Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ'

ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
65
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН / ПРОБЛЕМА / ОБЩЕСТВО / ФИЛОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Осинцева В.С.

В статье произведен анализ феномена отчуждения как одной из проблем современной социальной философии, а также формы отчуждения. Раскрыто понятие отчуждения в классическом философском знании. Рассмотрена роль анализа отчуждения. Определены симптомы нарастания данной проблемы в обществе. Рассмотрена проблема отчуждения в отечественной философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF ALIENATION IN MODERN PHILOSOPHY

The article analyses the phenomenon of exclusion as one of the problems of modern social philosophy, as well as forms of exclusion. The concept of alienation exposed in classic philosophical knowledge. The role analysis of alienation. Identifies the symptoms of this problem rise in society. The problem of exclusion in patriotic philosophy.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ»

УДК 101

Осинцева В.С. студент 1 курса

факультет «Начальное образование. Дошкольное образование»

Профессионально-педагогический институт Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Россия, г. Челябинск ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Аннотация: в статье произведен анализ феномена отчуждения как одной из проблем современной социальной философии, а также формы отчуждения. Раскрыто понятие отчуждения в классическом философском знании. Рассмотрена роль анализа отчуждения. Определены симптомы нарастания данной проблемы в обществе. Рассмотрена проблема отчуждения в отечественной философии.

Ключевые слова: феномен, отчуждение, проблема, общество, философия.

Osintseva V.S.

Student Professional-Pedagogical Institute South Ural State humanitarian and Pedagogical University

Chelyabinsk

1 course, Faculty of primary education. Pre-school education THE PHENOMENON OF ALIENATION IN MODERN PHILOSOPHY

Abstract: the article analyses the phenomenon of exclusion as one of the problems of modern social philosophy, as well as forms of exclusion. The concept of alienation exposed in classic philosophical knowledge. The role analysis of alienation. Identifies the symptoms of this problem rise in society. The problem of exclusion in patriotic philosophy.

Keywords: phenomenon, exclusion, problem, society, philosophy.

Анализ феномена отчуждения является одной из немногих противоречивых проблем в современной социальной философии. Отчуждение, как оно понимается в классическом философском знании, это — исторически преходящая форма опредмечивания человеком своей сущности, своих способностей, которая получает определенное психологическое выражение в сознании индивида [3: с. 55]. Очевидно, что сегодня, в условиях массовости, стандартизации личности — это философское понятие вновь приобрело широкое социальное звучание.

Анализ феномена отчуждения в пространстве мировой философии необходим для решения существующих духовно-нравственных проблем современного общества. Используя накопленный философский опыт, человек получает больше шансов если не решить проблему отчуждения, то

хотя бы частично снять её. В современных условиях эта попытка означает ещё и минимизацию негативного влияния феномена глобализации. Противоречивость, много- аспектность и актуальность проблематики отчуждения всегда вызывала и будет вызывать интерес у большого количества исследователей.

Проблема отчуждения присуща любой исторической эпохе в той степени, в какой человек ставит свое бытие под вопрос. Для каждого отдельного человека во все времена были и будут возможны противоположные экзистенциальные решения этой проблемы «наряду с возможностью избежать таковых, скрывшись в тумане безразличия к самому себе» [1].

Сегодня ярким симптомом нарастания отчуждения в обществе являются массовая культура и тотальная информатизация общественной жизни, которые способствуют нагнетанию «одиночества в толпе». Дополнительным катализатором психологического и экономического аспектов отчуждения является процесс глобализации, который транслирует явления массовой культуры по всем странам и континентам.

Отчуждение как объективация Абсолютного Духа в природе и историческом процессе, как результат деятельностного отношения субъекта к объекту являлось одной из центральных проблем в философии Г.Ф. Гегеля и К. Маркса. В «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» К. Маркс определяет в качестве исходного пункта анализа классового-антагонистических общественных отношений проблему отчужденного труда. К проблеме экономических, психологических, социальных, экзистенциальных аспектов отчуждения человека и роли философии в преодолении этого отчуждения обращались многие философы XX столетия (Э. Дюркгейм, О. Шпенглер, М. Вебер, Г. Зиммель, А. Хайдеггер, К. Хорни, Г. Маркузе, Х. Арендт и др.). Значительный вклад в исследование проблемы отчуждения внесла философия экзистенциализма. В работах А. Камю, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса и др. предлагались различные способы преодоления отчужденного состояния через активизацию индивидуальных способностей человека.

В философии русских экзистенциальных мыслителей (Н. Бердяев, Л. Шестов) проблема отчуждения решалась под углом зрения разрушительного воздействия на духовный мир человека различных форм объективированного мира — экономики, техники, государства, и др. Основы социально-психологического подхода к исследованию проблемы отчуждения были разработаны в философии Э. Фромма, К. Хорни. Проблема самоотчуждения представлена в философии Г. Маркузе, Ю. Хабермаса.

Несмотря на то, что проблема отчуждения в отечественной философии долгое время во многом осмысливалась в контексте критики буржуазной философии, ее разработка открывала новые эвристические возможности для оценки происходящих процессов, существенно расширяла методологическую базу анализа. Проблема отчуждения обстоятельно

исследовалась в работах Б.Н. Воронцова, И.И. Кального, Н.И. Лапина, А.И. Титаренко и др. В трудах И.С. Нарского, Т.И. Ойзермана анализировались современные концепции отчуждения в отечественной и зарубежной философии и антропологические аспекты отчуждения. Критика концепций отчуждения в экзистенциализме осуществлена в работах В.А. Кувакина, А.И. Новикова. Проблема отчуждения в контексте опредмечивания и распредмечивания исследовалась в трудах

Э.В. Ильенкова, В.Ф. Асмуса, Э.Ю. Соловьева. В отечественной философской литературе последних лет сделан значительный шаг в рассмотрении проблем социального, политического, психологического аспектов отчуждения. Отдельные аспекты негативного (извлечение финансовой выгоды, навязывание культурных ценностей и норм, игнорирование индивидуализации человека, деинтеллектуализация масс) и позитивного («разотчуждение» социальных отношений, налаживание коммуникации в культурной и экономических сферах, создание образа «космополитического гражданина мира») влияния глобализации современного мира в контексте отчуждения рассматриваются в исследованиях Б.В. Маркова, В.В. Парцвании, А.Н. Чумакова и др. [6].

Теоретическому обоснованию сущности и структуры феномена отчуждения, механизмов его преодоления, в том числе и в контексте информационной культуры, в последние годы посвящены многие диссертационные исследования. В их числе — докторская диссертация С.К. Шайхитдиновой «"Информационное общество" и "ситуация человека": эволюция феномена отчуждения» (Казань, 2004), ключевой мыслью в которой является тот факт, что сегодня медиасфера дает основание для выделения самодостаточного, самоорганизующегося мира «кнопочной культуры» с его специфическим смыслополаганием и нормативностью, с его главной фигурой в лице Человека кликающего. Аналогичная Кандидатские диссертации А.И. Беспалова «Отчуждение деятельности как философская проблема» (Москва, 2004), В.В. Дроздова «Философский анализ структуры отчуждения и «механизма» его функционирования» (Магнитогорск, 2004), О.И. Клюенкова «Феномен отчуждения человека как опыт его существования» (Архангельск, 2007), М.А. Сигаревой «Формы отчуждения и пути его преодоления в современном обществе» (Махачкала, 2006) и ряда других исследователей раскрывали сущность понятия «отчуждение», рассказывали о его формах и видах, прослеживали его актуальность в историческом разрезе.

Особого внимания заслуживает работа А.В. Хохловой, посвященная духовному отчуждению как социальному феномену современной России. По словам автора, специфика духовного отчуждения заключается в первую очередь в том, что в современном мире, в том числе и в России, духовное отчуждение стало доминирующим видом социального отчуждения. Именно посредством духовного отчуждения осуществляется превращение человека, группы и общества из активно действующего субъекта в пассивный объект

манипулятив- ного воздействия. Мы согласны с автором, что тенденции духовного отчуждения в современной России следует рассматривать как векторы-стратегии реализации духовного отчуждения как социальной технологии [10].

Комплексное исследование различных форм отчуждения (в формате социально-философского анализа) было проведено К.Н. Исмагиловым. Его точка зрения интересна тем, что автор экстраполирует отчуждение как социальную проблему на весьма отдаленные времена, полагая, что наиболее целостно концепция социального отчуждения начинала выстраиваться ещё во времена Просвещения, в эпоху яростного преодоления Средневековья. Разумеется, речь идет не о термине «отчуждение», а о сути этого социального явления. Начало концепции социального отчуждения, с точки зрения автора, положили «Философские элементы учения о гражданине» и знаменитый «Левиафан» Томаса Гоббса, где отчуждение понимается и интерпретируется как акт передачи определенных прав человека социальной системе, точнее, государству как единой тотальной личности. Джон Локк в «Двух трактатах о государственном правлении» задумывается о преодолении этого отчуждения, впервые обосновывая необходимость активной деятельности людей как условия такого преодоления и принципе раздробления тотальной личности (принципе разделения властей) как средстве [2].

Мы склонны согласиться с теми авторами, которые экстраполируют проблему отчуждения за пределы XIX века в глубь веков, так как, если обобщенно охарактеризовать саму концепцию отчуждения, то можно выделить три фундаментальных положения: во-первых, отчуждается то, что изначально, органически принадлежало и присуще человеку — его сущностные силы; во-вторых, сам процесс отчуждения совершается в силу объективной необходимости, независимо от того, осознается он или нет; в-третьих, сам субъект отчуждения (человек, группа людей, все общество) с необходимостью попадает «под власть» своего творения. Если опереться на эти фундаментальные «принципы» отчуждения, то становится понятно, что этот феномен не может исчерпываться только ХК веком — временем его «открытия» и описания (Г. Гегель) и распространением на экономическую сферу жизни общества (К. Маркс) или XX веком — временем глубокого исследования психологических и экзистенциальных оснований отчуждения. Отчуждение как сущностное выражение деятельности коллективного, либо индивидуального субъекта имманентно присуще всякому виду деятельности и постоянно сопровождает её, усложняясь вместе с человеком и обществом в целом.

В XIX веке К. Маркс конкретизировал гегелевское понятие отчуждения, взяв за основу анализа труд как определяющее ядро сущности личности и пришел к выводу, что отчуждение не исходит из деятельности как таковой (а значит, из природы человека), а является следствием исторически преходящих общественных отношений, неразрывно связанных

с социальной струк-турой общества и разделением труда. Лишь в этих обстоятельствах, по мнению К. Маркса, сам труд выступает как отчужденная форма деятельности. Такая точка зрения дала исследователю основание надеяться на возможность преодоления или «снятия» отчуждения при условии принципиального изменения форм собственности. Но не следует забывать, что К. Маркс глубоко исследовал именно экономическую форму отчуждения («Экономическо-философские рукописи 1844 года»). А эта форма отчуждения предполагает, что смысл жизни человека как существа родового и природного есть переработка предметного мира, то есть опредмечивание-распредмечивание, а отчуждение, как мы уже сказали, есть исторически преходящая форма опредмечивания.

И эта форма отчуждения характерна тем, «что человеческая сущность опредмечивается бесчеловечным образом» [8: с. 41].

Итак, классическая форма отчуждения — экономическое отчуждение — приводит к следующим результатам (и в них же проявляется):

• во-первых, человек отчужден от продуктов своего труда (он ими не распоряжается, они для него чужие и чуждые);

• во-вторых, человек отчужден и в самой производственной деятельности, ибо «труд является для рабочего чем-то внешним... труд его не добровольный, а вынужденный. это не удовлетворение потребностей в труде, а только средство для удовлетворения других потребностей» [8: с. 42];

• в-третьих, человек отчужден от своей сущности — родовой жизни. «Родовая сущность человека — как природа, так и его духовное родовое достояние превращается в чуждую ему сущность, в средство для поддержания его индивидуального существования. Отчужденный труд отчуждает от человека его собственное тело, как и природу вне него, как и его духовную сущность, его человеческую сущность» [8: с. 90];

• в-четвертых, человек отчужден от другого человека, следовательно, и от общества и государства [8: с. 92].

Следуя за идеями Маркса, можно выделить в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» иерархию основных форм отчуждения. Итак, это — экономическое отчуждение, то есть отчуждение от продукта и процесса труда; социальное отчуждение, то есть отчуждение от своей родовой сущности, фактически отчуждение человека от человека, человека от общества. Далее можно говорить о политическом отчуждении. И хотя К. Маркс почти не касался этой формы в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.», но на основе ранних и непосредственно следующих за этим произведением работ («К критике гегелевской философии права» [5], «Экономические рукописи 1857— 1859 годов» [7: с. 105], «Капитал» [6]) вполне можно выделить такие формы отчуждения, как отчуждение государства от народа, народа от власти, бюрократизацию общества тоже можно рассматривать как форму политического отчуждения. В социально -философских исследованиях выделяется и такая форма отчуждения, как духовное (фетишистское) и религиозное отчуждение, примером которого

может служить, например, денежный фетишизм. И хотя так называемые производные формы отчуждения непосредственно не анализируются К. Марксом подробно, но главное — раскрыта их «тайна» — она в отчуждении от процесса труда [4: с. 60-61].

Итак, в поле классической немецкой философии и философии марксизма наиболее ценной для понимания проблемы отчуждения является идея о закономерной обусловленности отчуждения как необходимого этапа деятельности, осуществляемой субъектом деятельности: человеком, обществом, а также о возможности снятия отчуждения при участии активного разума и смены форм собственности. В концептуальном поле современных философских исследований основное внимание уделяется эволюции философских концепций отчуждения.

Предложенная в современных социально-философских исследованиях простая и далеко не совершенная классификация производных форм отчуждения от главной формы — экономического отчуждения — оставляет в стороне многие другие аспекты феномена отчуждения. Именно этим обусловлен всплеск интереса исследователей к феномену отчуждения в изменившихся условиях информационно-коммуникационного общества, общества постмодерна.

Использованные источники:

1. Беспалов А.И. Отчуждение деятельности как философская проблема: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. М., 2004. 204 с.

2. Исмагилов К.Н. Социально-философский анализ форм отчуждения: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Уфа, 2001. 156 с.

3. Климович А.В., Перевалова Л.В., Степанович В.А. Тематический глоссарий по философии: для студентов всех специальностей университета. Брест: изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2010. 57 с.

4. Кузьминов Я.И., Набиуллина Э.С., Радаев Вад.В., Субботина Т.П. Отчуждение труда: история и современность. М.: Экономика, 1989. 287 с.

5. Маркс К., Энгельс Ф. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 1. М.: Издательство политической литературы, 1957. 689 с.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 46. М.: Издательство политической литературы, 1974. 532 с.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 23. М.: Издательство политической литературы, 1960. 920 с.

8. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 42. М.: Издательство политической литературы, 1955. 663 с.

9. Парцвания В.В. Генеалогия отчуждения: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.13. Санкт-Петербург, 2003. 400 с.

10. Хохлова А.В. Духовное отчуждение как социальный феномен современной России: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. М., 2013. 165 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.