Научная статья на тему 'Феномен православного образования'

Феномен православного образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
135
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
православное образование / ценности / Россия / Русский мир / orthodox education / values / Russia / Russian world

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Налётова Наталья Юрьевна

в статье исследуется православное образование как феномен русского мировидения и мирочувствования, как инициативная система и осмысленный процесс, развивающийся в контексте российской истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF ORTHODOX EDUCATION

This article examines Orthodox education as a phenomenon of Russian worldview and monoculture how the initiative system and a meaningful process that develops in the context of Russian history.

Текст научной работы на тему «Феномен православного образования»

Налётова Наталья Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и истории

Московский государственный университет путей сообщения,

Смоленский филиал

ФЕНОМЕН ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье исследуется православное образование как феномен русского мировиде-ния и мирочувствования, как инициативная система и осмысленный процесс, развивающийся в контексте российской истории.

Ключевые слова: православное образование, ценности, Россия, Русский мир.

УДК- 271.2:37 (470+571) ББК-86.372 (2Р)

В эпоху глобализации важнейшей задачей педагогической науки является создание образовательных стратегий и систем, основанных на мен-тальности и традициях национальной общности, что позволяет обратиться к проблеме Православия.

Становление и развитие нашего национального бытия происходило под влиянием православного религиозного начала при существенной роли Русской Православной Церкви, проявившей способность преображать общественную жизнь на этом универсальном основании, обогащая им сознание, культурное пространство и образ жизнедеятельности людей. Значительное влияние Православие оказало на образовательную сферу. Православное образование - отечественный феномен, сформировавшийся на основе православных религиозных представлений, традиций, ценностей и смыслов. С нашей точки зрения, актуализация этих содержаний православного образования, репрезентация их, как действенных и востребованных народом России, сегодня является необходимым условием рождения образовательных инициатив, сопрягающих в себе национальный духовный ресурс с ключевыми тенденциями современного развития, такими как открытость, инновационность и технологичность.

Одним из возможных способов актуализации потенциала, присущего православному образованию, является изучение опыта его практической реализации, который традиционно связан в России с деятельностью Русской Православной Церкви. На протяжении всей истории нашего государства Русская Православная Церковь являлась ответственным просветителем, различными путями выполнявшим функции сохранения, накопления, ретрансляции в мир универсальных ценностей и опыта православной духовности. Оценка свойственной Русской Православной Церкви просветительской

деятельности позволит России скорректировать режим диалога с Церковью сегодня, используя ее творческий потенциал для развития нашей страны.

В отечественных историко-педагогических исследованиях накоплены данные, которые могут стать основой изучения генезиса православного образования в России.

Первый блок исследований посвящен проблеме становления и развития православных традиций в образовании. О глубоком и всестороннем изучении проблемы Православия как источника смысловых, ценностных приоритетов, оказавшего влияние на российское образование, школу, педагогику, свидетельствуют исследования последнего десятилетия. Большим вкладом в разработку проблемы являются труды Е.П. Белозерцева, представляющие философию национального образования, построенную на триединстве: три урока, три константы, три ценности, три идеи, три условия развития образования; в основании триединства религиозный догмат о Пресвятой Троице - архетип национальной ментальности [1]. В исследованиях ученого П.А. Гагаева предлагается метод субстратного осмысления философско-педагогических реалий. В поле русского православного мировидения, мирочув-ствия автором выстраивается инвариантная модель отечественной школы, определяются ее социокультурные (антропо-, аксио-, гносео-, онто-, психологические) основания [2].

Существует множество работ, раскрывающих роль Православия в формировании и развитии отечественного воспитания, русской школы, православной педагогики, традиций воспитания (А.Ю. Бутов, З.В. Видякова, С.Ю. Дивногорцева, Н.В. Маслов, В.М. Меньшиков, Н.Ю. Налётова, Е.А. Плеханов, И.А.Соловцова, В.Ю. Троицкий и др.).

Как показал историографический обзор, при всем многообразии подходов к изучению пробле-

мы научная общественность осознает, что фундаментальное основание православных традиций в отечественном просвещении объясняется тем, что история России в течение тысячелетия была связана с историей Русской Православной Церкви

Наиболее полно образовательная деятельность Церкви представлена в поле исторического знания у дореволюционных историков церкви: Е.Е. Голубинский, П.В. Знаменский, A.B. Карта-шев, Н.Д. Тальберг, Б.В. Титлинов, прот. Г. Флоров-ский; современных историков церкви: игум. Петр (Еремеев), прот. Виктор Цыпин, прот. A. Шмеман, советских: А.И. Клибанов, И.К. Смолич, Н.М. Никольский, а также современных: С.И. Реснянс-кий, Н.Ю. Сухова. В указанных трудах используются преимущественно социально-исторические критерии оценки образовательной деятельности Церкви.

Содержательна работа современного историка Н.В. Ляпуновой, в которой внимание сосредоточено на социально-экономических и политических аспектах развития системы профессионального церковного образования в дореволюционный период [3]. Автор подробно характеризует процесс реформирования образовательной сферы, раскрывает вопросы, связанные с финансированием, кадровой политикой, контингентом учащихся духовных учебных заведений.

Существенный вклад в исследование организации православного образования внесло педагогическое исследование М.Н. Костиковой, в котором впервые осуществлен комплексный анализ вероисповедной политики России периода реформ (XIX в.), определены место и функции православного духовенства в светских учебных учреждениях различных ведомств [4].

Имеется множество монографий и кандидатских диссертаций, изучающих развитие системы православного образования (воспитания) в отдельные периоды российской истории (преимущественно периода реформ XIX - начала XX вв.), причем не только на общероссийском уровне, но и на уровне отдельных губерний.

С точки зрения автора статьи, православное образование, как и любое национальное образование, любая национальная культура, обладает значительной внутренней спецификой, поэтому формализованный подход к его познанию может повлечь деструктивные последствия, способствовать разрушению самосознания его носителей, его базовых ценностей, конституирующих его традиций и институтов.

Православное образование является самобытным феноменом, целостным явлением,

сформированным под определяющим влиянием православной онтологии, антропологии, гносеологии и аксиологии, оказавшей существенное влияние на сознание и образ жизни русского общества, всего Русского мира.

В качестве таких универсально-значимых смыслов, целей и ценностей России можно выделить триединство: Божия правда, соборность, спасение - архетипы, регулирующие в отечественном сознании три спектра отношений: идеальное бытие и реальное бытие (метаисторический уровень); национальное и вселенское, человек и общество (национальный уровень); человек и общество, человек и собственное «я» (личностный уровень).

Божия правда - абсолютное добро, высшая истина, законы человеческого общежития, любовь к своей Родине, совесть, миролюбие, добро, милосердие, достоинство, воздержание.

Соборность - совершенное вселенское единство, всеотклик, сотрудничество, сплоченность народа многонациональной России, духовное единство в национальной Церкви, внутренняя цельность, единение «я» вокруг общего «мы».

Спасение - вечная жизнь, смысл истории, провиденциальная цель России, духовность, святость.

Взятые в своем органическом единстве, данные ценности представляют собой ориентиры, вокруг которых организуется и которыми определяется содержательный вектор православного образования (учебные дисциплины, учебные книги) и организация учебно-воспитательной деятельности (связь учебно-воспитательного процесса с церковной жизнью) внутри системы социальных институтов (система российского духовного образования, система российского светского образования); началом, задающим православному образованию характер фундаментального и целостного процесса.

Православное образование базируется на определенных представлениях о человеке, и может быть изучено внутри этого контекста. Православие есть не только вероучение, но и своеобразная онтология «духовного порядка», основанием которой является человек.

Бытие земное - личностно, открыто качественным преобразованиям (в христианском антропологическом дискурсе концепты: «обожение», «спасение»). Антропология христианства позволяет нам трактовать православное образование как антропологический феномен - процесс, направлен-

ный на выявление сущности человека (в учении Церкви «Образ Божий», духовное начало, субстанция). Православное образование есть практика, создающая возможности и ситуации преображения человека - обновления, просветления, возрождения, образования «Образа Божия» в нем.

Путь развертывания сущностных сил человека - это целенаправленно организуемый педагогический процесс (образования, обучения, воспитания), основанный на объединяющей идее-цели «спасения», детерминированной бытийным назначением образования и самой личности. Данный подход исходит из внутренней соборности феномена личности, в котором телесное, душевное и духовное начала находятся в соразмерном взаимодействии и соподчинении. Он ориентирует православную педагогическую деятельность на первичное развитие ее духовной сферы - фундамента дальнейшей жизни человека.

Выделим мысль, что образование будет способно достигнуть своей цели, если активной является не только просвещающая сторона, но и сторона просвещаемая. Христианская гносеология говорит о сущностной, первичной важности опытного знания, которое приобретается не только через развитие разума, но внутренней цельностью бытия, последовательно достигаемой личностью через исполнение заповедей Евангелия и борьбу с пороками. «Спасение возможно лишь при условии праведной, богоустрем-ленной жизни (церковной жизни), постепенно преображающей человека» [5, с.13].

Возможность развертывания данной стратегии в образовании предполагает нахождение адекватного педагогического механизма. В контексте настоящей работы этот механизм раскрывается как мир духовного учительства и духовного ученичества («старец-послушник», или «старец-мирской человек», или «учитель-ученик», или «воспитатель-воспитуемый»); как контакт, личностное общение одного человека, имеющего духовный опыт и мудрость, с другим человеком, у которого еще нет этого опыта и нет этой мудрости, в рамках которых происходит взаимодействие - трансляция законов духовной жизни. Обучение духовному опыту возможно лишь путем сугубо личностного примера. Учитель отдает себя педагогическому служению, жертвует собой, не жалеет сил, формируя подрастающее поколение.

Православное образование есть также исторически инициативная система.

С точки зрения автора, православное образование включает в себя три внутренних пласта (уров-

ня), которые в совокупности и каждый по отдельности выступают условиями его существования, становления, сохранения, развития, организации, эволюции, обновления.

1. Целеценностный уровень - тезаурус (Бо-жия правда, соборность, спасение), представляющий собой триединую внутреннюю программу развития православного образования, суть его идентичности.

2. Организационный уровень - сфера опредмечивания внутренней программы православного образования в образовательных институтах (система российского духовного образования, система российского светского образования).

3. Цивилизационный уровень - сфера функционирования православного образования в условиях внешних социокультурных воздействий.

Православное образование явило себя в истории реальной, динамичной и гибкой системой, имеющей свою цель и задачу, свой опыт практического осуществления, свой метод взаимодействия с окружающим миром; системой, способной к сохранению и обновлению своего качества; системой, сопряженной с самораскрытием присущего ей це-леценностного содержания.

Такое утверждение стало возможным благодаря вычленению в историческом развитии православного образования четырех этапов, характеризующихся собственной ценностной и организационной спецификой:

«Парадигма спасения»1

Являясь активным субъектом общехристианского культурного процесса, отечественная культура и неразрывно связанное с ней просвещение вырабатывают самобытные идеи и ценностные ориентации - Русь не противоречит интересам интеллектуального развития (фактор первичный для западно-христианского мира), но привносит свои цивилизационные потенции, в которых сфера вечного, абсолютного, духовного (идея спасения) является определяющей (XXVII вв.). Это подчеркнутое внимание к предельной, абсолютной сфере проявлялось в различных организационных формах и связях, таких как «русское самосознание» (православное жизнесознание - национальные идеологемы: Новый Иерусалим, Святая Русь, Москва - Третий Рим), «русская святость» (идеал воспитания), «русская школа» (преддверие храма), «русский учитель» (аскет и подвижник),

1 Парадигма, в контексте - преобладающая на данном этапе идея

«русская книжность» (постижение законов нравственной жизни), «русская иконопись» (богопозна-ние в красках) и др.

Отстаивая приоритет духовного начала, Церковь направляет свое воспитательное воздействие на внутренний мир человека, формируя у него целый комплекс черт, таких, как нравственная чистота, высокая способность к аскетизму, жертвенности и милосердию. В условиях того времени данная концепция просвещения позволяла Церкви не только воспитывать, но и осуществлять функции образования и обучения, что подтверждают факты создания общесословных школ «на утверждение веры», библиотек, появления православных мыслителей-интеллектуалов своего времени.

«Парадигма соборности»

С XVIII века православному образованию, сформировавшемуся в культуре предшествующего периода, была задана профессиональная и со-словно ориентированная направленность развития, что привело к созданию системы российского духовного образования и системы российского светского образования.

Волновой характер отечественного социокультурного развития выступал по отношению к православному образованию не только фактором напряжения, но и своеобразным катализатором прогресса. Несмотря на отсутствие последовательной и стабильной государственной образовательной политики, а также многообразие размежеваний в педагогической практике (в церковной среде) православное образование развивалось. Оно стремится не только адаптироваться к внешним воздействиям, но и их преобразовать. Православное образование выстраивает собственную систему общения с внешней средой: вступает в диалог - отфильтровывает полезные элементы внешнего опыта - использует их для реализации собственных целевых и ценностных приоритетов.

Сохраняя преемственность с традиционными религиозными, культурными цивилизационными основаниями (православная вера, универсальные ценности, сакральные символы национального единства и др.), оно выступило как сложно организованная и разветвленная система, включающая различные типы духовных учебных заведений (академия, семинария, уездное училище, приходское училище); как школа религиозного опыта; источник формирования учительских (для светских учебных заведений) и священнических кадров; открытая продуктивным образовательным технологиям структура, реализующая востребованные

страной задачи духовной, культурной, научно-богословской, миссионерской и издательской деятельности; инстанция, интегрирующая различные слои российского общества на основе идеи соборности.

Парадигма «Божией правды»

В Советский период (1917-1991 гг.) в развитии православного образования отмечены разнонаправленные тенденции: дискретности и непрерывности. Православное образование выстраивает систему защиты от окружающих реалий. Оно вновь ищет пути сохранения и развития собственного ценностно-смыслового устройства - реализует идею «Бо-жией правды», как абсолютной нравственной правды всех времен и народов, в которую входят патриотизм, забота о своем народе, милосердие, трудолюбие, дисциплина, сострадание.

Отсутствие стройной и разветвленной системы духовного образования и разносторонней научной подготовки компенсировалось системой религиозно-нравственного воспитания, реализующегося путем включения учащегося в процесс внутренней жизни духовной школы (учебной деятельности, молитвы, богослужений, послушаний, нравственных поступков и др.).

В данный период духовная школа была местом подготовки убежденных в важности своего выбора людей, руководимых предельно ответственным отношением к своему будущему профессиональному труду. Православное духовенство выступило носителем духовного потенциала Православия, силой, способствующей развитию нравственных устоев народной жизни.

«Парадигма соборности»

На современном этапе (1991 г. - начало XXI в.) Русская Православная Церковь противостоит тем идеям, которые стремятся подчинить образование геополитическим устремлениям, свести образование и воспитание человека до формирования у него набора необходимых в тот или иной период знаний, умений, качеств, последовательно реализуя имманентно присущую идею «соборной личности», сочетающей в себе разум и религиозное чувство, знание и переживание, профессионализм и нравственность, компетентность и духовность.

Ключевой тенденцией современного развития православного образования является системный подход, понимаемый нами как синтез: уважительного отношения к Православию; сотрудничества всех вовлеченных в процесс образования субъектов - государственной власти, Церкви, пе-

дагогической общественности, молодежи; знаний и творческого использования воспитательных методик.

В развитии образования, культурных процессов видно присутствие не только объективно-исторических, стадиальных понятий «тип», «формация», но и факторов личностной синергии. Таких категорий, как: «самобытность, «воля», «дух», «вера», «выбор», «творчество». Наличие энергетийных категорий, возможность осознанного выбора не позволяет истолковывать историю образования как заведённый механизм, в котором от человечества ничего не зависит. Такой подход позволяет представить образовательный процесс, как процесс не только исторически активный, но и осмысленный.

Еще Г.П. Федотов отмечал, что духовная жизнь нации и не в меньшей степени духовная жизнь личности, внутреннее содержание духовных процессов и самой общественной жизни трудно выразимо в логико-дедуктивных понятиях. Рациональное познание этих процессов почти всегда остается внешним [6, с. 34]. Философ говорит о необходимости проникновения в духовную атмосферу эпохи, в душу человека, что позволит избежать искусственных исторических обобщений.

Православное образование - осмысленный процесс. На его развитие влияют не только конкретные факты, но и конкретные люди - просветители Русской Православной Церкви, делающие в истории свой свободный нравственный выбор. Сохранение и трансляция аутентичных целеценно-стных смыслов Православия не в меньшей мере связаны с внеинституциализированной формой - с духовным просветительством подвижников Русской Православной Церкви. Сочетание личного подвижничества с деятельным выходом в мир - широким общением с интеллигенцией и простыми мирянами, со служением России в качестве духовных учителей, советников и наставников, живого идеала христианской жизни - обусловило присутствие некоего вневременного «педагогического контакта». На протяжении всего тысячелетия в России складывается своеобразное социальное движение (монашество, старчество, учительство Русской Православной Церкви), которое без участия различных институтов власти становится центром духовного воспитания для окружающей среды, своим примером, советом, руководством, творчеством, транслирующее людям знание законов духовной жизни, оказывающее глубокое, непрерывное, иногда определяющее действие на их личностный облик и образ жизни.

Итак, исследованием установлено, что генезис православного образования носит нелинейный характер, обусловленный постоянно происходящими в образовании изменениями, сопряженными с самораскрытием присущего ему традиционного целеценностного содержания. Именно эта внутренняя цивилизационная программа православного образования отвечает за его диахроническую адаптацию и развитие в социокультурном пространстве России.

Проблема православного образования как динамической системы, его развитие в контексте многоплановых процессов социальной и культурной жизни той или иной ойкумены является полем, богатым темами для специального изучения. Предметом развернутой научно-педагогической рефлексии могут стать неклассические направления антропологической мысли, в частности эвристическое содержание православной аскетики, или сравнительно-сопоставительное изучение развития православного (христианского) образования в рассматриваемый период в России и за рубежом.

Литература:

1. Белозерцев, Е.П. Образование: историко-культурный феномен: курс лекций / Е.П. Белозерцев. СПБ.: Изд. Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. - 704 с.

2. Гагаев, A.A. Русские философско-педагогические учения XVIIIXX вв.: культурно-исторический аспект: монография / А.А. Гагаев, П.А. Гагаев. 2е изд., 2008. - 312 с.

3. Костикова, М.Н. Вероисповедная политика Министерства Народного Просвещения Российской Империи в XIX в.: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Маргарита Николаевна Костикова. Курск, 2002. - 426 с.

4. Ляпунова, Н.В. Эволюция профессионального церковного образования в России: автореф. дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02 / Наталья Валентиновна Ляпунова. Москва, 2006. - 51 с.

5. Осипов, А.И. Православное понимание смысла жизни/ А.И. Осипов. Киев: Общество любителей православной литературы. Изд. имени святителя Льва, папы Римского, 2001. - 239 с.

6. Федотов, Г. П. Судьба и грехи России: В 2х Т. / Г.П. Федотов / примеч. Бойкова В. Ф. Спб.: София 1992. -Т. I. - 350 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.