УДК: 94
DOI: 10.24411/2686-9217-2020-10008
Феномен Пальмиры в общественном сознании России:
история и современность
Т.М. Кармов1
Цель статьи - определить значение объекта всемирного культурного наследия Пальмиры для России. Рассмотреть историю появления Пальмиры в российском культурном пространстве. Проследить этапы и особенности в истории изучения этого знаменитого памятника российскими исследователями, раскрыть причины той роли, которую Пальмира играет сейчас в отличие от других схо^с их объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В работе анализируются документальные источники, научные публикации, литературные произведения, данные средств массовой информации. Особое место в работе уделяется обстоятельствам появления сведений о Пальмире, распространение этого топонима в русской литературе с конца XVIII -начала XIX вв. и формирование образа-прототипа для России. Уделяется внимание и изучению Пальмиры в советский период. Делается вывод о включении Пальмиры наряду с византийскими древностями в систему традиционных объектов изучения со стороны российских исследователей, а также о закономерности возобновления современного интереса к Пальмире в российском обществе.
Ключевые слова: Пальмира, Российская империя, Северная Пальмира, символ, история изучения, идентичность.
Пальмира (араб. Тадмор) - столица обширного царства в первых веках нашей эры, крупный античный экономический и культурный центр, объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, частично разрушенный боевиками, так называемого Исламского государства (запрещенного в РФ)2.
1 Кармов Тимур Михайлович - канд. ист. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; t.karmov@spbu.ru.
Karmov Timur Mikhailovich - PhD in history, Associate Professor, Saint-Petersburg State University, Russian Federation, 199034, St. Petersburg, Universitetskaya nab., 7-9; t.karmov@spbu.ru.
2Археологические памятники Пальмиры. Список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. URL: http://whc.unesco.org/ru/list/23 (дата обращения: 20.02.2020)
Расцвет Пальмиры приходиться на II век н.э., когда Пальмира превращается в крупного регионального политического игрока в период внутренних кризисов у Римской империи и Ирана. Памятники Пальмиры были внесены в список культурного наследия в 1980 г. Согласно заключению ЮНЕСКО, Пальмира имеет выдающееся значение, как памятник, который отражает многообразие и взаимодействие культур на древнем Ближнем Востоке.
Самые ранние упоминания о Пальмире относятся к первой половине II тысячелетия до н.э. Она расположена в оазисе на нескольких источниках, самый крупный из которых — Эфка. Пальмирцы осуществляли охрану и организацию караванной торговли между побережьем Средиземного моря на западе, Ираном на востоке, замыкая на себе маршруты и из Дура-Европос3. В начале III века н.э. Пальмира была включена в состав римской провинции Сирия и достигла апогея своего развития. Кризис и ослабление Римской империи позволили правителю из местной династии Гайранидов Оденату, а затем его жене Зенобии создать обширное и мощное Пальмирское царство4.
Наиболее известными объектами города являются: лагерь императора Диоклетиана, термы, храм Баала, гробница царицы Зенобии, форум, амфитеатр, культовые и торговые постройки5.
В ходе экспансии ИГИЛ (запрещена в РФ) 23 мая 2015 г. Пальмира была захвачена, после чего боевики начали проводить репрессии среди местного населения, уничтожать и грабить объекты культурного наследия. На протяжении лета 2015 г. боевики ИГИЛ занимались уничтожением объектов археологического комплекса Пальмиры, были разрушены: храм Баала, храм Баалшамина, Монументальная арка, пять погребальных башен, колонна Зенобии, статуя льва Аллата, разграблен
3Бунни А., Ал-АсаадХ. Пальмира. История. Памятники. М., 2016. С. 21-23
4Мирзоев Е.Б. Шапур I. Триумф над Римом. СПб., 2016. С.137.
5Кармов Т.М., Буторин Д.А. Международные организации в сфере сохранения Всемирного культурного наследия в условиях вооруженного конфликта в Сирийской Арабской Республике в 2011-2017 гг. // Журнал института наследия. 2019. № 1. С. 2.
Национальный музей, казнен хранитель пальмирской коллекции Халед аль-Асаад6.
После освобождения Пальмиры 27 марта 2016 г. силами Международного противоминного центра 4 апреля начались работы по разведке и гуманитарному разминированию путей, подходящих к исторической части Пальмиры. За сутки российскими саперами было обследовано 12 гектаров исторической части города, обезврежено 158 взрывоопасных предметов. Из заявления начальника инженерных войск генерал-лейтенанта Юрия Михайловича Ставицкого следует, что разминирование архитектурной и исторической части Пальмиры выполнено в полном объеме 21 апреля 2016 г.: «Очищены 243 гектара, 23 км дорог, 10 объектов исторического наследия. Обезврежен 2991 взрывоопасный предмет, в том числе уничтожено 432 самодельных взрывных устройства»7.
В сентябре 2016 г. российские военные топографы совместно с группой сотрудников Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН) и сотрудниками Государственного Эрмитажа с помощью беспилотного летательного аппарата выполнили аэрофотосъемку древней части города Пальмиры на площади около 13 кв. км. В результате облета было получено несколько тысяч снимков и построена трехмерная модель с точной геодезической опорой, и сделана высотная модель. Данные, полученные в результате съемки, легли в основу работы над трехмерной геопозиционированной моделью исторической части Пальмиры.8
Участие России в освобождении Пальмиры, широкое освещение в российских СМИ и одобрительное отношение к этому со стороны
6Al-Asaad W. Department of Antiquities of Palmyra // Syrian Archaeological Heritage - Five Years of Crisis 2011-2015. Damascus, 2017. Р. 127-129.
7Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Министр обороны России провели видеомост с Пальмирой по вопросам разминирования города // Международный противоминный центр, Министерство обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://mil.ru/mpc/news/more.htm?id=12083644@egNews (дата обращения: 14.09.2019).
8Трехмерная модель Пальмиры, созданная при участии российских археологов, представлена на Санкт-Петербургском международном культурном форуме // Институт истории материальной культуры РАН [Электронный ресурс]. URL: http://www.archeo.ru/press-relizy/trehmernaya-model-palmiry-sozdannaya-pri-uchastii-rossiiskih-arheologov-predstavlena-na-sankt-peterburgskom-mezhdunarodnom-kulturnom-forume (дата обращения: 14.01.2020).
российского общества вызвали неоднозначную реакцию в странах Запада9.
Действительно, в глазах международной общественности и западного сообщества столь трепетное отношение именно к Пальмире, при всей ее исторической и культурной значимости, выглядит несколько странно, если учитывать, что расположенные рядом не менее яркие объекты схожего типа находятся под угрозой уничтожения (Афамия, Дура - Европос)10. А, например, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО -Древние Деревни Северной Сирии вообще является, кроме прочего, важнейшим памятником становления здесь восточного христианства11. Тем не менее, ни шумных информационных кампаний, ни научных экспедиций (за редким исключением), ни освещения о разрушениях этих объектов со стороны боевиков, ни, тем более, войсковых операций по освобождению мы до сих пор не наблюдаем. Именно этот парадоксальный факт дал возможность западному научному и политическому сообществу объяснить действия «русских» в Пальмире как конъюнктурный, главным образом, пропагандистский шаг российского правительства, которое пытается легитимизировать свою расширяющуюся внешнюю экспансию в регионе, в том числе, и среди научного сообщества12.
Для граждан России и народов всего постсоветского пространства до последнего политического кризиса в Сирийской Арабской Республики 2011 г. Пальмира была хорошо известна, прежде всего, по обложке советского школьного учебника истории древнего мира, на котором присутствует фотография пальмирской Монументальной арки13. Кроме того, Пальмира, с приставкой «Северная», в качестве второго названия
9Why the Syrian regime's recapture of Palmyra was a political move. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thenational.ae/world/why-the-syrian-regime-s-recapture-of-palmyra-was-a-political-move-1.164526. (дата обращения: 14.01.2020); Франция обвинила Россию в падении Пальмиры // Коммерсант от 12.12.2016 [Электронный ресурс]. URL https://www.kommersant.ru/doc/3169201 (дата обращения: 14.01.2020)
10 Афамия (Apamee/Afamia) [Электронный ресурс]. URL: http://whc.unesco.org/en/tentativelists/1297/ (дата обращения 20.02.20)
11 Древние деревни Северной Сирии (Ancient Villages of Northern Syria) [Электронный ресурс]. URL: http://whc.unesco.org/en/list/1348 (дата обращения 20.02.20).
l2Plets G. Violins and trowels for Palmyra. Post-conflict heritage politics // Anthropology today. Vol. 33. № 4. August. 2017. Р. 19.
13Коровкин Ф.П. История древнего мира. М., 1976. Обложка.
Санкт-Петербурга, часто фигурировала в различных названиях - от поездов до точек общественного питания и салонов красоты.
Однако изображение Пальмиры появилось на учебнике не случайно, как и сам образ Пальмиры в историческом и культурном пространстве России.
Первые сведения о Пальмире в России относятся к последней трети XVIII века. Экспедиция в 1751 г. англичан Докинза и Вуда, и их последующие публикации о Пальмире стали широко известны в России в правление Екатерины II14. Описание руин древнего города имело в Европе огромный успех. Фактически под влиянием этих работ французские друзья Екатерины II начали называть Санкт-Петербург -Северной Пальмирой, отождествляя саму императрицу с Зенобией (Зенобия Балтики), как и с романтической, но менее исторической Семирамидой15.
Это были весьма лестные и величественные сравнения для Екатерины. Сопоставление Петербурга с Пальмирой было подхвачено и получило широкое распространение в русской литературе, да и сама Пальмира стала популярным поэтическим образом. В 1785 году Н. Николевым была поставлена трагедия с одноименным названием. И хотя речь там шла не о городе, а о человеке, выбор имени главной героини был весьма показателен16. Также несколько позже появилось, но не получило широкого хождения название «Южная Пальмира» применительно к Одессе17.
В русской литературе четко фиксируемое сравнение впервые приведено в 1816 году К. Батюшковым в послании И.М. Муравьеву-Апостолу18, а в 1818 его употребляет М. В. Милонов в своем «Послании в Вену к друзьям»19 .
14 Wood R. The ruins of Palmyra, otherwise Tedmor, in the desart. London, Printed in the year MDCCCLIII [1753].
15Linguet M. Annales politiques, civiles et litteraires du dix-huitieme siecle. 1778. P. 68.
16Бочкарев В.А. Стихотворная трагедия конца XVIII- начала XIX века // Стихотворная трагедия конца XVIII- начала XIX века. Изд. 2-е. М.-Л., 1964. С. 13.
11 Паустовский К. Рассказы. Очерки. Статьи. М.: Художественная литература, 1972. С. 237.
18Ашукин Н.С., АшукинаМ.Г. Крылатые слова. М., 1955. С. 492
19МилоновМ.В. Послание в Вену к друзьям // Поэты 1790-1810-х годов. Л., 1971. С. 538.
В 1820 году К.Ф. Рылеев упоминает этот топоним в стихотворении «К Делии»20. Также этот образ использовали А.А. Бестужев-Марлинский21 («Испытание», 1830, «Мулла-Нур», 1836), Ф.В. Глинка22 («Воспоминание о пиитической жизни Пушкина», 1837), а позже - И.С. Тургенев23 («Призраки», 1864), М.Е. Салтыков-Щедрин24 («Мелочи жизни», 18861887).
Копирование и творческая интерпретация античных образцов не были чем-то специфическим в этот период, и происходили в русле приобщения к западноевропейской цивилизации, развиваясь параллельно с поиском основ идеологической концепции для противопоставления себя Европе, и причудливо переплетаясь в формирующейся имперской идентичности. Как отметила Ю. Баклер, Пальмира, появившись в России в эпоху классицизма, сначала в литературе, транслировала архитектурную саморефлексию русских в осознании себя имперской державой25.
Разработка материалов отечественной истории, археологии, языка, искусства была важнейшим элементом системы идеологического самопозиционирования российского общества, где идеалом считалась античность26. Внутри этого процесса российские интеллектуалы и исследователи — археологи и историки включились в культурную гонку по поиску «своей» античности, как внутри Российской империи - в Северном Причерноморье и на Кавказе, так и за ее пределами - на Ближнем Востоке и Греции. В этом смысле Пальмира первых веков н.э., восточная и одновременно римско-эллинистическая столица, стала для российского просвещенного сословия символом и образом другого Запада
20Рылеев К.Ф. Полное собрание стихотворений. Л., 1971, С. 59.
21 Бестужев-Марлинский А. А. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Повести. М., 1981. С. 7.
22Глинка Ф.Н. Избранные произведения. Л., 1957. С. 420-425.
23Тургенев. И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в двенадцати томах. Т. 7. Сочинения (1861-1867). Отцы и дети. Повести и рассказы. Дым. М., 1981. С. 215.
24Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в двадцати томах. Т. 16. Книга 2. Мелочи жизни. М., 1974. С. 257.
25Buckler J.A. Eclectic Fabrication: St. Petersburg and the Problem of Imperial Architectural Style // Cultures of Forgery: Making Nations, Making Selves. Routledge, 2003. P. 53-54.
26Лебедев Г.С. История отечественной археологии 1700-1917 гг. СПб., 1992. С. 59.
- 170 -
и другого Рима, в противовес Западной Европе, но, вместе с тем, единого цивилизационно пространства. В этом стремлении молодая российская археологическая наука, отзываясь на идеологические запросы общества, фактически шла по пятам «французской колониальной» археологической школы.27
И даже несколько позже, во второй половине XIX века, когда произошло смещение основного научного интереса к Византии, как к православной предтечи России, Пальмира осталась актуальна. Туда отправляется меценат и ученый князь С. Абамелек-Лазарев и проводит раскопки знаменитой стелы с таможенным тарифом. Ему, автору тома о Пальмире, мы обязаны открытием и сохранением самого длинного известного текста, написанного на пальмирском диалекте арамейского языка. Князь опубликовал эту надпись с помощью В.В. Латышева, маркиза де Вогюе (De Vogue) и профессора Х. Дессау (Н. Dessau)28.
Позднее, в рамках экспедиционных проектов Русского археологического института и Императорского православного палестинского общества, несмотря уже на очевидную приоритетность изучения многочисленных христианских и византийский древностей в других регионах Сирии, Пальмира была обязательным пунктом посещения. Не случайны и систематические научные археологические исследования Пальмиры в начале XIX-XX вв. именно Русским археологическим институтом в Константинополе, который в 1900 году направляет в Пальмиру специальную экспедицию под научным руководством археологов Ф.Ю. Успенского, Б.В. Фармаковского и П.К. Коковцева. Результаты этих исследований регулярно печатались в ежегоднике института с 1902 года29.
Древняя столица Пальмирского царства в этот период окончательно закрепляется в «обойме» ключевых объектов изучения русских археологов. При активном участии ученого сообщества и при поддержке различных ведомств удалось перевезти стелу с таможенным
21 Беляев Л. А. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение. СПб., 2000. С.
28Абамелек-Лазарев С. Пальмира. Археологическое исследование. СПб., 1884.
29Шифман И.Ш. Пальмирский таможенный тариф. М., 1980. С. 39-40.
- 171 -
тарифом, раскопанную С. Абамелек-Лазаревым, в Петербург. Кроме того, впервые были зарисованы и изданы фрески, случайно открытые в расписной гробнице, которую в Пальмире считали усыпальницей царицы Зенобии30.
Падение самодержавия, революция и гражданская война кардинально переформатировало общество и сместило или, фактически, изменило идеологические приоритеты для правящей номенклатуры. Однако уже после Великой Отечественной войны, в эпоху глобального противостояния со странами Запада, сирийское направление снова становится востребованным. С 1960-х по 1980-е годы там происходит обострение региональной политической обстановки из-за эскалации ближневосточного конфликта. Сирия стала одним из основных союзников СССР31.
К 1971 г. СССР построил Евфратский гидроузел у поселка Табка с плотиной. Было направлено 800 советских и 8 тыс. сирийских специалистов и рабочих. Развивалась и нефтедобывающая промышленность Сирии. С советской помощью пущены в эксплуатацию нефтяные месторождения Суэйдия, Карачок и Румелан. Сирия заняла четвертое место в торговом обороте СССР с арабскими странами в 1984 г32. В 1980 году заключается международный договор «О дружбе и сотрудничестве между СССР и Сирийской Арабской Республикой», где в 9 статье перечисляются научные и культурные направления33.
В научном сообществе, несмотря на отсутствие интереса со стороны Советского государства, дореволюционный импульс в изучении Пальмиры и Сирии сохранился и помог транслировать востоковедческо-археологическую традицию сквозь непростые времена вплоть до изменения политической конъюнктуры. М.И. Ростовцев эмиграровал и
30РостовцевМ.И. Караванные города. СПб., 2010. С. 106.
31Евстратова Ю.А. Советско-сирийские отношения и формирования ближневосточной региональной среды // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2011. № 1. С. 172.
Ъ2ИванушкинА.С. Сирия 1963-1971 гг.: эволюция идеологии и внешней политики в советской историографии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2019. № 2. C. 79.
33 Договор «О дружбе и сотрудничестве между СССР и Сирийской Арабской Республикой» URL: http://docs.pravo.ru/document/view/20770463/19845095/ (дата обращения 20.02.20).
основал американскую античную археологию в Сирии на базе своей экспедиции в Дура-Европос34, а эстафету приняли советские археологи-востоковеды ленинградской школы М.М. Дьяконов35 и Б.Б. Пиотровский36. Параллельно продолжилась работа и над обработкой текста пальмирского таможенного тарифа, которая была опубликована уже в 1980 году37. Именно в этот период на советском учебнике по истории древнего мира появляется знаменитое цветное изображение Монументальной арки из Пальмиры 38.
С 1988 г. в Сирии начинает работать масштабная советская археологическая экспедиция под руководством Р.М. Мунчаева - самая крупная зарубежная экспедиция Института археологии АН СССР, которая перебирается туда из Ирака39.
После распада СССР и вплоть до начала конфликта в Сирийской Арабской Республики Пальмира практически не появлялась в российской общественно-культурной повестке. Ситуация кардинально изменилась с момента ее захвата боевиками и разрушения части пальмирских объектов40.
Бурная реакция не только экспертных учреждений и специалистов, но и российского общества, убедила власть реагировать на запросы и затратить, как уже было отмечено выше, ощутимые ресурсы и усилия на освобождение не только стратегически важных транспортных, нефтяных и военных объектов, но и этого памятника всемирного культурного наследия ЮНЕСКО41.
34Зуев В.Ю. М.И. Ростовцев. Годы в России. Биографическая хроника // Скифский роман. М., 1997. С. 50; Алипов П.А. Историк М. И. Ростовцев: научный успех эмигранта // Новый исторический вестник. 2009. № 19.
35Дьяконов Михаил Михайлович // Большая Российская энциклопедия https://bigenc.ru/world_history/text/1972170 (дата обращения 20.02.20).
36Борис Борисович Пиотровский: Материалы к биографии / авт.-сост. Ю.Ю. Пиотровский, Е.Ю. Соломаха, Е.М. Яковлева. СПб, 2008. С. 14-15.
31Шифман И.Ш. Пальмирский таможенный тариф. М., 1980.
38Коровкин Ф.П. История древнего мира. М., 1976.
39Мунчаев Р.М., Мерперт Н.Я. Амиров Ш.Н. Тель-Хазна I Культово-административный центр IV-III тыс. до н.э. в Северо-восточной Сирии. М., 2004. С. 9.
40Кармов Т.М., Буторин Д.А. Международные организации в сфере сохранения Всемирного культурного наследия в условиях вооруженного конфликта в Сирийской Арабской Республике в 2011-2017 гг. // Журнал института наследия. 2019. № 1. С. 2. URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/212.html.
41Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Министр обороны России провели видеомост с Пальмирой по вопросам разминирования города // Международный
Ведущие научные и культурные учреждения — Государственный Эрмитаж, Институт истории материальной культуры РАН, Институт археологии РАН, Музей истории народов Востока, ощущая запрос уже со стороны государства, также включились в процесс «восстановления Пальмиры»42. Ведущие государственные СМИ часто и подробно стали освещать любые темы, связанные с историей и археологией Пальмиры.
Значение Пальмиры для России трудно переоценить. Ту роль, которая играет этот памятник ЮНЕСКО для российского общества, нельзя сводить только лишь к тактическим внешнеполитическим интересам властей или интересам научного сообщества. Появившись в российском культурном пространстве еще в эпоху классицизма, как некий прототип России в противовес Западной Европе, имя Пальмиры с приставкой «Северная» стало популярным поэтическим обозначением столицы империи. Это, в свою очередь, спровоцировало последующий научный интерес к древнему восточному городу у русских исследователей. Таким образом, Пальмира, как постоянный объект внешнего изучения, наряду с византийскими древностями, стала в XIX веке элементом складывающейся системы российского имперского самосознания. Однако это процесс был прерван революцией и гражданской войной и возобновился лишь к концу советского периода. Нынешний российский интерес к сирийской «Невесте пустыни» - это возобновление традиционного дореволюционного вектора российских научно-культурных исследований, но уже в других условиях.
ЛИТЕРАТУРА:
Абамелек-Лазарев С. Пальмира. Археологическое исследование. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1884. 84 с.
АлАсаад Ш. Историко-археологическое наследие Пальмиры и его сохранение в условиях военного конфликта // Поволжская археология. № 4 (26) 2018. С. 222-234.
противоминный центр, Министерство обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://mil.ru/mpc/news/more.htm?id=12083644@egNews (дата обращения: 14.09.2019
42Российские ученые помогут восстановить древнюю Пальмиру // Институт истории материальной культуры РАН [Электронный ресурс]. URL: http://www.archeo.ru/press-relizy/rossiiskie-uchenye-pomogut-vosstanovit-drevnyuyu-palmiru (дата обращения: 14.09.2019).
Алипов П.А. Историк М. И. Ростовцев: научный успех эмигранта // Новый исторический вестник. 2009. № 1 (19). С. 128-133.
Археологические памятники Пальмиры. Список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. URL: http://whc.unesco.org/ru/list/23 (дата обращения: 20.02.2020)
Афамия (Apamee/Afamia) [Электронный ресурс]. URL:
http://whc.unesco.org/en/tentativelists/1297/ (дата обращения 20.02.20)
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. М.: Художественная литература, 1955. 668 с.
Беляев Л.А. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение. 2-е изд.: СПб.: Алетейя, 2000. 576 с.
Бестужев-Марлинский А.А. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Повести. М.: Худож. лит., 1981. 487 с.
Бочкарев В.А. Стихотворная трагедия конца XVIII- начала XIX века // Стихотворная трагедия конца XVIII- начала XIX века. «Советский писатель» Изд. 2-е. М.-Л.: 1964. С. 5-60.
Бунни А., Ал-Асаад Х. Пальмира. История. Памятники. Музей. М.: ГМВ, 2016. 208 с.
Борис Борисович Пиотровский: Материалы к биографии, авт.-сост. Ю.Ю. Пиотровский, Е.Ю. Соломаха, Е.М. Яковлева. СПб.: Издательство Гос. Эрмитажа, 2008. 784 с.
Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Министр обороны России провели видеомост с Пальмирой по вопросам разминирования города // Международный противоминный центр, Министерство обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://mil.ru/mpc/news/more.htm?id=12083644@egNews (дата обращения: 14.09.2019).
Глинка Ф.Н. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1957. 502 с.
Древние деревни Северной Сирии (Ancient Villages of Northern Syria) [Электронный ресурс]. URL:http://whc.unesco.org/en/list/1348 (дата обращения 20.02.20).
Договор «О дружбе и сотрудничестве между СССР и Сирийской Арабской Республикой»
http://docs.pravo.ru/document/view/20770463/19845095/ (дата обращения 20.02.20).
Дьяконов Михаил Михайлович // Большая Российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL:
https://bigenc.ru/world_history/text/1972170 (дата обращения 20.02.20).
Евстратова Ю.А. Советско-сирийские отношения и формирования ближневосточной региональной среды // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2011. № 1. С. 171179.
Зуев В.Ю. М.И. Ростовцев. Годы в России. Биографическая хроника // Скифский роман. под ред. Г.М. Бонгарт-Левина М.: РОССПЭН, 1997. С. 50-83.
Иванушкин А. С. Сирия 1963-1971 гг.: эволюция идеологии и внешней политики в советской историографии // Вестник Московского
государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2019. № 2. C. 71-82.
Кармов Т.М., Буторин Д.А. Международные организации в сфере сохранения Всемирного культурного наследия в условиях вооруженного конфликта в Сирийской Арабской Республике в 2011-2017 гг. // Журнал института наследия. 2019. № 1. С. 1-20. [Электронный ресурс]. URL: http://nasledie-joumal.ru/ru/joumals/272.html (дата обращения: 12.01.2020)
Коровкин Ф.П. История древнего мира. Изд.18-е М.: Просвещение, 1978. 240 с.
Лебедев Г.С. История отечественной археологии 1700-1917 гг. СПб.: Издательство СПбГУ, 1992. 464 с.
Милонов М.В. Послание в Вену к друзьям // Поэты 1790-1810-х годов. Л.: Советский писатель, 1971. С. 538-539.
Мирзоев Е.Б. Шапур I. Триумф над Римом. СПб.: Нестор-История, 2016. 352 с.
Мунчаев Р.М., Мерперт Н.Я., Амиров Ш.Н. Тель-Хазна I Культово-административный центр IV-III тыс. до н.э. в Северо-восточной Сирии. М.: Палеограф, 2004. 488 с.
Паустовский К. Рассказы. Очерки. Статьи. М.: Художественная литература, 1972. 526 с.
Ростовцев М.И. Караванные города. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ; Нестор-История, 2010. 216 с.
Российские ученые помогут восстановить древнюю Пальмиру // Институт истории материальной культуры РАН [Электронный ресурс]. URL: http://www.archeo.ru/press-relizy/rossiiskie-uchenye-pomogut-
vosstanovit-drevnyuyu-palmiru (дата обращения: 14.09.2019).
Рылеев К.Ф. Полное собрание стихотворений. Л.: Советский писатель, Ленингр. отд-е, 1971. 480 с.
Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в двадцати томах. Т. 16. Книга 2. Мелочи жизни. М.: Художественная литература, 1974. 392 с.
Трехмерная модель Пальмиры, созданная при участии российских археологов, представлена на Санкт-Петербургском международном культурном форуме // Институт истории материальной культуры РАН [Электронный ресурс]. URL: http://www.archeo.ru/press-
relizy/trehmernaya-model-palmiry-sozdannaya-pri-uchastii-rossiiskih-arheologov-predstavlena-na-sankt-peterburgskom-mezhdunarodnom-kulturnom-forume (дата обращения: 14.01.2020).
Тургенев. И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в двенадцати томах. Т. 7. Сочинения (1861-1867). Отцы и дети. Повести и рассказы. Дым. М.: Наука, 1981. 559 с.
Франция обвинила Россию в падении Пальмиры // Коммерсант от 12.12.2016 [Электронный ресурс]. URL
https://www.kommersant.ru/doc/3169201 (дата обращения: 14.01.2020.
Шифман И.Ш. Пальмирский таможенный тариф. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980. 346 с.
Al-Asaad W. Department of Antiquities of Palmyra // Syrian Archaeoligical Heritage - Five Years of Crisis 2011-2015. Damascus, 2017. Р. 125-131
Buckler J. A. Eclectic Fabrication: St. Petersburg and the Problem of Imperial Architectural Style // Cultures of Forgery: Making Nations, Making Selves. New York-London: Routledge, 2003. P. 53-78.
Linguet M. Annales politiques, civiles et littéraires du dix-huitième siècle. T. IV. Londra, 1778. 512 p.
Plets G. Violins and trowels for Palmyra. Post-conflict heritage politics // Anthropology today. Vol. 33. № 4. August, 2017. P. 18-22.
Wood R. The ruins of Palmyra, otherwise Tedmor, in the desart. London, 1753. 194 р.
Why the Syrian regime's recapture of Palmyra was a political move. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thenational.ae/world/why-the-syrian-regime-s-recapture-of-palmyra-was-a-political-move-1.164526. (дата обращения: 14.01.2020).
REFERENCES:
Abamelek-Lazarev S. Pal'mira. Arheologicheskoe issledovanie. Saint Petersburg, tip. Imp. Akad. nauk, 1884, 84 p. (In Russian)
AlAsaad S. Istoriko-arheologicheskoe nasledie Pal'miry i ego sohranenie v usloviyah voennogo konflikta. Povolzhskaya arheologiya. 2018, no 4 (26), pp. 222-234. (In Russian)
Alipov P.A. Istorik M.I. Rostovcev: nauchnyj uspekh emigranta. Novyj istoricheskij vestnik. 2009, no 1 (19), pp. 128-133. (In Russian).
Arheologicheskie pamyatniki Pal'miry. Spisok ob"ektov vsemirnogo kul'turnogo naslediya YUNESKO. URL: http://whc.unesco.org/ru/list/23 (accessed 20.02.2020). (In Russian)
Afamiya (Apamee/Afamia). URL:
http://whc.unesco.org/en/tentativelists/1297/ (accessed 20.02.20). (In Russian) Ashukin N.S., Ashukina M.G. Krylatye slova. Moscow, Hudozhestvennaya literatura, 1955, 668 p. (In Russian)
Belyaev L.A. Hristianskie drevnosti. Vvedenie v sravnitel'noe izuchenie. 2-e izd. Saint Petersburg, Aletejya, 2000, 576 p. (In Russian)
Bestuzhev-Marlinskij A. A. Sochineniya. V 2 h t. T. 1. Povesti. Moscow, Hudozh. lit., 1981, 487 p. (In Russian)
Bochkarev V.A. Stihotvornaya tragediya konca XVIII - nachala XIX veka. Stihotvornaya tragediya konca XVIII- nachala XIX veka. «Sovetskij pisatel'» Izd. 2-e. Moscow-Leningrad, 1964, pp. 5-60. (In Russian)
Bunni A., Al-Asaad H. Pal'mira. Istoriya. Pamyatniki. Muzej. Moscow, GMV, 2016, 208 p. (In Russian)
Boris Borisovich Piotrovskij: Materialy k biografii, avt-sost. Y.Y. Piotrovskij, E.Y. Solomaha, E.M. Yakovleva. Saint Petersburg, Izdatel'stvo Gos.Ermitazha, 2008, 784 p. (In Russian)
Verhovnyj Glavnokomanduyushchij Vooruzhennymi Silami i Ministr oborony Rossii proveli videomost s Pal'miroj po voprosam razminirovaniya goroda. Mezhdunarodnyj protivominnyj centr, Ministerstvo oborony Rossijskoj Federacii. URL:
http://mil.ru/mpc/news/more.htm?id=12083644@egNews (accessed
14.09.2019). (In Russian)
Glinka F.N. Izbrannye proizvedeniya. Leningrad, Sovetskij pisatel', 1957, 502 p. (In Russian)
Drevnie derevni Severnoj Sirii (Ancient Villages of Northern Syria). URL: http://whc.unesco.org/en/list/1348 (accessed 20.02.20). (In Russian)
Dogovor «O druzhbe i sotrudnichestve mezhdu SSSR i Sirijskoj Arabskoj Respublikoj» URL: http://docs.pravo.ru/document/view/20770463/19845095/ (accessed 20.02.20). (In Russian)
D'yakonov Mihail Mihajlovich. Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya. URL: https://bigenc.ru/world_history/text/1972170 (accessed 20.02.20). (In Russian)
Evstratova Y.A. Sovetsko-sirijskie otnosheniya i formirovaniya blizhnevostochnoj regional'noj sredy. Vestnik RGGU. Seriya: Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2011, no 1, pp. 171-179. (In Russian).
Zuev V.Y. M.I. Rostovcev. Gody v Rossii. Biograficheskaya hronika. Skifskij roman / pod red. G.M. Bongart-Levina Moscow, ROSSPEN, 1997, pp. 50-83. (In Russian)
Ivanushkin A. S. Siriya 1963-1971 gg.: evolyuciya ideologii i vneshnej politiki v sovetskoj istoriografii. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki. 2019, no 2, pp. 71-82. (In Russian)
Karmov T.M., Butorin D.A. Mezhdunarodnye organizacii v sfere sohraneniya Vsemirnogo kul'turnogo naslediya v usloviyah vooruzhennogo konflikta v Sirijskoj Arabskoj Respublike v 2011-2017 gg. Zhurnal instituta naslediya, 2019, no 1, pp. 1-20. URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/272.html. (accessed 12.01.2020) (In Russian)
Korovkin F.P. Istoriya drevnego mira. Izd.18-e Moscow, Prosveshchenie, 1978, 240 p. (In Russian)
Lebedev G.S. Istoriya otechestvennoj arheologii 1700-1917 gg. Saint Petersburg, Izdatel'stvo SPbGU, 1992, 464 p. (In Russian)
Milonov M.V. Poslanie v Venu k druz'yam. Poety 1790-1810-h godov. Leningrad, Sovetskij pisatel', 1971, pp. 538-539.
Mirzoev E.B. Shapur I. Triumf nad Rimom. Saint Petersburg, Nestor-Istoriya, 2016, 352 p. (In Russian).
Munchaev R.M., Merpert N.Y. Amirov S.N. Tel'-Hazna I Kul'tovo-administrativnyj centr IV-III tys. do n.e. v Severo-vostochnoj Sirii. Moscow, Paleograf, 2004, 488 p. (In Russian)
Paustovskij K. Rasskazy. Ocherki. Stat'i. Moscow, Hudozhestvennaya literatura, 1972, 526 p. (In Russian)
Rostovcev M.I. Karavannye goroda. Saint Petersburg, Fakul'tet filologii i iskusstv SPbGU; Nestor-Istoriya, 2010, 216 p. (In Russian)
Rossijskie uchenye pomogut vosstanovit' drevnyuyu Pal'miru. Institut istorii material'noj kul'tury RAN. URL: http://www.archeo.ru/press-relizy/rossiiskie-uchenye-pomogut-vosstanovit-drevnyuyu-palmiru (accessed 14.09.2019). (In Russian)
Ryleev K.F. Polnoe sobranie stihotvorenij. Leningrad, Sovetskij pisatel', Leningr. otd-e, 1971, 480 p. (In Russian)
Saltykov-Shchedrin M. E. Sobranie sochinenij v dvadcati tomah. T.16. Kniga 2. Melochi zhizni. Moscow, Hudozhestvennaya literatura, 1974, 392 p. (In Russian).
Trekhmernaya model' Pal'miry, sozdannaya pri uchastii rossijskih arheologov, predstavlena na Sankt-Peterburgskom mezhdunarodnom
kul'turnom forume. Institut istorii material'noj kul'tury RAN. URL: http://www.archeo.ru/press-relizy/trehmernaya-model-palmiry-sozdannaya-pri-uchastii-rossiiskih-arheologov-predstavlena-na-sankt-peterburgskom-mezhdunarodnom-kulturnom-forume (accessed 14.01.2020). (In Russian)
Turgenev I. S. Polnoe sobranie sochinenij i pisem v tridcati tomah. Sochineniya v dvenadcati tomah. T. 7. Sochineniya (1861-1867). Otcy i deti. Povesti i rasskazy. Dym. Moscow, Nauka, 1981, 559 p. (In Russian)
Franciya obvinila Rossiyu v padenii Pal'miry. Kommersant ot 12.12.2016. URL https://www.kommersant.ru/doc/3169201 (accessed 14.01.2020. (In Russian)
Shifman I.SH. Pal'mirskij tamozhennyj tarif. Moscow, Glavnaya redakciya vostochnoj literatury izdatel'stva «Nauka», 1980, 346 p. (In Russian)
Al-Asaad W. Department of Antiquities of Palmyra. Syrian Archaeoligical Heritage - Five Years of Crisis 2011-2015. Damascus, 2017, pp. 125-131.
Buckler J. A. Eclectic Fabrication: St. Petersburg and the Problem of Imperial Architectural Style. Cultures of Forgery: Making Nations, Making Selves. New York-London, Routledge, 2003, pp. 53-78.
Linguet M. Annales politiques, civiles et littéraires du dix-huitième siècle. T. IV. Londra, 1778, 512 p. (In French)
Plets G. Violins and trowels for Palmyra. Post-conflict heritage politics. Anthropology today. Vol. 33, no 4, August, 2017, pp. 18-22.
Wood R. The ruins of Palmyra, otherwise Tedmor, in the desart. London, 1753, 194 p.
Why the Syrian regime's recapture of Palmyra was a political move. URL: https://www.thenational.ae/world/why-the-syrian-regime-s-recapture-of-palmyra-was-a-political-move-1.164526. (accessed 14.01.2020).
The phenomenon of Palmyra in the public consciousness of Russia: history and modernity
T.M. Karmov
The purpose of the article is to determine the significance of the object of world cultural heritage of Palmyra for Russia. Consider the history of the appearance of Palmyra in the Russian cultural space. To trace the stages and features in the history of the study of this famous monument by Russian researchers, to reveal the reasons for the role that Palmyra plays now in contrast to other similar UNESCO World Heritage Sites. The paper analyzes documentary sources, scientific publications, literary works, and media data. A special place in the work is given to the circumstances of the appearance of information about Palmyra, the distribution of this name in Russian literature from the late XVIII - early XIX centuries and the formation of a prototype image for Russia. Attention is also paid to the study of Palmyra in the Soviet
period. As a result, it is concluded that the inclusion of Palmyra along with Byzantine antiquities in the system of traditional objects of study on the part of Russian researchers, as well as the patterns of the renewal of modern interest in Palmyra in Russian society.
Keywords: Palmyra, Russian Empire, North Palmyra, symbol, history of study, identity.