Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН СМЕРТИ И ЕГО АМБИВАЛЕНТНОСТЬ'

ФЕНОМЕН СМЕРТИ И ЕГО АМБИВАЛЕНТНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
35
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ / ФЕНОМЕН БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА / СМЕРТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цветухина Е.А.

Статья посвящена одному из феноменов бытия человека - смерти. Утверждается ее амбивалентность. Амбивалентность смерти имеет особенность, связанную с ее спецификой: экзистенциальное влечение человека стремится продолжить свое бытие, отсрочить умирание и испытывает по поводу соприкосновения со смертью беспокойство. В то время как эссенциальное влечение человека в смерти видит необходимое условие рождения, поэтому стремится к принятию смерти и испытывает умиротворение от встречи с нею.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF DEATH AND ITS AMBIVALENCE

Article is devoted to one of phenomena of life of the person - death. Its ambivalence is approved. Ambivalence of death has the feature connected with its specifics: the existential inclination of the person seeks to continue the life, to delay dying and feels concerning contact with death concern. While the essentsialny inclination of the person in death sees a necessary condition of the birth therefore seeks for acceptance of death and tests a pacification from a meeting with it.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН СМЕРТИ И ЕГО АМБИВАЛЕНТНОСТЬ»

4. Яроцкая Е.В., Теслюк А.Н. Сущность, особенности и перспективы развития ипотечного страхования в России на современном этапе // Вестник науки Сибири. 2013. № 1 (7). С. 156-162.

5. Кошелева А.В. Перспективы развития ипотечного страхования // В сборнике: Инновационное развитие территорий Материалы III Международной научно-практической конференции. Отв. за вып. З.М. Магрупова. 2015. С. 156-158.

Цветухина Е.А., к.ф.н.

ассистент

кафедра философии и социальных коммуникаций ФГБОУВПО «Омский государственный технический

университет» Россия, г. Омск ФЕНОМЕН СМЕРТИ И ЕГО АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

Статья посвящена одному из феноменов бытия человека - смерти. Утверждается ее амбивалентность. Амбивалентность смерти имеет особенность, связанную с ее спецификой: экзистенциальное влечение человека стремится продолжить свое бытие, отсрочить умирание и испытывает по поводу соприкосновения со смертью беспокойство. В то время как эссенциальное влечение человека в смерти видит необходимое условие рождения, поэтому стремится к принятию смерти и испытывает умиротворение от встречи с нею.

Ключевые слова: амбивалентность, феномен бытия человека, смерть.

Tsvetukhina E.A., Cand.Phil.Sci.

Assistant to department of philosophy and social communications FGBOU VPO "Omsk state technical university"

Russia, Omsk

PHENOMENON OF DEATH AND ITS AMBIVALENCE

Article is devoted to one of phenomena of life of the person - death. Its ambivalence is approved. Ambivalence of death has the feature connected with its specifics: the existential inclination of the person seeks to continue the life, to delay dying and feels concerning contact with death concern. While the essentsialny inclination of the person in death sees a necessary condition of the birth therefore seeks for acceptance of death and tests a pacification from a meeting with it.

Keywords: ambivalence, phenomenon of life of the person, death.

Философский словарь трактует смерть просто как «естественный конец всякого живого существа»[2]. Но в отличие от других живых существ, подверженных смерти, только человек сознает смерть. В сознании человека

смерть уже осмысливается как значимый феномен, в котором проявляется его бытие.

Феномен смерти всегда увлекал его и уводил размышления о ней в область непознаваемого, потустороннего, того, что неведомо простому смертному человеку. Человек одновременно трепещет перед смертью, перед ее величием и загадочностью. С другой стороны, остерегается ее как предела собственного бытия.

Представления о смерти менялись в сознании людей по мере того, как происходили изменения в самом сознании. Первым людям смерть представляется обычным ходом вещей. Четкой грани между жизнью и смертью не было. Лишь в средневековье появляется кладбище, которое выносится за черту города и разграничивает мир живых и мир мертвых. Сегодня смерть представляется страшным феноменом. С помощью косметических средств умершему человеку стараются придать вид живого, продолжить его бытие. Будущее человечества связывается с трансгуманизмом и новейшими технологиями, позволяющими отсрочить или вовсе избежать смерти. Как бы то ни было, обращаясь к феномену смерти, приходится констатировать ряд противоречий, которые, преломляясь в бытии человека, осмысливаются нами как амбивалентности.

1. Амбивалентность рождения и смерти. На наш взгляд, противопоставление жизни и смерти вообще не корректно, поскольку жизнь - всеобщий феномен, выражающий бытие органических структур, осуществляющих себя через рождение и смерть. Будучи осмысленными, исходя из бытия человека, рождение и смерть амбивалентно присутствуют в каждом его моменте. Некогда Ж. Батай задавался вопросом об одновременном утверждении и отрицании бытием самого себя [1].

Он предположил наличие в людях разрушительной интенции, актуализация которой позволяет обновлять бытие. Целью такой разрушительной деятельности является снятие бессилия человека по отношению к противопоставленному к нему бытию. Разрушить мир в таком случае - значит сохранить себя. Зачастую сохранение себя кажется возможным только в рамках смерти, то есть уничтожения своего бытия. Само бытие человека становится «мортификацией» - процессом созидания смерти. Но и о самой смерти нельзя сказать ничего однозначного. Вплоть до того, что о смерти и рождении корректно говорить как об едином феномене, поскольку каждый из них присутствует в другом: бытие в утробе матери есть уже начало умирания. Равно как и наоборот: смерть есть рождение иной формы бытия.

Ритуальное пожелание смерти - «умри» звучит и как «возродись». Все участники ритуала жаждут перерождения, они все участники и хозяева священного действа. В ритуале человек слит с природой: вместе с ощущением своего природного начала человек ощущает образ становления и времени, а потому и отношение к смерти у него естественное: как к новому

рождению. В ритуале амбивалентность бытия как становления находит свое выражение в образах ножа, убийства, беременности, родов, огня. Так называемая психологами «самость» человека приходит в полнейшее тождество с тем, что происходит в ритуале. Из страха перед пустотой рождается томление по непреходящему бытию, которое находит свое выражение в ритуале. Это народное ощущение своей коллективной вечности, своего исторического бессмертия и непрерывного обновления себя в целом.

Положенная в основание феномена смерти идея о рождении и умирании в рамках бытия человека становится интеллектуальной амбивалентностью как сосуществование взаимоисключающих идей в рассуждениях человека о смерти. Так что экзистенциальная природа человека стремится к становлению, рождению, стремится ускользнуть от смерти. Сущность же человека принимает смерть как форму бытия.

2. Амбивалентность ожидания и бегства. Человек, признавая смерть, тем не менее, не убежден в ней. Поскольку смерть дает о себе знать всегда лишь как смерть другого человека. Поэтому человек ощущает смерть, чувствует свою причастность к ней и ожидает ее. Но, в то же время, он боится ее как что-то недоступное его осмыслению. Кстати, вопреки тому, что на протяжении истории достижения мысли и науки все более превращали бытие в «подручное», поддавшееся осмыслению и использованию человеком, смерть же до сих пор остается «неподручной»: неподдающейся контролю со стороны человека. Поэтому трепет перед ней, сохранившей свою потаенность, усиливается.

В подручности бытия лежит причина, по которой человек начинает избегать мыслей о смерти. Наука и производство создают предметы материального мира, существование которых не обременено временностью или, по-другому - жизнью. В повседневном существовании в сознании человека «складывается картинка» безвременности не только материального мира, но и мира человеческого. В то время как бытие человека должно осознаваться им с позиции его небытия. Другими словами, человек задумывается о своем существовании, когда впервые мыслит о неизбежном его прекращении. Возможность смерти побуждает человека осмыслить, что такое его бытие. Смерть представляет собой предел, в котором мыслится все бытие человека. Хотя, по существу, умирание происходит с нами каждую секунду, так что наше бытие есть бытие-к-смерти.

Однако человек все же предпочитает игнорировать бытие-к-смерти, убегая в симуляционное пространство цивилизации, что способствует дальнейшему отчуждению человека от себя самого. Таким образом, бытие человека одновременно есть воля к смерти и желание отсрочить ее, убежать, ускользнуть от нее. Сформированная в результате сосуществования этих двух интенций волевая амбивалентность, показывает нам, как при встрече с феноменом смерти экзистенциальная природа человека обращается в

бегство, в то время как сущностное начало человека стремится к полному принятию ее как подлинного факта своего бытия.

3. Амбивалентность умиротворения и беспокойства. Феномену смерти приписывают его свойство - способствовать умиротворению или беспокойству человека. С представлениями о «царствии небесном» связаны ожидания человека на умиротворенное бытие после смерти. Этому ожиданию амбивалентно сосуществует чувство беспокойства, которое возникает перед неопределенностью потустороннего мира.

Умиротворение и беспокойство - амбивалентные чувства, которые испытывает человек по отношению к смерти. Их ощущение напрямую зависит от того, насколько ценно для человека то бытие, в котором он пребывает. Если бытие человека оценивается им самим как бессмысленное, когда он чувствует себя в мире чужим, то и осознание смерти будет приносить ему чувство умиротворения в предвкушении скорого окончания бессмыслицы. И, напротив, человек, поглощенный миром, цепляющийся за свое бытие, будет ощущать и демонстрировать явное беспокойство по поводу конечности своего существования.

Есть еще одна особенность, касающаяся феномена смерти и эмоциональной амбивалентности умиротворения и беспокойства: человек, испытывающий чувство умиротворения во взаимодействии с миром, неизбежно будет испытывать беспокойство при соприкосновении со смертью. И напротив, человек, ощущающий беспокойство по поводу своего бытия в мире, при встрече со смертью испытает облегчение и почувствует умиротворение. Эта эмоциональная амбивалентность бытия человека в феномене смерти подчеркивает величие человека, который, испытывая беспокойство бытия в мире и не получая умиротворения в смерти, все же продолжает существовать и придавать смысл своему бытию.

Итак, мы увидели, что амбивалентность смерти имеет особенность, связанную с ее спецификой: говоря о смерти как феномене бытия человека, мы имели в виду не сам феномен смерти, поскольку сказать ничего аутентичного о ней мы не можем, но феномен ее осмысления человеком. Интеллектуальная амбивалентность смерти видится нам как сосуществание двух взаимоисключающих идей в человеке, как то рождение и умирание, которые он кладет в основу своих рассуждений о смерти. Волевая амбивалентность, связанная с невозможностью определиться в отношении к смерти, выражается в том, что человек и ждет смерть как неизбежность, и стремится ее отсрочить, «убежать» от нее. Эмоциональная амбивалентность по поводу осознания человеком своей смерти выражается в одновременно двух чувствах: умиротворения и беспокойства. При этом нами отмечено, что экзистенциальная природа человека стремится продолжить свое бытие, отсрочить умирание и испытывает по поводу соприкосновения со смертью беспокойство. В то время как эссенциальная природа человека в смерти

видит необходимое условие рождения, поэтому стремится к принятию смерти и испытывает умиротворение от встречи с нею.

Таким образом, амбивалентность смерти имеет особенность, связанную с ее спецификой: экзистенциальное влечение человека стремится продолжить свое бытие, отсрочить умирание и испытывает по поводу соприкосновения со смертью беспокойство. В то время как эссенциальное влечение человека в смерти видит необходимое условие рождения, поэтому стремится к принятию смерти и испытывает умиротворение от встречи с нею.

Анализ амбивалентности одного из основных феноменов бытия человека - смерти, оказывается эвристически плодотворным, поскольку в результате демонстрирует нам, что проявляющиеся в его рамках идеи, решения и чувства человека, составляющие ядро его экзистенции, оказываются обусловлены ею. Вскрытие этой особенности способствует дальнейшему анализу амбивалентности и значительно обогащает существующие представления о человеке и об основных феноменах его бытия.

Использованные источники:

1. Батай Ж. Внутренний опыт. - СПб.: «Аксиома», 1997. - 336 с.

2. Философский энциклопедический словарь. - М.: «Советская энциклопедия», 1989. - 815 с.

Цирульникова В.С. студент, 1 курс Кузбасский Государственный Технический Университет имени Т. Ф. Горбачева Россия, г. Кемерово ЗАНЯТОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА.

Аннотация: рассматривается занятость на рынке труда России, ситуация на рынке труда молодежи, основные его тенденции и перспективы.

Ключевые слова: рынок труда, занятость, молодежь, безработица.

Рынок труда является своеобразным зеркалом экономической ситуации в стране. По прогнозам экономистов, аналитиков, представителей бизнеса и власти, текущие проблемы в экономике будут решены нескоро, и выход из рецессии не стоит ожидать ранее 2017 года.

На рынке труда растет скрытая безработица топ-менеджмента и управляющего звена при общей нехватке линейного и неквалифицированного персонала. При сохранении тенденции 2015 года к росту спроса на ИТР, IT-специалистов, квалифицированных рабочих,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.