Научная статья на тему 'Феномен амбивалентности в проекте бытия человека'

Феномен амбивалентности в проекте бытия человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
975
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / PERSON / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ / EXISTENTIAL / ЭССЕНЦИАЛЬНОЕ / ESSENTIAL / АМБИВАЛЕНТНОСТЬ / AMBIVALENCE / АБСУРД / СЛУЧАЙ / CASE / ABSURDITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цветухина Екатерина Андреевна

Современность демонстрирует человека, отчужденного не только от традиций своей страны и семьи, но и от самого себя. Человек представляет собой мятущееся существо, разрываемое противоречиями и, как следствие, постоянно меняющее собственные представления о себе. В поисках проекта, который послужил бы ключом к разгадке противоречий в человеке, способствовал бы нахождению подлинного бытия человека, актуально обратиться к феномену амбивалентности. Для этого необходимо показать, каким образом данный феномен включен в бытие человека и какие новые «горизонты» он в человеке открывает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMBIVALENCE PHENOMENON IN THE PROJECT OF LIFE OF THE PERSON

The present shows the person, aloof not only from traditions of the country and a family, but also from himself. The person represents a being who is torn apart by contradictions, and, as a result, constantly changing own ideas about himself. In search of the project which would serve as a key to a solution of contradictions in the person, it is topical to address to a phenomenon of ambivalence. For this purpose it is necessary to show how this phenomenon is included in life of the person and what new «horizons» it opens in the person.

Текст научной работы на тему «Феномен амбивалентности в проекте бытия человека»

диагностика социума

УДК 123.1

Е.А. Цветухина

Феномен амбивалентности в проекте бытия человека

Современность демонстрирует человека, отчужденного не только от традиций своей страны и семьи, но и от самого себя. Человек представляет собой мятущееся существо, разрываемое противоречиями и, как следствие, постоянно меняющее собственные представления о себе. В поисках проекта, который послужил бы ключом к разгадке противоречий в человеке, способствовал бы нахождению подлинного бытия человека, актуально обратиться к феномену амбивалентности. Для этого необходимо показать, каким образом данный феномен включен в бытие человека и какие новые «горизонты» он в человеке открывает.

Ключевые слова: человек, экзистенциальное, эссенци-альное, амбивалентность, абсурд, случай.

Согласно философской традиции, следует различать следующие важнейшие для понимания противоречия четыре понятия: двойственность, диалектич-ность, дуализм и антиномичность. Двойственность и диалектичность разделяют противоположности, но соединяют их в синтезе на основе правил классической логики. В этих процедурах акцент делается на взаимодействии противоположностей, под объединяющим их началом. Дуализм и антиномичность используются, когда балансу противопоставленных сил или их нейтралитету придается особое значение. При этом отмечается принципиальная несводимость одной из сторон оппозиции к другой стороне. Так, Г.В.Ф. Гегель не смог мириться с сосуществованием противоречивых мотивов и в конечном счете снял их в синтезе: «Всеобщее объемлет в себе и единичное, и особенное, а единичное есть, вместе с тем, всеобщность в самом себе» [1, с. 28]. Каждое из перечисленных понятий в трактовке противоречия правомерно, но лишь в рамках онтологии или гносеологии, поскольку каждое из них игнорирует все многообразие проявлений человека в мире, в то время как бытие человека таит в себе эту определяющую особенность — его причастность к бытию, обусловливающему характер сущности человека и его причастность к миру,

© Цветухина Е.А., 2014

100

Феномен амбивалентности в проекте бытия человека

обусловливающему характер его существования. Человек обусловлен двумя силами: своей сущностью и своим существованием, эссенцией и экзистенцией соответственно.

Для исследования противоречий именно и только в человеке необходимо понятие, способное выразить экзистенциально-эссенциальную обусловленность его бытия. Таким оказывается понятие «амбивалентность» (от лат. ambo — «оба» и лат. valentia — «сила»), фиксирующее в рамках психологии одновременные разнонаправленные влечения человека. Экстраполировав это психологическое понятие в область философии, мы получаем возможность зафиксировать экзистенциально-эссенциальную обусловленность бытия человека, выражающуюся в одновременном разнонаправленном влечении к сохранению своей сущности и к разворачиванию ее в рамках существования. На этом этапе размышлений амбивалентность — не просто разновидность бинарных отношений, но определяющее и обусловливающее экзистенцию человека явление, имеющее в бытии человека свое место.

Схематично бытие видится нам как последовательное развитие жизни. Первоначально бытие представляет собой тотальность жизни во всех ее возможных проявлениях, что выразимо в концепте «в-себе» бытия. Затем происходит определение сущности, когда жизнь начинает осознавать себя и полагать свое бытие, что выразимо в концепте «для-себя» бытия. В этот момент появляется человек как знаковая сущность в структуре бытия. В итоге формируется особая структура, знаменующая собой собственно само бытие человека, на котором сознание стремится расшириться, развиться еще интенсивнее, при этом сущность стремится сохранить свою тождественность и жизнь в-себе. В итоге бытие человека оказывается заключенным между двух областей: полаганием себя и полаганием мира, тождественностью и развитием соответственно.

Это динамичное напряжение рождает бесчисленное множество феноменов бытия человека. В свете феноменов амбивалентность подчеркивает стремления к сохранению и разрушению бытия человека. Сохранение и разрушение, тождественность и развитие демонстрируют себя во всех феноменах бытия человека, являясь нам в амбивалентности. Данный тезис может быть подкреплен иллюстрацией в отношении основных феноменов бытия человека, выделяемых О. Финком: труда, игры, любви и смерти.

В бытии человека амбивалентность труда выражается в том, что человек стремится осуществить труд, развить, расширить область своей деятельности и себя в ней, что соответствует его экзистенциальной природе. С другой же стороны, человек тяготится своей зависимостью от труда и, обращаясь к своей эссенциальной природе, сдерживает и ограничивает свои потребности на уровне сущностных. Амбивалентность игры выражается в том, что человек стремится преодолеть пустоту, съедающую его в обыденном порядке вещей, и создать особую реальность, способную отра-

101

Феномен амбивалентности в проекте бытия человека

зить пестрое многообразие феноменов мира, что соответствует его экзистенциальной природе. С другой же стороны, человек в игре теряет грань между реальностью и иллюзией, подчас заменяя свое сущностное лицо иллюзорным. Экзистенциальная природа человека в любви стремится продолжить свою жизнь, обладать другой жизнью и получать удовольствие; а его эссенциальная природа — разрушить свою жизнь, почувствовать страдание за жизнь другого, в конце концов, пожертвовать своей жизнью. Амбивалентность осознания смерти проявляется в том, что экзистенциальная природа человека стремится продолжить свое бытие, отсрочить умирание и испытывает по поводу соприкосновения со смертью беспокойство, в то время как эссенциальная природа человека в смерти видит необходимое условие рождения, поэтому стремится к принятию смерти и испытывает умиротворение от встречи с нею.

Область речи также представляет собой сферу амбивалентной неопределенности, неоднородности и уклончивости, которая проистекает из самой экзистенции человека. Человек, отказавшийся в пользу рациональности от естественного абсурда, присущего его бытию на ранних этапах своего развития, превращает абсурд в речь как форму упорядочивания своего бытия. Сама речь оказывается в незавидном положении: ей необходимо выразить то, что несет мысль в форме языка, который целиком является порождением экзистенции. Амбивалентность в речи работает так, что мысль реченная перестает быть в-себе, а развившись до другого качества, становится внешним для-себя бытием, обманом, уже не имеющим ничего общего с мыслью. Ровно как и наоборот: неизреченная мысль, оставшись в-себе, в рамках экзистенции оказывается не состоявшейся. Стремление человека к самополаганию выражается в его мыслях (показывают эссенцию человека в форме абсурда) и языке (показывают экзистенцию человека в форме логики); амбивалентность речи проистекает из сосуществования в экзистенции этих двух структур, демонстрирующих амбивалентное соотношение смыслов.

Попытка прорваться к абсурду, исключив рациональный элемент и причинно-следственные связи из речи, осуществлялась представителями различных направлений мысли и представляет собой то, что сегодня называется смысловой деконструкцией. Смысловая деконструкция, понимаемая нами буквально как «создание смысла после его разрушения» [2, с. 624], в рамках амбивалентности проявляет себя как возможность выражения и воссоздания глубинных абсурдных пластов мышления человека, которые были разрушены им в акте самополагания и противопоставления себя бытию, выраженного в формировании речи. Обращение к смысловой деконструкции стало доминантным не только в философии поструктура-лизма, но и много раньше: в рамках аналитической философии и философии абсурда. Они выстраивают свои тексты и философию вообще, исходя из принятия амбивалентности речи, не пытаясь преодолеть ее.

102

Феномен амбивалентности в проекте бытия человека

Мы видим, что амбивалентность, проявленная в бытии человека, фиксирует новое содержание феномена, рационально не выявляемое, но всеобщее для экзистенции, то есть показывает разрыв сущности и существования. С этой стороны мы можем говорить об амбивалентности как о феномене бытия человека. Укорененный в бытии феномен амбивалентности обусловливает современность.

Осознание человеком феномена амбивалентности, обусловливающего его бытие, побуждает его связать ощущение неподлинности с наличием феномена амбивалентности. Это, в свою очередь, ставит перед ним задачу выбора проекта на пути к подлинности: либо человек продолжает игнорировать феномен амбивалентности, пытаясь преодолеть его в рамках экзистенции, либо он ищет возможность преодолеть само отчуждение и неприятие феномена амбивалентности.

Первый проект осуществляется человеком как попытка устранить из бытия экзистенциальную составляющую. С таким устранением человек связывает уничтожение амбивалентности. Основными формами предвосхищения подобного неамбивалентного бытия выступают рационализм, религиозность, нигилизм, филистерство и аутизм. Но ни одна из предложенных форм не способна справиться с задачей осуществления подлинного бытия путем устранения из него экзистенциальной составляющей. Все они работают на построение иллюзорной реальности при игнорировании, но не устранении экзистенции.

Напротив, второй проект, предполагающий преодоление неподлинности бытия путем сохранения в нем феномена амбивалентности, демонстрирует свою плодотворность. Философия Ф. Ницше служит ярким тому примером. Неклассическое мышление, зародившееся в философии Ф. Ницше, принятое всей последующей философией, узаконивает экзистенциально-эссенциальную обусловленность человека, делает феномен амбивалентности ключом к бытию человека, в котором человек движим как экзистенциальными, так и эссенциальными влечениями в своих чувствах, решениях, идеях. Философия жизни Ф. Ницше видит человека как амбивалентность. Это означает не снятие ключевых для бытия человека противоречий, но признание и сохранение в свободе и многообразии.

Главный стержень противоречия концепции Ф. Ницше — амбивалентность идеи «сверхчеловека» и «вечного возвращения». С точки зрения рациональности эти идеи отчасти исключают друг друга, их синтез невозможен, а сосуществование — абсурдно. В феномене амбивалентности же они сосуществуют как импульсы сохранения и развития, выступая символическим аналогом амбивалентного отношения эссенции и экзистенции, сущности и существования соответственно.

И содержанием своей философии, и своим методом Ф. Ницше показал непосредственность и естественность амбивалентного прочтения человека. Он «раскрепостил» предшествующую философию, стремящуюся противо-

103

Феномен амбивалентности в проекте бытия человека

поставить и нивелировать либо один, либо другой элемент из бытия человека: экзистенцию в случае с идеалистической философией, эссенцию в случае с материалистической философией: «Всякому нынче известно, что умение сносить противоречия есть признак высокой культуры» [3, с. 636]. Оттого Ф. Ницше нельзя отнести к философам ни одного из этих известных направлений, он по праву — философ жизни, которая ни эссенци-альна, ни экзистенциальна, но амбивалентна.

Этот опыт переоценки традиционных принципов мышления, который обернулся последующим признанием продуктивности амбивалентного неклассического дискурса, также оказал огромное влияние на современность. Философия жизни Ф. Ницше дает нам право рассматривать феномен амбивалентности как возможный проект осуществления свободного самоопределения человека в современном мире.

Для человека, осознавшего и принявшего феномен амбивалентности в свое бытие, такой проект оказывается неуспешным: в рационализме, нарочитой религиозности, нигилизме, филистерстве и аутизме он продолжает ощущать отчуждение. Подлинность, с точки зрения человека, принявшего амбивалентность, возможна только на размытой границе эссенциального и экзистенциального, по ту сторону норм, поддающихся контролю внешних сил. Но на сегодня не существует внятных идеологических программ, показывающих, как нужно быть человеком. Крайне смелые попытки, предпринятые учеными XX и XXI веков в рамках проекта бытия человека, свободного от отчуждения, находящегося в согласии с самим собой, либо упираются в «проект безумия» (постмодернизм), либо вообще ставят под сомнение необходимость существования человека (трансгуманизм). Другое дело, амбивалентность сама становится таким проектом, который состоит в принятии в корпус своего бытия экзистенциально-эссенциальной обусловленности.

В принятии амбивалентности заложен импульс к осуществлению такого рода проекта, когда противоречивое рассуждение может быть признано адекватным, более того — единственно верным. Человек, научившийся воспринимать бытие не как рациональность, но как амбивалентность, увидит, как сократится расстояние между ним самим и этим бытием. За человеком признается право быть уникальной и неповторимой единицей, что представлено в его сущности, способной к развитию и расширению своего бытия путем утраты своей изначальной тождественности и определенности, что выражено в его существовании. Это оказывается возможным только благодаря неклассическому мышлению, основные принципы которого могут быть сформулированы следующим образом: необходимость осознания господствующих и поляризующих идей; поиск различных подходов к явлениям; высвобождение из-под жесткого контроля шаблонного мышления; использование случая.

При данном подходе, включающем все многообразие природы человека, которое может быть выражено в его экзистенциально-эссенциаль-

104

Феномен амбивалентности в проекте бытия человека

ной обусловленности, можно увидеть за привычным одновалентным миром новое, непривычное и во многом шокирующее измерение. Отказ от навязанной идентичности — первый шаг на пути к подлинности. Мир амбивалентности оказывается гораздо более живым, а человек, совершивший подобную трансформацию, — здоровым, устойчивым, сострадательным, способным ощущать полноту и радость жизни. У человека, принявшего амбивалентность своего бытия, рождается непреодолимое желание выйти из границ укоренившегося порядка в безграничную возможность.

Литература

1. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М.: Мысль, 1975.

Т. 2. 695 с.

2. Новая философская энциклопедия: В 3 т. М: Мысль, 2000. Т. 1. 815 с.

3. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. 829 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.