ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
PHENOMENON OF THE MUSEUMS OF THE MODERN ART
Ageeva D.
ФЕНОМЕН МУЗЕЕВ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Агеева Д. И.
Агеева Дарья Игоревна / Ageeva Daria - студент-бакалавр,
направление: история, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
Аннотация: в XX веке в культуре произошел переход к новым формам искусства, называемым «современное искусство». Они нашли выражение как в уже привычных видах искусства (картины, фотографии), так и в абсолютно новых (перфомансы, хэппенинги, инсталляции). Современное искусство совершенно перевернуло существовавшие ранее представления творческих людей о жизни. Но экспонировать произведения современного искусства в традиционных музеях стало невозможно из-за его специфичности. Тогда ответом на появление форм современного искусства и стало возникновение музеев современного искусства. В данной статье мы расскажем об истории появления, особенностях таких музеев и их роли в жизни человека XXI века.
Abstract: in the 20th century in culture there was a transition to the new forms of art called "modern art". They found expression as in already habitual art forms (pictures, photos), and in absolutely new (performances, happenings, installations). The modern art absolutely changed the understanding of creative people existing earlier about life. But it became impossible to exhibit performing the modern art at the traditional museums because of its specificity. Then emergence of the museums of the modern art became the response to emergence of forms of the modern art also. In this article we will tell about emergence history, features of such museums and their role in human life of the 21st century.
Ключевые слова: музеи современного искусства, современное искусство, особенности экспонирования.
Keywords: museums of the modern art, modern art, features of exhibiting.
В жизни каждого человека искусство играет большую роль - способствует социализации личности, развитию фантазии, образовывает, знакомит с историей, с важнейшими ценностями общества, заставляет задумываться о многих событиях, проблемах, вопросах жизни. Искусство имеет несколько ипостасей, в число которых входят музыка, театр, кино, фотография, литература, живопись. На протяжении всей истории человечества искусство развивалось вместе с ним, и в XX веке произошел переход к новым формам выражения через искусство. Тогда и появилось такое течение в этой сфере жизни, а с ним и понятие, как «современное искусство».
Современное искусство нашло выражение как в картинах, фотографиях, так и в абсолютно новых явлениях - перфомансах, хэппенингах, инсталляциях.
Роль посредника между художником, его работой и зрителем в большинстве случаев играет музей. Но экспонировать произведения современного искусства в традиционных музеях стало невозможно из-за его специфичности, тогда и возникли музеи современного искусства. Уже в том, что такие музеи занимаются репрезентацией произведений современного искусства, заключается их уникальность, так как сформировавшие за многие годы представления о музеях, экспонатах и правилах их экспонирования музеям современного искусства не соответствуют.
Первые музеи современного искусства появились в 30-е годы прошлого столетия. Их количество резко возросло после Второй мировой войны. Тогда анархизм
99
современного модернистского искусства «делал невозможным его включение ни в какую другую систему, кроме отсутствия всякой системы» [2, с. 126]. Происходило «признание произведения искусства не отражением реальности, а самостоятельным миром со своими проблемами и ценностями» [2, с. 127]. Именно поэтому возник новый тип музейного экспонирования - теперь отдельное произведение, экспонат становился «главным действующим лицом» экспозиции. Подобный подход определялся спецификой модернистского искусства.
Культурный феномен музеев современного искусства «продиктован» самим искусством, в основе которого иная художественная «конструкция», совершенно не вписывающаяся в привычные экспозиционерские иерархии (история, хронология, стили и течения, монографии). Эта «конструкция» - «вневременная». Она выходит в сферу радикального художественного жеста и жизненных реалий, образно -аналитических практик и формы критик [4, с. 150].
С конца XX века происходит бурное развитие музеев современного искусства, и они ищут новые пути репрезентации, режиссерские решения для экспонирования своих экспонатов.
Во многих художественных музеях экспозиция построена «на именах», т. е. в музее есть какое-либо произведение знаменитого художника, которое находится в центре всей экспозиции. Для музеев современного искусства «признанными именами» являются такие художники как Э. Уорхолл, Р. Лихтенштейн, Х. Болтански, Б. Виола и др. Использование признанных имен, обыгрывание общих приемов и идей делает музеи типовыми и придает им черты, присущие учреждениям индустрии развлечений. В подобном случае большая роль ложится на архитектурное сооружение, в котором располагается музей, так как именно оно создает нужную атмосферу для восприятия современного искусства.
Но современность искусства не зависит напрямую от того, в каком помещении оно экспонируется - это может быть как специально построенное здание музея, новое по форме и содержанию, с оригинальным архитектурным решением, так и традиционное.
Примером музея, адаптировавшего здание, ранее не имевшее никакого отношения к культуре является Галерея Тейт Модерн в Лондоне. Галерея расположена в здании бывшей электростанции. После реконструкции электростанции в неё было органично вписано выставочное пространство для произведений современного искусства. Огромный зал высотой 35 м и длиной 152 м, в котором раньше находились трансформаторы, не стали перекрывать. Это помещение было специально оставлено для инсталляций, которые могут быть невероятно огромными, многометровыми.
В современных условиях музей оказывается тем местом, где благодаря репрезентации происходит превращение артефакта в произведение искусства и формируются варианты «рассказа» о процессе его создания.
По результатам анализа деятельности музеев современного искусства за прошлое столетие можно выделить два основных типа экспонирования. Первый их них применяется в крупнейших музеях (Музей Гуггенхайма и Музей современного искусства в Нью-Йорке, Галерея Тейт Модерн в Лондоне). В них реализован «модернистский проект» искусства. Второй - новейшие архитектурные «модули» с совершенно отстраненным от экспозиции пространством, где посетители вовлечены в «игру конструктивных планов» в Музее Гуггенхайма в Бильбао, Музее Людвига в Вене и др.
В последнее время музей современного искусства старается делать акцент не на именах, а на отражении в своем пространстве художественного процесса. Если раньше просмотр произведения в музее представлял собой общение художника со зрителем, то теперь это общение самого произведения с посетителем музея, и главный смысл заложен в восприятии произведения. Художник закладывает в свою работу некую модель, которая приобретает множество смыслов в зависимости от духовных, личных, социальных установок зрителя [7, с. 254].
Создавая концепцию экспозиции, автор создает для зрителя сценарий, по которому тот должен двигаться по музею, воспринимать произведения, расставляя визуальные и эмоциональные акценты. Дополнительные элементы, такие как звуковое сопровождение, освещение, интерактивные элементы экспозиции помогают зрителю лучше воспринимать современное искусство и оказаться не просто в музее, а попасть в определенную среду, где игра ведется по своим правилам и результатом этой игры является продуктивная музейная коммуникация.
Музеи современного искусства являются феноменом нашего времени. Их феноменальность заключается в том, что они - новое явление в мировой культуре и они, вбирают в себя все устаревшие классические примеры музеев, становясь элементом нового мира, отличающегося от реального.
В музеях современного искусства используются новые методы экспонирования произведений современного искусства, благодаря которым зритель становится частью процесса существования искусства, проникает в глубинные уголки процесса его творения. Кроме того, музеи современного искусства чаще всего сами по себе уже являются произведением искусства, в силу своего необычного архитектурного облика. И это тоже является элементом их феноменальности.
Литература
1. Андреева Е. Ю. Всё или ничто. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004. 458 с.
2. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2008. 244 с.
3. Короткова А. В. «Музеи в движении»: история и функции музеев в книге Эдварда и Мэри Александер // Вестник Российского государственного гуманитарного университета, 2009. № 15. С. 267-274.
4. Костриц Ф. А. Актуальное искусство в пространстве художественного музея. Проблемы репрезентации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2008. № 65. С. 149-153.
5. Музей современного искусства «Гараж». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://garagemca.org/ru (дата обращения: 12.05.2016).
6. Салех М. С., Чистяков Д. А. Особенности архитектурного проектирования музеев современного искусства // Евразийский Союз Ученых, 2015. № 11-1 (20). С. 16-20.
7. Салтанова (Шляхтина) М. В. Игровые стратегии музея современного искусства // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2009. № 101. С. 252-258.
8. Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tolkslovar.ru/ (дата обращения: 13.04.2016).
9. Accueil - Centre Pompidou. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.centrepompidou.fr/, свободный/ (дата обращения: 17.05.2016).
10. MAXX Museo nazionale delle Arti del XXI secolo. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fondazionemaxxi.it/ (дата обращения: 15.05.2016).
11. Tate Modern Tate. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tate.org.uk/visit/tate-modern/ (дата обращения: 12.05.2016).
12. The Guggenheim Museums and Foundations. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.guggenheim.org/ (дата обращения: 09.05.2016).