Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН РЕССЕНТИМЕНТА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ФЕНОМЕН РЕССЕНТИМЕНТА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
116
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕССЕНТИМЕНТ (RESSENTIMENT) / ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / КУЛЬТ СИЛЫ / АННИГИЛЯЦИЯ ОТ ТРАДИЦИОННОГО / АМБИВАЛЕНТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / АНТИГУМАНИЗМ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Исаченко Надежда Николаевна

Категория «рессентимент» (ressentiment) в последние годы обрела «второе рождение». Зарубежные и отечественные философы, социологи, политологи и психологи демонстрируют активность обращений к исследованию этого феномена. Одной из причин столь высокого интереса является актуализация «конфликта» гуманизма и антигуманизма, нравственности и аморальности в современном обществе. Актуализация проблематики рессентимента обусловлена также увеличением деструктивных проявлений в обществе, создающих условия для формирования рессентимента. Следует признать, что в последние годы в социогуманитарном дискурсе сформировались полярные позиции относительно проблематики рессентимента. Гуманисты, признавая рессентимент негативным социальным явлением, призывают к отказу от всех форм насилия и нацеливают на поиск компромиссов при разрешении социальных конфликтов. Постмодернистская позиция противоположна. Суть её заключается в признании рессентимента одним из способов отстаивания прав людей. Амбивалентность позиций и нацелила автора на исследование проблематики рессентимента, на выявление основных факторов его формирования. Теоретико-методологическую основу исследования составили рессентиментологический подход Ф. Ницше, его идеи неоромантической «философии жизни», феноменологический метод М. Шелера, цивилизационный подход В. С. Степина. Предложены способы, предотвращающие формирование рессентимента как деструктивного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF RESSENTMENT IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF POLITICAL CULTURE

The category of ressentiment has taken on a "rebirth" in recent years. Foreign and Russian philosophers, sociologists, political scientists and psychologists are increasingly turning to the study of this phenomenon. One of the reasons for such a high interest is the actualization of the “conflict” of humanism and antihumanism, morality and immorality in modern society. The actualization of the issue of ressentiment is also due to an increase in destructive manifestations in society, creating conditions for the ressentiment formation. It should be admitted, that in recent years opposing positions have been formed in the socio-humanitarian discourse regarding the problem of ressentiment. Humanists, recognizing ressentiment as a negative social phenomenon, call for the rejection of all forms of violence and aim at finding compromises in resolving social conflicts. The postmodern position is opposite. Its essence lies in the recognition of ressentiment as one of the ways to defend the rights of people. It was the ambivalence of the positions that directed the author to study the problematics of ressentiment and to identify the main factors of its formation. The theoretical and methodological basis of the research was formed by the ressentimentological approach of F. Nietzsche, his ideas of the neo-romantic «philosophy of life», the phenomenological method of M. Scheler, the civilizational approach of V. S. Stepin. Methods are proposed to prevent the formation of ressentiment as a destructive phenomenon.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН РЕССЕНТИМЕНТА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

DOI 10.21672/1818-510X-2021-69-4-128-132

ФЕНОМЕН РЕССЕНТИМЕНТА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Исаченко Надежда Николаевна, кандидат философских наук, доцент

Тюменский индустриальный университет

Российская Федерация, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38

E-mail: isachenkonadezhda@mail.ru

Категория «рессентимент» (ressentiment) в последние годы обрела «второе рождение». Зарубежные и отечественные философы, социологи, политологи и психологи демонстрируют активность обращений к исследованию этого феномена. Одной из причин столь высокого интереса является актуализация «конфликта» гуманизма и антигуманизма, нравственности и аморальности в современном обществе. Актуализация проблематики рессентимента обусловлена также увеличением деструктивных проявлений в обществе, создающих условия для формирования рессентимента. Следует признать, что в последние годы в социогуманитарном дискурсе сформировались полярные позиции относительно проблематики рессентимента. Гуманисты, признавая рессентимент негативным социальным явлением, призывают к отказу от всех форм насилия и нацеливают на поиск компромиссов при разрешении социальных конфликтов. Постмодернистская позиция противоположна. Суть её заключается в признании рессентимента одним из способов отстаивания прав людей. Амбивалентность позиций и нацелила автора на исследование проблематики рессентимента, на выявление основных факторов его формирования. Теоретико-методологическую основу исследования составили рессентиментоло-гический подход Ф. Ницше, его идеи неоромантической «философии жизни», феноменологический метод М. Шелера, цивилизационный подход В. С. Степина. Предложены способы, предотвращающие формирование рессентимента как деструктивного явления.

Ключевые слова: рессентимент (ressentiment), деструктивные проявления, культ силы, аннигиляция от традиционного, амбивалентные явления, антигуманизм, информационный терроризм, политическая культура.

Цитирование. Исаченко, Н. Н. Феномен рессентимента в контексте формирования политической культуры / Н. Н. Исаченко // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2021. - № 4 (69). - С. 128-132. DOI: 10.21672/1818-510X-2021-69-4-128-132.

Это произведение публикуется по лицензии Creative Commons «Attpribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

THE PHENOMENON OF RESSENTMENT IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF POLITICAL CULTURE

Nadezhda N. Isachenko, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor

Tyumen Industrial University

38 Volodarskogo Str., Tyumen, 625000, Russian Federation

E-mail: isachenkonadezhda@mail.ru

The category of ressentiment has taken on a "rebirth" in recent years. Foreign and Russian philosophers, sociologists, political scientists and psychologists are increasingly turning to the study of this phenomenon. One of the reasons for such a high interest is the actualization of the "conflict" of humanism and antihumanism, morality and immorality in modern society. The actualization of the issue of ressentiment is also due to an increase in destructive manifestations in society, creating conditions for the ressentiment formation. It should be admitted, that in recent years opposing positions have been formed in the socio-humanitarian discourse regarding the problem of ressentiment. Humanists, recognizing ressentiment as a negative social phenomenon, call for the rejection of all forms of violence and aim at finding compromises in resolving social conflicts. The postmodern position is opposite. Its essence lies in the recognition of ressentiment as one of the ways to defend the rights of people. It was the ambivalence of the positions that directed the author to study the problematics of ressentiment and to identify the main factors of its formation. The theoretical and methodological basis of the research was formed by the ressentimentological approach of F. Nietzsche, his ideas of the neo-romantic «philosophy of life», the phenomenological method of M. Scheler, the civilizational approach of V. S. Stepin. Methods are proposed to prevent the formation of ressentiment as a destructive phenomenon.

Keywords: ressentiment, destructive manifestations, cult of power, annihilation from the traditional, ambivalent phenomena, anti-humanism, informational terrorism, political culture.

Citation. Isachenko, N. N. The phenomenon of ressentment in the context of the formation of political culture. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kul'tura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture]. 2021, no. 4 (69), pp. 128-132. DOI: 10.21672/1818-510X-2021-69-4-128-132.

This work is licensed under a Creative Commons Attpribution 4.0 International License.

Введение

Термин «рессентимент» (ressentiment) был введён в философский дискурс немецким мыслителем Ф. Ницше, творчество которого на сегодняшний день вновь переосмысливается. В трактовке Ницше рессентимент представлен как негативное психологическое состояние человека, вызванное завистью, ненавистью к другому, более успешному, благородному человеку. Слово «ressentiment» с французского (sentiment - чувство - и приставки re - возврат), дословно переводится как «возврат к чувствам» [7]. Через этот термин Ф. Ницше хотел передать смысловое содержание деструктивных проявлений, которые он наблюдал в обществе.

Ф. Ницше интерпретирует рессентимент как: 1) «психологическое самоотравление» человека, проявляющееся в зависти, ненависти, мстительности; 2) бессильная ненависть, формирующаяся у слабых, неудачливых людей [7, с. 426], осознавших собственную неполноценность. Согласно Ф. Ницше, зарождение духа рессенти-мента происходит в древности, а его активное распространение в западной культуре начинается с XVII в. Формирование рессентимента Ницше связывает с тем, что европейское общество, прекратив совершенствоваться, начало постепенно деградировать, отдавая предпочтение низменному, аморальному. Ф. Ницше подчёркивал, что в Европе активизация рессентимента была связана с проведением церковных реформ XVI-XVII вв. По его убеждению, мощный всплеск рессентимента произошёл во времена Французской революции. Революционная экспансия сопровождалась восстаниями, переворотами, реставрациями, уничтожением старого порядка, террором. Повстанцы, преисполненные ненавистью, местью, осуществляли казни, массовые расстрелы, что является проявлением рессентимента.

Основная часть

Ф. Ницше формирование рессентимента связывал с проявлением воли к власти людей с моралью рабов. Согласно ему, увеличение их числа способствует усилению их могущества в обществе, что позволяет им формировать новые установки, нормы, новую мораль. Под влиянием ресентимента формируется непреодолимое желание мести, реализуемое в разрушениях и насилии. Главный интерпретатор творчества Ф. Ницше М. Ше-лер характеризует рессентимент как «установку, порождаемую систематическим запретом на проявление» [10, с. 44] злости, ненависти, мести. Он подчёркивал, что эти аффективные чувства способны перерастать в рессентимент при условии присоединения к ним чувства бессилия через осознание своей никчёмности. Согласно М. Шелеру, рессентименту подвержены неудачливые люди, осуждающие недостатки других людей.

Активное распространение рессентимента в западной культуре совпадает с процессом перехода от традиционной к техногенной [8] цивилизации. Этот этап сопровождался формированием нового типа цивилизаци-онного развития, основанного на идеи преобразования природы и социокультурного пространства. Становление техногенной цивилизации сопряжено с амбивалентными явлениями: созиданием нового и разрушением традиционного. Для неё характерным является 1) широкое внедрение новых технологий и техники как в общественное производство, так и в быт людей; 2) увеличение доли интеллектуального труда. Технизация всех сфер жизни повлекла за собой трансформацию образа жизни, социальных связей, способов взаимодействия людей. Характерной особенностью техногенной цивилизации является преобразующая деятельность человека, основанная на культе борьбы, силы, власти над природой. Как справедливо заметил В. С. Степин, «дух силы в техногенной цивилизации занимает доминирующее положение» [8, с. 195].

Воля к власти [6], страсть к наживе становятся двигателем техногенной цивилизации. На всех стадиях техногенной цивилизации агрессия, насилие, принуждение выступали как средства регулирования общественных отношений, как средство самоопределения личностей, стремящихся к господству. Тому подтверждением являются революции, войны, сопровождающие, несущие разрушения и гибель десятки миллионов людей.

Парадокс заключается в том, что человек, изобретая разные способы проявления власти, силы, одновременно осуществлял поиск способов их преодоления. В культуре техногенной цивилизации сила, возведённая в культ, модернизационные процессы с ориентацией на аннигиляцию от традиционного и национального наследия способствовали формированию рессентимента. Рессентимент постепенно становится явлением не только индивидуальной, но и общественной жизни, проявляясь через моральное или физическое насилие. Рессентимент формируется у личностей, стремящихся к господству, или подвергающихся угнетению. Рессен-тимент формируется в социальных группах, оказавшихся в ситуации без средств к существованию или подвергающихся унижению, в условиях нарушения «принципа соответствия интересов, потребностей и возможностей» [3, с. 212]; в ситуации возникновения противоречий на основе определённых различий во взглядах, ценностях, на основе неудовлетворённости условиями жизни.

Рессентимент как деструктивное явление обладает способностью разрушать традиции, установленные нормы, подрывать авторитеты, трансформировать ценности, разрывать прочные связи. Его проявление часто сопряжено с насилием. Как отметил А. А. Гусейнов, рессентимент занимает промежуточное положение между «дикостью естественного состояния человека и ритуальной сдержанностью цивилизационной жизни» [2, с. 39]. Рессентимент - это всегда продуманные, спланированные, целенаправленные деструктивные действия, как реализация мести, предполагающая унижение, подавление личности или её уничтожение. Формами проявления рессентимента может быть насилие, апартеид, геноцид, репрессии, терроризм.

Критический анализ исторического развития общества показал, что в начале ХХ в. активизация рессен-тимента, наблюдающаяся в нескольких странах, была связана с «волей к власти». Рессентимент реализовы-вался в действиях участников революционных событий. В России большевики, заряженные рессентиментом, стремясь к захвату власти, активно воздействовали на сознание малообразованных рабочих и крестьян, легко поддающихся внушению. Лозунги, озвученные большевиками: «Экспроприация экспроприаторов», «Земля -

крестьянам» выражали «чаяния масс», потому нашли поддержку в лице крестьян и рабочих при захвате власти. Как справедливо заметил Ф. Степун, призывы В. И. Ленина стали «...парусами для уловления безумных вихрей революции» [9, с. 376]. Вследствие революционного кризиса, разразившегося в России, разрухи, голода вспыхнула гражданская война, демонстрируя всплеск рессентимента, основанного на классовой ненависти. Братоубийственная война сопровождалась категорическим неприятием «другого» и неоправданной жестокостью и насилием.

Постепенно пространством для формирования и распространения рессентимента стала территория государств, в основе которых был положен недемократический способ организации общественной жизни: тоталитаризм, авторитаризм. Тоталитарный режим во всех странах зарождался в сложной социальной, экономической и политической обстановке. Низкий уровень жизни и стремление к достижению социальной справедливости способствовали тому, что народ активно откликался на призывы агитаторов участвовать в свержении существующего строя, в надежде на светлое будущее.

Формирование молодой советской страны происходило под руководством партии, созданной по принципу объединения единомышленников, подчиняющихся жёсткой дисциплине. По этому же принципу формировались фашистская Италия и нацистская Германия, тотальные режимы в Китае, Камбоджи. Национальная идея Италии и Германии апеллировала к достижению национального величия. Национализм в Германии, приобретающий гипертрофированный характер, сводился к провозглашению арийской расы высшей, что соотносимо с проявлением расизма.

В тоталитарных государствах (Италия, Германия, Китай, Камбоджа, Советский Союз (сталинский режим)) создавались условия для активного формирования рессентимента. Наиболее характерными для этих обществ были следующие явления: 1) милитаризация страны, уподобление страны военному лагерю; 2) жесточайший контроль населения; 3) жестокий репрессивный аппарат; террор; 4) сплочение народа на основе поиска врага; 5) формирование героического альтруизма 6) нарушение прав человека; 7) применение методов принуждения к повиновению. Потому Х. Арендт в концепции тоталитарного государства, трактует тоталитаризм «как проявление деспотизма, диктатуры и тирании» [1].

В политической культуре тоталитаризма формированный культ силы воплощался в насилии, жестокости, антигуманизме. Террор, репрессии, геноцид по отношению к собственному народу были проявлением рессен-тимента со стороны правящей элиты. При наличии отличительных особенностей тоталитарные режимы во всех странах имели общие черты: «абсолютизм - признание власти в руках одного вождя; дихотомизм (строгое разделение людей на «свой - чужой»); хилиазм - формирование веры в счастливое будущее» [3, с. 212].

Итак, одним из источников рессентимента является политическая культура тоталитарных обществ. Законы, правила, установленные в тоталитарных обществах (Германия, Китай, Камбоджа), часто противоречили объективным законам существования общества. В основе политической культуры была положена «воля к власти», господству, что способствовало усилению карательных функций государства относительно своих граждан. В условиях жесточайшего повсеместного контроля в стране создавались условия к формированию у народа подозрительности, злости, агрессии, ненависти, являющихся истоками рессентимента. Террор, репрессии, уподобление страны лагерю (единая одежда, марши, строительство лагерей), способствовали формированию страха и неприятия существующего режима, ненависти к правящей элите.

Самыми ужасающими примерами проявления рессентимента является антигуманная направленность идеологии гитлеровской Германии. Идея признания других народов неполноценными и подлежащими уничтожению реализовывалась в жизни. В созданных лагерях смерти (Бухенвальд, Майданек, Освенцим, Собибор и др.) целенаправленно уничтожались люди по политическому, расовому, религиозному признаку, над ними проводились антигуманные медицинские опыты.

В Советском Союзе наблюдалось активное проявление рессентимента в период сталинского режима. Как справедливо отметил А. Н. Медушевский, отличительной чертой сталинского режима было «вытеснение исторической памяти ради создания иллюзорной картины коммунистического будущего, разрыв исторической преемственности», фальсификация истории. Главной целью являлось «получить послушное орудие диктатуры» [5, с. 149].

Террор, «внесудебные» репрессии, геноцид собственного народа, запрет на прошлое, отказ от религиозных ценностей способствовали формированию страха, ненависти, желания мести - истоков рессентимента. Довлея над личностью, оказывая влияние на сознание и поведение, рессентимент деформировал ценностную систему, изменял картину мира. В культуре тоталитарных обществ нивелировались традиционные ценности, в общественном сознании формировалось стремление к трудовым и военным подвигам во благо страны, во имя вождя. В культуре советской эпохи закрепились такие мифологемы, как «герой труда», «строитель коммунизма», ориентирующие на борьбу за светлое будущее.

В тоталитарных обществах политические идеи возводились в догмы, реализуясь в жизнь, оказывали большое влияние на культуру общества, формируя новые ценности, новые идеалы. Идеологические догмы постепенно превращались в доктрины культуры, воплощаясь в символах, художественных образах. Парадигма политической культуры способствовала формированию у народа дуалистических черт: преданность вождю, партии и вольномыслие, злость, негодование по отношению к режиму. Жёсткая регламентация жизни способствовала накоплению «заряда рессентимента», который реализовывался в социальных протестах.

«Ритуалы самовосхваления» [4], практикуемые в политической культуре, явились сдерживающим фактором рессентимента. Через них озвучивались лозунги, прославляющие вождей и народ, вызывающие у масс

чувство ликования, снижая степень негативности, злости, ненависти, способствуя принятию существующего режима как должного. Таким образом, в тоталитарных обществах был сформирован неагрессивный способ освобождения масс от рессентимента.

На современном этапе развития практически не осталось тоталитарных режимов, но при этом существует множество предпосылок к формированию рессентимента: социальная дифференциация, отсутствие доступа значительной части граждан к материальным и духовным благам; классовые, расовые, конфессиональные противоречия, что способствует отчуждению людей от культуры, общества, утрате смысложизненных ориентиров. Технологическая экспансия и виртуализация сопровождается глубинными изменениями во всех сферах жизни общества. Виртуальное пространство, сформированное с помощью инновационных технологий, оказывает амбивалентное влияние, способствуя формированию новых культурных универсалий, деформируя смыс-ложизненные установки, изменяя картину мира, формируя новые направления в культуре, новые культурные универсалии, ценности. Информационно-коммуникативные технологии позволяют устанавливать тотальный контроль над субъектами на улице, в офисе, дома, что воспринимается людьми как отсутствие свободы. Благодаря технологиям политическая и экономическая элита обрела способность осуществлять управление сознанием, электоральным поведением людей. Через интернет, рекламу, СМИ бизнес-элита получила возможность активно навязывать потребности, ценности, культуру, моду, правила поведения. Это явление в политической культуре получило название «информационного неототалитаризма».

Кроме того, в политической культуре современного общества активно используется «информационный терроризм» как одна из форм деструктивного воздействия на сознание и поведение личности. Его интерпретируют как: 1) вид террористической деятельности, ориентированный на вывод из строя информационной инфраструктуры отдельного государства; 2) негативное целенаправленное воздействие на сознание людей с целью формирования определённых суждений и форм поведения; 3) пропагандистское воздействие, не дающее человеку возможность самому критически оценить ситуацию в стране; 4) организацию террористических действий через информационно-компьютерные сети. Целью «информационного терроризма» является изменение системы ценностей, форм взаимодействия людей, стремление «вызвать у масс агрессивное состояние, требующее деструктивного поведенческого ответа, агрессивного действия» [3, с. 213] в рамках города, страны.

Под влиянием рессентимента «информационные террористы» целенаправленно внедряют в массовое сознание дезинформацию о стране, о её историческом прошлом, принижая роль традиционной культуры, формируя негативное отношение к государству, дискредитируя роль национальных традиций, вызывая чувства злости, зависти, ненависти, формирующие рессентимент. Они призывают к участию в протестных движениях, революциях, что несёт угрозу стабильности в стране.

В авторской интерпретации рессентимент представлен как деструктивное явление, формирующееся и проявляющееся на всех стадиях техногенной цивилизации. Проявляясь в индивидуальной и общественной жизни, рессентимент деформирует систему ценностей, изменяет мировоззрение личности. Вследствие этого утрачивается способность проявлять позитивные чувства, совершать конструктивные действия. Антигуманные поступки человек воспринимает как норму, аморальность признаёт одним из способов поведения людей.

Рессентимент - это явление, представляющее: 1) комплекс негативных чувств злости, ненависти, желания мести в состоянии неудовлетворенности условиями жизни; 2) деструктивную реакцию человека, подвергающегося угнетению; 3) деструктивную деятельность человека, обладающего волей к власти, к господству. Рессентимент как реактивная сила, проявляется через ненависть и месть в моральном и физическом насилии, в разрушительных действиях по отношению к социальным, природным объектам и субъектам.

Выводы

Осознание негативных последствий распространения рессентимента нацеливает человека на поиск новых ценностных оснований своего существования. Одним из способов предупреждения обскурационных процессов в обществе является приведение в состоянии стабильности всех сфер общественного развития. Следовательно, существует потребность в политических, социальных, экономических, культурных преобразованиях, нацеленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности людей.

Вследствие мощного воздействия на сознание современного поколения информации, траслирующейся с экранов и в сети, возникает потребность в создании в информационно-коммуникативной среде каналов (сайтов, паблик, блогов, tik-tok), формирующих гуманистические идеи, общечеловеческие ценности, не способствующие формированию негативных чувств, вызывающих рессентимент.

К сожалению, в последние годы нивелирована роль личности философа и философии. Считаем, что философ, вооружённый гуманистическими идеями, способен оказать положительное влияние на сознание и поведение молодого поколения. С целью предупреждения рессентимента и его распространения, необходимо формировать гуманистическое мировоззрение, основанное на общечеловеческих ценностях. Одна из задач философов заключается в воспитании нравственной личности, способной конструктивно преобразовывать мир, наполняя свою деятельность гуманистическим смыслом, через обращение к абсолютным ценностям, традиционным нормам, идеалам, культурным универсалиям, противостоящим рессентименту. В социокультурном пространстве, в основу которого заложены этические нормы, мораль, нравственные принципы, общечеловеческие ценности, не создаются условия для формирования рессентимента.

Список литературы

1. Арендт, Х. Истоки тоталитаризма / Х. Арендт ; пер. с англ. И. В. Борисовой и др. ; под ред. М. С. Ковалевой, Д. М. Носова. - Москва : ЦентрКом, 1996. - 672 с.

2. Гусейнов, А. А. Понятия насилия и ненасилия / А. А. Гусейнов // Вопросы философии. - 1994. -№ 4. - С. 35-41.

3. Исаченко, Н. Н. Рессентимент как цивилизационное явление / Н. Н. Исаченко // Манускрипт. - 2019. -Т. 12, № 11. - С. 211-214. DOI: 10.30853/manuscript.2019.11.40.

4. Исаченко, Н. Н. Рессентиментное состояние современного общества / Н. Н. Исаченко // Фундаментальные исследования. - 2014. - Ч. 1, № 3. - С. 209-213.

5. Медушевский, А. Н. Сталинизм как модель социального конструирования / А. Н. Медушевский // Вестник Европы. - 2011. - Т. 30. - С. 147-168.

6. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. - Москва : Культурная Революция, 2005. - 880 с.

7. Ницше, Ф. Сочинения : в 2 т. / Ф. Ницше ; ред. К. А. Свасьяна. - Москва : Мысль, 1996. - Т. 1. - 829 с.

8. Степин, В. С. Перспективы цивилизации: От культа силы к диалогу и согласию / В. С. Степин // Этическая мысль : мат-лы научно-публицистических чтений. - Москва : Республика, 1992. - С. 190-199.

9. ^гепун, Ф. Бывшее и неcбывшееcя / Ф. ^гепун. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. - 651 с.

10. Шелер, М. Рессентимент в структуре моралей / М. Шелер. - Санкт-Петербург : Наука, Университетская книга, 1999. - 231 с.

References

1. Arendt, Kh. Istoki totalitarizma [The origins of totalitarianism]. Ed. by M. S. Kovaleva, D. M. Nosov. Moscow, TsentrKom Publ. House, 1996, 672 р.

2. Guseynov, A. A Ponyatiya nasiliya i nenasiliya [Concepts of violence and nonviolence]. Voprosy filosofii [Problems of Philosophy], 1994, no. 4, pp. 35-41.

3. Isachenko, N. N. Ressentiment kak tsivilizatsionnoe yavlenie [Ressentiment as a civilizational phenomenon]. Manuskript [Manuscript], 2019, vol. 12, no. 11, pp. 211-214. DOI: 10.30853/manuscript.2019.11.40.

4. Isachenko, N. N. Ressentimentnoe sostoyanie sovremennogo obshchestva [Ressentimental state of modern society]. Fundamentalnye issledovaniya [Fundamental Research], 2014, part 1, no. 3, pp. 209-213.

5. Medushevskiy, A. N. Stalinizm kak model sotsialnogo konstruirovaniya [Stalinism as a model of social construction]. Vestnik Evropy [Bulletin of Europe], 2011, vol. 30, pp. 147-168.

6. Nietzsche, F. Volya k vlasti. Opyt pereotsenki vsekh tsennostey [The will to power. Experience the revaluation of all values]. Moscow, Kulturnaya Revolyutsiya Publ. House, 2005, 880 p.

7. Nietzsche, F. Sochineniya: v 2 tomakh [Works: in 2 vol.]. Ed. by K. A. Svasyan. Moscow, Mysl Publ. House, 1996, vol. 1, 829 р.

8. Stepin, V. S. Perspektivy tsivilizatsii: Ot kulta sily k dialogu i soglasiyu [Perspectives of civilization: From the cult of Power to dialogue and consensus]. Eticheskaya mysl: materialy nauchno-publicisticheskikh chteniy [Ethical thought: Materials of Scientific Publications. Readings]. Moscow, Respublika Publ. House, 1992, pp. 190-199.

9. Stepun, F. Byvshee i nesbyvsheesya [The former and the unfulfilled]. St. Petersburg, Aleteyya Publ. House, 2000, 2nd ed., 651 p.

10. Scheler, M. Ressentiment v strukture moraley [Ressentiment in the structure of morals]. St. Petersburg, Nauka Publ. House, Universitetskaya kniga Publ. House, 1999, 231 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.