^нтггш + I ■ I I ■
^ Теория и история культуры 43
ФЕНОМЕН ПРОТЕСТА В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ
Ю. А. Акунина
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются теоретико-методологические основания феномена протеста. Автором систематизируются различные теоретические подходы к данной дефиниции. Приводится классификация форм выражения протеста, причины возникновения данного феномена, характеризуются протестные движения современной России.
Ключевые слова: протест, формы протеста, протестные движения.
The article deals with theoretical and methodological foundations of the phenomenon of protest. The author has systematized the various theoretical approaches to the definition. It leads classification of protest forms, causes of this phenomenon, characterized by protest movements in modern Russia.
Key words: protest, a form of protest (protest forms), protest movements.
Современная мировая ситуация свидетельствует о большом всплеске протестного настроения среди населения различных стран, что подтверждают многочисленные волнения в Тунисе; серия уличных демонстраций в Египте; восстание в Ливии; протестные акции в России (ежегодно проводимый «Движением против нелегальной иммиграции» совместно с «Народным ополчением имени Минина и Пожарского», «Союзом православных хоругвеносцев» «Русский марш», ежеквартально проводимый сторонниками Эдуарда Лимонова «Марш несогласных», стихийно проводимые массовые манифестации националистически настроенной молодежи в Москве и других городах). Рост протестных настроений вызван многими объективными факторами: глобали-зационными процессами, миграцией, возникновением новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований, изменением и усложнением социальной структуры общества, ростом имущественного
неравенства, усилением вертикальной и горизонтальной мобильности. В данных условиях протест - это своеобразный социальный индикатор, реагирующий на модернизацию общества, отражающий степень приятия гражданами проводимой государственной политики, самочувствие в сферах материального благосостояния и трудовой занятости, уровень осознания в необходимости реформ, направленность на определенные идеологические ценности, которые нередко сопровождаются трансформацией социальной структуры общества. От того, насколько развита культура протеста в определенном обществе, зависят дальнейший его вектор трансформации и уровень воздействия на личность. В связи с этим возникает необходимость философско-куль-турологического исследования сферы действия и влияния этого элемента в структуре культуры, что позволит выделить характерные черты протеста, раскрыть диалектику их взаимосвязи с основной культурой общества.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 43-47
44 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель
В научном осмыслении проявлений проте-стного поведения личности и общностей выделяются несколько методологических подходов: биологизаторский подход (Ч. Ламбро-зо) и «антропологическая» теория преступности (Э. Кречмер, Х. Шелдон и др.); психоаналитические теории и концепции социопатии, в которых протест рассматривается наряду с другими формами отклоняющегося поведения (Т. Адорно, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэкон, Д. Левинсон, К. Лоренц, Д. Майерс, Д. Ричардсон, Е. Сэнфорд, П. Сорокин и др.); социологический подход к объяснению причин преступного поведения в связи с социальными условиями существования людей (Д. Дьюи, Ж. Кетле и др.); социально-психологические теории, рассматривающие протест как специфический результат межличностного взаимодействия личности и ее ближайшего окружения (С. Беккер, А. Коэн, Р. Мертон, Э. Сатерленд, У. Томас, Ф. Танненбаум). Социокультурный подход, формирующийся сегодня в гуманитарных науках, интегрирует научные достижения предшествующих подходов и на их основе делает вывод о социокультурной природе протеста (А.И. Арнольдов, М.С. Каган, В.М. Межуев, Э.С. Маркарян, Э.А. Орлова, А.Я. Флиер и др.).
Основные дефиниции, связанные с пониманием протеста, можно интерпретировать как проявление политического конфликта и разновекторности в государственном управлении; относительную депривацию в разных социальных группах; межпоколенные ценностные рассогласования; экстремизм общества и эскалацию насилия.
При этом этимология протеста включает в себя несколько этапов:
- стадию нарушения прав человека (абсолютная депривация);
- определение потенциала протеста (степени готовности к защите нарушенных прав и свобод, высказыванию собственного мнения);
- стадию идентификации ситуации нарушения (относительная депривация), установление виновных в нарушении справедливости;
- выдвижение требований в соответствии
с идеологической матрицей протеста (дискурс протеста);
- выбор вида протеста, стадию коллективных протестных действий, репертуар протеста (насильственный - ненасильственный, конвенциональный - неконвенциональный, экстремистский);
- определение формы протеста (акции, митинги, забастовки, протестные движения и т.д.).
Проанализируем более подробно базовые концепции, рассматривающие феномен протеста.
Одной из наиболее распространенных является концепция, содержащаяся в работах Е.А. Здравомысловой, А.В. Кинсбурского, И.А. Климова, Ю.А. Левады, М.М. Назарова, В.В. Сафронова, О.Н. Яницкого, согласно которой протест определяется как «.... форма проявления политического конфликта, предмет которого касается конкретных действий и политики властей, при этом в большинстве случаев протестное поведение оказывается не столь продолжительным и включает такие формы, как демонстрация, всеобщие забастовки, уличные столкновения и прочие действия, связанные с нарушением общественного порядка» (1, с. 15). Иными словами, государство и индивид взаимодействуют между собой как два взаимосвязанных и одновременно взаимооппозиционных начала социальной жизни, обладающих различными правами и возможностями.
Под политическим протестом можно подразумевать стремление определенных групп социума или отдельных граждан утвердить и обеспечить реализацию своей политической программы, варианты проявления которого могут быть различными - от «мягких», таких как нонконформизм и диссидентство, до «жестких», радикальных (экстремизм), зачастую предполагающих проявления насилия и стимулирующих разрушение существующей культуры. В зависимости от степени организованности политического протеста различаются два его уровня: низкий уровень политической культуры (стихийные акции, неоргани-
Теория и история культуры 45
зованные митинги); сознательный уровень (участие в общественных и политических движениях, работе профсоюзов, правозащитных организаций, организация санкционированных властью митингов и пикетов).
Среди существующих политических объединений протестной направленности, активно действующих на территории Российской Федерации, можно выделить: левоэкстре-мистские (Всесоюзная молодая гвардия большевиков; Революционный молодёжный союз; Питерская лига анархистов; Большевистская платформа Татьяны Хабаровой и т.д.) и пра-воэкстремистские (национал-патриотические, неофашистские и неонацистские: «Движение против нелегальной иммиграции», «Национально-республиканская партия Юрия Беляева», «Черная сотня Александра Штильмар-ка», «Русский национальный союз Алексея Вдовина и Константина Касимовского», «Национал-большевистская партия Эдуарда Ли-монова», «Скинхеды» и др.).
Следующая концепция основана на социологическом (депривационном) подходе. Впервые термин относительной депривации был введен в научный оборот С.А. Стауффе-ром, а затем получил развитие в работах Р.К. Мертона и Т.Р. Гарра. В данной концепции протест определяется как «...воспринимаемое индивидами расхождение между ценностными экспектациями и ценностными возможностями . люди испытывают чувство депривации в тех случаях, когда они находят свое положение неблагоприятным в сравнении с положением других индивидов и групп. Сравнения могут производиться как с индивидами, с которыми люди взаимодействуют, так и с посторонними; при этом имеет значение, какую референтную группу личность выбирает в качестве средоточия сравнения» (4, с. 206). Растущие расхождения между ожиданиями, детерминированными социальными сравнениями, и реальностью приводят к усилению неудовлетворенности, что способствует возникновению мотиваций по включению субъекта депривации в ту или иную форму участия в протестных действиях.
В современном российском обществе усиливается относительная депривация различных социальных групп, что приводит к устойчивым состояниям тревожности, недовольства, конфликта, находящим воплощение в готовности протестовать. К протестам такой направленности, по данным современных социологических исследований - 68%, относится защита прав на жилище, труд, благоприятную окружающую среду и достойный уровень жизни (2). По тематике социальные протесты можно классифицировать следующим образом: протест против «точечной» застройки, экологические протесты, забастовки и другие трудовые конфликты, движение за права обманутых дольщиков в строительстве жилья, бытовые протесты (повышение цен, транспорт, самоуправство властей), пенсионные протесты.
К протестным движениям социальной направленности можно отнести движение антиглобалистов, протестующих против существующего социального устройства мира, против процессов глобализации, «неразумного» мирового экономического порядка, господства транснациональных корпораций и финансового «рабства» людей (в нем объединились организации и активисты движений, выступающих за права наемных работников, сохранение окружающей среды, феминистки, защитники памятников культуры, сторонники сохранения культурных различий, враги генной инженерии, пацифисты, борцы с бедностью, анархисты, социалисты, троцкисты, представители ряда религиозных течений и т.д.). Еще одним очень актуальным движением, выражающим социальной протест путем намеренной изоляции от общества, является - downshifting - добровольный отказ от высокой должности и доходов ради простой и неторопливой жизни в кругу семьи, отказ от достижения сугубо материальных целей, карьеры.
Протестные акции социальной направленности в России существуют как самостоятельное, неполитизированное явление, граждане выражают свое возмущение по совершенно конкретным вопросам, которые каса-
46 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель
ются защиты их прав и свобод, а возникновение протестных организаций и движений социальной направленности вызвано совпадением интересов достаточно большого круга протестующих. Специфика социального протеста заключается в том, что протестное движение существует только до тех пор, пока не решен вопрос, приведший к его возникновению, и если проблемы граждан не решаются, это может вызвать появление экстремистки настроенных к государству организаций.
Культурологический подход к дефиниции протеста рассматривает данный феномен как инструмент, с помощью которого люди непосредственно выражают свои разногласия с доминирующей культурой, что находит отражение в появлении новых субкультур. Их возникновение вызвано потребностью в индивидуальном культурном самовыражении, самоопределении (Т. Роззак, Д. Белл, Ю.Н. Давыдов, Э.Я. Баталов, М.А. Султанов). Данный конфликт может быть вызван ценностными рассогласованиями между различными социальными группами в российском обществе, чаще всего - перерастать в межпоколенный конфликт («нынешнее поколение» и «молодое поколение»), противостояние культурных норм прошлого и настоящего, отрицание обществом принятых культурных ценностей, традиций.
Вышеперечисленные факторы способствуют возникновению новых субкультур, особенно в молодежной среде (готы - пропагандирующие культ смерти, фетиши, связанные с загробным миром; эмо - эмоциональные, отвергающие практицизм, авторитаризм; толкиенисты - поклонники произведений Толкиена, сюжеты которых составляют основу игр, породивших своеобразное общественное движение; экстремальные движения, связанные с риском для жизни, спортивные фанаты и т.д.).
К группам протестной направленности, которые используют для выражения своего несогласия ресурсы культуры, можно отнести Арт-группу «Война» - современную московскую арт-групп, действующую в области кон-
цептуального уличного искусства, в которую входят поэты, художники, студенты, филологи, журналисты, студенты философского факультета МГУ имени Ломоносова, философского факультета Тартуского университета, Школы фотографии имени Родченко и других учебных заведений. Участники этой арт-груп-пы высказывают свой протест против определенных социальных, политических, социально-культурных преобразований общества с помощью перфомансов и театрализованных представлений. Такие акции для высказывания собственной точки зрения в искусстве получили название хэппенинг (англ. happening, от happen - случаться, происходить) и перфо-манс. Цель театрализации уличного протеста - привлечение интереса к мероприятию со стороны общественности и средств массовой информации, при этом театрализованная акция протеста не требует, по действующему законодательству, специального уведомления и может быть заявлена как митинг или пикетирование. Как в России, так и в других странах, помимо активистов, уличными акциями занимаются и те, кто идентифицирует себя с практиками «современного искусства», которые сосредоточены на коллективной мобилизации и формах сотрудничества между художниками и политиками, а также карьерных преимуществах и рисках ангажированных художников (3, с. 46).
Таким образом, систематизируя существующие подходы к дефиниции протеста, мы пришли к выводу, что протест представляет собой систему устойчивых убеждений, представлений, моделей поведения, которая проявляется в неприятии политических, социальных, культурных норм, бытующих в обществе, сама дефиниция имеет различную этимологию, что создает условия для становления альтернативных ценностных систем. Качественное изменение структуры общества, вызванное ростом протестных акций, усилением относительной депривации, ценностными конфликтами, несогласием с политикой государства, существенно влияет на динамику гражданского позиционирования, которая
Теория и история культуры 47
выражается в социальном согласии или про- ности, необходимо сформировать в обществе
тесте, иногда принимающем экстремистские систему культуры протеста, чем и будет опре-
формы. Чтобы нивелировать появления про- деляться вектор дальнейшей социальной
тестных организаций радикальной направлен- трансформации.
Примечания
1. Гарр, Т. Р. Почему люди бунтуют / Т.Р. Гарр. - СПб.: Питер, 2008.
2. Спектакулярные формы протеста в современной России: между искусством и социальной терапией // Политика культуры. - 2010. - № 4. - C. 47-69.
3. Ardenne, P. Un art contextuel. Création artistique en milieu urbain, en situation d'intervention, de participation / P. Ardenne. - Paris: Flammarion, 2008.
4. The Penguin Dictionary of Sociologi. - London, 2009.
ПРЕГРАДЫ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Е. В. Гойко
Дальневосточный государственный гуманитарный университет
Данная статья посвящена теме межкультурной коммуникации. В статье автор рассматривает такие вопросы, как феномен «свой - чужой», стереотип, этноцентризм. В исследовании автор делает попытку найти пути решения проблем, возникающих в процессе межкультурной коммуникации между носителями разных культур.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, феномен «свой-чужой», стереотип, этноцентризм.
This article is dedicated to the topic of intercultural communication. The author looks at such questions as the phenomenon of "my culture-your culture", stereotypes and ethnocentrism. Through research the author tries to find a solution to the problems that occur in intercultural communication between representatives of different cultures.
Key words: intercultural communication, phenomenon of "my culture - your culture", stereotype, ethnocentrism.
Стремление понять другие культуры и их носителей, познать культурные сходства и различия всегда волновало пытливые умы человечества. А в эпоху глобализации экономики вопрос межкультурной коммуникации стал более чем актуален. Однако, несмотря на всестороннее желание коммуникантов достичь согласия и взаимопонимания, возникают трудности, которые могут затормозить это
общение. Цель данной статьи попытаться объяснить и описать преграды, возникающие на пути межкультурной коммуникации, обозначить пути их преодоления.
Процесс межкультурной коммуникации уже давно стал предметом специальных исследований в самых различных дисциплинах от антропологии до филологии. Понятие «межкультурной коммуникации» впервые
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 47-51
04_ôàîôèy_ènôîôèy_êôëLiôôôû.p65 47 1 19.05.2011, 12:35