articles/2015/01/22/lavrov-zayavlenie-glavy-mid-polshi-po-povodu-osvobozhdeniya
11. Lukovskiy S. Nemetskiy istorik utverzhdaet: Soyuzniki iznasilovali million nemok posle okonchaniya voyny [The German historian claims: Allies raped one million Germans after the end of war]. Available at: mixednews.ru/ archives/73652
12. Ovchinnikov A. Trofei bez grifa "sekretno": Krasnoarmeytsy otsylali domoy iz Evropy ne zolotye kol'tsa, a igolki i rubanki [Trophies without signature stamp "confidentially": Red Army men sent home from Europe not gold rings, but needles and planes]. Available at: www.kp.ru/daily/26364/3247648/
13. Opros: Evropeytsy schitaiut, chto SShA osvobodili Evropu ot fashizma [Poll: Europeans consider that the USA exempted Europe from fascism]. Available at: russian.rt.com/article/88346
14. Proshkin A. Kinosoyuz predlozhil sozdat novyy Rossiyskiy oskarovskiy komitet [The film union suggested to create new Russian Oscar committee]. Available at: www.grani.ru/Culture/Cinema/m.191950.html
15. Rassekrechennye dokumenty arkhiva Minoborony — 70-letiyu osvobozhdeniya sovetskimi vouskami kontslagerua Osventsim [Declassified documents from the archives Ministry of Defense — the 70th anniversary of the liberation of Auschwitz by Soviet troops]. Available at: rusila.su/2015/01/29/rassekrechennye-dokumenty-arhiva-minoborony-70-letiyu-osvobozhdeniya-sovetskimi-vojskami-kontslagerya-osventsim/
16. Toland J. The Last 100 Days: The Tumultuous and Controversial Story of the Final Days of World War II in Europe (Modern Library War). Modern Library; Reprint edition. 640 p. (in Rus. ed.: Toland Dzh. Poslednie sto dney reykha [The last hundred days of the Reich]. Smolensk, Rusich Publ., 2001. 528 p.)
17. Showalter D. E. Armor and Blood: The Battle of Kursk, The Turning Point of World War II. Random House, 2013. 222 p. (in Rus. ed.: Shouolter D. Bronya i krov'. Bitva na Kurskoy duge [Armor and blood. The battle at the Kursk Bulge]. Moscow, AST Publ., 2013. 351 p.)
18. Buchanan A. The United States and World War II. N.Y., 1964.
19. Davis N. Europe: A History. Oxford: Oxford University Press. 1996.
20. Davis N. Europe at War 1939—1945: No Symple Victory. Macmillan, 2006.
21. Reinhardt K. Die Wende vor Moskau. Das scheitern der strategie Hitlers in winter 1941/1942. Stuttgart, Deutsche Vertags — Anstalt, 1972.
22. Massenhafte Vergewaltigungen im Zweiten Weltkrieg waren lange tabu. Available at: www.hna.de/politik/die-stillen-opfer-massenvergewaltigungen-waren-lange-tabuthema-4798060.html
ФеНОМЕН россиян — «ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ»:
ПОПЫТКА ИДЕНТИФИКАЦИИ
УДК 008:930.85 К. С. Беляева
Московский государственный институт культуры
В статье речь идёт о своеобразном и значительном явлении отечественной культуры 50—60-х годов ХХ века — о «шестидесятниках». В статье приведены результаты исследования идентификации личности «шестидесятников», отмечена роль генерации в создании представления о том, какими качествами должен обладать герой соответствующей эпохи. Основные качества личности рассматриваются на примере творчества выдающихся представителей генерации. Опираясь на творчество «шестидесятников», автор раскрывает специфические черты генерации. Особенно отмечается стремление поколения в популяризации культурных ценностей. Феномен «шестидесятников» рассматривается как один из существенных факторов культурной жизни России, как в прошлом, так и в настоящем. Проводится мысль о развитии и трансформации в новых исторических условиях социокультурных идей 1960-х годов.
Ключевые слова: «шестидесятники», генерация, система ценностей, творческий диапазон, мен-тальность, духовное просвещение, отечественная культура.
БЕЛЯЕВА КИРА СЕРГЕЕВНА — аспирантка кафедры истории, истории культуры и музееведения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры 65
BELYAEVA KIRA SERGEEVNA — doctoral student of Department of history, cultural history and museology, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Беляева К. С., 2015
K. S. Belyaeva
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE PHENOMENON OF RUSSIANS-SIXTIES" — AN ATTEMPT TO IDENTIFY
The article is about an original and significant phenomenon of national culture 1950—1960 th — Russians-"sixties". The article represents the results of the research of personality identification of Russians-"sixties". The text gives valuable information on generation. The paper noted the role of generation in forming a notion about must-have qualities for the hero of time. The main qualities of personality are viewed by the example of creative work of outstanding representatives of generation. Based on the works of the writers of the rocky sixties, the author reveals the specific features of generation. It is specially noted describing the generation efforts on to popularization cultural values. The phenomenon of Russians-"sixties" is considered to be major of Russian cultural life both in the past and in the present. In article the thought on development and transformation in new historical conditions of sociocultural ideas of 1960th is spent.
Keywords: Russians-"sixties", generation, values, creative range, mentality, spiritual education, domestic culture.
В советском обществе, начиная с конца 1950-х годов, появляется новое поколение советской интеллигенции, которое вошло в историю как поколение «шестидесятников». Этот термин утвердился после выхода в журнале «Юность» в декабре 1960 года статьи критика С. Б. Рассадина, в которой автор провёл аналогию поколения писателей конца 1950-х годов с демократической интеллигенцией 1860-х годов, активно боровшейся с самодержавным строем, инертностью, духовным спадом [см.: 9, с. 569].
Это определение с. Б. рассадина стало впоследствии названием целой эпохи и генерации людей, которая противостояла тоталитарной политической системе, жёсткой цензуре, критическому восприятию демократических начал.
споры о том, кто такие «шестидесятники», не прекращаются и сегодня. Целью данной статьи является попытка идентифицировать «шестидесятников» и выявить черты, присущие представителям рассматриваемой эпохи.
Особенность рассматриваемой генерации в том, что она отличалась особым самосознанием и занимала дистанцированное положение по отношению к партийному аппарату, властвующим структурам. Генерация образовала свою сферу — эффективную, влиятельную, самодостаточную, находясь при этом
в условиях дифференцированности общества, когда реализация фронтального контроля невозможна.
Чёткого определения понятия «шестидесятники» нет, и большинство работ, посвя-щённых теме, сводится к размытой авторской оценке генерации, конкретной характеристики которой не представлено. Прежде всего это работы, объединяющие историографические исследования, посвящённые непосредственно периоду в российской истории (середина 1950-х — середина 1960-х годов), получившему название «оттепель». Они содержат информацию об этапах научного обобщения работ по исследуемой теме.
К следующей группе можно отнести работы, посвящённые воспоминаниям об эпохе и личностях «шестидесятников». Так, по мнению Е. Ясина, представителя генерации «шестидесятников», это поколение, пережившее чувство внутреннего раскрепощения, добивавшееся всеми силами свободы, как для себя, так и для других, многое достигло на своём пути, внесло огромный вклад в культуру [11].
Мы разделяем мнение поэта-шестидесятника Е. Евтушенко, который следующим образом определяет генерацию: «"Шестидесятники" — это поколение генетически предрасположенных к страху, но начавших его побеждать» [4, с. 7].
С точки зрения ещё одного «шестидесятника», Игоря Виноградова (главного редактора журнала «континент»), наиболее ёмкое определение понятия должно быть неразрывно связано с политическим мышлением генерации. Но конкретной программы у них не было в связи с тем, что приверженцами иных взглядов были разные слои, которых, безусловно, объединяла миссия «как можно больше сказать и сделать» [3].
на наш взгляд, трудно согласиться с суждением И. Виноградова, так как генерация оказывала в некоторой степени влияние на внутреннюю и внешнюю политику, но не преследовала цели политического диалога. Следует отметить, что ядром этой генерации стала социальная прослойка людей, имеющих хорошее образование и занимающихся умственной работой в различных сферах деятельности (науке, технике, культуре и т.д.).
на сегодняшний день в культурологической области знаний также нет всеобъемлющей оценки «шестидесятников». Для составления общей картины, которая позволит объективно выявить качества и черты, характеризующие «шестидесятников», необходимо определить предпосылки, благоприятно повлиявшие на формирование исключительной генерации и провести интегративный анализ человека 1960-х годов.
Одной из первых таких предпосылок можно назвать отход от тоталитарного режима, который выразился в возвращении честных имён, реабилитации заключённых, смягчении цензуры, поддержке инициативных начал на местах и т.д. Всё это привело к кардинальной смене ориентира, а именно к стремлению к мирному сосуществованию стран, активным международным коммуникациям. В свою очередь усиление демократических начал в обществе имело не меньшее значение в становлении поколения. Социальные преобразования способствовали значительному совершенствованию уровня жизни населения. Выдача паспортов колхозникам и приобретение прав на пенсию, заселение в отдельные квартиры, переход к всеобщему образованию — измене-
ния, направленные на обеспечение комфортной жизни граждан.
немаловажным и справедливым фактором, повлиявшим на формирование совершенно новой генерации, стала, безусловно, Великая Отечественная война (1941—1945). А. И. Зе-велев в работе «Я — историк и этим горжусь» отмечает, что «влиться в ряды защитников родины, в действующую красную Армию для меня и моих сверстников было закономерным этапом предшествующей, пока ещё юношеской жизни» [5].
тяготы войны коснулись многих выдающихся «шестидесятников» (Альфред Шнитке, А. А. Тарковский, М. А. Дудин, Г. Я. Бакланов, А. М. прохоров и др.). Совершенно очевидно, что условия, в которых находилось поколение, оказывали соответствующее воздействие на мышление, взгляды и поступки.
Таким образом, совокупность предпосылок не могла не способствовать появлению совершенно новой генерации, которая стремилась провести ряд либеральных реформ государства в целях демократизации. «Шестидесятники» пытались реализовать свои представления об идеалах, способах просвещения, возможностях воспитания нравственных, социально активных граждан.
Конструирование образа «шестидесятника» позволяет составить представление о реальных исторических персонажах, сыгравших весомую роль в эпоху «оттепели», и об идеальной личности, к которой стремилось поколение. Составляя модель «шестидесятника», репрезентируем конкретных исторических личностей для наиболее объективной оценки.
В годы «оттепели» особую роль играло искусство, особенно поэзия. В значительной мере это было обусловлено тем очевидным фактом, что именно через творчество — литературу, поэзию, спектакли — звучал голос народа. Изучая хронику жизни поэтессы Б. Ахмаду-линой, которая изображена в книге Бориса Мессерера «промельк Беллы», мы прослеживаем тот факт, что в деятельности «шестидесятников» существовала дистанция с политическими органами. Об этом свидетельст-
вует следующий комментарий Б. Мессерера: «В стихах и прозе Беллы прямая политика просто отсутствовала. Её бесценный художественный дар, "трагического звучания", как назвал его Родион Щедрин, побуждал её описывать свои чувства, природу. В этом была её поэтическая сущность, и ей невозможно было что-то подсказать или направить в какое-то иное русло. Белла была существом, которое нигде, кроме России, не могло жить» [см.: 7].
Кроме того, дистанцированность от властвующих структур можно проследить в высказывании Е. Евтушенко в «Строфах века»: «Поэзия Ахмадулиной, да и её поведение скорее антиполитичны. У её стихов "Елабуга", "Варфоломеевская ночь", "Сказка о дожде" не отнимешь её особой, я бы сказал, интимной гражданственности, проникнутой презрением ко всему тому, что есть политика, унижающая и уничтожающая людей» [10].
Таким образом, мы видим, что на протяжении многих лет отстаивание своих позиций, открытое высказывание своего мнения, независимо от политической обстановки, свидетельствуют о твёрдости духа, присущей генерации.
Обращаясь к воспоминаниям современников «оттепели» можно выявить некоторые специфические особенности в отношении поколения к жизни, творчеству, друзьям и коллегам.
В интервью Андрея Андреевича Вознесенского, которое было записано на магнитофон на даче поэта в Переделкино российским журналистом и писателем Ф. Н. Медведевым и увидело свет в книге «Андрей Вознесенский. Я тебя никогда не забуду», А. А. Вознесенский вспоминает о происходивших в его жизни событиях и окружавших его людях. Они наиболее ярко отражают прошедшую эпоху. Так, давая оценку «шестидесятникам», Вознесенский говорил: «Все мы тогда распевали Окуджаву. Он не написал ещё песенку про дураков, но они считали его песни опасными. Белла Ахмадулина водила "Москвич", её фарфоровый овал светился музыкой. Евгений Евтушенко, сияющий первым в Москве нейло-
новым костюмом, и Роберт Рождественский в лыжном свитере с выпущенным воротничком пламенно читали с эстрады смелые гражданские стихи <...> Вернулся из мест отдалённых гусляр Виктор Боков. В котомке у него лежала книга "Железная ива", которая нравилась Пастернаку. Шутейничал Николай Глазков — московитянин-сюрреалист. У Бориса Слуцкого были фигура и слог римского трибуна, за ним чувствовались легионы <... > он спрашивал молодых поэтов: "Вам нужны деньги? Сколько? Отдадите, когда сможете..."» [6].
В 1992 году в журнале «Столица» вышло интервью Александра Николаева с Булатом Окуджавой. На вопрос о том, каким ему видится поколение «шестидесятников», Окуджава ответил так: «Мы — дети своего времени, и судить нас надо по его законам и меркам. Большинство из нас не было революционерами, не собиралось коммунистический режим уничтожать. Я, например, даже подумать не мог, что это возможно. Задача была очеловечить его <...> И всё было — и равнодушие, и страх, и слепая вера, и цинизм» [8].
Ответы «шестидесятников» на вопросы интервьюеров свидетельствуют о смелых шагах поколения в то время, когда только сформировалось их самосознание, появился импульс к обновлению. Это подтверждают слова Е. Евтушенко о Роберте Рождественском, который, несмотря на сталинское время, знал на память стихи Б. Корнилова, П. Васильева (в 1940-е годы названные поэты были запрещены). А в 1986 году вместе с А. Вознесенским и Е. Евтушенко Роберт Рождественский выступил на Съезде писателей в Кремле с призывом отмены цензуры и требованием демократизации [10, с. 749].
Согласно источникам, можно с уверенностью утверждать, что генерация отличалась особым свободолюбием и прямолинейностью. Через творчество она отображала политическую и социальную реальность, высказывала свою точку зрения, провозглашала общечеловеческие ценности.
Несомненно, характерной чертой «шести-
десятников» была готовность помочь товарищу. Автор биографического труда о Вознесенском — Ф. Н. Медведев рассказывает следующее: «Я благодарен ему за многое: на исходе ещё сталинской эпохи, когда разрешалось писать только официозное, он заметил первые строки юного стихотворца и стал моим "крестным отцом" в литературе, присылал мне в армию, на засекреченный адрес ракетной части, в которой я служил три года, свои новые книги, давал советы, предостерегал от опрометчивых поступков» [6].
Е. Евтушенко в своих воспоминаниях о Белле Ахмадулиной говорит, что она подписывала все письма в защиту диссидентов, поддерживала попавших в беду, ездила в ссылку к Д. Сахарову [10, с. 815].
Эта черта характера также прослеживается в отношениях А. Вознесенского и В. Высоцкого. Ф. Н. Медведев вспоминает эпизод на юбилейном спектакле «Антимиры» в Театре на Таганке. В спектакле играл Высоцкий, а по окончании Вознесенский должен был читать новые стихи. происходит внештатная ситуация — собравшиеся в зале зрители начали вызывать на сцену Высоцкого. Спасая положение, Высоцкий заявил, что автор нынешнего поэтического представления Вознесенский и выступать должен он.
Вознесенский, в свою очередь, тоже помог Высоцкому, когда стихи последнего не пропускали в печать. поэт п. Вегин, в книге «Опрокинутый Олимп» вспоминает, что Вознесенский просил его о помощи в издании стихов В. Высоцкого. Вегин так описывает происходящие события: «Всё получилось <...> прошло большое стихотворение "Из дорожного дневника", в котором тогдашний главный редактор издательства Карпова вырезала всё же две строфы. Но в те годы мы считали, что даже в покореженном виде, но надо выходить к читателю и не отдавать свою печатную площадь воинствующей серятине» [2].
Отметим также, что в комментарии п. Веги-на прослеживается уникальное качество, присущее поэтам 1960-х годов, — достижение поставленной цели. Из воспоминаний поэта вид-
но, что издание стихов даже в неполном виде, с редакцией и цензурой, говорит о таких чертах характера, свойственных поколению, как упорство, настойчивость, стремление к цели любым путём, несмотря ни на что.
Таким образом, не просто взаимоподдержка, отзывчивость к беде, сочувствие, но и активное участие в судьбе товарища были для поколения поэтов-шестидесятников нормой.
Многие знаковые фигуры «оттепели» оттачивали свои таланты не только в какой-либо одной наиболее интересующей их области, а пробовали свои силы во многих сферах. Их переполняло желание реализоваться в жизни, открыть себя как многогранную личность. Так, Б. Мессерер, вспоминая Юрия Васильева, отмечает, что он был не только художником-абстракционистом, скульптором, но также работал в театре и поставил три спектакля у Любимова.
В работе А. А. Аронова «"Оттепель" в истории отечественной культуры (50-е — 60-е гг. XX века)» приведены биографические сведения о выдающемся актёре и режиссёре Олеге Ефремове, который являлся ярким представителем рассматриваемой генерации. Так же как и Юрия Васильева, режиссёра переполняло желание преуспеть во многом. Одновременно с работой в театре Ефремов начинает преподавать в Высшей школе-студии при МХАТ имени А. п. чехова и со своим выпуском создаёт театр, а репетиции проводит в ночные часы, поскольку в другое время сцена была занята [1, с. 265].
Самовыражение в различных областях, активная реализация своего потенциала были присущи и такому «шестидесятнику», как Юрий Визбор. Бард, журналист, прозаик, художник, драматург (пьеса «Автоград XXI», документальные сценарии «челюскинская эпопея», «Доктор», «Мурманск-198»), киноактёр (работы в фильмах «Июльский дождь», «Ты и я», «Начало», «Красная палатка», «Семнадцать мгновений весны» и др.), спортсмен (восхождение на вершины Кавказа, памира, Тянь-Шаня, польских Татр) — и всё это в одном лице.
Нетривиальная составляющая активной деятельностной позиции «шестидесятников» состоит в их стремлении к проведению экспериментов в творчестве. Окказиональное словотворчество Е. Евтушенко представляет огромный интерес для исследователей. Так, подвергается анализу со стороны многих дериватологов его поэтическое творчество (А. А. Шеляховская, В. Н. Хохлачева, О. Н. чумакова, М. А. Петриченко и др.), достижениям поэта в творчестве посвящено огромное количество литературных исследований.
Юрий Визбор первым открыл новый жанр — песню-репортаж, пользующуюся успехом и сегодня; О. Н. Ефремов в своей театральной деятельности стремился отойти от чётких установок и правил — в спектаклях приветствовалось отражение действительности, пьесы изначально ставились с минимальным реквизитом, а актёры играли в обычных костюмах.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что «шестидесятники» — особая социокультурная генерация, воплотившая в себе систему общечеловеческих ценностей, просвещенческие идеи, жизнетворчество. Эпоха «шестидесятников» позволяет смоделировать наши взгляды на происходящие в стране социокультурные изменения, найти новые нестандарт-
ные пути построения высококультурного общества, регулировать поведение подрастающего поколения.
«Шестидесятники», как генерация, совершившая дерзкий прорыв в отечественной культуре, аккумулировала многие концепты, которые благоприятно повлияли на реализацию творческих планов и воплощение идей в жизнь. Персонификация подтверждает принадлежность выявленных паттернов к генерации, несущей определённые культурные концепты.
Конструируя модель «шестидесятника», мы установили социопсихологические детерминанты. В числе главных личностных характеристик, согласно проведённому исследованию, можно назвать такие, как чрезвычайная активность, чёткая жизненная позиция, прямолинейность, молниеносный ответ на происходящие события в стране и мире, поддержка друг друга, оптимизм, вера в лучшее, борьба с трудностями, стойкость, честность, целеустремлённость, огромный творческий диапазон, творческий максимализм (экспериментальные поиски), многогранность.
Эти постулаты не теряют актуальности и сегодня, позволяя современникам решать проблему самоидентификации в обществе.
Примечания
1. Аронов А. А. «Оттепель» в истории отечественной культуры (50-е — 60-е гг. XX века) : монография. Москва : Экон-Информ, 2008. 303 с.
2. Вегин П. В. Опрокинутый Олимп: Записки шестидесятника : Роман-воспоминание. Москва : Центрполи-граф, 2001. 362 с.
3. Виноградов И. Шестидесятники родились в день XX съезда // Шестидесятники. Москва : Фонд «Либеральная миссия», 2008. С. 16—19.
4. Евтушенко Е. Волчий паспорт. Москва : Вагриус, 1998. 574 с.
5. Зевелев А. И. Я — историк и этим горжусь : воспоминания. 2-е изд., доп. и испр. Москва : Раритет, 2002. 174 с.
6. Медведев Ф. Н. Андрей Вознесенский. Я тебя никогда не забуду. Москва : Алгоритм, 2013. 255 с.
7. Мессерер Б. Промельк Беллы : фрагменты книги // Знамя. 2011. № 9—12.
8. Окуджава Б. Мы больны, мечемся в бреду : [беседовал] А. Николаев // Столица. 1992. № 24 (июнь). С. 11—12.
9. Орлов А. С., Георгиева Н. Г., Георгиев В. А. Исторический словарь. 2-е изд. Москва : Проспект, 2012. 591 с.
10. Строфы века. Антология русской поэзии / Евгений Евтушенко [сост.]. Москва ; Минск : Полифакт, 1995. 1053 с.
11. Ясин Е. Шестидесятники: ностальгия или актуальность? // Шестидесятники. Москва : Фонд «Либеральная миссия», 2008. 207 с. С. 14—16.
References
1. Aronov A. A. "Ottepel" v istorii otechestvennoy kul'tury ["The Thaw" in the history of domestic culture]. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2008. 303 p.
2. Vegin P. V. Oprokinutyy Olimp: Zap. shestidesyatnika: Roman-vospominanie [Olympus turned upside down: Novel-memoir]. Moscow, Centrpoligraf Publ., 2001. 362 p.
3. Vinogradov I. Shestidesyatniki rodilis' v den' XX s"ezda [Sixties were born on the day of the XX Congress]. Shestidesyatniki. [Sixties]. Moscow, 2008. Pp. 16—19.
4. Evtushenko E. Volchiy pasport [Wolf passport]. Moscow, Vagrius Publ., 1998. 574 p.
5. Zevelev A. I. Ya — istorik i etim gorzhus': vospominaniya [I am a historian, and proud of it]. Moscow, Raritet Publ., 2002. 174 p.
6. Medvedev F. N. Andrey Voznesenskiy. Ya tebya nikogda ne zabudu [Andrey Voznesensky. I 'll never forget]. Moscow, Algoritm Publ., 2013. 255 p.
7. Messerer B. Promel'k Belly: fragmenty knigi [Glimpse of Bella: fragments of the book]. Znamya [Flag], 2011, No. 9—12.
8. Okudzhava B. My bol'ny, mechemsya v bredu [We are sick, delirious rush]. Stolitsa [Capital], 1992, No. 24 (June), pp. 11—12.
9. Orlov A. S., Georgieva N. G., Georgiev V. A. Istoricheskiy slovar [Historical Dictionary]. 2nd edition. Moscow, Prospectus Publ., 2012. 591 p.
10. Evtushenko E., comp. Strofy veka. Antologiya russkoy poezii [Verses Century. An Anthology of Russian poetry]. Moscow, Minsk, Polifakt Publ., 1995. 1053 p.
11. Yasin E. Shestidesyatniki: nostal'giya ili aktual'nost'? [Sixties: nostalgia or relevance?]. Shestidesyatniki. [Sixties]. Moscow, 2008. Pp. 14—16.
ЕНСКИЕ ЖУРНАЛЫ НАЧАЛА ХХ ВЕКА О МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ. НА ПРИМЕРЕ «ЖУРНАЛА ДЛЯ ХОЗЯЕК» (1912-1926)
УДК 374.7:82-92
Е. Ю. Коломийцева
Московский государственный институт культуры
В статье рассматриваются особенности функционирования журналистики для женщин, в частности изучается специальное женское издание «Журнал для хозяек», освещающее проблемы эстетического воспитания детей. Особое место в нём занимают статьи, посвященные музыкальному воспитанию. Авторы статей излагают свои рекомендации по музыкальному воспитанию детей в домашних условиях, обосновывают принципы этого воспитания, предлагают конкретные методики преподавания музыки. Эти методики основаны на объяснении ученикам, что такое музыка и какое воздействие она оказывает на людей, как передаёт всевозможные настроения. Изучение приёмов игры одухотворяется, ученик действительно видит, что без учения нельзя исполнить пьесу. В результате дети понимают: музыка есть выражение языка душевных движений. Одухотворённое занятие музыкой играет громадную роль в формировании внутреннего мира ребёнка. Многие рекомендации авторов статей продолжают оставаться актуальными сегодня.
Ключевые слова: журналы для женщин, эстетическое воспитание, музыкальное воспитание, методики преподавания музыки, музыка и духовный мир ребёнка.
КОЛОМИЙЦЕВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА — доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой журналистики факультета медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств (МАИС) Московского государственного института культуры
KOLOMIYTSEVA ELENA YUR'EVNA — Full Doctor of Philology, Professor, Head of the Department
of journalism, Faculty of Media and Audiovisual Arts (MAIS), Moscow State Institute of Culture 71
e-mail: [email protected] © Коломийцева Е. Ю., 2015