Научная статья на тему 'Феномен неопределенности в представлениях современной молодежи'

Феномен неопределенности в представлениях современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2090
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / РАЗЛИЧИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / THE CONCEPT OF UNCERTAINTY / APPROACHES TO THE STUDY OF UNCERTAINTY / NOTIONS OF UNCERTAINTY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малинина Наталия Сергеевна

В статье рассматриваются основные подходы к определению и изучению феномена неопределенности, особое внимание уделяется психологическим аспектам. Приводятся результаты опроса молодежи по проблеме неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен неопределенности в представлениях современной молодежи»

УДК 316.473

Н.С. Малинина

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор А.Л. Свенцицкий

ФЕНОМЕН НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматриваются основные подходы к определению и изучению феномена неопределенности, особое внимание уделяется психологическим аспектам. Приводятся результаты опроса молодежи по проблеме неопределенности.

Понятие неопределенности, подходы к изучению неопределенности, представления о неопределенности, различия в представлениях о неопределенности.

The article considers the main approaches to definition and studying the concept of "uncertainty". Particular attention is paid to psychological aspects of uncertainty. The results of the survey of young people on the problem of uncertainty are presented in the paper.

The concept of uncertainty, approaches to the study of uncertainty, notions of uncertainty.

Современный мир полон неопределенности на всех уровнях своего проявления. Например, неопределенность измерения в метрологии, соотношение неопределенностей Гейзенберга в квантовой физике, раскрытие неопределенностей в математическом анализе, неопределенность социальных и политических перемен в современном обществе и т.п. Несмотря на то, что неопределенность присуща всей природе, в человеческом обществе она приобретает специфические, характерные только для человека особенности и способы реагирования на эту неопределенность, взаимодействие с ней. Р. Декарт рассматривает неопределенность как специфику бытия именно человека. С одной стороны, такая неопределенность ничем не ограничивает индивида, дает ему право свободного выбора, дает возможность для развития и творчества. С другой, - вызывает нестабильность, отсутствие всяких ориентиров и критериев вплоть до полного ценностного релятивизма. Спектр ситуаций выбора у человека гораздо шире, чем у животных (у которых все «ситуации выбора» сводятся к материальной сфере), к тому же включаются социальные аспекты - общественное мнение, взгляд со стороны, эмоции, переживания, поиски смысла, свойственные только человеку как социальному существу. Также в отличие от животных человеку свойственны воля и умение преодолевать неопределенность, делать самостоятельный, осознанный выбор в биологически необусловленных ситуациях.

Неопределенность, в общем ее понимании, трактуется как категория, которая отражает отсутствие любой (материальной или идеальной) упорядоченности [5]. Неопределенность характерна и для современных представлений об обществе. Максимальной она становится в кризисные периоды развития общества и культуры, в критических, непредсказуемых, чрезвычайных ситуациях [3], [5]. Неопределенность связана с вероятностностью, открытостью и неизвестностью будущего, из-за нестабильности и быстрых изменений в современном обществе и культуре, что вызывает состояние страха, «футурошока».

В отечественной психологии исследование феномена неопределенности ведется по разным направ-

лениям. Приводится подробный философский и методологический анализ принципа неопределенности в психологии (Корнилова Т.В., Зинченко В.П.), исследуются стратегии поведения человека в неопределенных ситуациях (Очеретная К.Г., Джафаро-ва О.А., Первушина О.Н.), взаимосвязи личностных особенностей и поведения в ситуациях неопределенности (Голубев М. А., Вяткин А.П.), состояния неопределенности в творчестве (Галин А.Л., Белова Н.Ю.), толерантность к неопределенности (Гусев А.И.), а также развитие зависимого поведения как реакция на неопределенность (Макушина О.П., Коваль Н.А., Мильруд Р.П.). В то же время неопределенность исследуется чаще всего как обобщенная категория или же неопределенная ситуация задается исследователем на основании общих признаков, позволяющих отнести ситуацию к неопределенным.

В зарубежной психологии для обозначения понятия «неопределенность» существуют два термина: “uncertainty” и “ambiguity”. Хотя эти понятия довольно близки по значению и описывают схожие феномены, все же их принято различать: “ambiguity” имеет место там, где известны альтернативы и есть несколько их интерпретаций, это понятие можно соотнести с русским «неясность». “Uncertainty” характерно для ситуаций, где альтернативы неизвестны и отсутствуют интерпретации, можно соотнести с русским «неопределенность» [6].

В отечественной психологии Белинской Е.П. [1] была предпринята попытка обобщения взглядов и подходов к неопределенности. По мнению автора, в психологии неопределенность рассматривается как:

1. Недостаток, противоречивость, нечеткость информации (информационные модели поведения).

2. Несовместимость двух или более когниций, рассогласованность когниций и поведения (общая психология).

3. Невозможность контроля действия со стороны субъекта (инженерная психология).

4. Многочисленность возможных результатов, повышающая степень риска в ситуациях принятия решений (организационная психология).

5. Множественный выбор, преодоление которого

лежит в основе самоопределения (возрастная психология, Кон И. С., Райс Ф.).

Можно выделить еще один подход. Использование языковой неопределенности в теории и практике эриксоновского гипноза и нейролингвистического программирования. Неопределенностью здесь именуется паттерн, при котором одному предложению в языке соответствует более чем один процесс в опыте клиента. Следовательно, на наш взгляд, будет уместным добавить в классификацию, предложенную Белинской, шестой пункт «Средство психотерапевтической работы (НЛП, эриксоновский гипноз)».

Обобщая различные подходы и понимания феномена неопределенности, можно выделить характерные черты всех ситуаций неопределенности, с которыми приходится сталкиваться человеку. Для них характерны:

- зависимость от событий, которые невозможно предвидеть с полной определенностью;

- неизвестность вероятности альтернатив;

- невозможность анализа и измерения со сколь угодно большой точностью;

- незаданность любых форм и оснований для принятия решений и выбора действий человека;

- вероятность того, что ситуация приведет к невыгодному исходу, проигрышу.

Исходя из характеристик ситуаций неопределенности, можно утверждать, что они могут играть как позитивную, так и негативную роль в жизни человека. Позитив проявляется в том, что неопределенность выступает как свобода, источник творчества и креативности, показатель обновления и развития личности [2]. Негатив связан с тем, что состояние неопределенности угнетает, беспокоит человека, однако объяснить причины такого состояния он не может. Подобное состояние С. Кьеркегор описал как меланхолию, болезнь современного поколения [4].

Таким образом, в результате теоретического анализа получаем, что неопределенность - феномен, характерный для всей природы, в человеческом обществе приобретает специфические черты. Неопределенность рассматривается как обобщенная научная категория, в исследованиях часто ситуация неопределенности задается изначально. Как правило, ситуации неопределенности являются для человека очень эмоциональными. Однако спектр конкретных неопределенных ситуаций рассмотрен недостаточно.

Особую актуальность проблема неопределенности приобретает в период юности и ранней взрослости, когда центральное место занимают личностное и профессиональное самоопределение и самореализация, происходит расширение диапазона социальных ролей и интересов, возрастание меры самостоятельности и ответственности [7].

Цель настоящего пилотажного исследования -изучение представления о феномене неопределенности у современной молодежи. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач: выявить когнитивные представления о феномене неопределенности; выявить ситуации, которые воспринимаются современными молодыми людьми как неопределенные; выявить эмоциональные реакции испытуемых на ситуации неопределенности.

Для изучения представлений о неопределенности нами был проведен опрос. В исследовании приняли участие студенты и выпускники вузов последних лет в возрасте от 18 до 28 лет, общая численность выборки - 91 человек (56 девушек и 35 юношей).

Для выявления когнитивной составляющей представлений о неопределенности испытуемым предлагалось дать определение понятия «неопределенность». В результате было получено множество определений, при попытке их систематизации выделены наиболее часто употребляемые категории: «отсутствие чего-либо» (18,4 %) «незнание, непонимание» (14 %), «проблема выбора», «невозможность» (по 7,9 %), также встречались понятия неустойчивость, неясность, сомнения и др. То есть неопределенность связывается с отсутствием определенности, с незнанием, непониманием чего-либо, нехваткой информации, что может свидетельствовать о потребности современных молодых людей в получении новых сведений, хотя бы в качестве средства для снятия неопределенности.

Для выявления эмоционального компонента испытуемым нужно было привести ассоциации к слову «неопределенность», на основе которых выделялся общий эмоциональный фон испытуемого, его общее отношение, реакция на неопределенность. Условно было выделено 4 группы отношений: «положительный эмоциональный фон» (свобода, возможность, интерес), «отрицательный» (паника, истерика, невроз, страх), «невыраженный» (понятия, не имеющие ярко выраженной эмоциональной окраски) и «амбивалентный» (как позитивно, так и негативно окрашенные ассоциации). Хотя ответы большинства испытуемых были отнесены к категории с невыраженным эмоциональным фоном (41,8 %), достаточно распространенными оказываются ответы с «негативным» (35,2 %) и «амбивалентным» (19,8 %) эмоциональным фоном, что может свидетельствовать о низком уровне у испытуемых толерантности к неопределенности. Лишь небольшая часть испытуемых (3,3 %) отреагировала на неопределенность положительно, как на возможность роста и развития.

Для оценки поведенческого компонента предлагалось привести примеры ситуаций неопределенности из обычной жизни. Большая часть приведенных ситуаций затрагивала бытовые вопросы (что купить, что приготовить, что надеть) - 19,1 % ответов, сферу выбора профессии, учебы, работы - 15,0 %, межличностных отношений - 10,4 %, а также 9,3 % ответов испытуемых относились к ситуации экзамена. Для некоторых испытуемых неопределенной оказалась ситуация «идти на пару или нет», также приводились абстрактные категории из физики и математики (0/0, неопределенность Гейзенберга и др.). Два человека указали, что в их жизни нет таких ситуаций, для трех испытуемых неопределенной оказалась ситуация зависимости от обстоятельств или других людей.

Также стоит отметить, что неопределенные ситуации, типичные для студенческого возраста, не исчезают и у выпускников, переходя на новый уровень. Так, например, некоторые выпускники в качестве неопределенной указали ситуацию экзамена,

хотя она не является для них объективно актуальной на данный момент времени.

Ситуации, возникающие в профессиональной деятельности, оказались неопределенными только для девушек-выпускников, юноши не относят их к числу неопределенных. Наибольшую степень неопределенности для юношей-выпускников имеют бытовые вопросы (самый высокий показатель из всех исследуемых групп). В целом неопределенные ситуации, относимые к категории «бытовые вопросы», у выпускников становятся более сложными, затратными в финансовом и психологическом плане. Например, ответы студентов: «какой пирожок купить - с картошкой или с капустой», «что надеть», «какую сумочку (кофточку, жвачку) выбрать», ответы выпускников: «какие обои поклеить», «какую машину выбрать», «коммунальные проблемы», «где жить, брать ли ипотеку» и т.п. Это вполне объяснимо с точки зрения актуальной жизненной ситуации.

Юноши гораздо чаще девушек для характеристики неопределенности используют абстрактные понятия, это может быть связано как с гендерными особенностями мышления, так и с действием механизмов психологической защиты, стремлением избежать такого рода ситуаций и разговоров о них. В пользу подобных выводов говорит и количество отказов от участия в опросе среди юношей, что вовсе не встретилось в выборке девушек. Такие результаты соотносятся с выводами по исследованию Борханса Л., Гольштейна Б., Хекмана Дж., согласно которым мужчины больше склонны избегать неопределенности, а женщины - риска [8].

Для девушек гораздо более неопределенными, чем для юношей, оказываются ситуации межличностных отношений, особенно отношений с противоположным полом (юноши такую категорию не выделяют вообще, рассматривают только отношения в целом).

Однако описанные выше различия отражают лишь некоторые тенденции и не подтверждаются в ходе статистического анализа. Можно сделать вывод, что некоторые ситуации являются неопределенными для большинства испытуемых в силу особенностей возрастного периода, социальной ситуации и т. п., в то же время индивидуальные ответы очень разнообразны.

Таким образом, неопределенность сопутствует современной молодежи практически во всех сферах жизни, начиная с решения каждодневных бытовых вопросов. В качестве одной из самых неопределенных сфер жизни участники опроса определили сферу

выбора профессии, работы и трудоустройства. При этом стоит отметить, что очень немногочисленная часть испытуемых оценивает неопределенность как позитивное и конструктивное явление. Часто выступая источником негативных, амбивалентных переживаний и сомнений, тем не менее, ситуации неопределенности могут способствовать личностному росту и развитию, что особенно актуально для данного возрастного периода.

Результаты пилотажного исследования в дальнейшем будут использованы для изучения поведения людей и их эмоциональных реакций в ситуации принятия решений в неопределенности. Выявленные ситуации неопределенности послужат основой для моделирования экспериментальной ситуации. Также при дальнейшем изучении поведения в ситуациях неопределенности возможно использование гетерогенных групп, так как обнаруженные половозрастные различия оказались статистически незначимыми (ф* - угловое преобразование Фишера).

Литература

1. Белинская, Е.П. Конструирование идентификационных структур личности в ситуации неопределенности / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко, И.А. Климов // Трансформация идентификационных структур в современной России / под ред. Т.Г. Стефаненко. - М., 2001.

2. Галин, А.Л. Состояния неопределенности и вдохновения в творческом поведении человека / А.Л. Галин // Человек в условиях неопределенности: Сборник материалов Всероссийской конференции 18 - 19 мая 2006 г. - Новосибирск, 2006. - С. 77 - 83.

3. Зинченко, В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. - 2007. - № 6. - С. 3 - 20.

4. Киркегор, С. Наслаждение и долг. / С. Киркегор.-Киев, 1994.

5. Фабер, В. О. Проблема неопределенности в структуре философского знания (Онтологический, гносеологический, антропологический аспекты): дис. ... канд. филос. наук / В.О. Фабер. - Саратов, 2004.

6. Федоров, А.А. Homo infinitus: человек, неопределенность и психологические конструкты / А.А. Федоров // Человек в условиях неопределенности: Сборник материалов Всероссийской конференции 18 - 19 мая 2006 г. - Новосибирск, 2006. - С. 36 - 43.

7. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шапова-ленко. - М., 2005.

8. Borghans, L. Gender Differences in Risk Aversion and Ambiguity Aversion / L. Borghans, B.H.H. Golsteyn, J.J. Heckman, H. Meijers // Discussion Paper. - 2009. - January. -№. 3985. - P. 1 - 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.