Научная статья на тему 'Общенациональное культурное пространство как объект научного осмысления'

Общенациональное культурное пространство как объект научного осмысления Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
336
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / УКРАИНСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАЦИЯ / NATIONAL CULTURAL SPACE / NATIONAL IDENTITY / UKRAINIAN CULTURE / SOCIOCULTURAL SPHERE / POLITICAL NATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дудник Валентина Александровна

В статье рассмотрена сущность украинского культурного пространства как объекта научного исследования и его влияние на процессы формирования национальной идентичности, проанализированы трансформационные процессы в социокультурной сфере Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National cultural space as object of scientific comprehension

The essence of Ukrainian cultural space as an object of scientific research and the influence on the processes of forming of national identity is considered, transformation processes are analysed in the sociocultural sphere of Ukraine.

Текст научной работы на тему «Общенациональное культурное пространство как объект научного осмысления»

ника не скрывается, но общение с ним относится к сфере интимного. Наставники не раскрывают секретов Города и Эксперимента. Вероятно, Наставники не являются отдельной от подопечного личностью, так как в предпоследнем разговоре со своим Наставником Андрей говорит ему: «Поддакиваете много, господин Наставник. Слишком уж беспардонно поддакиваете мне, господин Воронин-второй, совесть моя желтая» [3, с. 139].

Время от времени в Городе происходят глобальные процессы, природу и смысл которых Наставники жителям не сообщают. Эрозия построек или превращение воды в желчь, нашествие агрессивных приматов - детали «Эксперимента», которые, на наш взгляд, проверяют, как созданный Наставниками социум реагирует на различные факторы. Культура глобализации, культура XX века порождает принципы существования фантастического города, описанного Стругацкими. Как и в других антиутопиях, мы видим борьбу главного героя с системой, которую представляет собой Город - он начинает жизнь в рамках «Эксперимента» как мусорщик, потом становится следователем, чиновником. Система Града ассимилирует его жителей, невзирая на пол, возраст, национальность, убеждения. Город Стругацких - культурно - социальный эксперимент по внедрению идей глобалистики,

массовой культуры в локальном очаге. Сама название «Град Обречённый» символично. Конец «Эксперимента» плачевный: к власти приходит диктатор, власть Наставников подорвана. Стругацкие, по нашему мнению, провели определённое родство экспериментов над человеческим социумом и ситуацией с экспансией глобализации в нашем мире. Антиутопия и антиутопическое мышление остаются актуальными и в XXI веке, когда инструментом внедрения принципов механики в человеческое сообщество является массовая культура, культура глобализации.

Библиографический список

1. Баталов Э.Я. В мире Утопии. Пять диалогов об Утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. - М.: Политиздат 1989. - 319 с.

2. Едошина И.А. Человек в пространстве культуры. - Кострома: КГУ, 1994. - 135 с.

3. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Град обречённый. - М.: Сталкер, 2004.

4. Чаликова В.А. Утопия и свобода: Эссе разных лет. - М.: Весть, 1994. - 184 с.

5. Чернышева Т.А. Природа фантастики. Гносеологические и эстетические аспекты фантастической образности. - Иркутск: Изд-во Иркут. унта, 1985.

УДК 130.02(477)+111.852

Дудник Валентина Александровна

Национальная музыкальная академия Украины имени П.И. Чайковского, г. Киев, Украина

kisinkin@gmail. com

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

В статье рассмотрена сущность украинского культурного пространства как объекта научного исследования и его влияние на процессы формирования национальной идентичности, проанализированы трансформационные процессы в социокультурной сфере Украины.

Ключевые слова: общенациональное культурное пространство, национальная идентичность, украинская культура, социокультурная сфера, политическая нация.

Трансформационные процессы в социокультурной сфере Украины периода независимости побуждают к научному осмыслению такого актуального понятия, как общенациональное культурное пространство. Перспективы развития социокультурной сферы рассматривают многие современные исследователи на основе разных концептуальных подходов к этой научной проблеме. Идея формирования единого культурного пространства является особенно важной для современной Украины, поскольку от её реализации в духовно-культурной и практической плоскостях зависит утверждение национальной идентичности и украинской политической нации.

В современных гуманитарных науках проблема пространственного измерения социума и культуры является одной из ведущих. Её исследовали

как зарубежные (П. Бурдье, Е. Гидерс, А. Лефевр, М. Фуко), так и отечественные ученые, русские (А. Быстрова, И. Гуткин, С. Иконникова, В. Тиш-ков, Ю. Лотман, Е. Орловская, И. Свирида) и украинские (С. Бабенко, О. Гриценко, О. Сулименко, О. Кравченко и др.).

Цель статьи - раскрыть сущность украинского культурного пространства как объекта научного исследования в контексте процессов государственного созидания и международного опыта.

Многозначность категории пространства и длительный исторический период ее осмысления, берущий начало в античности, ставит перед исследователями важное задание в условиях Украины: сформулировать национальную модель создания единого полномасштабного культурного пространства.

В работах современных исследователей термин «культурное пространство» имеет разнообразную понятийную и концептуальную интерпретацию. И. Свирида выделяет два значения понятия культурного пространства: во-первых, это концептуальное пространство, созидаемое в текстах культуры и преобразованное в образ, иными словами - это реальное пространство, свидетельствующее о том, что культура работает с категорией «культурное пространство»; во-вторых, - это пространство существования (обитания) культуры - среда, в которой, сочетаясь, существуют и развиваются культурные явления [10]. Е. Орловская отмечает, что культурное пространство проявляет себя как определенная материальная и духовная реальность. Осваивая пространство, насыщая его знаками и значениями, культура осмысливает его естественные свойства. Сначала сугубо топологические признаки преобразовываются в так называемую «вторичную природу» - культурное пространство. Человек, как творец культуры, созидает и пространство своего проживания. «Отвоевывая жизненное пространство» у природы (пространство как территорию), человек осваивает его и как существо природное, и как социальное, потому деятельность его направлена на превращение природного мира, и является средством существования социального. Творчество наполняет этот мир множественностью значений. Пространство оказывается постоянно задействованным в деятельности человека, поэтому культурное пространство всегда содержит в себе творческое начало [8].

А. Быстрова в структуре культурного пространства выделяет такие его составляющие, как пространство реального мира (географическое, физическое), пространство социума, информационнознаковое и интеллектуальное пространство. Культурное пространство природы, отмечает она, формируется в процессе его освоения этносом, проживающим в нем. Культурное пространство социума охватывает и цивилизационный его аспект, и социальное пространство, и пространство значений. Все это представляет то состояние человеческого бытия, которое только в своей полноте и целостности образует совокупность бытия культуры. А. Быстрова, рассматривая информационную парадигму пространства, выделяет, как минимум, две стороны культуры. С одной стороны, - географическое пространство как среду обитания людей. Оно содержит значительный поток информации, естественных знаков, которые определенным образом влияют на деятельность, мышление, мировоззрение людей этой среды. Среда проживания, в свою очередь, является источником создания символов, мифов, религий, языков, особенностей научной и практической деятельности. С другой стороны, -символы, знаки опредмечивают знания, результаты разнообразной человеческой деятельности, ста-

новятся языком культуры, той информационной средой, в которой существует и человек, и общество в целом. Язык культуры охватывает также социальное пространство, его формы и виды. Отдельные элементы языка и их совокупность можно воспринимать как содержание информационного пространства.

Важным в интерпретации русским исследователем модели культурного пространства является ряд положений, которые также следует отметить: а) ни один из отмеченных видов культурного пространства не «перекрывает» другого, а могут не только «входить» друг в друга, но и изменять место своей «локализации», и свое значение в тот или иной исторический период; б) культурное пространство имеет и временное измерение. Каждое явление в мире человеческой деятельности имеет начало, развитие, достигает кульминации в определенный период, а далее - регресс и завершение; в) хрестоматийным признаком пространства является наличие границ, которые разделяют разные системы, полностью реализуются в культурных, приобретая при этом новое качество. Каждая из локально-исторических культур, каждый из видов культуры, каждая из культурных систем имеет такие границы [1].

Известный этнолог В. Тишков, рассматривая проблемы социально-культурной эволюции человечества, восприятия времени и пространства, обращает внимание на осмысление среды пространства, созидаемой человеком, как своего рода физического и умственного отражения организации пространства человеком (культурное пространство). Среди разных категорий культурного пространства, так называемого «геопространства», организованного по-разному в разных культурных традициях, исследователь выделяет такие: социальное, поведенческое, психологическое, воображаемое, информационное, электронное. Культурное пространство, по его мнению, предполагает взаимодействие четырех субстанций или элементов, составляющих пространство, время, содержание, коммуникации, без которых невозможно рассматривать организацию и использование геопространства [11].

Е. Подольская, К. Иванова, В. Лихварь в структуре культурного пространства выделяют три культурных формы. В первую очередь, это качественно существенная его часть, а именно: духовная культура, к которой принадлежат религия, искусство, философия. Существенным признаком всех этих культурных форм является то, что у них на первом плане пребывает сопоставление знаний и ценностей. Дальше в культурном пространстве выделяются формы культуры, определяющие социальные отношения людей, их взаимодействие в обществе (моральную, правовую, политическую культуру), в которых фиксируются социальные ценности и идеалы, а также регуляторы поведения. Совокуп-

ность таких форм составляет сферу культуры социальных отношений или социальную культуру. Наконец, в культуре есть еще одна сфера - техническая культура, к которой относят культуру освоения и возделывания материала, культуру выполнения, изготовления, получения чего-либо [7].

Отечественные исследователи, учитывая особенности современного состояния украинского общества, рассматривают проблему формирования культурного пространства в национальном контексте, предусматривающем, как считает украинский ученый О. Кравченко, наличие практики его маркировки и появление того уровня содержательного определения культуры, который дает основания для выводов о ее национальной принадлежности.

В украинском публичном дисскурсе национально-культурное пространство воспринимается как аналог культурной среды государства. Конкретные характеристики его состояния являются основанием для актуализации национальных содержаний в культурных процессах и свидетельствуют о соответствии имеющихся культурных форм содержанию национального. О. Кравченко подчеркивает, что «национальное культурное пространство», как и «национальная идентичность», «национальная идея», «национальные интересы», учитывая неоднозначность постсоветского контекста понятия «нация», предусматривают широкий диапазон трактовки их содержаний [6]. В украинской науке употребляются такие определения, как «культурное пространство», «общенациональное культурное пространство», «национальное информационное пространство» и т. д. Они совпадают по содержанию их истолкования.

О. Кравченко, анализируя языковое и кулкгур-ное пространство, приходит к выводу о его нецело-стности, недостаточной наполненности национально-культурным продуктом. Целостность национального культурного пространства исследователь связывает с интегрированностьью отдельных регионов или общественных групп в общенациональный контекст при наличии общей системы символов, национального культурного продукта и каналов кулыур-ной коммуникации. То есть, из всех возможных институционных признаков культурной пространствен-ности актуализируются ее коммуникативные составляющие [2]. В современной культурологии большинство ученых определяют культурное пространство как пространство существования (бытования) культуры, наполненное ее явлениями, элементами, феноменами, определяющими его сущность. Культурные феномены, объединяясь, группируются в системы и комплексы, образуя культурные формы, в которых хранится и развивается информационнознаковое содержание общественной жизни.

Культурные формы по своей природе разнообразны и многочисленны. Трактуя их слишком широко, А. Кармин относит к ним национальные куль-

туры, народную, элитарную, массовую культуры, субкультуры, мифы, традиции, обычаи, являющиеся «атомами», из которых состоит «вещество, заполняющее культурное пространство» [5].

Осмысление культурного пространства в масштабе всего человечества дает возможность выделить в нем относительно автономные типы культурных форм: национальные культуры; региональные культуры; цивилизации, в составе которых в процессе исторического развития образуются разнообразные культурные формы меньшего значения, занимающие отдельные подотрасли их пространства. К ним следует отнести субкультуру, массовую культуру, контркультуру, элитарную культуру, народную культуру, городскую и сельскую культуры.

А. Кармин предложил наиболее убедительную структуру культурного пространства: это, в первую очередь, парадигмальные формы культуры - типичные «учредительные» структуры, определяющие организацию смыслового содержания культурных феноменов. Трем основным видам смыслов в мире культуры - знаниям, ценностям и регулятивам -отвечают три вида парадигмальних форм: 1) когнитивная парадигма; 2) ценностная парадигма; 3) регулятивная парадигма. Далее ученый выделяет три разновидности культуры: духовную; социальную и технологическую, которые составляют сферы культурного мира. Наконец, русский ученый выделяет третью составляющую культурного пространства - культурный сценарий, представляющий собой социокультурный сценарный план, основную сюжетную линию жизненного действия. В просторные культуры имеются эталонные сюжеты культурных сценариев, определяющие их общие контуры и инвариативные, независимые от конкретных жизненных ситуаций принципы построения. Но в пределах общего культурного сценария могут быть разные варианты, разные нюансы основного сюжета. Каждый человек избирает среди них любой, в зависимости от конкретных обстоятельств жизни и личной заинтересованности. Такая конкретизация главной сюжетной линией образует вторую сценарную прослойку - индивидуальный сценарий деятельности [4].

Исследование национальной концепции культурного пространства дает возможность определить его структурные элементы. Изначально термин «культурное пространство» означал «сферу, в которой, в соответствии с законодательством, проводится культурная деятельность и удовлетворяются культурные, информационные и досуговые потребности граждан, которая охватывает, в частности, радио и телевидение, периодические печатные издания и книгоиздательскую продукцию, рынок культурных услуг, а также культурно-художественную среду» [3].

Полномасштабность общенационального культурного пространства обеспечивается развитием

сфер художественной, культурно-просветительской, культурно-досуговой деятельности как профессиональной, так и любительской, эфирного пространства электронных массмедиа, национального рынка печатных СМИ, книгоиздания и книгораспрос-транения, других культурно-художественных продуктов и услуг, а также смежных сфер - образования, науки, деятельности структур гражданского общества [12].

Украинское культурное пространство как пространство бытования культуры дает возможность представить его структуру. Во-первых, - это национальная культура, то есть культура украинской политической нации, объединяющая разные варианты субкультур, обусловленные этническими, географическими, социальными, хозяйственными и классовыми факторами. Она развивалась, ориентируясь на прогрессивные, общие культурные достижения, созданные в годы пребывания нации в составе Русской империи и бывшего СССР, а также в процессе современной интеграции в мировое культурное пространство. Современная национальная культура содержит многочисленные взаимосогласованные и взаимодополняющие элементы: язык, искусство, верования обычаи, национальные общественные, политические, хозяйственные, культурные институции, взаимодействующие в едином коммуникационном пространстве. Эта конструкция составляет основу национальной идентичности.

Во-вторых, составляющей национальной культуры является украинская народная (этническая) культура как совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных украинским этносом в течение его истории на своей территории средствами этнического самовыражения (родной язык, родная религия). Своеобразие народной культуры предопределено влиянием географического фактора, особенностей исторического пути народа, взаимодействия с другими этнокультурами. Вследствие трудностей исторического пути Украины (монголо-татарское завоевание в XIII в., польско-литовская экспансия в XIV-XVI вв., зависимость от Российской и Австрийской империй в XIX-XX вв.), в отечественной традиции народная культура сыграла исключительную роль. А в XVI в., когда феодально-боярская знать восприняла католичество и польскую культуру, и до конца XVIII в., когда верхушка казацкой старшины русифицировалась, украинское общество развивалось, в значительной степени не имея полноценной национальной культурной элиты. Настоящими созидателями и носителями культуры были низы общества. В своем историческом контексте украинская культура развивалась, прежде всего, как народная.

В-третьих, в составе украинской национальной культуры есть субкультуры - культурные формы жизни отдельных слоев населения, классов, социальных групп. В наше время в пределах больших

культурных форм хранятся меньшие культурные формы: субкультуры, контркультура, элитарная культура. В частности, различают такие субкультуры: подростково-молодежную (рокеры, байкеры, хиппи и т.д.), разрушающую традиционные механизмы социализации и стремящуюся создать специфический образ жизни, культивировать свою особенность; профессиональную (театрального мира, армейского, научных работников, медиков); криминальные субкультуры (хулиганы, плуты, проститутки, наркоманы и тому подобное), создающие свои стандарты поведения, характерные для этого круга людей; религиозные, авторитарные секты («Свидетели Иеговы», «Аум Синрике» и др.), исповедующие единомыслие и суровую дисциплину. В украинском обществе происходит активный процесс создания воровской субкультуры криминального мира, в частности «специфической культуры миллионеров», определяющие признаки которой гипертрофировано раскрыты в анекдотах о «новых украинцах».

Актуальным для Украины является формирование общенациональной идентичности, консолидирующей принципы общества. Её трактуют как самоотождествление человека с определенным сообществом, его символами, ценностями, историей, территорией, культурой, государственными и правовыми институтами, политическими и экономическими интересами [12].

Формирование общенационального культурного пространства в Украине происходит в тесной связи с активными процессами созидания государства и национальной идентичности. Единое культурное пространство, его полномасштабность обеспечиваются путем развития сфер художественной, культурно-просветительской, культурно-досуговой деятельности, эфирного пространства электронных массмедиа, национального рынка печатных средств массовой информации, книгоиздания и книгорас-пространения, других культурно-художественных продуктов и услуг.

Библиографический список

1. Быстрова А.Н. Модель культурного пространства: граница и безграничность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnik.tspu.ru/files/ PDF/2008_1.pdf#page=95. - С. 98-101.

2. Гриценко О. А. Культурна трансформація в сучасній Україні: основні чинники та загальна характеристика змін // V Культурологічні читання пам’яті Володимира Подкопаєва «Культурологічний дискурс сучасного світу: від національної ідеї до гло-балізаційної цивілізації» : зб. матеріалів Всеукраїнської науково-практичної конференції, Київ, 12 червня 2007 р. - К. : Міленіум, 2007. - С. 20-31.

3. Закон України «Про культуру» [Електронний

ресурс]. - Режим доступу:

http:www.zakon.4rada.gov.ua/laws/show/2778-17.

4. Кармин А.С. Культурология. - СПб.: Лань, 2003. - С. 200-205.

5. Кармин А.С. Основы культурологи. Историография культуры. - СПб.: Лань, 1997. - 203 с.

6. Кравченко О.В. Національний культурний простір сучасної України як культурологічна проблема [Електронний ресурс] // Вісник Харківської державної академії культури. - Вип. 31. - Харків, 2010. - Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/ portal/soc_gum/vkhdak/2010_31 31-1-01.pdf

7. Культурология : учеб. пособие для студ. вузов / Е.А. Подольская, К.А. Иванова, В.Д. Лихвар. -Харьков: Изд-во НФаУ «Золотые страницы», 2003. - С. 27-28.

8. Орлова Е.Б. Культурное пространство: определение, специфика, структура // Аналитика культурологи. - 2010 [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://www.analiculturolog.ru/archive/item/ 589-cultural-space-structure-determination-of-specificity.html

9. Садохин А.П., Толстикова И.И. Культурология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по соц.-гумани-тарным спец. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011. - С. 12.

10. Свирида И.И. Пространство и культура: аспекты изучения // Славяноведение. - 2003. - N° 4. -С. 19-21.

11. Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. valerytishkov. ru/engine/documents/ document902.pdf. - С. 289-290.

12. Україна в 2006 році: внутрішнє і зовнішнє становище та перспективи розвитку: експерт, доп. -К.: Славутич ; Дельфін, 2007. - 19 с.

УДК 391

Наумкина Ольга Сергеевна

Харьковская государственная академия культуры, г. Харьков, Украина

fort64@yandex.ru

ФЕНОМЕН МОДЫ И ЕГО КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

В статье объясняется природа происхождения феномена моды, описано значение феномена моды и его культурных связей. Мода подчиняется общим законам исторического развития и отображает все особенности своего времени: самые важные культурные достижения, самые заметные события общественно-полтической жизни, войны, революции, экономического кризиса.

Ключевые слова: мода, стиль, традиция, одежда, вышиванка, искусство, аутентичность.

Мода - феномен культуры (присущий всем культурам динамического типа), который одновременно является составной частью культуры, то есть охватывает собой определённое количество её элементов (являясь институтом в культуре), и одновременно определённым типом культурного механизма.

Мода является составной частью культуры на уровне отдельного института, существует как отдельная (относительно закрытая) субкультура. Речь идёт об институте моды одежды. В другом понимании мода - внеуровневый элемент культуры, который охватывает разные сферы культуры. В большей степени, механизм распространения феноменов приобретения статуса. Такое понимание касается понятий «модный» и «модности», которое может быть приспособлено к разным феноменам и артефактам культуры. Это понятие отображает про-цессуальность и механизм приобретения статуса, взаемосвязь традиционных и инновационных элементов культуры.

В самом употребляемом значении «мода» - это недолгое доминирование в обществе определённого вкуса [7; 10, с. 12]. Специальный термин «мода» означает особенную сферу человеческой деятельности по изготовлению, распространению и употреблению предметов первой необходимости (одеж-

да, обувь и т.д.). В ней органично соединяется материальное производство, предпринимательство и художественная (искуствоведческая) практика [7].

Лёгкость восприятия моды в том, что она меняет «верхний шар», внешнюю поверхность культурных элементов, не изменяя при этом её сущности. Мода придаёт постоянный статус и постоянно меняемую форму. Самая яркая иллюстрация - это одежда. Модная одежда меняется каждый сезон, но именно из-за этой тенденции изменчивости она придаёт субъекту моды статус модного. Быть модным - вовремя изменяться. Непостоянство моды -одна из главных её характеристик. Слово «мода» происходит от латинского modus, что означает определённую меру или размер. Родственные слова -модуль, модель - означают разновидность, подоб-ность, образец [10, с. 12]. Мода, а также ещё несколько категорий культуры, например, стиль, являются теми феноменами, через которые проявляет себя вся эпоха. Стиль демонстрирует устойчивость, стабильность, традицию. Определённая ограниченность стилей обеспечивает цикличность в моде, что также является её характеристикой.

Через цикличность мода связывает себя с прошлым. Мода, по бинарному разделению, принадлежит к динамическому типу общества и культуры, поскольку является срезом современности, ча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.