Научная статья на тему 'Феномен манипулирования и информационное влияние в политическом управлении'

Феномен манипулирования и информационное влияние в политическом управлении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
890
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / POLITICAL GOVERNANCE / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ / INFORMATIONAL INFLUENCE / IMPACT OF COMMU NICATION / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / POLITICAL COMMUNICATION / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / MASS COMMUNICATION / ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / FORMATION OF PUBLIC OPINION / МАНИПУЛЯЦИЯ / MANIPULATION / МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ / MANIPULATION OF CONSCIOUSNESS / МАНИПУЛЯТИВНОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / IMPACT OF MANIPULATIVE MANAGEMENT / КОММУНИКАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / МАНИ ПУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Щегловитов Алексей Евгеньевич

В статье рассматривается феномен информационного влияния в ка честве формы коммуникации, анализируются основные научные подходы к исследованию такого метода информационного влияния, как манипулирование. Соотносятся понятия «манипуляция» и «манипулирование», определяются технологии и средства манипулирования, обосновывается их значимость для осуществления управленческого воздействия в политической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of manipulation and informational infl uence in the political governance

The article discusses the phenomenon of information influence as a form of communication, analyzes the main scientific approaches to the study of this method of information influence as manipulation. Reveals the structure of the «manipulation» as a concept, define technologies and means of manipulation, substantiates their importance for the implementation of managerial influence in the political sphere.

Текст научной работы на тему «Феномен манипулирования и информационное влияние в политическом управлении»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2013. № 3

А.Е. Щегловитов

ФЕНОМЕН МАНИПУЛИРОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ

В статье рассматривается феномен информационного влияния в качестве формы коммуникации, анализируются основные научные подходы к исследованию такого метода информационного влияния, как манипулирование. Соотносятся понятия «манипуляция» и «манипулирование», определяются технологии и средства манипулирования, обосновывается их значимость для осуществления управленческого воздействия в политической сфере.

Ключевые слова: политическое управление, информационное влияние, коммуникационное воздействие, политическая коммуникация, массовая коммуникация, формирование общественного мнения, манипуляция, манипулирование, манипулирование сознанием, манипулятивное управленческое воздействие.

Проблема информационного влияния рассматривается в науке в рамках подходов к методам и технологиям коммуникационного воздействия, с помощью которых коммуникатор формирует общественное мнение и стереотипы в сознании индивидов. Если благодаря такому воздействию поведение объекта коммуникации удается изменить, то действия субъекта коммуникации и рассматриваются как влияние. Методы и технологии влияния могут оказывать на массы воздействие как открытого, так и скрытого характера. Среди способов воздействия выделяют искажение информации, распространение слухов, оказание влияния на психику человека.

У. Липпман в своих исследованиях полагал, что основной механизм, формирующий общественное мнение, — это стереотип, упрощающий реальность и облегчающий бытие1. Восприятие и переработка индивидом информации зависит от его психологических особенностей, поэтому ученые отдельно рассматривают методы убеждения, влияющие на разум объекта, и методы внушения, с помощью которого происходит обращение к эмоциям и чувствам аудитории.

На основании данного комплексного подхода к процессам коммуникационного воздействия в науке широкое распространение получил взгляд на такой способ информационного влияния, как манипулирование массами и воздействие на массовое сознание.

1 Lippman Ж. Public Opimon. 1966.

Зачатки манипулятивных коммуникаций существовали еще в древности, в частности в методах управления, распространенных в Древней Греции и Древнем Риме, однако впервые манипулятив-ные аспекты массовой коммуникации в науке были рассмотрены в рамках психологических теорий Г. Тарда и Г. Лебона2. Эти теории, в которых коммуникация представлена как однонаправленное информационное воздействие на психику и поведение масс, оказали серьезное влияние на появление множества современных трудов, посвященных феномену манипулирования.

Впоследствии Г. Франке определил манипулирование как психическое воздействие, осуществляемое скрытно, поэтому имеющее негативное значение для объекта манипулирования3. Г. Шиллер, рассматривая основные аспекты оказания информационного влияния на общественное сознание, определял манипулирование в качестве воздействия, факт которого всегда сокрыт от объекта манипулирования, и последний верит в естественный характер поступающей к нему информации. Обличая «мифы», лежащие в основе манипулирования сознанием, Шиллер приходит к выводу о том, что манипулирование — это не обычное воздействие, а одна из главных технологий управления, используемых в политике, конечной целью которой является приведение масс в состояние готовности к подчинению воли носителей власти4.

Ученые выделяли особенности психики получателя информации, которые открывают возможность воздействовать на него посредством манипулирования. А. Маслоу указывает на состояние внутреннего конфликта личности человека, Э. Фром — на его стремление не доверять окружающим, Э. Берн — на фобию к межличностной коммуникации и постоянное ощущение беспомощности индивида. З.Фрейд в свою очередь отмечает желание людей самоутверждаться, овладевая собеседниками и получая от них одобрение своих поступков, а А. Адлер подчеркивает внутреннее стремление индивида к господству над окружающими.

Изучение проблемы манипулирования сознанием предполагает раскрытие сущности «манипуляции» и «манипулирования» как схожих процессов коммуникационного воздействия. В узком смысле «манипуляция» рассматривается как действие манипулятора в отношении манипулируемого, направленное на изменение психологических и ценностных установок индивида вне зависимости от его

2 См.: ТардГ. Мнение и толпа // Психология толп. М., 1999; ЛебонГ. Психология народов и масс. М., 2010.

3 См.: Франке Г. Манипулируемый человек. М., 1976.

4 См.: Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.

реальных интересов. Цель манипуляции опосредована интересами только манипулятора. Таким образом, манипуляция — это действие, оказывающее влияние на объект. «Манипулирование» — это более широкое понятие, отражающее последовательную цепочку мер и действий в рамках всего управленческого процесса информационно-психологического воздействия, которое может быть направлено на психику, чувства и эмоциональное состояние объекта воздействия. Конечной же целью воздействия является изменение индивидуального и массового сознания, механизмов восприятия действительности, мотивационных ориентаций личности в интересах субъекта воздействия.

Рассматривая методы и техники манипулирования, исследователи отмечают дозирование, сокрытие, искажение информации, в результате чего может происходить разрушение традиций, массовая стереотипизация общества, выведение объекта из-под постороннего влияния, создание искусственных представлений реальности и пр. Данные аспекты манипулирования исследуются в работах современных отечественных ученых.

В частности, С.Г. Кара-Мурза выделил средства, с помощью которых манипуляция сознанием осуществляется наиболее эффективно. Это речевое обращение, язык образов (слова, содержащие символический смысл), знаковые системы, воздействие посредством музыки, навязыванием социальных стереотипов мышления, игра на чувствах и воображении людей, привлечение их внимания. Ключевым объектом манипуляции С.Г. Кара-Мурза видит память людей. Для этого необходимо постоянно закреплять в памяти нужные посылы, стирать из общественной памяти неудобные манипулятору события и факты, а также побуждать общество к согласию с ранее заложенными в процессе манипулирования, но временно отвергнутыми и забытыми точками зрения. Важнейшим инструментом манипулирования С.Г. Кара-Мурза считает СМИ, при этом он выделяет главные приемы, используемые в рамках управления сознанием с помощью СМИ, например фабрикация фактов и отбор нужных событий и сведений, о которых необходимо сообщать объекту манипулирования5.

Рассматривая значение манипулирования в рамках государственного управления, С.Г. Кара-Мурза считает, что важнейшей задачей власти является постоянное заполнение социального пространства информационным шумом, искусственным созданием

5 См.: Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием: [Электронный ресурс] // Сергей Кара-Мурза: [сайт]. URL: http://www.kara-murza.ru/manipul.htm (дата обращения: 18.03.2013).

громких событий и их интерпретации, поскольку в случае информационной тишины в управляемом обществе зарождается пласт выходящей из-под контроля элиты.

Политологическое осмысление проблем манипулирования связано у С.Г. Кара-Мурзы с размышлениями о том, какие последствия для общества и личности повлечет превращение той или иной позиции в политическую доктрину, допустима ли «манипуляция в разумных пределах» или признание ее как оправданного средства управления означает переход в качественно иное общество.

В целом в условиях современного общества манипулирование охватывает все сферы, с которыми соприкасается политическое управление, при этом манипулятивное воздействие основывается на стереотипах, существующих в общественной жизни. Исходя из социально-философской интерпретации понятия «манипулирование», нужно заключить, что объем этого феномена охватывает все виды информационного влияния на сознание индивидов. СМИ в манипулятивном управлении играют существенную роль, представляя собой систему по манипулированию сознанием. Они приобретают форму глубинного воздействия на массы и используются для управления социальными процессами, влияя на поведение людей посредством транслирования информации.

А.М. Цуладзе считает информацию основным материалом, с помощью которого СМИ оказывают манипулятивное влияние. «Информацию можно: сфабриковать, выдавая ее за подлинную; исказить путем неполной, односторонней ее подачи; отредактировать, добавив различные домыслы; интерпретировать факты в выгодном для манипулятора свете... опубликовать... неточное цитирование, когда приводится часть фразы или выступления, которая в отрыве от контекста приобретает другой, подчас противоположный смысл»6.

В науке существует множество теорий и взглядов на классификацию видов манипулирования помимо представленных выше. Например, исследуются такие формы коммуникационного воздействия, как конструирование социальных мифов, формирование идеологии, ведение информационных войн, осуществление пропаганды.

В целом, обобщая научные концепции, так или иначе затрагивающие проблематику информационного влияния, можно заключить, что феномен манипулирования как эффективный способ управленческого воздействия рассматривается учеными в качестве неотъемлемого процесса управления социально-политической сферой общества.

6 Цуладзе А.М. Политические манипуляции, или Покорение толпы. М., 1999. С. 76-77.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. URL: http://www.kara-murza. ru/manipul.htm (дата обращения: 18.03.2013) [Kara-Murza S.G. Manipuljacija soznaniem. URL: http://www.kara-murza.ru/manipul.htm (data obrashhenija: 18.03.2013).]

2. Лебон Г. Психология народов и масс. М., 2010 [Lebon G. Psikhologija narodov i mass. M., 2010.]

3. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М., 1999 [Tard G. Mnenie i tolpa // Psikhologija tolp. M., 1999.]

4. Франке Г. Манипулируемый человек. М., 1976 [Franke G. Manipuliruemyj chelovek. M., 1976.]

5. Цуладзе А.М. Политические манипуляции, или Покорение толпы. М., 1999 [Culadze A.M. Politicheskie manipuljacii, ili Pokorenie tolpy. M., 1999.]

6. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980 [Shiller G. Manipulatory soznaniem. M., 1980.]

7. Lippman W. Public Opinion. N.Y., 1966 [Lippman W. Public Opinion. N.Y., 1966.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.