Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН СХОДСТВА СТИЛЯ БОТАЙСКОГО ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА И ЕВРАЗИЙСКИХ АРХИТЕКТУРНЫХ ПРИЕМОВ ЭПОХИ ПОЗДНЕГО КАМЕННОГО ВЕКА'

ФЕНОМЕН СХОДСТВА СТИЛЯ БОТАЙСКОГО ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА И ЕВРАЗИЙСКИХ АРХИТЕКТУРНЫХ ПРИЕМОВ ЭПОХИ ПОЗДНЕГО КАМЕННОГО ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАРБАЗИ / ГЛХАТУН / КАРАДАМ / АРХИТЕКТУРА / ЖИЛИЩА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зайберт В.Ф., Баянова Ж.К.

В этой статье авторы поставили своей целью сопоставить архитектурные стили ботайской культуры и стиль «Дарбази», все они распространенны в горных регионах, окружаюших степные экосистемы в Евразии. Евразийские степи динамично обеспечивали распространение новаций, которые на периферии данной экосистемы в ярко выраженных ланшафтах вертикальной зональности создавали оседлые культурные сообщества и формировали исторически длительные традиции. Речь идет о распространенной на территориях Алтая, Памира, Кавказа, Тянь-Шаня и ареалов, прилегающих к ним, архитектурного стиля типа «Дарбази», сохранившегося с эпохи энеолита до этнографической современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Зайберт В.Ф., Баянова Ж.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН СХОДСТВА СТИЛЯ БОТАЙСКОГО ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА И ЕВРАЗИЙСКИХ АРХИТЕКТУРНЫХ ПРИЕМОВ ЭПОХИ ПОЗДНЕГО КАМЕННОГО ВЕКА»

УДК 902/904:72(5)1631/6341

THE PHENOMENON OF THE SIMILARITY OF THE STYLE OF BOTAY'S HOUSE-BUILDING AND EURASIAN ARCHITECTURAL METHODS OF THE LATE STONE AGE

Zaibert V. F.

Professor, doctor of historical Sciences KazNU named after al-Farabi. E-mail: zaibert_ku@mail.ru Bayanova J. K.

Master, KazNU named after al-Farabi. E-mail: monti.zhanar@gmail.com

Annotation: This article aims to compare the architectural styles between the Botay culture and the "Darbazi" style common in the mountainous regions surrounding the steppe eco-systems in Eurasia. The Eurasian steppes dynamically ensured the spread of innovations that created settled cultural communities and historically long traditions on the periphery of this eco-system in pronounced vertical zoning landscapes. We are talking about the architectural style of the "Darbazi" type, which is widespread in the territories of the Altai, Pamir, Caucasus, Tien Shan and the areas adjacent to them, preserved from the Eneolithic era to the ethnographic modernity. Keywords: Darbaza, photon, the karada, architecture, dwelling.

КЕЙ1НГ1 ТАС Д6У1Р1НДЕГ1 БОТАЙ Т¥РГЫН YЙ К¥РЛЫСЫ СТИЛ1 МЕН ЕВРАЗИЯЛЫК АРХИТЕКТУРАЛЫК Т6С1ЛДЕР1Н1Н ¥КСАСТЫК ФЕНОМЕН!

Зайберт В. Ф.

Профессор, тарих гылымдарыныц докторы Эл-Фараби атындагы Каз¥У. E-mail: zaibert_ku@mail.ru Баянова Ж. К.

Магистр, Эл-Фараби атындагы Каз¥У. E-mail: monti.zhanar@gmail.com

Авдатпа: Бул ма^алада Ботай мэдениет мен Еуразиядагы далалыщ эко-жYЙелердi ^оршап турган таулы айма^тарда таралган «Дарбази» стилi мен архитектуралыщ стильдердi салыстыру манаты ^ойылган. Еуразия даласы осы экожYЙенщ шетЫде тiк айма^тыц ай^ын лансафасында отырыщшы мэдени ^ауымдасты^тар мен тарихи уза^ дэстYрлер курган инновациялардыц таралуын ^ар^ынды ^амтамасыз еттк Бiз Алтай, Памир, Кавказ, Тянь-Шань жэне оларга iргелес аума^тарда кец таралган, энеолит дэуiрiнен этнографиялыщ ^¡рп заманга дейiн са^талган «Дарбази» сия^ты сэулет стилi туралы айтып отырмыз. Кiлт сездер: Дарбази, глхатун, карадам, сэулет, тургын Yй.

ФЕНОМЕН СХОДСТВА СТИЛЯ БОТАЙСКОГО ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА И ЕВРАЗИЙСКИХ АРХИТЕКТУРНЫХ ПРИЕМОВ ЭПОХИ ПОЗДНЕГО

КАМЕННОГО ВЕКА

Зайберт В.Ф.

Профессор, доктор исторических наук КазНУ имени аль-Фараби. E-mail: zaibert_ku@mail.ru Баянова Ж.К.

Магистр, КазНУ имени аль-Фараби. E-mail: zhanar@gmail.com

Аннотация: В этой статье авторы поставили своей целью сопоставить архитектурные стили ботайской культуры и стиль «Дарбази», все они распространенны в горных регионах, окружаюших степные экосистемы в Евразии. Евразийские степи динамично обеспечивали распространение новаций, которые на периферии данной экосистемы в ярко выраженных ланшафтах вертикальной зональности создавали оседлые культурные сообщества и формировали исторически длительные традиции. Речь идет о распространенной на территориях Алтая, Памира, Кавказа, Тянь-Шаня и ареалов, прилегающих к ним, архитектурного стиля типа «Дарбази», сохранившегося с эпохи энеолита до этнографической современности.

Ключевые слова: Дарбази, глхатун, карадам, архитектура, жилища.

ФЕНОМЕН СХОДСТВА СТИЛЯ БОТАЙСКОГО ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА И ЕВРАЗИЙСКИХ АРХИТЕКТУРНЫХ ПРИЕМОВ ЭПОХИ ПОЗДНЕГО

КАМЕННОГО ВЕКА

В.Ф.Зайберт, Ж.К. Баянова

Евразийские степи динамично обеспечивали распространение новаций, которые на периферии данной экосистемы в ярко выраженных ланшафтах вертикальной зональности создавали оседлые культурные сообщества и формировали исторически длительные традиции.

Речь идет о распространенной на территориях Алтая, Памира, Кавказа, Тянь-Шаня и ареалов, прилегающих к ним, архитектурного стиля типа «Дарбази», сохранившегося с эпохи энеолита до этнографической современности.

Уникальная схожесть данной архитектуры с реконструированной ботайской схемой домостроительства, вызвала наш неподдельный интерес к этим аналогиям. Один из специалистов - архитекторов Казахстана считает, что это лишь конвергенция, с чем, увы, мы принципиально не согласны, так как у нас имеются ряд археологических, генетических и исторических примеров культурного взаимодействия степных ботайских коневодов с этносами евразийской степи и ее перифериями.

На этом этапе формирования научного понимания мирового значения ботайской архитектуры, ставятся вопросы создания банка данных археологических, архитектурно- исторических, литературных источников. (Зайберт, «Ботай» 2020, Алматы).

Когда то давным-давно, тысячелетие назад, дома на территории, начиная с Кавказа и до Средней Азии, выглядели почти так, как сейчас выглядит памирский дом - строение, предназначенное для жилья жителей западной части Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. Жители этой части области -памирские таджики, стараются построить дом, соблюдая древние архитектурные особенности. Многие из них уверены, что прообразом этого дома является Ноев ковчег, который по библейско-кораническим легендам спас человечество от полного исчезновения во время всемирного потопа. Кроме того, жители Памира считают, что именно памирский дом помогает сохранить древние реликтовые памирские языки и обычаи, которые тесно связаны с традициями, так как все ритуалы, начиная от рождения ребенка и кончая похоронными ритуалами, должны обязательно проводиться в доме (Памирский дом - памятник древних традиций). Интересен сам факт высказываний о связи Ноева ковчега и дома горцев. Нам представляется, что предметом сходства в архитектурной традиции послужило перекрытие (палуба) корабля по принципу «Дарбази» с центральным люком (в «ботайском» варианте и «дарбази» - шанырак для освещения, выхода дыма и наблюдения за небосводом). Отсюда и происхождение мифологемы о связи Ноева ковчега с жилищами горных народов, испытавших героику последнего потопа, встречу с одомашненным ботайским конём, явившийся сакральным символом возникновения и объединения трёх мирозданий - верхней

- средней - нижней сфер. Таким образом, энеолитическая эпоха ^-Ш тыс. до н.э.)

- это историческое время складывания родственных археологических культур в горных ареалах Евразии в процессе культурогенеза на основе последствий планетарных событий - мирового потопа, одомашнивания коня, сакральный

переход к триаде миропредставления энеолитического человека.

Теперь рассмотрим архитектурные примеры древнего домостроительства в горных экосистемах. (Рис. 1-3).

Рис. 1. Памирский дом

Рис. 2. Таджикистан, Памир

Рис. 3. Памирский дом

...«Современный памирский дом. Это одноэтажное строение, состоящее из кухни, комнаты для гостей, комнаты для хранения продуктов, комнаты с очагом и большой комнаты, которая делится на функциональные зоны, где и происходит основная жизнь всей семьи.

Самая большая и важная комната памирского дома состоит из трех возвышений: кицор - возвышение со встроенным в него очагом. Это место, где раньше готовили еду и пекли хлеб, а зимой грелись около очага. Место считалось женской частью. Сегодня очаг - это только символическая часть интерьера, которой не пользуются, чтобы стены комнаты не покрылись сажей. На возвышении слева от входа, которое во многих памирских языках называется «барнех», обычно сажают гостей, пришедших в дом. А возвышение напротив входа, как правило, является местом для детей. Каждое из этих возвышений в определенный период времени служит местом для совершения какого-нибудь ритуала.

Внутри большой комнаты установлены пять столбов. Традиция их существования уходит глубоко в древность. В ступенчатом перекрытии (Бучковач или Чорхона - типа «Дарбази») проделано отверстие для прохождения в дом света и воздуха.

Столбы символизируют четыре стихии - воду, землю, воздух и огонь, а пятый - царь-столб - выполняет роль связи между небом и землей.

Отверстие в потолке также обозначает все отмеченные стихии, но вместе с тем, это и символ вхождения природного и божественного в форме лучей света.

Несущие балки потолка (типа «Дарбази») символизируют материальный и сакральный мир.

Возвышения - софы символизируют комплекс чувственных представлений: «Неодушевленный мир», «Растительный мир» или «Вегетативную душу», «Животный мир» или «Чувственную душу»».

С распространением в регионе мировых религий, в частности Ислама, интерьер памирского дома преобретает новые символические значения.

Однако на перекрытии по прежнему традиционно вырезаются солярные символы в виде крестообразно расположенных лучей, колес и свастик, ука-

зываюших на границу между небом и землей, там же находится место для жертвоприношений («козлиное место») для защиты дома от нечистой силы (Тил-лоев, 2017). Главный смысл ступенчатого перекрытия заключается в обозначении под ярусами балок определённых стихий.

Первый ярус символизирует «Дом Земли», второй ярус — «Дом Воды», третий ярус - «Дом Ветра» и четвертый, самый верхний, ярус символизирует «Дом Огня». Четвертый ярус одновременно символизирует солнце, он открыт для проникновения света и устанавливается в последнюю очередь.

Считается, что через это отверстие проходит в дом естественный природный и божественный луч света. Это отверстие, имеющее в поперечнике около 0,75 м, называют «руз». На ночь его закрывают для сохранения тепла. В символике памирского дома руз является сакральным центром, пуповиной, через которую осуществляется связь обитателей дома с небесами. С глубокой древности памирский дом служил и служит не только для жилья и защиты от непогоды, но также является сакральным объектом - храмом, где совершаются религиозные обряды.

В век глобализации, когда народы стремительно теряют исторический опыт, такие архитектурные шедевры как памирский дом, помогают людям не терять навыки коллективной жизни, сохранять опыт материальной и духовной культуры и также сохранять свою идентичность и гармонию (Тиллоев, 2017).

Имеются аналогичные дома и в Грузии, эти традиционные дома с колоннами теперь - только музейные экспонаты. В традиционном грузинском доме было два столба. Первый - символ дерева жизни, второй - символ мирового разума, у него сидит глава семьи, здесь читают религиозные тексты. На столбах, как и на Западном Памире, изображены солнце и луна. В Грузии круглое светодымовое отверстие представляет ступенчатое устройство «Дарбази» из различного количества (от 4 до 40) рядов, имеющих различное смысловое значение. У круглого светодымового отверстия, объединяющего грузинский дом, имеется ряд сакральных символов. Это - земля ( пол), огонь (очаг в центре), вода (казан над очагом), воздух (пространство дома).

Дарбазный тип Кавказского жилища в Грузии известен и под названием «Гвиргвини», в Армении - глхатун, в Осетии - эрдояни сахли, в Азербайджане - карадам. Такой древний тип жилища «дарбази», как на Памире, с окном и дымоходом, поэтому возможно, лексема «дарбази», заимствована из персидского языка darvaze, тадж. дарвоза «ворота» (ср. перс. Дарбази).

Как современная, так и традиционная грузинская архитектура смогли органично воспринимать и актуализировать многие элементы разных культур. Ещё античные путешественники живописно рассказывали о деревянных домах в долинах Черноморского побережья (Беридзе, 1970)

Подобные строения прекрасно приспособлены к условиям жизни в болотистых, низменных прибрежных районах. И сегодня в Грузии распространены деревянные дома, построенные похожим образом. Жилое помещение в них поднято над землей на массивных деревянных сваях. Для входа в дом используется лестница с широкими ступенями, в то время как свиньи, куры и другой скот размещаются внизу прямо на сырой земле.

Другой вариант архитектуры «Дарбази» представлен домами, стены которых сложены из грубо обработанных камней. На них сооружался пирамидальный ступенчатый свод, изготавливавшийся из тесанных бревен и брусьев. Нижний слой ложился горизонтально, концы перекрещивались, образуя многоугольник, на который укладывались последующие, постепенно сужающиеся к верху, ряды

бревен. На выходе оформлялось домовое, и в то же время, световое отверстие.

Заслуживает внимание описание реконструкции Л.Сумбадзе: «В Колхиде Понтийской, где в изобилии произрастают леса, распространен такой обычай: они кладут цельные бревна плоской стороной на землю направо и налево, оставляя между ними пространство в длину дерева, затем устанавливают над ними еще одну пару бревен, размещая их на концах ранее уложенных стволов и оставляя равные углы между ними. Эти четыре бревна ограничивают пространство жилища (Рис. 4). Потом на них кладутся деревянные бревна, одно на другое, всеми четырьмя концами заходя друг на друга в углах. Постепенно из древесных стволов формируются стены, расположенные перпендикулярно по отношению к нижней части. Аналогично строятся и высокие башни. Образовавшиеся из-за различной толщины бревен промежутки заполняются щепой и грязью. Что же касается крыш, то концы наложенных крест-накрест бревен отсекали, заставляя таким образом кладку сходиться, наподобие свода. Поскольку они постепенно сходились к вершине, то вся постройка напоминала четырехгранную пирамиду. Ее покрывали листьями и обмазывали грязью, так грузины создавали крыши своих башен в грубой форме «черепашьего стиля». Данный тип конструкции, известный как «фонарный» свод, часто встречается в Афганистане. Сегодня ряд конструкций дарбази, отличающихся местными особенностями, наиболее широко распространены в грузинских провинциях Картли, Месхети и Джавахети. Часто эти дарбази имеют прекрасные резные двери и притолоки и места для очага, иногда в них находятся замечательные резные сиденья и сундуки ручной работы» (Дэвид Лэнг. Грузины)

Рис. 4. Традиционный тип жилища «Дарбази», Грузии

Армянский тун или глхатун (дом с главой) — тип жилища со свето-дымо-вым отверстием в перекрытии, сохранился с древнейших времен до наших дней, приобретя в различных районах страны индивидуальные особенности, определяемые процессом культурогенеза.

В эпоху урартов, в 1X^11 вв. до н. э. и позднее, в сельском жилищном строительстве, по-видимому, продолжалась традиция предшествующего времени в постройках сельских домов. Последние были подземные, с верхним отверстием, сходным с отверстием колодца, но расширенным книзу. Туда спускались по лестнице, а для впуска скота в земле были вырыты специальные проходы.

Путешественники XV в. и последующего времени — Клавихо, Мольтке, Кер-Портер, Тексье, Элизе Реклю, Грибоедов, Пушкин и др. — в своих описаниях сельских жилищ подтверждают распространенность в Армении типа жилища, углубленного в землю и перекрытого шатром с эрдиком - свето-дымовым отверстием в вершине (Акопян, Глхатун - национальный армянский дом)

Массовое распространение имело жилище, состоявшее из одного помещения - глхатуна. Обычно его возводили на косогоре, углубляя одной стороной в землю, что придавало ему вид полуземлянки или землянки. В плане глхатун — квадратный или прямоугольный (круглый неизвестен) (Рис.5).

Рис. 5. Глхатун традиционный тип жилища Армении

Стены - из рваного камня на глиняном растворе. Обязательные элементы -очаг или тонир (печь в виде зарытого в землю бочкообразного кувшина), различные по величине стенные ниши и составленное из деревянных балок, уложенных в виде усеченной квадратной или многогранной пирамиды, перекрытие — азарашен с эрдиком, возвышающееся над зданием в виде небольшого холмика.

В зависимости от размеров помещения и качества кладки стен перекрытие опиралось на пристенные или свободно стоящие деревянные столбы на

каменных базах, число и расположение которых определяют композиционные особенности интерьера. В глхатуне одна комната без углов. Стены укреплены камнем, есть ещё одна дверь (часто из одного целого камня) и один дымоход. Просто, но практично. Крыша глхатуна состоит из «хазарашена» - тысячестроя из брёвен. А покрытие - из смеси глины, соломы и земли. Сам же дымоход называется «ердик». Всё это имеет сакральный смысл. Дымоход - место контакта мира внешнего и внутреннего. В дымоход кидали амулеты, а если женщина долго не беременела, то её опускали в дом через дымоход, дабы высшие силы благословили её.

Святость глхатуна так высока, что здесь разрешалось проводить свадьбы, как в церкви, и даже крестить детей (это делали в специальной чаше поверх тонира). Само влияние глхатуна можно увидеть и на армянской архитектуре. Тысячестрой неоднократно использовался и в армянских церквях, как и сам он в целом схож с конусной конструкцией армянских храмов. Такая купольная постройка домов известна ещё с 4 тыс. до н.э., благодаря раскопкам в Шенгавите. Дверь из цельного камня - тоже довольно известный сюжет, чего стоят урартские врата Халди. В некоторых церквях двери также из одного камня.

По центру дома - тонир - армянская печь. Возле неё и собирались члены семьи для приема пищи. Иногда в таких домах жили семьи в 20 человек, а то и вместе в животными. Многие жители таких домов сравнивают глхатун с Ноевым ковчегом.

Глхатуны XX века стали иметь дополнительную комнату - «тан сурб», святой дом. Это было место, где хранились сохранённые после Геноцида семейные реликвии, книги, амулеты. Отдавать их было нельзя - это приведёт к бедам. У зажиточных армян к глхатуну была пристройка - «гоми ода». Это была пристройка к амбару или загону для скота. Длинная комната, с подобием тысячестроя наверху. Часто такой домик символизировал Древо Мира - по верху колонн, укреплявших крышу, были изображения птиц, чуть ниже - животные элементы, а сам низ представлен из оджаха - главной печи. Здесь собирались члены семьи для бесед, а также другие сельчане и иноземные гости. Здесь люди отдыхали и проводили своё время. Так как тогда не было телевизора, то армяне ему находили замену: здесь был кукольный театр или театр теней.

На видоизменение сельского жилища повлиял также общий подъем культурного уровня народа, связанный с развитием городов и городской жизни. Все это привело к дифференциации выполнявшихся глхатуном функций и постепенному появлению различных помещений — тонратуна (кухни), марана (кладовых), нескольких жилых комнат, семейной молельни, гома (хлева), гоми-ода (жилого отделения при нем), телятника, овчарни, марака (сеновала) и пр. (Халпахчьян, Гражданское зодчество Армении. 1971).

Как видно из приведённых примеров в эпоху энеолита на общирном Евразийском пространстве происходили обще-исторические и локальные процессы, обусловленные пассионарными стартовыми планетарными событиями, вызванными, в свою очередь, последствиями последного мирового потопа эпохи голоцена, переходом от пешей эры к конно-транспортной коммуникации и формированием новой троичной системы миро- представления. Естественно, что максимальное влияние в системе взаимодействия окружающей среды и жизнеобеспечения сосиумов испытала на себе идеология и технология домостроительства как основа Среднего Мира и его векторы связей с Верхним и Нижним Мирами.

Аналогичные примеры архитектуры «Дарбази» можно привести и из других регионах Кавказа (Рис. 6-7).

Рис. 6. Карадам Азербайджан

Рис. 7. Карадам Азербайджан

Архитектура ботайского жилища.

Тщательная методика раскопок, использование палеопочвенного метода анализа позволили реконструировать архитектуру ботайского жилища. Для проверки теоретических представлений над одним из исследованных котлованов была реконструирована модель ботайского жилища.

По периметру раскопанного котлована жилища, из увлажненной глины была возведена трапециевидная в вертикальном сечении стена. Ширина основания 1 м, высота 0,8 м. В качестве арматуры ботайцами использовались крупные утилизованные кости лошадей (позвонки, ребра, тазовые кости и др.).

Судя по почвенным анализам, ботайцы возводили стены своих домов из грунта, извлекаемого при рытье котлована. Стены достигали высоты 0,8-1,6 м. Глину для обмазки стен и пола брали из специальных ям, расположенных вблизи жилищных котлованов. При экспериментальном моделировании на выстроенную глиняную стену были уложены пятнадцать венцов бревен диаметром 10-15 см, длиной 4-5 м. Образовавшийся семиугольный шатер сквозной крыши на каждом венце сужался вверху. В потолке для тяги было оставлено дымовое отверстие. Свод был обмазан глиной и накрыт пластами дерна. Пол и стены изнутри также обмазывали глиной. Восстановили один очаг. Экспериментальной реконструкцией установлено, что внутренняя высота ботайского дома варьировала в пределах 2,8-4,2 м - эта высота, необходимая для создания дымовой тяги.

Как выяснилось во время раскопок, в древности жилые помещения часто вплотную примыкали друг к другу. В этих случаях для двух жилищ частично общей могла быть одна стена, а между помещениями имелись переходы. Входы в жилище были наземными. Рядом с жильем находились хозяйственные ямы-хранилища, к которым можно было пройти из жилища по коридору. Часто одна яма служила для двух жилищ. Некоторые ямы могли использоваться в качестве вместилищ жертвенной и культовой пищи или для захоронения «строительной» жертвы.

Одним из примечательных факторов ботайской архитектуры явилась конструкция перекрытия многоугольных жилищ. В публикациях о Ботае много писалось о причинах выбора ботайцами многоугольных форм жилищ и принципов укладки деревянных бревен по принципу этнографического архитектурного стиля «Дарбази». В ходе многолетних исследований авторы эмпирическим путем пришли к такому выводу, построив несколько макетов в натуральную величину. В начале 80-х годов две первые конструкции перекрытия, созданные по принципу конического сруба, не оправдали ожидания. Уже через два года конструкция стала проседать и требовать опорных столбов. Но в ботайских жилищах не было столбовых опор, поэтому третье жилище было построено по принципу «Дарбази». Оно простояло 15 лет без ремонта, контроля его технического состояния. Весенние талые воды, заходя в нежилое полуземляночное жилище, отмачивали стенки котлована, последние стали оседать в край котлована, а на них стала сползать стена жилища устроенная над краем котлована. В конечном итоге деревянное перекрытие с земляными пластами и обмазкой бревен также рухнуло в котлован. Через некоторое время бревна из котлована были вытащены, а оставшееся заполнение из глины, гумуса и костей-арматуры были снова раскопаны. Чертежи стратиграфии были подвергнуты сравнению с чертежами раскопанного древнего жилища над которым нами было построено новодельное помещение. Стратиграфия совпала до тождества. Причинно-следственная архитектурная связь, прямая причинная и обратно-следственная повторились в древнем и новодельном жилищах.

Жилища ботайцев для проживания в холодное время года и для хозяйстенной

деятельности, имели конфигурацию стен в виде многогранника с переходом на конусообразное перекрытие без опорной конструкции (Рис. 8-10) ( Зайберт, «Бо-тай» 2020 Алматы).

Рис.8. Научный проект экспериментального жилища

Рис. 9. Внутренняя вязь перекрытия.

Рис.10. Черепичный принцип укладки и закрепления покрытия.

В познaвaтельном плaне, дaльнейшие исследовaния источниковедческой бaзы проблемы сxодствa контекстов ботaйской культуры и её роль в Eврaзийском процессе, позволят приступить к решению сложнейших вопросов истории происхождения ботaйской культуры и её трaнсформaции ^к бaзовой мaтрицы степной цивилизaции.

Список литературы

1. Акопян А., Глxaтyн - нaционaльный aрмянский дом. ИАПС Антитопор https://www.antitopor.com/ articles/glhatun-armyanskij-nacionalnyj-dom.html

2. Беридзе В.В. «Всеобщaя история aрxитектyры. Том I. Aрxитектyрa Древнего мирa». - Mосквa, Стройиздaт, 1970.

3. Лэнг Д. Грузины. Xрaнители святень. - Mосквa. Центрополигрaф.

4. Зaйберт В.Ф. Ботaй. - Aлмaты,: Бaлayсa, 2020 г. - 480 стр.

б. Пaмирский дом - пaмятник древних трaдиций. https://www.molbulak.ru/news/chaykhana/pamirskiy-dom-pamyatnik-drevnikh-traditsiy/

6. Тиллоев С. С. Особенности символики пaмирского трaдиционного домa. // БЮЛЛETEHЬ HAУKИ И ПРАетИЮИ нayчный жyрнaл. №1 (янвaрь) 2017 г.

7. Xaлпaxчьян, Оганес Xaчaтyрович. Грaждaнское зодчество Армении: (Жилые и обществ. здaния) / Xaлпaxчьян О. X. - Mосквa : Стройиздaт, 1971. - 245 с

Reference

Akopian A., Glkhatun - natsional'nyi armianskii dom. https://www.antitopor.com/articles/glhatun-

armyanskij-nacionalnyj-dom.html. Beridze V.V. Vseobshchaia istoriia arkhitektury. Arkhitektura Drevnego mira. Tom I. - Moskva: Stroiizdat, 1970.

Devid Leng. Gruziny. Khraniteli sviaten'. - Moskva: Tsentropoligraf, 2008. Zaibert V.F. Botai. - Almaty: Balausa, 2020.

Pamirskii dom - pamiatnik drevnikh traditsii. https://www.molbulak.ru/news/chaykhana/pamirskiy-dom-

pamyatnik-drevnikh-traditsiy/. Tilloev S. S. Osobennosti simvoliki pamirskogo traditsionnogo doma // Biulleten' nauki i praktiki. №1 (14). 2017. - S.234-239.

Khalpakhch'ian O. Kh. Grazhdanskoe zodchestvo Armenii (zhilye i obshchestvennye zdaniia). - Moskva: Stroiizdat, 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.