ПАЛЬМИРА: ПРОШЛОЕ - НАСТОЯЩЕЕ - БУДУЩЕЕ
УДК 72.03(569.1) ББК 85.113(5Сир)
Е.В. Малая
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия К. Шахин
Российский университет дружбы народов, РУДН, Москва, Россия Аннотация
Памятники античного периода обладают колоссальной притягательной силой и занимают особо почитаемое место у истоков европейских культуры. Сохранение и воссоздание разрушенных античных памятников в Древней Пальмире, многие десятилетия поражавшей хорошо сохранившимися архитектурными сооружениями, является важным вопросом для сохранения культуры и воспитания будущих специалистов в области искусства и архитектуры. Разработка чертежей для восстановления античной архитектуры Пальмиры может быть ключевой позицией в обучении архитекторов и художников. В статье представлены фотографии памятников архитектуры до начало военных действий. Теперь эти удивительные сооружения почти разрушены, но изучение будущими архитекторами античного наследия в центре караванных путей между Западом и Востоком, где апостол Павел начал проповедовать христианство, просто необходимо. Большая часть античного наследия почти разрушена после военных действий, тем ценнее будут те чертежи, которые удастся сделать благодаря проведению научно-исследовательской работы по изучению древнего города. Воссоздание античных и других культурных памятников Сирии поможет вернуть заслуженную былую славу древним городам, сохранению культурных традиций Ближнего Востока.1
Ключевые слова: Культурное наследие, Ближний Восток, античные памятники, Древняя Пальмира, античная культа Пальмиры, римский период Сирии, античное наследие Пальмиры
PALMYRA: PAST - PRESENT - FUTURE
E. Malaya
Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia K. Shahin
Peoples' Friendship University of Russia, RUDN, Moscow, Russia Abstract
Monuments of the ancient period have a tremendous appeal and occupy a particularly revered place at the origins of European culture. The preservation and restoration of the ruined ancient monuments in Ancient Palmyra, which for many decades amazed us by their well-preserved architectural structures, is an important issue for the preservation of culture and education of future specialists in the field of art and architecture. The development of drawings to restore the ancient architecture of Palmyra can be a key position in the training of architects and artists. The article presents photos of architectural monuments before the war. Now these amazing buildings are almost destroyed, but the study of the future architects of the ancient heritage in the center of the caravan routes between the West and the East, where the Apostle Paul began to preach Christianity, is necessary. Most of the ancient heritage is almost destroyed after the war, the more valuable will be the drawings that will be able to do thanks to the research work on the study of the ancient city. Reconstruction of the ancient and other cultural monuments of
1 Для цитирования: Малая Е.В. Пальмира: прошлое - настоящее - будущее / Е.В. Малая, К. Шахин // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. - №4(45). - С. 183-192 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2018/4kvart18/12 malaja/index.php
Syria will help restore the well-deserved former glory to the ancient cities, preserving the cultural traditions of the Middle East.2
Keywords: Cultural heritage, the Middle East, ancient monuments, Ancient Palmyra, the ancient cult of Palmyra, the Roman period of Syria, the ancient heritage of Palmyra
Древняя Пальмира - один из богатейших городов, уютно расположенный в прекрасном оазисе Сирийской пустыни, между Дамаском и Евфратом. Сирия - священная земля для представителей двух крупнейших мировых религий - христианства и ислама, история этой земли тесно переплетена с основами христианства. Она упоминается в Новом Завете - Деяниях апостолов и в Посланиях апостола Павла, - и именно в древней Антиохии учеников Христа впервые назвали христианами.
Столица Сирии Дамаск - один из первых регионов, где апостол Павел начал проповедовать христианство. И, несмотря на то, что уже несколько столетий Сирия является мусульманским государством, в Дамаске до сих пор проживает около 10% населения, исповедующих христианство. Сирия, вместе с Израилем, Ливаном и Иорданией является для всех христиан мира «Святой Землей». В бурном потоке событий начала нового тысячелетия действия по сохранению объектов культурного наследия становятся насущной и важной проблемой для всего цивилизованного мира, и особо важно объединение культурного потенциала всех народов в едином желании сохранить мир, культуру, традиции, знания.
Более трех тысячелетий на перекрёстке караванных путей между Западом и Востоком, где сливались воедино торговые, дипломатические, военные и социальные людские потоки, существовал город Дамаск, выполняющий роль связующего звена в соединении религий, культур и торговли. Здесь производились знаменитые ткани, ювелирные изделия, легендарная дамасская сталь, строились первые христианские и мусульманские храмы, создавались письменность и культура, легенды и философские трактаты. На этой земле греческие и римские колонисты создавали храмовые комплексы, византийские архитекторы и крестоносцы возводили христианские храмы, украшенные немеркнущими мозаиками, архитекторы более поздних периодов строили мусульманские святыни, поражающие арабской каменной резьбой, изразцовыми орнаментами. «Сирийцы и сирийская культура сыграли в средние века весьма значительную роль в мировой истории. Сирийцы, разделенные политически между Византией и Ираном, т.е. между Западом и Востоком, стали связующим звеном между двумя важнейшими мировыми культурными регионами» [1]. Каждый памятник античной архитектуры был прекрасно сохранен и представлял собой уникальный гармоничный ансамбль градостроительного искусства древних римлян (рис. 1).
В период римского владычества «благодаря своему стратегическому местоположению Сирия считалась центром римского влияния и власти во всем регионе, включая Армению, Месопотамию, Аравию и Персию» [3]. К периоду расцвета римской демократии относится основное строительство зданий и сооружений Древней Пальмиры. Тысячи туристов приезжали в этот прекрасный город ради соприкосновения с великолепными образцами античного искусства. Последние пять лет поток туристов и паломников постепенно иссякает, а количество утраченных древних памятников архитектуры растет каждый день, поэтому сейчас особенно важно сохранять мир, восстанавливая утраченные святыни.
For citation: Malaya E., Shahin K. Palmyra: Past - Present - Future. Architecture and Modern Information Technologies, 2018, no. 4(45), pp. 183-192. Available at: http://marhi.ru/eng/AMIT/2018/4kvart18/12 malaja/index.php
Рис. 1. Общий вид Древней Пальмиры
В культурном плане возрождение религиозных памятников имеет важное значение для сохранения гармоничного единства самобытной культуры Малоазийского побережья, греческой и римской культуры, слияния в едином ансамбле восточной и западной культур. Осуществление проекта возрождения и градостроительной реконструкции древней Пальмиры позволит возродить памятники мирового значения и окажет благотворное влияние на развитие общечеловеческих культурных ценностей. Город всегда привлекал внимание большое количество посетителей, и воссоздание памятников античной культуры напомнит о единстве и гармонии культурных традиций, необходимости бережного сохранения культурного наследия.
История основания Пальмиры в некогда зеленом оазисе посреди пустыни достигла расцвета в период римского владычества. Римские зодчие внесли значительные изменения в структуру древнего города, изменяя направление древних улиц и создавая подобие римского лагеря с регулярной планировкой улиц. Так античное поселение с узкими восточными улицами получило разработанный генеральный план с широкими проездами для торговых и военных повозок, прекрасные площади и великолепные дворцы. И поскольку «Пальмира - важный экономический центр античного мира, расположенный на пересечении караванных путей из Средиземноморья в страны Востока» [3], здесь чудесным образом «сливались в гармонии восточные, греческие и римские традиции» [2].
Центральная ось города была украшена колоннадой торжественного и величественного коринфского ордера, триумфальными арками и прерывалась только условиями рельефа, свято сохраняя направление древних караванных путей (рис. 2). В обновленном городе в местах пересечения улиц и изменения направления движения улиц были созданы небольшие площади и арки. Центральная, самая богатая своим убранством и роскошью улица города объединяет три центральных его части: сакральную - центральный храм Белла, деловой и общественный центр и военный лагерь Диоклетиана. В центре деловой активности города находился театр с ионической площадью с восточным караван-сараем, административным зданием городского совета и храмом. Колонные портики Пальмиры являлись укрытием от палящих солнечных лучей и являлись важным связующим звеном в композиционном решении генерального плана города [4].
Главная торжественная улица, имевшая ширину 11 метров, интересна обилием портиков со скульптурными изображениями, фонтанами. Она привлекала туристов, специалистов и всех ценителей прекрасного в город-музей под открытым небом (рис. 3а,б). К сожалению, этот самый привлекательный для посещения туристов объект теперь находится в разрушенном состоянии [5]. Разрушению памятника способствовали сначала ветры,
песок и качество камня, в последние годы - военные конфликты. Теперь необходимы огромные финансовые затраты на реставрацию и воссоздание разрушенных памятников архитектуры.
Знаменитая триумфальная арка древнего города напоминает о величии и могуществе «Восточной жемчужины», известной всему современному миру как культурная и торговая столица Сирийского государства периода расцвета (рис. 3в) [6].
Рис. 2. Пальмира. План древнего города
в)
Рис. 3. Древняя Пальмира: а) общий вид города; б) вид центральной улицы; в) Триумфальная арка
Самым большим в Пальмире считался Храм Бела, посвящённый местному верховному божеству Баалу. Он был построен в первой половине I века н.э. и являлся главным храмом города. Сооружение размещено на высокой террасе 300x200 метров и первоначально было окружено высокими каменными стенами, украшенными полуколоннами. Внутренняя часть стен состояла из двух рядов колонн. Перед входом в храм в большом дворе располагался бассейн (в Древней Греции и Риме он служил для омовения путника перед входом в храм или дом) и алтарь (всегда располагался перед входом в любое сооружение). Внутреннее пространство храма представляло собой большой торжественный зал (рис. 4а,б). Удивительна гармония этого ансамбля в слиянии древней восточной и римской культур периода расцвета поражали всех ценителей прекрасного более двух веков. Сейчас сложно определить степень разрушения храмового комплекса и следует отметить, что возможность исследования памятника архитектуры необходима для сохранения самобытной культуры, объединившей в себе европейские и восточные формы (рис. 4в).
в)
Рис. 4. Храма Бэла: а) общий вид храма, фото 1993 года; б) план; в) проектное предложение по реконструкции храма Бэла
Храм Баалшамина (рис. 5), посвященный почитаемому в Сирии богу небес, является вторым сооружением Пальмиры по степени сохранности. Сейчас, после освобождения древнего города и варварского уничтожения после военных действий, оказался почти полностью разрушенным. Строительство храма относится к периоду римской республики и является ярким примером храмового зодчества периода 1-11 веков нашей эры.
Рис. 5. Храм Баалшамина (The Temple Balsamina)
На рис. 6 запечатлен комплекс римского театра. Этот памятник античной архитектуры был прекрасным образцом для изучения истории создания зрелищных сооружений, поражал сохранностью и оригинальностью строительных технологий [7]. С правой стороны театр примыкал к зданию городского Сената и был окруженной ионическими портиками, включающими в себя скульптурные изображения римских и пальмирских полководцев, чиновников и известных жителей древнего города.
Рис. 6. Римский театр, II век н.э.
В период арабского владычества в Пальмире был создан уникальный замок Фахраддина, служивший многие десятилетия местом религиозного паломничества и являющийся одной из самых известных достопримечательностей арабского периода (рис. 7). Для расположения неприступной крепости на местности был выбран холм высотой около 150 метров.
Рис. 7. Замок Фахраддина
При создании крепости древние зодчие создали ров более 12 метров в глубину и ширину, который послужил одновременно и оборонительным поясом и каменоломней для добычи строительных материалов. Попасть в неприступную крепость можно было только по каменному мосту. Создавая каменоломню в непосредственной близости к стройплощадке, зодчие преследовали три важных цели: создание неприступного препятствия вокруг сооружения, использование камня для строительства и сохранение античного города, каменные детали которого довольно часто использовали в качестве строительного материала при строительстве других объектов.
До 2015 года Древняя Пальмира являлась самым сохранившимся и богатейшим античным городом на Ближнем Востоке, признанным ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия. В результате военных действий последних лет культурное мировое сообщество потеряло значительную часть прекрасных образцов античного искусства [8].
Архитектуре и искусству Пальмиры посвящено много книг, научных работ и исследований, чертежей и зарисовок архитекторов, но тема для исследований и работы специалистов неисчерпаема. Поэтому предлагается собрать команду специалистов для работы над проектом воссоздания утраченных святынь. И занятия по архитектурному проектированию могли бы стать первой площадкой для такой интересной, познавательной практической работы студентов и преподавателей архитектурных вузов и университетов разных стран.
По мнению специалистов, мозаики и фресковая живопись после военных действий не подлежит восстановлению, но усилиями студентов-архитекторов можно было бы создать библиотеку прекрасных образцов - копий восстановленных росписей и мозаичных панно [9]. Пальмира поражала единством культур римского владычества, Византии и восточного искусства, поэтому работа с такими уникальными памятниками будет интересна для проектов восстановления архитектурного наследия разных стилей и эпох, архитектурных зарисовок, обмеров и занятий рисунком.
Значимость объекта велика и можно надеяться на поддержку культурного мирового сообщества, ЮНЕСКО и ООН. Сейчас необходимы действия по разработке архитектурного проекта восстановления разрушенных памятников, разработке стратегии действий для его осуществления. Это важный вопрос работы мирового архитектурного и более широкого культурного сообщества в вопросах сохранения памятников истории и культуры. Большая часть памятников разрушена, но возможно не только восстановление, сейчас важнее провести научно-исследовательскую работу для сохранения уникальных объектов в виде чертежей, зарисовок, макетов.
Интернациональная команда специалистов по истории, археологи, архитекторы, искусствоведы, преподаватели и студенты архитектурных вузов могли бы собрать международную инициативную группу для исследований и работы над проектом реконструкции древнего города. Уже появились сведения о том, что команда из Санкт-Петербурга создает модель утраченного города. В компетенции этой группы возможно создание фотофиксации существующего положения, обмеры, зарисовки, создание проектного предложения, создание Зй-модели для восстановления музея. Создание видеоряда и демонстрация восстановленного города в движении поможет восстановлению и памятников и работе музеев.
В восстановленном городе смогут проводиться не только культурные мероприятия, здесь могут проводиться практики по живописи, обмерам, рисунку для студентов архитектурных и художественных вузов. Античные памятники Пальмиры для этого являются одними из самых привлекательных объектов античного наследия [10]. Такие занятия не только дадут импульс и прекрасную практику, но навсегда оставят след в музеях и библиотеках архитектурных вузов всего мира.
Источники иллюстраций
Рис. 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://man-on.info/news/2017/03/03/383 (обращение 03.03.17).
Рис. 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://1chudo.ru/goroda/25-drevnii-gorod-palmira-v-sirii.html (обращение 12.08.2017).
Рис. 3 а-в, рис. 4 а. Предоставлены к.т.н., Халаби Салем Махмуд, РУДН.
Рис. 4 б. Чертеж магистра РУДН К. Шахин.
Рис. 4 в. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://palmtreeofdeborah.blogspot.ru/2015/09/wall-street-temple-of-bel-and-geulah.html (обращение 05.05.17).
Рис. 5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news. tut. by/world/461474. htm l (обращение 05.05.17).
Рис. 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://alumni.mipt.ru/page/adaptive/id31258/blog/4769301/ (обращение 05.05.17). Рис. 7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://theins.ru/wp-content/uploads/2016/03/desert-castel.ipg (обращение 05.05.17).
Литература
1. Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах. - Том. 2. - М., 1973. - С. 506.
2. Саверкина И.И. Древняя Пальмира. Альбом. - Л.: Аврора, 1971. - 104 с.
3. Филип Х. Краткая история Ближнего Востока. Мост трех континентов. - М.: Центрполиграф, 2012. - С. 83.
4. Ростовцев М.И. Караванные города. - СПб.: Нестор-История, 2010. - 216 с.
5. Сирия глазами православного паломника. Сборник. - М.: Сибирская благозвонница, 2013. - 171 с.
6. Старобуд Т. Пальмира: средокрестие культур востока и запада, античности и раннего средневековья // Искусствознание. - 2011. - №3-4. - С. 195-232.
7. История Византийской империи. - Т. I. - С.-Петербург, 1913.
8. Шифман И.Ш. Царские и полисные земли в эллинистическо-римской Сирии // Палестинский сборник. - Вып. 15. - М.-Л., 1966.
9. Отто Демус. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии. - М.: Индрик, 2001. - 160 с.
10. Михаловский К. Пальмира. - Варшава: Аркады, 1968. - 120 с.
References
1. Vseobshhaja istorija arhitektury v 12-ti tomah [General history of architecture in 12 volumes]. Moscow, 1973, vol. 2, p. 506.
2. Saverkina I. Drevnjaja Pal'mira. Al'bom [Ancient Palmyra. Album]. Leningrad, 1971, 104 p.
3. Philip Hitti. Kratkaja istorija Blizhnego Vostoka. Most treh kontinentov [A brief history of the Middle East. The bridge of three continents]. Moscow, 2012, p. 83.
4. Rostovtsev M. I. Karavannye goroda [Caravan cities]. St. Petersburg, 2010, 216 p.
5. Sirija glazami pravoslavnogo palomnika. Sbornik [Syria through the eyes of an Orthodox pilgrim. Collector]. Moscow, 2013, 171 p.
6. Starobud T. Palmira: sredokrestie kul'tur vostoka i zapada, antichnosti i rannego srednevekovja [Palmira: the cross of cultures of East and West, antiquity and the early middle ages. Magazine Art Studies]. 2011, no. 3-4, pp. 195-232.
7. Istorija Vizantijskojimperii [History of the Byzantine Empire]. Vol. I, St. Petersburg, 1913.
8. Shifman I.W. Carskie ipolisnye zemli vjellinistichesko-rimskoj Sirii [Royal and polis lands in Hellenistic-Roman Syria. Magazine Palestinian collection]. Moscow, Leningrad, 1966,
vol. 15.
9. Otto Demus. Mozaiki vizantijskih hramov. Principy monumental'nogo iskusstva Vizantii [Mosaics Byzantine churches. Principles of monumental art in Byzantium]. Moscow, 2001, 160 p.
10. Michalovskiy K. Palmira [Palmira]. Warsaw, 1968, 120 p.
ОБ АВТОРАХ
Малая Елена Владимировна
Кандидат архитектуры, доцент кафедры «Градостроительство», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: arxe elena@mail.ru
Шахин Кристина
Магистрант второго года обучения Департамент Архитектуры, Инженерная академия, Российский университет дружбы народов (РУДН), Москва, Россия e-mail: kristik31@mail.ru
ABOUT AUTHORS
Malaya Elena
PhD of Architecture, Associate Professor of the Urban Planning Department, Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: arxe elena@mail.ru
Shahin Christina
Undergraduate Second Year Students of the Department of Architecture, Engineering Academy, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN), Moscow, Russia e-mail: kristik31@mail.ru