Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 5 (415).
Философские науки. Вып. 48. С. 62-65.
УДК 101.1:316
ББК 87.6
АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ОТЧУЖДЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ К. МАРКСА
М. П. Ахметзянова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия
Рассматриваются актуальные проблемы осмысления феномена отчуждения. Анализируется проблема развития и роли категории отчуждения в трудах К. Маркса. Показаны социальные и культурные последствия отчуждения в современном мире.
Ключевые слова: отчуждение, марксизм, родовая сущность, капитализм, частная собственность, идентичность.
Темы должного и сущего, идеала и действительности в истории философской мысли присутствовали всегда. При этом анализ социальной реальности показывает разрыв желаний и возможностей, цели деятельности и её результата, идеала и действительности, то есть налицо негативный аспект взаимоотношения человека с миром. Именно это приводит к постановке проблемы, описывающей отрицательность мира и исследование соответствующей категории, которая позже была сформулирована как отчуждение [2; 3].
Древнегреческие мыслители констатировали и осознавали существование отчуждения, однако категориально отчуждение не было выделено ни в античности, ни в средневековье. Традиционно считается, что только в Новое время появляется данная категория как философское понятие. В трудах Гоббса и Локка отчуждение рассматривается как социальное явление, связанное с передачей «естественных прав» человека в пользу государства. В трудах немецких классиков подчёркивается идеальная природа феномена.
Так, у Гегеля отчуждение является основным понятием, при помощи которого он представляет развитие мирового духа от «чистого бытия» до «абсолютной идеи». Природа и социум являются самоотчуждением, опредмечиванием абсолютной идеи. «Мир этого духа распадается на два мира: первый есть мир действительности или мир самого отчуждения духа, а второй есть мир, который дух, поднимаясь над первым, сооружает себе в эфире чистого сознания» [1. С. 262]. Таким образом, отчуждение становится тождественным опредмечиванию, а значит, является неотъемлемым состоянием любого исторического времени.
По Фейербаху, отчуждение проявляется в перенесении человеческих качеств на образ божества и есть утрата человеком своей сущности. «Чтобы
обогатить бога, надо разорить человека: чтобы бог был всем, человек должен сделаться ничем .. Человек приписывает богу то, что он отрицает в себе» [7. С. 56-57]. В структуре антропологического материализма отчуждение понимается как неизменное состояние человека.
Отказавшись от методов немецкой классической философии, объяснявшей формы социального бытия исходя из уровня развития «абсолютной идеи» или абстрактного родового сознания, Маркс и Энгельс начали говорить об отчуждении как реальном общественном процессе, исследуя источники, сущность и возможные пути преодоления отчуждения.
В работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года» Маркс обнаруживает источник отчуждения в экономике. Таким источником является частная собственность как продукт исторического развития, и которая, при определённых условиях может исчезнуть, перестав удовлетворять потребности развития производства. Появление частной собственности является результатом более универсального — отчуждения труда, в основе которого лежит идея социального разделения трудовой деятельности.
Отчуждение труда происходит тогда, когда продукт трудовой деятельности противостоит труду как чуждое образование. Создаваемый трудом рабочего, товар становится внешним, не принадлежащим человеку и противостоящим ему как свободное и враждебное нечто [4. С. 88-89]. И если понимать продукт труда как самоотчуждение, то деятельность человека также становится «деятельностью отчуждения» [4. С. 90], трансформируется в силу самостоятельную и чуждую человеку, совершаемую вопреки сознанию. Человек должен трудиться для удовлетворения своих базовых потребностей, то есть трудовая деятельность не имеет добровольный характер,
более того, труд «подчиняет» себе человека, регламентирует его жизнедеятельность, человек фактически утрачивает свободу. Тем самым он отчуждается не только от своей собственной, но и от родовой сущности, от творческой и преобразующей реальность деятельности. Труд рабочего, его результаты и сам работник становятся принадлежностью Другого, происходит потеря, утрата самого себя. «В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций — при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае расположившись у себя в жилище, украшая себя и т. д., да в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным» [4. С. 91]. Утрата человеком своей родовой сущности делает бессмысленным само существование человека. Рутина и повседневные заботы заслоняют истинное предназначение творить и самосовершенствоваться. Далее в процессе отчуждения изменяются отношения между рабочими. Работа утрачивает совместный характер, и люди становятся изолированными друг от друга. Конкуренция, погоня за прибылью, желание обладать одними и теми же материальными благами становятся ведущими мотивами деятельности. Такая ситуация возникает как следствие социального неравенства.
Таким образом, Маркс описывает четыре формы отчуждения: отчуждение рабочего от производимого продукта; отчуждение человека от собственной сущности; отчуждение от родовой сущности и отчуждение человека от человека.
Преодоление отчуждённого состояния, как негативной характеристики капитализма, является не менее значимым вопросом в марксизме, решение которого предполагает упразднение частной собственности, которое становится возможным с ликвидацией разделения труда вообще [5]. Существующее разделение труда на умственный и физический, материальный и духовный искусственно разделяет рабочих и социум. Человек, заботясь о собственном спокойствии и самосохранении, игнорирует интересы социальной группы. Частная собственность дифференцирует индивидов и утверждает «чуждую для них связь», «расщепляет» труд, капитал и иные формы собственности. Разобщённая человеческая трудовая деятельность меняет межличностные отношения, основаниями которых становятся противоречия, конфликты, господство и подчинение (эксплуатация).
Таким образом, Маркс и Энгельс под отчуждением понимают такие общественные отношения и такой способ восприятия мира, при которых человек становится отстранённым от самого себя. Воля перестаёт быть источником собственных действий, и даже если человеку кажется, что он живёт по своему разумению, в действительности им движут силы, отделённые от его сознательного «Я».
В состоянии отчуждённости подлинная экзистенциальная сущность подменяется искусственной, неподлинной, человек утрачивает свою индивидуальность, становится обезличенным существом, в данном случае можно говорить о формировании так называемой «негативной идентичности». Находясь во власти иррациональных сил, отчуждённый человек создаёт себе идолов в виде различных материальных благ (вещей, денег), кумиров и т. д. Собственный гуманистический потенциал остаётся нереализованным, так как созданные фетиши подавляют и возвышаются над истинной сущностью, заставляя воспринимать человека самого себя функцией или вещью.
Современный человек находится в ситуации тотального отчуждения. Кризис идентичности, констатируемый и обсуждаемый многими авторами, есть не что иное, как отчуждение от собственной сущности. Не имея определённого места в мире, утративший образ «Я», человек воспринимает мир как «тотальный симулякр». Культура массового потребления формирует «деструктивную» личность. Общество потребления предлагает готовые ценности, готовые идеалы, готовые знания (или псевдознания, что в большей степени соответствует такому типу общества). Порождает определённую систему ценностей: потребительское отношение к миру, к природе, к другому и себе. На первое место выходят удовлетворение наиболее примитивных потребностей. Такая ценность, как свобода, заменяется имитацией и псевдосвободой выбора. Потребителя, который самостоятельно и рационально осуществлял бы свой выбор, нет; выбор иллюзорен, он обусловлен структурой общества потребления, где значение придаётся не предметам, а абстрактным, отчуждённым символам. В таком обществе человек не полагает себя вне системы потребления, которая формирует его облик и способ существования. Человек становится тем, что он потребляет, а жизнь превращается в формальность.
64
М. П. Ахметзянова
Проблема отчуждения — это проблема потери человеком самого себя, своей идентичности, это конфликт между актуальным существованием и потенциальным бытием, это утрата контроля над процессом и результатами деятельности, это уничтожение социальных контактов и в целом трансформация сущности природы человека. В таком аспекте данная проблема не потеряла своей актуальности и в современном обществе. Развитие техники, появление новых средств деятельности и технологий бросают вызов современному чело-
вечеству, расширяя границы его возможностей, с одной стороны, и помещая человека в принципиально новый для него тип социального бытия, с другой. Характерными чертами новой социальной реальности, новой модели отношений человека и общества являются динамичность, дискретность, существование в которой приводит к изменению индивидуального самосознания личности, а следовательно, от разрешения проблем, связанных с феноменом отчуждения, зависит будущее развитие человека в целом.
Список литературы
1. Гегель, Г. В. Сочинения : в 14 т. / Г. В. Гегель. — М., 1959. — Т. 4. — 487 с.
2. Жилин, А. Ю. Метаморфозы социализации современного человека / А. Ю. Жилин, В. А. Жилина // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2015. — № 19 (374). Философия. Социология. Культурология. Вып. 37. — С. 88-91.
3. Жилина, В. А. Проблема отчуждения в современных условиях / В. А. Жилина // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2013. — № 38 (329). Философия. Социология. Культурология. Вып. 31. — С. 7-10.
4. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — М. : Изд-во полит. лит., 1974. — Т. 42. — С. 41-174.
5. Маркс, К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М., 1933. — 612 с.
6. Нарский, И. С. Отчуждение и труд: по страницам произведений К. Маркса / И. С. Нарский. — М. : Мысль, 1983. — 144 с.
7. Фейербах, Л. Сущность христианства / Л. Фейербах // Фейербах Л. Избранные произведения : в 2 т. — М., 1955. — Т. 2. — 944 с.
Сведения об авторе
Ахметзянова Марина Петровна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова. Магнитогорск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2018. No. 5 (415). Philosophy Sciences. Iss. 48. Pp. 62-65.
ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF SELECTION IN THE CREATIVITY OF K. MARX
M.P. Akhmetzyanova
Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia. [email protected]
The article deals with actual problems of understanding the phenomenon of alienation. The problem of the development and role of the category of alienation in the works of K. Marx is analyzed. The social and cultural consequences of alienation in the modern world are shown.
Keywords: alienation, Marxism, generic essence, capitalism, private property, identity.
References
1. Gegel' G.V. Sochineniya [Writings in 14 vol. Vol. 14]. Moscow, 1959. 487 p. (In Russ.).
2. Zhilin A.Yu., Zhilina V.A. Metamorfozy sotsializatsii sovremennogo cheloveka [Metamorphosis of socialization of modern man]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 2015, no. 29 (374), pp. 44-50. (In Russ.).
3. Zhilina V.A. Problema otchuzhdeniya v sovremennykh usloviyakh [The problem of alienation in modern conditions]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 2013, no. 38 (329), pp. 7-10. (In Russ.).
4. Marks K. Ekonomichesko-filosofskiye rukopisi 1844 goda [Economic and Philosophic Manuscripts of 1844]. Marks K., Engels F. Sochineniya [Writings. Vol. 42]. Moscow, Izdatelstvo politicheskoy literatury Publ., 1974. Pp. 41-174. (In Russ.).
5. Marks K. Engel's F. Nemetskaya ideologiya [German ideology]. Moscow, 1933. 612 p. (In Russ.).
6. Feyyerbakh L. Sushchnost' khristianstva [The Essence of Christianity]. Moscow, 1955. 944 p. (In Russ.).