Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН НАСТАВНИЧЕСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА'

ФЕНОМЕН НАСТАВНИЧЕСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / МОЛОДЫЕ КАДРЫ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева М.Н.

В статье рассматривается наставничество как комплексный социально-экономический феномен с позиций педагогики, психологии, социологии, экономики, управления. В современной теории непрерывного профессионального образования наставничеству как методу и способу формирования, адаптации и развития молодого специалиста уделяется большое значение. В работе отмечено, что наставничество дает будущему специалисту получить грамотного наставника-педагога в процессе получения профессионального образования, а в дальнейшем - поддержку опытного профессионала, который способен предложить помощь по вопросам совершенствования теоретических и практических знаний, в повышении мастерства уже на практике, на производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF MENTORING AND ITS IMPORTANCE IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL

The article considers mentoring as a complex socio-economic phenomenon from the standpoint of pedagogy, psychology, sociology, economics, management. In the modern theory of continuing professional education, mentoring as a method and method of formation, adaptation and development of a young specialist is given great importance. It is noted in the work that mentoring gives a future specialist to get a competent mentor-teacher in the process of obtaining professional education, and in the future - the support of an experienced professional who is able to offer assistance in improving theoretical and practical knowledge, in improving skills already in practice, at work.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН НАСТАВНИЧЕСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА»

УДК 005.963.2:338.43

ФЕНОМЕН НАСТАВНИЧЕСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Марина Николаевна Гусева

старший преподаватель mnk68@yandex.ru

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается наставничество как комплексный социально-экономический феномен с позиций педагогики, психологии, социологии, экономики, управления. В современной теории непрерывного профессионального образования наставничеству как методу и способу формирования, адаптации и развития молодого специалиста уделяется большое значение. В работе отмечено, что наставничество дает будущему специалисту получить грамотного наставника-педагога в процессе получения профессионального образования, а в дальнейшем - поддержку опытного профессионала, который способен предложить помощь по вопросам совершенствования теоретических и практических знаний, в повышении мастерства уже на практике, на производстве.

Ключевые слова: наставничество, человеческий капитал, профессиональное мастерство, молодые кадры, непрерывное образование, подготовка профессиональных кадров, профессиональное развитие.

Феномен наставничества исследуется учеными и практиками различных отраслей знания и общественной жизнедеятельности, начиная с древних времен. Так, проблематику наставничества пытались осмыслить античные философы Сократ, Аристотель, Платон, Сенека, средневековые философы А. Августин, Ф. Аквинский, Н. Макиавелли, мыслители эпохи Возрождения Т. Мор, М. Монтень и др. В разные периоды развития цивилизации к вопросам наставничества обращались выдающиеся деятели, такие как В. Мономах, митрополит Илларион, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин и др. [4].

На сегодняшний день существует множество трактовок понятия «наставничество». Данный феномен рассматривается комплексно с позиций педагогики, психологии, социологии, экономики, управления. Основные дефиниции исследуемого явления представлены на рис. 1.

Кадровая технология

• Передача посредством планомерной работы знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника — менее опытному; мотиватор молодого сотрудника

Система непрерывного образования

• Форма обеспечения профессионального обучения, становления будущих специлистов, развития и адаптации, профессиональнго роста молодых работников

Элемент корпоративной культуры

•Корпоративная среда, в которой накапливаются и передаются знания, навыки, опыт и успешные модели организационного поведения; "хранитель знаний" и ключевой механизм инновационного процесса и модернизации организации

Рисунок 1 - Основные трактовки понятия «наставничество» [1,2,3]

В современной России наставничеству уделяется особое внимание с точки зрения развития человеческого капитала и обеспечения экономического роста. Еще в 2013 году на совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России президент В.В. Путин отметил необходимость и целесообразность возрождения института наставничества для формирования широкого механизма сотрудничества между бизнесом, образовательными

учреждениями и органами государственной и муниципальной власти. С 2015 по 2022 годы были предприняты попытки формирования нормативно-правовой основы института наставничества в Российской Федерации, а 2023 год объявлен Президентом Годом педагога и наставничества.

Не смотря на то, что основной целью Года педагога и наставника является повышение значимости и признания авторитета и важности педагогического труда и профессии, ряд мероприятий направлен на решение задачи развития института наставничества не только в образовательной, но и в профессиональной среде, на практике и на производстве. Наиболее значимые, на наш взгляд, мероприятия в этом плане представлены на рисунке 2.

' Проект наставничества "Твой Герой"

' Организация и проведение региональных форумов "Наставники" Обще- для образовательных организаций высшего образования с участием системные лучших лекторов Российского общества "Знание"

Учреждение специальной номинации в рамках международной премии за вклад в развитие гражданского общества и решение социальных проблем "МЫ ВМЕСТЕ"

Номинация "Наставничество" Всероссийской премии молодежных

достижений "Время молодых

Специализированные

Проект "Женщины: Школа наставничества" Ведение проекта в социальных сетях "На связи с наставником" с участием известных тренеров российских спортсменов

Рисунок 2 - Мероприятия по развитию института наставничества в рамках проведения Года педагога и наставника в России

На сегодняшний день институт наставничества находит свое развитие во множестве федеральных, региональных, местных и коммерческих проектов. Среди них особо значимым для формирования и развития человеческого капитала России является образовательная программа «Наставничество», реализуемая автономной некоммерческой организацией «Россия - страна возможностей» совместно с клубом Лидеров «Эльбрус». Цель программы -

поддержка проектов и инициатив, создающих возможности для личностной и профессиональной самореализации людей в различных сферах деятельности. Данный проект запущен в 2018 году и за 4 года в нем приняли участие более 1100 человек. Наставниками в программе выступают финалисты и лауреаты конкурсов президентской платформы «Россия - страна возможностей». Участники (наставляемые) представляют президентские конкурсы и проекты Российского союза молодежи, вузы-партнеры РСВ, молодежные премии и проекты [2,5].

Организаторы программы отмечают, что наставничество становится эффективным тогда, когда в паре наставника и наставляемого возникает взаимное доверие, взаимодополняемость. Соглашаясь с данным мнением, отметим, что работа «на одной волне», а также схожесть мировоззренческих и ценностных принципов, жизненных приоритетов позволяет слаженно, эффективно, плодотворно и максимально комфортно работать и в команде и в связке «руководитель-подчинённый» в любой сфере, будь то наука и образование или реальный сектор экономики.

Паршина И.Г. утверждает, что система наставничества представляет собой основу корпоративной системы обучения молодых специалистов и отмечает ее как очень эффективный инструмент повышения качества системы обучения и уникальный шанс передачи опыта, знаний, практики и традиций от старших поколений в компании к более молодым. По мнению исследователя, необходимо, чтобы работники, которые занимаются вопросами подготовки и переподготовки персонала, отчетливо понимали то, зачем они проделывают данную работу. Мы согласны с мнением ученого и считаем, что действительно, важнейшим условием качественной работы по сохранению и преумножению уникальных знаний и опыта, и как следствие, человеческого капитала, являются и составляющие корпоративной культуры, то есть взращивание в компании ценности сохранения этих знаний, уважение, признательность и благодарность к уникальности специалистов и наставников [3].

Таким образом, сущность наставничества заключается в развитии профессионально-квалификационных, мотивационно-ценностных и даже духовно-нравственных характеристик обучаемых сотрудников. Наставничество предусматривает работу по формированию и развитию человеческого капитала организации или территории, реализацию комплекса мер, направленных на адаптацию, закрепление и профессиональное развитие работников в целях достижения стратегической конкурентоспособности учреждения, органов власти и территории в целом. Важным моментом в развитии человеческого капитала является то, чтобы запрос на наставничество шел от обеих сторон: наставники, опытные и успешные люди, испытывали потребность делиться своим уникальным опытом и знаниями, а наставляемым была необходима помощь и поддержка в личностном и профессиональном саморазвитии, должностном росте, реализации амбициозных целей.

Список литературы:

1. Быстрова Н.В., Цыплакова С. А., Преснова А.К., Пасечник А.С. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №3 (37). URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/nastavmchestvo-kak-pedagogicheskiy-fenomen-istoriya-i-sovremennost-1 (дата обращения: 29.06.2023).

2. Гусева М. Н., Крутикова В.В. Формирование и развитие человеческого капитала муниципальных служащих сельских территорий: региональный аспект // Кадровое обеспечение развития инновационного аграрного производства и сельских территорий: Материалы II Международной научно-практической конференции, Москва, 06-10 июня 2022 года. Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса». 2022. С. 149-166. - EDN ECPJWY.

3. Паршина И.Г. Наставничество - главная часть основного капитала компании // Индустриальная экономика. 2018. №1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-glavnaya-chast-osnovnogo-kapitala-kompanii (дата обращения: 29.06.2023).

4. Югфельд Е. А. К вопросу о феномене наставничества: исторический аспект // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. №2 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN522.pdf

5. A competency-based approach to developing the human capital of rural municipal servants / M. N. Guseva, V. V. Krutikova, N. P. Brozgunova [et al.] // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences: Proceedings of the Conference on Land Economy and Rural Studies Essentials (LEASECON 2021). Omsk, 10-11 мая 2021 года. Vol. 124. Omsk: European Publisher. 2022. P. 255-261. - EDN XSAHNM.

UDC 005.963.2:338.43

THE PHENOMENON OF MENTORING AND ITS IMPORTANCE IN

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL

Marina N. Guseva

senior lecturer mnk68@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article considers mentoring as a complex socio-economic phenomenon from the standpoint of pedagogy, psychology, sociology, economics, management. In the modern theory of continuing professional education, mentoring as a method and method of formation, adaptation and development of a young specialist is given great importance. It is noted in the work that mentoring gives a future specialist to get a competent mentor-teacher in the process of obtaining professional education, and in the future - the support of an experienced professional who is able to offer

assistance in improving theoretical and practical knowledge, in improving skills already in practice, at work.

Keywords: mentoring, human capital, professional skills, young personnel, continuous education, training of professional personnel, professional development.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.