общественных и культурных процессов не касались в своих работах данного феномена. Тем не менее, специализированных теоретико-методологических исследований относительно природы социального манипулирования в научной литературе не так много, поскольку исследования часто носят популистский характер, ведутся как в дифференцированных, так и затрагиваются (иногда поверхностно) в смежных областях научного знания. К основным следует отнести такие научные направления как: психология личности (В.М. Бехтерев, М. Эриксон, Г.А. Маркузе, Э. Шостром, Е.Л. Доценко и др.), социальная психология (Б.А. Грушин, А.К. Уледов, Ю.А. Шерковин, В. Сыров, Н.В. Поправко и др.), футурология (П. Эбурдин, Д. Нэсбитт, Э. Гидденс и др.), политическая наука (Г. Шиллер, С.А. Маничев, К.С. Гаджиев, А. Цуладзе, Р.А. Борецкий, Г.Г. Почепцов и др.), политическая психология (Л. Войтасик, Г.Г. Дилигенский, А.В. Шубин и др.), социология политики (А. Купцов, В.С. Свечников, В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин и др.), философия (Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, А. Шопенгауэр, Ю. Хабермас, Жан Бодрийяр и др.), социальная философия (Б.Н. Бессонов, С.Г. Кара-Мурза, К.А. Зуев и др.), культурология (А.Я. Флиер, А.В. Захаров, И.А. Негодаев и др.), история культуры (В.С. Мясников, Н.И. Конрад, Х. Зенгер, Г. Грачев и др.). Однако, несмотря на значительный вклад отечественных и зарубежных авторов в исследование данной области, отметим, что феномен социального манипулирования и особенности его применения в социокультурных условиях информационного общества еще не достаточно изучены. Поэтому, для более последовательного исследования феномена социального манипулирования, на наш взгляд, целесообразно будет провести анализ и дать типологию различных подходов.

Первым из подходов к исследованию социальных манипуляций, следует выделить социально-психологический подход, сформированный в рамках таких областей научного знания как психология личности и социальная психология. Источниками данного подхода явились: учение о высшей нервной деятельности И.П. Павлова, идеи З. Фрейда и его последователей о природе бессознательного и подсознания, рассуждения Г. Лебона, В.М. Бехтерева, Э. Фромма и др. о роли внушения, подражания, подчинения в общественной жизни, исследования в области гипноза М. Эриксона и т.д.. Во второй половине ХХ века данный подход нашел свое практическое применение в такой области знания как нейролингвистическое программирование (Р. Бэндлер, Д. Гриндер, Г. Олдер, Б. Хэзер и др.), отражающей целостный и систематизированный набор методов исследования и воздействия на внутренний опыт человека - ощущения, восприятия, настроение, переживания и т.д..

Исследователи психологического подхода (Е.Л. Доценко, Е.В. Сидоренко, Ю.В. Пахомов и др.) рассматривают социальную манипуляцию как вид психологического воздействия или психологического влияния, а само «психологическое воздействие» рассматривают в качестве родового признака манипуляции. В этом заключена суть данного подхода. К примеру, Е.Л. Доценко пишет: «Манипуляция - это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент» [2, 52-53]. Другой автор, Е.В. Сидоренко, в определении манипуляции акцентирует внимание на аспекте психологического влияния, рассматривая манипуляцию как промежуточную ступень между варварскими (нападение, принуждение) и цивилизованными (аргументация, контраргументация, самопродвижение) способами влияния.

В силу того, что социально-психологический подход основан на утверждении возможности манипулятивного воздействия, прежде всего на психику людей, то, особое внимание в исследовании уделяется рассмотрению не только самих технологий социально-психологического манипулирования, но и способам защиты (защитных установок сознания) от подобных попыток психологического проникновения. К базовым защитным установкам относят уход, изгнание, блокировку, управление, замирание и игнорирование [2,177-179]. Каждая из установок задает определенный параметр психологической защиты: дистанцирование от манипулятора, управление информационным каналом или же управление потоком воздействия. В практическом аспекте, в качестве основных техник психологической защиты и противостояния манипуляциям выделяют: информационный диалог, конструктивную критику, цивилизованную конфронтацию, психологическое самбо (психологическая самооборона) и др..

Таким образом, социально-психологический подход, во-первых, рассматривает феномен социального манипулирования как совокупность психологических манипуляций, присутствующих в повседневной жизни людей, во-вторых, усматривает родовой признак манипуляции в скрытом характере психологического влияния и воздействия.

Следующий, наиболее распространенный, и требующий рассмотрения, подход к исследованию природы феномена социального манипулирования можно охарактеризовать как политологический. Положения данного подхода отражены на работах современных авторов (С.Г. Кара-Мурза, Г. Грачев, И. Мельник, Б.Н. Бессонов, И.А. Негодаев, Э. Шостром, Г. Шиллер, Э. Гидденс, А. Купцов, В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин и др.) из таких областей научного знания как политология, социология, философия и социальная философия, футурология, культурология и право. Основу данного подхода составляет рассмотрение феномена социального манипулирования в управленческом аспекте - как

часть технологии власти опирающейся на демократические принципы или способ господства. Политологический подход возникает из системного рассмотрения общества и культуры индустриальной и постиндустриальной (информационной) эпох. Поэтому, теоретическими источниками данного подхода стали идеи исследователей из таких концепций социальных наук как: теория индустриального общества (Т. Адорно, К. Манхейм, М. Вебер и др.), доктрина массового общества (Г. Лебон, Г. Тард, Г. Лассуэлл, Э. Фромм, Р. Миллс и др.), постиндустриальная теория (Д. Бэлл, Э. Тоффлер и др.), концепция информационного общества (Й. Масуда, М. Маклюэн, М. Порат, Дж. Бенигер, У. Мартин и др.), социальный конструктивизм (П. Бергер и Т. Лукман), а также синтез различных теорий социальных коммуникаций. Политологический подход на основании рассмотрения разных характеристик социальной манипуляции рассматривает феномен социального манипулирования как средство власти, а именно как часть ее технологии, придавая тем самым исследованию данного вопроса социально-управленческий аспект. Субъектами власти выступают государство, правительственные и негосударственные организации, СМИ и т.д. Социальное манипулирование, с позиций данного подхода, определяется как разновидность институционализированной технологии власти, заключающейся в скрытом воздействии на индивидуальную и общественную психологию с использованием ресурсов как локального, так и глобального информационно-коммуникативного пространства для контроля и управления поведением различных субъектов социальной структуры, путем создания виртуальной медиа-реальности для усыпления обеспокоенности социальной и экономической действительностью.

Вопрос противостояния негативному воздействию технологий социального манипулирования в рамках политологического подхода рассматривается с позиций законодательства и права в области решения проблем внутренней и внешней информационной безопасности общества. Российская Федерация руководствуется следующими правовыми актами: «Всеобщая декларация прав человека» от 10 декабря 1948г., федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ и т.д.. На уровне международного права проблемы в области информационной безопасности регулируются с помощью деятельности различных международных организаций, а также таких нормативных документов как: резолюция ГА ООН 110 (II) от 3 ноября 1947 г., «Окинавская Хартия глобального информационного общества» от 22 июля 2000 г., принятая лидерами стран «Большой восьмёрки», «Европейская киберконвенция», подписанная странами ЕС, Канады и США в ноябре 2001 г., и т.д.. Тем не менее, трагические события 2008 года в Южной Осетии продемонстрировали полную несостоятельность существующих норм международного права в вопросе безопасности и защиты глобальной информационной среды от применения деструктивных технологий социального манипулирования информацией и технологии информационной войны.

Третьим, на наш взгляд, подходом к исследованию природы социального манипулирования является исторический подход. Сложность типологизации данного подхода состоит в том, что, с одной стороны, в него необходимо включить идеи историков, философов, культурологов и историков культуры разных исторических эпох и разных культур, с другой стороны - для многих из этих авторов первостепенной задачей не являлось изучение самого феномена социального манипулирования. Тем не менее, обозначим наше видение данного подхода. Исторический подход акцентирует внимание на особенностях применения феномена социального манипулирования в культурно-исторических условиях цивилизаций Востока и Запада в различные периоды истории. Задача противостояния искусству манипуляции в рамках данного подхода не является приоритетной, поэтому в рассмотрении данного вопроса привержены данного подхода

руководствуются идеями и положениями других подходов (социально-психологического и политологического).

Как мы видим, рассмотренные теоретико-методологические подходы к исследованию феномена социального манипулирования раскрывают природу социальных манипуляций с разнообразных сторон, однако следует выделить сходство представленных позиций. Во-первых, для всех рассматриваемых подходов первостепенным является исследование мотивационного, а не информационного компонентов сущности социального манипулирования (речь идет о первоочередном изучении мотивов заинтересованной стороны, т.е. самого манипулятора, а не о качестве используемой информации в манипулятивных актах). Во-вторых, все три подхода, хоть и исходят из разного толкования сущности феномена социального манипулирования (психологическое воздействие, технология власти или искусство скрытого принуждения), тем не менее, единодушно признают скрытый характер самого феномена социального манипулирования. На наш взгляд, рассмотренных положений и идей, представленных в рамках данных подходов, необходимых для понимания происходящих в современном мире изменений не достаточно. В силу этого, мы видим необходимость разработки нового, актуального подхода к исследованию природы социального манипулирования с позиций научного синтеза основополагающих идей современной гуманитарной науки по данному вопросу и социально-философских и аксеологических аспектов рассмотрения его специфики. Речь идет о том, что новый подход должен объединить и скорректировать ключевые положения имеющихся подходов (социально-психологического, политологического и исторического) с позиций философского и аксеологического аспекта рассмотрения природы, условий возникновения и существования феномена социального манипулирования в современном мире. Раскроем наше видение данного подхода, который мы полагаем можно назвать «социально-философским» подробнее.

В условиях развития информационного общества, процессов информатизации и глобализации - процессы манипулирования общественным сознанием неизбежны и тотальны, так как наличие феномена социального манипулирования обусловлено в определенной степени следующими факторами: антропологическими детерминантами человеческой природы (сущностные аспекты власти), конкретно историческими условиями (переломные этапы истории), социальными, политическими, экономическими, классовыми отношениями и даже закреплено в культуре (массовая культура, манипулятивный характер информационной среды и медиа-картины мира, порождаемой СМИ и т.д.). Признание факта неизбежности социальных манипуляций, как для общества в целом, так и для отдельной личности, в науке чаще всего отрицалось, или скрывалось. Тем не менее, понимание того, что от существования самого феномена социального манипулирования не удалось избавиться на протяжении всего этапа социогенеза, заставляют задуматься над тем, а стоит ли вообще заниматься поиском способов защиты от технологий манипулирования? По нашему мнению, подлинный социально-философский анализ проблемы манипулирования общественным сознанием в условиях формирования информационного общества, должен исходить не из критики социального манипулирования в целом (как это происходит с позиций социально-психологического и политологического подходов), а, во-первых, исходить не только из рассмотрения целей, технологических средств, мотивов субъектов манипулятивного процесса и их результатов, но и апеллировать к анализу качества самой информации, с помощью которой социальное манипулирование становится возможным. Любой акт манипулирования общественным сознанием в обществе или между отдельными социальными субъектами всегда является информационным, так как манипулировать общественным сознанием возможно только с помощью информации. В данном аспекте феномен социального манипулирования, бесспорно, является феноменом информационным, сущность которого

заключена не только в способе психологического влияния или технологии власти, но и в способе скрытого информационного воздействия на общественное сознание. Во-вторых, социально-философский анализ должен быть обращен к обоснованию аксеологических (ценностных) позиций относительно целей использования технологий данного феномена, не противоречащих доминирующей в общественном сознании гуманистически ориентированной мировоззренческой системы, расценивающей социальную реальность в перспективных пределах развития глобального человечества. Это требует отказа от традиционной формулировки основного вопроса проблемы социального манипулирования - «Как противостоять технологиям социального манипулирования в обществе?» и постановки нового вопроса - «Как относиться к феномену социального манипулирования информацией в условиях становления информационного общества?».

Рассуждая об аксеологических позициях относительно целей использования технологий социального манипулирования, мы, прежде всего, имеем в виду, что феномен социального манипулирования, понимаемый не только как социокультурный, но и как информационный феномен, в условиях становления информационного общества, не может быть изучен без анализа информации, с помощью которой осуществляются социальные манипуляции, и требует философской оценки целей использования информации в актах социального манипулирования с позиций как негативного, так и нейтрального результатов ее воздействия на адресатов, дифференциации «деструктивных» и «нейтральных» социальных манипуляций.

Классификация так называемых «деструктивных» социальных манипуляций и «нейтральных» проведена нами по следующим основаниям:

Во-первых, деструктивные манипуляции, осуществляются манипулятором исключительно для достижения собственных целей и интересов. Информация же «нейтральных» манипуляций призвана учитывать интересы не только манипулятора, но и адресата (его ближайшие и перспективные интересы).

Во-вторых, деструктивные манипуляции применяются в любых ситуациях, в отличие от нейтральных манипуляций, которые носят ситуативный характер и могут применяться только в конкретных условиях определенных ситуаций.

В-третьих, побуждением к деструктивным манипуляциям в любых ситуациях является собственный интерес манипулятора. В нейтральных манипуляциях напротив побуждением к осуществлению манипулятивного процесса (только в конкретных ситуациях) выступают интересы и действия адресата. В данном случае такие социальные манипуляции можно рассматривать как вынужденную меру, направленную на ограничение социально-деструктивных действий адресата в силу того, что он сам представляет реальную угрозу для манипулятора, самого себя и для стабильности социальных отношений в целом. Например, предложенный критерий в большей мере применим к такой форме массового сознания как толпа, которая обладает высокой активностью и разрушительной силой в определенных ситуациях. Такие ситуации, сложившиеся случайно или спровоцированные специально, могут вызывать деструктивное поведение ее членов (агрессию или панику), иметь явный разрушительный характер как по отношению к субъектам самой толпы (явление давки в толпе во время паники), так и по отношению к ее окружению (массовые волнения, приводящие к невинным человеческим жертвам, уничтожению культурных ценностей и т.д.). Поэтому, применение манипулятивных технологий, предназначенных не допустить или остановить подобные действия толпы, могут быть классифицированы как нейтральные манипуляции и отнесены к способам ненасильственного управления массами в любом демократическом государстве.

В-четвертых, если деструктивные манипуляции всегда учитывают интересы только манипулятора, то нейтральные манипуляции в самом процессе их проведения (в рамках

конкретного манипулятивного акта) также могут учитывать только интересы манипулятора и не брать в расчет нужды адресата. Однако результат данных манипуляций может приносить реальную пользу не только актору, но и самому адресату. Например, А. Цуладзе пишет: «...фирма, производящая спортивные тренажеры, начинает активно пропагандировать здоровый образ жизни с весьма корыстной целью — увеличить объемы продаж. Но если этой фирме удастся действительно убедить часть покупателей в преимуществах здорового образа жизни, то в выигрыше и фирма (продажи растут), и общество (здоровая нация)» [4,101]. В итоге, можно считать, что такой вид нейтральных манипуляций также учитывают интересы адресата.

В-пятых, идеологические деструктивные манипуляции, выступающие инструментом осуществления политической воли какого-либо лица или группы лиц, предназначены для распространения идей противоречащих мирному образу жизни народных масс (привитие идей защиты от мнимой угрозы (войны) или от мнимого посягательства на национальную идентичность, что приводит к разжиганию этнической ненависти к народам других национальностей и религиозных конфессий посредством обращения к патриотическим чувствам и т.д.). Нейтральные манипуляции, применяемые в идеологических целях «во благо» могут наоборот способствовать социальной стабильности, организации поведения членов общества в соответствии с общепринятыми общественными нормами.

Таким образом, нейтральные социальные манипуляции не имеют деструктивных последствий, поэтому нет необходимости искать адекватные стратегии противостояния и защиты от такого рода манипуляций. В большинстве случаев, такой вид социальных манипуляций является не более чем мерой ограничения по отношению к массам находящимся в агрессивном состоянии, либо выражающим яркое недоверие к власти. С другой стороны нейтральные манипуляции все же являются манипулятивными актами, которые формально, но преследуют те же цели, что и деструктивные манипуляции -обмануть, ограничить свободу адресата. В соответствии с этим, любое применение нейтральных манипуляций может применяться только в безвыходных ситуациях и должно быть четко обоснованно и регламентировано.

Подводя итог, следует отметить, что с позиций исследования мотивов субъектов манипулятивного процесса, представленных в рамках социально-психологического, политологического и исторического подходов, очевидно, что в условиях становления современного информационного общества проблема социального манипулирования информацией остается не разрешенной. Осознание социокультурной природы феномена социального манипулирования приводит к невозможности выхода из сложившейся ситуации социокультурного кризиса современного информационного общества с позиций рассматриваемых подходов. С позиций же представленного социально-философского подхода, напротив, вопрос выхода из социокультурного кризиса может быть решен путем предъявления критериев к качеству информации, используемой в манипулятивных целях. Речь идет об осознании не только социокультурной, но и информационной природы феномена социального манипулирования в современном информационном обществе, и об его изучении с позиций негативного и нейтрального результатов его воздействия на адресатов в целях исследования «деструктивных» и «нейтральных» социальных манипуляций.

Литература

1. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технология информационно-психологического воздействия. - М.: Алгоритм, 2002.

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб.: «Речь», 2003.

3. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. — М.: ЭКСМО - Пресс. 2001.

4. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.: Речь, 2004.

5. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.