Научная статья на тему 'Феномен моды и его культурные связи'

Феномен моды и его культурные связи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5519
701
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДА / СТИЛЬ / ТРАДИЦИЯ / ОДЕЖДА / ВЫШИВАНКА / ИСКУССТВО / АУТЕНТИЧНОСТЬ / FASHION / STYLE / TRADITION / CLOTHING / VYSHYVANKA / ART / AUTHENTICITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Наумкина Ольга Сергеевна

В статье объясняется природа происхождения феномена моды, описано значение феномена моды и его культурных связей. Мода подчиняется общим законам исторического развития и отображает все особенности своего времени: самые важные культурные достижения, самые заметные события общественно-полтической жизни, войны, революции, экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fashion phenomenon and its cultural connections

This article explains the nature of the origin of the phenomenon of fashion, provides definitions, describes the meaning of the phenomenon of fashion and cultural ties. The topicality of the problem is that fashion is the subject of the general laws of historical development, and displays all the features of its time: the most important cultural achievements, the most notable events of social polticheskoy life, war, revolution, economic crisis.

Текст научной работы на тему «Феномен моды и его культурные связи»

4. Кармин А.С. Культурология. - СПб.: Лань, 2003. - С. 200-205.

5. Кармин А.С. Основы культурологи. Историография культуры. - СПб.: Лань, 1997. - 203 с.

6. Кравченко О.В. Національний культурний простір сучасної України як культурологічна проблема [Електронний ресурс] // Вісник Харківської державної академії культури. - Вип. 31. - Харків, 2010. - Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/ portal/soc_gum/vkhdak/2010_31 31-1-01.pdf

7. Культурология : учеб. пособие для студ. вузов / Е.А. Подольская, К.А. Иванова, В.Д. Лихвар. -Харьков: Изд-во НФаУ «Золотые страницы»,

2003. - С. 27-28.

8. Орлова Е.Б. Культурное пространство: определение, специфика, структура // Аналитика культурологи. - 2010 [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://www.analiculturolog.ru/archive/item/ 589-cultural-space-structure-determination-of-specificity.html

9. Садохин А.П., Толстикова И.И. Культурология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по соц.-гумани-тарным спец. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011. - С. 12.

10. Свирида И.И. Пространство и культура: аспекты изучения // Славяноведение. - 2003. - N° 4. -С. 19-21.

11. Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. valerytishkov. ru/engine/documents/ document902.pdf. - С. 289-290.

12. Україна в 2006 році: внутрішнє і зовнішнє становище та перспективи розвитку: експерт, доп. -К.: Славутич ; Дельфін, 2007. - 19 с.

УДК 391

Наумкина Ольга Сергеевна

Харьковская государственная академия культуры, г. Харьков, Украина

fort64@yandex.ru

ФЕНОМЕН МОДЫ И ЕГО КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

В статье объясняется природа происхождения феномена моды, описано значение феномена моды и его культурных связей. Мода подчиняется общим законам исторического развития и отображает все особенности своего времени: самые важные культурные достижения, самые заметные события общественно-полтической жизни, войны, революции, экономического кризиса.

Ключевые слова: мода, стиль, традиция, одежда, вышиванка, искусство, аутентичность.

Мода - феномен культуры (присущий всем культурам динамического типа), который одновременно является составной частью культуры, то есть охватывает собой определённое количество её элементов (являясь институтом в культуре), и одновременно определённым типом культурного механизма.

Мода является составной частью культуры на уровне отдельного института, существует как отдельная (относительно закрытая) субкультура. Речь идёт об институте моды одежды. В другом понимании мода - внеуровневый элемент культуры, который охватывает разные сферы культуры. В большей степени, механизм распространения феноменов приобретения статуса. Такое понимание касается понятий «модный» и «модности», которое может быть приспособлено к разным феноменам и артефактам культуры. Это понятие отображает про-цессуальность и механизм приобретения статуса, взаемосвязь традиционных и инновационных элементов культуры.

В самом употребляемом значении «мода» - это недолгое доминирование в обществе определённого вкуса [7; 10, с. 12]. Специальный термин «мода» означает особенную сферу человеческой деятельности по изготовлению, распространению и употреблению предметов первой необходимости (одеж-

да, обувь и т.д.). В ней органично соединяется материальное производство, предпринимательство и художественная (искуствоведческая) практика [7].

Лёгкость восприятия моды в том, что она меняет «верхний шар», внешнюю поверхность культурных элементов, не изменяя при этом её сущности. Мода придаёт постоянный статус и постоянно меняемую форму. Самая яркая иллюстрация - это одежда. Модная одежда меняется каждый сезон, но именно из-за этой тенденции изменчивости она придаёт субъекту моды статус модного. Быть модным - вовремя изменяться. Непостоянство моды -одна из главных её характеристик. Слово «мода» происходит от латинского modus, что означает определённую меру или размер. Родственные слова -модуль, модель - означают разновидность, подоб-ность, образец [10, с. 12]. Мода, а также ещё несколько категорий культуры, например, стиль, являются теми феноменами, через которые проявляет себя вся эпоха. Стиль демонстрирует устойчивость, стабильность, традицию. Определённая ограниченность стилей обеспечивает цикличность в моде, что также является её характеристикой.

Через цикличность мода связывает себя с прошлым. Мода, по бинарному разделению, принадлежит к динамическому типу общества и культуры, поскольку является срезом современности, ча-

202

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ N 3, 2013

© Наумкина О.С., 2013

сто - синонимом современности. «Модный» и «современный» близкие понятия. Современность может черпать свои жизненные силы в прошлом, это заимствование в прошлом не столько форм, сколько содержаний - говорят, например, «атмосфера семедесятих», потому что заимствуют не только и не сколько форму платьев, сколько мировоззрение и ценности того времени, собственно поэтому происходит разделение на эпохи и обращение, возвращение к ним. Мода может быть приобщением к прошлому, идентификацией с прошлым.

Одновременно модные артефакты культуры являются символами своей эпохи, её знаками. Продукты индустрии моды выполняют не только утилитарные функции, они сигнализируют о времени своего создания, они являются материальными свидетельствами мировоззренческих основ культуры, в них сосредотачиваются художественно-теоретические учения, концепции, взгляды, манифестации, распространённые в конкретной культурной ситуации [7].

Приближённость стиля и моды по функциям проявления характерных признаков эпохи подчёркивают как исследователи, так и художники: «Стиль рождается тогда, когда художник не только умом познаёт идеалы своего времени, но и тогда, когда он иначе не может уже чувствовать, когда идеология его столетия, его народа становится его личной идеологией. Стиль это способ виражения даной эпохи в любом искусстве» [8, с.18]. Соответствующая роль и у моды, в частности, моды на стиль.

Каждая мода - это зеркало времени, но только после того, как она будет принята отдельным социальным кругом, народом. Её кривая идёт вверх с популярностью, увеличивается количество тех, кто получает от неё удовольствие. Когда мода достигает самой высокой точки, когда возникает угроза превращения модной одежды в однообразное форменное обмундирувание, мода перестает быть модой, цикл резко обрывается, или постепенно затухает [6].

Динамика социальных процессов обусловила стремительное изменение форм правления, экономическую и политическую нестабильность, сталкивала и «перемешивала» социальные класы и сословия. Первоочередную роль в общественной и политической жизни начинают играть политические партии и гражданско-политические объединения, ассоциации [5].

В формах, пропорциях, колористическом решении женской одежды отобразились все направления искусства XX в, обычаи, психология современного человека, борьба за эмансипацию. Бурная динамизация жизни, связанная с развитием промышленности, транспорта, способов информации, с ускорением темпов научного и технического прогресса, спобствовала становленнию индустрии моды [5].

Кроме того, мода - это один из самых важных механизмов культуры. Это механизм кратковременной популярности, к которому часто приобщается определённая демонстрация (к примеру, гражданской позиции). Этот механизм особенно усиливается в культуре массового типа. Одновременно, это механизм соединения индивидуализации и унификации. Г. Зиммель понимает под модой определённую особенную форму, с помощью которой обеспечивается компромис между тенденцией к социальному уравниванию и склонностью личности к проявлению своей индивидуальности [4].

В системе культуры мода - это тот феномен, который указывает на современные требования к продуктам культуры, поэтому развитие её национального варианта - важное условие одновременной модернизации и сохранения самобытности.

Обозначим основные связи моды и других компонентов культуры. Одним из самых важных является двойная связь с массовой культурой. Как уже упоминалось, в массовой культуре мода - один из механизмов актуализации культурного образца, мода в массовой культуре - целый институт - мода одежды. Этот последний возник с развитием промышленности и возможностью действительного массового производства одежды. Исследователи называют промышленность главным фактором, который повлиял на политику Домов мод и создания новых форм в одежде [5, с. 6; 12, с. 17]. Необходимость стандартизации и типизации всех предметов быта и жилых домов выдвинула задание изучения законов моды и её регулирования. Модой заинтересовались психологи, социологи, экономисты [12, с. 17]. В итоге, культурологические исследования моды касаются преимущественно её соотношения с массовой культурой. В культурном пространстве мода соотносится с большинством компонентов культуры, потому что имеет символический статус, через символические структуры соотносится со всеми другими компонентами. Одежда для человека - это тот объект, в котором она имеет возможность выразить своё личное художественное представление о мире, который окружает её, о путешествиях и неосуществлённых фантазиях и т.д.

Мода соотносится с такими элементами культуры, как идеология, политика, сознание эпохи (стереотипи, представления, образы, менталитет). Исследовательница Л. Дыхнич определяет уровни, на которых взаимодействуют (и анализируются соответственно) элементы социокультурних процессов: теоретико-концептуальный (на этом уровне формируются ценностно-смысловые ориентиры, идеалы и принципы развития, связанные с общей мировоззренческой системой эпохи); нормативно-содержательный (формирование програмных установок, лозунги, сформулированыые на основе тех или других положений этой системы); процессуальный (стратегия реализации програмних установок, про-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

203

паганда, конкретные шаги, направленные на реализацию программы) [6]. Соответственно, каждый следующий уровень основывается на предыдущем. Мода - это составляющая третьего уровня, но через неё можно определить два первых уровня, которые свёрнуто содержатся в ней.

Исследователи определяют такие признаки национального в искусстве: черты психологического состава народа и его быта, обычаи, традиции, обряды, общественные идеалы, эстетические идеалы, природные условия, а также специфические способы изображения (национальный язык искусства), при помощи которых всё перечисленное становится «телом» творческого произведения [3, с. 13-14]. Мода демонстрирует на конкретных примерах специфику отношений «национальное - глобальное» как в историческом срезе, так и в современной горизонтальной культуре.

Отдельного внимания заслуживает связь культурных компонентов «мода - традиция», что непосредственно касается специфики исследования и феномена внедрения в моду этнического компонента.

В современной культуре место этнического пребывает в пространстве «символической аутентичности», то есть является не просто аутентичной частью культуры, а символической формой, потому что может быть вписана в инокультурную реальность, и в большей степени отображает представления и устоявшийся образ феномена, чем феномен сам по себе.

В системе современных культур есть специально отведённое место для аутентичных культур - они занимают определённое символическое пространство, требуют защищённости, возрождения и сохранения (то есть заранее признаются как слабый элемент культуры, который должен основываться на других, более сильных). Легитимными являются шаги по поддержке этих культурных элементов, а также их количество. Признаётся равноправие культур, однако существует набор стандартных ассоциаций с этническими, которые используются, например, в таких сферах культуры как кинематограф, литература или мода на аксессуары.

Основные этнические мотивы задекларированы в современной культуре как «легитимно-аутентичные», то есть такие, которые являются признанными этническими темами: американский (индианский), индийский, африканский, в последнее время мусульманский.

Обращение к иностранным этническим мотивам может восприниматься как «острая» экзотика. Украинская тематика в масштабе мировой моды или на расстоянии от укранской культуры может также играть роль экзотики (пример американского бренда Pvblik (New York)), который в 2012 г. представил коллекцию в украинском «сельском стиле». Наоборот, в пространстве украинской моды

обращение к украинской народной культуре имеет совсем другую характеристику - характеристику приобщения к собственным корням, собственным традициям. Это самоактуализация украинского стиля в аутентичной плоскости. Хотя национальная вышитая сорочка это так называемый must-have в гардеробе каждого украинца, очень немного людей носят настоящую вышитую вручную крестиком или бисером вышиванку. Современные же богемные вишиванки и принтованные топы не требуют придерживания фольклорного стиля или традиционного народного костюма, и среди всех прочих преимуществ созданы именитыми дизайнерами. Мировые дизайнеры и стилисты широко эксплуатируют этнические мотивы. «В дело идёт всё: техники ручной вишивки крестиком и гладью, ленточки и плетение, использование натуральных материалов и орнаментов, этнический покрой. Такой кантри-стиль “сельским гламуром” уже никак не назовёшь - пишет один из журналистов [10]. В мировой и украинской культуре одежды уже выработался определённый стиль этномоды, например, соединения вышиванок с джинсами - классика этномоды современности. В Украине становится всё более модным не столько сам по собе этнос-тиль, сколько общая заинтересованность этническим, национальным. Украинскую вишиванку нельзя рассматривать только через понятие моды, так как именно этот феномен объединяет в себе, казалось бы, противоположные элементы культуры - моду и традицию. Модным становится традиционный элемент культуры.

Так как мода имеет вневременной характер, то является актуальной для циклической репрезентации. По своему характеру мода - это верхний шар культурних элементов, поэтому нельзя вытеснять традицию полностью. В современной культуре от традиции может остаться только механизм, и роль традицинного элемента будет исполнять, например, инокультурний элемент. Часто правомерно говорить об образовании новых традиций и заселении ими традиционного шара культуры. Можно говорить и о формировании традиций, а в этом процессе не последнюю культурообразовательную роль играет мода.

Мода в соединении с традицией представляет собой немного изменённый феномен. Например, может быть такой синтезированный вариант, как традиционная модность - в мире модной одежды известны конкретные вещи, которые не выходят из моды. Речь идет об определённом количестве феноменов, которые являются модными по традиции, мода (текучесть и сменяемость) преобретают характер цикличности и постоянства. Это второй вариант соединения двух противоположных культурных механизмов.

Таким образом, мы сталкиваемся с двумя вариантами соединения этих элементов с одним преоб-

204

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

ладающим компонентом: там, где имеет место склонность к повторению и стабилизации, преобладает традиция, это «делание» моды традициею. И наоборот, там, где преобладают актуализация и временность - превалирует элемент моды, это «делание» традиции модой.

Библиографический список

1. Андреева Ю. Татьяна Земскова и Алена Ворожбит: правила диктуем мы // Зеркало моды. -

2004. - № 6. - С. 88-89.

2. Антонюк О. Формування етнополітики Української держави: історичні та теоретико-методо-логічні засади: монографія. - К., 1999. - 282 с.

3. Гизатов К.Т. Национальное и интернациональное в советском искусстве. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1982. - 272 с.

4. ЗиммельГ. Мода // Избранное. - М.: Юристъ, 1996. - Т. 2: Созерцание жизни. - С. 266-291.

5. Дзеконська-Козловска А. Женская мода ХХ века: пер. с пол. - М.: Легкая индустрия, 1977. -296 с.

6. Дихнич Л.П. Феномен моди в соціокультурних процесах ХХ століття: Автореф. дис. ... канд. іст. наук / Київ. нац. ун-т культури і мистец. - К., 2002. - 20 с.

7. Козлова Т В. Костюм как знаковая система. -М.: МТИ, 1980. - 68 с.

8. Мельник М.Т. Мода в контексті художніх практик XX ст.: Автореф. дис. ... канд. мистецтвознав / Київ. нац. ун-т культури і мистец. - К., 2008. - 19 с.

9. Нагорна Л.П. Національна ідентичність в Україні. - К.: ІПІЕНД, 2002. - 271 с.

10. Тренд тижня - вишиванка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://life.pravda.com.ua/ fashion/2012/07/17/106887/.

11. Художник, вещь, мода: сб. ст. / сост.: М.Л. Бодрова, А.Н. Лаврентьев. - М.: Совет. художник, 1988. - 368 с.

12. ЯцківЯ. Розвиток науки в Україні в контексті української національної ідеї // Україна в пошуках себе: національна ідея, проблеми розвитку: зб. матеріалів експертів Всеукр. експерт. мережі / упо-ряд. О. Судакова. - К.: Києво-Могилян. акад., 2007. - С. 222-233.

УДК 7.03(09)

Тюрикова Юлия Михайловна

Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова,

fii-rhea@mail.ru

ОБРАЗЫ ВРЕМЕНИ В КАЛЕНДАРНЫХ ЦИКЛАХ ИСКУССТВА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ИТАЛИИ

В статье исследуются изображения знаков зодиака и «трудов месяцев» в искусстве Италии в Средние века. Ключевые слова: Средние века, Италия, «труды месяцев», знаки Зодиака.

Распространенной темой итальянского искусства в Средние века является тема времени. В истории искусства хорошо известны произведения, которые принято обозначать понятием «труды месяцев». Пожалуй, наиболее востребована в Италии данная тематика была в скульптуре XII века: известный американский искусствовед Дж. Вебстер (1905-1989) называет среди наиболее важных примеров этого столетия мозаичный пол в соборах Аосты и Павии, рельефы Сан-Дзено в Вероне, Фиденцы, собора и баптистерия Пармы и купели во Флоренции, а также в соборе Феррары [12, с. 136-149]. Однако есть и примеры XIII века. Большинство календарных циклов были созданы в Северной Италии, особенно в Ломбардии.

Сочетание «трудов месяцев» с изображениями Зодиака было принято в византийских циклах, в средневековой Франции, в том или ином виде это же сочетание было характерно и для ранней итальянской мозаики, в то время как в Ломбардии

XII века эти циклы изображались отдельно. Для итальянских календарных циклов рельефов

XIII века правилом является сочетание изображений «трудов месяцев» с соответствующими знака-

ми Зодиака. О важности зодиакального измерения календаря свидетельствует обширное использование зодиакальной символики в «Божественной комедии» Данте. Философское осмысление времени в средневековой Италии выражено в стихах Данте («Рай», песнь 27, ст. 118-120):

Как время, в этот погрузясь сосуд Корнями, в остальных живет вершиной,

Теперь понять тебе уже не в труд.

Этот отрывок знаток оригинального текста «Божественной комедии» М.Л. Лозинский комментирует следующим образом: «Незримые корни времени погружены в Перводвигатель, а его зримая листва, или вершина, расположена в остальных небесах и воплощена в движении светил» [2].

Что касается материала воплощения календарных циклов, то наиболее важными являются напольная мозаика, фрески и рельефы (причем не только в убранстве церквей, но и в городском строительстве, как, например, в барельефах фонтана Маджоре XIII в.).

Одним из первых примеров изображения циклов месяцев в раннем средневековье является выполненный в технике мозаики пол с изображения-

© Тюрикова Ю.М., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.