Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЯМ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ВАРИАНТАМИ КОПИНГ-МЕХАНИЗМОВ'

ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЯМ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ВАРИАНТАМИ КОПИНГ-МЕХАНИЗМОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
Ключевые слова
профессиональная идентичность / копинг-механизмы
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Короткова Дарья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЯМ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ВАРИАНТАМИ КОПИНГ-МЕХАНИЗМОВ»

Scientist

Scientist, 2024, 1(27), 109-112._

ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЯМ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ВАРИАНТАМИ КОПИНГ-МЕХАНИЗМОВ

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Короткова Дарья Алексеевна

Научный руководитель: Баринова О. Г., к. пед. н., доцент кафедры клинической психологии

Ключевые слова: профессиональная идентичность, копинг-механизмы.

Введение

Каждый год в мире происходит множество изменений, исключением не является и медицинская сфера. Новые обстоятельства порождают необходимость развивать практическую медицину, знакомиться с современными технологиями, усовершенствованными лекарственными средствами и прогрессивными методами работы.

Высокий уровень неопределенности среды требует активного роста личностных и профессиональных компетенций врача. Способность адаптироваться к нестандартным условиям работы в психологии называют психологической готовностью к изменениям. Данный термин рассматривается в отечественной психологии с конца XX века такими авторами как К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, именно на определения этих авторов мы опираемся в своем исследовании.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в условиях быстро изменяющейся ситуации в мире, в частности в рамках работы медицинских учреждений, существует необходимость в специалистах, готовых быстро и качественно принимать решения в экстренных ситуациях, приспосабливаться под нестандартные условия, внедрять и

преувеличивать технологическую базу инновационными методами работы.

Материалы и методы

В ходе исследования нами были использованы следующие эмпирико-познавательные методики: опросник «Стили реагирования на изменения» (Т.Ю. Базаровой, М.П. Сычевой); методика определения индивидуальных копинг-стратегий (Э. Хайм); методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.Г. Грецов, А.А. Азбель).

В качестве респондентов в нашем интерактивном опросе приняли участие студенты ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации в количестве 132 человек.

Результаты и обсуждение

По результатам методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма выявлено, что наиболее часто встречающимися поведенческими копинг-стратегиями среди студентов Алтайского государственного медицинского университета являются отступление -20% и сотрудничество - 18%. В категории эмоциональных копинг-стратегий 59% опрошенных придерживаются оптимизма, 16% - чаще подавляют любые эмоции. Среди когнитивных копинг-стратегий наиболее часто встречающимися стали проблемный анализ - 26%, сохранение апломба - 18% и диссимиляция (17% опрошенных студентов).

По результатам опросника определения статуса профессиональной идентичности А.А. Азбель получены следующие данные. Так, у 51% респондентов в статусах профессиональной идентичности обнаружен мораторий; тогда как, у 37% - сформированная профессиональная идентичность. Отсюда, студенты Алтайского государственного медицинского университета имеют два ярко выраженных на нашей выборке статуса профессиональной идентичности, либо не склонны к принятию изменений из-за осознанно простроенного профессионального

111

Феномен психологической готовности к изменениям студентов медицинских специальностей.

пути, либо спокойно реагируют на изменения в связи с отсутствием точных профессиональных планов.

По итогам проведенного корреляционного анализа нам удалось осуществить верификацию сформулированных в исследовании гипотез. Так, выдвинутая нами гипотеза о том, что для студентов с профессиональной идентичностью в статусе моратория характерным стилем реагирования выступает консервативный стиль, подтвердилась. Однако гипотеза о том, что у студентов со сформированным статусом профессиональной идентичности доминирующими стилями реагирования на изменения могут стать инновационный, реализующий и консервативный стиль, получила лишь частичное подтверждение. Гипотеза о том, что у студентов с навязанным и неопределенным статусом профессиональной идентичности доминирующим стилем реагирования на изменения будет являться реактивный стиль, не нашла своего подтверждения.

Таким образом, мы выяснили, что чем ярче выражен консервативный стиль реагирования на изменения, тем неопределенность профессиональной идентичности будет ниже. Верно при этом и обратное утверждение. Другими словами, чем более консервативен студент, тем больше он уверен в правильности выбора своего профессионального пути. Консервативный стиль реагирования на изменения характеризуется желанием студента сохранить стабильное положение, потому что его профессиональный путь продуман наперед. Зачастую такие люди не видят необходимости в переменах, так как не считают их маркером развития, соответственно для них характерно отсутствие психологической готовности к изменениям.

Выводы

Результаты нашего исследования подтверждают необходимость принятия мер по подготовке кадров в системе здравоохранения, способных приспосабливаться к нестандартным условиям работы. Закладывать

БавпШ, 1(27), 2024

основы подобных компетенций следует уже в процессе освоения образовательной программы вуза.

Список литературы:

1. Базаров Т., Сычева, М. Создание и апробация опросника «Стили реагирования на изменения». Психологические исследования. 2012; 5(25). https://doi.org/10.54359/ps.v5i25.745.

2. Гунчина В.А. Феномен профессиональной самоидентификации. Продуктивное обучение: опыт и перспективы: материалы IX Международной научной конференции, Самара, 09-11 февраля 2017 года / Самарский государственный социально-педагогический университет. Самара: Общество с ограниченной ответственностью «Бук», 2017. - С. 59-64.

3. Баринова О.Г. Иррациональные установки в формировании профессиональной идентичности студентов медицинского вуза: бихевиорально-когнитивный подход. Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. 2022; 1: 76-89. - EDN ETSXGC.

Как цитировать:

Короткова Д. А. Феномен психологической готовности к изменениям студентов медицинских специальностей с разным статусом профессиональной идентичности и вариантами копинг-механизмов. Scientist. 2024; 1 (27): 109-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.