Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ОТЧУЖДЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ И К. МАРКСА'

ПОНЯТИЕ ОТЧУЖДЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ И К. МАРКСА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
264
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧУЖДЕНИЕ / ТРУД / АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ / РАЗВИТИЕ / ALIENATION / LABOR / ABSOLUTE SPIRIT / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Левченко А.А., Федотова А.О., Чебан А.Г.

Целью данной статьи является рассмотрение понятия отчуждения в его развитии: от философии Гегеля к философии Маркса. Если у Гегеля отчуждение характеризует неизбежный путь становления абсолютного духа, то для Маркса эта категория наполняется материалистическим значением. Теперь она относится исключительно к социально-историческому становлению человека в процессе его освобождения посредством труда. Отчуждение для Маркса выступает принципом критики капитализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF ALIENATION IN THE PHILOSOPHY OF G.W.F. GEGEL AND K. MARX

The purpose of this article is to consider the concept of alienation in its development - from the philosophy of Hegel to the philosophy of Marx. If in Hegel alienation characterizes the inevitable path of the formation of an absolute spirit, then for Marx this category is filled with materialistic meaning. Now it relates exclusively to the socio-historical formation of man in the process of his liberation through the means of labor. Alienation for Marx is the principle of criticism of capitalism.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ОТЧУЖДЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ И К. МАРКСА»

2. Куликов С.В. Управление платежеспособностью страховщика // Проблемы современной науки и образования / Научно-методический журнал. 2014. № 9 (27). С.60-63.

3. Немцева, Ю. В. Управление инвестиционным портфелем страховщика: проблемы формирования, оценка эффективности // Сибирская финансовая школа. - 2013. - № 4 (99). - С. 81-85.

4. Немцева, Ю. В. Рискоориентированный подход к управлению инвестиционной деятельностью страховой организации / Ю. В. Немцева, А. Л. Матвеев // Российское предпринимательство. - 2015. - Т.16. № 8. - С. 1129-1144.

5. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин, Е. В. Негашев. - М.: ИНФРА-М. - 2010. - 208 с.

УДК 14

Левченко A.A. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» Федотова А.О. студент 2 курса педиатрический факультет СГМУ им. И.В. Разумовского научный руководитель: Чебан А.Г.

ассистент Россия, г. Саратов ПОНЯТИЕ ОТЧУЖДЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ И К.

МАРКСА

Аннотация: Целью данной статьи является рассмотрение понятия отчуждения в его развитии: от философии Гегеля к философии Маркса. Если у Гегеля отчуждение характеризует неизбежный путь становления абсолютного духа, то для Маркса эта категория наполняется материалистическим значением. Теперь она относится исключительно к социально-историческому становлению человека в процессе его освобождения посредством труда. Отчуждение для Маркса выступает принципом критики капитализма.

Ключевые слова: отчуждение, труд, абсолютный дух, развитие.

Levchenko A.A. Student

2 course, faculty "Medical care" SSMU named after V. I. Razumovsky

Russia, Saratov Fedotova A.O. 2 course, pediatric faculty SSMU named after V. I. Razumovsky

Russia, Saratov Scientific supervisor: Cheban A. G.

Assistant

THE CONCEPT OF ALIENATION IN THE PHILOSOPHY OF G.W.F. GEGEL AND K. MARX

Abstract: The purpose of this article is to consider the concept of alienation in its development - from the philosophy of Hegel to the philosophy of Marx. If in Hegel alienation characterizes the inevitable path of the formation of an absolute spirit, then for Marx this category is filled with materialistic meaning. Now it relates exclusively to the socio-historical formation of man in the process of his liberation through the means of labor. Alienation for Marx is the principle of criticism of capitalism.

Keywords: alienation, labor, absolute spirit, development.

Проблема отчуждения относится к числу фундаментальных проблем в истории развития гуманитарной мысли. Заявив о себе изначально как философская проблема отделения подлинного и настоящего бытия от искаженных форм последнего, впоследствии рубрика отчуждения развилась в самостоятельную проблему, находящуюся на пересечении социологических, психологических, экономических и политических наук. Однако, философии в этом смысле принадлежит пальма первенства. Как в прошлом, так и в настоящее время отчуждение является неизбежным фактором человеческого существования. Вследствие этого мыслителям любой эпохи приходилось сталкиваться и формировать свою точку зрения по отношению к данной проблеме. На протяжении последних трех столетий проблема отчуждения подвергалась переосмыслению со стороны многих видных деятелей европейской и отечественной мысли. В данной статье нам бы хотелось обратиться к работам двум философам, непосредственно сформулировавшим проблему отчуждения таким образом, что она покинула философское поле и стала предметом широких общественных дискуссий.

Для этого следует рассмотреть философию Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831), поскольку она явилась своего рода предельным случаем анализа отчуждения, рассмотрев этот феномен в бытийном (онтологическом) смысле, поместив его, тем самым, в саму суть раскрываемого мыслителем развития мирового духа. Для Гегеля, в чьей философии впервые используется неологизм «Entfremdung», ныне переводимый в качестве «отчуждения» (английская версия - «Social alienation»), отчуждение имеет необходимый и всеобщий характер, поскольку само становление и процесс развития мирового духа невозможны без отчуждения: духовная сущность, познающая сама себя, с необходимостью включает этот момент. Дух есть «...сущая в себе и для себя сущность, которая вместе с тем представляет себя в качестве сознания действительной и самой собой» [1, с. 214].

В «Феноменологии духа» (1807) мыслитель раскрывает ход развития мирового духа посредством отчуждения. Согласно Гегелю, дух отчуждает

себя от самого себя, формируя свое инобытие, причем, «мир этого духа распадается на два мира; первый есть мир действительности или мир самого отчуждения духа, а второй мир есть мир, который дух, поднимаясь над первым, сооружает себе в эфире чистого сознания. Этот второй мир, противоположный указанному отчуждению, именно поэтому от него не свободен, а скорее есть только другая форма отчуждения, которое в том и состоит, что обладает сознанием в двоякого рода мирах, и которое объемлет оба» [1, с. 250].

В философии Гегеля без отчуждения невозможно становление целого. У Гегеля отчуждение восходит к категории, объясняющей разные уровни опредмечивания и объективации. Автор «Феноменологии духа» рассматривает отчуждение как исторический процесс, диалектически обусловленный действительностью и деятельностью субъекта. По Гегелю, вся социокультурная реальность - это этап процесса развития Абсолютной идеи, выражающийся в отчужденной форме. Отчуждение и его последовательное снятие, сохраняющий все прежние стадии развития переход, осуществляется в процессе самопознания духовной сущности. Этот процесс реализуется путем прохождения духовной сущностью диалектических этапов и порождения всего многообразия окружающей среды. Отчуждение является обязательным этапом развития, так как без него не может быть явлено все содержание объективного духовного начала, то есть Абсолютной идеи. Таким образом, по Гегелю, без отчуждения невозможно развитие.

Гегель считал, что мир в своей основе разумен, но эта разумность мира не дана непосредственно сама по себе, а раскрывается, проходя ряд последовательных диалектических этапов, которые можно представить в виде схемы «тезис - антитезис - синтез», ставшей основой для сегодня уже классического понимания диалектики. Получается, что противоречие неустранимо из развития: без него не откроется полнота содержания Абсолютной идеи. Высший этап такого противоречия - это инобытие Абсолюта, отчужденного от себя в природе.

Развитие философии, являясь частью самопознания мирового целого -Абсолютной идеи, - процесс, вбирающий все содержание последующих учений, так как последующее учение по своему характеру более прогрессивно, чем предыдущее. «История философии показывает, во-первых, что кажущиеся различными философские учения представляют собой лишь одну философию на различных ступенях ее развития; во-вторых, что особые принципы, каждый из которых лежит в основании одной какой-либо системы, суть лишь ответвления одного и того же целого. Последнее по времени философское учение есть результат всех предшествующих философских учений и должно поэтому содержать в себе принципы всех их; поэтому оно, если только оно является философским учением, есть самое развитое, самое богатое и самое конкретное» [2, с. 99], - пишет Гегель. Будучи хорошо знакомым с философскими школами Древней Греции и

испытав на себе влияние идей Платона, он «заимствует» из учений античности диалектику, значительно ее переосмыслив.

Совершенно иной подход к отчуждению мы находим в трудах младогегельянца Людвига Фейербаха (1804-1882), который много внимания уделил разработке антропологической философии и критике религии. Автор «Сущности религии» полагал, что человек воплощает свою сущность в представлениях о Боге, при этом созерцая ее в качестве отделенной от него сущности. Следовательно, корни отчуждения находятся в психологических состояниях человека (в частности, в страхе и в чувстве зависимости). Более того, человек, сотворивший Бога, начинает себя считать божьим творением. «Чтобы обогатить Бога, надо разорить человека; чтобы он был всем, человек должен сделаться ничем» [6, с. 56]. Таким образом, значительное отличие Фейербаха от Гегеля или других предыдущих мыслителей заключается в том, что он объясняет существование христианской религии через понятие отчуждения, придавая ему антропологический смысл и давая способ преодоления отчуждения, который заключается в замене религии любви к Богу религией любви к человеку, что позволит вернуть человеку его собственные качества.

Сложно спорить с тем, что именно Карлу Марксу (1818-1883) принадлежит немаловажная часть разработки проблемы отчуждения, а также с тем, что его трактовка стала отправной точкой и методологической основой для исследования проблемы отчуждения такими направлениями, как экзистенциализм, неофрейдизм, Франкфуртская школа, и, в целом, оказала значительное влияние на формирование большинства концепций отчуждения в ХХ веке.

Карл Маркс смог создать основополагающее учение об историческом развитии и связанную с ним политическую доктрину, которые повлияли на общественно-исторические процессы в мировом масштабе. Эмансипацию человека, процесс его освобождения в ходе развития истории, можно назвать основной практической идеей Маркса, которую признали все последующие течения. При этом феномен отчуждения играет в ней значительную роль, выступая теоретической предпосылкой постулирования этой идеи, а ее утверждение происходит из рассуждений Маркса о взаимоотношении теории и практики. Согласно им, цели практики должны обусловливать теорию и подчинять ее себе. «Философы лишь разным образом объясняли мир, но дело заключается в том, что изменить его» [4, с. 4].

Следовательно, мы видим, что отчуждение у Маркса уже не может играть такой роли, которую ему придавал Гегель. Был подвергнут критике сам принцип идеалистического монизма, который, с точки зрения Маркса, находится в тупике и оказался неспособным на объяснение многих явлений действительности. Маркс не отказывается от монизма, но «переворачивает» гегелевский - и полагает основой человеческой реальности материю.

Маркс заимствует у Гегеля идею диалектического развития, но лишь по форме, сменив ее содержание на материалистическое. Гегель полагал, что

действительность развивается через этапы познания Абсолютной идеей самой себя, Маркс же задается вопросом развития общественного целого. Объявляя материальные условия человеческой жизнедеятельности исходным пунктом, он строит дальнейшие рассуждения на ряде ключевых понятий, введенных им же: «способ производства» и «общественно-экономические формации». Они и являются объективными условиями человеческого существования, не просто развивающимися, но движущимися с противоречиями, которые постоянно нарастают. Это, по Марксу, выводит движение на новый виток и дает импульс для дальнейшего развития. Маркс утверждает: люди - это то, что ими производится. Человеческий труд создает условия существования, и они определяют его сущность, которая является объективной и предметной. Вторичность сознания по отношению к материальной основе - признак, характеризующий марксизм, но они оба могут сосуществовать лишь диалектически.

Гегель называет сущностью человека самопознание, поскольку она выводится из его родовой деятельности, которой является процесс познания разумности мира. Эта идея присутствует уже имманентно, и, следовательно, сама действительность с необходимостью оказывается разумной. Получается, что любое практическое действие, направленное на ее изменение, бесполезно. У Маркса труд является условием человеческой жизнедеятельности. «Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни человека: человек удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире» [7, с. 397]. Также труд является родовым свойством, определяющим человека как человека и обуславливающим его возможность самореализации, отдельной от природной необходимости и порывающей с ней.

Условия материальной действительности могут искажать человеческую сущность. Это «социальная сила, то есть умноженная производительная сила, возникающая благодаря обусловленной разделением труда совместной деятельности различных индивидов, - эта социальная сила следствие того, что сама совместная деятельность возникает не добровольно, а стихийно, представляется данным индивидам не как их собственная объединенная сила, а как некая чужая, вне их стоящая власть, о происхождении и тенденциях развития которой они ничего не знают» [4, с. 33]. В цитируемом высказывании мы видим проблему отчуждения, а также вопрос о потере исходных человеческих состояний, в превращении их в силу, которая человеку чужда и неподконтрольна. Таким образом, у Маркса отчуждение связывается, как и у Гегеля, с самим диалектическим процессом - но он представляет собой уже объективный закон развития материального мира (а именно - социальной материи, потому что говорить об отчуждении в природных процессах у Маркса было бы надуманным предположением).

Более подробно концепция отчуждения Карла Маркса описана в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» [5, с. 10], где оно

конкретизируется как отчуждение труда. Для Маркса родовая сущность -это осуществление труда. В реальной же действительности она должна быть определена как совокупность всех общественных сил. Родовая сущность -это процесс, выражающий себя в производстве материальных благ и напоминающий развитие Абсолютной идеи у Гегеля, выражающей свое содержание в деятельности самопознания. Для Маркса главным является труд. Отсюда вытекают производство и воспроизводство условий человеческой жизнедеятельности.

Развитие материальной действительности общества наталкивается на элемент, который Маркс назвал противоречием, пользуясь гегелевской терминологией. Противоречие является движущей силой развивающегося целого, благодаря ему возникают и исчезают, сменяя друг друга, общественно-экономические формации. В то же время человеческая история представляется Марксом как процесс нарастания отчуждения. В капитализме XIX века, проанализированном Марксом, противоречия существовали не только между производственными отношениями и производительными силами, но также и между капиталом и живым трудом. «Освоение предмета выступает как отчуждение до такой степени, что чем больше предметов рабочий производит, тем меньшим количеством их он может владеть и тем сильнее он подпадает под власть своего продукта, капитала» [5, с. 88]. Противоречие калечит человеческую природу и опровергает весь существующий строй. Такое противоречие - отчуждение труда.

Труд, в результате, опровергает сам себя: это происходит из-за отчуждения родовой человеческой сущности как труда. Такая ситуация является «невозможной», и потому отчуждение должно быть разрешено, снято: тогда и возникает «настоящий», по Марксу, этап человеческой истории - коммунизм. Процесс замыкается сам на себе. Тогда наступает полное, истинное состояние труда - после прохождения им этапов отчуждения от собственной сущности. Все истинное и полезное, накопленное в результате этого процесса, достигает своей полноты.

Маркс прямо не заявляет, что этап отчуждения является необходимым в общем процессе развития социальной действительности, однако это следует из его учения, заключено в нем имплицитно. Напомним, что у Гегеля отчуждение - это этап развития целого Абсолютной идеи: без него это целое не может осуществить завершение в развитии путем раскрытия потенций. У Маркса же мы можем наблюдать полностью противоположный процесс. Его рассуждения начинаются как раз с анализа самой проблемы отчуждения. Еще до того, как окончательно формируются его философские и политические воззрения, он затрагивает тему отчуждения. Причиной этого может служить ориентация Маркса на проблему человека. Поэтому и отчуждение становится первейшей проблемой, так как определяется как состояние человека, не могущего функционировать в качестве родового существа, которое выполняет свои человеческие функции в труде. Вне труда

человек не является самим собой и не чувствует себя человеком.

На такое нездоровое состояние человека и обратил внимание Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.», где разрабатывается проблема отчуждения труда. Оно заключается в том, «что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя» [5, с. 90]. Таким образом, труд перестает быть добровольной потребностью, а становится лишь средством для удовлетворения совсем других потребностей, когда же принуждение к труду пропадает, трудящийся бежит от работы как от проказы. В итоге он чувствует себя свободным лишь выполняя животные функции, реализуя потребность в пище, воде, половом акте, а при реализации своих человеческих функций он начинает чувствовать себя животным. Следует отметить, что потребности в пище или половом акте изначально тоже являются подлинно человеческими потребностями. Однако в рамках абстракции они вырываются из сферы остальной человеческой деятельности, обретая характер единственных конечных целей, а потому становясь «животными» потребностями. Так же стоит отметить, что в приведенном нами отрывке «Экономическо-философских рукописей 1844 г.» речь идет именно об отчужденном труде, но не о труде в целом, поскольку сам процесс труда может приносить человеку удовольствие и способствовать развитию личности.

Из вышесказанного следует, что в тех исторических условиях человек отчужден не только от самого процесса труда, от акта производства, но и от продуктов труда, как предметов, чуждых ему и господствующих над ним. Человек является существом родовым, так как «он относится к самому себе как к наличному живому роду, относится к самому себе как к существу универсальному и потому свободному» [5, с. 92].

Таким образом, в философии Маркса формируется классификация отчуждения человека в условиях капитализма его времени.

Во-первых, это отчуждение от результата труда, который есть труд опредмеченный. Это воплощение в предмете дает возможность обращаться с ним как с товаром: рабочий его утрачивает, и он подвергается освоению со стороны владельца средств производства. Происходит умаление роли рабочего: несмотря на то, что тот «вложил душу» в продукт своего труда, тот начинает противостоять ему как чуждая сущность. Отныне результат принадлежит другому владельцу, причем чем значительнее предмет, тем «ничтожнее» рабочий, потому что в нем уже нет того, что вложено в продукт [3, с. 832-835]. Получается, что благодаря отчуждению рабочий частично «опустошается» за счет результата труда.

Во-вторых, это отчуждение от процесса труда. Предыдущий случай -

лишь итог этого второго вида отчуждения и целиком от него зависит, являясь вторичным. Сам процесс труда есть деятельное отчуждение. Маркс признает потребность человека в труде, однако главенствующим в обществе следует признать труд принудительный - он-то и является причиной отчуждения. В процессе его рабочий не реализует собственную духовную и физическую сущность, а лишь подчиняется потребностям, лежащим вне его. Поскольку такого рода потребности происходят из животной сферы (мы говорим о потребностях в еде, сне, половом акте), принудительный труд сводит человека до животного уровня. Рабочий отрицает себя, а не утверждает [3, с. 836-837].

Первые два вида отчуждения составляют, по Марксу, явление эксплуатации, напоминающее гибрид ограбления (в первом случае) и специфической «опеки» (во втором случае). Отчужденный труд отчуждает от человека природу и его самого. Следовательно, в-третьих, мы можем говорить об отчуждении человека от собственной сущности.

Концепции отчуждения Г.В.Ф. Гегеля и К. Маркса оказали большое влияние на философию и гуманитарную мысль XX века. После Маркса теория отчуждения развивалась в работах экзистенциалистов, представителей Франкфуртской школы социальных исследований, а также в многочисленных работах мыслителей «левого» направления.

Использованные источники:

1. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Наука, 2000. с. 381-382.

2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. / Г.В.Ф. Гегель. -М.: Мысль, 1975

3. Маркс К. Капитал: критика политической экономии. Т.1. / К. Маркс. - М. : Эксмо, 2011

4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.3 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Издательство политической литературы, 1955.

5. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений / К. Маркс. - М.: Политиздат, 1960.

6. Фейербах Л. Избранные философские произведения.- М., 1955. - Т. 2. - с. 56.

7. Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса // Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. - М.: Республика, 1992.

8. К онтологии господства [Текст]: коллективная монография. М.: Издательский дом «Юность», 2007. - 151 с.

9. Фахрудинова, Э.Р., Тетюев, Л.И. Человек и образ его внутреннего мира в западной и восточной философской рефлексии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17. № 4. С. 410-415.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.