Научная статья на тему 'Феномен одаренности в сознании учителей советской провинции (начало 50-х годов XX века) [окончание]'

Феномен одаренности в сознании учителей советской провинции (начало 50-х годов XX века) [окончание] Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
136
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Двойнин А. М.

Статья представляет собой историко-психологическое исследование представлений об одаренности, свойственных учителям советской провинции в начале 50-х годов XX века. На основе анализа исторического документа текста «Лекций по психологии» и сопоставления его с современными ему источниками и современной научной литературой осуществлена реконструкция данных представлений. Представления об одаренности учителей советской провинции в начале 50-х годов XX века отражали научные достижения отечественной психологии в сочетании с актуальным содержанием общественного сознания советской России. Публикуемый материал придает занимательные штрихи к картине развития отечественной психологической науки середины прошлого столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен одаренности в сознании учителей советской провинции (начало 50-х годов XX века) [окончание]»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

www.pmedu.ru

2011, №6, 74-82

ФЕНОМЕН ОДАРЕННОСТИ В СОЗНАНИИ УЧИТЕЛЕЙ СОВЕТСКОЙ ПРОВИНЦИИ (начало 50-х годов XX века)

[окончание]1

PHENOMENON OF GIFTEDNESS IN A CONSCIOUSNESS OF SOVIET PROVINCE TEACHERS (early 50s of the XX century)

[article ending]

Двойнин А.М.

доцент кафедры психологии образования Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, кандидат психологических наук

E-mail: alexdvoinin@mail.ru Dvoinin A.M.

Associate professor at the Chair of Psychology of Education,

Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City Pedagogical University, Candidate of science (Psychology)

Аннотация: Статья представляет собой историко-психологическое исследование представлений об одаренности, свойственных учителям советской провинции в начале 50-х годов XX века. На основе анализа исторического документа - текста «Лекций по психологии» - и сопоставления его с современными ему источниками и современной научной литературой осуществлена реконструкция данных представлений. Представления об одаренности учителей советской провинции в начале 50-х годов XX века отражали научные достижения отечественной психологии в сочетании с актуальным содержанием общественного сознания советской России. Публикуемый материал придает занимательные штрихи к картине развития отечественной психологической науки середины прошлого столетия.

Annotation: The article is the historical and psychological investigation of representations on giftedness, which are peculiar to teachers of a Soviet province in the early 50s of XX century. On the basis of the analysis of historical document - the “Lectures on psychology” text - and its comparison with modern to it sources and with modern scientific literature, reconstruction of given representations was carried out. Representations on giftedness of Soviet province teachers in the early 50s of XX century reflected scientific achievements of domestic psychology combined with the actual content of public consciousness of Soviet Russia. The article gives entertaining traits to the picture of domestic psychological science development in the middle of XX century.

Ключевые слова: одаренность; историко-психологический анализ; общественное сознание; учителя советской провинции; классовый подход; представления о личностных особенностях творца; психология одаренности в персоналиях.

Key words: giftedness, the historical and psychological analysis, public consciousness, the teachers of a Soviet province, the class approach, representations on personal features of a creator, psychology of giftedness in persons.

Представления о личностных особенностях творца

Продолжая анализировать исторический документ - текст «Лекций по психологии», - читавшихся в провинциальном учительском институте в начале 50-х годов XX века, возможно (с опреде-

1 Начало см. «Проблемы современного образования», 2011, № 5.

ленной долей условности) реконструировать представления об одаренности, бытовавшие в сознании учителей советской провинции той эпохи.

Личность творца, ее психологические особенности всегда были в центре внимания исследователей. Неудивительно, что в анализируемых «Лекциях» достаточно много внимания уделяется этой проблеме. При этом заметим, что многочисленные примеры личностных особенностей творцов (в приводимом ниже фрагменте примеры значительно сокращены) сохраняют «политкорректный» иерархический порядок перечисления: от менее великих до - И.В. Сталина.

Следующий ниже фрагмент текста говорит о том, что педагогам советской провинции начала 50-х годов XX века было присуще адекватное современной психологии научное представление о личностных особенностях творца. Этот фрагмент «Лекций» является наиболее живым и увлекательным. И хотя содержание его опять-таки изобилует политинформацией, она не является структурной основой текста, как, например, это было в разделе «выращивание талантов при социализме и капитализме»; раскрываемые особенности личности творца глубоко психологичны, а не классово обусловлены. Если снять все временные наслоения (в частности, отрешиться от партийных примеров) текст будет выглядеть достаточно современно, так как приводимые психологические особенности не утратили своей научной ценности и поныне.

* * *

Формирование психического склада личности

Развитие дарований не может протекать изолированно, в отрыве от формирования всех других свойств личности <...>. Здесь необходимо остановиться на таких психологических чертах, которые раскрывают богатую психическую жизнь великих людей и уясняют роль их собственных усилий в работе над собой. Необходимо понять не только то, в чем проявляется талантливость и гениальность великих людей, но и то, почему они стали великими и чему мы, рядовые люди, должны у них учиться.

1. Характерной особенностью великих людей науки, искусства и техники является жажда знаний. Это сложное явление. Оно требует, [во-первых]2 направленности и сосредоточенности сознания, то есть вникания, прежде всего внимания к фактам, мимо которых равнодушно проходят рядовые люди <...>, во-вторых, внимания к определенным проблемам, к поискам законов, управляющих фактами. И.П. Павлов писал: «Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Старайтесь не останавливаться у поверхности фактов».

Жажда знаний означает страсть к науке, искусству, технике.

И.П. Павлов писал: «Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях».

Биографии великих людей дают красочные примеры.

Петру I принадлежит такая крылатая фраза: «Аз есьмь в чину учимся и учащих мя требую».

А.С. Пушкин говорил о М.В. Ломоносове: «Жажда науки была сильнейшей страстью его души, исполненной страстей» <...>.

И.В. Сталин благодарил участников 1-го съезда стахановцев: «Спасибо, товарищи, за науку!» Он говорит, что, несмотря на занятость, успевает просматривать ежедневно 400-500 страниц печатного текста.

Здесь и далее в квадратных скобках приводятся дополнения автора статьи. В приводимых в настоящей статье отрывках текста документа устранены очевидные грамматические ошибки. Однако в случае выбора нескольких вариантов написания предпочтение отдавалось авторскому варианту. Также текст был незначительно отредактирован для удобства восприятия -восстановлены слова, написанные с сокращениями, указаны инициалы упоминаемых персонажей и т.п. Сокращения в тексте отмечены знаком - <...>.

2. Важнейшей особенностью таланта и особенно гения является широкий круг интересов, ведущий к универсализму. Однако широкие интересы выдающихся людей не представляют собой бессвязную калейдоскопическую россыпь; все интересы связаны и подчинены главной, стержневой цели.

Например, великий физиолог И.П. Павлов глубоко интересовался смежными с физиологией науками: медициной и психологией; его научные открытия вносили полный переворот не только в физиологию, но и в эти науки. Он был гениальным организатором научной работы. Ученый высоко держал знание Советской науки, был великим патриотом и общественным деятелем мирового масштаба <...>.

[Далее подробно приводятся разносторонние интересы многих выдающихся личностей: А.В. Суворова, М.В. Ломоносова, Аристотеля, Л. да Винчи, Микеланджело].

Все великие люди прошлого и настоящего меркнут перед гением И.В. Сталина. И.В. Сталин - вождь и учитель мирового пролетариата и трудящихся всего земного шара; вдохновитель и организатор наших побед по строительству социализма и коммунизма; гениальный полководец в годы гражданской и Великой Отечественной войны <...>. Как вождь мирового пролетариата и угнетенных народов всего земного шара, он в совершенстве владеет марк-систко-ленинской стратегией и тактикой революционной борьбы - видит и разоблачает коварные планы империалистов и организует сотни миллионов людей на борьбу за подлинный мир и подлинную демократию. Еще ни на чьи плечи история не взваливала таких сложных и ответственных задач <...>.

Следовательно, универсализм - характерная и непременная особенность великих людей. Но он имеет различные конкретные формы и свойственен разным людям в разной степени, делая их своеобразными, неповторимыми корифеями в определенный области.

Поэт, живописец, полководец, организатор хозяйства, политический вождь имеют определенный профиль. И их универсализм дает им широкое и глубокое знание жизни, облегчая им их профессиональную деятельность.

Поэтому вполне обоснованно учебные планы всех наших вузов непременно включают сначала обширный цикл общих образовательных дисциплин, а затем не менее обширный цикл специальных дисциплин <...>.

3. Важнейшим признаком подлинного величия личности являются социальные мотивы творчества.

Талантливые и гениальные люди велики сознанием передовых идей своего времени и своей связью с народом. Их окрыляет успех в жизни и сознание своей роли в истории человечества.

Самой мрачной перспективой для великого деятеля является перспектива бесславно кануть в Лету, не сделав ничего существенного для общества. В такую минуту М.Ю. Лермонтов писал о своем поколении:

«Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без тени и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда» <...>.

[Далее примеры А.С. Пушкина, Т.Г. Шевченко, М.И. Глинки и мн. других, включая, разумеется, И.В. Сталина].

4. Для выдающихся людей характерно философское отношение к жизни. В этом проявляется уже их характер. Они преодолевают обыдёнщину, житейские мелочи и всю свою энергию сосредоточивают на том, что они считают делом жизни. У них мелочное и конечное не заслоняет великое и бесконечное.

Философский взгляд на жизнь выразил А.С. Пушкин в стихотворениях «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Телега жизни», «Три ключа», «Анчар».

М.Ю. Лермонтов свой мятежный дух выразил в стихотворении «Парус».

Философию профессионала-революционера выразил А.М. Горький в стихах «Песня о Соколе» и «Буревестник» <...>.

Одаренные люди страстно любят жизнь, остро осознают ее краткость и умеют ценить каждую секунду времени. Оригинально эта черта проявилась у Александра Македонского. Он приказал одному воину ежедневно напоминать ему: «Великий государь, помни о смерти!» Ясно, что это было нужно ему не для того, чтобы предаваться грустным размышлениям о бренности всего существующего, а для того, чтобы из-за мелочей не забыть главного, чтобы успеть совершить все, что было им намечено.

5. Для успеха каждого дела требуется целеустремленность и упорство. Великие дела требуют великих усилий.

К. Маркс 24 года подготавливал 1-й том «Капитала». 15 лет он работал над произведением «К критике политической экономии». Он прочел и проконспектировал 1500 книг, некоторые по 2-3 раза.

И.В. Сталина 7 раз арестовывали и ссылали. Он 6 раз бежал и снова принимался за революционную работу. И только после 7-го ареста ему не пришлось убежать, потому что разбежались во все стороны от Октябрьской революции защитники царизма и капитализма в России <...>.

6. Чувство реального. Оно проявляется в осознании законов общественного развития, в осознании возможного и невозможного, в умении заглянуть в будущее и сделать прогноз событий. Для этого надо научиться считать миллионами, определять, что могут сделать за 1, 2, 3, 4, 5 лет все граждане нашей страны. Чувство реального - это трезвый расчет. Оно предохраняет от головокружения при успехах и от паникерства при неудачах. Это качество особенно ценное и наиболее редкое.

К.Д. Ушинский на основе своих наблюдений предсказал агрессию со стороны Германии: «Если можно что предвидеть в человеческой истории, то я считаю войну России с Германией совершенно неизбежной <...>».

Образцом такого трезвого расчета является доклад И.В. Сталина на торжественном заседании Моссовета 6/XI 1941 г., в котором он в момент максимального успеха фашистов вскрыл все факторы, определяющие неминуемую гибель немецко-фашистского империализма.

7. Чувство нового проявляется в умении своевременно заметить ростки нового и оказать им необходимую помощь.

А.М. Горький с великим интересом и с великой любовью отыскивал ростки новой жизни и описывал их в журнале: «Наши достижения».

И.В. Сталин быстро заметил достижения стахановцев, изучил эти достижения, поддержал инициативу стахановцев и осветил их опыт перед всей страной, заложив этим прочную основу стахановскому движению.

8. Скромность и чувство собственного достоинства. Эти два понятия неотделимы друг от друга. Скромность требует уважения к другим людям, а чувство собственного достоинства не позволяет терять уважения к самому себе.

Скромность - необходимое условие коллективного организованного труда. Скромность - необходимое условие для дальнейшего продвижения вперед.

И.П. Павлов в письме к молодежи писал: «Второе - это скромность. Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за нее откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее вы утратите меру объективности <...>».

Ф. Энгельс заканчивает свою книгу «Анти-Дюринг» таким приговором над Е. Дюрингом: «Невменяемость, объясняемая манией величия».

Только недалекие посредственные люди позволяют себе бахвальство, кичливость и самодурство, а иногда впадают в манию величия. Подлинное величие сочетается со скромностью и простотой. Такими были наши великие полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов; наши художники - И.Е. Репин и В.И. Суриков; наши писатели - Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.М. Горький; наши вожди - В.И. Ленин и И.В. Сталин.

Вместе с тем они учат нас не скромничать тогда, когда положение обязывает, когда надо вести принципиальную борьбу за честь свою и за честь Родины. Эта сторона характера ярко отразилась в реплике М.В. Ломоносова И.И. Шувалову. Когда И.И. Шувалов пригрозил: «Я отставлю тебя от академии», М.В. Ломоносов ответил с достоинством: «Нет, разве академию от меня отставят!»

* * *

Классовый подход к пониманию одаренности

Заключительный фрагмент конспекта лекции по одаренности, написанной в начале 50-х годов, дает нам еще одну иллюстрацию классового подхода к пониманию феномена одаренности. Также данный фрагмент дает возможность сделать несколько других наблюдений. Речь о них пойдет ниже.

* * *

Критика буржуазных теорий о способностях и одаренности

На заре капитализма с блестящим талантом выдвинул свои педагогические идеи Ж.Ж. Руссо. Он считал, что от природы все равны, что сознание ребенка - чистая доска3. На основе этого он выдвинул идею естественного воспитания. «Все - хорошо, выходя из рук природы; все вырождается в руках человека». Ж.Ж. Руссо отрицал наследственность и игнорировал влияние социальной среды, не видя пользы от вмешательства человека в деликатное дело воспитания. Его теория есть теория полной унификации людей по природным данным.

Для своего времени взгляды Ж.Ж. Руссо были прогрессивны, поскольку острие их было направлено против наследственной аристократии и феодалов, которые жадно хватались за свои наследственные привилегии и/или обосновывали свое превосходство перед простыми смертными.

В предреволюционные годы и первые годы после революции взгляды Ж.Ж. Руссо пропагандировались в России сторонниками «свободного воспитания» <...>.

После постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе нарком-просов» также наблюдалось у низовых работников по народному образованию шараханье на позиции Ж.Ж. Руссо: было взято равнение на ученика-середняка, а вопрос о способностях и одаренности обходился. Между тем, мы все видим, что жизнь повседневно дает примеры того, что в молодом поколении мы имеем не однообразие, а многообразие способностей и талантов. Советская действительность повседневно дает примеры того, как воспитываются таланты. Советская психология теперь дает строго научное объяснение многообразию форм педагогической работы над самым разнообразным материалом, направляя всю работу к единой цели: «От каждого - по способностям; каждому - по труду».

В период империализма учение о дарованиях в буржуазной науке превратилось в учение о «потолке», то есть о границах и пределах развития отдельных личностей, классов и наций.

3 Первоначально идею о сознании ребенка как о «чистой доске» (tabula rasa) выдвинул Аристотель, а затем развил Дж. Локк. - Примеч. А.Д.

Зарубежная психология объясняет одаренность личности, прежде всего наследственностью. В подтверждение этого взгляда буржуазные психологи ссылаются на некоторые примеры, например, на семьи И.С. Баха, Ч. Дарвина, Дж. Ст. Милля и других, которые богаты одаренными людьми. Получается впечатление, что в этих семьях одаренность передавалась по наследству.

Советская психология опровергает подобные утверждения на том основании, что еще больше можно привести примеров прямо противоположного характера, когда у талантливых родителей были самые посредственные дети. Появление же в одной семье целой плеяды знаменитых людей советская психология объясняет хорошей постановкой воспитания с самого раннего возраста.

Вторым фактором, обусловливающим одаренность, буржуазная психология считает неизменную социальную среду. В подтверждение этого взгляда приводятся статистические данные о показателях физического и умственного развития детей буржуазии и детей рабочих; показатели развития молодежи из разных классов показывает лишь сегодняшний день капитализма, когда угнетенные классы не имеют права на труд и на образование. Эти статистические данные являются обвинительным приговором капитализму, а совсем не говорят о низком «потолке» умственного развития этих классов. Установление на основе словесных знаний или путем тестов неизменного устойчивого на всю жизнь Ю (интеллектуального коэффициента), определение на основе этого интеллектуального коэффициента судьбы человека - это путь псевдонаучный. На этот ложный путь буржуазную психологию толкают политические мотивы. Все эти псевдонаучные теории опровергаются расцветом талантов СССР, где гарантировано всем гражданам право на труд и на образование.

Третьей теорией об одаренности являются расовые теории фашистов. Искажая историю и подтасовывая факты, они доказывают, что все важнейшие научные открытия и изобретения сделаны представителями «высшей расы».

Эти взгляды не нуждаются в опровержении, потому что они от начала до конца ложны и противоречат фактам действительности. Они лишь подтверждают, что вопрос об одаренности есть вопрос политический.

Итак, одаренность не является прирожденным, фатально определенным свойством человека. Она не может быть объяснена только влиянием социальной среды, только воспитанием или только работой над собой. Воспитание и работа над собой имеют решающую роль.

Подобно тому, как высокий урожай зависит от целой системы агромероприятий, так талантливость и гениальность людей зависит от влияния всех перечисленных факторов вместе взятых. Социализм создает такие условия для развития людей, поэтому СССР является страной талантов.

* * *

Сверхидея «Лекций»

Помимо классового подхода к пониманию одаренности в данном отрывке текста можно наблюдать следующее.

Во-первых, упоминаются негативные последствия постановления ЦК ВКП (б) от 04.07.1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов» - направленность обучения на ученика-середняка при игнорировании вопроса о способностях и одаренности. При этом напоминаю, что официально педологи (М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и мн. др.) к этому времени еще не были реабилитированы.

Во-вторых, итогом конспекта лекции по одаренности является правильное (в том числе и по современным меркам) научное понимание феномена одаренности в контексте природного, социального и деятельностного факторов. Поскольку эта позиция уже заявлялась в самом начале лекции, очевидно, это и есть главная мысль, сверхидея лекции. Можно предположить, что данная идея являлась центральной в представлениях об одаренности учителей советской провинции начала 50-х годов XX века.

Сопоставление «Лекций» с другими источниками

Историко-психологический анализ рассматриваемого документа будет неполным, если не произвести сопоставление его содержания с некоторыми другими схожими источниками. Необходимо найти такой источник, который также позволил бы в определенной степени судить о представлениях, бытовавших в среде советских педагогов тех лет. Таким источником по праву может стать «Большая Советская Энциклопедия» (БСЭ).

Действительно, БСЭ является как раз тем изданием, которое было расчитано на массового читателя (тираж второго издания 300.000 экземпляров!) и было весьма авторитетным и популярным в среде советской интеллигенции. Во всех изданиях БСЭ есть небольшая по объему статья «Одаренность».

В первом издании БСЭ (тираж всего 45.500 экземпляров) одаренность определяется как «особенная способность к выполнению какой-либо деятельности» [1: с. 719]. Далее даются определения таланту и гениальности, раскрывается классовая сущность теорий одаренности. Сам текст предельно политизирован:

«.. .антинаучным взглядам и реакционной практике современной буржуазии противостоит единственно-правильное и научное марксистко-ленинское понимание одаренности, согласно которому одаренность врожденна в виде задатков, развивающихся только в процессе обучения и воспитания. Исключительный расцвет дарований в СССР является блестящим доказательством правильности такого понимания одаренности, которое осуществляется в практике Советского социалистического государства; он является опровержением фаталистических учений буржуазной науки и подтверждением того, что широкое развитие талантов и дарований возможно только в стране социализма» [Там же].

Несмотря на то, что прямых текстовых совпадений с анализируемым текстом «Лекций», не обнаружено, тезис о предельной политизированности и классовом подходе к одаренности находит свое подтверждение. Кроме того, очевидно, что первое издание БСЭ не использовалось в качестве источника для составления «Лекций».

Более информативным является текст статьи «Одаренность» из второго издания БСЭ [2]. Отметим, что 30-й том «Энциклопедии», в котором находится искомая статья, вышел после смерти И.В. Сталина и соответственно после написания «Лекций», а именно в конце 1954 года. Поэтому автор «Лекций» не мог быть знаком с содержанием данного тома.

Однако здесь и обнаруживается самое интересное. В обоих сопоставляемых текстах наблюдается поразительное сходство лексики, содержания и логики изложения идей. Текст из БСЭ (ср. с последним фрагментом «Лекций»):

«В буржуазной реакционной психологии господствуют фаталистические воззрения на одаренность. Согласно распространенной «теории» наследственности таланта, одаренность якобы является наследственным свойством некоторых избранных родов и семейств, разумеется господствующих классов. При этом социальную среду, как и наследственность, буржуазные ученые пытаются представить неизменной и предопределяющей всю судьбу человека. Подобных подход к проблеме одаренности служит определенным политических целям - оправдать социальное неравенство, «доказать» особую одаренность и особые права на существование эксплуататорских классов и «высших рас» и обреченность трудящихся классов и «низших рас». Массовый расцвет народных дарований в СССР, являющийся результатом победы социализма. является лучшим опровержением этих реакционных измышлений» [2, с. 515].

Общая логика изложения и в «Лекциях», и в БСЭ такова:

Господство фатализма в буржуазной психологии ^ наследственная передача таланта ^ неизменность социальной среды ^ политические мотивы этих представлений ^ оправдание господства «высших рас» ^ массовый расцвет талантов в СССР как опровержение буржуазных идей об одаренности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Остается предположить, что автор «Лекций» был, вероятно, знаком с более ранними произведениями автора, написавшего статью об одаренности в БСЭ.

Психология одаренности в персоналиях

Представления об одаренности учителей советской провинции должны включать в себя знание персоналий.

Проведенный контент-анализ частоты встречаемости фамилий в тексте «Лекций» позволил выявить любопытный факт. Во всем анализируемом тексте не упоминается ни один психолог (!).

Действительно, из всех персоналий, более-менее близких психологической проблеме одаренности, упоминается лишь физиолог И.П. Павлов. Такое положение будет более понятно, если вспомнить, что в ходе «павловской» сессии двух академий 1950 года, рядом физиологов (К.М. Быковым, А.Г. Ивановым-Смоленским, Э.Ш. Айрапетьянцем, Э.А. Асратяном и др.) была предпринята попытка «заменить» психологию учением И.П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности. Попытка уничтожения психологии не удалась, но долгое время психологи были обязаны к месту и не к месту «приговаривать» имя И.П. Павлова.

Из педагогов названы только Ж.Ж. Руссо и К.Д. Ушинский.

Всего в полном тексте лекции об одаренности встречается 48 фамилий (и в качестве ссылок, и в качестве примеров), общее количество упоминаний всех персоналий - 104. Исходя из этого, можно вывести средний индекс упоминаний (ИУ) одной фамилии - 2,17 упомин./чел.

Общий список персоналий включает в себя как партийных деятелей, так и представителей искусства, науки, полководцев и путешественников. Бесспорное лидерство по количеству упоминаний принадлежит И.В. Сталину (ИУ = 15), затем идут А.С. Пушкин (ИУ = 10), М.В. Ломоносов (ИУ = 8), А.М. Горький (ИУ = 6), Ж.Ж. Руссо (ИУ = 5). Остальные персоналии имеют значения средние и ниже средних.

Экстраполируя полученные результаты контент-анализа «Лекций» на изучаемую общность педагогов, можно констатировать (с определенной степенью условности), что учителям советской провинции была свойственна низкая осведомленность в персоналиях психологов, занимавшихся проблемой одаренности. Это довольно странно, так как отечественные психологи к 1950-м годам внесли большой вклад в исследование проблемы способностей и одаренности. Л.Ю. Субботина даже выделяет 4 этапа разработки данной проблемы в отечественной науке:

1) XVIII век - 3-я четверть XIX века - анализ идет в рамках педагогической практики на основе наблюдения и данных житейской психологии; в русле философии эти факты осмысливаются на методологическом уровне;

2) 4-я четверть XIX века - начало 20-х годов XX века - анализ способностей в рамках педагогической психологии на основе наблюдения и эксперимента;

3) 20-е - 30-е годы XX века - анализ конкретной эмпирики способностей в рамках педологии и психотехники;

4) 30-е - 40-е годы XX века - начало формирования общей теории способностей [3].

Выводы

Проведенный историко-психологический анализ текста «Лекций по психологии», позволяет реконструировать представления об одаренности, бытовавшие в сознании учителей советской провинции в начале 50-х годов XX века.

Итак, можно утверждать, что эти представления многослойны и сочетали в себе научные достижения отечественной психологии с актуальным содержанием общественного сознания советской эпохи.

1. Одаренность понималась как совокупность задатков, природная предпосылка таланта и гениальности. Это несколько отличается от представлений выдающихся психологов того времени С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова об одаренности как общей способности или сочетании способностей. Таким образом, установлено терминологическое различие в употреблении термина «одаренность». Тем не менее, у советских учителей присутствовало верное научное понимание развития таланта

и гениальности в контексте трех факторов: 1 - природных предпосылок; 2 - социальных условий; 3 - собственной деятельности личности.

2. Представления о личностных особенностях творца научны и адекватны современной психологии. Особенности творца включают в себя: жажду знаний, универсализм, социальные мотивы творчества, философское отношение к жизни, целеустремленность и упорство, чувство реального, чувство «нового», скромность и чувство собственного достоинства.

3. Представления об одаренности политизированы посредством идеологизации, а также за счет прямого введения политических вопросов в контекст научной полемики. Как следствие, представления структурированы на основе классового подхода - постулируется классовая предпосылка той или иной теории одаренности.

5. Обнаружена низкая осведомленность в персоналиях психологов, занимавшихся проблемами способностей и одаренности. Однако возможно, что имело место сознательное избегание ссылок на психологов как прямое следствие прошедшей в 1950 году «павловской» сессии двух академий наук СССР, в результате которой не только авторитет, но и существование психологической науки оказалось под угрозой; упоминание непсихологов было более безопасным. Среди всех обнаруженных персоналий значительное место занимает И.В. Сталин, что вполне объяснимо историческими условиями, в которых складывались данные представления об одаренности, - «культом личности» И.В. Сталина.

Список литературы:

1. Одаренность // Большая Советская Энциклопедия. Т. 42. - М., 1939 . - С. 719.

2. Одаренность // Большая Советская Энциклопедия. - 2-е изд. Т. 30. - М., 1954 . - С. 515 - 516.

3. Субботина Л.Ю. Развитие предмета и метода психологии способностей (в отечественной науке с XVIII по XX век): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1986.

Интернет-журнал «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2011, №6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.