Научная статья на тему 'Феномен одаренности в общественном сознании советских учителей (начало 50-х годов XX века)'

Феномен одаренности в общественном сознании советских учителей (начало 50-х годов XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
332
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Двойнин А. М.

Статья представляет собой историко-психологическое исследование представлений об одаренности, свойственных учителям советской провинции в начале 50-х годов XX века. На основе анализа исторического документа текста «Лекций по психологии» и сопоставления его с современными ему источниками и современной научной литературой осуществлена реконструкция данных представлений. Представления об одаренности учителей советской провинции в начале 50-х годов XX века отражали научные достижения отечественной психологии в сочетании с актуальным содержанием общественного сознания советской России. Статья дает занимательные штрихи к картине развития отечественной психологической науки середины прошлого столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен одаренности в общественном сознании советских учителей (начало 50-х годов XX века)»

ПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

www.pmedu.ru

2011, №5, 46-53

ФЕНОМЕН ОДАРЕННОСТИ В СОЗНАНИИ УЧИТЕЛЕЙ СОВЕТСКОЙ ПРОВИНЦИИ (начало 50-х годов XX века)

PHENOMEN OF GIFTEDNESS IN A CONSCIOUSNESS OF SOVIET PROVINCE TEACHERS (early 50s of the XX century)

Двойнин А.М.

доцент кафедры психологии образования Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, кандидат психологических наук

E-mail: alexdvoinin@mail.ru Dvoinin A.M.

Associate professor at the Chair of Psychology of Education,

Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City Pedagogical University, Candidate of science (Psychology)

Аннотация. Статья представляет собой историко-психологическое исследование представлений об одаренности, свойственных учителям советской провинции в начале 50-х годов XX века. На основе анализа исторического документа - текста «Лекций по психологии» - и сопоставления его с современными ему источниками и современной научной литературой осуществлена реконструкция данных представлений. Представления об одаренности учителей советской провинции в начале 50-х годов XX века отражали научные достижения отечественной психологии в сочетании с актуальным содержанием общественного сознания советской России. Статья дает занимательные штрихи к картине развития отечественной психологической науки середины прошлого столетия.

Annotation. The article is the historical and psychological investigation of representations on giftedness, which are peculiar to teachers of a Soviet province in the early 50s of XX century. On the basis of the analysis of historical document - the “Lectures on psychology” text - and its comparison with modern to it sources and with modern scientific literature, reconstruction of given representations was carried out. Representations on giftedness of Soviet province teachers in the early 50s of XX century reflected scientific achievements of domestic psychology combined with the actual content of public consciousness of Soviet Russia. The article gives entertaining traits to the picture of domestic psychological science development in the middle of XX century.

Ключевые слова: одаренность, историко-психологический анализ, общественное сознание, учителя советской провинции, классовый подход, представления о личностных особенностях творца, психология одаренности в персоналиях.

Key words: giftedness, the historical and psychological analysis, public consciousness, the teachers of a Soviet province, the class approach, representations on personal features of a creator, psychology of giftedness in persons.

Предварительные замечания

Поводом к написанию этой статьи послужило личное обстоятельство моей жизни, а именно детальное ознакомление с одним любопытным документом из семейного архива. Этот документ представляет собой конспект лекций по психологии, читавшихся моим прадедом Двойниным Михаилом

Михайловичем (1893-1974) в начале 50-х годов XX века в Стерлитамакском учительском институте1 (Башкирская ССР). Первая мысль, возникшая в голове восторженного правнука, нашедшего отголоски своего профессионального призвания в далеком прошлом, была предать находку публикации. Однако внимательное изучение документа привело меня к заключению, что с позиции современной психологии никакой собственно научной ценности данные конспекты не представляют. А вот рассмотрение их с исторической точки зрения способно дать интересные и освежающие штрихи к картине развития отечественной психологической науки середины прошлого столетия. В данной статье среди всех лекций, представленных в конспекте, я ограничусь анализом лекции по проблеме одаренности.

Замысел и теоретические посылы

Реконструкция представлений, бытовавших в определенную историческую эпоху, обычно основывается на анализе наиболее важных (с точки зрения их влияния на последующий временной этап) материалов, в первую очередь, текстов. Например, о мироощущении древних греков мы судим по работам выдающихся античных философов, писателей, поэтов, историков. Демокрит, Платон, Аристотель, Гомер, Софокл, Аристофан, Геродот - они дают нам возможность окунуться в мир прошлого, почувствовать на себе «дух» того времени.

Однако этот образ прошлого, восстанавливаемый на основе наиболее известных и значимых источников, не открывает нам иной стороны истории - той, которую можно увидеть глазами обывателя эпохи.

Эта мысль известна современным историкам. В качестве примера упомяну исследование средневековой личности, осуществленное А.Я. Гуревичем [1, 2]. Он пишет: «Если историк хочет приблизиться к человеческой личности той эпохи, то ему надобно изменить угол зрения и расширить круг исторических источников» [2: с. 29]. В эти источники помимо известных трактатов философов и богословов Средневековья ученый включил поучения, проповеди и сборники назидательных «примеров» (ехетр1а), созданные приходскими священниками, странствующими проповедниками, нищенствующими монахами. Именно в этих сочинениях «второго эшелона», рассуждает А.Я. Гуревич, мы вправе рассчитывать на то, что в них хотя бы в качестве слабого эха можно расслышать голоса широкой и разношерстной аудитории, к которой обращались проповедники. Нельзя ли, вопрошает ученый, умозаключить из того репертуара тем и сюжетов, о которых повествовал монах или священник, каковы были мысли и чувства его слушателей, каковы были волновавшие их мотивы? [2].

Подобно этому, историческая реконструкция психологических представлений должна опираться не только на труды и архивные материалы выдающихся психологов прошлого, но и на и ведущие периодические издания определенного временного периода. Историко-психологическое знание об одаренности не может ограничиваться результатами изучения известных концепций одаренности в контексте хронологии их появления. Оно требует экспликации представлений об одаренности, свойственных обычным практикам - психологам и педагогам.

С этой целью и может быть использован найденный мною документальный источник - конспекты лекций по психологии. По нему можно судить о том, какие идеи о способностях и одаренности транслировались и «закладывались» в умы основной массе будущих советских педагогов в середине XX века. Речь, естественно, идет не о педагогах, посещавших лекции выдающихся ученых С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, а об обычных слушателях провинциального учительского института.

Таким образом, по замыслу найденный текст используется как источник «второго эшелона» [2], как «зеркало» общественного сознания учителей советской провинции начала 50-х годов XX века. Именно с этой теоретической позиции и проводится аналитическая работа. Следует заметить, что осуществляемая реконструкция условна и имеет определенные погрешности, которые могут быть выявлены в ходе детального сопоставления данного источника с другими, подобными ему.

1 В настоящее время - Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой.

Описание документального источника и исторический контекст его появления

Любое историко-аналитическое изучение документа необходимо начинать с его описания. Что же представляет собой найденный письменный источник?

Это толстая общая тетрадь «в клетку» в твердом (книжном) переплете, на обложке которой вытеснено название - «Лекции по психологии». Содержание документа написано от руки чернилами, а в конце приклеены две фотографии автора лекций. На одной из этих фотографий автор снят в процессе чтения лекции в аудитории института. Судя по имеющимся в тексте исправлениям и вписанным фрагментам, автор написал его не «за раз», а работал над ним в течение некоторого промежутка времени.

Другой важный аспект для понимания содержания документа - его датировка. Из биографии прадеда, мне известно, что лекции он читал в 50-х годах. Примерное время написания можно установить следующим образом. Из содержания лекций явствует, что созданы они до смерти И.В. Сталина (1953 год). Об этом говорят фрагменты текста, где о «вожде» говорится в настоящем времени и с подчеркнутым восхищением. Однако текст написан (по крайней мере, те фрагменты, которые касаются психологии способностей и одаренности) после ноября 1951 года, так как в тексте присутствует ссылка на доклад Л.П. Берии от 6 ноября 1951 года.

По жанру документ следует определить как конспект лекций, так как некоторые тематические вопросы не раскрыты, а содержат только общие положения.

Знание исторического контекста позволит адекватно понять содержание источника. «Лекции» появились в конце эпохи сталинизма, когда культ «вождя» достиг своего апогея. В общественной жизни страны советов активно шла борьба с «инакомыслящими», «вредителями», «врагами народа», а на деле - с обычными советскими гражданами, оказавшимися не в том историческом времени и не в том месте. Наука наряду с другими сферами жизни стала местом идеологического «удара» по неугодным. К этому времени И.В. Сталин уже успел «наломать дров» в вопросах языкознания, но, оставил «жить» психологическую науку, которой грозила, казалось бы, неминуемая гибель и замена физиологией после ожесточенной критики на знаменитой «павловской» сессии двух академий - Академии Наук СССР и Академии Медицинских наук СССР (1950 г.) В науке того времени отыскивали и клеймили «безродных космополитов». Сей меч карающий не прошел и мимо выдающихся ученых - С.Л. Рубинштейна, Н.А. Бернштейна, Л.А. Орбели, П.К. Анохина и многих других...

Композиция лекции об одаренности и базовые понятия

Вопрос об одаренности в тексте изучаемого документального источника не стоит особняком, а вплетен в отдельную лекцию, которая называется «Способности и одаренность». По плану этой лекции можно составить определенное представление о композиции материала2.

* * *

Способности и одаренность

План

1. Значение проблемы о способностях и одаренности:

А) практическое значение проблемы о способностях;

Б) политическое значение проблемы о способностях;

2. Основные понятия и закономерности:

A) задатки и их роль в развитии психологических особенностей;

Б) способности, их проявление и развитие в деятельности;

B) одаренность - талант, гений;

2 В приводимых в настоящей статье отрывках текста документа устранены очевидные грамматические ошибки. Однако в случае выбора нескольких вариантов написания предпочтение отдавалось авторскому варианту. Также текст был незначительно отредактирован для удобства восприятия - восстановлены слова, написанные с сокращениями, указаны инициалы упоминаемых персонажей и т.п. Сокращения в тексте отмечены знаком - <...>.

3. Выращивание талантов:

A) выращивание талантов при социализме и капитализме;

Б) забота о раннем развитии;

B) формирование психологического склада личности.

* * *

Композиционно лекция выстроена по распространенной в то время модели. Сперва слушателям предписывалось уяснить себе практическую (жизненную, трудовую), а главное - политическую суть рассматриваемого вопроса. Затем излагались основные понятия и закономерности (логика изложения «задатки-способности-одаренность» сохраняется в учебниках и по сей день). Заключение обычно строилось на социалистической критике «буржуазных» воззрений на изучаемый предмет. Обратим также внимание на слова-историзмы - «выращивание талантов».

Следующий отрывок раскрывает понятие об одаренности, таланте и гениальности, а также

о роли великих людей в истории.

* * *

Понятие об одаренности.

Совокупность тех задатков, которые составляют природную предпосылку развития талантливости и гениальности называется одаренностью.

Само слово «одаренность», образованное, несомненно, от слова «дар», указывает, что оно означает те качества личности, которыми она обладает независимо от своих собственных усилий и которые получены ею от природы наследственно, как дар предков.

Но одаренность не является единственной предпосылкой талантливости и гениальности. Талант и гений требуют простора для своего развития и могут проявляться лишь в подходящих социальных условиях. В СССР происходит расцвет дарований, а в капиталистических странах они хиреют и гибнут.

Кроме того, сами талантливые и гениальные люди имеют такой психический склад и настолько деятельны, что они сами развивают свои способности, не только благодаря наличию благоприятных условий, но и в борьбе с неблагоприятными условиями. Подобно тому, как от удара кремня о сталь получается искра, так блеск талантливости и гениальности у великих людей возникает часто при столкновении с трудностями в жизни.

«Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат» (А.С. Пушкин). Ярким примером в этом отношении является жизнь и деятельность М.В. Ломоносова, Т.Г. Шевченко, А.М. Горького.

Следовательно, талантливость и гениальность расцветают на основе природной одаренности при соответствующих социальных условиях, благодаря кипучей деятельности самих великих людей, направленной на приобретение необходимых знаний, умений и навыков.

Из этого ясно, как наивны взгляды идеалистов, которые все творчество талантливых и гениальных людей сводят к «божественному дару» - вдохновению.

Талант и гений.

Сочетание способностей, которые дает возможность легко быстро и творчески овладеть прежним опытом людей в определенных областях жизни, искусства, науки и техники называется талантом.

Исключительно одаренные и деятельные люди, прокладывающие новые пути в жизни, искусстве, науке или технике называется гениальными.

Примером талантливости являются:

1. Знаменитый шлиссельбуржец Н.А. Морозов, который был разносторонне образованным ученым; он вынужден был ограничиться усвоением и популяризацией опыта предшествующих поколений. Крепость в течение 20 лет не сломила его веры в науку и светлое

будущее человечества, но она помешала ему встать в первые ряды ученых и двинуть науку вперед.

2. В.В. Маяковский - первый талантливый поэт революции. Он быстро ориентировался в революционных событиях и нашел свое место в революционной борьбе, заявив:

«Я с теми, кто вышел строить и месть

В сплошной лихорадке буден;

Я славлю отечество, которое есть

И трижды, которое будет!»

3. Калинин М.И. - всесоюзный староста, верный ученик и соратник В.И. Ленина и И.В. Сталина.

Примером гениальности являются:

1. М.В. Ломоносов, универсально образованный человек, предвосхитивший многие научные открытия на сотни лет.

2. А.С. Пушкин, давший в своих произведениях энциклопедию русской жизни своего времени и указавший новые пути развития литературы в России.

3. Ленин В.И. - развил учение К. Маркса применительно к условиям эпохи империализма, организовал победоносную Октябрьскую революцию и социалистическое строительство.

4. Сталин И.В. - развил учение В.И. Ленина применительно к новым условиям; организовал построение социализма в СССР, руководит построением коммунизма в СССР и революционным движением во всем мире, гениальный полководец народов СССР в годы Великой Отечественной войны.

Роль великих людей в истории.

1. «Не герои делают историю, а история делает героев, народ создает героев и двигает вперед историю» (История ВКП (б), ст. 16). Это положение наглядно подтверждается опытом выращивания кадров в СССР. У нас лучшие люди выдвигаются в органы власти, награждаются орденами и медалями, выдвигаются в лауреаты Сталинских премий, им присваивается звание героев социалистического труда, на их опыте учатся не только массы, но и вожди. Так народ создает нужные ему кадры.

2. «Новые общественные идеи и теории возникают лишь после того, как развитие материальной жизни общества поставило перед обществом новые задачи» (История ВКП (б)).

Это положение объясняет, почему марксизм появился в середине XIX в., а ленинизм -в начале XX века; это объясняет, почему к великим стройкам коммунизма СССР приступил именно теперь, почему теперь эта задача поставлена как главная перед наукой, техникой и перед всей страной. Так теория объясняет жизнь и находит в ней подтверждение правильности самой теории.

3. «Выдающиеся личности могут играть серьезную роль в жизни общества лишь постольку, поскольку они сумеют правильно понять, как изменить их к лучшему» (История ВКП (б), ст. 16).

Это положение объясняет, почему под руководством ВКП (б) трудящиеся СССР одержали всемирно исторические победы и почему народники, меньшевики, троцкисты и прочие претенденты на руководство революцией - смещены в мусорный ящик истории. Советский народ говорит: «Где Сталин, там победа», а где победа, там - и правда жизни, подтверждая правильность учения Сталина.

* * *

Исходя из данного отрывка, можно реконструировать общие представления об одаренности, бытовавшие в среде учителей советской провинции в начале 50-х годов XX века. В определении одаренности следует выделить несколько моментов:

1. Одаренность определяется как «совокупность задатков»;

2. Одаренность имеет природное происхождение;

3. Одаренность не тождественна таланту и гениальности, а являет собой их основу, предпосылку.

Сопоставим эти представления с научными формулировками одаренности, сложившимися к середине прошлого века. Так, отечественный психолог и философ С.Л. Рубинштейн в классическом учебнике «Основы общей психологии», вышедшем двумя изданиями в 1940 и 1946 годах [6, 7], писал: «Общую способность часто обозначают термином “одаренность”» [8: с. 5403]. Тот же С.Л. Рубинштейн замечает, что в зарубежной психологии того времени одаренность обычно отождествляют с интеллектом: «Одни, как Э. Торндайк, склонны сводить одаренность к сумме специальных способностей, вовсе отрицая общую одаренность, другие, как Ч. Спирмен, В. Штерн и А. Пьерон, признают общую одаренность, но сплошь и рядом противопоставляют ее специальным способностям» [Там же]. Критикуя зарубежные концепции одаренности, С.Л. Рубинштейн приходит к выводу, что в них одаренность рассматривается как неизменная предпосылка, а не как изменяющийся результат развития. Одаренность же, рассуждает ученый, сама развивается на протяжении жизни человека, и в этом смысле она имеет природные предпосылки развития, однако не сводится к ним. Талантом и гением, по С.Л. Рубинштейну следует называть особенно высокий уровень одаренности [8].

Схожее понимание мы встречаем у другого крупного отечественного психолога Б.М. Теплова, содержащееся в его статьях 1940-х годов [12, 13], учебнике «Психология» для учащихся старших классов средней школы (восемь изданий с 1947 по 1954 годы) [15] и монографии «Психология музыкальных способностей» (1947 г.) [14]. Одаренность, по Б.М. Теплову, это «то качественное своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность выполнения той или другой деятельности» [12: с. 152].

Итак, отличия в понимании одаренности автором «Лекций» и его современниками - ведущими исследователями данной проблемы заключаются в следующем. В «Лекциях» под одаренностью понимается «совокупность задатков», тогда вполне логично, что эти задатки - природны и представляют собой лишь предпосылкой развития гениальности. Более именитые современники называют одаренностью «общую способность» или «сочетание способностей». Тогда естественно, что одаренность включает в себя природное лишь в качестве предпосылки и может рассматриваться как результат развития. В сущности, данные позиции не противоречат друг другу, а различаются терминологически. В пользу этого говорит общность понимания факторов развития таланта и гениальности:

1 - природные предпосылки; 2 - социальные условия; 3 - собственная деятельность личности.

Неизвестным остается факт, знаком ли был автор «Лекций» с упомянутыми трудами С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова? Ссылок на них в анализируемом документе нет. Книга С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» к моменту написания «Лекций» была несправедливо осуждена и дискредитирована, а ее автор обвинен в «космополитизме» и «преклонении перед иностранщиной». Однако первое издание «Основ» 1940 года было достаточно хорошо известно и даже удостоено в 1942 году Государственной премии.

Текстуальное сопоставление книги с «Лекциями» дает некоторые основания в пользу утвердительного ответа на выше поставленный вопрос. Сравним - у С.Л. Рубинштейна: «Учение об одаренности, о дарованиях, о способностях человека, то есть его все расширяющихся способностях, превращается (в буржуазной психологии - А.Д.) в учение о границах, пределах, «потолках» развития» [8: с. 546]; в «Лекциях»: «Учение о дарованиях в буржуазной науке превратилось в учение о «потолке», то есть о границах и пределах развития отдельных личностей, классов и наций». Есть и другие примеры сходства формулировок.

В настоящее время научно-психологическое понимание феномена одаренности неоднозначно. Сохраняется понимание одаренности как совокупности, сочетания способностей, обеспечивающих успешность выполнения деятельности [4, 11]. Также одаренность определяют как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов деятельности [3, 5, 16]. Под одаренностью подразумевают

3 Ссылки на книгу С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» даются по изданию 2007 года.

генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет конечный итог развития и темп развития [9, 10].

Как видим, представления о сущности и факторах развития одаренности, бытовавшие в среде учителей советской провинции в начале 50-х годов XX века, отражали современные им научные достижения отечественной психологии.

Политизированность представлений об одаренности

Анализируя приведенный выше фрагмент текста, невозможно не обратить внимания на яркие примеры талантливости и гениальности, приводимые автором «Лекций». Исходя из этого, становится понятно, что научно-психологические представления педагогов советской провинции были предельно политизированы4. Талантливость и гениальность людей определялась преимущественно заслугами в делах революции и партийной иерархие5. Учитывая страшные особенности времени сталинизма, не соблюсти иерархию вождей было чревато крупными неприятностями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иллюстрацией тезиса о предельной политизированности представлений советских педагогов служит и раздел «Лекций», посвященный роли великих людей в истории, написанный исключительно на основе «Истории ВКП (б)». К слову сказать, политизированность научных представлений педагогов - лишь проявление общей политизированности их тоталитарного сознания.

Следующая, вытекающая из предыдущей, особенность представлений учителей советской провинции выражается в классовом подходе к пониманию одаренности и других явлений действительности.

Данный отрывок служит образцом классового подхода с присущей времени призывно-лозунговой патетикой при почти полном отсутствии собственно психологического содержания.

* * *

Выращивание талантов при социализме и капитализме

«Кадры надо заботливо выращивать, как садовник выращивает облюбованное деревце» (И.В. Сталин). В этой короткой фразе заключена целая программа воспитания талантов, именно талантов, причем речь идет о воспитании кадров руководителей, а не только о массовых воспитательных мероприятиях.

«Облюбовать» деревце - это значит, выбрать самое лучшее из всех по природным особенностям - по корневой системе, по стволу, по кроне и т.п. «Воспитать» его - значит обеспечить ему наилучшие условия для развития и заботливый уход.

Такой подход к выращиванию кадров, к воспитанию человека возможен только в социалистическом обществе. В капиталистическом обществе невозможно плановое хозяйство. Если там не мыслимо плановое выращивание зерновых и овощных культур - пшеницы и кукурузы, картофеля и капусты - то тем более не мыслимо выращивание талантов. Вся капиталистическая система держится на безудержной и безжалостной эксплуатации. Там рабочая сила человека, то есть самая основа бытия, превращена в товар. Богато одаренные натуры из низших классов, попадая в общий котел капиталистической фабрики, нивелируются и гибнут. Капиталист при найме рабочей силы не заинтересован в учебе природной одаренности, так же как не заинтересован в дальнейшей судьбе каждого рабочего. Он заинтересован лишь в возможности извлечения прибыли из труда рабочего на данном предприятии. Все остальное его не интересует. Все разговоры о возможности развития талантов

4 Существует схожее обозначение данной особенности - идеологизированность. В данном контексте я считаю нужным говорить о политизированности как о более общем понятии и рассматривать идеологию как инструмент политики. Политизация научных представлений осуществлялась двояко: косвенно - через их идеологическую «выправку», и напрямую - за счет введения политических вопросов в контекст научной полемики.

5 Исключением из всего списка талантливых и гениальных явились М.В. Ломоносов и А.С. Пушкин, чья гениальность так же очевидна, как и их удаленность от дел социалистического строительства.

при капитализме есть или лицемерие или филантропия; исключения лишь подтверждают общее правило. Капитализм мог выдвигать талантливых и гениальных людей лишь в то отдаленное время, когда он играл прогрессивную роль в истории человечества (Л. да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Васко да Гама, Х. Колумб, Ф. Магеллан и т.д.)

Теперь капитализм стал реакционной силой - задерживает дальнейшее развитие, разрушает производительные силы, губит миллионы людей в войнах. Он никого не может теперь вдохновить на славные подвиги. Мечты и планы о счастливом и светлом будущем человечества теперь связаны с социализмом и коммунизмом. Все честные и благородные люди - подлинные таланты и гении и миллионы простых людей - отвернулись от капитализма и ведут с ним борьбу. Они развивают свои силы, способности и дарования, не благодаря капитализму, а в борьбе с ним <...>

(продолжение следует)

Литература:

1. Гуревич А.Я. Человеческая личность в средневековой Европе: реальная или ложная проблема? / А.Я. Гуревич // Развитие личности. - 2003. - №1. - С. 24 - 31.

2. Гуревич А.Я. Человеческая личность в средневековой Европе: реальная или ложная проблема? (окончание) / А.Я. Гуревич // Развитие личности. - 2003. - №2. - С. 29 - 40.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2008. - 368 с.

4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. - М.-Воронеж: МПСИ, НПО МОДЭК, 1997. - 448 с.

5. Рабочая концепция одаренности / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Магистр, 1998. - 234 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Учпедгиз, 1940. - 596 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - 2-е изд. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Учпедгиз, 1946. - 704 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - 4-е изд. / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.

9. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе / А.И. Савенков. - М.: Академия, 2000. - 232 с.

10. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе / А.И. Савенков. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 272 с.

11. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие) / Под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш / Н.Ю. Синягина, Е.Г. Чирковская. - М.: Вузовская книга, 2001. - 131 с.

12. Теплов Б.М. Проблема одаренности / Б.М. Теплов // Советская педагогика. - 1940. - № 4-5. - С. 146 - 155.

13. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Ученые записки Государственного института психологии. - М.: АПН, 1941. - Т. 2. - С. 3 - 56.

14. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. - 355 с.

15. Теплов Б.М. Психология. Учебник / Б.М. Теплов. - М.: Учпедгиз, 1946. - 223 с.

16. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики / Е.И. Щебланова. - М.-Воронеж: МПСИ, НПО МОДЭК, 2004. - 245 с.

Интернет-журнал «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2011, №5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.