ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9:37.015.3
Е. Э. Кригер
ТИПЫ СИТУАЦИЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Описана авторская классификация типов ситуации неопределенности. Предложенная классификация ситуаций неопределенности сконструирована на основе специфики профессионального развития педагога и его профессиональной педагогической деятельности и является необходимой для организации профессиональной подготовки педагога.
Ключевые слова: ситуация неопределенности, типы ситуаций неопределенности, ситуации неопределенности в профессиональной педагогической деятельности.
В постоянно изменяющемся мире возникает необходимость развития субъекта, готового к действиям в ситуации неопределенности. В настоящее время нужны новые средства, обеспечивающие развитие человека в образовании как самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, имеющей собственный выбор, свободу в принятии решений, а также творческую самореализацию. Таким средством, на наш взгляд, может выступить ситуация неопределенности. При этом в анализируемой литературе типология ситуаций неопределенности, возникающих в педагогической деятельности, специально не рассматривалась. В данной работе ставится задача описания типов ситуаций неопределенности, возникающих в профессиональной педагогической деятельности как деятельности, основанной на коммуникации [1]. Отсутствие в психолого-педагогической науке специальных классификаций, отражающих типологию ситуаций неопределенности в педагогической деятельности, привело к построению своей авторской классификации.
Для данного исследования имеет смысл понятие «ситуация неопределенности». Это понятие в большей степени рассмотрено в зарубежных исследованиях, где по-разному дается его трактовка. Это непредсказуемая (C. R. Bergr, R. J. Galabrese), провоцирующая противоречия между когнициями (Л. Фистингер), содержащая неожиданные и комплексные стимулы (Д. Е. Берлайн), вызывающие субъективное ощущение трудности контроля ситуации (P. Bordia), двойственная, противоречивая и бессвязанная поступающая информация (Hallman).
Ситуации неопределенности обладают такими дополнительными характеристиками, среди которых можно отметить новизну, противоречивость, сложность (S. Budner) [2, с. 34], множественность возможностей выборов и решений, непредсказуе-
мость - невозможность прогноза развития, неизвестность вероятности события, воспринимаемое отсутствие причинно-следственных закономерностей.
Ситуацию неопределенности можно также характеризовать как ситуацию с неизвестными переменными [3]; ситуацию, предполагающую неопределенность стимула и необходимость его вычленения из множества подобных [4]; ситуацию, которая в субъективном осознании индивида строго не детерминирована ни в способах решения, ни в искомом результате [5, с. 123]; ситуацию смыслового абсурда, предполагающего вовлечение испытуемых в деятельность, цель которой им не известна [6, с. 13]; ситуацию принципиальной неизвестности будущего [7, с. 67]; как неконтролируемую -субъективную невозможность управлять развитием событий, противостоять неожиданностям, предугадывать их [8]. Показано также, что неопределенность возникает вследствие невозможности ка-тегоризировать ситуацию из-за отсутствия информации [9, с. 9], подчеркиваются трудности определения ее значения в связи с отсутствием готовых схем интерпретации [10].
Е. П. Белинская обобщает имеющиеся исследования неопределенности и выделяет характеристики ситуации неопределенности. К ним автор относит: недостаток, противоречивость или нечеткость информации; несовместимость двух или более ког-ниций, рассогласованность когниций и поведения; невозможность контроля со стороны субъекта действия, наличие риска в принимаемых решениях, многочисленность возможных результатов, множественность выбора [8].
Г Н. Прозументова, характеризуя современное образование, вводит понятие «функциональносмысловая неопределенность», под которой автор понимает характеристику современной ситуации образования, в котором наблюдается неустранимая
множественность образовательных установок, проблематизированность единства идеологических и ценностных оснований образования и единой формы организации образования, разрушение единого образовательного пространства [11].
На наш взгляд, ситуация неопределенности в профессиональной педагогической деятельности возникает при встрече с индивидуальными параметрами личности Другого субъекта, в процессе организации взаимодействия с ним, построении стратегии его индивидуального развития, поиске условий развивающей образовательной среды.
Наиболее разработанной проблема построения типологии ситуаций неопределенности является в таких отраслях наук, как информатика и математика, в рамках теории нечетких множеств и теории принятия решений (А. Е. Алтунина, А. Н. Борисов, А. П. Вощинин, П. М. Деревянко, Д. Канеман, А. Тверски, А. И. Орлов и др.), а также в рамках теорий информации (А. Н. Колмогоров, М. Шеннон, Д. Янг и др.); в экономической психологии и психологии управления (И. А. Айдемиров, Ю. И. Башкак-това, С. А. Кошечкин, Е. П. Кринчик, З. Н. Мнушко, С. С. Фролов, П. Ж. Хандуев, Б. Д. Ширапов и др.).
В психологической науке в настоящее время только начинают классифицировать ситуации неопределенности в различных аспектах исследований. Так, Е. С. Венцель рассматривает данные ситуации в системе субъектных и объектных отношений, О. К. Тихомиров и Т. В. Корнилова, Ю. Козе-лецкий и Д. Канеман, С. Д. Максименко, Е. Г. Лу-ковицкая, Е. Лустина изучают типы ситуаций неопределенности в психологии мышления и риска, А. Д. Леонтьев и Е. Ю. Мандрикова определяют типы ситуаций неопределенности в психологии выбора субъекта, R. H. Blythe, Jr. More и др. описывают ситуации неопределенности в контексте деятельности и среды.
Анализ различных классификаций неопределенности и ситуаций неопределенности показывает, что типология ситуаций неопределенности в педагогической деятельности и в профессиональном педагогическом образовании пока специально не рассматривалась. В связи с чем мы можем предложить свою классификацию. Знание ситуаций неопределенности в профессиональной педагогической деятельности видится необходимым для построения профессиональной педагогической подготовки педагогов к деятельности в условиях неопределенности. Мы рассматриваем ситуацию неопределенности как психологическое средство профессионального становления педагога в условиях образования.
По источникам возникновения ситуации неопределенности в профессиональной педагогической деятельности можно выделить внутренние
и внешние. Внутренние ситуации неопределенности связаны с внутренними противоречиями педагога. Эти противоречия возникают в процессе когнитивного построения и осмысления образа профессиональной педагогической деятельности, субъект-субъектных отношений, возникающих в ней и собственной Я-концепции, между имеющимся профессиональным опытом и новыми тенденциями развития педагогической науки и практики, в построении иерархии смыслов педагогической деятельности и т. п.
Внешние ситуации неопределенности имеют место в контексте связи педагога с внешней средой - в постоянной динамике внешней среды, индивидуализации образовательных возможностей каждого субъекта образования, наличии инновационных процессов, а также в полифункциональности самой деятельности педагога.
По возможностям, которые дают ситуации неопределенности в педагогической деятельности, можно разделить ситуации неопределенности как развивающие и препятствующие развитию:
- развивающие ситуации неопределенности в педагогической деятельности основаны на восприятии их как личностной задачи, имеющей личностный смысл. Такие ситуации способствуют са-моосуществлению, самосовершенствованию педагога, они направлены на удовлетворение всех уровней его потребностей;
- ограничивающие ситуации неопределенности основаны на отсутствии решения или выбора решения, длительное пребывание в них приводит к нарушениям профессионального и соматического здоровья.
Ситуации неопределенности, возникающие в условиях педагогического процесса, могут быть классифицированы на основании уровней организации педагогического процесса:
- неопределенность в моделировании педагогического процесса (возникает в выборе модели среди имеющихся в психолого-педагогической науке, построении собственной модели педагогической деятельности участников педагогического процесса);
- неопределенности в регуляции педагогического взаимодействия (выбор и организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности, позволяющих преодолевать сопротивление в развитии личности);
- неопределенность в коммуникации (выбор содержания продуктивного общения и способов доведения его до восприятия учащимися);
- неопределенности в рефлексии как невозможность полного контроля результата формирования личности ребенка, особенно в воспитательном процессе, переживание тревожности за последствия своих профессиональных действий
(возникают по причине отсроченности результата формирования отдельных сторон личности, индивидуальности развития личности, исходя из наличия социально-психологических характеристик цели воспитания: недостижимости, конкретности, субъективности (Н. Е. Щурова)).
Ситуации неопределенности, возникающие из выбора стратегий педагогической деятельности при рефлексии на Другого и результата его развития:
- осмысленные конструктивные стратегии в ситуации неопределенности. В этих ситуациях педагог обнаруживает противоречия ситуации, возникающие во взаимодействии, ищет объяснения происходящему, пытается понять смыслы Другого, обеспечивает его максимальное развитие и продвижение;
- осмысленные деструктивные стратегии в ситуации неопределенности. При этих ситуациях педагог видит наличие противоречия во взаимодействии, фиксирует его, но уходит от его решения или декларативно стремится показать пути его решения, избегая смыслов Другого, не обеспечивая его развития;
- неосмысленные стратегии в ситуации неопределенности. В этих ситуациях педагог либо вообще не видит возникающих во взаимодействии противоречий, либо не осознает их сущности. В связи с чем его стратегии основаны на использовании защитных механизмов - приписывании собственных проекций смыслам Другого, игнорировании смыслов Другого, презумпции.
Таким образом, знание типологии ситуаций неопределенности в психолого-педагогической науке позволяет прогнозировать их возможность в педа-
гогической деятельности и вести специальную подготовку педагогов к действиям в ситуации неопределенности.
Таким образом, можно предположить:
1. К настоящему моменту в психологии и педагогике отсутствуют самостоятельные классификации ситуаций неопределенности, показывающие возможные варианты их возникновения в педагогической действительности. Это осложняет организацию целенаправленной образовательной деятельности по подготовке педагога к действиям в ситуации неопределенности. В свою очередь данная проблема не дает возможности обеспечивать педагогов психологическими средствами сбережения профессионального здоровья в условиях непосредственной педагогической деятельности и взаимодействия.
2. Отсутствие классификации типов неопределенности в профессиональной педагогической деятельности привело к необходимости создания своей классификации, обобщающей и систематизирующей информацию об исследуемом феномене. По источникам возникновения ситуаций неопределенности в профессиональной педагогической деятельности можно выделить внутренние и внешние ситуации неопределенности, по возможностям, возникающим в ситуации неопределенности в педагогической деятельности, эти ситуации делятся как развивающие и препятствующие развитию. А также выделяются ситуации неопределенности, возникающие на разных уровнях организации педагогического процесса, и ситуации неопределенности, возникающие в выборе стратегий педагогического взаимодействия.
Список литературы
Ануфриев С. И., Хабибулин М. С. Культурфилософский статус понятий «неопределенность», «перемены» и «риск» в условиях коммуникативной социальности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2006. Вып. 12. С. 53-61.
Budner S. Intolerance of ambiguity as a personality variable // Journal of personality. 1962. Vol. 30. No. 1. P. 29-50.
Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2003. 487 с.
Кринчик Е. П. Психологические проблемы трудовой деятельности в условиях неопределенности // Вестник МГУ. 1979. № 3. С. 14-23. URL: http://flogiston.ru/articles/labour/krinchik
5. Лустина Е. А. Преодоление ситуации неопределенности в процессах мышления и воображения // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 122-125.
6. Зоткин Н. В. Смыслополагание в ситуации неопределенности: дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 107 с.
7. Льдокова Г. М. Негативные психические состояния студентов в ситуациях с неопределенным исходом. Елабуга, 2006. 160 с.
8. Белинская Е. П. Конструирование идентификационных структур личности в ситуации неопределенности / Трансформация идентификационных структур в современной России. М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001. С. 30-53.
9. Луковицкая Е. Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: автореф. дис. ... канд.пед. наук. СПб., 1998. 17 с.
10. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л.: Лениздат, 1970. С. 178-208.
11. Прозументова Г. Н. Разработка учебных курсов и образовательных программ в логике компетентностного подхода. Томск, 2008. С. 5.
Кригер Е. Э., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики.
Алтайская государственная педагогическая академия.
Ул. Молодежная, д. 55, Барнаул, Россия, 656031.
E-mail: ekrig@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 21.Q8.2Q13.
E. V Kriger
TYPES OF THE SITUATIONS OF UNCERTAINTY IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF EDUCATOR
The paper describes classification of the types of uncertainty. The proposed situation of uncertainty is constructed on the basis of specifics of teachers’ professional development and their professional pedagogical activity.
Key words: situation of uncertainty, the uncertainty types of situations of uncertainty in professional pedagogical activity.
References
1. Anufriev S. I., Habibulin M. S. Cultural and philosophic status of the concepts «uncertainty», «changes» and «risk» in conditions of communicative sociality. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2006, vol. 12, pp. 53-61 (in Russian).
2. Budner S. Intolerance of ambiguity as a personality variable. Journal of personality, 1962, vol. 30, no. 1, pp. 29-50 (in Russian).
3. Leont’ev D. A. Psychology of sense. Moscow, 2003, 487 p. (in Russian).
4. Krinchik E. P. Psychological problems of employment in conditions of uncertainty. The Moscow university herald. 1979, no. 3, pp. 14-23 URL: http://flogiston.ru/articles/labour/krinchik (in Russian).
5. Lustina E. A. Overcoming uncertainty in the processes of thinking and imagination. Questions of Psychology, 1982, no. 5, pp. 122-125 (in Russian).
6. Zotkin N. V. Smyslopolaganie in situation of uncertainty. Dis. ... cand. psycho!. sci., Moscow, 2000. 10T p. (in Russian).
T. L’dokova G. M. Negative mental states of students in situations with an uncertain outcome. Yelabuga, 2006, 160 p. (in Russian).
8. Belinskaya E. P. Construction of identification personality structures in uncertainty I Transformation identification structures in modern Russia. Moscow, Mosk. obshhestv. nauch. Fond Publ., 2001, pp. 30-53 . (in Russian).
9. Lukovitskaya E. G. Social and psychological importance of tolerance for uncertainty: Abstract of thesis cand. ped. sci. St. Petersburg, 1998. 1T p. (in Russian).
10. Lazarus R. Theory of stress and psychophysiological studies II Emotional stress. L., Lenizdat Publ., 19T0. pp. 1T8-208 (in Russian).
11. Prozumentova G. N. Development of training courses and educational programs in the logic of the competence approach. Tomsk, 2008. p. 5. (in Russian).
Barnaul, Altay State Pedagogical Academy.
Ul. Molodezhnaya, 55, Barnaul, Altay Territory, Russia, 656031.
E-mail: ekrig@yandex.ru