ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2018. № 12-4(87)
УДК 378
А.В.Каюмова
ФЕНОМЕН ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
На современном этапе развития общества одной из основных задач обучения является развитие познавательной активности младших школьников в ходе решения проектных задач. В современном обществе существенно возрастает роль познавательной активности человека как адаптационного фактора. Активно реализуемые технологии манипулирования сознанием и личностью, появление сложного оборудования и техники и другие факторы предопределяют значимость развития высокого уровня познавательной активности у современного человека. Приоритет должен быть отдан реализации развивающей функции образного образования. При этом доминирующей целью обучения будет формирование познавательной активности и знаний учащегося.
Ключевые слова: познание, познавательная активность, педагогические условия, проектная задача, педагогические технологии.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт основан на подходе к системной активности. Приобретенные знания, начальные навыки владения помогут ему в обучении в основной школе, а также полезны в жизни [5].
На первом этапе школьного образования ученикам предоставляются условия для достижения следующих личных, мета-тематических и предметных результатов.
Личными результатами учеников являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в обучении и повседневной жизни для изучения сущности предмета; способность характеризовать собственное знание предмета, формулировать вопросы, определять, какие из предлагаемых задач могут быть успешно решены ими.
Учебные и образовательные задачи обучения решаются сложным образом. Учителю предоставляется право самостоятельно выбирать методические способы и методы их решения. В организации учебного процесса важную роль играет сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Для развития мотивационной и волевой сферы личности учащегося в процессе обучения важно создавать ситуации, в которых он изучает многообразие отношений в реальной жизни, приобретает уверенность в своих способностях в решении поставленных задач, развивает волю и настойчивость, а также способность преодолевать трудности [5].
Одним из важнейших качеств современного человека является активная деятельность познавательной активности, решение проектных задач, новый поиск, желание и способность самостоятельно приобретать знания.
Проблема активизации познавательной активности всегда была для учителей. Сократ учил своих слушателей умению мыслить логически, искать истину, думать. Ж.-Ж. Руссо говорил так, что ученик хотел учиться и находить новые знания, создавая для него особые ситуации, которые приводят к познавательному поиску. Ученик не только получал, но и искал знания. Однако эта проблема была полностью развита в педагогике Д. Дьюи и ученых 20-го века.
Д. Дьюи критиковал словесную книжную школу, которая дает ребенку готовые знания, пренебрегая его способностью к труду и знаниям. Он предлагал обучение, когда учитель организует детские мероприятия, в ходе которых они решают свои проблемы и получают необходимые знания, учатся устанавливать задачи, находить решения, применять полученные знания [3].
Познавательная активность характеризуется стремлением субъекта выйти за пределы его собственных возможностей, возможностью расширить сферу его деятельности, действуя вне пределов требований ситуаций и ролевых предписаний, в то время как он подчеркнул, что деятельность обусловлена предметная цель.
© Каюмова А.В., 2018.
Научный руководитель: Романов Владимир Алексеевич -доктор педагогических наук, профессор, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.
Вестник магистратуры. 2018. № 12-4(87)
ISSN 2223-4047
Проблема формирования познавательной активности младших школьников - одна из актуальных проблем, так как это качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Развитие познавательной активности, благодаря ее практической значимости, постоянно привлекало внимание великих ученых. Поэтому история развития познавательной активности восходит к далекому прошлому. Деятельность ученика проявляется в действиях, активном состоянии, которое характеризуется глубоким интересом к учению, усилением инициативы [2].
Для развития познавательной активности на занятиях необходимо включить в работу учителя: игры, игровые упражнения, решения кроссвордов, загадок, ребусов, информационное лото, прохождение лабиринтов, виртуальные туры, поездки в страну сказки, тренинги для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Крайне важно обеспечить, чтобы дети росли не только сознательными и здоровыми членами общества, но также, обязательно способными к творческому подходу к делу. Поэтому в настоящее время одной из основных целей образовательной работы является формирование интеллекта.
Согласно определению из педагогического словаря Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспировв., «игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. И. служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей» [3].
Одно из важнейших направлений современного развития общества - гуманизация образовательной системы. Направление это предполагает усиление интереса ребёнка к образовательной деятельности и ставит задачи развития целостного личностного мировосприятия. Ответ можно найти в Концепции школьного воспитания, где отмечается: важнейшим средством является путь, выработанный человечеством в процессе исторического развития - включение ребёнка в культуру общечеловеческую и своего народа, где есть образцы и нормы знаний поведения, мировоззренческих, этических, эстетических и коммуникативных оценок.
Необходимо всеми возможными способами «воспламенять желание познания и обучения у детей», пробуждать познавательные интересы учащихся, что является основным мотивом познавательной активности. В то же время, «нужно учить только тому, что приносит самую глубокую выгоду, как в настоящей, так и в будущей жизни. Отсюда следует, что процесс обучения должен полагаться на потребности общества и ориентироваться на применение в конкретной жизни. Это то, что побуждает ученика приобретать знания, способствуя развитию его познавательной активности [4].
В России взгляды Я.А. Коменский, Д. Локк и И.Г. Песталоцци нашел поддержку перед лицом многих педагогов, которые идентифицируют познавательную деятельность с необходимостью обогащать ум и сердце. Такая серьезная попытка осмыслить проблему была предпринята К.В. Элницкий К.Д. Ушинский, П.Ф.
Познавательная активность - проявление всех аспектов личности ученика: это интерес к новому, стремление к успеху, радость познания; это отношение к решению образовательных и жизненных проблем; это готовность решать проблемы, постепенное усложнение которых лежит в основе обучения.
Таким образом, познавательная активность - это оживленная, энергичная деятельность, направленная на достижение этой задачи. Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к приобретению новых знаний, навыков и способностей, внутренней целеустремленности и постоянной необходимости использовать различные методы действий для заполнения знаний, расширения знаний, расширения горизонта.
Библиографический список
1.Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2012. - 347 с.
2.Воробьёв, В. В. Лингвокультурология (теория и методы) / В. В. Воробьев. М.: РУДН, 2011. - 331 с.
3.Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: Пособие для учителя / А.Б. Воронцов. - М.: Просвещение, 2011. - 134 с.
4.Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Л.С. Выготский М.: Педагогика, 2014. - 533 с.
5.Гончар И.А. Модель активизации познавательной активности в изучении иностранного языка иноязычного текста // МИРС. 2012. - № 1. - С. 86-92.
КАЮМОВА АННА ВАСИЛЬЕВНА - бакалавр, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.