Научная статья на тему 'Феномен русской духовной музыки'

Феномен русской духовной музыки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
662
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен русской духовной музыки»

компьютерными технологиями. Так, если «Интернет-церкви» на Западе - вполне распространенное явление, то в России они не пользуются большой популярностью. Преимущества «Интернет-церкви»: «Вы можете принадлежать (к церкви), независимо от того, где вы территориально находитесь, независимо от того, как часто вы путешествуете, независимо от того, насколько трудно находиться в церкви в воскресенье утром» [1]. Но, как утверждает священник Владимир Виги-лянский, руководитель пресс-службы Московской патриархии, «исповеди по Интернету быть не может, потому что исповедь - это церковное таинство» [4]. Русская Православная церковь рассматривает Интернет как средство передачи информации, для общения со священнослужителями по электронной почте, а также для заказа молебнов. Сайты РПЦ МП, различных монастырей и храмов служат, прежде всего, для передачи информации и распространения христианского учения посредством виртуальных библиотек.

Таким образом, Интернет-пространство - это идеальное место для того, чтобы каждый желающий мог найти нужную информацию о верованиях, которых он придерживается, или самому создать новое вероисповедание и соответствующие практики, что ставит традиционные и новые религиозные объединения перед глобальным вызовом, требуя разработки нестандартных моделей построения отношений различных религиозных объединений в современных условиях неустранимого мировоззренческого плюрализма.

Библиографический список

1. Richard Tomas. Why Internet Church? // Thinking Anglicans. - 2004. - March 5. - http:// www.thinkinganglicans.org.uk/archives/000499.html.

2. Джонатан Тобиас. Нет жизни в онлайне. Православие и виртуальный мир // AGAIN. -2007. - Изд. 29. - Вып. .№3. - Осень // Православие и мир. - http://www.pravmir.ru/article_2709.html.

3. Ирина Василенко. Человек в информационном обществе // Наш современник. - 2004. - .№5. - http:// www.nash-sovremennik.ru/p.php?y=2004&n=5&id=6.

4. Липич О. Исповедь по Интернету невозможна, считают священнослужители // РИА Новости, Москва. - 2006. - 4 августа. - http://www.rian.ru/ society/religion/20060804/52270865.html.

5. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. - 2003. - №12. - С. 3-52.

6. Степаненко М. Секты и оккультизм в российском Интернете: оценка интереса к данным информационным ресурсам // Русская линия. -http://www.rusk.ru/st.php?idar=112545 // www.k-istine. ru/sects/sects_stepanenko.htm.

7. Состав и количество религиозных организаций и представительств иностранных религиозных организаций, содержащихся в реестре Минюста России на 1 января 2004 года // Предоставлено Министерством юстиции РФ специально для интернет-портала «Религия и СМИ». -2004. - 6 апреля // Постоянный адрес публикации: http://www.religare. ru/article9038.htm.

А.Н. Комарова ФЕНОМЕН РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

Философский анализ духовности вёлся на протяжении всей истории философии, с самого начала. В настоящее время в философском обиходе существуют два представления о духовности. Одно явно широкое, другое узкое. Согласно первому, духовность это синоним сознания, общественного или личного («духовная сфера жизни общества», «духовный мир личности»). Согласно второму, духовность может быть только религиозной. «Духовность... есть творческая сила, - писал В. Зеньковский, определяющая новое качество жизни. Духовная жизнь есть жизнь, она полна динамизма и движе-

ния, разум и свобода в человеке, чувства и активность его, раскаяние в грехе и надежда на лучшее, всё, всё в нас светится и держится сверхвре-менным началом, которое сияет не только на вершинах психической жизни, но и в элементарных её формах, во всём развитии души» [4, с. 48-49].

Понятие «духовность» является многогранной философской сферой познания, охватывающей все стороны человеческой жизни. Осознавая всю глубину обозначенного понятия мы будем рассматривать только религиозную сторону. Действительная духовность может существовать как единство индивидуально-личностных и соци-

© А.Н. Комарова, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 20081

257

окультурных форм. В индивидуально-личностном выражении, духовное это особое состояние души, которое возникает на основе осознания человеческого достоинства и делает человека способным возвыситься над интересами личного характера и обстоятельствами жизни, поступать вопреки им, стремиться в своей деятельности к осуществлению идеалов истины, красоты, добра.

Этот многообразный личностный духовный опыт обобщается, синтезируется, закрепляется и передаётся как духовные ценности из поколения в поколение в различных социокультурных формах. Образуются духовные единицы культуры, которые становятся залогом того, что она будет жить и плодотворно развиваться. В самой духовности важно то, что рождается и живёт в душе народа, в его культуре. Предпосылки русской духовности вызревали в недрах славянского язычества, которое подготовило почву для распространения христианства. Постепенно из двоеверия возникала своеобразная единая духовность, которая выражается русским православным христианством и русской философской мыслью и всей яркой русской культурой.

В настоящее время неоднократно предпринимались попытки осмыслить понятие духовной музыки. Как отмечает И. Степанова, «время требует от нас поставить вопрос о пересмотре самого понятия - духовная музыка... Ныне это понятие нам кажется узким и не вмещает всех тех явлений, что причастны к этой области» [5, с. 149]. Т. Вла-дышевская справедливо считает, что под духовной музыкой следует понимать «музыку христианской церкви и церковные жанры, вышедшие за пределы исполнения в церкви» [1, с. 612]. Близкой точки зрения придерживается и Н. Гуляницкая: «Понятие «духовная музыка» включает, прежде всего, церковное пение - то, что утвердилось как «духовно-музыкальные сочинения и переложения» [2, с. 8]. К духовной музыке она относит разные виды композиторского творчества: «Во-первых, - это гармонизация (переложения, обработка) древних напевов, <.> во-вторых, - это сочинения песнопений в канонических жанрах богослужебных циклов, но интерпретированных согласно индивидуально-авторскому стилю композитора, <.> в третьих, - это свободная композиция, претворяющая так или иначе “знаки” духовных текстов в жанрово-конкретной форме» [3, с. 119].

Таким образом, структура русской духовной музыки в XX веке представлена двумя самостоя-

тельными сферами: литургической и духовноконцертной. Первая из них представляет собой богослужебное пение, создающееся в соответствии с церковными канонами. Её наиболее важные признаки:

- является частью богослужения, частью церковного культа, его художественного комплекса и выполняет в нем соответствующую функцию;

- в основе лежит строгий канонический текст молитвы, поэтому исполнение ее в церкви строго регламентировано по времени суток, дней недели и года (соответственно трем кругам церковных служб);

- песнопения исполняются хором, вокальными ансамблями, певцами-солистами без инструментального сопровождения;

- колокольные звоны — единственно возможные музыкальные инструменты в православной культуре.

Вторая сфера - это, во-первых, духовно-концертное хоровое искусство а саре11а, выросшее из богослужебного пения и сохраняющее с ним близкое родство. При этом нередко одни и те же песнопения исполнялись и исполняются и в храмах, и в духовных концертах, во-вторых, это духовная вокально-инструментальная музыка, представляющая собой результат развития тенденции на отход от православного богослужебного канона и введение инструментального сопровождения для певческих произведений, в-третьих, духовно-инструментальная музыка почти или полностью отошедшая от православной традиции.

При этом мы выделяем три линии духовной музыки. К первой из них относятся произведения, создаваемые в рамках традиции церковноправославной музыки и вполне соответствующие понятию «строгий церковный стиль». Эта музыка более всего устраивает представителей церкви и предназначена, в первую очередь, для исполнения в храме. (В. Мартынов, Б. Феоктистов, В. Прохоров).

Другая линия - это сочинения, не связанные с церковно-певческой традицией столь тесно, как первая группа произведений (Концерт для хора на стихи Г. Нарекаци и «Стихи покаянные»

А. Шнитке, хор «Из первого послания святого апостола Павла к коринфянам» А. Эшпая, «Запечатленный ангел» Р. Щедрина, Шесть литургических песнопений В. Рябова, Три хора на культовые тексты В. Соколова и так далее). Данная линия не имеет явных стилевых предтеч в прошлом. По-

258

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

этому её можно рассматривать фактически как начало новой самостоятельной линии в современном духовно-музыкальном творчестве.

Третья группа занимает промежуточное положение между двумя первыми. Произведения могут с большим успехом звучать как в храме, так и в концертном зале (Литургия Н. Сидельни-кова, хоры Г. Дмитриева, Н. Каретникова). Таким образом, современная русская духовная музыка подразделяется на три функционально различные группы: 1) церковная, звучащая на богослужении в храме; 2) духовно-концертная, исполняемая вне церкви; 3) универсальная духовная музыка, её исполнение приемлемо для звучания, как в храме, так и в концертном зале.

В настоящее время церковная музыка, звучащая в храмах, представляет собою пеструю картину: партесное пение, произведения итальянских и русских композиторов XVIII века, реже - музыка конца XIX - начала XX века, знаменный распев, бытующий преимущественно в монастырях. Духовная музыка воспринимается как широкое понятие, которое включает произведения, ориен-

тированные на священные тексты (канонические и поэтические). При этом форма воплощения не регламентирована и может быть различной и создавать простор для художественного творчества.

Библиографический список

1. Баранова Т., Владышевская Т. Церковная музыка: словарь. - М.: Сов. энцик., 1990.

2. Гуляницкая Н. Поэтика музыкальной композиции: теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. - М.: Языки славян. культуры, 2002.

3. Гуляницкая Н. Заметки о стилистике музыкальной композиции // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. ст. / Сост. Ю.И. Паисов. - М., 1999. - Вып. 1.

4. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Шк. пресс, 1996.

5. Степанова И. Полемические заметки о русской духовной музыке // Отечественная музыкальная культура XX века. К итогам и перспективам: Сб. науч. тр. / Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. - М., 1993.

Н.Ю. Куценко ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Рассмотрен вопрос формирования гуманитарной культуры личности в процессе социализации. Обозначена проблема духовности в контексте современных социальных преобразований.

Социализация представляет собой сложный непрерывный процесс взаимодействия личности с обществом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, включается в различные виды деятельности, испытывает на себе разнообразные влияния окружающей среды, выполняет социальные роли. Сущность социализации состоит в том, что в ее процессе человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Следует сказать, что решение проблемы социализации в философском, социологическом, психологическом и культурологическом аспектах имеет достаточно большую историю. В работах зарубежных и отечественных ученых (Р. Бенедикт,

Э. Дюркгейм, К. Леви-Стросс, М. Мид, Г. Парсонс, Ж. Пиаже, З. Фрейд, И.В. Бестужев-Лада,

В.С. Библер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов,

Л.А. Зеленов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Муд-рик и др.) нашли отражение как теоретические, так и практические вопросы социализации. Само же понятие определяется по-разному в научных школах и направлениях. Эти несовпадения, доходящие порой до прямой противоположности, во многом обусловлены разными подходами к пониманию сущности человека, сущности личности и условий ее формирования. Этим, по нашему мнению, и определяются основные проблемы в рассмотрении обозначенного понятия. Необходимо также отметить, что при исследовании этапов социализации недостаточно внимания уделяется роли гуманитарной культуры в обозначенном процессе.

Социализация - это, в первую очередь, формирование личности путем активной творческой деятельности на основе выработанных обще-

© Н.Ю. Куценко, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

259

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.