Научная статья на тему 'Сущность и специфика протестной культуры в современной России'

Сущность и специфика протестной культуры в современной России Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
36
11
Поделиться
Ключевые слова
ПРОТЕСТ / PROTEST / ПРОТЕСТНАЯ КУЛЬТУРА / PROTEST CULTURE / ПРОТЕСТНАЯ АКТИВНОСТЬ / PROTEST ACTIVITY / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / SOCIOCULTURAL PROBLEM SITUATION

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Акунина Юлия Аркадьевна

В статье рассматриваются сущность и специфика протеста, характеризуются формы протестной активности, определены психолого-педагогические и социальные факторы, влияющие на возникновение протестной культуры, характеризуются протестные формы культуры, критерии протестной активности. Обобщены и проанализированы социологические исследования по протестной культуре россиян за 2012—2013 годы.

ESSENCE AND SPECIFICS OF PROTEST CULTURE IN MODERN RUSSIA

The article considers the essence and specificity of protest characterized by a form of protest activity, defined psycho-pedagogical and social factors that influence the emergence of protest culture, characterized protest culture, criteria protest activity. Summarized and analyzed the results of sociological research on the protest culture of Russians in 2012—2013’s.

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика протестной культуры в современной России»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^

Примечания

1. Козловский В. И. Рекламная коммуникация как социокультурная форма: работа разума и духа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2. С. 202—207.

2. Креатив в рекламе: заочный круглый стол // YES! — 1998, лето. № 2 (23).

3. Лях В. И. Культурогенез как концепт теории и истории культуры // Аналитика культурологии. 2011. № 19. С. 272—284.

4. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петербург : Питер, 2003.

5. Флиер а. Я. Культурогенез. Москва : Российский институт культурологии, 1995.

Сущность И СПЕЦИФИКА ПРОТЕСГИОЙ КУЛЬТУРЫ

в СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

УДК 316.485.22 Ю. А. Акунина

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются сущность и специфика протеста, характеризуются формы протестной активности, определены психолого-педагогические и социальные факторы, влияющие на возникновение протестной культуры, характеризуются протестные формы культуры, критерии протестной активности. Обобщены и проанализированы социологические исследования по протестной культуре россиян за 2012—2013 годы.

Ключевые слова: протест, протестная культура, протестная активность, социокультурная проблемная ситуация.

Yu . A. Akunin a

Moscow State University of Culture and Arts

ESSENCE AND SPECIFICS OF PROTEST CULTURE IN MODERN RUSSIA

The article considers the essence and specificity of protest characterized by a form of protest activity, defined psycho-pedagogical and social factors that influence the emergence of protest culture, characterized protest culture, criteria protest activity. Summarized and analyzed the results of sociological research on the protest culture of Russians in 2012—2013's.

Keywords: protest, protest culture, protest activity, sociocultural problem situation.

В современной России наблюдается рост протестной активности населения, которая вызвана не только социально-экономическими условиями жизни и действиями властей, но и нестабильной социокультурной ситуацией. Протест — это показатель обществен-

ной реакции на модернизационные процессы, отражение уровня осознания необходимых перемен в базовых и инструментальных ценностях общества.

Протестная культура выступает предметом анализа многих социально-гумани-

72

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 72-75

тарных исследований: в философских концепциях протест рассматривается как одна из форм поведения личности (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм и др.) или социальных групп (X. Ортега-и-Гассет, К. Нэбб и др.), противопоставляющих себя социальной системе общества в целом или отдельным её подсистемам; в социологических концепциях различные проявления социального недовольства, политический протест рассматриваются как один из видов протестного поведения (П. Бурдье, М. Вебер, И. Валлерстайн, Р. Дарендорф, Р. Мертон, Н. Луман и др.), в политологических концепциях протест интерпретируется как проявление важнейшего принципа свободы гражданина (Д.Харрис, Д. Гомьен и др.), в исторических концепциях протест отражается в закономерностях и механизмах смены общественных и политических систем (Т. Скокпол, Т. Шанин и др.).

Понятие «культура протеста» ввели в научный оборот в 60-х годах XX века западные и отечественные философы, социологи и психологи (Т. Роззак, Д. Белл, Ю. Н. Давыдов, Э. Я Баталов, М. А. Султанов). Учёные исследовали массовое поведение и многообразные социально-психологические, этические, эстетические, поведенческие аспекты, разнообразные формы протеста и статус объединений. Подобно тому, как культура вообще определяет нормы поведения в жизни людей, протестная культура влияет на нормы поведения в политической, социальной, культурной и личностной сферах и нередко сопровождается разрушением или трансформацией как социальной структуры общества, так и ценностных оснований его культуры, а также становлением новой социокультурной системы.

Система (объект или субъект), как правило, находится в состоянии квазиустойчивого равновесия с окружающей средой, при этом трансформация системы из одного квазиустойчивого состояния в другое происходит циклически и перманентно, через некоторые предельные «пограничные» состояния системы; первичными признаками достижения таких состояний является внутренняя реак-

ция системы, проявляющаяся в виде протеста. В связи с этим представляют определённый интерес исследование генезиса симптомов проявления «болезненных» — предельных состояний систем — протестов, поиск возможности не только выявления на ранних стадиях степени «созревания» этих состояний, но и предупреждения их возникновения и развития по критическому сценарию, определяющему, в целом, последующие состояния самих систем-объектов и субъектов. Протест рассматривается нами как рефлексирующее отображение начала квазипредельного состояния системы, как одна из видовых форм разрешения конфликтной ситуации между взаимодействующими субъектами в их стремлении достигнуть сбалансированного устойчивого состояния.

Согласно теории Э. А. Орловой, в рамках социальных отношений наступает момент, когда под влиянием внутренних и внешних факторов их динамические формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы восстановления отсутствуют, что способствует возникновению проблемной ситуации [1, с. 385].

На наш взгляд, диагноз состояния общества следует рассматривать как показательный фон, на котором протестные формы культуры актуализируются и их влияние в социокультурной жизни усиливается.

Рассмотрим источники проблем возникновения проблемной социокультурной ситуации, среди которых молено выделить несколько типов: расхождение представлений между ценностными экспектациями и возможностями их удовлетворения, проявляющееся у индивидов как желание достичь более высокого уровня и качества жизни, социального статуса; на уровне социокультурных групп — как стремление избежать распада; на уровне организационной структуры — как ориентация на более эффективное функционирование. Согласно культурологическим теориям, социокультурная проблемная ситуация определяется по следующим параметрам: степенью воспроизводимости в культуре, степенью устойчивости (от про-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^

блем, решаемых в течение определённых периодов индивидуальной жизни до принципиально неразрешимых); степенью распространённости в обществе; степенью угрозы социальной безопасности.

При этом на возникновение протеста влияет реакция людей на проблемную ситуацию. Согласно парадигме А.Адлера, выделяются четыре базовых типа реакций: активно-деструктивный (агрессия) — стремление разрушить те факторы, которые способствуют возникновению проблемной ситуации; пассивно-деструктивный (деградация) — отказ от участия в решении назревших проблем, отсутствие побуждений к активности, страх перед новизной, сопровождающиеся депрессивным состоянием; активно-конструктивный (инновация) — активная направленность на разрешение проблемы без деструктивных последствий для себя и окружающих; пассивно-конструктивный — поддержание наличного положения дел [1, с. 391].

Для объяснения причин протестного поведения чаще всего используется концепция депривации (состояния недовольства, вызываемого расхождением между реальным и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект). В том случае, когда сравнение социальной действительности с социально значимыми ценностями порождает чувство глубокой неудовлетворённости, возникает ощущение, что при некоторых социальных и политических изменениях желанные цели могут быть достигнуты в относительно короткий срок.

Под протестными формами культуры мы понимаем систему относительно устойчивых установок, моделей поведения, находящих отражение в неприятии индивидом, социальными группами существующей социокультурной ситуации в обществе. Неприятие это бывает как внутреннее (настроения), так и внешнее, которое выражается в форме акций и действий протестного характера и реализуется на когнитивном, коммуникационном, организационном уровнях.

Культура протеста непосредственно свя-

зана с критикой, а иногда и полным отрицанием существующих в обществе норм и ценностей, доминирующих идеалов. В арсенале современной протестной культуры находятся инновационные интернет-технологии, технологии организации флешмобов, новейшие ресурсы в пропаганде оппозиционных настроений — социальные сети, которые заняли прочное место главного информационного инструмента оппозиции. Активно работают штабы сторонников Навального, КСО, авторитетных в оппозиционной среде бло-геров.

Основными индикаторами протестной активности молено выделить следующие: осознанность протестных действий; причина и мотивированность участия, частота участия в акциях; масштаб проводимых акций (местные, региональные, международные); готовность нести личную ответственность; привлечение к протестной деятельности других; членство в институциональных образованиях; тип акции протеста (конструктивные, деструктивные).

Согласно результатам социологического исследования о динамике протестной активности в 2012—2013 годах, которое было проведено «Лабораторией Крыштановской» [2], прогнозируемый социологами в 2013 году рост протестной активности населения не оправдался, митингов становилось больше, они проходили чаще и по различным поводам, но численность участников неуклонно сокращалась. Опрос показал, что субъектом протеста являются, главным образом, студенчество и интеллигенция крупных городов России: среди протестующих 69,7% имеют высшее образование, что почти в три раза превышает средний показатель по стране (28% по данным Росстата); также произошло некоторое повышение среднего возраста оппозиционеров (40,4 года, хотя в 2012 году модальная возрастная группа находилась в интервале от 30 до 35 лет; в 2013 году — это уже люди от 40 до 45 лет). Изменился эмоциональный настрой протестующих: эйфорию сменил пессимизм. Ещё год назад более половины демонстрантов (57%) верили в то, что

протест будет нарастать и власть прислушается к требованиям, но в 2013 году людей на митинги выходило все меньше: 63,4% митингующих уже не питали иллюзий относительно действенности массовых акций, участники демонстрации не отрицали, что ожидаемого ими результата добиться не удалось; если год назад в протестном движении доминировали интеллигентные призывы объединяться, взяться за руки, пройтись по бульварам, то сейчас голоса радикалов слышны все отчётливее, молодые люди, настроенные агрессивно, жаждут бурного развития событий, а мирные акции в рамках разрешённого правового поля представляются изжившими себя.

Общество дезориентировано, констатирует эксперт Левада-центра Денис Волков, который объясняет «падение интереса к протестным акциям сезонными колебаниями: летом люди меньше расположены к конфронтации, кроме того, играет роль дискредитация протестных акций (госпропаганда против оппозиции сейчас не приносит требуемого результата; так, согласно результатам исследования, последний разоблачительный фильм об оппозиции — расследование "Болото", подготовленное журналистами канала "Россия", — видели 2% граждан, ещё 9% знают о его содержании» [3], однако россияне не очень поверили содержанию фильма: лишь 9% зрителей посчитали, что выводы авторов «Болота» соответствуют действительности, 8% уверены в обратном, затруднились ответить 83% граждан. Тем не менее уменьшение численности демонстрантов на митингах отнюдь не свидетельствует о падении популярности самих оппозиционных идей. Как показыва-

ют опросы «Левада-центра» [3], снижение числа готовых выйти на улицу может свидетельствовать о перемещении протеста в другие сферы или о «тактическом отступлении» с целью переосмыслить своё участие и выработать новые формы противостояния. При этом возросла внутренняя солидарность оппозиции, отсеялись случайные люди, и когда первичный процесс консолидации протестных сил будет завершён, возможно, начнётся новый этап расширения социальной базы протеста.

Таким образом, современную протестную культуру в России молено охарактеризовать как активно развивающуюся систему убеждений, направленных на улучшение социокультурной ситуации в стране, для которой свойственны применение широкого инструментария протестных информационных технологий, консолидированность оппозиционных групп, идеологическая однородность, сформированность «ядра» оппозиции, представляющего небольшое и устойчивое сообщество, которое занято протестной политической деятельностью на полупрофессиональной или профессиональной основе.

Для эффективного социального взаимодействия в проблемной ситуации и конструктивной направленности протестных акций необходимо провести диагностику происходящих в социальной системе трансформаций, выявить интерпретацию этих трансформаций представителями различных групп, составляющих систему, ориентироваться на социальные детерминанты протеста, в первую очередь появляющиеся расхождениями между имеющимся и необходимым положением дел в социокультурной сфере.

Примечания

1. Орлова Э. А. Социология культуры. Москва : Академический проект ; Киров : Константа, 2012. 575 с.

2. Политология в схемах и комментариях / под редакцией А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. Москва : Цифровая книга, 2010.

2. http://gefter.ru/

3. http:// www.levada.ru/l8-07-2013/protestnye-nastroeniya-rossiyan