Научная статья на тему 'История сирийской цивилизации и её влияние на развитие малоэтажных жилых зданий Сирии'

История сирийской цивилизации и её влияние на развитие малоэтажных жилых зданий Сирии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1157
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / АРХИТЕКТУРА СИРИИ / МАЛОЭТАЖНОЕ ЖИЛОЕ ЗДАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТОР / РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Халиль Иван

В статье даётся краткий обзор основных периодов развития архитектуры малоэтажных жилых зданий Сирии. Рассматривается архитектура малоэтажных жилых зданий Сирии с 4-го тысячелетия до н.э. Государство Эбла до сегодняшнего дня. Отмечается влияние римского периода, Византийской империи, Арабского халифата, Османской империи и европейской архитектуры на общую композицию интерьера традиционного жилья и сооружений. Культура и история Сирии тесно связана с древними святынями Пальмиры, Палестины, Ливана и Иордании, эта страна с глубокими религиозными и библейскими традициями, здесь многие храмы или мечети плавно переходили от одних проповедников к другим, Дано религиозные особенности населения Сирии и их влияние на архитектуру малоэтажных жилых зданий. Дана оценка влияния традиций на современную архитектуру сирийских малоэтажных жилых домов. Замечены природные особенности строительства Сирии, приведены примеры строительства на аналогичных территориях средиземноморского региона. Тема представляет интерес в силу своей малой изученности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Халиль Иван

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История сирийской цивилизации и её влияние на развитие малоэтажных жилых зданий Сирии»

■ и V V ■■

История сириискои цивилизации и ее влияние на развитие малоэтажных жилых зданий Сирии

о ы

а

а

«

а б

Халиль Иван

аспирант, кафедра архитектуры, Российский университет дружбы народов, [email protected]

В статье даётся краткий обзор основных периодов развития архитектуры малоэтажных жилых зданий Сирии. Рассматривается архитектура малоэтажных жилых зданий Сирии с 4-го тысячелетия до н.э. Государство Эбла до сегодняшнего дня. Отмечается влияние римского периода, Византийской империи, Арабского халифата, Османской империи и европейской архитектуры на общую композицию интерьера традиционного жилья и сооружений. Культура и история Сирии тесно связана с древними святынями Пальмиры, Палестины, Ливана и Иордании, эта страна с глубокими религиозными и библейскими традициями, здесь многие храмы или мечети плавно переходили от одних проповедников к другим, Дано религиозные особенности населения Сирии и их влияние на архитектуру малоэтажных жилых зданий. Дана оценка влияния традиций на современную архитектуру сирийских малоэтажных жилых домов. Замечены природные особенности строительства Сирии, приведены примеры строительства на аналогичных территориях средиземноморского региона. Тема представляет интерес в силу своей малой изученности.

Ключевые слова История, архитектура Сирии, малоэтажное жилое здание, исторический фактор, развитие архитектуры.

Десять тысяч лет до нашей эры Сирия стала одним из центров докерамического неолита. Здесь, как предполагают многие исследователи по истории Сирии, впервые в мире появились не только земледелие, но и скотоводство. Характерной особенностью данного региона в период докерамического неолита являются прямоугольные дома (Мурейбетская культура). Археологические находки свидетельствуют о высокой культуре этой цивилизации, в частности, о широком использовании посуды из камня, гипса, а также из обожжённой извести.[5]

Одной из наиболее часто упоминаемых исторических местностей Сирии является Оазис Гута, который простирается на 25 км с севера на юг и на 16 км с запада на восток. Исследования археологов позволяют предположить, что население оазиса проживало в этой местности уже в IV тысячелетии до н. э. Местные жители издревле занимались земледелием, скотоводством и торговлей, поскольку выгодное местоположение на краю Восточной пустыни и вблизи двух судоходных рек чрезвычайно способствовало развитию этих отраслей. На протяжении многовековой истории Сирии, в оазисе Гута кипела активная жизнь, отсюда расходились дороги на запад, юг и восток, что послужило предпосылкой к формированию крупного города Дамаска. Сегодня Дамаск является древнейшей из современных столиц и одним из старейших городов мира; первые упоминания о нём относятся к 2500 году до нашей эры. Дамаск играл весьма важную роль в экономике и политике региона.

Ранняя история цивилизации Сирии начинается с 4-го тысячелетия до н.э. Государство Эбла (семитский город-государство, который входил в круг шумеро-аккадской цивилизации) возникло на территории Сирии более трех тысяч лет до н. э. Немногочисленные археологические находки свидетельствуют о том, что население этой местности использовало клинопись. Государство находилось в постоянных конфликтах с амореями (соседи с юга) и хурритами (соседи с севера). Столица государства Эбла была полностью разрушена при завоевании её Аккадом, и на территории Сирии появились ханаанские

племена, которые образовали множество мелких враждующих государств. Позднее на территории Сирии образовалось аморейское государство Ямхад, которое пало под нашествием хеттов. В пятнадцатом веке до н. э. на территорию Сирии вошли войска египетского фараона Тут-моса I - го и страна долгое время находилась под египетским правлением.[4] В седьмом веке до н.э. в зоне взаимодействия вторгшихся с Балкан хеттов и цивилизаций Месопотамии местные племена хурритов образовали государство Митанни.

Ранние города этого периода, такие как Мари, Угарит, Дура-Европос служили основой формирования сирийского государства. В этих городах были хорошо развиты ремёсла по обработке дерева, слоновой кости и жемчуга. Важным этапом в истории Сирии является период правления Римской империи, которая завоевала Сирию в 64 году до н. э.

В промежутке между вторжением ханаанских племён и созданием Пальмирской империи под правлением царицы Зенобии (период правления 240—274 годы) территория Сирии последовательно находилась под властью гиксосов, хеттов, египтян (с восемнадцатого века до н.э. город Дамаск был подчинён египетским фараонам), Великой Армении, арамеев, ассирийцев, вавилонян, персов, древних македонцев, эллинистической державы Селевкидов. Каждый из этих исторических этапов оставил след в местной архитектуре, планировке и строительстве зданий и сооружений.[3]

Пальмирская империя (260—273 гг. ), используя опыт строительных технологий Греции и Рима, оставила уникальное архитектурное наследие, многие из этих исторических памятников вошли в мировую сокровищницу ЮНЕСКО: триумфальная арка династии Северов; храм, посвящённый местному верховному богу Баалу; недостроенное здание театра (датируется II веком н. э., временем династии Северов).

Дамаск римского периода представлен руинами великолепных дворцов и зданий (например в Бусра амфитеатр - Дарра). От периода Византийской империи сохранились церковь Мушабак в Алеппо и Базилика церкви Симеона Столпника. Дамаск был столицей Арабского халифата при Омейядах. Халифат был государством, простиравшимся от Пиренейского полуострова до Центральной Азии. Арабская империя периода Омейядского халифата представлена в древней архитектуре Сирии минаретами и мечетями, могилой пророка Яхьи (Иоанна Крестителя), минаретом мечети Омейядов, замком Омейядов и многими другими.[2]

Ислам распространился в Сирии примерно с 661 года, в то время Дамаск постепенно становился культурным и экономическим центром

ближневосточного и арабского мира. К VIII веку он считался самым крупным городом ближневосточного региона и одним из красивейших городов мира. Сохранились некоторые дома зажиточных аристократов того периода. Как правило, все эти здания имеют внутренний двор квадратной формы и террассу, обращенную во двор.[1][5]

1. План замка Омейядов. 2. Общий вид (модель замка Омейядов)

Рис. 1 Замок Омейядов в Сирии

В 750 г. династия Аббасидов свергает Омей-ядов, в результате чего столица Халифата перемещается в Багдад. С началом крестовых походов в XII веке, на территории Сирии были образованы государства крестоносцев, просуществовавшие около ста лет. В XIII веке Дамаск стал провинциальным центром Империи мамлюков. В начале четырнадцатого века (после 1400 г.) Сирия подверглась жесткому нападению армии тюрков под предводительством Тамерлана, который разгромил отряды мамлюков и разрушил Дамаск, откуда в Самарканд были вывезены все богатства и сокровища.

Последующие 4 века, начиная с 1517 года, Сирия входит в состав Османской империи. По-

О В I» £

55 П П Н

сле Первой мировой войны Османская империя распадается и многие её территории оказываются оккупированными.[ 4]

О ы

а

а

«

а б

1. план МЖЗ 2. Разрез МЖЗ Рис. 2 МЖЗ периода Омейядов

В 1920 году, буквально через несколько месяцев после основания Сирийского арабского королевства с центром в Дамаске, сирийские войска были разгромлены французской армией в битве у перевала Мейсалу, а сама Сирия попадает под французскую оккупацию. Через 2 года режим прямой французской оккупации заменяют на административное управление. В этот же период от Сирии была отделена Палестина, а также другие земли восточнее реки Иордан, а Франция в свою очередь получила "Мандат Лиги Наций" (1922г.) на оставшуюся территорию Сирии. Позже, в 1926 г., страна, как подмандатная территория Франции, была разделена на государство Ливан и государство Сирию. [1]

О богатой многовековой истории Сирии сегодня свидетельствуют руины и развалины архитектурных памятников великих мировых цивилизаций. На этой земле, где тесно переплетено мировоззрение и философские учения востока и

запада, закладывалось начало основных мировых религий: христианства и ислама. Сегодня христианские святыни Сирии бережно хранятся в мусульманских мечетях, а замки крестоносцев за многие столетия превратились в музеи под открытым небом. [2][3]

Сирия - страна с глубокими религиозными и библейскими традициями. Здесь многие храмы или мечети плавно переходили от одних проповедников к другим. Здесь происходили кровопролитные сражения за новые религиозные и философские учения и подходы к управлению государством. Сирия занимает важное место в истории христианства, эти земли согласно Библии, посещали пророки и великие мудрецы. Здесь, по дороге в Дамаск Апостол Павел принял христианскую веру и начал свою проповедническую деятельность. В Антиохии ученики Христа впервые стали называться христианами. Культура и история Сирии тесно связана с древними святынями Пальмиры, Палестины, Ливана и Иордании.[3]

В заиорданской зоне Сирии преобладает азиатская структура зданий. Этот регион Сирии изобилует бесчисленными примерами восточных жилищ. Дома Гаурана и Леджаха дошли до нас почти не тронутыми, пригодными для жилья и даже заселенными. Стены и потолки здания выполнены из базальта, двери представляют собой базальтовые плиты, ходящие на базальтовых пятниках; окна сделаны также из ажурных базальтовых плит. Все здание покоится на базальтовой скале. Значительная часть Гаурана совершенно лишена лесов, и постройки целиком возведены из материалов, не боящихся времени. Как историческое наследие исламских завоевателей повсеместно на фасадах встречаются украшения с восточным орнаментом.

На рис. 3-А приведен пример такого дома: потолки состоят из плит, опирающихся на арки. В других местностях, где встречается лес, строители использовали смешанную систему, показанную на рис. 3-Б, она характеризуется тем, что нижний этаж имеет каменный потолок, а верхний — деревянную кровлю.

Литература

З. Эррз Т.А. История мировой культуры 18-20 вв. / Изд. Чувашского университета, 2000. - 85 С.

Саид. М. Сирийское министерство туризма, Сирия во время доисторического каменного века, 18 января 2011 года.

Фирсанов В.М. Архитектура тропических Стран. - М.: Издательство Российского Университета Дружбы Народов, 2002. - 5-234 С.

Халиль.И. Глиняная архитектура В Сирии / Халиль.И., Халаби.С.М., Альхалаби.З.С. // Вестник Инженерные Исследования Российского

Университета Дружбы Народов. - 2016. - №1. 166-171 С.

Хиннебуш, Раймонд Сирия: Революция с высоты. / Хиннебуш // Рутледж. (2002).

The history of the Syrian civilization and its impact on the

development of low-rise residential buildings in Syria Khalil Ivan

Peoples' Friendship University of Russia The article gives a brief overview of the main periods of the development of architecture of low-rise residential buildings in Syria. The architecture of low-rise residential buildings in Syria is considered from the 4th millennium BC State of Ebla to this day. The influence of the Roman period, the Byzantine Empire, the Arab Caliphate, the Ottoman Empire and European architecture on the overall composition of the interior of traditional housing and facilities in syria. The culture and history of Syria is closely connected with the ancient shrines of Palmyra, Palestine, Lebanon and Jordan, this country with deep religious and biblical traditions, here many temples or mosques smoothly passed from one preachers to others. Was given the religious features of the Syrian population and their influence on the architecture of low-rise residential buildings. The estimation of the influence of traditions on the modern architecture of Syrian low-rise residential buildings is given. The natural features of the construction of Syria are noted, examples of construction in similar territories of the Mediterranean region are given. The topic is of interest because of its little scrutiny. Keywords: history, architecture of Syria, low-rise residential building, historical factor, development of architecture

References

1. Z. Errz, T.A. The history of world culture 18-20 centuries. / Ed.

Chuvash University, 2000. - 85 C.

2. Said. M. Syrian Ministry of Tourism, Syria during the prehistoric Stone Age, January 18, 2011.

3. Firsanov V.M. Architecture of Tropical Countries. - M .: Publishing house of the Russian University of Peoples Friendship, 2002. - 5-234 C.

4. Khalil. And. Clay architecture in Syria / Khalil.I., Halabi.S.M.,

Alhalabi.Z.S. // Bulletin of Engineering Studies of the Peoples' Friendship University of Russia. - 2016. - №1. 166171 C.

5. Hinnebusch, Raymond Syria: A Revolution from Above. / Hinnebush // Rutledge. (2002).

О R U

£

R

n

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.