Научная статья на тему 'Понятие современного искусства: определение, социальные институты, направления'

Понятие современного искусства: определение, социальные институты, направления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5374
615
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ / НАПРАВЛЕНИЕ ИСКУССТВА / ФОРМА ИСКУССТВА / МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА / ГАЛЕРЕЯ / ФЕСТИВАЛЬ / CONTEMPORARY ART / SOCIO-CULTURAL INSTITUTIONS / ART DIRECTION / ART FORM / MUSEUM OF CONTEMPORARY ART / GALLERY / FESTIVAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Максунова Анна Андреевна

Рассматривается такой феномен, как современное искусство, а также определяются социокультурные институты, в которых может быть представлен данный феномен, и практики, которые мы можем увидеть в данных социокультурных институтах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF CONTEMPORARY ART: DIFINITION, SOCIAL INSTITUTION, DIRECTIONS

In this article is about phenomenon of contemporary art. In article presented sociocultural institutions, where there is contemporary art and practices of contemporary art.

Текст научной работы на тему «Понятие современного искусства: определение, социальные институты, направления»

УДК 7.036

Максунова Анна Андреевна

студентка IV курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,

Россия, e-mail: Anechka290896@yandex. ru

ПОНЯТИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ, НАПРАВЛЕНИЯ

Anna A. Maksunova

Student of the Historical Faculty

Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: Anechka290896@yandex.ru

CONCEPT OF CONTEMPORARY ART: DIFINITION, SOCIAL INSTITUTION, DIRECTIONS

Аннотация. Рассматривается такой феномен, как современное искусство, а также определяются социокультурные институты, в которых может быть представлен данный феномен, и практики, которые мы можем увидеть в данных социокультурных институтах.

Ключевые слова: современное искусство, социокультурный институт, направление искусства, форма искусства, музей современного искусства, галерея, фестиваль.

Abstract. In this article is about phenomenon of contemporary art. In article presented sociocultural institutions, where there is contemporary art and practices of contemporary art.

Key words: contemporary art, sociocultural institutions, art direction, art form, museum of contemporary art, gallery, festival.

Слово «искусство» имеет несколько значений. Оно может пониматься как творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах, или же умение, мастерство, знание дела. В настоящее время в сфере культуры все чаще фигурирует термин «современное искусство». Данный термин в настоящее время является открытым для наделения его значениями. Существуют множество текстов, в которых авторы по-разному представляют современное искусство. Есть ряд авторов, которые понимают под «современным искусством» искусство XX в.: например, Уилл Гомперц, редактор отдела искусств «Би-Би-Си», бывший директор по медиатехнологиям лондонской галереи Тейт, в книге «Непонятное искусство» [3, с. 12] говорит о традиции современного искусства, началом которой считает творчество импрессионистов 70-х гг. XIX в., и разделяет художников на «классиков» современного искусства и «современников».

© Максунова А.А., 2018

В то же время многие авторы рассматривают современное искусство более узко, чем их коллеги. Например, Виктор Васильевич Бычков в работе «Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства» [2, с. 19] определяет современное искусство как новаторские направления и движение в мировом искусстве последних 2-3 десятилетий.

Дональд Томпсон в своей книге «Как продать за $12 миллионов чучело акулы» [7, с. 17-18] рассказывает о том, как определяют современное искусство брендовые аукционные дома «Кристи» и «Сотбис». «Кристи» под современным искусством понимает искусство после 1970 г., а «Сотбис» определяет произведения искусства 1945-1970 гг. как «ранние современные», а после 1970 г. — как просто «современные».

Также примечательно, что 18 июля 2017 г. заместитель министра культуры России Владимир Аристархов разослал письмо в учреждения культуры, где обозначил, как необходимо понимать такие термины, как «современное искусство» и «актуальное искусство». Под современным искусством, согласно данному документу, необходимо понимать «искусство, создаваемое нашими современниками вне зависимости от того или иного художественного направления или формы выражения». Актуальным искусством является «искусство, содержащее в себе смыслы, в которых нуждается современное общество, имеющее существенное значение в современную эпоху, вне зависимости от времени создания» [5].

Мы видим, что на данный момент современное искусство не имеет единственного определения. И так как с течением времени многие течения в искусстве становятся классикой, то мы выделяем следующее определение современного искусства: это искусство последних 3-4 десятилетий, содержащее в себе смыслы, в которых нуждается современное общество, использующее нестандартные материалы, формы и техники для передачи этого смысла.

Современное искусство часто характеризуется как нечто либо совсем непонятное, либо совсем простое (часто мы можем услышать фразу «я могу так же»),

316

поэтому понимание современного искусства не всегда доступно. Осиан Уорд в своей работе «Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство» [6, с. 12-22] говорит, чтобы лучше понимать современное искусство, необходимо стереть из памяти все неудачные впечатления о нем. Он использует термин tabula rasa, что в переводе с латыни означает «чистая доска». На каждую букву слова tabula Осиан Уорд выделяет правило восприятия современного искусства: Т — терпение, А — ассоциации, Б — бэкграунд, У — усвоение, Л — лучше посмотреть еще раз, А — анализ. Таким образом, он выделяет последовательность, которую можно применить для любого современного арт-объекта, чтобы лучше воспринять его.

Но где мы можем увидеть и воспринять современное искусство? Для этого нам необходимо рассмотреть институты современного искусства. Современное искусство представлено такими социокультурными институтами, как музеи современного искусства, галереи современного искусства, частные коллекции, коммерческие корпорации, арт-студии, фестивали и т. д.

Как социокультурный институт музей современного искусства формировался одновременно с самим музеем. В коллекциях уже первых публичных европейских и российских художественных музеев XVIII-XIX вв. произведения современных художников находились наряду с искусством прошлого.

Условия для рождения музея современного искусства формировали развитие самой художественной сферы. Одним из главных условий появления музея современного искусства явился успешный опыт выставления современного, часто экспериментального искусства на парижских и других европейских выставках.

Первым музеем современного искусства стал музей MoMA (Museum of Modern Art), который в 1929 г. основал Альфред Барр, американский историк искусства, ставший его первым директором и идейным вдохновителем.

Что касается России, условия для создания музеев современного искусства здесь сформировались в последней трети XIX — первом

317

пятнадцатилетии XX в. В этот период стало распространенно коллекционирование художественных произведений. Особое влияние на создание музеев современного искусства оказали открытые для публики частные коллекции современной французской живописи Ивана Абрамовича Морозова и Сергея Ивановича Щукина.

В тот же период создавались музеи художественной (живописной) культуры. Первый Музей живописной культуры был открыт в 1919 г. в Москве. Коллекция музея складывалась в процессе активных покупок в основном произведений русского авангарда через закупочную комиссию РОСИЗО, а также за счет обмена с другими музеями и из Государственного музейного фонда. В коллекцию входили работы О.В. Розановой, К.С. Малевича, В.Е. Татлина, П.В. Кузнецова, Н.А. Удальцовой, Л.С. Поповой и др.

Первый в России Московский музей современного искусства (ММСИ) открылся 15 декабря 1999 г. при поддержке правительства Москвы. Основателем и первым директором музея стал президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели. Начало музейному собранию положила личная коллекция З.К. Церетели, состоявшая более чем из двух тысяч работ известных художников XX в. На сегодняшний день в музее широко представлены произведения отечественного и зарубежного искусства XX и XXI в.

На данный момент в мире существуют множество музеев современного искусства: Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке (США), Tate Modern в Лондоне (Великобритания), Музей Гуггенхайма в Бильбао (Испания), Центр Жоржа Помпиду в Париже (МНАМ) (Франция), Музей современного искусства (SFMOMA) в Сан-Франциско (США), Матхаф — Арабский музей современного искусства в Доха (Катар), Музей современного искусства «Соумайя» в Мехико (Мексика) и т.д. В России существуют такие музеи современного искусства, как Пермский музей современного искусства (PERMM), Музей современного искусства «Гараж» (Garage Museum of Contemporary Art), Музей современного искусства «Эрарта», Московский музей современного искусства (Moscow Museum of Modern Art) и др.

318

Музей современного искусства в Перми PERMM создан в 2009 г. по инициативе Марата Гельмана, Олега Чиркунова и Сергея Гордеева. В коллекции музея хранится более 1300 экспонатов, в том числе экспонаты, выполненные в стиле московского концептуализма.

Все приведенные в пример музеи занимаются не только выставочной, но и проектной, научной и другими видами деятельности как для детей, так и для взрослых, и людей пенсионного возраста. Музей современного искусства — это площадка, которая способна выполнять множество функций: развлекательная, познавательная и т. д. Музеи современного искусства отличаются своей интерактивностью, которая актуальна для человеческого общества XXI в., ведь современного человека окружает интерактивное пространство, создаваемое с помощью новых информационных технологий, поэтому музей сегодня не может игнорировать концепцию интерактивности и не заниматься интерактивными проектами, ведь от коммуникации с посетителем зависит успех деятельности музея.

Еще одной институцией современного искусства является галерея. В Москве в конце XX в. начинают формироваться галереи современного искусства, которые предлагают посетителям познакомиться с выставками различных работ, а также осуществляют прямые продажи этих работ непосредственно в галерее. Центр современного искусства «МАРС» был основан 1988 г. в формате независимой галереи современного искусства. В 1989 г. Открылась галерея «С.АРТ», которая основным направлением своей деятельности рассматривает современное актуальное искусство.

С развитием арт-рынка ряд российских галерей современного искусства объединили свои усилия по продаже работ в едином пространстве «Винзавода». Центр современного искусства «Винзавод» основан в 2007 г. Софьей и Романом Троценко и является первым и самым большим частным центром современного искусства в России. На территории центра располагаются ведущие московские галереи современного искусства: «Галерея 21», «Галерея РИДЖИНА», Vladey Space, 11.12 GALLERY, галерея «Треугольник», галерея

319

«Файн Арт», галерея Osnova, «Галерея XL», ARTIS Gallery, Totibadze Gallery, галерея Pop/off/art.

Если брать мировой уровень, то в пример можно привести галерею современного искусства, как галерея Victoria Miro, которая впервые была открыта в 1985 г. в Лондоне. В галерее представлены такие известные художники, как Дуг Эйткен — американский художник, который работает с видео и инсталляцией. Еще одной галереей современного искусства, которая также находится в Лондоне, является галерея Gimpel Fils, основанная братьями Чарльзом и Питером Гимпел. В экспозиции галереи включены скульптура, абстрактная живопись, кинематограф и фотография.

Еще один институт, который непосредственно связан с современным искусством — это фестиваль современного искусства. Фестиваль — это массовое празднество, включающее показ достижений в определенной области. В России существует фестиваль современной культуры «Форма». Цель данного фестиваля — показать живой художественный процесс, синтез и взаимодействие искусств. На фестивале «Форма» присутствуют различные формы и направления современного искусства: музыка, перформанс, видеоарт и т. д. Из приглашенных артистов можно назвать Mr Marcaille — музыкант, умеющий играть одновременно на виолончели c гитарной примочкой, бить в два барабана ногами и кричать в микрофон.

Фестиваль-школа современного искусства «TERRITORIO» больше десяти лет объединяет современных танцоров, художников и других артистов. Данный фестиваль заявляет себя еще и как школа современного искусства, на которой можно поучаствовать в различных мастер-классах ведущих педагогов, режиссеров, актеров, хореографов и художников из разных стран. За все время существования фестиваля, зрители смогли увидеть спектакли, выставки, перформансы лучших театров и команд мира — Rimini Protokoll, Димитриса Папаиану, Жозефа Наджа, Chunky move, Арпада Шиллинга, Ромео Кастеллуччи и других.

В Соединенных Штатах Америки существует фестиваль Burning Man. Фестиваль длится неделю и проходит в пустыне Блэк-рок (штат Невада). На фестивале действуют следующие принципы: радикальное включение, дарение, декоммодификация, радикальная самодостаточность, радикальное самовыражение, общественные усилия, ответственность, не оставляй следа, участие, здесь и сейчас. Принцип «не оставляй следа» подразумевает, что в конце фестиваля сжигаются все объекты временного города, а значит все построенные инсталляции, арт-объекты, скульптуры и т.д.

Таким образом, мы рассмотрели такие институты, как музей, галерея и фестиваль, которые презентуют произведения современного искусства. Стоит также обратить внимание на то, какие практики современного искусства можно увидеть в пределах этих институтов.

Границы дефиниций, что можно назвать современным искусством, достаточно размыты. Поэтому для того, чтобы рассмотреть, какие направления и формы существуют в современном искусстве, обратимся к музеям современного искусства и проанализируем, какие направления и формы они выставляют для зрителей. На сайте музея «Эрарта» [1], мы можем получить информацию о том, какие там представлены направления искусства: видеоарт и science-art. Например, видео-арт — это направление в визуальном искусстве последней трети ХХ в., использующее возможности видеотехники. Также в музее представлены арт-объекты таких форм, как коллаж, скульптура, объект и инсталляция. На сайте музея ММОМА в разделе современники [4] мы можем посмотреть видео о современных художниках, а также узнать суть направлений, в которых они работают. Например, художник Елизавета Морозова относит себя к классическому перформансу, который был основан в 1960-е гг., а также к московскому концептуализму. Например, перформанс — это действие, предполагающее театральные формы исполнения, направленное на достижение художественной цели. Андрей Блохин участник арт-группы Recycle, относит свое творчество к пост-интернет-скульптуре. Художник Дмитрий Булатов относит себя к направлению science-art. Арт-группа «ЗИП»

321

относит свою деятельность к социальной инсталляции. Инсталляция — это пространственная композиция, которая создана художником из различных элементов, такими элементами могут быть бытовые предметы, промышленные изделия и материалы, природные объекты, фрагменты текстов и визуальной информации. Дмитрий Морозов считает себя представителем технологического или гибридного искусства, что означает для него творчество «в котором кисть заменяет паяльник, а мольберт — алюминий». Творческое объединение «Куда бегут собаки» относит себя к такому направлению, как медиа-арт. Некоторые художники не относят себя ни к одному из существующих направлений, в пример можно привести арт-группу «Синий суп» и дуэт «МишМаш», который считает, что относить к определенному направлению это искусствоведческая задача. Также, например, можно привести Анатолия Журавлева, который определяет направление, в котором он работает, как собственный визуальный язык, сформированный им.

Таким образом, мы рассмотрели феномен современного искусства, а именно определили его общее значение, рассмотрели, с помощью каких социокультурных институтов оно может быть представлено, а также определили некоторые формы и направления современного искусства, который мы можем наблюдать в данных институтах.

Список литературы

1. Erarta [Электронный ресурс]. URL: https://www.erarta.com/ (дата обращения: 26.04.2018).

2. Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2012. 840 с.

3. Гомперц У. Непонятное искусство. М.: Синдбад, 2016. 464 с.

4. ММОМА [Электронный ресурс]. URL: http://www.contemporaries.mmoma.ru/page.php?id=1 (дата обращения: 26.04.2018).

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с изменениями на 29 июня 2017 года: приказ от 17 мая 2012 года № 413 [Электронный ресурс]. URL: http://shkola11-nur.ru/images/materials/2017-2018/Pedagogam/Normativniedokumenti/FGOS-SOO.pdf (дата обращения: 28.02.18).

6. Оссиан У. Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 176 с.

7. Томпсон Д. Как продать за $12 миллионов чучело акулы М.: Центрполиграф, 2010. 382 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.