УДК 793.31
Н. Ю. Кособуцкая
доцент, аспирант, Челябинский государственный институт культуры E-mail: [email protected]
НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ФУНКЦИИ
Народный танец является достаточно хорошо изученным феноменом как с точки зрения теории, так и с позиции практических аспектов его бытования. При этом на сегодня достаточно сложно говорить о единообразии в понимании его сущности, содержательных характеристик, функций и пр. В силу этого предлагаются параметры народного танца, сформулированные на основе критического анализа и систематизации весомого массива соответствующих тематических источников. Среди наиболее значимых сущностных особенностей народного танца были выделены: ритуально-обрядовая природа (танец как инструмент магического воздействия на окружающий мир), рефлективность (танец как воплощение наиболее ярких этнических черт), синкретизм и синтетизм (соединение в танцевальном тексте различных видов искусства, автора и исполнителя), бифункциональность (реализация комплекса функций от утилитарных до эстетических), анонимность (нивелирование авторского начала), сочетание изобразительного и неизобразительного языков выразительности (синтез абстрактного языка танца с реалистичностью сопроводительного инструментария), импровизационность (свободное обращение с танцевальной традицией), доминирование телесно-пластического начала над музыкальным, реализм (связь с реальной средой обитания людей - представителей той или иной культуры), традиционность и консерватизм (устойчивость к изменениям), коллективизм (ориентация на групповой характер исполнения). Среди наиболее значимых функций народного танца выделены магическая, информационно-коммуникативная, адаптивная, физически-рекреационная, эстетическая. Данные сущностные особенности и функции релевантны в отношении традиционного народного танца. Его современные формы (народно-сценические) требуют отдельного детального анализа.
Ключевые слова: народная культура, танец, народный танец, фольклор, традиция, наследие
Для цитирования: Кособуцкая, Н. Ю. Народный танец: социокультурные характеристики и функции / Н. Ю. Кособуцкая //Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 1 (53). - С. 76-81.
Народный танец - феномен чрезвычайно ные традиционные для данной местности дви-
глубокий и сложный. Обилие авторских под- жения, ритмы, костюмы и т. п. [3, с. 44]. ходов, трактовок, интерпретаций его сущно- Хотя в определении и фигурирует катего-
сти порождает, во-первых, во многом столь рия фольклорности, народный танец давно
сложная, неоднозначная, синкретичная приро- вышел за эти исконные рамки своего бытия,
да народного танца и, во-вторых, некий со- трансформировавшись в более сложные фор-
держательный хаос, не позволяющий четко мы, но не потеряв при этом своей природы и оценить его смысловые границы. В рамках генетических особенностей [См., к примеру: 8].
данной статьи мы предприняли попытку если Эволюция народного танца связана с серьез-
не устранить, то нивелировать описанную си- ными изменениями условий его существова-
туацию, на основе критического анализа ния - экономических, социальных, культур-
обобщив наиболее устойчивые и репрезента- ных и др. Поэтому, обращаясь к современной
тивные характеристики народного танца. ипостаси народной хореографии, следует го-
Е. Д. Васильева рассматривает народный ворить не только о его фольклорных, но и
танец как фольклорный, который исполняется иных, модернизированных вариациях. Так, на-
в своей естественной среде и имеет определен- пример, авторы работы «Традиционный танец
76
в русской народной хореографии» выделяют следующие его типы (существующие в условиях современной культуры):
- традиционный народный танец (в его исконно-фольклорном бытии);
- танец фольклорных коллективов;
- народный сценический танец [7, с. 104].
Достаточно сложно говорить о народном
танце вообще, в целом - слишком специфицировались со временем отдельные его формы. Поэтому тяжело выявить и сконцентрировать черты народного танца. Однако мы на основе анализа большого массива источников постарались решить эту исследовательскую задачу.
Итак, специфическими чертами народного танца являются следующие.
1. Ритуально-обрядовая природа.
Народный танец, чья природа была переплетена с традициями архаических культур, возник в недрах мифологического сознания и его магического воплощения. Танец (наряду с другими «видами» первобытного художественного творчества) выступал инструментом сверхъестественного воздействия на окружающий мир, ритмически оформленным ритуальным действом. Практически всем типам древних обрядов (охотничьим, трудовым, семейным и пр.) соответствовал свой тип танца. Вот что по этому поводу пишет Т. И. Бакланова: «Огромное влияние на формирование народной танцевальной культуры изначально оказывали мифологические представления об устройстве мира, олицетворение природных стихий, поклонение силам природы. В древности танцы многих этносов существовали в неразрывной связи с магическими обрядами, ритуалами, праздниками народного календаря и другими формами народной жизни. Часто они выполняли заклинательные функции, когда хотели попросить у высших сил дождя для получения хорошего урожая, удачной охоты и т. д.» [1].
2. Рефлективность.
Народный танец, генетически связанный с процессом складывания самого народа, чрезвычайно ярко воплощает его национальные черты, ментальные особенности, доминирующие ценности, типичные модели поведе-
77
ния и пр.: «В образах танцевального фольклора, отшлифованных временем, выявляются лучшие черты национального характера, раскрывается душа народа, его образ, его характер» [9, с. 192].
3. Синкретизм.
Если в случае с классическим танцем речь в большей степени идет о взаимодействии различных видов искусств (театральное, изобразительное, музыкальное), то в случае с народным танцем можно говорить о синтезе собственно танцевального искусства и искусств архитектонического плана (костюм, декоративно-прикладные и прочие атрибуты). В народном танце первый тип синкретических связей также присутствует, но играет меньшую роль в сравнении со вторым.
Такой тип синкретизма народного танца проистекает еще из традиций архаических культур, для которых было характерно «поистине ненасытное стремление сочетать разнообразнейшие материалы и приемы - танец и пантомиму, пение и звучание инструментов, раскраску тела и его украшение всевозможными ожерельями, браслетами, подвесками, замысловатые прически и головные уборы, актерские действия и скульптурные маски, короче - все доступные на данной ступени производства средства и способы художественной деятельности» [6, с. 184].
4. Синтетизм.
Данную черту можно назвать конкретизирующей характеристикой предыдущей, поскольку синтетизм есть естественное продолжение синкретизма народного танца. Его сущность заключается не в механическом, или процедурно-техническом, соединении различных искусств в пространстве народной хореографии (такой тип связей М. С. Каган именовал конгломеративным и ансамблевым) [Там же, с. 234], а в том, что Н. Терентьева назвала «вовлеченностью искусств в процессы выражения общих художественных образов» [10, с. 29-30] или что можно обозначить системным эффектом. М. С. Каган подобный тип синтеза сопровождал эпитетом «органический», сущность которого заключается в том, что «скрещение
двух или нескольких искусств рождает качественно своеобразную и целостную новую художественную структуру, в которой составляющие ее компоненты растворены так, что только научный анализ способен вычленить их из этого структурного единства» [6, с. 236].
5. Бифункциональность.
В отличие от классического танца, который можно охарактеризовать как монофункциональный (предназначенный для удовлетворения эстетико-художественных потребностей), народный танец, имеющий фольклорную основу и теснейшим образом связанный с архаическим синкретизмом, ориентирован на реализацию целого конгломерата функций -от тех же эстетических до коммуникативных и рекреационных (снятие психологического и физического напряжения, поддержание физического тонуса и пр.). М. С. Каган назвал такую группу функций внеэстетическими, или жизненно-практическими [Там же, с. 318]. Однако, так же как и в ситуации с фольклором, в рамках которого постепенно проявлялись процессы расщепления эстетического и прикладного (утилитарного) начала, в народном танце постепенно выкристаллизовывались монофункциональные, чисто художественные формы [Там же, с. 196].
6. Анонимность.
Можно констатировать, что народный танец как таковой, а не его сценические воплощения, был лишен авторского начала. М. С. Каган выделяет три группы искусств: импровизационные (нет отделения первичного творчества от вторичного), самостоятельно первичные (творчество писателя, композитора и пр.), самостоятельно вторичные. Именно к последней группе и относится танцевальное искусство, поскольку в нем четко прослеживается доминирование вторичного творчества (исполнительского) над первичным (авторским) или даже полное отсутствие последнего.
Преодоление анонимности происходит тогда, когда «когда исчезает стихийно складывавшаяся в синкретическом искусстве связь танца с музыкой и танец сочиняется в соответствии с некоей готовой музыкальной основой
78
(которую можно рассматривать как "музыкальную драматургию" танца), и он оказывается тем более необходимым, чем больше число участников танца, ибо их движения должны быть согласованы, дабы они образовывали продуманное и связанное во всех своих звеньях художественное целое» [Там же, с. 361].
7. Сочетание изобразительного и неизобразительного языков выразительности.
Танец в целом характеризуется как носитель абстрактного, неизобразительного выразительного языка (в отличие от живописи, литературы и др.). Однако к народному танцу такая характеристика применима лишь относительно. Безусловно, и в народной хореографии используются неизобразительные средства (танец как «геометрический орнамент», по замечанию М. С. Кагана [Там же, с. 306]), но именно народный танец, «не отказываясь от своей неизобразительной знаковой природы, насыщается, однако, в большей или меньшей степени элементами пантомимы, использует известные бытовые аксессуары (детали одежды, оружие и т. п.), приводит в действие ассоциативные механизмы восприятия, наконец, обращается к помощи "наводящего" восприятие названия, а иногда и краткого программного либретто» [Там же].
С этим связана еще одна черта, которую мы не стали выделять отдельно, но сочли необходимым обратить на нее внимание, - ими-тативность народного танца, во многом основанного на мимикрически-подражательных движениях (имитация движений животных, трудовых актов, природных явлений и пр.).
8. Импровизационный характер.
На эту специфическую особенность народного танца указывают практически все его исследователи (Т. И. Бакланова, Е. Д. Васильева, Р. В. Захаров, А. А. Климов, Г. Ф. Богданов и др.). И именно она принципиально отличает народный танец от танца классического, исто-рико-бытового, балетного и других, для кото -рых четкое соблюдение намеченного рисунка танца, отрепетированной логики движения является обязательным и непременным условием. Народный же танец органично сочетает в себе,
с одной стороны, следование уже существующей танцевальной традиции, а с другой - ее постоянное импровизационное обновление и обогащение с каждым новым актом ее воспроизведения: «Момент импровизации, свойственный всем видам народного танца, не носит характера произвольного изменения традиционных общепринятых движений - "ходов", а связан исключительно с их новым сочетанием, выразительностью исполнения и расцвечиванием пляски разнообразными орнаментами. Со временем под влиянием изменяющихся бытовых условий некоторые импровизационные моменты отмирают, становясь формальными, другие же приобретают силу канона» [2, с. 10].
9. Доминирование телесно-пластического начала над музыкальным.
Несмотря на то, что музыкальное сопровождение народного танца, задающее его ритмическую основу, играет немаловажную роль и изначально он был теснейшим образом связан с музыкальным и песенным сопровождением (группа мусических искусств), значение музыкального искусства в реализации народного танцевального творчества заметно меньше, чем, скажем, в случае с классическим танцем. Во многом это связано с изначальной анонимностью музыкальной основы народного танца и спецификой более поздних форм работы с народной музыкой (стилизация, аранжировки и др.).
10. Коллективный характер.
В отличие от балетного и бытового танца, где, как правило, хореографический рисунок строится на чередовании сольных и групповых выступлений, народный танец (и это обусловлено его природой и изначальными функциями) в целом ориентирован на коллективное исполнение. И хотя сольные партии не исключаются (различные переплясы, знаменитые курские «карагоды»), они носят эпизодический характер, встраиваясь в общую канву группового выступления.
11. Традиционность и консервативность.
Народная хореография, особенно в ее чистом, фольклорном понимании, достаточно устойчива к изменениям. На протяжении многих веков сохраняются базовые виды танца, танце-
79
вальные рисунок, пластика и др. И даже в современных народно-сценических постановках хореографы стараются бережно сохранить эту традиционную основу народного танца. Безусловно, он является живым, а потому подвержен некоторым трансформациям (переход танца на сцену, усиление авторского начала, обновление рисуночной базы танца и др.). Однако эти трансформации не разрушают, а скорее обновляют, обогащают народный танец и адаптируют его к изменяющимся реалиям и художественным потребностям и запросам.
12. Реализм.
Это свойство народного танца во многом продиктовано спецификой его выразительного языка, а точнее - его изобразительным характером (об этом мы говорили выше). Безусловно, современные эксперименты в сфере народной хореографии вносят в нее элементы абстрактной (неизобразительной) выразительности, однако назвать это всеобщим трендом нельзя. Более того, фольклорный (исконный) вариант народного танца его просто не знал - одной из его важнейших задач была трансляция социального опыта от одного поколения к другому, а потому «язык» танца должен был быть максимально доступным и считываемым. Каждый рисунок, каждое движение танца коррелирует с реальностью, является ее образным двойником. Т. И. Бакланова говорит о том, что в народной хореографии в принципе нет бессюжетных танцев, а тотальную сюжетность называет ее родовой чертой [1].
Еще древние греки полагали, что «искусство пляски» прежде всего должно быть красивым, «наглядным и понятным для всех изображением желаемых настроений, мыслей и чувств» [4, с. 64], а Платон называл пляску «искусством высказать всё посредством жестов» [Там же, с. 65].
Завершая разговор о специфике народной хореографии, отметим, что ее сущностные черты нашли отражение и в специфических функциях, ею реализуемых. Среди них:
- магическая (танец в своей изначальной форме выступал инструментом сверхъестественного воздействия на окружающий мир, постепенно эта функция утрачивается);
- информационно-коммуникативная (танец был средством невербального общения, передачи важной социальной информации от одного поколения другому);
- адаптивная (с помощью танца, равно как и с помощью иных форм первобытного художественного творчества, человек приспосабливался к среде своего обитания, взаимодействовал с ней, получал значимую информацию о специфике трудовой деятельности, характере гендерных и семейных отношений и пр.);
- физически-рекреационная (танец также выступал способом развития физических способностей, выносливости, инструментом психологической разрядки, снятия напряжения);
- эстетическая (мы отмечали уже, что в рамках традиционного народного танца эта функция не носила самостоятельного характера, а была побочным проявлением его бытования, в отличие от народно-сценического танца, где она становится определяющей).
Самым выразительным отображением миропонимания, чувственного ощущения красоты жизни, необходимого проявления их передачи в иносказательно-художественной форме можно назвать народный танец. Как наивысшая коммуникация, он традиционными средствами помогает сформулировать сущностные смысловые ориентиры, реализовать наши современные фантазии, художественно отражая сегодняшнюю действительность.
1. Бакланова, Т. И. Народная художественная культура / Т. И. Бакланова, Е. Ю. Стрельцова. - Москва : МГУКИ, 2000. - 344 с.
2. Бахрушин, Ю. А. История русского балета : учеб. пособие / Ю. А. Бахрушин. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 1973. - 255 с. : ил.
3. Васильева, Е. Д. Танец : учеб. пособие / Е. Д. Васильева. - Москва : Искусство, 1968. - 247 с.
4. Вашкевич, Н. Н. История хореографии всех веков и народов / Н. Н. Вашкевич. - Санкт-Петербург : Лань : Планета Музыки, 2009. - 192 с. : ил.
5. Гусев, В. Е. Эстетика фольклора / В. Е. Гусев. - Ленинград, 1967. - 319 с.
6. Каган, М. С. Морфология искусства / М. С. Каган. - Москва : Искусство, 1972. - 440 с.
7. Карпенко, В. Н. Традиционный танец в русской народной хореографии [Электронный ресурс] / В. Н. Карпенко, И. А. Карпенко, А. Ю. Татаринцев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота. - 2015. - № 3 (53): в 3 ч. Ч. I. -C. 104-107. - Режим доступа : www.gramota.net/materials/3/2015/3-1/24.html. - Дата обращения : 10.08.2017.
8. Настюков, Г. А. Народный танец на самодеятельной сцене / Г. А. Настюков. - Москва : Профиздат, 1976. - 64 с.
9. Смирнов, И. В. Искусство балетмейстера [Электронный ресурс] / И. В. Смирнов. - Москва : Просвещение, 1986. - 192 с. - Режим доступа : http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000016/index.shtml. - Дата обращения : 05.08.2017.
10. Терентьева, Н. А. Классический балет: роль и функции в художественной культуре современности (общероссийский и региональный аспекты) : дис. ... канд. культурологии / Н. А. Терентьева. - Челябинск, 2014. - 208 с.
Получено 22.02.2018
N. Kosobutskaia
Post-graduate student, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: [email protected]
FOLK DANCE: SOCIOCULTURAL CHARACTERISTICS AND FUNCTIONS
Abstract. Folk dance is a well-studied phenomenon bot from the point of view of theoretical and practical aspects of its existence. At the same time, it is rather difficult to talk about uniformity in understanding of its essence, content characteristics, functions, etc.
80
Due to this, the parameters of folk dance are proposed, formulated on the basis of critical analysis and sys-tematization of a great amount of relevant thematic sources.
Among the most significant features of folk dance were allocated the following: ritually-ceremonial nature (dance as an instrument of magical influence on the surrounding world), reflectivity (dance as the embodiment of the most vivid ethnic traits), syncretism and synthetism (combination in the dance text of various types of art, the author and performer), bifunctionality (realization of complex of functions from utilitarian to aesthetic ones), anonymity (leveling the author's origin), a combination offine and non-descriptive languages (the synthesis of the abstract language of dance with the realism of the accompanying instrumentation), improvisation (free circulation of the dance tradition), the dominance of the body-plastic principle over the musical, realism (connection with the real environment of people - representatives of a particular culture), traditionalism and conservatism to changes), collectivism (orientation to the group character of execution).
Among the most significant functions offolk dance are allocated magic, information-communicative, adaptive, physically-recreational and aesthetic. These essential features and functions are relevant to traditional folk dance. Its modern forms (folk-stage) require a separate detailed analysis.
Keywords: folk culture, dance, folk dance, folklore, tradition, heritage
For citing: Kosobutskaia N. 2018. Folk dance: sociocultural characteristics and functions. Culture and Arts Herald. No 1 (53) : 76-81.
References
1. Baklanova T., Streltsova E. 2000. Narodnaya khudozhestvennaya kul'tura [Folk artistic culture]. Moscow : MGUKI. 344 p. (In Russ.).
2. Bakhkrushin Iu. 1973. Istoriya russkogo baleta [History of Russian ballet]. Edition 2nd. Moscow : Prosveshchenie. 255 p. (In Russ.).
3. Vasileva E. 1968. Tanets [Dance]. Moscow : Iskusstvo. 247 p. (In Russ.).
4. Vashkevich N. 2009. Istoriya khoreografii vsekh vekov i narodov [History of choreography of all the times and nations]. St. Petersburg : Lan' : Planeta Muzyki. 192 p. (In Russ.).
5. Gusev V. E. 1967. Estetika fol'klora [Aesthetics of folklore]. Leningrad. 319 p. (In Russ.).
6. Kagan M. 1972. Morfologiya iskusstva [Morphology of art]. Moscow : Iskusstvo. 440 p. (In Russ.).
7. Karpenko V, Karpenko I., Tatarintsev A. 2015. Traditional dance in the russian popular choreography [Electronic resource]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and law sciences, culturology and study of art. Issues of theory and practice]. Tambov : Gramota. No 3 (53) : in 3 parts. Part. I. Available from : www.gramota.net/materials/ 3/2015/3-1/24.html (accessed : 10.08.2017). (In Russ.).
8. Nastiukov G. A. 1976. Narodnyy tanets na samodeyatel'noy stsene [Folk dance on amateur stage]. Moscow : Profizdat. 64 p. (In Russ.).
9. Smirnov I. 1986. Iskusstvo baletmeystera [Art of ballet-master] [Electronic resource]. Moscow : Prosveshchenie. 192 p. Available from : http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000016/index.shtml (accessed : 05.08.2017). (In Russ.).
10. Terentieva N. 2014. Klassicheskiy balet: rol' i funktsii v khudozhestvennoy kul'ture sovremennosti (obshcherossiyskiy i regional'nyy aspekty) [Classical ballet: role and functions in artistic culture of contemporaneity (all-Russian and regional aspects)]. Chelyabinsk. 208 p. (In Russ.).
Received 22.02.2018
81