Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН НАРОДНОГО ТАНЦА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

ФЕНОМЕН НАРОДНОГО ТАНЦА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
283
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ / КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / ФЕНОМЕН / ХОРЕОГРАФИЯ / ФОЛЬКЛОР / ИСТОРИЯ / ТРАДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Григорьев Анатолий Федорович, Пересечная Татьяна Александровна

Цель исследования - осмысление феномена народного танца в исторической ретроспективе в контексте региональной культуры и его трансформации из фольклорной в сценическую форму воплощения. Разнообразие подходов к изучению народного танца позволяет выявить проблемы понимания его сущности, сохранения и развития. В последнее время появляется большое количество научных работ, посвященных изучению феномена народного танца, которые помогают существенно углубить знания в данной области. В результате исследования выявлено, что народный танец, являясь феноменом культуры, сложился на основе народных традиций, подтверждено, что хореографическое творчество - результат поликультурного взаимодействия соседствующих народов, также в исторической ретроспективе прослежена трансформация народного танца "от народно-бытового к стилизованному народно-сценическому".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF FOLK DANCE IN HISTORICAL RETROSPECT: A HISTORIOGRAPHICAL REVIEW

The purpose of the study is to comprehend the phenomenon of folk dance in historical retrospect in the context of regional culture and its transformation from folklore to stage form of embodiment. The variety of approaches to the study of folk dance makes it possible to identify problems of understanding its essence, preservation and development. Recently, a large number of scientific works have appeared on the study of the phenomenon of folk dance, which help to significantly deepen knowledge in this area. As a result of the study, it was revealed that folk dance, being a phenomenon of culture, formed on the basis of folk traditions, it was confirmed that choreographic creativity was the result of multicultural interaction of neighboring peoples, and the transformation of folk dance "from everyday to stylized folk stage was also traced in a historical retrospective".

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН НАРОДНОГО ТАНЦА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

THE PHENOMENON OF FOLK DANCE M HISTORICAL RETROSPECT: A HIS TORI OGRAPHJCA L REVIEW Grigoryev Anatoli) Fedorovtch, DSc of Cultura! studies, PhD of Pedagogical sciences, Professor, Professor of Cultural Studies at the MS (San Marino), honored Artist of the Chechen Republic, member of the Union of Composers of the Russian Federation, editor-in-chief of We KANT magazine

Pcresechnaya Tatiana Alexandrovna, Senior Lecturer Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol

The purpose of the study is fo comprehend the phenomenon of folk dance in historical retrospect in the context of regional culture and its transformation from folklore to stage form of embodiment. The variety of approaches to the study of folk dance makes it possible to identify problems of understanding its essence, preservation and development- Recently, a large number of scientific works have appeared on the study of the phenomenon of folk dance, which help to significantly deepen knowledge in this area, ,4s a result of the study, it was revealed that folk dance, being a phenomenon of culture, formed on the basis of folk traditions, it was confirmed that choreographic creativity was the result oj multicultural interaction of neighboring peoples, and the transformation of folk dance "from everyday to stylized folk stage was also traced in a historicaI retrospective ".

Keywords: folk dance; culture; art; phenomenon; choreography; folklore; history; tradition. EDN: JYPMZW; DOI; 10.2.4923/3305-8757.2033-13.5

УДК 7.08 ВАК 5.10.3

© Григорьев А.Ф., 2022 © Пересечная ТА., 2022

ГРИГОРЬЕВ Анатолии Федорович, доктор культурологии, Kattditdam педагогических наук, профессор, щюфессор культурологии МАН (Сан-Марино), заслуженный деятель искусств Чеченской Республики, член Союза композиторов Российской Федерации, главный редактор журнала "KANT"

ПЕРЕСЕЧНАЯ Та тьян а Александровна,

старший преподаватель

Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

ФЕНОМЕН НАРОДНОГО ТАНЦА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Цель исследования - осмысление феномена народного танца в исторической ретроспективе в контексте региональной культуры и его трансформации из фольклорной в сценическую форму воплощения. Разнообразие подходов к изучению народного танца позволяет выявить проблемы понимания его сущности, сохранения и развития. В последнее время появляется большое количество научных работ, посвященных изучению феномена народного танца, которые помогают существенно углубить знания в дашюй области. В результате исследования выявлено, что народный танец, являясь феноменом культуры, сложился на основе народных традиций, подтверждено, что хореографическое творчество - результат поли-культурного взаимодействия соседствующих народов, также в исторической рег!1рос-пективе прослежена трансформация народшго танца "от народно-бытового к стилизованному народно-щеничешШу". Ключевые слова.: иа^дный танец; культура; искусство; феномен; хореография; фольклор; история; традиция.

Вопросы истории развития танцевального искусства и теоретическое осмысление танца разрабатывались такими теоретиками и искусствоведами, как Л.Д. Блок, Г.Н. Добровольская, В.М. Красовская, Ю.И. Слонимский, С.Н. Худеков, П.М. Карп, А. Плещеев, И. Соллертинекий, А.В. Солодовников, Ю.А. Бахрушин, Б.В. Асафьев и др.

Проблемы исторического происхождения танца нашли отражение в работах,[1. Леви-Брюля, Э. Тэйлора, Дж. Фрезера, М. Эли-аде, А.Ф. Лосева, Э.А. Королевой, Т.В. Царе градской. Большим вкладом для исследователя русской народной хореографии являются труды по отечественному фольклору И. Моисеева, Н. На-деждиной, П. Вирского, Т. Устиновой.

Анализ литературы показывает, что научная проблематика исследования народной хореографии долгое время оказывалась

далеко на периферии, вне сферы основных направлений науки.

В последние десятилетия заметно активизировались исследования, посвященные выявлению сущности и специфики феномена народного танца в работах Г.А. Алиева, ИХ Атабиева, A.B. Афанасьевой, О.В. Бук-сиковой, А.Г. Бурнаева, А.Л Васильевой, Д.В. Дугарджапова, В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, А.Ю. Татаринцева, Н.Ю. Кособуцкой, Ли Ен Чжин, Л.П. Мори ной, Н.В. Осинце-вой, Н.В. Петроченко, A.C. Поляковой, В.В. Ромм, ДА. Садыковой, В. И. Слыха новой.

Современные исследователи Г.А. Алиев, Н.В. Атипанова, А.Г. Бурнаев, М.Н. Жилен-ко, В.В. Ромм и др. к изучению проблем, связанных с танцевальным искусством, подходят с позиций культурологического по дщца, позволяющего выявить систему факторов социокультурного, историко-культурного, этнокультурного характера в их соотношении и взаимосвязи. Достаточно очевидным становится то, что современная народная хореографическая культура не может быть сведена л ишь к ее традиционным компонентам. Нужен гармоничный, взвешенный подход к соотношению в ней традиций и новаций.

А.Б. Афанасьева в своем исследовании упоминает о трудах по истории балета, ца-писанныхв дореволюииощыегоды, которые умалчивают о народной хореографии или высказываются о ней кратко и представляют лишь описательный или хронологический интерес. [3]

Н.В. Детроченко в исследовании "Культурная парадигма как методологическое средство исследования хореографического искусства" отмечает, что несмотря на довольно большое количество теоретических разработок по хореографии, среди которых фундаментальные [заботы Ю.А. Бахрушина,

Л.Д. Блок, К.Я. Голейзовского, В.М. Кра-совской, Ф.В. Лопухова, Ж.Ж. Новерра, М.М. Фокина, С.Н. Худекова, X. Эллис, Н.И. Эльяша и др., внесшие существенный вклад в развитие теории и истории тамце-вальпого искусства, совсем немногим исследователям удавалось преодолеть узкопрофессиональную направленность в изучении феномена танца, различных его видов и направлений [15], что и актуализирует наше исследование.

А.Б. Афанасьева обращает внимание на то, что "народный танец есть открытая система, постоянно обогащающаяся все новыми и новыми видами художественного синтеза". Как отмечает автор, "несмотря на довольно обширную литературу, чисто фольклорных публикаций народных танцев еще мало, историко-теоретических [забот, в частности о русском хореографическом искусстве, явно недостаточна41. В целом малоизучен иость народного танца отмечают и сами этнохореографы. [3] Чтобы осмыслить и понять процессы, происходящие в современной народной танцевальной культуре, необходимо рассмотреть феномен народного танца в его целостности, как составной части культурного пространства.

Н.В. Петроченко замечает, что, в последнее время хотя и стали появляться работы, в которых проблемы танца рассматриваются с позиции науки культурологии, все же культурологический подход к танцевальному искусству остается практически не разработанным. Но именно такой подход, позволяющий выявить систему факторов социокультурного, ис-торико-культурного, этнокультурного характера в их соотношении и взаимосвязи, является наиболее актуальным для современных исследователей, изучающих народную танцевальную культуру в ее целостности. [15|

"НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ ЕСТЬ ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА, ПОСТОЯННО ОБОГАЩАЮЩАЯСЯ ВСЕ НОВЫМИ И НОВЫМИ ВИДАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СИНТЕЗА"

Б работе ШО. Кособуцкой феномен народного танца, в силу своей специфичности, определяется как достаточно сложное явление человекотворческой деятельности. Зародившись в недрах языческой культуры как один из элементов ритуально-обрядо-вой практики, народный танец выполняет культовые функции поклонения богам. [11] Исследуя генезис народного танца, Н.В. Осинцева выявляет отдельные модусы танцевального бытия: в архаичном модусе танец; выступает как психотехника; в античном - как средство социал ьного воздействия на индивидуальное сознание; в религиозно-средневековом - как гонимая церковью телесная активность; в средневеково-кургу-азном - как средство самоутверждения в рамках светского этикета; и в модусе профессионального искусства танец создает художественно-эстетический образ для зрителя. Автор отмечает связь танца с космологическим и мифами, где он сопутствует рождению мира из хаоса, а также рассматривает вопрос о роли и значимости танца в жизни человека, где танец ста?! предметом исследования еще в трудах древнегреческих философов. [14}

Вопрос о роли и значимости танца в жизни человека стал предметом исследования еще в трудах древнегреческих философов. Гомер, Эсхил, Софокл размышляют о танце как средстве развития гармонизации души и тела человека, часто испол ьзуя танцеваль-ныс образы как метафоры. В эпоху Античности танец интересовал также Сократа, Платона, Аристотеля, Лукиана, исследовавших воспитательные и эстетические функции искусства. В древнегреческой философии традиционной была мысль Платона о том, что участие в хороводах обязательно для воспитанного человека. В поздней античности танец анализировался критически с позиций раннего христианства в контексте зрелищных искусств, но одновременно усматривалась его полезная роль в пробуждении устремлений души к богу (Киприан, Лактанций, Тертуллиан). [14]

Таким образом, начиная с античности, танец стал объектом научных исследований в эстетическом, философском, педагогическом и медицинском аспектах.

В.В. Ромм в своей работе рассматривает танец как сложный, культурный и многофункциональный феномен. Автором обоснована фундаментальная роль танца как фактора эволюции человеческой культуры на ее раннем этапе, сформировано новое научное направление - "палеохореография", позволяющее проводить широкие культурологические реконструкции на базе анализа изображений танца, показана роль танца как важнейшей коммуникативной знаковой системы в условиях первобытности. Также автором расширено и дополнено имеющееся в литературе теоретическое представление о временных рамках бытования сложных форм танцевальной культуры, в том числе техники классического танца, дополнен понятийный Инструментарий культурологических исследований древнего танца посредством включения понятий, применяемых в дансологии и естественных науках. [17]

Л.П. Морина в исследований» посвященном мифологии и феноменологии танца, отмечает, что в эпоху Средневековья танец, гонимый церковью, испытывая постоянные обвинения в возбуждении чувственности со стороны религиозных мыслителей (Августин Блаженный, Амброз), перемещается на периферию культуры. Автор уточняет, что некоторые виды танцев допускались, если исполнялись во славу Господа или посвящались определенн ым церковным событиям- [13]

В эпоху Возрождения происходит расцвет пластического искусства, появляются не только новые танцы, но и попытки их теоретического осмысления. XV - XVI века отмечены обоснованным научным подходом к танцевальному искусству: издается специальная литература, посвященная не только технике исполнения, но и вопросам бытования танцевального искусства в обществе,

зарождаются элементы академического балета, разрабатывается система и терминология сценического танца, используемые до сих пор во всем мире. [т8]

Благодаря реформе Ж,-Ж. Новерра в период эпохи Просвещения балет превращается в вид искусства и приобретает важное общественное значение. С этого времени танец становится постоянным предметом многочисленных теоретических исследований. [14]

Изучая основы русского народного танца, А. Климов выделяет скоморохов, сыгравших важную роль в развитии, совершенствовании и популяризации русского народного танца. Скоморохи как первые профессиональные исполнители русской пляски не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли новые отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнение.

Прослеживая развитие народной хореографии в России, A.A. Климов указывает на XVII век, который стал "тяжелым этапом для народной хореографии, поскольку в это время в русское искусство проникают европейские влияния". Автор, указывая на причину, поясняет: "Утверждается театральное действо европейского типа, и искусство, в частности танец, приобретает светский характер" [ю].

A.A. Климов в дореволюционном этапе развития отечественной хореографии особенно выделяет XVIII - XIX столетия, которые явились, с одной стороны, расцветом придворного бал ета, а с другой - постепенным вытеснением (в городах)национальных народных русских плясок, вывезенными из-за границы менуэтами, гавотами, полонезами. Автор указывает, что "...до появления на Руси первых представителей западного театра русская народная хореография составляла неотъемлемую часть жизни русского народа, даже его высших слоев" [ю]. Но уже в XIX в, придворная знать и зажиточ-

ные городские круги стыдятся русской национальной пляски, [ю]

Однако народный танец продолжает свое развитие в своей народной крестьянской среде и в процессе своей эволюции он становится одним из ярчайших видов народного художественного творчества и народного искусства, воплощением н арод н о-ху доже -ственных традиций своего народа, отражением его ярких самобытных черт и, безусловно, теснейшим образом связан с трудовой жизнью народа. Обращаясь к истории народного танд^, Н.В. Осинцева отмечает, что это один из наиболее древних видов народного творчества, возникший на основе трудовой деятельности человека и передающий мысли, чувства, настроение, отношение народа к жизненным явлениям. [14]

Ли Ен Чжин, прослеживая динамику развития танца, отмечает, что "....в ходе исторического развития, особенно с середины XIX века, характерный тан ей постепенно эмансипировался, плотнее приблизился к фольклорному первоисточнику, чем и обус-ловилось более адекватное проявление в нем национального начала, национального характера" ¡12].

О.Б. Буксикова выделяет 1950-1960-е годы, когда появились первые эмпирические труды по этнографии современности. В последующие десятилетия были опубликованы работы, посвященные современным танцевальным традициям городского и сельского населения региона. В этот же период появилось немало работ исторического, этносоциологического, культурологического и искусствоведческого характера, посвященных отдельным народам или регионам нашей страны и зарубежья. [4]

В настоящее время пристальное внимание уделяется необходимости глубокого изучения народного танца, в котором выражается жизненный опыт народа, художественно-историческая память нации, который отражает культурное наследие народа и помогает адаптироваться к стремительно меняющимся событиям в мире.

Л.П. Мориной произведен комплексный культурологический анализ феномена танца благодаря применению различных подходов к исследованию (антропологического; деятельности ого, гносеологического, аксиологического, знаково-семантическо-го, социологического), а также обобщены и систематизированы философские, культурологические, искусствоведческие источники по данной теме и различные подходы к исследованию феномена танца. [13]

А.С. Поляковой выявлены и систематизированы культурные формы и типологические особенности, которые приобретает народный танец ори соединении с профессиональной хореографической культурой на различных культурно-исторических этапах, представлены более четкие определения понятий "танцевальная культура", "хореографическая культура", "народный танец", не имеющих однозначной трактовки в современной хореографической культуре и культурологии. Автором выявлены проблемы и тенденции интеграции народного танца в профессиональную хореографическую культуру, которые могут рассматриваться как общие для судьбы народной культуры в целом, так и других ее элементов. [16]

A.Г. Бурнаев в своей работе справедливо называет народный танец особым феноменов культуры, сложивш имея на основе I*арод*Iых традиций и естественно, что для формирования комплексного представления о народном танце "необходимо рассматривать не толькоего происхождение, генезис, прошлое и настоящее, но и ту уникальную духовную ауру, которая складывается исторически и характеризует жизнь этноса" [5].

B.Н. Карпенко, И.А. Карпенко и А.Ю. Та-таринцев, исследуя традиционный танец в русской народной хореографии, уже в советский период выделяют типы, существующие в условиях современной культуры: традиционный народный танец (в его исконно-фольклорном бытии); танец фольклорных коллективов; народный сценический танец. Авторы справедливо отмечают,

что "Постепенное сокращение частоты исполнения в быту плясок и танцев пагубно сказалось на жизни танцевальной культуры в деревне, особенно в бо-е годы" [9], что объясняется постепенным замещением традиционных видов народной хореографии на праздничных гуляниях, с присущим им песенным и хореографическим репертуаром, советскими клубными формами. [9]

О модернизированных фольклорных вариациях, обращаясь к современной ипостаси народной хореографии, говорит и Н.Ю. Кособуцкая. [и]

В своей работе А.Г. Бурнаев приходит к выводу, что сегодня наука о танце должна ставить новые вопросы, переосмысливать традиционные трактовки, стремиться к выработке новых систем анализа. [5]

О.Б. Буксикова отмечает, что актуальность изучения богатейшего и уникального художественного опыта российских народов значительно усиливается в связи с нарастающей глобализацией жизни людей в поликультурной России. В этих условиях особенно важно освоить историческое наследие народов, которые сохранили ряд существенных черт традиционных культур, основанных на принципах эволюции природы и человеческого общества. [4]

Н.В. Петроченко, анализируя народный танец как танец определенной нации, подчеркивает, что "Народны! танец основан на этнопластических константах, сформированных на самых ранних этапах зарождения этноса и составляющих инвариантную основу танцевальных традиций того или иного народа" [15].

Г.А. Алиев, исследуя художественное творчество в контексте взаимодействия культур, обращает внимание, что весомая часть хореографического искусства, как известно из истории его развития, находилась в самом эпицентре процесса взаимодействия культур, впитывало в себя многие веяния и влияния. Однако "этот процесс, по мысли ученого, далеко не в полной мере стал предметом полномасштабного изучения" [1].

В тоже время не вызывает сомнем и я необходимость осуществления таких исследований для более глубокого понимания хореографии, как особого по характеру элемента социокультурного пространства в целом и художественно-культурного пространства, в частности доя осмысления этого вида творчества в контексте взаимодействия с иными художествен* ю-культурными феноменами, которые присутствовали на всех этапах историко-культур-1-юго развития. С другой стороны, подчеркивает автор, "такого рода анализ дает возможность для продолжения более детального, предметно ориентированного изучения проблем межкультурных взаимодействий, для насыщения обще концептуальных конструкций и подходов, сформировавшихся в этой обласги, фактологически богатым материалом, накопленным в процессе изучения хореографического творчества многими поколениями исследователей" [1].

Танец всегда не просто занимал определенное место в социокультурной реальности, но и отображал в себе всю культуру того или иного исторического времени в ее целостности, что, по мнению Н.В. Петроченко, является важным фактом для исследований динамических процессов в танцевальной культуре вообще и в народной хореографии в частности. По мысли автора, "....усиление интереса к динамике народного танца, к условиям появления в нем новаций, к причинам изменения традиционных танцевальных форм, элементов обусловлено прежде всего тем, что в последнее время скорость этих изменений стала намного выше по сравнению с предшествующими периодами развития народной танцевальной культуры" [15].

Этнокультурный облик России характеризуется огромным разнообразием, обуслов-

лен н ы мобш и рностыо территори и, п рирод-ными различиями, многонациональным составом населения. Сохранение и возрождение национальных культурных традиций может быть Осуществлено лишь на основе взаимообогащения и обращения к истокам традиционных народных культур, прежде всего - фольклору. [19]

Е.Д. Васильева рассматривает народный танец как фольклорный, исполняемый в своей естественной среде и имеющий определенные традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы. Хотя в определении и фигурирует категория фольклорности, народный танец, по мысли автора, "давно вышел за эти исконные рамки своего бытия, трансформировавшись в более сложные формы, но не потеряв при этом своей природы и генетических особенностей" [б].

Ли Ен Чжин проведено культурологическое исследование народного и характерного танца в аспекте воплощения в танце черт и особенностей национального характера. Автор, исследуя танец как образ но-пластическое воплощение национального характера, провел историографическое исследование проблемы национального характера, осуществил комплексный культуртлогичес-кий анализ феномена национального характера. [12]

В.И. Слыхаиова на основе анализа русского народно-сценического танца как феномена региональной культуры комплексно исследовала его специфику в контексте сохранения и развития традиций, раскрытии новаторства, связанного с творческим осмыслением деятелями русской хореографии богатств танцевальной народной культуры России. Автором выявлены жанрово-видовые формы русского народного танца с точки зрения его обрядово-ритуальной и семиотической природы. Впервые рассмот-

НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ "ДАВНО ВЫШЕЛ ЗА ЭТИ ИСКОННЫЕ РАМКИ СВОЕГО БЫТИЯ, ТРАНСФОРМИРОВАВШИСЬ В БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ, НО НЕ ПОТЕРЯВ ПРИ ЭТОМ СВОЕЙ ПРИРОДЫ И ГЕНЕТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ"

рено влияние народной хореографической культуры на духовно-нравствеш-юе развитие личности в процессе профессионального новления хореографа. [19]

И.К. Атабиев обращается непосредственно к изучению истории, поэтики и типологии черкесских танцев, где особое внимание уделяет проблемам сохранения самобытных черт народа и процессу эволюции. Автор отмечает, что вне поля внимания исследователей оставались особенности самобытности и специфичности хореографии различных народов, В его исследовании отмечено, что "в настоящее время во вне сценического бытования народного танца сохраняются синкретические черты, чего нельзя сказать о народно-сценических формах хореографии, в которых просматривается тенденция всё более широкого и разнообразного использования театральных принципов обработки и подачи художественного материала" [2].

Степень проявления местного своеобразия в танцах различных традиций неодинакова. Большая или меньшая степень зависит от развитости музы кал ьпо-хореографической традиции и от ее творческой силы в период адаптации тан ца в дан 11 ой местности .[19]

Как отмечает Д.В. Дугарджапов, во второй половине XX века определился круг научных вопросов, обращенных к истокам самобытности традиционных культур народов России и оценке их роли в общемировой эволюции. Этот процесс актуализировал современную практику и новейшее культурот-ворчество. Изучение системы факторов, воздействующих на процессы распространения и освоения художественных ценностей, убеждает в возможности их целенаправленного использования для дальнейшего развития народной художественной культуры, характеризующейся значительным гуманистическим и созидательным потенциалом. [7]

A.C. Полякова подчеркивает, что "...в настоящее время народный танец в развитых цивилизациях в его традиционном есте-

ственном виде не существует. Он не является элементом повседневной жизни, каковым был вплоть до XIX века (по крайней мере, в России)" []6]. Начиная с XVII века, "высокая" хореографическая культура, с одной стороны, оттесняла народный танец в область "низкой" культуры, а с другой -не могла обойтись без его стихийной энергетики и глубинных смыслов. Не случайно народный танец в тех или иных формах включался в сценическое хореограф и ческое искусство. Но это были уже "превращенные формы"" [16].

Современное состояние системы народной танцевальной культуры является результатом всех тех культурных процессов, которые оказывали па нее свое влияние.

К концу столетия сменился носитель танцевальных традиций - от простого народа к профессиональным исполнителям, балетмейстерам и педагогам народного танца. В связи с чем Н.В, Петроченко заметила, что на протяжении XX века народный танец прошел путь "от народно-бытового танцак стилизованному народно-сценическому1' [15]. В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко и А.Ю. Татаринцев также обращают внимание на то, что народно-сценический танец (создание хореографических композиций, в которых движения народного танца соединены со сценическими выразительными приемами, присущими танцу классическому) относится к новому художественному направлению в развитии национальной хореографической культуры, возникшей в середине 30-40-х годов XX века. [9]

В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, А.Ю. Татаринцев определяют, что приобрел и что потерял русский народный танец в процессе трансформации его в танец сценический. Одним из приемов трансформации является усиление средств выразительности, а именно; усложнение рисунка, технизация лексики, увеличение динамики, придание большей экспрессии исполнительской манере. К другому приему можно отнести разработку новой драматургии и нередко сю-

жетного типа, введение приемов режиссуры, а также обогащение материалами из косвенных источников. ¡ 9]

Б учебном пособии Н.И. Заикина и Н.А. Заикиной "Областныеособенности русского народного танца" оа>бое внимание уделяется существенным различиям и своеобразию региональных хореографических стилей, рассматриваются вопросы, связанные со значением русского народного танца в области национальной культуры, связи русского Народного танца с обычаями, обрядами, праздниками, художественной литературой, дается описание областных особенностей характера и манеры исполнения движений, положений рук, ходов и проходок, несенно-музыкального материала, костюмов, Широкие научные исследования в традиционной хореографии, более активное обращение хореографов к народной тематике позволяют надеяться на дальнейшее развитие в России народного сценического танца. [8; 19]

В.И. Слыхапова выражает озабоченность судьбами русского народного танца, как и региональной народной культуры в целом. Деятели русского хореографического искусства всегда осознавали важность научного осмысления и решения проблем сохранения и развития русского народного танца, в его традициях, в исторической динамике. Ныне на многих уровнях стали приниматься меры к научному изучению народного сценического танца, с пониманием его непростой судьбы как жанра. [19]

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день существует большое количество исследований, углубляющих научно-теоретические знания о феномене народного танца. Появляются новые взгляды, которые дают представление о возможностях решения проблем понимания сущности, сохранения, развития и популяризации народного танца, что в современных условиях имеет чрезвычайно важное значение. В результате историографического анализа научной литературы

выявлено, что народный танец как один из элементов ритуально-обрядовой практики основан на этнопласгических константах. В процессе своей эволюции он становится особым феноменом культуры, стожившимся на основе народных традиций, одним из ярчайших видов народного художественного творчества и народного искусства, воплощением традиций своего народа, отражением его ярких самобытных черт и, безусловно, теснейшим образом связан с трудовой жизнью народа.

Прослеживая историю развития и эволюции теоретически подтверждено, что, находясь в процессе взаимодействия культур, хореографическое творчество впитывало в себя многие веяния и влияния соседних народов и явилось результатом их поликультурного взаимодействия.

В результате анализа осуществлена историческая ретроспектива на эвол юцию народного танца, в процессе которой произошла его трансформация "от народно-бытового к стилизованному народно-сценическому", в результате чего он приобрел форму образного воплощения.

Литература:

1. Алиев ГА Художественнее творчество в контексте взаимодействия культур; на материале хореографического искусс тва Азербайджана : ав-тореф. дис. доктора культурологии; 24,00.0 т / Моск. иед. гос. ун-т. -М., 2002. -5т с. - URL https:// ww w. d i ss er ca t хот/content / ich u do zhes tve n not- -t vorches t vo-v-kon teks t e-v zaimodeistv iya-ku ttur-na -materiale-khoreografiches (дата обращения: 30.oy.2022).

2. Атабиев И.К. История, поэтика и типология черкесских (адыгских) танцев : автореф. дис, канд. искусствоведения : 17.00.01 / Рос. ии-т театр искусства - ГИТИС. - ML, 2019. - зт с, - URL: https:// www.dissercat.com/content/istoriya-poetika-i-tijxilogiya-cberkesskikh-adygskikh-tantsev (дата обращения: 30.09.2022).

3. Афанасьева А.Б. Традиционный танцевальный фольклор современной русской деревни (На материале Севера-Зап^ной зоны РСФСР) :дис. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Л.. 1984. - 302 с. -URL,: https://www. dissercat.com/con tent/ traditsionnyi-tantsevalnyi-foj klor-sovremennoi-Riss kot -derevni - m-imteriale-severo-zapadnoi- {дата обращения: 30.09.2022).

4- Вуксйшва О,Б- Танец в истории культуры народов Сибири: автореф. дис доктора искусствоведения: 24.00.01 / Рос гос. пед ун-т им. А,И, Герцена. - СПб., 2009. - 46 с. - URL: https:// www.disserca t.com/conte ni/ tanets- v- istori i ■-kul tury-narodov-sihiri {дата обращения: 30.09.2022).

5. Бурнаев А.Г. Танцевально-пластическая культура Мордвы : опы т искусстаоведческого анализа : автореф. дис. доктора искусствоведения: 24.00.01 / Мордовский l ex:, ун-т. - Саранск, 2012. - 32 с. -URL,: https://ww vv.dissercat.com/conlent/ ta n tse vahío - pl as tích es kay a - k u! tu ra - m ord vy - ору t -iskusstvovedcheskogo-analiza (дата обращения; 30.09.2022).

6. Васильева АЛ. Характерный Танеев петербургской балетной культуре: автореф. дис канд. культурологии: 24,00.01 / Рос. гос. пед.ун-т им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2015. - j6 с. - URL: https :// w ww, disserca t .со in/conten t/ kb arakte rnyi -tan eis-v-pe terburgskoi-bal e t noi -ku 11ure (дата обращения: 08.10.2022).

7. Дугарджапов Д.В. Танец в культурном пространстве народов Байкальского региона : автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.01 / Улан-Удэ, 2004. • 18 с. URL: https://www.dissercaLcom/ conten t/ta nets-v -kuitur nom- prostra nst ve- n a rodo v-baikalskogo - régi on а (дата обращения: 30.09,2 022 J,

8. Заикин П.И. Областные особенности русского народного ганца/ Заикин Н.И., ЗаикинаH.A.: учеб. пособие Ч.Ц. Орел, 2004. - 688 с.

9. Карпенко В.Н. Традиционный танец в русской народной хореографии / Карпенко В.Н., Карпенко ИЛ., Татаринцев А.Ю. // Исторические, философские. политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов : Грамота, 2015. - № 3 (53): в 3-х ч. - Ч. i. http://www.gramota.net/ ma terials/ 3/ 2015/ 3-1 / 24. b tm ! (дата обращения : 15.] 0.2022).

10.Климов А. А Основы русского народного танца: учеб. для студентов вузов искусств и кулмуры / Климов. A.A.- М.: МГУКИ, 2004. - 318 с. - URL: https://!diÍ.tuva.mozkujt.ru/media/2020/ii/i5/ 12 42 2 24193 /К) í mov _А A-Osfiovy_. russkogo_ ta n cza-1981.pdf (дата обращений: 08.10.2022).

ti. Кособуцкая Н.Ю. Актуализация культурного наследия в пространстве народной сценической хореографий : автора]), дис канд. культурологии; 24.00.01 / Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск, 2018. - 23 с. - URL: httpsi// www. dissertât com/ content/aktualizatsiya-kuiturnogo-nasiediya-v-prostranstve-narodnoi-stsenicheskoi-Mioreografii (дата обращения: 30.09.2022). 12.Ли Ен Чжии Танец как образно-пластическое воплощение национального характера: на примере русской и корейской культур: автореф, дис.

канд. культурологии: 24.00.01 / C.-11етерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб., 20Ó4. -Щ с.-URL: https://www.dissercat.com/content/tanets-kak-obi'a aio-pias ticheskoe- vopl oshchen ie- na ts ional n t^o-kharaktera-na-primere-russkoi-i (дата обращения: 30.09.2022).

13.Морина Л.11. Мифология и феноменология танца : автореф. дис. канд. философских наук: 24.00.01 / С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб.. 2003, - 20 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/ mi ío I ogiya-¡ - fen ornenot ogi ya- tan tsa (дата обращения: 16.10.2022).

14. ОсинцевЩ H.B. Танец в аспекте антропологической онтологии : автореф, дис. канд. философских наук: 09,00.01 /Тюмен. гос. ун-т. Тюмень, 20об. - 21 с. - URL: https://www.dissercat.com/ content/tañe ts-v-aspekte-antropologicheskoi-ontologii (дата обращения: 08.10.2022).

15. Петроченко Н.В. Культурная парадигма как методологашескоесредсгво исследования хореог-рафического искусства : автореф. дис канд. культурологии: 24.00.01 / Кемеров. гос. ун-т куль туры и искусств. - Кемерово, 2005. 23 с. - URL: https:/ / www.dissercat.com/content/kuIturnaya-ра radigma-как-me todo! ogicheskoe-s reds tvo-issledovaniya-khorcograficheskogo-iskuss (дата (обращения: 30.09.2022).

16. Полякова A.C. Народный танец в современной хореографической культуре: феномен иостфолка : автореф. дис. канд. культурологии; 24.00.01 / Челяб. i"oc. ин-т культуры. Челябинск, 2022. - 25 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/ narodnyi -tanets- v-sov remen no i - khoreograficheskoi -kulturc-fenomen-po.stfoífea (дата обращения: 15.10.2022).

17. Ромм B.B. Танец как фактор эволюции человеческой культуры : автореф. дис. доктора культо-рологии: 24.00.01 / Алт. гос.ун-т, - Барнаул, 2006. -48с.-URL: https://www.dissercat. com/content/ fane ts-kak - faktor-evoty utsi i-chelovecheskoi-kultury Otara обращения: 16.10.2022).

18.Садыкова ДА. Танец в пространстве современной культуры : автореф. дис. канд. Культурологии: 24.00.01 / C-11етерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб., 2014. - 21 с. - URL: https:// www.dissercat .com /conté nt / tanets - v- pros t rans е -sovremennoi-kultury (дата об ращения: 16.10.2022).

19. Стаханова В.И. Русский народно-сценический танец в контексте региональна культуры России: традиции и новаторство: автореф. дис, канд. культурологии: 24.00.01 / Гос. акад славян, культуры. - М., 2012. - 32 с. - URL: https:// www.dissercat.com/con tent/russkii-narodno-s tseních eskii- ta net s -v - koti teks te- regiona I noi -ku j tniy-rossii-traditsii-i-nova (дата обращения: 01.10,2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.