4. Кармин А.С. Культурология. - СПб.: Лань, 2003. - С. 200-205.
5. Кармин А.С. Основы культурологи. Историография культуры. - СПб.: Лань, 1997. - 203 с.
6. Кравченко О.В. Національний культурний простір сучасної України як культурологічна проблема [Електронний ресурс] // Вісник Харківської державної академії культури. - Вип. 31. - Харків, 2010. - Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/ portal/soc_gum/vkhdak/2010_31 31-1-01.pdf
7. Культурология : учеб. пособие для студ. вузов / Е.А. Подольская, К.А. Иванова, В.Д. Лихвар. -Харьков: Изд-во НФаУ «Золотые страницы»,
2003. - С. 27-28.
8. Орлова Е.Б. Культурное пространство: определение, специфика, структура // Аналитика культурологи. - 2010 [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.analiculturolog.ru/archive/item/ 589-cultural-space-structure-determination-of-specificity.html
9. Садохин А.П., Толстикова И.И. Культурология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по соц.-гумани-тарным спец. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011. - С. 12.
10. Свирида И.И. Пространство и культура: аспекты изучения // Славяноведение. - 2003. - N° 4. -С. 19-21.
11. Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. valerytishkov. ru/engine/documents/ document902.pdf. - С. 289-290.
12. Україна в 2006 році: внутрішнє і зовнішнє становище та перспективи розвитку: експерт, доп. -К.: Славутич ; Дельфін, 2007. - 19 с.
УДК 391
Наумкина Ольга Сергеевна
Харьковская государственная академия культуры, г. Харьков, Украина
fort64@yandex.ru
ФЕНОМЕН МОДЫ И ЕГО КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
В статье объясняется природа происхождения феномена моды, описано значение феномена моды и его культурных связей. Мода подчиняется общим законам исторического развития и отображает все особенности своего времени: самые важные культурные достижения, самые заметные события общественно-полтической жизни, войны, революции, экономического кризиса.
Ключевые слова: мода, стиль, традиция, одежда, вышиванка, искусство, аутентичность.
Мода - феномен культуры (присущий всем культурам динамического типа), который одновременно является составной частью культуры, то есть охватывает собой определённое количество её элементов (являясь институтом в культуре), и одновременно определённым типом культурного механизма.
Мода является составной частью культуры на уровне отдельного института, существует как отдельная (относительно закрытая) субкультура. Речь идёт об институте моды одежды. В другом понимании мода - внеуровневый элемент культуры, который охватывает разные сферы культуры. В большей степени, механизм распространения феноменов приобретения статуса. Такое понимание касается понятий «модный» и «модности», которое может быть приспособлено к разным феноменам и артефактам культуры. Это понятие отображает про-цессуальность и механизм приобретения статуса, взаемосвязь традиционных и инновационных элементов культуры.
В самом употребляемом значении «мода» - это недолгое доминирование в обществе определённого вкуса [7; 10, с. 12]. Специальный термин «мода» означает особенную сферу человеческой деятельности по изготовлению, распространению и употреблению предметов первой необходимости (одеж-
да, обувь и т.д.). В ней органично соединяется материальное производство, предпринимательство и художественная (искуствоведческая) практика [7].
Лёгкость восприятия моды в том, что она меняет «верхний шар», внешнюю поверхность культурных элементов, не изменяя при этом её сущности. Мода придаёт постоянный статус и постоянно меняемую форму. Самая яркая иллюстрация - это одежда. Модная одежда меняется каждый сезон, но именно из-за этой тенденции изменчивости она придаёт субъекту моды статус модного. Быть модным - вовремя изменяться. Непостоянство моды -одна из главных её характеристик. Слово «мода» происходит от латинского modus, что означает определённую меру или размер. Родственные слова -модуль, модель - означают разновидность, подоб-ность, образец [10, с. 12]. Мода, а также ещё несколько категорий культуры, например, стиль, являются теми феноменами, через которые проявляет себя вся эпоха. Стиль демонстрирует устойчивость, стабильность, традицию. Определённая ограниченность стилей обеспечивает цикличность в моде, что также является её характеристикой.
Через цикличность мода связывает себя с прошлым. Мода, по бинарному разделению, принадлежит к динамическому типу общества и культуры, поскольку является срезом современности, ча-
202
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ N 3, 2013
© Наумкина О.С., 2013
сто - синонимом современности. «Модный» и «современный» близкие понятия. Современность может черпать свои жизненные силы в прошлом, это заимствование в прошлом не столько форм, сколько содержаний - говорят, например, «атмосфера семедесятих», потому что заимствуют не только и не сколько форму платьев, сколько мировоззрение и ценности того времени, собственно поэтому происходит разделение на эпохи и обращение, возвращение к ним. Мода может быть приобщением к прошлому, идентификацией с прошлым.
Одновременно модные артефакты культуры являются символами своей эпохи, её знаками. Продукты индустрии моды выполняют не только утилитарные функции, они сигнализируют о времени своего создания, они являются материальными свидетельствами мировоззренческих основ культуры, в них сосредотачиваются художественно-теоретические учения, концепции, взгляды, манифестации, распространённые в конкретной культурной ситуации [7].
Приближённость стиля и моды по функциям проявления характерных признаков эпохи подчёркивают как исследователи, так и художники: «Стиль рождается тогда, когда художник не только умом познаёт идеалы своего времени, но и тогда, когда он иначе не может уже чувствовать, когда идеология его столетия, его народа становится его личной идеологией. Стиль это способ виражения даной эпохи в любом искусстве» [8, с.18]. Соответствующая роль и у моды, в частности, моды на стиль.
Каждая мода - это зеркало времени, но только после того, как она будет принята отдельным социальным кругом, народом. Её кривая идёт вверх с популярностью, увеличивается количество тех, кто получает от неё удовольствие. Когда мода достигает самой высокой точки, когда возникает угроза превращения модной одежды в однообразное форменное обмундирувание, мода перестает быть модой, цикл резко обрывается, или постепенно затухает [6].
Динамика социальных процессов обусловила стремительное изменение форм правления, экономическую и политическую нестабильность, сталкивала и «перемешивала» социальные класы и сословия. Первоочередную роль в общественной и политической жизни начинают играть политические партии и гражданско-политические объединения, ассоциации [5].
В формах, пропорциях, колористическом решении женской одежды отобразились все направления искусства XX в, обычаи, психология современного человека, борьба за эмансипацию. Бурная динамизация жизни, связанная с развитием промышленности, транспорта, способов информации, с ускорением темпов научного и технического прогресса, спобствовала становленнию индустрии моды [5].
Кроме того, мода - это один из самых важных механизмов культуры. Это механизм кратковременной популярности, к которому часто приобщается определённая демонстрация (к примеру, гражданской позиции). Этот механизм особенно усиливается в культуре массового типа. Одновременно, это механизм соединения индивидуализации и унификации. Г. Зиммель понимает под модой определённую особенную форму, с помощью которой обеспечивается компромис между тенденцией к социальному уравниванию и склонностью личности к проявлению своей индивидуальности [4].
В системе культуры мода - это тот феномен, который указывает на современные требования к продуктам культуры, поэтому развитие её национального варианта - важное условие одновременной модернизации и сохранения самобытности.
Обозначим основные связи моды и других компонентов культуры. Одним из самых важных является двойная связь с массовой культурой. Как уже упоминалось, в массовой культуре мода - один из механизмов актуализации культурного образца, мода в массовой культуре - целый институт - мода одежды. Этот последний возник с развитием промышленности и возможностью действительного массового производства одежды. Исследователи называют промышленность главным фактором, который повлиял на политику Домов мод и создания новых форм в одежде [5, с. 6; 12, с. 17]. Необходимость стандартизации и типизации всех предметов быта и жилых домов выдвинула задание изучения законов моды и её регулирования. Модой заинтересовались психологи, социологи, экономисты [12, с. 17]. В итоге, культурологические исследования моды касаются преимущественно её соотношения с массовой культурой. В культурном пространстве мода соотносится с большинством компонентов культуры, потому что имеет символический статус, через символические структуры соотносится со всеми другими компонентами. Одежда для человека - это тот объект, в котором она имеет возможность выразить своё личное художественное представление о мире, который окружает её, о путешествиях и неосуществлённых фантазиях и т.д.
Мода соотносится с такими элементами культуры, как идеология, политика, сознание эпохи (стереотипи, представления, образы, менталитет). Исследовательница Л. Дыхнич определяет уровни, на которых взаимодействуют (и анализируются соответственно) элементы социокультурних процессов: теоретико-концептуальный (на этом уровне формируются ценностно-смысловые ориентиры, идеалы и принципы развития, связанные с общей мировоззренческой системой эпохи); нормативно-содержательный (формирование програмных установок, лозунги, сформулированыые на основе тех или других положений этой системы); процессуальный (стратегия реализации програмних установок, про-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013
203
паганда, конкретные шаги, направленные на реализацию программы) [6]. Соответственно, каждый следующий уровень основывается на предыдущем. Мода - это составляющая третьего уровня, но через неё можно определить два первых уровня, которые свёрнуто содержатся в ней.
Исследователи определяют такие признаки национального в искусстве: черты психологического состава народа и его быта, обычаи, традиции, обряды, общественные идеалы, эстетические идеалы, природные условия, а также специфические способы изображения (национальный язык искусства), при помощи которых всё перечисленное становится «телом» творческого произведения [3, с. 13-14]. Мода демонстрирует на конкретных примерах специфику отношений «национальное - глобальное» как в историческом срезе, так и в современной горизонтальной культуре.
Отдельного внимания заслуживает связь культурных компонентов «мода - традиция», что непосредственно касается специфики исследования и феномена внедрения в моду этнического компонента.
В современной культуре место этнического пребывает в пространстве «символической аутентичности», то есть является не просто аутентичной частью культуры, а символической формой, потому что может быть вписана в инокультурную реальность, и в большей степени отображает представления и устоявшийся образ феномена, чем феномен сам по себе.
В системе современных культур есть специально отведённое место для аутентичных культур - они занимают определённое символическое пространство, требуют защищённости, возрождения и сохранения (то есть заранее признаются как слабый элемент культуры, который должен основываться на других, более сильных). Легитимными являются шаги по поддержке этих культурных элементов, а также их количество. Признаётся равноправие культур, однако существует набор стандартных ассоциаций с этническими, которые используются, например, в таких сферах культуры как кинематограф, литература или мода на аксессуары.
Основные этнические мотивы задекларированы в современной культуре как «легитимно-аутентичные», то есть такие, которые являются признанными этническими темами: американский (индианский), индийский, африканский, в последнее время мусульманский.
Обращение к иностранным этническим мотивам может восприниматься как «острая» экзотика. Украинская тематика в масштабе мировой моды или на расстоянии от укранской культуры может также играть роль экзотики (пример американского бренда Pvblik (New York)), который в 2012 г. представил коллекцию в украинском «сельском стиле». Наоборот, в пространстве украинской моды
обращение к украинской народной культуре имеет совсем другую характеристику - характеристику приобщения к собственным корням, собственным традициям. Это самоактуализация украинского стиля в аутентичной плоскости. Хотя национальная вышитая сорочка это так называемый must-have в гардеробе каждого украинца, очень немного людей носят настоящую вышитую вручную крестиком или бисером вышиванку. Современные же богемные вишиванки и принтованные топы не требуют придерживания фольклорного стиля или традиционного народного костюма, и среди всех прочих преимуществ созданы именитыми дизайнерами. Мировые дизайнеры и стилисты широко эксплуатируют этнические мотивы. «В дело идёт всё: техники ручной вишивки крестиком и гладью, ленточки и плетение, использование натуральных материалов и орнаментов, этнический покрой. Такой кантри-стиль “сельским гламуром” уже никак не назовёшь - пишет один из журналистов [10]. В мировой и украинской культуре одежды уже выработался определённый стиль этномоды, например, соединения вышиванок с джинсами - классика этномоды современности. В Украине становится всё более модным не столько сам по собе этнос-тиль, сколько общая заинтересованность этническим, национальным. Украинскую вишиванку нельзя рассматривать только через понятие моды, так как именно этот феномен объединяет в себе, казалось бы, противоположные элементы культуры - моду и традицию. Модным становится традиционный элемент культуры.
Так как мода имеет вневременной характер, то является актуальной для циклической репрезентации. По своему характеру мода - это верхний шар культурних элементов, поэтому нельзя вытеснять традицию полностью. В современной культуре от традиции может остаться только механизм, и роль традицинного элемента будет исполнять, например, инокультурний элемент. Часто правомерно говорить об образовании новых традиций и заселении ими традиционного шара культуры. Можно говорить и о формировании традиций, а в этом процессе не последнюю культурообразовательную роль играет мода.
Мода в соединении с традицией представляет собой немного изменённый феномен. Например, может быть такой синтезированный вариант, как традиционная модность - в мире модной одежды известны конкретные вещи, которые не выходят из моды. Речь идет об определённом количестве феноменов, которые являются модными по традиции, мода (текучесть и сменяемость) преобретают характер цикличности и постоянства. Это второй вариант соединения двух противоположных культурных механизмов.
Таким образом, мы сталкиваемся с двумя вариантами соединения этих элементов с одним преоб-
204
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013
ладающим компонентом: там, где имеет место склонность к повторению и стабилизации, преобладает традиция, это «делание» моды традициею. И наоборот, там, где преобладают актуализация и временность - превалирует элемент моды, это «делание» традиции модой.
Библиографический список
1. Андреева Ю. Татьяна Земскова и Алена Ворожбит: правила диктуем мы // Зеркало моды. -
2004. - № 6. - С. 88-89.
2. Антонюк О. Формування етнополітики Української держави: історичні та теоретико-методо-логічні засади: монографія. - К., 1999. - 282 с.
3. Гизатов К.Т. Национальное и интернациональное в советском искусстве. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1982. - 272 с.
4. ЗиммельГ. Мода // Избранное. - М.: Юристъ, 1996. - Т. 2: Созерцание жизни. - С. 266-291.
5. Дзеконська-Козловска А. Женская мода ХХ века: пер. с пол. - М.: Легкая индустрия, 1977. -296 с.
6. Дихнич Л.П. Феномен моди в соціокультурних процесах ХХ століття: Автореф. дис. ... канд. іст. наук / Київ. нац. ун-т культури і мистец. - К., 2002. - 20 с.
7. Козлова Т В. Костюм как знаковая система. -М.: МТИ, 1980. - 68 с.
8. Мельник М.Т. Мода в контексті художніх практик XX ст.: Автореф. дис. ... канд. мистецтвознав / Київ. нац. ун-т культури і мистец. - К., 2008. - 19 с.
9. Нагорна Л.П. Національна ідентичність в Україні. - К.: ІПІЕНД, 2002. - 271 с.
10. Тренд тижня - вишиванка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://life.pravda.com.ua/ fashion/2012/07/17/106887/.
11. Художник, вещь, мода: сб. ст. / сост.: М.Л. Бодрова, А.Н. Лаврентьев. - М.: Совет. художник, 1988. - 368 с.
12. ЯцківЯ. Розвиток науки в Україні в контексті української національної ідеї // Україна в пошуках себе: національна ідея, проблеми розвитку: зб. матеріалів експертів Всеукр. експерт. мережі / упо-ряд. О. Судакова. - К.: Києво-Могилян. акад., 2007. - С. 222-233.
УДК 7.03(09)
Тюрикова Юлия Михайловна
Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова,
fii-rhea@mail.ru
ОБРАЗЫ ВРЕМЕНИ В КАЛЕНДАРНЫХ ЦИКЛАХ ИСКУССТВА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ИТАЛИИ
В статье исследуются изображения знаков зодиака и «трудов месяцев» в искусстве Италии в Средние века. Ключевые слова: Средние века, Италия, «труды месяцев», знаки Зодиака.
Распространенной темой итальянского искусства в Средние века является тема времени. В истории искусства хорошо известны произведения, которые принято обозначать понятием «труды месяцев». Пожалуй, наиболее востребована в Италии данная тематика была в скульптуре XII века: известный американский искусствовед Дж. Вебстер (1905-1989) называет среди наиболее важных примеров этого столетия мозаичный пол в соборах Аосты и Павии, рельефы Сан-Дзено в Вероне, Фиденцы, собора и баптистерия Пармы и купели во Флоренции, а также в соборе Феррары [12, с. 136-149]. Однако есть и примеры XIII века. Большинство календарных циклов были созданы в Северной Италии, особенно в Ломбардии.
Сочетание «трудов месяцев» с изображениями Зодиака было принято в византийских циклах, в средневековой Франции, в том или ином виде это же сочетание было характерно и для ранней итальянской мозаики, в то время как в Ломбардии
XII века эти циклы изображались отдельно. Для итальянских календарных циклов рельефов
XIII века правилом является сочетание изображений «трудов месяцев» с соответствующими знака-
ми Зодиака. О важности зодиакального измерения календаря свидетельствует обширное использование зодиакальной символики в «Божественной комедии» Данте. Философское осмысление времени в средневековой Италии выражено в стихах Данте («Рай», песнь 27, ст. 118-120):
Как время, в этот погрузясь сосуд Корнями, в остальных живет вершиной,
Теперь понять тебе уже не в труд.
Этот отрывок знаток оригинального текста «Божественной комедии» М.Л. Лозинский комментирует следующим образом: «Незримые корни времени погружены в Перводвигатель, а его зримая листва, или вершина, расположена в остальных небесах и воплощена в движении светил» [2].
Что касается материала воплощения календарных циклов, то наиболее важными являются напольная мозаика, фрески и рельефы (причем не только в убранстве церквей, но и в городском строительстве, как, например, в барельефах фонтана Маджоре XIII в.).
Одним из первых примеров изображения циклов месяцев в раннем средневековье является выполненный в технике мозаики пол с изображения-
© Тюрикова Ю.М., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013
205